Юрий городецкий семья. Юрий Городецкий: «Я пришел в театр гладко…

Главная / Бывшие

Сам Юрий считает, что ничего сверхъестественного в его творческой судьбе нет. «Мне кажется, любой человек может добиться определенных высот, если захочет, - сказал в интервью «АиФ» артист. - Безусловно, для этого необходимы определенные составляющие, тем не менее, уверен: это возможно».

Талант… притягивать людей

Наверное, мне повезло, но у меня есть одно качество... талант, что ли, притягивать хороших людей, которые помогают мне совершенствоваться, идти вперед. В этом мое главное везение. Может, окружающие понимают, что мне нельзя не помочь. (Смеется.)

- Насколько реально выпускнику Академии музыки сразу стать ведущим солистом главного театра страны?

Я думаю, для новичка это невозможно: придется много работать на пределе всех своих сил много лет! Замечательно, когда есть возможность сразу петь ведущие партии. Но, с другой стороны, молодое дарование просто физически и психологически не способно выдерживать нагрузки в начале пути наравне с более опытными артистами.

Я пришел в театр достаточно гладко и спокойно. Причем пришел с выученной партией Ленского из оперы «Евгений Онегин», которую мне – молодому и начинающему - позволили исполнить в репертуарном спектакле. Но это еще не значило стать ведущим.

- Но сейчас, насколько я знаю, вы больше времени проводите за границей.

Я вспоминаю тот день, когда только пришел в театр: меня очень грела мысль, что я просто буду при нем и смогу поработать с дирижерами, концертмейстерами, на которых мы, студенты Академии музыки, смотрели как на «божество». Тогдашний руководитель оперы Маргарита Николовна Изворска спросила у меня: «Мальчик, не захочешь ли ты, проработав у нас несколько лет и набравшись мастерства, уйти куда-то?» На что я сделал большие глаза и, даже не понимая по-настоящему, о чем она говорит, воскликнул: «Нет, как можно!»

И до сих пор придерживаюсь этого мнения.

- Как вы попали на стажировку в Италию?

Громко сказано, потому что это была не стажировка в привычном понимании при каком-то театре. После международного вокального конкурса одна из членов жюри, очень хороший человек, которые мне встречаются, пригласила позаниматься под ее руководством. Она организовала проживание и концертные выступления, чтобы мне было на что жить.

Сейчас я таким же образом учусь в Бельгии.

«Враг женщин»

- Контракты стали вас сами находить?

Что вы! О контрактах нужно беспокоиться собственноручно: рассылать свои резюме по театрам. Я ленивый, поэтому рассылкой писем занимаюсь не очень активно, но на те, которые доходят до оперных театров, приходят приглашения приехать на прослушивание. Один раз я съездил, и выстрелило! Возможно, в следующем году у меня будет постановка в Льежском театре «Враг женщин», написанная современным автором в стиле классицизма.

Голос, безусловно, явление уникальное, а красивый - тем более, и для меня это не сюрприз. Как правило, я никогда собой не доволен, но очень приятно такое слышать, не скрою. Видимо, дело в том, что Виктор Иванович долгое время является тем неподкупным ухом, которое очень тонко контролирует мой голос и может точно сказать обо всех его недостатках и достоинствах.

"Такого голоса у нас давно не было!" - говорили о молодом теноре Юрии Городецком специалисты и любители музыки, когда осенью прошлого года он дебютировал в Белорусской опере в партии Ленского. Прекрасный лирический голос, невероятная естественная музыкальность, редкая для белорусской сцены культура исполнения… И вот буквально несколько дней назад Юрий получил признание на одном из старейших и престижнейших международных состязаний - конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне, который проходил с 9 по 21 января.

Из Барселоны Юрий Городецкий привез диплом - прежде молодые белорусские певцы на таких конкурсах столь успешно не выступали. Правда, в 1993 году третью премию на Виньясе получила выпускница минской консерватории сопрано Ирина Гордей (ныне солистка Мариинского театра). Но она к тому времени уже пела в Москве и на конкурсе представляла Россию.

Двадцатитрехлетний тенор Юрий Городецкий учится на пятом курсе Белорусской академии музыки в классе профессора Леонида Ивашкова. В нынешнем сезоне он стал солистом Белорусской оперы, в труппу которой его зачислили сразу после дебюта. Он спел в театре пока только три спектакля. На счету певца и дважды спетый в оперной студии при Академии музыки "Любовный напиток", где он исполнял партию Неморино. Сценический опыт, таким образом, небогат. Тем более поражает его успех на конкурсе в Барселоне.

- Юрий, с кем довелось конкурировать на конкурсе Виньяса?

Для участия в конкурсе заявлено было около 420 вокалистов из 50 стран мира. Но в итоге приехало туда около 270 человек - кто-то решил, что есть другие дела, кто-то просто заболел. Впрочем, это была не окончательная цифра: позднее, сразу на второй тур приехали люди, которые уже занимали призовые места на престижнейших федеральных конкурсах Европы. Они имели право в первом туре не участвовать. Таких участников было около двух десятков. В финал вышло только два человека из стран СНГ, кроме меня была еще одна россиянка, колоратурное сопрано, но диплома ее не удостоили.

Что до программы, то я выбрал себе категорию "Оратория - песня", благо программа конкурса позволяла такой выбор. Я пел арии из ораторий Баха, Генделя и Гайдна, романсы Рахманинова и Брамса. Большинство же исполняло оперные арии. Первую премию среди мужчин жюри не присудило. У женщин лучшей признана испанская колоратура Беатрис Лопес-Гонсалес. Этот конкурс судят, как правило, не певцы и педагоги, а руководители крупнейших оперных театров. Например, в этом году в жюри был музыкальный директор Венской оперы. Кроме премий и дипломов, на конкурсе было множество различных специальных призов. Мне досталась стажировка во Франции, куда я поеду в августе этого года.

Часто можно услышать: в Беларуси нет собственной вокальной школы. Многие молодые певцы уезжают в Москву и Санкт-Петербург, надеясь получить какую-то школу там. Но на так называемую "русскую вокальную школу" в мире смотрят скептически. Примерно так же воспринимают и вокалистов из других стран СНГ, где тоже опираются на "русскую школу". Показательно, что в этом году в финал конкурса Виньяса вышло только два человека из этого региона. Так что такое Юрий Городецкий: продукт зарождающейся белорусской вокальной школы или молодой певец с хорошими природными данными, которому просто повезло?

Скорее всего, это сочетание нескольких условий, которые и дали такой результат. Конечно, удачное выступление на конкурсе - это не моя личная заслуга. Это заслуга многих людей.

- Но нельзя же отрицать, что так называемый материал был у вас изначально. Другой вопрос, в чьи руки он попал…

Да, материал был, и мне приятно осознавать, что этот материал оценил мой педагог по классу концертно-камерного пения профессор Виктор Скоробогатов, у которого я занимаюсь со второго курса. Кроме того, к конкурсу Виньяса я готовился вместе с моим концертмейстером, аспиранткой Академии музыки Татьяной Максименей. Наше сотрудничество началось полгода назад, когда мы вместе поехали в Санкт-Петербург на конкурс вокально-фортепианных дуэтов. Позже стало ясно, что мы с Таней составляем команду. А команда - это то, что помогает добиваться успеха. Но вообще я признателен Виктору Ивановичу, который и подготовил меня к этому конкурсу. На занятиях с ним я получаю то, что сейчас котируется в мире. То, за что певцам платят деньги.

За что же певцам платят деньги? За стенобитный вокал мимо нот и поперек оркестра, как считают многие обыватели и даже начинающие вокалисты?

Музыка - это не ноты и не сила звука. Музыка - это та мысль композитора, который что-то хотел сказать. Если эта мысль разгадана, выражена голосом, если исполнитель вкладывает в произведение душу - тогда получается музыка. Именно над этим я начал работать, и я многое открыл для себя. Раньше пение представлялось мне иначе: нужно было думать, как вывести звук, куда его направить, как опереть и все остальное. А педагог заставил меня думать о музыке, и это было для меня открытием. Оказалось, что голос звучит еще лучше, когда не думаешь о технике!

- Планы на ближайшее будущее?

Планы? Работать. Поскольку я совсем-совсем молодой солист театра, мне нужно завоевывать какую-то репутацию. Нужно работать несмотря ни на что. Просто работать, работать и работать. Я еще очень плохо знаю оперу и только начинаю свой путь оперного певца. Рано строить большие планы.

Наталья ГЛАДКОВСКАЯ

Обычно белорусский тенор блистает в классических операх. А на конкурсе он впервые исполнит поп-хиты. Фото: Михаил Нестеров

Новый концертный сезон для Юрия Городецкого станет десятым. В арсенале тенора - жемчужины мирового репертуара, громкие международные победы, престижные стажировки и ангажементы.

8 октября стартует музыкальный телеконкурс «Большая опера». Уже в четвертый раз жюри, куда входят звезды мировой сцены, предстоит выбрать самого талантливого молодого вокалиста.

Два года назад третье место занял солист Большого театра оперы и балета Беларуси Илья Сильчуков. Когда главному театру республики предложили вновь отправить на конкурс своего артиста, дирекция тут же решила: делегируем Городецкого!

ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ

- Юрий, «Большая опера» для вас - счастливая случайность?

Можно сказать и так. Сам бы никогда не решился подать заявку на этот конкурс. Но судьба подарила счастливый билет.

- Вам не кажется, что вокальные конкурсы превратились в чистое шоу?

Заметил это еще на оперном конкурсе BBC в Кардиффе: операторы снимают каждый шаг участников. Остаются секунды до выхода на сцену, а в сантиметрах от твоего лица - камера. Фиксируется все: от глотка воды до нервного вздоха.

По сути, получается даже реалити-шоу. Артист превращается в обычного человека с очень земными проблемами - усталостью, волнением. Надо ли это? Думаю, зрителя лучше оставить в плену оперных иллюзий, не стоит раскрывать ему все наши тайны.

- Почему тогда согласились участвовать в телепроекте?

- В таких конкурсах есть и много плюсов. Для молодых артистов это хорошая возможность заявить о себе. Ведь шоу смотрят миллионы телезрителей по всему миру.

- Как готовитесь к съемкам?

Внимательно посмотрел предыдущие выпуски. Думаю над репертуаром. Пока не имею права раскрывать все секреты. Могу лишь сказать, что будет двенадцать конкурсных дней. Это и день оперных кумиров, и программа под названием «Верди или Чайковский».

С интересом жду выпуска, когда нам придется выступать под «минусовку». Для этого дня выберу что-то из хорошей «попсы» середины прошлого века. Зрителям будет интересно увидеть оперных артистов в необычном амплуа.

- Первый выпуск - самый ответственный. Уже определились, что будете исполнять?

Для самопрезентации выбрал романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Вещь универсальная и безумно сложная. Но это мой любимый музыкальный фрагмент.

АРТИСТ - КАК ШКОЛЬНИК

- С чего оперный артист начинает работу над ролью?

С элементарной выучки. Нужно, как школьник, сесть за парту и вызубрить текст. От этого никуда не деться.

В одном из своих интервью пианист Григорий Соколов очень интересно рассказывал о своих «взаимоотношениях» с роялем. А в каких отношениях вокалисты со своим голосом?

Иметь инструмент в самом себе - большая ответственность и дисциплина. За десять лет с голосом происходили разные метаморфозы. Иногда он работает, а иногда нет. Вообще петь - ненормально, это не очень естественное человеческое состояние. А петь хорошо - тем более. Если получается, всегда настораживаюсь: «Как я это сделал?»

Плох тот актер, который не мечтает сыграть Гамлета. Продолжите фразу: плох тот тенор, который не мечтает спеть...

-…Отелло. Если говорить о других ролях - это хрестоматийные Хозе из «Кармен», Канио из «Паяцев». Я бы очень хотел целиком исполнить партию Неморино в «Любовном напитке».

ДОСЬЕ «СВ»

Юрий Городецкий родился в 1983 году в Могилеве. Окончил Могилевский музыкальный колледж и Белорусскую академию музыки. Учился в Высшем институте музыки в Модене (Италия), занимался в Оперной студии Музыкальной капеллы королевы Елизаветы (Бельгия).

В 2012 - 2014 годы - участник Молодежной оперной программы Вашингтонской национальной оперы. С 2006 года - солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.

ФОРМУЛА УСПЕХА

ЧТОБЫ ПОВЕЗЛО, НУЖНО РАБОТАТЬ

- В современном театре очень много говорится об универсальности артиста.

Оперный певец должен занимать определенную нишу, в противном случае он будет неинтересен. В первую очередь - для оперных функционеров, потому что сразу встает вопрос: «Как тебя рекламировать?» Всеядным быть нельзя.

Лично я сейчас тяготею к творчеству Моцарта. Безусловно, есть еще и русская музыка, мои любимые «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Снегурочка». Их нельзя не исполнять.

- Мир большой оперы сегодня не менее жесткий и жестокий, чем мир большого бизнеса?

В современном оперном мире нужно постоянно что-то доказывать. Даже самому себе. Просто так никто никуда не позовет, это абсолютный миф! Другое дело, элементарная случайность, примеров которой в истории множество. Но ты всю свою жизнь должен работать на эту самую случайность.

- Есть какая-то своя формула успеха?

Для того чтобы сохранять вокальное здоровье и творческую форму, нужно постоянно балансировать, быть очень гибким, мобильным. Ведь то, что мы выносим на публику, - это как «план А». Волшебство же начинатся, когда совершенно неожиданно для всех на концерте или на спектакле происходит то, чего невозможно было добиться на репетициях.

Хороший музыкальный момент может перевернуть в жизни очень многое. Жаль только, пленку отмотать невозможно, и каждый раз - как первый. У тебя есть только одна попытка: выходишь и поешь.

2016-й у солиста Большого теат­ра Беларуси тенора Юрия Городецкого стал годом особым и даже выдающимся. Во-первых, 25 июля у певца родилась двойня - Дарина и Марк. Во-вторых, Юрий занял призовое место в популярном профессиональном телепроекте «Большая опера», организованном телеканалом «Россия Культура».


В проекте принимали участие молодые певцы из разных стран. Три месяца подряд длилась упорная борьба. В эфир вышли 12 тематических программ. Каждую субботу белорусские телезрители припадали к телеэкранам, болея за Городецкого. Теплые слова в адрес Юрия можно было прочесть на многих интернет-форумах: «На оперной сцене появился большой артист с потрясающим вкусом и чувством меры - Юрий Городецкий», «С ума сойти! Какой же Юрий все-таки разный! Каждое исполнение - сложившийся образ. То трагичен, то зажигателен, то полон светлой грусти…», «Никогда не думала, что смогу с кем-то сравнивать моего любимого Лемешева, но Юрия мне нравится слушать еще больше! В телефоне теперь его Неморино, Владимир и Вакула…» Во время конкурса Юрий получил немало восторженных отзывов и от членов жюри: растрогал до слез своим пением российскую примадонну Марину Мещерякову, а режиссер и художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман сказал, что был бы счастлив видеть белорусского тенора на сцене своего театра.

Наконец, перед Новым годом в Большом театре России во время гала-концерта звезд мировой оперы и участников конкурса «Большая опера» был объявлен итог певческих состязаний: первое место у Ксении Нестеренко (Россия), второе - у Тиграна Оганяна (Армения) и третье - у Юрия Городецкого (Беларусь).

Юрий солирует на сцене Большого театра Беларуси 10 лет. Обладатель медали Франциска Скорины. Участвовал во многих международных конкурсах и по­беж­дал. К телепроекту «Большая опера» отнесся очень ответственно, хотя и понимал: это не столько конкурс, сколько шоу. Городецкий в него вписался.

Юрий Городецкий в свое время получил Гран-при специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры