Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой. Любовная лирика Маяковского: Письмо Татьяне Яковлевой

Главная / Любовь

Читать стих «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Произведение написано в виде обращения к русской эмигрантке, которая после революции покинула Родину и живет в Париже, где поэт побывал в 1928 году. С актрисой Татьяной Яковлевой поэта связывало яркое, но недолгое чувство. Причиной их расставания стало неприятие Яковлевой новой России и нежелание Маяковского отречься от своей Родины.

В стихотворении неожиданно, открыто и доверительно звучат два откровения: поэта-лирика и поэта-гражданина. Они тесно переплетаются, а драма любви предстает через драму социальную. В поцелуе губ и рук поэт видит красный цвет флага республик. Он пытается отбросить пустые «сантименты» и слезы, от которых лишь как у Вия «вспухнут веки». Однако это не лишает стихи глубоко лирической окраски.Он откровенен в описании ярких чувств к своей избраннице, достойной его и «ростом вровень», с которой не сравнить парижских дам в шелках разукрашенных. Стихотворение пронизано чувством боли (которую поэт называет ревностью) за Советскую Россию в ее тяжелый период, когда свирепствует тиф,«часотка лижет вздохом» и ста миллионам - плохо. Однако автор поэтических строк принимает и любит свою страну такой, какая она есть, поскольку чувство любви - это «радость неиссыхаемая». Концовка стиха звучит оптимистично. Поэт готов сделать все, чтобы аристократка Татьяна Яковлева не побоялась холодных московских снегов и тифа, но воспримет как личное оскорбление, если она предпочтет перезимовать в Париже.

Стихотворение является одним из самых самых своеобразных в творческом арсенале поэта. Читать текст стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» можно онлайн на уроке литературы в классе. Его можно скачать полностью и учить дома.

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав –
тубо –
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты –
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны –
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все разно
тебя
когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.

Владимир Маяковский - один из самых неординарных поэтов советского времени. Его стихи могли воодушевлять людей, обличать человеческие слабости или недостатки общественного строя, но самыми удивительными были его стихотворения на любовную тему. В отличие от большинства поэтов, Маяковский даже лирические творения облекал в резкую, порой грубую форму. Но это не отталкивало, а, наоборот, помогало раскрыть всю глубину чувств поэта. Ниже будет представлен анализ "Письма Татьяне Яковлевой".

История написания

Это стихотворение - одно из самых лиричных и пронзительных среди всех творений поэта-бунтаря. Одним из пунктов анализа "Письма Татьяне Яковлевой" будет история, благодаря которой в появилось одно из лучших его лирических произведений. - это реальная личность, парижское увлечение поэта, которое с ним случилось в самом романтичном городе.

В 1928 г. Владимир Маяковский приехал в Париж, где и состоялось его знакомство с русской эмигранткой, красавицей Татьяной Яковлевой. Она уже несколько лет проживала во Франции: в 1925 г. она приехала к родственникам и решила остаться в этой стране. Маяковский влюбился в Татьяну, и чувство его было настолько сильным, что он предложил ей вернуться обратно в Советский Союз в статусе законной жены.

В анализе "Письма Татьяне Яковлевой" Маяковского следует добавить, что русская красавица сдержанно принимала его ухаживания, однако намекала на возможную женитьбу. Но, получив предложение, ответила отказом. Маяковский, полный боли и разочарования, возвращается в Москву и оттуда посылает женщине письмо, полное сарказма и душевных переживаний. В анализе стихотворения "Письмо Татьяне Яковлевой" следует отметить, что поэт считал ее человеком, который понимает и разделяет его чувства, но проживание во Франции было неприемлемым для поэта.

Общественные мотивы

Одним из пунктов анализа стихотворения "Письмо Татьяне Яковлевой" является поиск мотивов в произведении. Здесь не следует забывать, что Маяковский был поэтом-оратором, часто выступавшим с трибун, поддерживавшим советскую власть и не признававшим никакой другой политический строй.

Также в анализе "Письма Татьяне Яковлевой" следует написать, что поэт не боялся писать о трудностях, которые были в советское время. Но тем не менее он ни за что не променял бы свою страну, поэтому презирал буржуазию. Вместе с тем ему было жаль, что много талантливых людей покинули Советский Союз. В этом стихотворении общественный мотив органично сочетается с темой любви.

Любовная линия

Одним из важных пунктов анализа "Письма Татьяне Яковлевой" является лиричная составляющая стихотворения. Маяковский считал эмигрантку из России выгодно отличающейся от французских дам. Пускай это и было сказано в резкой форме. Лишь ее одну он считал себе ровней, и тем больнее ему было услышать от нее отказ.

Несмотря на резкий и едкий тон письма, в его строках чувствуются любовь и отчаяние, которые вместе с тем неотделимы от общественных взглядов Маяковского. Он ревновал Татьяну не только к мужчинам, с которыми она общалась, но и ко всему миру, потому что женщина любила путешествовать. Но несмотря на всю страсть, которую поэт испытывал к Татьяне, долг перед обществом и политические убеждения для него были важнее.

Окончание произведения

Также в анализе стихотворения Маяковского "Письмо Татьяне Яковлевой" можно отдельным пунктом выделить его концовку. В последних строках говорится о том, что поэт все равно добьется своего и завоюет ее, пускай не одну, а с Парижем. Как это можно объяснить?

Здесь идет объединение двух мотивов: общественного и любовного. Под ее взятием не одной, а с Парижем имелось в виду, что он был уверен в том, что коммунистический строй будет во всем мире. И даже буржуазный Париж сменит свой капиталистический уклад. Но и надежда на то, что, может быть, Татьяна переменит свои убеждения и согласится вернуться. В этих строках можно увидеть надежду Маяковского на новую встречу со своей возлюбленной Татьяной Яковлевой и уверенность в абсолютной победе коммунизма.

Ритм и рифмовка стихотворения

Еще одним пунктом анализа "Письма Татьяне Яковлевой" является стиль написания. Стихотворение написано знаменитой "лесенкой" Маяковского, и это сразу придает творению узнаваемый ритм. Благодаря ей поэту удается не только интонационно выделять наиболее значимые слова и выражения, но и эмоционально окрасить все стихотворение. Поэт отказывается от точной рифмовки, но при этом ему удается добиться значительной звуковой близости.

Средства выразительности

В анализе стихотворения Маяковского "Письмо Татьяне Яковлевой" следует отметить, что поэт употреблял простую лексику, чтобы разговор о любви походил на обычный разговор о жизни. Поэтому в тексте используется много предметов из обыденной действительности. Он старается поддерживать разговорную интонацию, чтобы его произведение получилось простым и убедительным.

Также при анализе "Письма Татьяне Яковлевой" Маяковского следует отметить, что он использует и метафоры, для того чтобы придать своему творению большую выразительность. В стихотворении присутствует и гипербола, которая в сочетании с метафорами делает монолог еще более эмоциональным и энергичным.

Анализ стиха "Письмо Татьяне Яковлевой" показывает читателям, насколько эмоциональной и бескомпромиссной натурой был поэт. Ведь даже несмотря на недостатки политического строя, для Маяковского он был лучшим в мире. Он не смог пойти с собой на компромисс и изменить убеждения для того, чтобы быть вместе со своей возлюбленной. Но поэту удалось создать одно из своих лучших лиричных произведений, в котором он слова о любви облекал в резкую форму и тем самым сделал свое творение еще выразительнее.

Давно знала про увлечение Маяковского Татьяной Яковлевой, но не представляла, как это было серьезно для Маяковского. Да и про Татьяну Яковлеву знала очень мало. Ее отец был военным инженером, позже стал архитектором в Пензе, имел изобретения, но в России в то время не смог себя реализовать и уехал в Америку. Семья - жена и дочери, Татьяна и Людмила, остались в России. Мать вторично вышла замуж. Брат отца, живущий в Париже, узнав о слабом здоровье Татьяны, пригласил ее в Париж. Он был салонным портретистом, хорошо преуспевающим. В 1925 Татьяне было девятнадцать. Она прекрасно знала французский язык и русскую литературу, была красива, так что скоро она стала заметной фигурой в русских парижских салонах.


Маяковский в те времена несколько раз посещал Париж. Там он часто бывал в доме сестры Лили Брик - Эльзы Триоле и, естественно, посещал те салоны, куда была вхожа она. И вот однажды Эльза Триоле увидела высокую красивую девушку и шутя сказала: "Да вы под стать Маяковскому". " Так для смеха я и познакомила Володю с Татьяной", - писала она. "Татьяна была в самом расцвете. Ей было двадцать с лишним лет, высокая, длинноногая, с довольно ярким макияжем, "в меха и бусы оправленная". В ней кипела молодая удаль, она плавала, играла в теннис, вела счет поклонникам... Трудолюбиво зарабатывая на жизнь шляпками, она тем не менее благоразумно строила свою дальнейшую жизнь. Маяковский поразил и испугал ее. Так начался их бурный роман, испортивший мне много крови."


Эльзе приходилось сообщать сестре в Москву то, что происходит в Париже. Да и сама она чувствовала легкую ревность, ведь до Лили он был очень привязан к ней, Эльзе.

Маяковский и Татьяна Яковлева познакомились на Монпарнасе в конце октября 1928 года: ему было 35, ей - 22. Они сразу потянулись друг к другу. В поэте сразу забилась его лирическая жилка, так долго молчавшая. Он посвятил своей любимой сразу два пылких стихотворения: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой". Подлинники этих стихотворений с автографами были подарены Татьяне.

Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/34.htm - Письмо т. Кострову

* * *
Страсти корь
сойдет коростой,
Но радость
неиссыхаемая,
Буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
. . . . .
Ты не думай,
щурясь просто
Из под выпрямленных дуг.
Иди сюда,

иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.

http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms9/ms9-386-.htm . ​ - Письмо Татьяне Яковлевой.

Позже Татьяна Яковлева рассказывала журналистке Зое Богуславской: " Мы виделись почти каждый день. он ухаживал так, как никто за мной не ухаживал: цветы, разговоры о поэзии, стихи. Он меня безумно ревновал... Мои родные не понимали степени нашей близости. Я никому ничего не рассказывала: это было только моё. Маяковский мне нравился как мужчина, как поэт, стихи которого я знала и любила."
Художник В.Шухаев и его жена вспоминали: "Они были очень красивой парой. Маяковский высокий, большой, и Татьяна, тоже высокая, стройная. Он выглядел тихим, влюбленным. Она любовалась им, гордилась".
Татьяна писала матери в Пензу, что очень хорошо относится к Маяковскому из-за его таланта, но больше из-за изумительного, трогательного отношения к ней. "Я скучаю по нему. Он всколыхнул во мне тоску по России."

А в Москве забеспокоилась Лиля Брик. Сестра писала, что Володя влюблен. даже хочет жениться, а это означало конец материального благополучия "семьи " Бриков - Маяковского. Лиля писала Володе, что ей очень хочется автомобильчик. Маяковский вернулся в Москву к разгневанной Лиле. Стихи, посвященные Татьяне, все подтверждали. "Ты меня предал" - кричала Лиля. Но, несмотря на это, Маяковский снова уехал в Париж.
В Париже он понял. что у Татьяны есть поклонник и не один, а Татьяна писала матери, что если бы она даже захотела быть с Маяковским, то, что тогда будет с Илей (Мечниковым). Тем не менее, Маяковский сделал Татьяне предложение стать его женой. Она ответила уклончиво, а матери написала, что замуж ей пока не хочется. Ей нравилось быть самостоятельной и свободной. Но роман продолжался. Маяковский обещал приехать в октябре. Но в сентябре 1929, начав хлопоты по получению визы, он получил категорический отказ. Девять раз он пересекал границу, свободно выезжая в другие страны, сам назначал даты своих выступлений, виза была для него формальностью, и вдруг - отказ. Недоверие власти? Ничего страшнее нельзя было придумать. Он не знал, что это Лиля Брик попросила Ежова о такой услуге. А в Париже Татьяна знала, что в Москве - Лиля, бороться с ней она не могла. Через месяц она вышла замуж за виконта дю Плесси. Яковлева писала Маяковскому о сватовстве виконта, но ответа ему она не давала, это письмо не дошло до адресата.
Однажды в квартиру Бриков - Маяковского пришло письмо от Эльзы Триоле. Лиля молча читала его и вдруг начала читать вслух о том, что Татьяна Яковлева на днях выходит замуж за виконта дю Плесси. Осип сказал, что для Татьяны это хорошая партия, и только Маяковский молча ушел в коридор курить.
Больше Маяковский писем в Париж не писал,
для него это была очень большая сердечная рана, но и Татьяна переживала их расставание тяжело, но ей, эмигрантке, надо было утвердиться в этой парижской жизни . Был еще один момент - в мае 1929 Осип Брик познакомил Маяковского с дочерью актера немого кино Вероникой Полонской. Она была молода, хороша собой и сразу "влюбила" Маяковского в себя. Он, с одной стороны, рвался в Париж к Татьяне Яковлевой, с другой стороны, называл Веронику "невесточкой". Она тоже разрывалась между мужем, актером Яншиным, и Маяковским. Между ними происходили бурные ссоры, скандалы, и Полонская советовала Маяковскому обратиться к психиатру. Что произошло позднее мы все хорошо знаем.

Вероника Полонская.

Брак с виконтом дю Плесси Яковлева считала "бегством от Володи". Татьяна Алексеевна прожила с мужем 10 лет, родила дочь Франсин, но началась Вторая мировая война, и в 1939 виконт погиб в бою над Ла-Маншем. Татьяна Яковлева вышла замуж вторично за художника, выходца из России, Александра Либермана. Они уехали в Америку и там в 1941 году оформили свой брак.

Письма Яковлевой к Маяковскому были сожжены Лилей Брик, а письма Маяковского к Татьяне хранятся в сейфе Гарвардского университета.
Умерла Татьяна Алексеевна в 1991 году (1906 - 1991).

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав —
тубо —
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты —
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского

В жизни В. Маяковского было мало женщин, которых он по-настоящему любил. Практически всю жизнь он и посвятил этой любви несколько стихотворений. Однако в 1928 г. поэт побывал в Париже, где познакомился с русской эмигранткой, известной актрисой Т. Яковлевой. Чувство было взаимным, но влюбленные не сходились по политическим убеждениям. Маяковский не представлял себе жизнь за границей, а Яковлева наотрез отказывалась возвращаться в Советскую Россию. По поводу этого разногласия поэт написал любимой женщине стихотворное послание, которое было опубликовано в СССР лишь в 1956 г.

К концу жизни Маяковский замечал все больше недостатков в коммунистическом строе. Но это не мешало ему надеяться на лучшее и оставаться патриотом своей страны. При этом он продолжал испытывать ненависть к буржуазным странам, которую нисколько не скрывал. Поэтому отказ Яковлевой он воспринимал не столько в личном, сколько в социальном плане. В присущей ему грубоватой манере поэт заявляет, что легко сможет укротить свою мужскую страсть по отношению к утонченным французским «самочкам». К Яковлевой он относился совершенно по иному. Актриса эмигрировала в 1925 г., поэтому, по мнению Маяковского, до сих пор оставалась в душе русской женщиной. Яковлева уважала Маяковского не только как мужчину, но и как поэта, что давало ему право заявлять: «ты одна мне ростом вровень».

Поэта действительно оскорбляло, что женщина, пережившая ужасы гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». Личные мотивы полностью отходят на второй план во фразе «…я ревную за Советскую Россию». Маяковский прекрасно понимал, что после всех потрясений страна навсегда потеряла многих лучших своих представителей, как убитыми, так и эмигрировавшими. Восполнить эти потери будет непросто: «нам в Москве не хватает длинноногих».

Нежность вообще не свойственна любовной лирике Маяковского, поэтому в финале произведения звучит уже откровенная угроза. Решительный отказ Яковлевой поэт считает серьезным оскорблением, которое он приравнивает к общей ненависти западного мира к коммунизму («на общий счет нанижем»). Ответом на это будет не просто месть одного обманутого мужчины, а победа Советской России над всем буржуазным строем («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»).

Любовная лирика Владимира Владимировича Маяковского также не проста и оригинальна, как его жизнь и партийное творчество. У поэта было множество женщин, которые были для него музами, им он посвящал свои стихотворения, но среди всех них более всего интересна русская эмигрантка, живущая в Париже — Татьяна Яковлева.

Их знакомство произошло в 1928 году, Маяковский почти сразу влюбился в Яковлеву, вместе с тем предложив ей руку и сердце, но, что самое главное, получил отказ, так как Татьяна не хотела возвращаться на родину и выбрала Париж, а не влюблённого поэта. Надо сказать, она опасалась не без оснований, так как волны арестов одна за другой топили Россию в крови и позоре. Ее бы могли привлечь к суду без малейшего повода, как и ее мужа, ведь подобные беды всегда ударяли по целому семейству.

Вернувшись в Россию, Маяковский написал известное многим саркастичное, пронзительное и пылкое стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», где ярко и яростно выражал свои эмоции по отношению к возлюбленной. Например, в первых строках стихотворения Маяковский хочет сказать о том, что он не променяет родную страну ни на что, подчёркивая, что он — патриот. Лихорадка чувства не в силах сломить его железную волю, но она накалена до предела.

Поэту не только далёк Париж. Он больше он не любит «парижскую любовь» и женщин, которые всячески пытаются скрыть себя за шелками и косметикой, однако Маяковский выделяет Татьяну среди всех них: «Ты одна мне ростом вровень» — показывая её прекрасной и желанной, как бы доказывая, что она не должна находиться среди тех, неестественных и жалких.

При всём этом Маяковский ревнует Татьяну к Парижу, но знает, что предложить ей что-то кроме своей любви не может, ведь в Советской России настали такие времена, когда голод, болезни и смерть уравняли все классы. Многие люди наоборот стремились покинуть страну, как это сделала женщина, покорившая его сердце. «Вы и нам в Москве нужны: не хватает длинноногих» — кричит Маяковский о стремлении российских людей покинуть страну, выехать за границу и жить припеваючи. Ему обидно, что страну покидают лучшие и покидают не напрасно, не из пустого каприза. Что было бы с этой утонченной аристократкой на родине? Бесконечное унижение от одного только вида заморенных напастями улиц. Увы, ее легкой поступи не быть лишь у него на перекрестках «больших и неуклюжих рук».

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Финал жесток: «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Так случилось, что влюбленные были по разные стороны баррикад. Маяковский высмеивает в Татьяне идеологического противника, труса, которому пренебрежительно бросил «Оставайся!», считая это оскорблением. Куда ей, из Парижа, зимовать в российских широтах? Однако он все еще страстно любит в ней женщину, которая не имеет никакого отношения к политике. Его внутренний конфликт между свободным творцом и партийным поэтом обострился до крайности: Маяковский начинает осознавать, какие жертвы преподносит на алтарь партии. Ради чего? Того, что ничего, по сути, не изменилось в итоге революционной борьбы. Только декорации и лозунги перевоплотились в другой мишуре и фальши. Все пороки предыдущего государства неизбывны и в новом, и в каком бы то ни было государстве. Может, именно Татьяна Яковлева породила в нем сомнение в правильности своего одинокого пути.

Интересно, что у Татьяны было множество ухажёров, среди которых, возможно, были и знатные, богатые люди, но Маяковский не может представить себе Яковлеву, ужинающую с ними, и говорит об этом в своём стихотворении. Он видит её только рядом с собой и в заключении пишет: «Я всё-равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоём с Парижем» — но через полтора года после написания столь ироничного и в то же время трогательного стихотворения Маяковский лишает себя жизни, так и не заполучив того, чего так сильно желал. Быть может, потеря возлюбленной положила начало болезненной рефлексии автора, что подточила его душевное здоровье. Это делает стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» ещё более трагическим и печальным.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры