Традиция примирения мизинцами. Мирись, мирись…

Главная / Бывшие

А если будешь драться, то я буду кусаться. А кусаться не при чём, буду драться кирпичом. А кирпич сломается, дружба начинается

(детское ) - о прекращении ссоры, обид.

  • - Чѣмъ дальше въ лѣсъ, тѣмъ больше дровъ. Ср. Единственное дѣло ихъ - было лганье... но... чѣмъ дальше въ лѣсъ, тѣмъ больше дровъ. Съ каждымъ днемъ талантъ лганья сталъ въ нихъ... въ несомнѣнно бо̀льшихъ размѣрахъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - С французского: Plus ca change, plus с "est la тёте chose. Автор выражения - французский писатель и журналист Альфонс Жан Карр...
  • - Слова немецкого поэта Генриха Гейне...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ЧУДО - ДИВО -...
  • - чем больше трясутся руки, тем больше я проливаю и, следовательно, меньше пью. Таким образом, чем больше я пью - тем меньше я пью. Такая вот своеобразная логика в оправдание пристрастия к спиртному...

    Словарь народной фразеологии

  • - Ср. Единственное дело их - было лганье... но... чем дальше в лес, тем больше дров. С каждым днем талант лганья стал в них... в несомненно бо/льших размерах. Гл. Успенский. Новые времена. Три письма. 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. ССОРА - БРАНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - В черный день не мирись, не кумись - ссора будет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Кстати бранись, кстати мирись! См. МИР - ССОРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - С богатым не тягайся, с сильным не дерись...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПРОСТУПОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. МИР - ССОРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ССОРА - БРАНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ССОРА - БРАНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Мирись, мирись, мирись и больше не дерись" в книгах

Подушки, скатерти, салфетки: больше текстиля – больше уюта

Из книги Уютный дом без особых затрат автора Криксунова Инна Абрамовна

Подушки, скатерти, салфетки: больше текстиля – больше уюта Не начавши – думай, а начавши – делай. Продолжим разговор о возможностях применения текстиля в вашей квартире. Эти возможности, действительно, неисчерпаемы, и они вовсе не ограничиваются лишь шторами, гардинами

Больше недвижимости – больше проблем – больше денег

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

Больше недвижимости – больше проблембольше денег Следующим пунктом в учебном плане стали налоги. Продав три квартиры, я положил в карман кучу денег – и потратил их. На следующий год я обнаружил, что подошло время платить налоги. Деньги-то я заработал,

НИЗКИЕ НАЛОГИ: чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они производят

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

НИЗКИЕ НАЛОГИ: чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они производят Налоги пропитаны потом всякого, кто трудится. Результатом чрезмерных налогов являются бездействующие фабрики, проданные за недоимки фермы и толпы голодных людей, бродящих по

Многомерность: больше причин покупать означает больше продаж

Из книги Конец маркетинга, каким мы его знаем автора Зимен Сержио

Многомерность: больше причин покупать означает больше продаж Отличная идея, скажете вы. Ну конечно, вы хотите, чтобы люди покупали ваш товар. Но как побудить их делать это? И как вы могли бы трансформировать теоретическую заинтересованность в реальный сбыт иным путем,

Памятка для родителей, или «Мирись, мирись, мирись…»

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Памятка для родителей, или «Мирись, мирись, мирись…» 1. Период «великой жадности» будет длиться приблизительно до трех лет. Так что до этого возраста ваш малыш не жадина-говядина, а разумный собственник.2. Если карапуз не хочет делиться, не настаивайте на этом. Человечек

Я все больше и больше осознаю барьеры, которые выстроил в себе за многие годы и которые не дают мне быть радостным, любящим себя, открытым существом. Я чувствую, что, чем больше я осознаю эту стену внутри, тем прочнее она становится, и я не могу сквозь нее пробиться. Возможно, мне просто нужно быть

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Я все больше и больше осознаю барьеры, которые выстроил в себе за многие годы и которые не дают мне быть радостным, любящим себя, открытым существом. Я чувствую, что, чем больше я осознаю эту стену внутри, тем прочнее она становится, и я не могу сквозь нее пробиться. Возможно,

Глава 2. Религия и другая сторона: больше вопросов, больше ответов

Из книги Жизнь на другой стороне автора Браун Сильвия

Глава 2. Религия и другая сторона: больше вопросов, больше ответов Вы, наверное, думаете, что девочке, воспитанной в лоне англиканской, лютеранской, иудейской и католической религий, пришлось забыть все молитвы и заповеди ради постижения тайн реинкарнации и Другой Стороны.

Секрет 7: Живите полнокровной жизнью, или Как сделать так, чтобы он хотел вас все больше, и больше, и больше

Из книги Ты - богиня! Как сводить мужчин с ума автора Форлео Мари

Правило 60. Чтобы больше тратить, сначала нужно больше заработать

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Правило 60. Чтобы больше тратить, сначала нужно больше заработать Как бы ни восхваляли бедность, но факт остается фактом: не будучи богатым, не сможешь жить полной или успешной жизнью. Уоллис Д. Уотлис, автор бестселлера «Наука о том, как стать богатым» («The Science of Getting Rich») В

Чем больше мы смотрим на вещи, тем больше они нам нравятся, даже когда мы их не видим

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Чем больше мы смотрим на вещи, тем больше они нам нравятся, даже когда мы их не видим Многие люди совершенно бесплатно ежедневно продвигают для нас торговые марки. Наши друзья могут носить футболки с маленьким человечком на лошади. А наши коллеги носят пакеты

Когда людям нечего дать, им дают то больше социализма, то больше свободы

Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай Александрович

Когда людям нечего дать, им дают то больше социализма, то больше свободы Позвонил мой приятель - друг российского вице-премьера Егора Гайдара. Советует срочно вкладывать наличные деньги в продовольствие. Никаких книг и шмоток. Только консервы. Если денег нет, займи. Егор

Мирись-мирись-мирись

Из книги Русский Newsweek №36 (303), 30 августа - 5 сентября автора Автор неизвестен

Мирись-мирись-мирись Орхан Джемаль В Чечне Сулима Ямадаева больше не ждут. Одиссеи не получилось. Герой не вернулся домой, чтобы отомстить врагамПротивостояние Рамзана Кадырова и семьи Ямадаевых закончилось. В начале прошлой недели было объявлено о встрече чеченского

4. Чем больше ты даёшь от самого себя, тем больше мира сможешь найти

Из книги Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов автора Саваки Кодо

4. Чем больше ты даёшь от самого себя, тем больше мира сможешь найти Спокойствие ума означает каждый день иметь достаточно. Иметь достаточно означает не принимать во внимание «до» и «после» и быть одним целым в это мгновение. Я не говорю о прошлом и будущем. Я говорю о том,

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Повторяется мысль 24 стиха о скорейшем, немедленном примирении; но дело рассматривается с несколько иных сторон.

Правило № 18. Мирись, мирись, мирись… (об искусстве правильно мириться)

Из книги Как удачно выйти замуж автора Попова А.

Правило № 18. Мирись, мирись, мирись… (об искусстве правильно мириться) Правильно мириться умеют не все. Каждый считает себя правым и на попятную идти не хочет. А надо! Притом наверное тебе. Придя первой ты выиграешь во всем: докажешь, что любишь, покажешь свою уступчивость

«Мирись-мирись,

и больше не дерись»

Подготовила:

педагог-психолог

Досаева В.М.

г. Энгельс

2016 г.

Цель: развивать у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности. Формировать умение находить приемы взаимодействия.

Материал и оборудование: листы бумаги, краски, мультфильм, мультимедийное оборудование.

Ход:

Педагог-психолог: приветствует детей.

И вот мы снова вместе.

Вы рады, детвора?

Приветствуем друг друга:

И вы, и ты, и я.

Педагог-психолог: Собрались мы сегодня, чтобы поговорить о дружбе, как делать всё дружно, жить в согласии, договариваться, любить и уважать друг друга. А сейчас посмотрим часть мультфильма, (мультфильм «Мишка - забияка»). После просмотра разговор по мультфильму.

Педагог-психолог : И у всех людей в мире иногда бывают ситуации, когда они ссорятся со своими родными или друзьями. В этот момент им бывает очень грустно, обидно, иногда они даже сердятся на других. Как вы думаете, нужны ли ссоры?

Дети: Ссориться плохо. Когда ссоришься с кем-нибудь, бывает неприятно.

Педагог-психолог: Что чувствует поссорившийся с кем-то человек?

Дети: Он переживает, делать ничего не хочет, грустит, может даже плакать.

Педагог-психолог: А тот, с кем он поссорился?

Дети: Ему тоже плохо и не весело. Думает, что надо помириться как-нибудь.

Педагог-психолог: Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?

Дети: Можно спросить, как хочет другой, как ему нравится делать, как он любит делать.

Педагог-психолог: А почему мы делаем все по-разному?

Дети: Потому, что мы все разные, не похожие.

Педагог-психолог: Правильно, мы разные по поведению, по характеру, по уму и другим качествам. А как можно помирить двух поссорившихся друзей? Как их можно помирить?

Дети вспоминают детские шуточные «мирилки»:

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись,

А если будешь драться или обзываться...

Я буду кусаться, А кусаться ни при чём

Буду драться кирпичом,

А я драться не хочу

Потому что я люблю.

Спички, спички, мы с тобой сестрички,

Мама красная сестра - помирились навсегда.

Педагог-психолог: Много мирилок вы знаете. Я вас познакомлю с другой мирулкой, которая называется «Дрозд». Дети разбиваются на пары.

Ты дрозд и я дрозд, Показывают на себя, а

Потом на партнера.

У меня нос и у тебя нос Трогают свой нос, а потом

Нос партнера.

У меня щёчки гладкие и у тебя щёчки гладкие Гладят свои щечки, а

Потом у партнера по игре.

У меня губки сладкие и у тебя губки сладкие Касается сначала своих

Губ пальцами.

Я друг и ты друг, вместе мы друзья. Показывают на себя, а

Потом на партнера.

Раз, два, раз, два

Мы с тобой теперь друзья. Обнимаются.

Игра «Ласковые слова» : Ребята, а вы знаете ласковые слова давайте сейчас по кругу скажем ласковые слова друг другу. Педагог-психолог показывает образец.

Игра «Комплимент» - молодцы, отлично справились с заданием. А сейчас будем говорить друг другу комплименты, кто из вас знает что такое комплименты. Будим говорить комплимент соседу, тот поблагодарит и скажет комплимент своему соседу с права.

Педагог-психолог: выводы - Вы теперь сами можете вызывать к себе любовь, создавать хорошее настроение себе и другому - говоря приятные слова, делая добрые дела. Вы - сильные, надёжные, умелые! Друзья - это те, кто всегда рядом с тобой и с кем хорошо вместе. Хорошо, когда рядом есть друзья!

Педагог-психолог: Ребята, я хочу рассказать вам историю о дружбе 2-х цветов.

Было это давно. Жили-были на свете два цвета - жёлтый и синий. Жёлтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалёку от жёлтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чём не хотел уступать жёлтому цвету.

Так они и жили, споря друг с другом, кто же из них важнее.

Я самый важный, ведь солнце и то такого же цвета, как я!

Нет, самый важный я! Смотри - и небо синее, и море синее. Без меня не обойтись!

Вот так спорили-спорили они и однажды чуть совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал жёлтый и синий цвет.

Так родился зелёный цвет, а из него - трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава - всё разноцветное! А жёлтый и синий поняли, что были они неправы, что каждый из них хорош по-своему и что если они будут дружить, появится зелёный цвет, а без него теперь никто уже не сможет обойтись! (Во время прочтения педагог психолог показывает технику «монотипия»)

Педагог-психолог: Я предлагаю вам самим попробовать сдружить желтый и синий цвет и посмотреть, а правда ли они подружатся.

(дети выполняют практическую работу)

Педагог-психолог: Молодцы ребята, мы сегодня с вами поговорили о дружбе и о том, как правильно дружить, как мириться, подружили даже цвета.

Прощание.

Хорошо, когда с тобою рядом друг,

Я люблю его улыбку и тепло его рук.

Друг всегда со мной играет,

Понимает и прощает.

Без него я так скучаю!

Хорошо, когда с тобою рядом друг!


Счастливо и долго живут не те, кто не умеет ругаться, а те, кто умеют мириться.

Вспомните себя в детстве…

Когда деревья были огромными, когда мамин запах был самым ароматным на свете, когда слезы имели способность испаряться от одного маминого поцелуя, когда мириться с друзьями было так просто…

Нужно было просто взяться мизинчиками друг за друга и обязательно произнести всем известное заклинание. Вот это:

Мирись, мирись и больше не дерись.

А если будешь драться, то я буду кусаться.

А кусаться не причём, буду драться кирпичом.

А кирпич сломается, дружба начинается

И даже, если перед этим обида просто распирала вас, и слезы текли ручьем, этот ритуал моментально производил волшебное действие: слезы высыхали, обида испарялась, и улыбка примирения появлялась на личиках.

Этим небольшим ритуалом мы посвящали себя в «друзья». После этого нельзя было дуться, обижаться, точно так же как и обижать. Настоящие друзья так не поступают.

Все-таки детское понятие порядочности и чести всегда меня восхищает. Здесь не требовалось бумаг, подписанных юристами, здесь хватало произнесенной вместе клятвы и пожатия всего лишь мизинчиками.

Да, детство золотое…. Все решалось так просто.

Так откуда появилась эта традиция примирения мизинцами, и почему она имеет такое воздействие на людей?

Как утверждают знатоки, через мизинец проходит сердечный меридиан. Поэтому клятва, которая дается таким образом, дается от всего сердца.

Теперь становится понятным и традиция связывать красной ленточкой мизинцы брачующихся. На всю жизнь два сердца вместе.

Астрологи же утверждают, что мизинец находиться под покровительством Меркурия – планеты торговли и бизнеса.

Поэтому в далекие времена именно этот жест был как печать на договоре между торговцами. Они давали клятву исполнения заключенного между ними договора именно таким вот образом – сцепившись мизинцами. И нарушать такую клятву нельзя было ни в коем случае.

Если же данное обещание нарушалось, то с торговцем дело иметь больше никто не хотел. Говорили, что такой торговец не стоит и мизинца чести.

Время идет, мы стареем, уже смотрим, как наши внуки мирятся с помощью этого, проверенного временем, метода.

И возникает вопрос… почему раньше для соблюдения чего-то требовалось просто данного слова, произнесенного просто прямо глядя в глаза друг другу. А с возрастом мы пытаемся обезопасить себя кучей бумажек…. Так, на всякий случай.

То ли обещания стали дешевыми, то ли с нами что-то не так.

И почему тогда с ностальгией вспоминаем нашу серьезную детскую клятву:

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

В жизни иногда так бывает, что ты чувствуешь свою вину, но что-то мешает тебе подойти к человеку и попросить прощения. Наверное, наша гордыня, которую мы взростили за годы жизни.

Тогда можно попробовать протянуть человеку мизинец для примирения…

Не бойтесь, память детства самая крепкая и справедливая. Этот человек наверняка в детстве тоже так мирился мизинцем.

Это не значит, что его обида тут же пройдет, но поверьте, этот жест поможет эту обиду смягчить, сделать ее не такой острой и пронзительной. А уж если он протянет к вам свой мизинец – вам повезло, детство стало вашим помощником и миротворцем.

Хочется сказать одну такую замечательную Леопольдовскую банальность: давайте жить дружно, ребята.

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
А кирпич ломается,
Дружба начинается!

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.

Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

Мирись, мирись,
Больше не дерись
А то бабушка придет,
Тебе уши надерет.

Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
Мама придет,
Нам обоим попадет.

Пальчик за пальчик

Мирилка Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.


Не дерись, не дерись

Мирилка Не дерись, не дерись
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

Мирись, мирись

Мирилка Мирись, мирись
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться – ни при чем,
Будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен,
Давай с тобой подружим!

Мир-миром

Мир-миром,
вареники с сыром,
пирожочки с маслом,
а мы друзья навсегда!

Ходит ежик во лесу

Ходит ёжик во лесу -
Барабулька на носу!
Ёжик ей ладошкой машет,
А она поёт и пляшет!
Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в лес пойдем
И такую Барабульку
Обязательно найдем!

Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!

После ссоры

Как же это хорошо! -
Никуда не торопиться,
Не молчать и не сердиться -
Так вот просто рядом с мамой,
С мамой рядышком идти,
В небе солнышко увидеть
И - домой его нести!

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!

Коммуникативные традиции детской субкультуры:

«В младшем школьном возрасте проблема самоактуализации – это проблема того, в каком образе и в каких поступках наиболее безопасно и эффективно можно явить себя людям в качестве активного участника социальных ситуаций.

Наиболее слабыми и уязвимыми сторонами личности ребенка в этот период является его коммуникативная неопытность, застенчивость, неумение одномоментно учитывать несколько ситуативных факторов, недостаточная психическая регуляция, не позволяющая параллельно осуществлять два процесса – справляться со своими эмоциями и разумно просчитывать свои действия и слова.

Главная особенность детского традиционного подхода состоит в том, чтобы перенести коммуникативные открытия, накопленные в эпоху самостоятельного освоения принципов групповой игры с правилами (пять – семь лет), на бытовые ситуации общения в младшем школьном возрасте. Детская субкультура выделяет определенный набор «трудных», но регулярно воспроизводящих коммуникативных ситуаций, для которых она разрабатывает устойчивые, стереотипные стратегии «правильного» поведения, обеспеченные соответствующими словесными клише. Предполагается, что эти стратегии известны всем членам детского сообщества – представителям детской субкультуры. Например, если, рассорившись по пустякам, вы хотите помириться с приятелем, то надо подойти к нему при третьем свидетеле, сцепиться с противником мизинцами и, покачивая соединенными руками, пропеть:

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись!

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы - друзья!

Ребром ладони свидетель должен «разбить» сцепление мизинцев, и с этого момента считается, воцарился мир.

Таким образом, проблемные ситуации детских взаимоотношений ритуализируются, им придается полуигровой статус ситуаций, решаемых по правилам, которые общеприняты. Это позволяет каждому участнику не тратить силы на индивидуальный поиск решений типовых коммуникативных задач, а использовать традиционные стратегии и словесные формулы, которые надо просто знать. Поэтому дети младшего школьного возраста обычно ориентированы на то, чтобы наблюдать и запоминать традиционные приемы поведения в «трудных» ситуациях, что лет до девяти – десяти считается безусловно эффективным.

Описанный подход является основополагающим для детской субкультуры и реализуется в различных формах. Его суть состоит в том, что психологически незрелой и социально неопытной личности, предлагается воспользоваться общеупотребительными способами осуществления своих социально-психологических нужд, опираясь на предлагаемые «культурные костыли» до тех пор, пока личность не найдет в себе силы для индивидуально-творческого решения стоящих перед ней задач, что обычно происходит по мере приближения к подростковому возрасту. Но на это возраст (двенадцать – тринадцать лет) приходиться и закат детской субкультуры, которая уже выполнила свои функции.

Следующая особенность детской традиции, вытекающая из предыдущей, состоит в том, что в ситуациях, когда ребенку страшно действовать «от себя», ему предлагается принять полуигровую коммуникативную роль и спрятаться за общепринятыми детскими словесными клише.

Например, когда ребенок видит, что приятель ест что-то вкусное, чего много, и хочет, чтобы с ним поделились, то открыто просить кусочек может быть стыдно и неловко. Гораздо легче сказать известную словесную формулу, которая меньше обязывает и позволяет прикрыть себя ею как щитом: «сорок восемь – половинку просим!» (Обратим внимание на множественную форму глагола: не я прошу, а «мы» просим, ведь обычно так «все говорят».) Если партнер делиться не хочет, то также может прикрыться общепринятой формулой отказа, несколько снимающей личную ответственность: «Сорок один – ем один!» или «Сорок один – я не магазин!».

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - эта тема, по-юношески заявленная Раскольниковым в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, чрезвычайно интересно представлена в детской субкультуре. Свои индивидуально-личностные права ребенок начинает исследовать, осознавать и отстаивать только в подростковом возрасте. Однако до этой поры детская традиция безусловно наделяет его правами социального человека как представителя детского мира, где каждый вправе опереться на одинаковые для всех нормы и правила поведения, а также получить к общим для всех ресурсами. В целом можно сказать, что по своему духу детская субкультура основана на общинных принципах и конвенциональной морали и не склонна поддерживать индивидуалистическое, а тем более экстремальное поведение.

При этом в детской субкультуре существует множество механизмов, при помощи которых детское сообщество позволяет каждому участнику в разнообразных формах пережить свою персональную значимость, экзистенциональную представленность и влиятельность в социальном пространстве группы. Такое утверждение ценности каждого члена общины реализуется в характерном для детской традиции феномене сменного лидерства.

В простейших формах это можно наблюдать в хороводных играх дошкольников типа «Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!», где в центр круга по очереди выходит каждый. Все обращают на него внимание, о нем поют, его хвалят и предоставляют ему право сделать выбор, в результате которого в центре событий оказывается следующий участник.

В традициях детей семи – двенадцати лет ситуации, когда один является главным действующим лицом, а другие наблюдают за ним или слушают его, затем меняясь с ним ролями, встречаются в большом разнообразии. Именно так всегда происходит в процессе группового рассказывания страшных историй, когда каждому желающему представляется слово и он упивается своей ситуативной властью над эмоциями слушателей.

На принципе сменного лидерства обычно построены шалости по телефону, когда группа по очереди вдохновляет кого-то одного взять трубку, позвонить по случайному номеру и сказать человеку на другом конце провода: «Это зоосад? Нет? А почему я слышу голос мартышки?», - или что-нибудь подобное.

Этот принцип всегда лежит в основании любых испытаний храбрости, когда вся компания наблюдает за одним, решившимся у них на глазах совершить сложное и опасное действие, от которого будет зависит его признание и статус в группе...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры