"Триумфальная арка": цитаты о жизни, любви, одиночестве. Цитаты из романа Ремарка «Триумфальная арка

Главная / Бывшие

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот.

Цитаты из романа Ремарка "Триумфальная арка"
Цитаты из романа Ремарка "Триумфальная арка"

И что бы с вами ни случилось - ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Слова, сказанные в темноте, - разве они могут быть правдой? Для настоящих слов нужен яркий свет.

Странное дело - нам всегда кажется, что если мы помогли человеку, то может отойти в сторону; но ведь именно потом ему становится совсем невмоготу.

К чему пытаться что-то строить, если вскоре все неминуемо рухнет? Уж лучше плыть по течению, не растрачивая сил, ведь они - единственное, что невозможно восстановить.

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Любую вещь можно куда-нибудь поставить. Места хватит для всего. Только не для людей.

Мы слишком много времени торчим в комнатах, слишком много думаем в четырёх стенах. Слишком много живем и отчаиваемся взаперти. А сольёшься с природой - никогда не станешь отчаиваться.

Стремление противоречить свидетельствует об ограниченности духа.

Одиночество – извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда.

Мы живем в век консервов, нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжёвано и даже пережито. Консервы. Остается только открывать банки. Доставка в дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски. Консервы.

Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть.

Покой хорош, когда ты сам спокоен.

Только мечта помогает нам примириться с действительностью.

Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован. Вот хорошее правило жизни. Тогда все что придет потом покажется вам приятной неожиданностью.

Самое правильное при расставании - уйти.

Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много. От неё можно отказаться - это нехитро. Но разве одновременно не отказываешься и от мести, от всего, что ежедневно, ежечасно высмеивается, оплёвывается, над чем глумятся, что зовётся верой в человечность и в человечество? Эта вера живёт вопреки всему. Хоть она и пуста, твоя жизнь, но её не выбросишь, как стреляную гильзу! Она ещё сгодится для борьбы, когда настанет час, она ещё понадобится. Не ради себя самого, и даже не во имя мести - как бы слепо ты ни жаждал её, - не из эгоизма и даже не из альтруизма - так или иначе, но всё равно надо вытаскивать этот мир из крови и грязи, и пусть ты вытащишь его хоть на вершок - всё равно важно, что ты непрестанно боролся, просто боролся. И пока ты дышишь, не упускай случая возобновить борьбу.

Ты выглядишь как все мечты мужчины, как все его мечты и еще одна, о которой он и не подозревал.

Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

Кто часто убивал не станет убивать из - за любви. Иначе смерть становится чем смешным и незначительным. Но смерть никогда не смешна. Она всегда значительна.

Никогда не следует мельчить то, что начал делать с размахом.

Человек становится старым лишь тогда, когда уже ничего не чувствует. - Нет, когда уже не любит.

Никаких объяснений. Они слишком отдают пошлостью. не терпит объяснений. Ей нужны поступки.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять.

Если ты любишь и при этом не веришь в чудеса - ты потерянный человек.

Кто объясняется, тот уже оправдывается.

Победа порождает беспечность.

У того кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище - взолнованное сердце другого человека.

В хладнокровных размышлениях можно растворить ненависть и обратить её в целеусремленность.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.

Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло.

Самое невероятное почти всегда оказывается наиболее логичным.

Неважно где жить. Больше или меньше удобств - не в этом главное. Важно только, на что мы тратим свою жизнь. Да и то не всегда

Ничто так не утомляет, как болтовня.

В клинике как в монастыре - заново учишься ценить самые простые вещи.

Счастья кругом - сколько угодно. Только нагибайся и подбирай.

Только самые простые вещи никогда не разочаровывают. Счастье достигается как-то очень просто и всегда намного проще, чем думаешь.

Никаких комплексов. Она зеркало, которое все отражает и ничего не удерживает.

Кому нужна мораль в любви? Мораль - выдумка слабых, жалобный стон неудачников.

Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить.

Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете, вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить.

Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее

Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дёшево.

Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.

Что позабудешь, того потом не хватает всю жизнь. А всё, что запоминается, превращает жизнь в ад.

Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.

Весь мир перестал для меня существовать. А когда ничего больше не существует, несчастье перестает быть несчастьем. Ведь нет ничего, с чем можно его сравнить и остается одна опустошённость. А потом все приходит и постепенно оживаешь.

Фрейд - комплекс неполноценности и психоанализ, боязнь громких слов в любви и склонность к громким словам в политике.

Только мелочи объясняют всё, значительные поступки ничего не объясняют. В них слишком много от мелодрамы, от искушения солгать!

Когда дело касается мелочей, можно и спросить, а ежели речь идёт о важном - никогда.

Счастье начинается тобой и с тобой же кончается

Любить - это когда хочешь с кем то состариться.

…умер человек. Но что тут особенного? Ежеминутно умирают тысячи людей. Так свидетельствует статистика. В этом тоже нет ничего особенного. Но для того, кто умирал, его смерть была самым важным, более важным, чем весь земной шар, который неизменно продолжал вращаться.

Когда умираешь, становишься каким-то необычайно значительным, а пока жив, никому до тебя дела нет.

…будем подобрее, если только можем и пока можем, ведь нам в жизни ещё предстоит совершить несколько так называемых преступлений. По крайней мере, мне. Да и тебе, пожалуй, тоже.

Жить - значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонёк доброты… Не надо отказываться от неё. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живётся.

Нигде ничто не ждёт человека, - сказал Равик. - всегда надо самому приносить с собой всё.

Всегда ждёшь, что человек, избежав смерти, будет безмерно счастлив. Но так почти никогда не бывает.

Самый лёгкий характер у циников, самый невыносимый - у идеалистов.

…любовь - не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У неё есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины… Но жемчужины - те лежат совсем глубоко.

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь её. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать её всегда.

Какими жалкими становятся истины, когда высказываешь их вслух.

Трагедия, затянувшаяся на двадцать лет, рискует выродиться в комедию, подумал Равик. Настоящая трагедия должна быть короткой.

Сердце, однажды слившееся с другим, никогда уже не испытает того же с прежней силой. В какой-то уголок его души Жоан так и не удалось пробраться; только это время от времени заставляло её тянуться к нему. Но, едва проникнув и в последний уголок, она, конечно, покинет его навсегда. Кто же станет дожидаться этого? Кого удовлетворит подобный исход? Кто пожертвует собой ради этого?

Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.

Цитаты из романа Ремарка "Триумфальная арка" Цитаты из романа Ремарка "Триумфальная арка" И что бы с вами ни случилось - ничего не принимайте близко к сердцу.

Немногое на свете долго бывает важным. Слова, сказанные в темноте, - разве они могут быть правдой? Для настоящих слов нужен яркий свет. Странное дело - нам всегда кажется, что если мы помогли человеку, то может отойти в сторону; но ведь именно потом ему становится совсем невмоготу. К чему пытаться что-то строить, если вскоре все неминуемо рухнет?

Уж лучше плыть по течению, не растрачивая сил, ведь они - единственное, что невозможно восстановить. Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Любую вещь можно куда-нибудь поставить.

Места хватит для всего. Только не для людей. Мы слишком много времени торчим в комнатах, слишком много думаем в четырёх стенах. Слишком много живем и отчаиваемся взаперти. А сольёшься с природой - никогда не станешь отчаиваться. Стремление противоречить свидетельствует об ограниченности духа.

Одиночество – извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят.

Человек одинок всегда и никогда. Мы живем в век консервов, нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжёвано и даже пережито. Консервы. Остается только открывать банки. Доставка в дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски.

Консервы. Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть.

Покой хорош, когда ты сам спокоен. Только мечта помогает нам примириться с действительностью. Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован. Вот хорошее правило жизни. Тогда все что придет потом покажется вам приятной неожиданностью.

Самое правильное при расставании - уйти. Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много. От неё можно отказаться - это нехитро.

Но разве одновременно не отказываешься и от мести, от всего, что ежедневно, ежечасно высмеивается, оплёвывается, над чем глумятся, что зовётся верой в человечность и в человечество? Эта вера живёт вопреки всему. Хоть она и пуста, твоя жизнь, но её не выбросишь, как стреляную гильзу! Она ещё сгодится для борьбы, когда настанет час, она ещё понадобится. Не ради себя самого, и даже не во имя мести - как бы слепо ты ни жаждал её, - не из эгоизма и даже не из альтруизма - так или иначе, но всё равно надо вытаскивать этот мир из крови и грязи, и пусть ты вытащишь его хоть на вершок - всё равно важно, что ты непрестанно боролся, просто боролся.

И пока ты дышишь, не упускай случая возобновить борьбу. Ты выглядишь как все мечты мужчины, как все его мечты и еще одна, о которой он и не подозревал. Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову. Кто часто убивал не станет убивать из - за любви. Иначе смерть становится чем смешным и незначительным.

Но смерть никогда не смешна. Она всегда значительна. Никогда не следует мельчить то, что начал делать с размахом. Человек становится старым лишь тогда, когда уже ничего не чувствует. - Нет, когда уже не любит. Никаких объяснений. Они слишком отдают пошлостью.

Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки. Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Если ты любишь и при этом не веришь в чудеса - ты потерянный человек. Кто объясняется, тот уже оправдывается. Победа порождает беспечность.

У того кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище - взолнованное сердце другого человека. В хладнокровных размышлениях можно растворить ненависть и обратить её в целеусремленность. Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом. В пустой ночи одиночества, вот тогда в человеке может вырасти что-то свое, если только он не впал в отчаяние. Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть. Человек не подозревает, как много он способен забыть.

Это и великое благо и страшное зло. Самое невероятное почти всегда оказывается наиболее логичным. Неважно где жить. Больше или меньше удобств - не в этом главное. Важно только, на что мы тратим свою жизнь. Да и то не всегда Ничто так не утомляет, как болтовня.

В клинике как в монастыре - заново учишься ценить самые простые вещи. Счастья кругом - сколько угодно.

Только нагибайся и подбирай. Только самые простые вещи никогда не разочаровывают. Счастье достигается как-то очень просто и всегда намного проще, чем думаешь. Никаких комплексов. Она зеркало, которое все отражает и ничего не удерживает. Кому нужна мораль в любви? Мораль - выдумка слабых, жалобный стон неудачников.

Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить. Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете, вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дёшево. Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении.

В этом его беда, и его обаяние. Что позабудешь, того потом не хватает всю жизнь. А всё, что запоминается, превращает жизнь в ад.

Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь. Весь мир перестал для меня существовать.

А когда ничего больше не существует, несчастье перестает быть несчастьем. Ведь нет ничего, с чем можно его сравнить и остается одна опустошённость. А потом все приходит и постепенно оживаешь. Фрейд - комплекс неполноценности и психоанализ, боязнь громких слов в любви и склонность к громким словам в политике. Только мелочи объясняют всё, значительные поступки ничего не объясняют. В них слишком много от мелодрамы, от искушения солгать! Когда дело касается мелочей, можно и спросить, а ежели речь идёт о важном - никогда.

Счастье начинается тобой и с тобой же кончается Любить - это когда хочешь с кем то состариться. …умер человек. Но что тут особенного? Ежеминутно умирают тысячи людей.

Так свидетельствует статистика. В этом тоже нет ничего особенного. Но для того, кто умирал, его смерть была самым важным, более важным, чем весь земной шар, который неизменно продолжал вращаться.

Когда умираешь, становишься каким-то необычайно значительным, а пока жив, никому до тебя дела нет. …будем подобрее, если только можем и пока можем, ведь нам в жизни ещё предстоит совершить несколько так называемых преступлений. По крайней мере, мне. Да и тебе, пожалуй, тоже.

Жить - значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга.

Пусть хоть иногда теплится огонёк доброты… Не надо отказываться от неё. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живётся. Нигде ничто не ждёт человека, - сказал Равик. - всегда надо самому приносить с собой всё.

Всегда ждёшь, что человек, избежав смерти, будет безмерно счастлив. Но так почти никогда не бывает. Самый лёгкий характер у циников, самый невыносимый - у идеалистов.

…любовь - не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У неё есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины… Но жемчужины - те лежат совсем глубоко.

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь её. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать её всегда. Какими жалкими становятся истины, когда высказываешь их вслух. Трагедия, затянувшаяся на двадцать лет, рискует выродиться в комедию, подумал Равик. Настоящая трагедия должна быть короткой. Сердце, однажды слившееся с другим, никогда уже не испытает того же с прежней силой.

В какой-то уголок его души Жоан так и не удалось пробраться; только это время от времени заставляло её тянуться к нему. Но, едва проникнув и в последний уголок, она, конечно, покинет его навсегда. Кто же станет дожидаться этого? Кого удовлетворит подобный исход?

Кто пожертвует собой ради этого? Остаться друзьями?

Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец. - Жоан, - сказал он.

Я тебе ничего не хочу внушать. Лучше расскажу тебе сказку про волну и утёс. Старая история. Старше нас с тобой. Слушай.

Жила-была волна и любила утёс, где-то в море, скажем, в бухте Капри. Она обдавала его пеной и брызгами, день и ночь целовала его, обвивала своими белыми руками. Она вздыхала, и плакала, и молила: «Приди ко мне, утёс!» Она любила его, обдавала пеной и медленно подтачивала. И вот в один прекрасный день, совсем уже подточенный, утёс качнулся и рухнул в её объятия. Равик сделал глоток.

Ну и что же? - спросила Жоан.

И вдруг утёса не стало. Не с кем играть, некого любить, не о ком скорбеть. Утёс затонул в волне. Теперь это был лишь каменный обломок на дне морском. Волна же была разочарована, ей казалось, что ее обманули, и вскоре она нашла себе новый утёс. - Ну и что же?

Жоан недоверчиво глядела на него. - Что из этого? Утес должен оставаться утёсом.

Волны всегда так говорят. Но все подвижное сильнее неподвижного. - Откуда ты все это знаешь? - Оттого что люблю тебя. Как она обращается с этим словом, подумал Равик. Совсем не думая, как с пустым сосудом.

Наполняет его чем придется и затем называет любовью. Чем только не наполняли этот сосуд! Страхом одиночества, предвкушением другого "я", чрезмерным чувством собственного достоинства. Зыбкое отражение действительности в зеркале фантазии! -Тебя когда-нибудь бросал человек, которого ты любила? - Да.

Она взглянула на него. - Один из двух всегда бросает другого. Весь вопрос в том, кто кого опередит.

Смерть - в ней было подлинное величие, в ней человек достигал завершённости, да и то на короткое время. Нигде ни огонька. Площадь тонула во мраке...

В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку. Легче переспать с мужчиной, чем назвать его по имени.

От маленькой пустой комнаты веяло безнадежностью, тоской и ноябрем. Любовь, подумал он. И здесь любовь. Вечное чудо.

Она не только озаряет радугой мечты серое небо повседневности, она может окружить романтическим ореолом и кучку дерьма. Помогай, пока можешь. Делай всё, что в твоих силах...

Но когда уже ничего не можешь сделать - забудь! Повернись спиной!

Крепись! Жалость позволительна лишь в спокойные времена. Но не тогда, когда дело идёт о жизни и смерти.

Мертвых похорони, а сам вгрызайся в жизнь! Тебе ещё жить и жить. Скорбь скорбью, а факты фактами.

Посмотри правде в лицо, признай её. Этим ты нисколько не оскорбишь память погибших. Только так можно выжить. 1725, > 0 #1 Ирина 25.01.2012 16:37 Еще из Триумфальной арки: Дешево только то, что носишь без чувства уверенности в себе, подумал Равик. Ему не раз случалось видеть королевские соболя, которые казались совсем дешевыми.

Бриллиантовые слова. Уильям Белл - персонаж сериала "Грань" Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай... Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский" Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А... Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский" Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети» Действие романа происходит летом 1859 года. Моло... Евгений Онегин - характеристика героя Евгений Онегин - герой романа в стихах А.

С. Пушки... Капитан Джек Воробей Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Napravlenie. info >Мини-тэс Реализованные проекты. Контактная информация. Elteco. >Продам автобус hyundai Каталог продавцов из Европы, Украины, России. Поиск по марке. Tck-group. Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

О таких вещах, как трагедия любви, войны и смерти, пожалуй, можно говорить бесконечно. Ремарк сделал эти темы основой своего романа «Триумфальная арка». Цитаты из этой книги, которая сегодня считается одним из самых печальных произведений ХХ века, будут представлены в нашей статье.

Сюжет

Роман рассказывает о двух людях, у каждого из которых свой взгляд на мир, своя философия и свои нормы. Она ничего не имеет, кроме быстротечных побед. Он сотворил из ненависти, страха и безнадежности свое второе «Я». Между ними ничего общего, но души их одиноки и в этом схожи. Возможно, поэтому и вспыхнула неистовая страсть, которая впоследствии закончилась трагедией.

Сегодня многие произведения разбирают на цитаты. «Триумфальная арка» Э. М. Ремарка не стала исключением. Потому читатели уже давно определились не только с тематикой цитат, но даже с их рейтингом.

Цитаты о любви

Цитаты из «Триумфальной арки» Эриха Ремарка в основном преисполнены любовной лирикой, чувственной глубиной и скромной жизненной философией:

  • «Я счастлива и хочу видеть твое счастье. В любое время дня и ночи я думаю только о тебе, так как ни о чем другом я думать не могу. Думаю о нас, и в моей голове слышен звон колокольчиков, другой раз - игра скрипки. Даже улицы наполнены нами. Временами в эту мелодию врываются обрывки людских фраз, но музыка в моей голове звучит постоянно».
  • «Мною необходимо восторгаться и не мыслить жизни без меня. А ты, я вижу, без меня жить можешь!».
  • «Если хочешь с человеком состариться, это и есть любовь».

  • «В любви не бывает объяснений, только поступки».
  • «Все просто: счастье началось тобой, тобой и закончится».
  • «Удерживает тебя исключительно любовь, а не человек, который носит ее имя. Тебя ослепили фантазии, разве ты можешь о чем-то судить? Особенно о любви, где нет ни меры, ни стоимости».
  • «Разве это идеальная любовь, если, засыпая, я тебя теряю?»
  • «Это странно, если человек умирает, когда любит».
  • «Любовь, кругом любовь. Чудо, которое не только озаряет разноцветными огнями мрачную повседневность, но и освещает возвышенным светом смердящую кучку. Чудо и чудовищная насмешка».

Цитаты о расставании

И все-таки цитаты из книги «Триумфальна арка» невозможно забыть. Особенно те, что автор написал о расставании. Он безжалостно перечеркнул все детские сказки о вечной любви и преподнес читателю суровую реальность в «Триумфальной арке». Цитаты о неизбежной разлуке наполнены настоящей душевной болью.

  • «Потерял ее невозвратимо. Глупо предполагать, что она запуталась, совершила ошибку и однажды вернется. Хорошо, если знаешь это, особенно когда твои мысли начинают поглощать здравомыслие. Грустная, неумолимая, безнадежная химия. Любившее сердце больше никогда не загорится с прежней силой».
  • «Всегда кто-то кого-то бросает, поэтому в паре главное - опередить партнера».
  • «Самые чужие люди - те, что в прошлом были любимыми».
  • «Любовь не пятнают дружбой».

Жизненные цитаты

Но не только о любви говорил Эрих Мария Ремарк в «Триумфальной арке». Цитаты о жизни тоже многого стоят. Они словно выражают позицию самого автора и его взгляд на мир, хотя иногда и приправлены щепоткой цинизма, который исходит от главного героя:

  • «Временами даже любовь не приносит радости».
  • «Лишь тот человек, что ничего не ждет, никогда не разочаруется в жизни».
  • «Хорошее слово "забыть". В нем и сладкое утешение, и ложь и страх. Остатки воспоминаний, что раздирают сердце. И только у того, кто утратил смысл жизни, есть настоящая свобода».
  • «Среди четырех стен, погруженные в свои размышления, мы и проводим большую часть своего времени. Редко кому повезет понять, что невозможно впасть в отчаяние, находясь на природе».
  • «Нет смысла переживать, если невозможно что-то изменить».
  • «Истины имеют неприятную особенность: они становятся жалкими, если высказать их вслух».
  • «Невозможно предохраниться от сострадания».
  • «Лежать и ни о чем не думать - воистину счастье».
  • «Потерять можно только то, что крепко держишь. Стоит оставить эту вещь самостоятельно, как чувства потери не возникает».

Слова об одиночестве

В романе «Триумфальная арка» цитаты есть и об одиночестве. Это чувство ведь так близко связано с любовью, существуя до нее и после:

  • «Каждый день мне хотелось с кем-то поговорить. Только бы перестать ощущать себя безмолвным двигающимся автоматом, пустым местом. Только бы в мою сторону посмотрели живые глаза. Только бы перестать бродить улицами города, словно отверженная».
  • «Небольшая пустая комната словно была пропитана запахом тоски, безнадежности и ноября».
  • «Только одиноким дано понять, что успокаивают самые простые вещи: вода, дождь, вечернее дыхание».

О человеке

Как и большинство других писателей, Ремарк размышлял о природе человека. О людских особенностях, странностях, иллюзиях. В произведении Эриха Ремарка "Триумфальная арка" цитаты о человеке встречаются не так часто, но читателям удалось отыскать интересные и наполненные смыслом слова:

  • «Неважно, что произошло, не стоит все принимать близко к сердцу. В мире редкая вещь длительное время бывает значимой».
  • «Самая напрасная вещь во всем мире - раскаяние. Если бы можно было все вернуть назад и исправить, люди стали бы безгрешными. Но жизнь не это имела в виду, когда создавала человека, и тот, кто совершенен, должен стоять в музее».

  • «Тепло. Вот что люди могут подарить друг другу. А разве есть что-то большее?!».
  • «Неважно, кем ты станешь, в кого превратишься. Этого никто не заметит. А вот если у тебя будет оторвана пуговица, на это все обратят внимание. Как же нелепо устроен мир».
  • «Я даже думать о себе не люблю, не то что говорить».
  • «Потерянный - тот, кто любит, но не верит в чудо».

Некоторые считают одной из своих любимых книг роман, который написал Эрих Ремарк, - «Триумфальная арка». Цитаты уже давно стали любимыми высказываниями многих людей. Некоторые из них не могут похвастаться тем, что читали полностью роман. Но если при них повторить хоть одно из приведенных высказываний, они без сомнений ответят, что это отрывок из книги Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка».

перевод с немецкого
отбор цитат - Максим Малиновский

* * *

"... Опять кому-то некуда идти, подумал он. Это следовало предвидеть. Всегда одно и то же. Ночью не знают, куда деваться, а утром исчезают прежде, чем успеешь проснуться. По утрам они почему-то знают, куда идти. Вечное дешевое отчаяние - отчаяние ночной темноты. Приходит с темнотой и исчезает вместе с нею.. Да разве он сам не сыт всем этим по горло?"

"... И что бы с вами ни случилось - ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным."

"...……Равик стал под душ. Прохладная вода струилась по коже. Он глубоко вздохнул, потом завернул кран и вытерся. Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это. Тело, благодарное воде. Легкая кровь, стремительно несущаяся по темным жилам. Отдых на лугу. Березы. Белые летние облака. Небо юности. Куда девались все треволнения сердца? Они заглохли в мрачной суетности бытия."

"...Он посмотрел на ее затылок, на плечи. Чье-то дыхание. Частичка чужой жизни... Но все-таки жизни, тепла... Не окостеневшее тело. Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? "

"... Этого только не хватало, подумал он. В одном и том же отеле! Я не сиделка для больных. И потом... может быть, она считает, будто у меня уже есть какие-то обязательства перед ней? Ведь и так бывает.
- Нет, не советую, - сказал он резче, чем хотел. - "Энтернасьональ" всегда переполнен. Беженцы. Лучше всего отправляйтесь в "Милан". Не понравится - в любую минуту сможете переехать.
Женщина посмотрела на него. Он почувствовал, что она прочла его мысли, и ему стало стыдно. Но лучше на мгновение испытать стыд, зато потом наслаждаться покоем."

"...Равик смотрел в окно. О чем еще думать? У него уже почти ничего не осталось. Он жил, и этого было достаточно. Он жил в неустойчивую эпоху. К чему пытаться что-то строить, если вскоре все неминуемо рухнет? Уж лучше плыть по течению, не растрачивая сил, ведь они - единственное, что невозможно восстановить. Выстоять! Продержаться до тех пор, пока снова не появится цель. И чем меньше истратишь сил, тем лучше, - пусть они останутся про запас. В век, когда все рушится, вновь и вновь, с муравьиным упорством строить солидную жизнь? Он знал, сколько людей терпело крах на этом пути. Это было трогательно, героично, смешно... и бесполезно. Только подрывало силы. Невозможно удержать лавину, катящуюся с гор. И всякий, кто попытается это сделать, будет раздавлен ею. Лучше переждать, а потом откапывать заживо погребенных. В дальний поход бери легкую поклажу. При бегстве тоже..."

"...Странное дело - нам всегда кажется, что если мы помогли человеку, то может отойти в сторону; но ведь именно потом ему становится совсем невмоготу..."

"...Я не благотворительное общество, Борис. Я видел вещи нестрашнее и все равно ничего не делал. С чего ты взял, будто ей именно сейчас так тяжело?
- Посуди сам, только теперь она до конца почувствовала свое одиночество. До сих пор рядом с ней был мужчина, пусть даже мертвый. Но он был на земле. Теперь же он под землей... ушел... его больше нет. А вот это,- Морозов показал на Мадонну, - не благодарность. Это крик о помощи.
- Я спал с ней, - сказал Равик, - не зная, что у нее случилось. Я хочу об этом забыть.
- Чепуха! Как раз это - самая пустяковая вещь на свете, если нет любви. Одна моя знакомая говорила мне, что легче переспать с мужчиной, чем назвать его по имени. - Морозов наклонился вперед. Свет лампы отражался в его крупном лысом черепе.
- Я тебе вот что скажу, Равик: будем подобрее, - Жить - значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонек доброты... Не надо отказываться от нее. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живется."

"...Достаточно и того, что входишь туда... где тебя не ждет ничего, кроме нескольких чемоданов.
- Нигде ничто не ждет человека, - сказал Равик. - Всегда надо самому приносить с собой все."

"...Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее."

"...Среди женщин, ни разу не спавших с мужчиной,больше проституток, чем среди тех, для кого это стало горьким куском хлеба. Я уже не говорю о замужних."

"...Самый легкий характер у циников, самый невыносимый - у идеалистов. Не наталкивает ли это вас на размышления?...."

"...Шахматы гораздо совершеннее карт. В картах все зависит от случая. Они недостаточно отвлекают. А шахматы - это мир в себе. Покуда играешь, он вытесняет другой, внешний мир. - Профессор поднял воспаленные глаза. - А внешний мир не так уж совершенен."

"...- Все, что можно уладить с помощью денег, обходится дешево."

"...Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.
Она посмотрела на него.
- Когда дело касается мелочей, можно и спросить, а ежели речь идет о важном - никогда."

"... Слова, сказанные в темноте, - разве они могут быть правдой? Для настоящих слов нужен яркий свет.
- Откуда ты все это знаешь?
- Оттого что люблю тебя.
Как она обращается с этим словом, подумал Равик. Совсем не думая, как с пустым сосудом. Наполняет его чем придется и затем называет любовью. Чем только не наполняли этот сосуд! Страхом одиночества, предвкушением другого "я", чрезмерным чувством собственного достоинства. Зыбкое отражение действительности в зеркале фантазии!
Но кому удалось постичь самую суть? Разве то, что я сказал о старости вдвоем, не величайшая глупость? И разве при всей своей бездумности она не ближе к истине, чем я? Зачем я сижу здесь зимней ночью, в антракте между двумя войнами, и сыплю прописными истинами, точно школьный наставник? Зачем сопротивляюсь, вместо того чтобы очертя голову ринуться в омут, - пусть ни во что и не веря?..."

"... Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть...

"...Мы не умираем. Умирает время. Проклятое время. Оно умирает непрерывно. А мы живем. Мы неизменно живем. Когда ты просыпаешься, на дворе весна, когда засыпаешь - осень, а между ними тысячу раз мелькают зима и лето, и, ес- ли мы любим друг друга, мы вечны и бессмертны, как биение сердца, или дождь, или ветер, - и это очень много. Мы выгадываем дни, любимая моя, и теряем годы! Но кому какое дело, кого это тревожит? Мгновение радости - вот жизнь! Лишь оно ближе всего к вечности. Твои глаза мерцают, звездная пыль струится сквозь бесконечность, боги дряхлеют, но твои губы юны. Между нами трепещет загадка - Ты и Я, Зов и Отклик, рожденные вечерними сумерками, восторгами всех, кто любил... Это как сон лозы, перебродивший в бурю золотого хмеля... Крики исступленной страсти... Они доносятся из самых стародавних времен... Бесконечный путь ведет от амебы к Руфи, и Эсфири, и Елене, и Аспазии, к голубым Мадоннам придорожных часовен, от рептилий и животных - к тебе и ко мне..."

"...Жила-была волна и любила утес, где-то в море, скажем, в бухте Капри. Она обдавала его пеной и брызгами, день и ночь целовала его, обвивала своими белыми руками. Она вздыхала, и плакала, и молила: "Приди ко мне, утес!" Она любила его, обдавала пеной и медленно подтачивала. И вот в один прекрасный день, совсем уже подточенный, утес качнулся и рухнул в ее объятия.
И вдруг утеса не стало. Не с кем играть, некого любить, не о ком скорбеть. Утес затонул в волне. Теперь это был лишь каменный обломок на дне морском. Волна же была разочарована, ей казалось, что ее обманули, и вскоре она нашла себе новый утес."

"...Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь,и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда...."

"...Посмотри лучше в окно, на небе сплошь - багрянец, золото и синева... Разве солнце спрашивает,какая вчера была погода? Идет ли война в Китае или Испании? Сколько тысяч людей родилось и умерло в эту минуту? Солнце восходит - и все тут. А ты хочешь, чтобы я спрашивал! Твои плечи, как бронза, под его лучами, а я еще должен о чем-то тебя спрашивать? В красном свете зари твои глаза, как море древних греков, фиолетовое и виноцветное, а я должен интересоваться бог весть чем? Ты со мной, а я, как глупец, должен ворошить увядшие листья прошлого? За кого ты меня принимаешь, Жоан?"

"... Не терять независимости. Все начиналось с потери независимости уже в мелочах. Не обращаешь на них внимания - и вдруг запутываешься в сетях привычки. У нее много названий. Любовь - одно из них. Ни к чему не следует привыкать. Даже к телу женщины. "

"... Любовь! Что только не прикрывается ее именем! Тут и влечение к сладостно нежному телу, и величайшее смятение духа; простое желание иметь семью; потрясение, испытываемое при вести о чьей-то смерти; исступленная похоть и единоборство Иакова с ангелом. Вот я иду, - думал Равик, мне уже за сорок, я многому учился и переучивался, падал под ударами и поднимался вновь. Я умудрен опытом и знаниями, пропущенными сквозь фильтр многих лет, я стал более закаленным, более скептичным, более невозмутимым... Я не хотел любви и не верил в нее, я не думал, что она снова придет... Но она пришла, и весь мой опыт оказался бесполезным, а знание только причиняет боль. Да и что горит лучше на костре чувства, чем сухой цинизм - это топливо, заготовленное в роковые тяжелые годы?"

"...Это не я, человек, содрогающийся от желания,способный анатомировать свое чувство, но бессильный совладать с ним! Это не я, глупец, готовый отдать годы жизни, лишь бы повернуть время вспять и вновь обрести золотоволосое ничто, еще совсем недавно шептавшее мне на ухо всякий вздор! Нет, это именно я... К черту все отговорки! Я сижу здесь, я ревную, я надломлен и жалок и с наслаждением поджег бы этот желтый автомобиль!..

"...Возможно ли удержать ее? Разве смог бы он ее удержать, если бы вел себя иначе? Можно ли вообще что-нибудь удержать, кроме иллюзии? Но разве недостаточно одной иллюзии? Да и можно ли достигнуть большего? Что мы знаем о черном водовороте жизни, бурлящем под поверхностью наших чувств, которые превращают его гулкое клокотание в различные вещи. Стол, лампа, родина, ты, любовь... Тому, кого окружает этот жуткий полумрак, остаются лишь смутные догадки. Но разве их недостаточно? Нет, недостаточно. А если и достаточно, то лишь тогда, когда веришь в это. Но если кристалл раскололся под тяжким молотом сомнения, его можно в лучшем случае склеить, не больше. Склеивать, лгать и смотреть, как он едва преломляет свет, вместо того чтобы сверкать ослепительным блеском! Ничто не возвращается. Ничто не восстанавливается. Даже если Жоан вернется, прежнего уже не будет. Склеенный кристалл. Упущенный час. Никто не сможет его вернуть."

"...- Не понимаю. В конце концов мы могли бы... - Нет, - быстро сказал он. - Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец. - Но почему именно сейчас? - Ты права. Это должно было произойти раньше. Когда я вернулся из Швейцарии. Но никто не всеведущ. А иногда и не хочется знать всего. Ведь это была... - Он вдруг остановился. - Что ты хотел сказать, Равик? Она словно чего-то не понимала, но изо всех сил старалась понять. Ее лицо стало бледным, а глаза прозрачными. - Говори же, Равик! Что это было у нас? - прошептала она. Полуосвещенный, словно колеблющийся в слабом свете коридор за ее спиной казался дорожкой в какую-то далекую шахту, орошенную слезами многих поколений, озаренную вечно возрождающимися надеждами. - Любовь... - сказал он. - Любовь? - Да. Вот почему теперь все кончено.

"...Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил, устало подумал он. Рвется таинственная нить, связывавшая его с твоим воображением. Между ним и тобой еще проносятся зарницы, еще что-то мерцает,словно угасающие, призрачные звезды. Но это мертвый свет. Он возбуждает, но уже не воспламеняет - невидимый ток чувств прервался. Равик откинул голову на спинку дивана. Жалкая крупица интимности над огромной пропастью. Сколько пленительных названий придумано для темного влечения двух полов! Звездные цветы на поверхности моря: пытаешься их сорвать - и погружаешься в пучину."

Мне всё время кажется, будто я что-то упускаю. И вот я ловлю это что-то, хочу удержать, и тут оказывается - всё ни к чему. Тогда я опять тянусь за чем-то новым, хотя знаю заранее: всё кончится, как всегда, но вести себя иначе не могу. Что-то толкает меня, захватывает на какое-то время, а затем отпускает, и я вновь опустошённая... А потом всё начинается снова...

Если ты любишь и не веришь при этом в чудеса, ты потерянный человек - так, кажется, сказал ему в 1933 году берлинский адвокат Аренсен. А три недели спустя он уже сидел в концлагере - на него донесла любовница.

Счастье начинается тобой и тобой же кончится, - сказала Жоан. - Это же так просто.
Равик ничего не ответил. Что она такое говорит? - подумал он.
- Чего доброго, ты ещё скажешь, что любишь меня.
- Я тебя люблю.
Он сделал неопределённый жест.
- Ты же почти не знаешь меня.
- А какое это имеет отношение к любви?

Забыть... Какое слово! В нём и ужас, и утешение, и обман! Кто бы мог жить, не забывая? Но кто способен забыть всё, о чём не хочется помнить? Шлак воспоминаний, разрывающий сердце. Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить.

О чём это он только что подумал? Да... Тёмный мирок любви, власть воображения - как быстро сюда можно внести свои поправки! И люди это делают. Неизменно делают сами. Старательнейшим образом они разрушают свои же мечты. Да и могут ли они иначе?

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь её. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать её всегда.

Красивая машина, - сказал Равик.
- Ты ещё скажи - красивые шины, - ответил Морозов и шумно вздохнул. - Несгибаемый, железный Равик, - добавил он с досадой. - Корректный западноевропеец. Сказал бы просто - подлая стерва. Это я ещё мог бы понять. А то - красивая машина...

Куда же вы, в самом деле? Ночью, одна, в Париже? - спокойно спросил он ещё раз и отпустил её руку.
Женщина молчала, но с места не сдвинулась. Раз остановившись, она, казалось, уже не могла идти дальше.
Равик прислонился к парапету моста. Он ощутил под руками сырой и пористый камень.
- Уж не туда ли? - Он указал вниз, где, беспокойно поблёскивая в сероватой мгле, текла Сена, набегая на тени моста Альма.
Женщина не ответила.
- Слишком рано, - сказал Равик. - Слишком рано, да и слишком холодно. Ноябрь.

Что позабудешь, того потом не хватает всю жизнь, мсье, - заявил он. По-видимому, для него тема была далеко не исчерпана.
- Правильно. А всё, что запоминается, превращает жизнь в ад.

Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.

Одиночество - извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нём лишь чересчур много говорят.

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры