Высота годзиллы. Ученые выяснили могла ли существовать годзилла в реальном мире

Главная / Бывшие

Мы начинаем новую рубрику «Персонаж», в которой будем рассказывать о реальных фактах из жизни нереальных персонажей мира кино и компьютерных игр.

Шестьдесят лет назад вследствие испытаний водородной бомбы на землю ступил исполин невиданных доселе размеров. Заставив вздрогнуть самую хладнокровную нацию в мире, Гнев Природы нанёс свой сокрушительный удар, разрушая Японию и заставляя человечество задуматься о последствиях своих действий. Как водится, человечество так ничего и не осознало, и обитатель доисторической эпохи ещё не раз будет разбужен. Имя ему Годзилла — Король Монстров.

Первое появление ужасного динозавра-мутанта свершилось в далёком 1954-ом году, когда на экраны вышел фильм «Годзилла» (в Японии монстра зовут Годзира). Имя монстру дали не абы как, оно состоит из двух слов: Горира (Горилла) и Кудзира (Кит). Ни на первого, ни на второго монстр похож не был изначально, а чем-то напоминал (и напоминает) реально существовавшего динозавра — стегозавра. Хотя как любитель палеонтологии могу заверить, и тут сходство небольшое- маленькая голова, гребень на спине и наличие второго «мозга» в области таза. Кроме того, стегозавр передвигался на четырёх ногах, а наш древний ящер гордо вышагивает на двух. Но мы отвлеклись… Весь секрет имени монстра в том, что такое прозвище носил один из работников студии Toho, которая и выпускала фильмы о ящере. Итак, Годзилла не кит, не примат и в киностудии не работал. Так кто же он?

Галерея Годзилл

Существ его типа в Японии называют Кайдзю, что в переводе означает «Странный зверь». Есть целая отрасль кинопроизводства, выпускающая Кайдзю-фильмы. Из самых крайних представителей можно отметить «Тихоокеанский рубеж», «Монстро», и «Годзилла» 2014-го года. По сюжету первой картины, Годзилла — выживший динозавр, пребывавший веками в спячке на дне океана. Испытания водородной бомбы не только пробудили страшное создание, но и повлекли за собой его мутацию. Вследствие чего Годзилла достиг в росте 100-метровой отметки (в фильме 2014-го года — это рекордная отметка. В целом, рост менялся в каждом фильме), стал питаться радиацией и научился конденсировать в спинном гребне разрушительную энергию, которую высвобождал, стреляя изо рта лучом огромной мощности — Атомном Дыханием.

Его агрессия по отношению к Японии не совсем понятна, но учитывая, что Годзилла — динозавр-мутант, разбуженый после многовековой спячки, — вполне обоснована. Я тоже нервничаю и ору когда не высплюсь.

Кстати, о крике. В 1954-ом году впервые прозвучал и впоследствии стал одной из коронных «фишек» крик Годзиллы. Кошачий визг, плач ребёнка, скрип металла — что только не слышали зрители в этом душераздирающем призыве к битве или победном кличе. Но на самом деле, всё оказалось куда проще. «Крик» провоцировался струнным инструментом, вроде контрабаса, когда некто проводил по струнам рукой в кожаной перчатке.

Фильмы о Годзилле делятся на три эпохи:

Сёва (1954-1975)

В этой эпохе можно отметить четыре фильма: первые три и мега-кроссовер.

Годзилла (1954 год)

Мрачнейшее, суровое первое появление Годзиллы хоть и было в чёрно-белом варианте, но содержало много острых моментов, драму и проводило трагичную аналогию с ядерным оружием. Фильм стал классикой и дал начало бессмертной франшизе.

Годзилла снова нападает (1955 год)

Второй приметен тем, что создал схему Кайдзю-фильмов: противостояние двух монстров. У Годзиллы появился враг, и противоборство с ним сулит разрушение городов. Также во втором фильме появилась «пасхалка» — разрушение пагоды. В дальнейшем её будут разрушать чуть ли не в каждом фильме.

Кинг-Конг против Годзиллы (1962 год)

Да! Два величайших монстра киновселенной встречались в одном фильме! Но чтобы Король Конг не был сожран Королём Монстров, ему пришлось сделать прокачку. Изначально рост Кинг-Конга всего восемь метров. Это исправили, подкормив Конга до размеров Годзиллы.

Далее пошла череда фильмов, которая, как правило, называлась «Годзилла против…» или «… против Годзиллы». На место троеточия вставлялось имя очередного соперника, малознакомого у нас, но очень популярного в Японии. Та же Мотра (гигантская бабочка, божественный защитник земли) имела свою серию фильмов ещё до встречи с древним ящером. Большинство фильмов отличается совершенно безумными сюжетами, психоделической подачей картинки и просто бредом больного.

DestroyallMonsters (1968 год)

Шикарнейшее завершение эпохи. Создатели собрали воедино всех монстров, с кем когда-либо сражался Годзилла, и противопоставили этой «Плеяде звёзд», мощнейшего врага — трёхголового Кинг Гидору.

На этом эпоху можно было и завершить, но вышло ещё несколько фильмов, которые оказались посредственными. За их просмотром можно узнать, что Годзилла:

— может смеяться и разговаривать на «языке монстров»;

— очень забавно танцует;

— трогательный отец-одиночка, хотя и раздолбай;

— побывал в космосе;

— умеет летать спиной вперёд в позе эмбриона, используя Атомное Дыхание как двигатель.

Годзиллу играл живой актёр в резиновых костюмах разной степени ужасности. Хотя роль и была эпичной, но являлась невероятно тяжелой. Костюм не предусматривал вентиляции (от духоты и жары внутри актёры падали в обмороки), какого-либо обзорного «окна» (все сцены сыграны практически в слепую), и был довольно тяжёлым и неудобным.

Хэйсэй (1984-1995)

После девяти лет покоя и тишины, Монстр возвращается! Эта эпоха отвергает весь бред умалишённого, отснятый в первой эпохе, оставляя каноничным только самый первый фильм 1954-го года.

Возвращение Годзиллы (1984 год)

Вернув Короля на экран, создатели вернулись и к изначальному положению вещей — Годзилла злой, у него нет соперника, и поэтому надо топтать людишек. Это единственный фильм эпохи, появившийся в американском прокате.

Годзилла против Кинга Гидоры (1991 год)

Фильм интересен тем, что объясняет появление Годзиллы. Кроме того, врагом опять становится Кинг Гидора, который является самым главным соперником Годзиллы. Сюжет выдержан в стиле научной фантастики, с полётами во времени и злыми американцами.

Годзилла против Космического Годзиллы (1994 год)

Классический пример «Злого отражения». Клетки Годзиллы попадают в космос и кристаллизуются в чёрной дыре, откуда впоследствии и вылезает «Злая Копия».

Годзилла против Разрушителя (1995 год)

Заключительный фильм эпохи Хэйсэй и, по сути, не состоявшееся завершение франшизы в целом (хотя студия Toho и не собиралась останавливать производство фильмов серии. Всё дело в маркетинге). Самый ужасный соперник, самые драматичные события и «окончательная» гибель любимого многими гиганта.

В этой эпохе мы узнаем что:

— сердце Годзиллы — этоядерный реактор. Его перегрев привёл Годзиллу к гибели;

— сын Годзиллы чуть не погиб, сражаясь с Разрушителем;

Минилла — сын Годзиллы

— Годзилла в доисторическую эпоху являлся Годзиллазавром, хищным ящером не таких исполинских размеров и не стреляющим. Годзиллазавр — реально существовавший динозавр, но кроме имени ничего общего с киношным воплощением не имеющий. Они не родственники, и Япония может спать спокойно;

— Годзилла уже более поворотлив, но это по прежнему живой актёр в костюме. Спецэффекты стали лучше (для того времени).

В перерыве между эпохами американские жадные люди решили приложить свою лапу к кормушке, и режиссёр Роланд Эммерих снял…

Годзилла (1998 год)

Позорище, заставившее плеваться всех поклонников японской серии. Попытка придать фильму реализма и превратить доисторического «ядерного» ящера в игуану-переростка. В фильме присутствует пафос в огромных количествах, один Жан Рено и много плохих актёров, компьютерный чешуйчатый дрыщ, высиживающий яйца, и толпа велоцирапторов, украденных из «Парка Юрского периода». В Японии фильм провалился, и это более чем очевидно. Эммерих хотел снять продолжение, но студия Toho, к великой радости поклонников, испугавшись этого факта, отобрала права на франшизу. Хотя один плюс в куче сплошных минусов всё же был — фильм послужил толчком к новой эпохе, и возвращение Гнева Природы стало лишь вопросом времени.

Миллениум/Синсэй (1999-2004)

Заключительная на данный момент эпоха японских фильмов о Годзилле. В ответ Голливуду нужно было снять что-то, что покажет истинную мощь Монстра, и будет более серьёзно и устрашающе.

Годзилла: Миллениум (1999 год)

Больше научной фантастики, Годзилла снова антигерой, призванный разрушать и крушить. К тому же у него появилась способность к регенерации. В фильме присутствуют и очередные соперники: Миллениан и Орга.

В целом, эпоха представляет собой уже привычное противостояние знакомых монстров. Улучшилось качество, добавились ужасная компьютерная графика и драматичные моменты. Серия начала «выдыхаться», и её пора было остановить окончательно…

Годзилла: Финальные войны (2004 год)

Со времени выхода первого фильма прошло 50 лет. Достойный возраст, и Королю Монстров пора на покой. Но перед этим нужно выжить в величайшем монстр-побоище со времён DestroyallMonsters! Все самые знаменитые соперники, новые противники и монстры, давно в фильмах не появлявшиеся, сошлись на одном экране. В дань уважения в финале Годзилла не побеждён или убит, а уходит в море со своим сыном на заслуженный отдых.

В этой эпохе мы узнаем что:

— американский «Годзилла» (которого на самом деле зовут просто Зилла) существует, но он — самый слабый соперник Годзиллы настоящего. Проиграл битву за Сидней в кратчайшие сроки, не выдержав одного единственного Атомного выдоха;

— в фильмах этой эпохи очень много отсылок к прошлым фильмам, опять же в дань уважения;

— несмотря на прошедшие 50 лет, Годзиллу всё так же играют живые актёры.

Минули величайшие битвы, и вот уже 10 лет Годзилла пребывает в забвении. Но Король Монстров никогда не будет спать вечно!

Эпоха Legendary? (2014-…)

Годзилла (2014 год)

Перезапуск американской серии студией LegendaryPictures и самое эпическое, на мой взгляд, возвращение Годзиллы. Почти 110 метров роста, 90 тонн массы — воистину ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДОВИЩЕ. На этот раз фильм удался. И больше всего он похож на самый первый фильм о Годзилле — ключевая роль дана людям, а Годзилла лишь агрессивное порождение природы. Хотя фильм вобрал и много хорошего со всей серии: есть гигантские соперники, образ Короля Монстров взят из классической серии, а не придуман из головы. И Атомное Дыхание никуда не исчезло. Уже сейчас известно, что идёт работа над продолжением фильма, а это значит, что рождается новая эпоха, и спустя 60 лет — Годзилла жив и готов к охоте!

Сергей Хохлин

P.S. У японского Годзиллы есть своя звезда на Аллее славы в Голливуде.

На экраны кинотеатров вышел новый фантастический блокбастер "Годзилла", являющийся ремейком всех предыдущих итераций этой франшизы. Для тех, кто по какой-то причине не знает, "Годзилла" является гигантской зловредной ящерицей, появившейся в результате какого-то научного эксперимента, пробудившейся через несколько десятков лет и крушащей все на своем пути.

Признаюсь, что фильм я еще не смотрел, и поэтому могу ошибаться насчет сюжета, но посмотрев предыдущие вариации "Годзиллы", я могу быть с точностью уверен, что без нескольких разрушенных зданий и превращенных в блин танков в новом фильме точно не обойдется.

Но речь сегодня не о том, о чем собственно сам фильм. Речь скорее о том, возможно ли с технической, а точнее даже научной точки зрения фактические существование этого монстра? И благодаря ребятам из Vsauce у нас есть на это точный ответ.

Если посмотреть видеоролик ниже, то вам сразу станет понятно, что реальный "Годзилла" в реальном мире столкнулся бы с куда более серьезным противником, чем жалкие людишки с их неэффективными ракетами - с законами физики. Но начнем все по порядку.

Согласно легенде, рост "Годзиллы" составляет 108,2 метра, а вес - около 90 тысяч тонн (представьте себе огромный круизный лайнер… с лапами). Чтобы прокормить такую ящерицу, ей придется употреблять 215 миллионов калорий ежедневно.

А так как общий запас калорий среднестатистического человека в лучшем случае составляет около 110 тысяч, то "Годзилле" придется кушать каждый день примерно по 2000 человек. Благодаря несложной математике становится понятно, что в результате этого мировая человеческая смертность повысится на 1,3 процента.

Но не только один невероятный аппетит ящерицы станет для нее проблемой. Проблемой станет ее тело. Как уже было сказано выше, вес "Годзиллы" составляет 90 тысяч тонн, что примерно равно половине запаса всего золота, когда-либо добытого человечеством.

Мало того, что при росте в 108 метров сердце "Годзиллы" не сможет, ввиду земного притяжения, перекачивать огромный объем крови, необходимый для функционирования его организма, так еще и сила гравитации, которая будет влиять на его кости, в буквальном смысле сделает из него лепешку.

Конечно, в океане ящерица будет чувствовать себя чуть лучше, потому что вода будет частично поддерживать его вес (по этой же причине киты могут быть такими большими, какие они есть). Однако, когда "Годзилла" сделает шаг на берег, то своей лапой он уже будет создавать давление на твердую поверхность. Под таким весом его кости мгновенно разрушатся.

А так как боль через нервную систему проходит со скоростью примерно 60 сантиметров в секунду, "Годзилла" умрет еще до того момента, как сигнал об этой боли поступит в его мозг.

Годзилла - японский монстр, в прямом и переносном смысле разбуженный американцами: предтечей первого фильма послужила кинолента «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (США, 1953), снятая по мотивам рассказа Рэя Брэдбери. В этом фильме, как и в первом «Годзилле», чудовище оживает в результате испытаний ядерного оружия. Надо ли говорить, что послевоенная Япония была особенно чувствительна к атомной теме. А в марте 1954 года 23 японских рыбака получили большие дозы облучения, случайно заплыв в район испытания американской водородной бомбы. Именно этот случай, имевший широкий резонанс, и послужил толчком к созданию первого «Годзиллы», который вышел на экраны ровно через девять месяцев после злополучных испытаний.

Все, что нужно знать о Годзилле, за 10 секунд

1954
«Годзилла»

Доисторический ящер Годзилла возродился после испытания водородной бомбы. Он излучает радиацию, испускает из пасти атомные лучи и крушит все на своем пути. Оружие против него бессильно. В конце концов, изобретатель загадочного разрушительного вещества, жертвуя собой, спускается в пучину и уничтожает монстра.

С одной стороны, Годзилла стал для японцев символом разрушительных сил, которые намеренно или невольно высвобождает человечество. С другой, Годзилла олицетворяет и грозные силы природы, от которых Япония страдает испокон веков .

1955
«Годзилла снова нападает»

Уже во втором фильме мы видим типичную в дальнейшем формулу «Годзилла против…»: здесь ему противостоит другой гигантский ящер - Ангирус. После победы над ним Годзилла покидает Японию, чтобы через некоторое время появиться где-то на севере, на гористом, покрытом льдом острове. Военная авиация заживо погребла его под лавинами льда .

Первые два фильма, черно-белые ленты 1954 и 1955 годов, были отчетливо связаны с воспоминанием о недавней войне и ядерных бомбардировках. Но постепенно ужасы прошлого отступали, а новая мирная жизнь несла заметный отпечаток американской культуры.

Сцена танцев из фильма «Годзилла снова нападает»

1962
«Кинг-Конг против Годзиллы»

В этом фильме Годзиллу свели с заморским Кинг-Конгом. Отныне продюсеры делают ставку на более широкую аудиторию: одновременно с появлением в кадре цвета фильмы о Годзилле приобретают все более мягкий и развлекательный характер .

1964
«Годзилла против Мотры»

Тайфун выбросил на берег яйцо гигантской бабочки Мотры. Вскоре из моря вышел Годзилла. Затем прилетела и сама Мотра и вступила в битву с ящером, который покусился на ее потомство. В этом поединке Мотра погибает, но ее личинки обездвиживают динозавра клейкой паутиной. В финале поверженный Годзилла падает в океан.

Вселенная Toho густо населена и детально проработана - на студии вышло множество фильмов, посвященных другим гигантским монстрам. Некоторые из них впоследствии стали персонажами годзиллиады: Родан, Мотра, Манда, Варан и т.д. Иные, наоборот, сначала появлялись в фильмах про Годзиллу, а потом дорастали до сольных ролей.

1964
«Гидора, трехголовый монстр»

Начиная с этого фильма японская эпопея об атомном динозавре обогащается рефлексией на тему вступления человечества в космическую эру. Здесь Годзилла впервые выступает в отчетливо положительной роли, спасая Землю от инопланетного трехглавого дракона Гидоры, который, уничтожив Венеру, прибыл на нашу планету. Здесь же впервые складывается альянс земных монстров, противостоящий пришельцу: Годзилла, Родан и Мотра (личинка).

1965
«Годзилла против Монстра Зеро»

Часть действия происходит в космосе: астронавты отправляются на Планету Х, где обнаруживают развитую цивилизацию, которая просит их одолжить земных монстров Годзиллу и Родана якобы для борьбы с местным Монстром Зеро (Кингом Гидорой). Земляне, привлеченные обещанным лекарством против рака, соглашаются.

1966
«Годзилла против морского монстра»

В разгар холодной войны Годзилла сражается с коммунистами. Он просыпается на острове, где находится база террористической организации «Красный бамбук». Террористам повинуется другой монстр: гигантская креветка Эбира, с которой, разумеется, Годзилле предстоит сразиться.

1967
«Сын Годзиллы»

Действие разворачивается на некоем удаленном острове. Годзилла защищает внезапно обретенного сына от прочих монстров и обучает его годзилльским навыкам. В результате эксперимента ученых остров покрывается тоннами снега и льда. Годзилла и Минилла (сын) впадают в спячку.

1968
«Уничтожить всех монстров»

Действие разворачивается в будущем: 1999 год. Все земные монстры, включая Годзиллу, живут на выделенном для них острове-заповеднике, где их охраняют и изучают. Однако коварные инопланетяне зомбируют монстров и направляют на разрушение крупнейших городов мира. В конце концов монстры освобождаются из-под контроля, а японским астронавтам удается уничтожить пришельцев их же оружием.

1969
«Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров»

Этот самый детский фильм эпопеи. И главный герой тут не Годзилла, а младшеклассник Итиро Мики. Он живет в двух мирах - реальном и мире фантазий, населенном монстрами. В конце концов, те знания, которые Итиро получил от монстров в своих снах, помогают мальчику избавиться от страхов и трудностей реальной жизни.

1971
«Годзилла против Хэдоры»

В 1971 году был основан Greenpeace. И в новом фильме о Годзилле, в соответствии с духом времени, звучит экологическая тема. Микроскопический пришелец Хэдора, питаясь земными отходами, вырос в огромного и ядовитого морского монстра. Ему противостоит Годзилла. Слабость Хэдоры в том, что он не может обходиться без воды. Люди с помощью Годзиллы побеждают Хэдору, высушив его.

Пришелец из далекой туманности в созвездии Ориона, Хэдора попал на Землю с пролетавшей мимо кометы. Способен стрелять кислотой, имеет иммунитет к радиации и атомным лучам Годзиллы

1972
«Годзилла против Гайгана»

Пришельцы с умирающей планеты хотят завоевать Землю. Они готовят пришествие космического киборга Гайгана и дракона Кинга Гидоры, которые уничтожат человечество. Но земные монстры Годзилла и Ангирус чуют неладное.

1973
«Годзилла против Мегалона»

Жители подводной цивилизации Ситопии, встревоженные ядерными испытаниями в океане, посылают на поверхность своего насекомоподобного бога Мегалона, чтобы уничтожить человечество. Годзилла и человекоподобный робот Джет Ягуар вступают в бой с Мегалоном, а также с прибывшим ему на подмогу космическим киборгом Гайганом.

1974
«Годзилла против Мехагодзиллы»

Из кратера Фудзиямы выходит монстр, которого поначалу принимают за Годзиллу. Но он убивает давнего союзника Годзиллы Ангируса и разрушает все на своем пути, сея панику. Вскоре появляется настоящий Годзилла. Оказывается, самозванец - это замаскированный робот Мехагодзилла, созданный расой обезьяноподобных пришельцев. Основная битва происходит на Окинаве, где Годзилле помогает пробудившееся древнее божество - Кинг Сизар.

Годзиллоподобный робот оказался идеальным противником для олицетворяющего мощь природы Годзиллы. В дальнейшем им придется встретиться еще не раз.

1975
«Террор Мехагодзиллы»

Тут снова появляется Мехагодзиллла, а также Титанозавр (мало похожий на реального существовавшего динозавра с таким же именем) - их обоих используют все те же обезьяноподобные пришельцы для порабощения человечества. В результате провала этого фильма в японском прокате Годзилла почти на девять лет ушел в неоплачиваемый отпуск.

Мехагодзилла за работой

Как менялся рост Годзиллы

Вся история Годзиллы традиционно делится на три периода: Сёва (1954–1975), Хэйсэй (1984–1995) и Миллениум (1999–2004). Они разделены не только перерывами в производстве и сменой режиссеров, но и различиями в трактовке образа Годзиллы, в частности его роста.

В фильмах первого периода несколько меняется внешний вид персонажа, но при этом остается неизменным рост и вес монстра: 50 метров и 20 тысяч тонн. На протяжении второго периода рост Годзиллы увеличивается до 80, а потом и до 100 метров. В начале третьего периода характеристики возвращаются к почти первоначальным, но затем от фильма к фильму Годзилла стремительно растет, снова достигая 100 метров в последнем на сей день фильме эпопеи. В третьем периоде облик Годзиллы меняется чаще всего.

1984
«Годзилла»

Перезапуск годзиллиады вернул монстру первоначальную брутальность. Эта кинолента, выпущенная к тридцатилетию франшизы, апеллировала только к событиям самого первого фильма, игнорируя весь наросший позднее контекст. Годзилла в очередной раз разрушает Токио. В финале его заманивают в кратер действующего вулкана.


Несмотря на технический прогресс, во всех японских фильмах роль Годзиллы исполняет человек в костюме, кукла или робот. Но начиная с конца 1980-х компьютерная обработка сделала фильмы более реалистичными.

1989
«Годзилла против Биолланте»

Японский генетик скрестил клетки Годзиллы с розой. Получившийся гибрид вырос до гигантских размеров - теперь это монстр Биолланте. Но и пробудившийся Годзилла также представляет опасность для человечества. Итог схватки: обессиленный Годзилла уходит на дно, а Биолланте вращается вокруг Земли в виде огромной космической розы.

1991
«Годзилла против Кинга Гидоры»

Благодаря козням людей из будущего, путешествующим на машине времени туда-сюда, Японии грозит трехголовый дракон Кинг Гидора. Если бы не Годзилла, человечеству не поздоровилось бы. Но Токио в очередной раз разрушен. И теперь надо как-то остановить Годзиллу. Для этого из будущего присылают киборга Мехагидору. Сцепившись, гиганты уходят на дно. Исход битвы неясен.

1992
«Годзилла против Мотры: Битва за Землю»

Годзилле противостоят две гигантские бабочки: Мотра и Баттра. Мотра - охраняющее Землю божество, а Баттра - злобное порождение доисторических ученых. Некогда, еще до потопа, Мотра победила Баттру. Но теперь они снова пробудились. Баттра напала на Японию. Вскоре прибывают Мотра и Годзилла. Все трое начинают биться друг с другом.

1993
«Годзилла против Мехагодзиллы-2»

Останки Мехагидоры, побежденного два фильма назад, подняты со дна. Из них для продолжения борьбы с Годзиллой построен 120-метровый, управляемый пилотами Мехагодзилла.

1994
«Годзилла против Космического Годзиллы»

Клетки Годзиллы, занесенные в космос, прошли через черную дыру и породили космического монстра, который приближается к Земле. Тем временем в Японии создан огромный боевой робот Могуэра. Его цель - уничтожить Годзиллу. Но у Годзиллы есть другие планы.

1995
«Годзилла против Разрушителя»

Годзилла нападает на Гонконг. Его сердце - это ядерный реактор, который вот-вот взорвется от перегрева. Тем временем из доисторических микроорганизмов складывается злобный монстр Разрушитель. Разрушитель убивает сына Годзиллы. Годзилла побеждает Разрушителя, но тот возрождается снова и снова. После окончательной победы Годзилла все же расплавляется от перегрева. А сын Годзиллы воскресает, получив энергию отца.

«Годзилла против Разрушителя» завершает цикл Хэйсэй, начатый в 1984 году. Кинокомпания Toho не планировала снимать фильмы о Годзилле вплоть до 2004 года (50-летия франшизы). Однако эти планы пришлось пересмотреть после выхода «Годзиллы» Роланда Эммериха.

1998
«Годзилла»

Первый американский полнометражный фильм о японском чудовище. Разумеется, в нем Годзилла разрушает не Токио, а Нью-Йорк. Армия США, как водится в американских фильмах, успешно ликвидирует монстра.

Несмотря на кассовый успех, критики разгромили фильм. Особенно оскорбились почитатели японского Годзиллы. Все это послужило причиной того, что кинокомпания Toho уже через год запустила новый цикл годзиллиады.

Хронология фильмов о Годзилле

    Годзилла (режиссер Исиро Хонда)

    Годзилла снова нападает (В США вышел в 1959 году под названием «Гигантис - огненный монстр»)

    Годзилла - король монстров (режиссеры Исиро Хонда, Терри О. Морс. Японский фильм 1954 года, перемонтированный для проката в США)

    Кинг-Конг против Годзиллы (режиссер Исиро Хонда. Вышел в американский прокат в 1963 году)

    Годзилла против Мотры (режиссер Исиро Хонда. В США вышел в том же году с минимальными изменениями)

    Гидора - трехголовый монстр (режиссер Исиро Хонда. Оригинальное японское название - «Три гигантских монстра: величайшая битва на Земле»)

    Годзилла против монстра зеро (он же «Большая война монстров» (оригинальное японское название, 1965), «Вторжение Астро-монстра» (название в американском прокате, 1970)

    Годзилла против морского монстра (режиссер Дзюн Фукуда. Оригинальное японское название: «Годзилла, Эбира, Мотра: большая схватка в южных морях»)

    Сын Годзиллы (режиссер Дзюн Фукуда. Вышел в американский прокат в 1969 году)

    Уничтожить всех монстров (Режиссер Исиро Хонда)

    Годзилла, Минилла, Габара: Атака всех монстров (в США вышел в 1971 году под названием «Месть Годзиллы»)

    Годзилла против Хэдоры (режиссер Ёсимицу Банно)

    Годзилла против Гайгана (режиссер Дзюн Фукуда. В США вышел в 1978 году под названием «Годзилла на острове монстров»)

    Годзилла против Мегалона (режиссер Дзюн Фукуда)

    Годзилла против Мехагодзиллы (режиссер Дзюн Фукуда. В США вышел в 1977 году под названием «Годзилла против Монстра-киборга»)

    Террор Мехагодзиллы (это последний фильм о Годзилле срежиссированный Исиро Хондой)

    Годзилла (режиссер Кодзи Хасимото. Фильм был существенно перемонтирован перед прокатом в США, где вышел под названием «Годзилла 1985»)

    Годзилла против Биолланте (режиссер Кадзуки Омори)

    Годзилла против Кинг-Гидоры (режиссер Кадзуки Омори)

Благодаря массе новых фильмов и книг, посвященных Годзилле, весь мир сегодня говорит о мифическом монстре в виде кровожадной ящерицы. При этом мало кого интересует такой важный вопрос – а допускают ли физические законы природы появление подобных чудовищ?

Благодаря массе новых фильмов и книг, посвященных Годзилле, весь мир сегодня говорит о мифическом монстре в виде кровожадной ящерицы. При этом мало кого интересует такой важный вопрос – а допускают ли физические законы природы появление подобных чудовищ? Благодаря небольшой помощи ученых, мы нашли ответ на этот вопрос.
Оказывается, Годзилла в реальной жизни мог бы быть намного больше, чем он выглядит на экране в Голливудских фильмах ужасов. Если взять в расчет предполагаемые размеры Годзиллы, ему для существования необходимо было бы потреблять 215 миллионов калорий в день. Если учесть, что один человек содержит в себе лишь 110000 калорий, монстру этого явно не хватило бы. Для полноценного питания Годзилле понадобится съедать до 2000 человек в день. По мнению ученого Джека Ропера, ежедневный рацион Годзиллы мог бы увеличить смертность среди землян всего лишь на 1.3 процента в год.
Но вопрос существования Годзиллы вовсе не в его волчьем аппетите – для его питания калорий на Земле достаточно. Вопрос в другом. При теоретическом весе в 90000 тонн, Годзилла мог бы сравняться с половиной золота, добытым человечеством за всю историю своего существования. Другими словами, потомки Годзиллы, вылезшие из своего подводного царства на сушу, были бы раздавлены гравитацией, как какая-то букашка. Так что участие военных при его уничтожении может вовсе не понадобится.

Мы начинаем новую рубрику «Персонаж», в которой будем рассказывать о реальных фактах из жизни нереальных персонажей мира кино и компьютерных игр.

Шестьдесят лет назад вследствие испытаний водородной бомбы на землю ступил исполин невиданных доселе размеров. Заставив вздрогнуть самую хладнокровную нацию в мире, Гнев Природы нанёс свой сокрушительный удар, разрушая Японию и заставляя человечество задуматься о последствиях своих действий. Как водится, человечество так ничего и не осознало, и обитатель доисторической эпохи ещё не раз будет разбужен. Имя ему Годзилла — Король Монстров.

Первое появление ужасного динозавра-мутанта свершилось в далёком 1954-ом году, когда на экраны вышел фильм «Годзилла» (в Японии монстра зовут Годзира). Имя монстру дали не абы как, оно состоит из двух слов: Горира (Горилла) и Кудзира (Кит). Ни на первого, ни на второго монстр похож не был изначально, а чем-то напоминал (и напоминает) реально существовавшего динозавра — стегозавра. Хотя как любитель палеонтологии могу заверить, и тут сходство небольшое- маленькая голова, гребень на спине и наличие второго «мозга» в области таза. Кроме того, стегозавр передвигался на четырёх ногах, а наш древний ящер гордо вышагивает на двух. Но мы отвлеклись… Весь секрет имени монстра в том, что такое прозвище носил один из работников студии Toho, которая и выпускала фильмы о ящере. Итак, Годзилла не кит, не примат и в киностудии не работал. Так кто же он?

Галерея Годзилл

Существ его типа в Японии называют Кайдзю, что в переводе означает «Странный зверь». Есть целая отрасль кинопроизводства, выпускающая Кайдзю-фильмы. Из самых крайних представителей можно отметить «Тихоокеанский рубеж», «Монстро», и «Годзилла» 2014-го года. По сюжету первой картины, Годзилла — выживший динозавр, пребывавший веками в спячке на дне океана. Испытания водородной бомбы не только пробудили страшное создание, но и повлекли за собой его мутацию. Вследствие чего Годзилла достиг в росте 100-метровой отметки (в фильме 2014-го года — это рекордная отметка. В целом, рост менялся в каждом фильме), стал питаться радиацией и научился конденсировать в спинном гребне разрушительную энергию, которую высвобождал, стреляя изо рта лучом огромной мощности — Атомном Дыханием.

Его агрессия по отношению к Японии не совсем понятна, но учитывая, что Годзилла — динозавр-мутант, разбуженый после многовековой спячки, — вполне обоснована. Я тоже нервничаю и ору когда не высплюсь.

Кстати, о крике. В 1954-ом году впервые прозвучал и впоследствии стал одной из коронных «фишек» крик Годзиллы. Кошачий визг, плач ребёнка, скрип металла — что только не слышали зрители в этом душераздирающем призыве к битве или победном кличе. Но на самом деле, всё оказалось куда проще. «Крик» провоцировался струнным инструментом, вроде контрабаса, когда некто проводил по струнам рукой в кожаной перчатке.

Фильмы о Годзилле делятся на три эпохи:

Сёва (1954-1975)

В этой эпохе можно отметить четыре фильма: первые три и мега-кроссовер.

Годзилла (1954 год)

Мрачнейшее, суровое первое появление Годзиллы хоть и было в чёрно-белом варианте, но содержало много острых моментов, драму и проводило трагичную аналогию с ядерным оружием. Фильм стал классикой и дал начало бессмертной франшизе.

Годзилла снова нападает (1955 год)

Второй приметен тем, что создал схему Кайдзю-фильмов: противостояние двух монстров. У Годзиллы появился враг, и противоборство с ним сулит разрушение городов. Также во втором фильме появилась «пасхалка» — разрушение пагоды. В дальнейшем её будут разрушать чуть ли не в каждом фильме.

Кинг-Конг против Годзиллы (1962 год)

Да! Два величайших монстра киновселенной встречались в одном фильме! Но чтобы Король Конг не был сожран Королём Монстров, ему пришлось сделать прокачку. Изначально рост Кинг-Конга всего восемь метров. Это исправили, подкормив Конга до размеров Годзиллы.

Далее пошла череда фильмов, которая, как правило, называлась «Годзилла против…» или «… против Годзиллы». На место троеточия вставлялось имя очередного соперника, малознакомого у нас, но очень популярного в Японии. Та же Мотра (гигантская бабочка, божественный защитник земли) имела свою серию фильмов ещё до встречи с древним ящером. Большинство фильмов отличается совершенно безумными сюжетами, психоделической подачей картинки и просто бредом больного.

DestroyallMonsters (1968 год)

Шикарнейшее завершение эпохи. Создатели собрали воедино всех монстров, с кем когда-либо сражался Годзилла, и противопоставили этой «Плеяде звёзд», мощнейшего врага — трёхголового Кинг Гидору.

На этом эпоху можно было и завершить, но вышло ещё несколько фильмов, которые оказались посредственными. За их просмотром можно узнать, что Годзилла:

— может смеяться и разговаривать на «языке монстров»;

— очень забавно танцует;

— трогательный отец-одиночка, хотя и раздолбай;

— побывал в космосе;

— умеет летать спиной вперёд в позе эмбриона, используя Атомное Дыхание как двигатель.

Годзиллу играл живой актёр в резиновых костюмах разной степени ужасности. Хотя роль и была эпичной, но являлась невероятно тяжелой. Костюм не предусматривал вентиляции (от духоты и жары внутри актёры падали в обмороки), какого-либо обзорного «окна» (все сцены сыграны практически в слепую), и был довольно тяжёлым и неудобным.

Хэйсэй (1984-1995)

После девяти лет покоя и тишины, Монстр возвращается! Эта эпоха отвергает весь бред умалишённого, отснятый в первой эпохе, оставляя каноничным только самый первый фильм 1954-го года.

Возвращение Годзиллы (1984 год)

Вернув Короля на экран, создатели вернулись и к изначальному положению вещей — Годзилла злой, у него нет соперника, и поэтому надо топтать людишек. Это единственный фильм эпохи, появившийся в американском прокате.

Годзилла против Кинга Гидоры (1991 год)

Фильм интересен тем, что объясняет появление Годзиллы. Кроме того, врагом опять становится Кинг Гидора, который является самым главным соперником Годзиллы. Сюжет выдержан в стиле научной фантастики, с полётами во времени и злыми американцами.

Годзилла против Космического Годзиллы (1994 год)

Классический пример «Злого отражения». Клетки Годзиллы попадают в космос и кристаллизуются в чёрной дыре, откуда впоследствии и вылезает «Злая Копия».

Годзилла против Разрушителя (1995 год)

Заключительный фильм эпохи Хэйсэй и, по сути, не состоявшееся завершение франшизы в целом (хотя студия Toho и не собиралась останавливать производство фильмов серии. Всё дело в маркетинге). Самый ужасный соперник, самые драматичные события и «окончательная» гибель любимого многими гиганта.

В этой эпохе мы узнаем что:

— сердце Годзиллы — этоядерный реактор. Его перегрев привёл Годзиллу к гибели;

— сын Годзиллы чуть не погиб, сражаясь с Разрушителем;

Минилла — сын Годзиллы

— Годзилла в доисторическую эпоху являлся Годзиллазавром, хищным ящером не таких исполинских размеров и не стреляющим. Годзиллазавр — реально существовавший динозавр, но кроме имени ничего общего с киношным воплощением не имеющий. Они не родственники, и Япония может спать спокойно;

— Годзилла уже более поворотлив, но это по прежнему живой актёр в костюме. Спецэффекты стали лучше (для того времени).

В перерыве между эпохами американские жадные люди решили приложить свою лапу к кормушке, и режиссёр Роланд Эммерих снял…

Годзилла (1998 год)

Позорище, заставившее плеваться всех поклонников японской серии. Попытка придать фильму реализма и превратить доисторического «ядерного» ящера в игуану-переростка. В фильме присутствует пафос в огромных количествах, один Жан Рено и много плохих актёров, компьютерный чешуйчатый дрыщ, высиживающий яйца, и толпа велоцирапторов, украденных из «Парка Юрского периода». В Японии фильм провалился, и это более чем очевидно. Эммерих хотел снять продолжение, но студия Toho, к великой радости поклонников, испугавшись этого факта, отобрала права на франшизу. Хотя один плюс в куче сплошных минусов всё же был — фильм послужил толчком к новой эпохе, и возвращение Гнева Природы стало лишь вопросом времени.

Миллениум/Синсэй (1999-2004)

Заключительная на данный момент эпоха японских фильмов о Годзилле. В ответ Голливуду нужно было снять что-то, что покажет истинную мощь Монстра, и будет более серьёзно и устрашающе.

Годзилла: Миллениум (1999 год)

Больше научной фантастики, Годзилла снова антигерой, призванный разрушать и крушить. К тому же у него появилась способность к регенерации. В фильме присутствуют и очередные соперники: Миллениан и Орга.

В целом, эпоха представляет собой уже привычное противостояние знакомых монстров. Улучшилось качество, добавились ужасная компьютерная графика и драматичные моменты. Серия начала «выдыхаться», и её пора было остановить окончательно…

Годзилла: Финальные войны (2004 год)

Со времени выхода первого фильма прошло 50 лет. Достойный возраст, и Королю Монстров пора на покой. Но перед этим нужно выжить в величайшем монстр-побоище со времён DestroyallMonsters! Все самые знаменитые соперники, новые противники и монстры, давно в фильмах не появлявшиеся, сошлись на одном экране. В дань уважения в финале Годзилла не побеждён или убит, а уходит в море со своим сыном на заслуженный отдых.

В этой эпохе мы узнаем что:

— американский «Годзилла» (которого на самом деле зовут просто Зилла) существует, но он — самый слабый соперник Годзиллы настоящего. Проиграл битву за Сидней в кратчайшие сроки, не выдержав одного единственного Атомного выдоха;

— в фильмах этой эпохи очень много отсылок к прошлым фильмам, опять же в дань уважения;

— несмотря на прошедшие 50 лет, Годзиллу всё так же играют живые актёры.

Минули величайшие битвы, и вот уже 10 лет Годзилла пребывает в забвении. Но Король Монстров никогда не будет спать вечно!

Эпоха Legendary? (2014-…)

Годзилла (2014 год)

Перезапуск американской серии студией LegendaryPictures и самое эпическое, на мой взгляд, возвращение Годзиллы. Почти 110 метров роста, 90 тонн массы — воистину ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДОВИЩЕ. На этот раз фильм удался. И больше всего он похож на самый первый фильм о Годзилле — ключевая роль дана людям, а Годзилла лишь агрессивное порождение природы. Хотя фильм вобрал и много хорошего со всей серии: есть гигантские соперники, образ Короля Монстров взят из классической серии, а не придуман из головы. И Атомное Дыхание никуда не исчезло. Уже сейчас известно, что идёт работа над продолжением фильма, а это значит, что рождается новая эпоха, и спустя 60 лет — Годзилла жив и готов к охоте!

Сергей Хохлин

P.S. У японского Годзиллы есть своя звезда на Аллее славы в Голливуде.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры