Юрий любимов - биография, информация, личная жизнь. Биография Театральные роли Юрия Любимова

Главная / Бывшие

Любимовы за копейку удавятся
7 Июля 2011

Хамство Каталин просто не знало предела! - поведал «КП» бывший актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз. - На репетиции во всеуслышание она могла сказать актрисе в возрасте: «У вас ж..па трясется!», «Вы - твари, быдло, б...ди!»

Актеры Таганки больше не могут молчать о самодурстве Любимовых

Скандал с заявлением об уходе из театра худрука Юрия Любимова две недели обсуждает вся страна. В прошлом еженедельнике мы опубликовали интервью Юрия Петровича (), который обвинил артистов в разгильдяйстве и мелочности. (Читайте также: "Любимов ушел. Таганку спасет Золотухин?") А теперь с ответным словом выступают артисты...

Дмитрий Высоцкий: «Я выиграл суд!»

Актер Дмитрий Высоцкий, известный по фильму Чухрая «Русская игра», девять лет проработал в Театре на Таганке. Здесь же играет его жена актриса Лиза Левашова. Актерская пара не понаслышке знает о мстительности четы Любимовых.

По словам Высоцкого, его конфликт с Любимовым произошел из-за ерунды. Высоцкого попросили представить (вместо заболевшего режиссера Чухрая) на Фестивале русского кино в Италии картину «Русская игра», в которой снялся Дмитрий. Для актера предложение было почетным, и он попросил Любимова отпустить его на несколько дней, что вызвало гнев Юрия Петровича и его супруги.

Я улетел в Италию, а по возвращении меня уволили за прогул, - рассказал Дмитрий. - Я бы стерпел это, но в это же время моей жене предложили тоже писать заявление по собственному желанию, а она в этот момент кормила грудью нашего двухмесячного малыша. За жену я решил бороться. Обратился в профсоюз и подал иск в суд. Жену оставили в театре, а я через суд добился, чтобы мое увольнение было аннулировано. Я восстановился и тут же написал заявление на увольнение. Отсудил и деньги, которые мне не выплатили за работу. Однако от театра получил лишь часть денег, от остальных отказался, потому что Каталин сказала артистам, что деньги мне будут высчитываться из их зарплаты...

«К сожалению, с годами отношение к артистам в театре только ухудшалось, - рассказал «КП» нынешний актер Таганки Роман Стабуров. - Юрий Петрович запрещал артистам театра сниматься в кино. Актеры других театров свободно снимаются в кино, становятся знаменитыми, и их не страшит увольнение - они востребованны. Актеры Таганки неизвестны потому, что всегда отказываются от участия в кино. Артисты Таганки воспитаны по-семейному, не представляют жизни вне театра.

Отсюда, кстати, и трагедии... Очень печальная история случилась три года назад с актером Володей Черняевым. У него пошла черная полоса - развод с женой, ухудшение отношений с Любимовым и его женой. Его друг актер Рыжиков - любимец Каталин, выполнявший все ее указания, - начал трепать ­нервы Володе. По желанию Каталин именно ему, близкому другу, стали отдавать Володины роли. Юрий Петрович любит так сталкивать актеров лбами. Это было еще с Владимиром Высоцким, когда его роль он отдал Золотухину. Черняев не смог пережить травлю, ушел в запой, его уволили. А через два месяца после увольнения вскрыл себе вены. Он не понимал, как ему жить без театра...

Самоубийство Черняева мы связываем с его увольнением из театра. Хотя Любимов сказал всем, что не знает, что Черняева уволили. А потом заявил, что не знает, как умер актер... А увольнений и травли актеров было предостаточно. Знаменитого актера Юрия Беляева уволили за то, что он якобы прогулял репетицию, хотя он лично звонил, что не может быть в этот день, попросил замену. Ему сказали: да, хорошо. Когда же он вернулся, то узнал, что уволен за прогул. Беляев подал в суд и по суду вернулся в театр, отсудив 120 тыс. руб. Некрасиво уволили знаменитого Юрия Смирнова, представлявшего собой «золотой фонд» Таганки. Актера Виталия Шаповалова, который еще с Владимиром Высоцким играл, выжила Каталин. Шаповалов стал болеть, сломал шейку бедра. Его обвинили в том, что он покупает больничные, и вышвырнули вон. Бесчеловечно! Знаменитый художник Боровский вынужден был покинуть Таганку - не стерпел хамства Каталин, жены Любимова.

Прозвища для актеров

Хамство Каталин просто не знало предела! - поведал «КП» бывший актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз. - На репетиции во всеуслышание она могла сказать актрисе в возрасте: «У вас ж..па трясется!», «Вы - твари, быдло, б...ди!» Сперва нам казалось, что у нас два полицейских - добрый Любимов и злая Каталин. Но с годами оба полицейских стали злыми. Работать стало невыносимо. Я не могу слышать, как публично оскорбляют старейших актеров. Какой урок тогда получает молодежь?!

Со мной была такая история. Я, как режиссер, долго разминал свой спектакль, в котором Любимов разрешил мне сыграть главную роль. Но в последний момент узнал, что за моей спиной репетирует роль другой актер. Я 25 лет проработал в Таганке, но мое терпение лопнуло, и я написал заявление об уходе. Кстати, бывало я не мог играть по состоянию здоровья - у меня артрит, одна нога короче другой. Но Любимов понес мое медицинское заключение каким-то своим знакомым и сказал, что я изображаю из себя больного! А еще Любимов и его жена взяли манеру придумывать, как на зоне, артистам прозвища и обращаться по ним к актерам: Академик, Маленький, Вредитель, Паровозик. Это нормально?! И это при том, что со мной Каталин вела себя осторожнее, потому что я немец по национальности. Похоже, русских она ненавидит, называет свиньями.

Не полила... искусственные цветы

Каталин - страшная женщина, - рассказала «КП» бывший костюмер театра, попросившая не называть имени. - При мне была история, когда Каталин шла по коридору, увидела цветы в кадке и воскликнула: «Почему цветы не поливают?!» Ей побоялись сказать, что они искусственные. Каталин прибежала к кадровичке и потребовала уволить уборщицу. Позже кто-то осмелился все объяснить Любимову. Надо отдать должное Юрию Петровичу, он позвонил и извинился перед уборщицей, предложив ей вернуться. Но та отказалась. Почему я ушла? Я была самой молодой костюмершей. Кто-то нашептал Каталин, будто у меня роман с актером, в которого влюблена одна актриса. Все это было вранье! Но Каталин потребовала, чтобы я увольнялась. Я не стала унижаться. Когда пришла оформлять документы к кадровичке, в этот же день увольнялись еще двое работников. И вот при мне в кабинет вошла Каталин и спросила кадровичку: «У тебя за день уволились трое!» «Увольняются-то не у меня, а у вас», - попыталась «оправдаться» та. «Пиши заявление об уходе!» - резюмировала Любимова.

Имеют право

Каталин время от времени издает указы, которые достойны пера Салтыкова-Щедрина, - рассказал «КП» актер Стабуров. - Например, она, как замдиректора, издала «Указ о конфиденциальности информации». Актерам запрещается, кроме прочего, говорить с кем-то о... репертуаре театра, который вообще-то вывешен на афишах! И за это, как следует из документа, артистов ждет не только увольнение, но и привлечение к уголовной ответственности! Еще она издала указ о том, что артисты не имеют права ходить через зрительский вход, а только через служебный. Нарушения карались выговорами и последующим увольнением. И вот однажды я попал к ней в немилость. Мне сделали выговор за то, что я якобы вышел не через тот выход. Вообще подобный указ - уже нарушение всего! А я к тому же его не нарушил!.. Я обратился в суд. Каталин привела очевидцев, которые лже­свидетельствовали, что я прошел не там, где она разрешает! Судья и та была поражена подобным авторским указом. В общем, я добился через суд отмены выговора и отмены указа...

Любимову давно не до театра

Понимаете, просто так актеры бы не попросили в Чехии деньги за спектакль, - объясняет Стабуров. - Просто часто за гастроли нам недоплачивали. То Любимов объяснял, что его принимающая сторона кинула, то еще что-то. У нас были основания не доверять.... На гастролях в Киеве как-то Каталин придумала такую экономию: чтобы не тратиться на гостиницу и суточные, она приказала артистам играть спектакль и уезжать в Москву, а потом возвращаться, чтобы сыграть спектакль. И все равно нам недоплатили. Только слышали брань...

Много можно вспомнить мелких пакостей Каталин. Но зерно проблемы вот в чем: Любимов захотел обеспечить свою семью. Его план - разогнать театр и взять в бессрочную аренду помещение в центре города, - говорит Стабуров. - Судьба актеров его давно перестала волновать. Хотя он и так миллионер. Он заявил, что актеры по 50 тыс. руб. получают. Неправда. Я получаю 37 тыс. руб. Надбавок, премий от Любимова мы не видим. Некоторые актеры живут в нищете. Гааз, который 25 лет проработал в театре, живет в коммуналке. А Любимов живет очень богато. Нам известно: у него есть имущество в Израиле, Венгрии, Италии. В Москве он проживает в трехкомнатной шикарной квартире на Пречистенке. На балансе театра числятся несколько квартир, которые используются на нужды семьи. Подчеркиваю, мы выступаем не против Любимова-режиссера, а против Любимова-директора, с этой работой он и его жена не справляются! А сейчас Любимов вывозит из театра имущество, без описи. Говорит, что это его собственность...

Мы будем следить за ситуацией. В данный момент Любимовы улетели в ­Венгрию. А накануне Юрий Любимов уволил жену Каталин с должности своего заместителя.

Обсуждение статьи

Гудрун
Oct 12 2011 1:17AM

Ничего не могу сказать, ни разу не была в этом театре. И не переживаю. А такие разборки повсеместно. Кто наглый и беспринципный, у кого соответствующая наследственность, тот и все забирает (нефть, никель, алмазы, земля, рыба, аэропорты, электросети, ГЭС и т.д.). А мы негодуем, обсуждаем и на этом все. Меня больше беспокоит куда делись 500 тонн обогащенного урана нашего и будет ли Америка бомбить Сирию. Это важно. А что Кунц с мужем сделали перед возвращением на родину свою, меня не интересует вообще.

РОМАН СТАБУРОВ
Jul 10 2011 7:23PM

Официально заявляю - я, артист Театра на Таганке Роман Стабуров, глубоко возмущен данной публикацией Анны Велигжаниной. Около девяноста процентов приведенных ею здесь якобы моих высказываний я не произносил никогда, как то: инсинуации Велигжаниной о смерти Черняева, не обсуждал в беседе с ней своих коллег, а именно: Рыжикова, Золотухина, Беляева, Шаповалова, Смирнова, Гааза. Так же никогда не обсуждал с ней ни гастроли в Киеве, ни гастроли в Чехии (на которых я не был), ни, тем более, финансовое благосостояние семьи Любимовых. Те ничтожные крохи информации, которые выдернуты ей из моего реального интервью, ею безбожно перевраны и поданы в заведомо " желтом" провокационном ключе. В частности, искажен тон и смещены акценты во всем, что касается Каталин Любимовой. Примечательно, что в данной статье нет ни одного предложения, реально произнесенного мною, ибо ни язык статьи, ни построение фраз, ни убожество приведенных речевых оборотов мне, как человеку образованному, сценаристу и литератору, абсолютно не свойственны.

Я связался с редакцией КП. По моему настоянию Данная статья была убрана с сайта. Готовится опровержение. Тем не менее, к своему ужасу, я обнаруживаю, что статью перепостили на нескольких сайтах. В частности - на вашем. Я на грани того. чтобы подать на Велигжанину в суд.

ДАБЫ НЕ УСУГУБЛЯТЬ СИТУАЦИЮ, ПРОШУ УБРАТЬ ЭТУ ПОЗОРЯЩУЮ И МЕНЯ, И АКТЕРОВ, И СЕМЬЮ ЛЮБИМОВЫХ, И САМУ ВЕЛИГЖАНИНУ, СТАТЬЮ С ВАШЕГО САЙТА, ТАКЖЕ ПРОШУ - УБРАТЬ ВСЮ ВЕТКУ ОБСУЖДЕНИЙ И ЗАБЫТЬ ЕЕ КАК СТРАШНЫЙ СОН.

Ужасно грустно, что в погоне за дешевой сенсацией, некоторые журналисты совершенно теряют СТЫД И СОВЕСТЬ.

для подтверждения моей личности со мной можно связаться или через одноклассники, или по мылу: [email protected]

Добродушный
Jul 10 2011 12:46PM

Ну, "русскость" Любимова для меня под заметным вопросом. А кто (или, лучше, "что") он в действительности есть - порядка двадцати лет назад еще сказал Губенко, когда была очередная внутритаганковская мутация.

ВАЛ
Jul 9 2011 6:33PM

Мда, классическое театра и нашей жизни спуталось в один клубок.

Пора обобщить и расследовать почему мы русские такие, воровство даже исключает инстинкт самосохранения - когда для своей же безопасности надо делится с ближним.

Причина наших многочисленных, жестоких и якобы бессмысленных бунтов именно в этом.

И вечно нами командуют записные сволочи.

Северный
Jul 9 2011 12:36PM

Жаль старика. эта тварь румынка-венгерка оболтала его

Пётр
Jul 8 2011 11:24PM

Владимир Мусинский

Jul 7 2011 11:25PM

Вы как не в эрефии проживаете. Ну многое у нас есть и даже Конституция есть.Есть и УК и масса правозащитных структур.Но что толку от них.От начальника самодура они не защитят.Вы можете добиться восстановления на работе но второй раз вас уволят законно. Подберуться.А некоторых строптивых просто закатают. Просто выженное поле от Закона. Уволит Любимов то не возьмут в другие театры.Каста.Не все смелые распоряжаться достатком своей семьи

Пётр
Jul 8 2011 11:17PM

И это при том, что со мной Каталин вела себя осторожнее, потому что я немец по национальности. Похоже, русских она ненавидит, называет свиньями.

Боже.Ну когда Ты Господи наконец дашь нам силы и возможности наказать кроваво всех кто изгаляется над русскими - живя же за счет русских и среди русских.

предатели -кремляди
Jul 8 2011 2:59AM

Молдавско-приднестровское урегулирование: Сдачей Приднестровья Медведев пытается "замолить перед Западом "грех" юго-осетинской войны"

Казалось, что времена Горбачева и Ельцина, насыщенные духом предательства, когда политики всех мастей и уровней перебегали от одной политической силы к другой, более обеспеченной и "продвинутой", когда с "чемоданами" секретных и сверхсекретных документов они "выезжали" на постоянное место жительства в США (как, например, бывший министр МВД, КГБ Вадим Бакатин), бросали союзников на произвол судьбы, предавались лучшие друзья и целые народы, прежде всего, русский народ, миллионы представителей которого оказались не по своей воле на чужбине..., остались далеко в прошлом, в "лихих" 90-х, пишет ИА "Ольвия-пресс". Отнюдь. Оказалось, что сегодняшние реалии политической жизни и представители властной элиты РФ ничуть не лучше

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1422542.html#ixzz1RSlDCwBi

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Т-34
Jul 8 2011 12:36AM

А вы в курсе, что все театры являются бюджетными организациями? И по сути, существуют за счёт налогоплательщиков, т.е. простых людей.

И этим тетралам не надо ничего творить такого, чтобы завлечь публику, заинтересовать её, заставить через билеты спонсировать творчество. Достаточно прийти в высокий кабинет и выклянчить денег, предварительно отобранных у граждан.

А теперь скажите почему люди платят свои деньги а все эти театы гоняют по заграницам или устраивают аншлаги в Москве? Почему эти сранные спектакли в каком нить Мухосранске хрен когда увидишь, а если и увидишь, то халтуру с запасными актёрами. Какого хрена люди содержат этих шутов гороховых, которые ёщё и сверху вниз на них глядят? А теперь эти нахлебники ещё и публично срутся за наши деньги.

Владимир Мусинский
Jul 7 2011 11:25PM

Очень похоже, что гениальный Любимов ещё и гениальный вор.

Ему бы подумать, что богатства на тотсвет он с собой не возьмёт, а грязь за ним и на тот свет потащится.

А актёрам незачем без конца быть "терпилами", есть полиция и прокуратура.

Однажды Юрия Любимова спросили: «Про вас говорят, что вы были страшным бабником. Это правда?» Режиссер отрицать не стал: мол, влюблялся не раз. Но сказал, что на нескромные вопросы он не отвечает и говорить о дамах не любит. Скрыть романы в театральном мире практически невозможно. О них можно лишь забыть за давностью лет, ведь мэтру театра уже 95.

Она звалась Галиной. Или Ларисой? Сейчас свидетели тех страстей путаются в показаниях. Обе актрисы были красавицами. Служили они, как и Юрий Любимов, в Театре Вахтангова и обе были Пашковы. Сестрички.

Галина, старшая, слыла конкуренткой артистки Людмилы Целиковской, любимицы Сталина. Зрительницы Вахтанговского театра делились на «целикисток» и «пашкисток». Их стычки порой доходили до рукопашных боев. Мужчины тоже были от них без ума.

Юрий Любимов играл на сцене в паре с Галиной Пашковой в спектакле «Ромео и Джульетта». Но шекспировские страсти кипели не только на сцене.

– У Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых, – выдала не так давно сердечную тайну режиссера актриса Елена Корнилова.

Сам Юрий Петрович об этом факте своей биографии не обмолвился ни разу. По словам той же Корниловой, тому есть причина. И весьма пикантная. Как поведала актриса одному из столичных изданий, Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой…

Но в начале 50-х Юрий Петрович, когда ему уж минуло 40 лет, остепенился и женился – на балерине по имени Ольга. Ее девичью фамилию сейчас уж никто и не вспомнит. Позже, разведясь с Любимовым, она вышла замуж за известного музыканта, дирижера Юрия Силантьева. В браке с Любимовым она родила сына Никиту. Но семейное счастье продолжалось недолго: Юрий Петрович принялся ухаживать за примой театра Людмилой Целиковской. Ее популярность была фантастической. Ходит легенда, что даже на фронтах Великой Отечественной солдаты шли в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» Женщины, подражая ей, шили платья, как у Целиковской, делали прическу под «Люсеньку». Про нее говорили: «Три миллиона мужчин не могут ошибаться». Ее засыпали цветами поклонники, причем высокопоставленные.

В одном интервью Любимов уверял, что из-за романа с ним разрушился ее брак с Каро Алабяном – знаменитейшим архитектором, построившим Театр Советской армии. Говорил, будто ему на выходе из театра преградили дорогу молодчики и, намекая на его близость с Целиковской, грозились избить. Предупреждали: «Хорошенько подумай!» А он им сказал: «Вы дол…бы – поняли? Стыдно такими вещами-то заниматься!»

Хотя поговаривали и другое: что Любимов, заведя роман с Целиковской, попросту пытался утешиться. Ведь Ольгу, жену, у него отбил Юрий Силантьев. Он стал другом семьи, когда Любимов работал с ним вместе в Ансамбле песни и пляски НКВД.

Ольга, взяв сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Впрочем, понять, кто говорит правду, а кто нет, сейчас уже невозможно.

Сама Целиковская и ее родственники не раз подчеркивали, что Любимов поддержал актрису в тяжелое время, когда ее муж Каро Алабян умер. Дескать, лишь тогда между ними и зародилась любовь. Утверждали, будто он был влюблен в Целиковскую еще со времен учебы в Щукинском училище. Но некоторые злословили: он женился на Целиковской по расчету, ведь именно благодаря ее авторитету ему, малоизвестному в то время вахтанговцу, дали возможность создать Театр на Таганке.

– Мое первое воспоминание после смерти папы: мы поехали отдыхать на море вместе с Любимовым, – вспоминал сын актрисы Александр. – Сначала он вошел в нашу жизнь на правах маминого товарища и потом стал жить в нашей квартире. И отношения вообще, особенно первое время, были очень хорошие.

И в то же время Александр Алабян признавал:

– На мой взгляд, Любимов – достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне – и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени отдавал своему театру.

В жизни Театра на Таганке Целиковская не была сторонним наблюдателем. И по признанию многих современников тех событий, она была автором многих идей легендарных постановок, они рождались на кухне в ее доме. Целиковская сочиняла инсценировки для спектаклей Таганки. Она скромно называла их «болванками». К тому же она всячески оберегала мужа от нападок чиновников.

– Все эти господа, власти предержащие, они тоже всегда склоняли перед ее именем голову, – рассказывала актриса Людмила Максакова. – Это было волшебное имя. Был случай, когда она позвонила Юрию Петровичу, ему в очередной раз устраивали какую-то выволочку, очередную проработку, его нет и нет. И она, чувствуя, что уже время затягивается, стала нервничать, позвонила, секретарше сказала: «Соедините меня немедленно» с каким-то высоким чином, ей не смогли отказать. Она сказала: «Мой Юрий там? Немедленно домой. Не унижайся, Юрий, купи по дороге бутылку можайского молока. Немедленно домой».

Юрий Петрович высоко ценил супругу, но и тогда не мог устоять перед красивыми женщинами. Одной из них была Елена Корнилова. Лишь недавно она рассказала об этом тайном романе. И что удивительно: призналась, что жалеет о нем. Говорит, воспоминания о близости с Любимовым вызывают в ней острую боль…

В 1974 году Целиковская стала бабушкой. В театре для нее наступило время возрастных ролей. Людмила Васильевна все больше ощущала, что муж отдаляется.

– Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. Я же – совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами, – сетовала она.
Любимова как раз постигла новая страсть. К молодой венгерке.

– Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, – утверждает Корнилова.

По словам Любимова, битья посуды и криков не было.

– Ничего плохого о Людмиле сказать не могу, – говорил Юрий Петрович. – Для нее наш разрыв стал большим горем, трагедией. Она уже была в летах, да и мне тогда годков набежало порядком – без пяти минут пенсионер.

– Они с Юрием Петровичем прожили почти 20 лет, а расстались в одночасье, – вспоминала одна из подруг Целиковской. – Она поняла, что он увлечен, и не стала бороться за то, чтобы остаться вместе, считала это совершенно ненужным. И показала: «Вот Бог, вот порог». В один вечер. Она только его спросила: «Ты почему так поздно? Она приехала, и ты ходил ее провожать домой?» Он сказал: «Да, она остановилась в гостинице, я ее должен был проводить». И все.

Любимов объясняет свой поступок просто:

– Влюбился я в Каталин. Она, знаете, у меня какая – боевая венгерка… Это человек неумолимый… Что там декабристские жены – она не только коня на скаку остановит, но и танк…

Едва он стал жить с Каталин, многие почувствовали перемены в характере Любимова.

– Как только Любимов познакомился с Каталин, все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А доброту он всегда проповедовал в своем творчестве. По-моему, у Каталин – озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали, – рассказывает Корнилова.

– Мама отдала Любимову много прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны, – вздыхает Александр Алабян. – Хотя из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение – раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать...

…Каталин работала в Обществе советско-венгерской дружбы. Устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И однажды ей удалось пригласить в Будапешт Театр на Таганке.

– У меня возникла очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми, – признавалась Каталин.

Она была тогда замужем, Любимов тоже был несвободен, живя с Целиковской. Но Каталин почувствовала: он к ней отнесся с очень большой симпатией.

Они часами бродили по Будапешту. А уехав в СССР, он стал ей звонить. Каждый день. Уезжая за границу, старался лететь через Будапешт и останавливался там на несколько дней. Поженились они в 1978 году. Через год у них родился сын Петр. Любимова не хотели выпускать в Венгрию, чтобы он не мог увидеть сына. Каталин перебралась в Москву. Потом – эмиграция.

Каталин, как и Целиковская, не осталась в стороне от театральных дел мэтра. В недавнем конфликте Юрия Любимова с актерами Театра на Таганке и в последующем его уходе оттуда, по мнению многих, виновата она же, его жена. Говорят, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся им за работу 16 тысяч $…

Но это уже другая история.

Не так давно Любимова спросили, что он чувствует, когда мимо него проходят 18-летние девчонки в мини-юбках.

– Прилив бодрости! – ответил, не раздумывая, режиссер. – На молодых приятно смотреть, особенно когда всё не чересчур, а то наденут джинсы, которые того и гляди упадут с бедер… Я все-таки за то, чтобы штаны покрепче держались…

Не испугался он и вопроса, может ли сейчас испытать эротические волнения.

– Эту тему я развивать не стану, – сказал он. – Важно, что могу!

Кстати

Никита Любимов , сын режиссера от первого брака, сильно страдал, что отец от него отвернулся, женившись на Каталин. После окончания Литературного института талантливый парень нигде не мог устроиться на работу. Никто не хотел брать к себе сына «врага народа». С большим трудом ему удалось найти только место дворника в одном из театров… Сейчас ему 62 года, он на пенсии, пишет стихи.

Петр Любимов получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии, работал в строительной компании. А потом счел, что его долг – помочь отцу. До недавнего времени работал с отцом в Театре на Таганке.

Если короля играет свита, то и мужчину делают окружающие его женщины. Юрий Любимов был и талантлив, и харизматичен. Возможно, еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы.

Каталин Кунц - все для победы

Полтора года назад в Большом театре устроили открытую репетицию оперы "Князь Игорь" в постановке Любимова. Юрий Петрович вышел на сцену, как король: ухоженный, несмотря на свой солидный возраст, стильно одетый, с элегантной тросточкой в руках. Его цветущий вид совсем не вязался с тем обстоятельством, что за несколько месяцев до этой встречи Любимов впал в кому. Каталин наравне с врачами смогла вывести его из практически безнадежной ситуации. На протяжении почти сорока лет она всегда была рядом. Вот и на той репетиции стояла у Любимова за спиной. Она попросила журналистов близко не подходить к Юрию Петровичу и вообще на него... не дышать в прямом смысле слова. Говорили, что причиной его болезни был грипп. Поэтому надо было оберегать Любимова от микробов и вирусов. Во время короткого интервью она несколько раз протирала антисептиком микрофон и руки Любимову. И когда заметила в глазах мужа усталость, сразу оборвала ненасытных журналистов.

Так защищать Любимова, беречь его силы, здоровье, отсекать ненужные, по ее мнению, контакты может только очень любящая женщина. Да, Каталин - жесткий человек, ее в театре боялись. Но, как признают старожилы Таганки, такого порядка и дисциплины, как при ней, в театре никогда не было.

СПРАВКА "КП"

Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда Театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала "Фильм, театр и музыка". В 1978 году Любимов - ему тогда был 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Петр (сейчас ему 35 лет).

Людмила Целиковская - мозговой штаб Таганки

В отличие от Каталин предыдущая жена Юрия Любимова - блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию Театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара в значительной степени режиссер обязан именно ей.

Как говорят, именно она познакомила Любимова с правильным кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом.

Именно Целиковская помогла Любимову стать Любимовым.

СПРАВКА "КП"

С Целиковской Любимов познакомился в Театральном училище имени Щукина. Она училась на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре им. Вахтангова, вместе снимались в кино. В начале 60-х стали жить в гражданском браке. И расстались после 15 лет любви и дружбы, когда Любимов закрутил роман с венгерской журналисткой Каталин.

Ольга Ковалева - потерянная любовь

В конце 40-х годов Любимов женился на балерине Ольге Ковалевой, которая в 1949 году родила ему сына Никиту. Но ушла от Любимова к дирижеру Юрию Силантьеву.

Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор, - где служили отец, Юрий Любимов, а мама в нем танцевала. После войны Любимов перешел в Театр им. Вахтангова. Мама сидела с маленьким ребенком, а Юрий Петрович снимался, играл на сцене. Он был очень популярным, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто она взяла Никиту и уехала с ним в Абхазию. А позже вышла замуж за моего отца.

РОМАНЫ

Сколько увлечений случилось с Юрием Любимовым за его долгую 97-летнюю жизнь, сказать сложно, но два его романа были страстными и продолжительными.

Сестры Пашковы

Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в Театре Вахтангова. Сестры Пашковы - Галина и Лариса. Обе были красавицами, обе популярны. Любимов разрывался между ними...

Елена Корнилова

Актриса Театра на Таганке, которую с Любимовым связывали не только рабочие отношения.

Это были 13 лет счастья и страдания одновременно, - рассказывает Елена Корнилова. - Он был несвободен, я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. Все сходили по Любимову с ума.

БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА и ЖЕНЩИНЫ ЕГО ЖИЗНИ. Юрий Петрович родился под Ярославлем, но уже в 1922 году вся семья перебралась в Москву. Во время НЭПа отец будущей знаменитости начал заниматься бизнесом, у него был магазин в Охотном ряду. Мама Любимова трудилась учительницей. В стране начались репрессии, под них попал и отец Любимова. По воспоминаниям Юрия, его папу забирали дважды. За деньги, не по политике. Называли Петру Захаровичу суммы, которых у него не было. Досталось в этот период и деду Юрия Любимова, который тоже переехал в Москву. Но, в отличие от многих, в семье от родственников не отказывались, поддерживали, даже если кто-то сидел в тюрьме. Из-за трудного времени Юрий бросил в школу и поступил в электромеханический техникум. Одновременно он работал и защищал себя на улице от посягательств. Однажды Любимова избили, выбили два зуба и рассекли голову. Будущий артист на следующий день пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом, но до разборок не дошло. Зато Любимова начали уважать и больше не трогали. Лицедейство В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.

Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова. Война В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами. Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова. Театр Вахтангова После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».

Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы. Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище. В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля». Таганка В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди. Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.

овольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников. Опера Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину». Лишение гражданства Начало 80-х годов для Любимова было тяжелым временем. Сначала была смерть Владимира Высоцкого, который долго трудился на Таганке. Потом запретили постановку в честь этого выдающегося поэта и актера, а позже запретили и блестящего «Бориса Годунова». В 1984 году Юрия Петровича лишили гражданства, об этом он узнал в Лондоне. Причина такого действия: активная гражданская позиция, которая шла вразрез с советской политикой. Но Запад принял Любимова с восторгом. Актер и режиссер начал активно работать в Израиле, Италии, Франции, Германии, США, Финляндии и ряде других стран. И всем его постановкам сопутствовал успех. Возвращение В 1988 году артист приехал в Москву. И здесь его встретили, как победителя. Через год Любимову вернули гражданство. И он тут же принялся работать в театре на Таганке. Юрий Петрович ставил пьесы на сцене родного театра и продолжал трудиться за рубежом. В новом веке В 2000-х, будучи уже в преклонном возрасте, Юрий Любимов продолжал ставить интересные спектакли. Среди них «До и после», «Суф(ф)ле», «Антигона», «Горе от ума - Горе уму - Горе ума», «Замок», «Арабески».

Видео удалено или не является публично доступным

После конфликта между актерами театра и Любимовым летом 2011 года, Юрий Петрович подал в отставку. Знаменитость по собственному желанию освободили от должности худрука и директора Театра на Таганке. А в 2012 году Юрий Любимов представил на сцене Театра имени Вахтангова постановку «Бесов» Достоевского. Ее встретили довольно восторженно. Личная жизнь Много лет Юрий Петрович женат на венгерской переводчице и журналистке Каталин Кунц. В браке появился сын Петр. Смерть Юрия Любимова Осенью 2012 года режиссера госпитализировали с сердечным приступом. После курса интенсивной терапии Юрий Любимов впал в кому, но через сутки вышел из нее. Летом 2013 года режиссер восстанавливал силы и отдыхал, готовился к новому сезону. Осенью он представил новый оперный проект в Италии, где так же отпраздновал свой день рождения. Весной следующего года уже в Москве состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова. 2 октября 2014 года Юрий Любимов в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Диагноз - острая сердечная недостаточность. Через три дня он скончался. Церемония прощания с режиссером и заслуженным педагогом прошла в театре им. Е. Вахтангова. Юрий Любимов был похоронен 8 октября 2014 года на Донском кладбище.

Если короля играет свита, то и мужчину делают окружающие его женщины. Юрий Любимов был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы. ОЛЬГА КОВАЛЕВА В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву. - Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца. Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми. СЕСТРЫ ПАШКОВЫ Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.

В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.

Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...- Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...» ЕЛЕНА КОРНИЛОВА Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.- Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.

КАТАЛИН КУНЦ Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа... Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».

был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы.

ОЛЬГА КОВАЛЕВА

В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву.

Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца.

Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми.

СЕСТРЫ ПАШКОВЫ

Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ

С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.

В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.


Фото: РИА Новости

Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...

Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...»

ЕЛЕНА КОРНИЛОВА

Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.

Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.

Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.

КАТАЛИН КУНЦ

Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа...

Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».

В этих словах есть правда. Лично я помню такой эпизод. Полтора года назад в Большом театре устроили открытую репетицию оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова. Юрий Петрович вышел на сцену, как король: ухоженный, несмотря на свой солидный возраст, стильно одетый, с элегантной тросточкой в руках. Его цветущий вид совсем не вязался с тем обстоятельством, что за несколько месяцев до этой встречи Любимов впал в кому. Его жена Каталин наравне с врачами смогла вывести его из почти безнадежной ситуации. На протяжении почти сорока лет она всегда была рядом. Вот и на той репетиции стояла у Любимова за спиной. Она попросила журналистов близко не подходить к Юрию Петровичу и вообще на него... не дышать в прямом смысле слова. Говорили, что причиной его болезни был грипп. Поэтому надо было оберегать Любимова от микробов и вирусов. Во время короткого интервью она несколько раз протирала антисептиком микрофон и руки Любимову. И когда заметила в глазах мужа усталость, сразу оборвала ненасытных журналистов.

Многие обвиняют Каталин в резкости, в чрезмерном вмешательстве в дела мужа. Но с другой стороны, так защищать его, беречь его силы, здоровье, отсекать ненужные по ее мнению контакты может только очень любящая женщина. Каталин - жесткий человек, ее в театре боялись. Она гоняла и увольняла актеров, нередко называла их обидным словом «быдло». Но, как признают старожилы Таганки, такого порядка и дисциплины, как при ней, в театре никогда в театре не было. Она лично ходила по фойе и гримеркам и платком протирала углы и стены – нет ли пыли. В театре была идеальная чистота, повсюду цветы, какие-то невероятные люстры, ковры - все было очень красиво, но... не вписывалось в эстетику «театра улиц».

Брак Любимова с Каталин был похож на идеальный союз, точно выстроенную жизненную программу, когда жена создает все условия для работы и успеха мужа, печется о его здоровье, продлевает ему жизнь. А он является не только кумиром и Гением, но и кормильцем.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры