А громов запретный мир читать. Александр громов запретный мир

Главная / Любовь

Все выдумки, нет правды ни на грош!

А.К. Толстой

Зачинается песня от древних затей…

А.К. Толстой

Ни один из ныне живущих не скажет, что возникло раньше: мертвый вещественный мир или грозные, но бестелесные боги. Даже если бы кто-нибудь

Знал это наверняка, вряд ли он стал бы делиться с другими сокровенным знанием. Сокровенное - оно потому и сокровенное, что скрыто от чужих

Глаз, досужих ушей и праздных незрелых умов. Не следует посвящать в тайну тех, кто не в силах ни сохранить ее, ни с пользой распорядиться

Ею. Каждому свое: женщине прялку, воину оружие, вождю власть, кудеснику-чародею - знание, мудрость и великое молчание о тайнах высших сил.

Об этом не болтают зря. Разве только совсем глупый пристанет к колдуну с расспросами - и, разумеется, не получит ответа.

Многое известно и так: некогда богам наскучил мертвый мир, и они населили его множеством живых существ, от ничтожной мошки, что всегда

Норовит попасть прямо в глаз, до лося, медведя и огромного, подобного утесу клыкастого зверя с красной шерстью, что ныне уже не

Встречается. Боги вдохнули жизнь в скалы, воздух, воду и населили мир несчетными полчищами духов, злых и добрых. Боги же позволили иным

Зверям дать начало человеческому роду, ибо богам стал скучен мир, в котором нет человека, существа слабого поодиночке, но сильного ордой,

Превосходящего разумом всех тварей земных. И боги забавлялись, глядя с высоты на творение рук своих.

Просторен мир, огромен мир - и все же недостаточно велик для людей. В его незыблемости его слабость. Наделив людей способностью производить

Потомство, боги просчитались: однажды мир стал тесен, и люди начали уничтожать людей ради того, чтобы выжить и дать будущее своему роду-

Племени, а не отродью врага. Земля перестала родить, зверье, сделавшееся редким и пугливым, ушло в непролазные чащи, человек сам уподобился

Зверю, начался великий голод и мор. Выжил бы в конце концов кто-нибудь, нет ли - неизвестно. И тогда боги, непостижимые и, в отличие от

Духов, издревле равнодушные к приносимым жертвам, решили подарить людям не один, а множество миров, ибо людям был нужен простор, а боги еще

Не устали смеяться, глядя с высоты на копошение двуногих созданий.

Так рассказывают старики. Может быть, и неправда это, потому что вряд ли кто из богов снизошел до того, чтобы объяснить людям происходящее.

Но, так или иначе, человек получил то, чего страстно желал: простор, пищу и безопасность.

На время.

Никто из богов не подумал о том, что спустя бессчетные поколения люди опять размножатся до того, что миры станут им тесны. А может быть, и

Подумал кто-то, но не стал менять раз и навсегда заведенный порядок вещей. У богов не спросишь, им нет дела до конечной судьбы двуногого

Племени, они лишь зрители, со снисходительным любопытством взирающие на земную суетню.

Среди стариков есть и такие, кто готов до хрипоты доказывать, будто множество миров было сотворено изначально и снисходительность богов тут

Ни при чем. Но баламутам и врунам мало веры.

Неизвестно, кто первым из людей открыл Дверь, но все согласно сходятся на том, что это было очень, очень давно. Так давно, что Великое

Свершение, или же Дивное Прозрение, навсегда отошло в область сказок, охотно рассказываемых стариками, любителями почесать языки у вечерних

Костров. Многие верят, что первыми, кто заглянул в соседний мир, были великий колдун Нокка, постигший суть вещей и смысл жизни, и жена его

Шори, но уже никто не может уверенно сказать, из какого рода-племени вышел небывалый кудесник.

26
июн
2007

Громов Александр - Запретный мир


Тип: аудиокнига

Жанр: фантастика

Издательство:

Год выпуска: 2007

Исполнитель:

Время звучания: 14 ч. 15 мин.

Формат аудио: MP3, 192 Kbps, 44.1 kHz,

Описание:

Бывший студент и штангист, открыл Дверь между мирами и переместился в мир доисторических людей. Его сила и знания вполне смогли помочь ему стать непревзойденным воином и полководцем, главным козырем в кровопролитных битвах. Он в мире, где выживает лишь тот, кто сражается, не думая о смерти, думая лишь о победе... Особенно если у него с собой страшное волшебное оружие из неведомого диким племенам материала – стальной лом.

Аудиокниги Громова на трекере:

Властелин пустоты
Год Лемминга. Корабельный секретарь.
Ватерлиния. Погоня за хвостом.
Запретный мир
Мягкая посадка
Наработка на отказ
Тысяча и один день
Первый из могикан
Феодал
Шаг влево, шаг вправо
Крылья черепахи


27
июн
2007

Громов Александр - Феодал

Тип: аудиокнига
Жанр: фантастика
Издательство:
Год выпуска: 2006
Исполнитель:
Время звучания: 13 ч. 19 мин.
Формат аудио: MP3, 192 Kbps, 44.1 kHz,
Описание: Философская притча или боевик? 6 крупнейших премий фантастики 2005-2006 годов (такого еще не было!!!) Каждый год рядом с нами кто-то внезапно пропадает. Где они? Мир, куда попадают исчезающие с Земли люди – Плоскость. Этот мир похож на Зону Стругацких. Бесконечная, враждебная человеку пустыня другого мира со своими правилами и физическими законами, наполненная смертельно опас...


22
фев
2008

Александр Громов - "Вычислитель"

Жанр:
Автор:
Исполнитель:
Издательство:
Год выпуска: 2003
Описание: Повесть "Вычислитель" - психологический экшн в крутом фантастическом обрамлении. Действие происходит на какой-то осталой планетке под названием Хлябь, главный герой - советник бывшего президента, "вычислитель". Бывшего - потому что на планете произошел переворот, власть сменилась, герой (а он это все предвидел, но президент не послушал его совета) попытался сбежать, но из за неполадки космический корабль вынужден вернуться в порт. "Вычислителя" арестовывают и п...


30
мар
2017

Запретный Мир (Артём Каменистый)

Формат: аудиокнига, MP3, 64kbps
Автор:
Год выпуска: 2017
Жанр:
Издательство:
Исполнитель:
Продолжительность: 11:45:38


22
мая
2017

Запретный Мир (Каменистый Артём)

Формат: аудиокнига, MP3, 56kbps
Автор:
Год выпуска: 2017
Жанр:
Издательство:
Исполнитель:
Продолжительность: 11:35:48
Описание: К чему высокоразвитой цивилизации снаряды для пращей и баллист? Какую тайну скрывают тяжелые камни и невзрачные травы Запретного Мира? И почему могучая Империя Звездного Содружества не может добывать их самостоятельно? Похищенные земляне вынуждены раскрывать загадки самой странной планеты Галактики, ведь от этого зависит их жизнь. Но все они лишь пешки в затянувшейся игре, смысл которой проложить дорогу для о...


18
авг
2007

Громов Александр - Мягкая посадка

Тип: аудиокнига
Жанр: фантастика
Издательство: «Экстра-Принт»
Год выпуска: 2006
Исполнитель: Е.В.Малишевский
Время звучания: 8 ч. 37 мин.
Описание: Новый ледниковый период ожидает человечество во второй половине XXI века. Но стремительное похолодание и наступление ледников не единственная напасть. Гораздо страшнее постепенное угасание человеческого разума. Человечество разделилось на три большие группы: слабоумных дубоцефалов, агрессивных адаптантов, удачно приспособившихся к новым реалиям, и нормальных людей. И вот в Москве, занесенной сн...


18
авг
2007

Громов Александр - Властелин пустоты

Тип: аудиокнига
Жанр: фантастика
Издательство:
Год выпуска: 2007
Исполнитель:
Время звучания: 14 ч. 23 мин.
Формат/качество аудио: MP3, 192 Kbps, 44.1 kHz, Стерео Внимание! Качество записи ПЛОХОЕ.
Описание: В малой десантной капсуле двое десантников лежали тесно, бок о бок, как два соседних снаряда в кассете, а для третьего, если бы и сыскался доброволец, места не нашлось бы, да и не надо. Уважающий себя десантник не станет гордиться заурядным заданием. Всей работы – слетать на спокойную с виду планету, осмотреться, взять пробы. П...


17
авг
2007

Громов Александр - Первый из могикан (продолжение романа "Тысяча и один день")

Тип: аудиокнига
Жанр: фантастика
Издательство: «Экстра-Принт»
Год выпуска: 2007
Исполнитель: Ахмедов Рауф Гуламали-Оглы, Шмагун О.Н.
Время звучания: 12 ч. 17 мин.
Формат/качество аудио: MP3, 96 Kbps, 44.1 kHz,
Описание: Прямое продолжение романа-антиутопии Александра Громова "Тысяча и один день". Женщины правят цивилизацией. Но лишь мужчина способен спасти цивилизацию от надвигающейся из космоса угрозы тотального уничтожения. Но - кто даст ему воспользоваться плодами победы? Победитель не нужен уже никому - и ему снова готовят участь раба! Мир матриархата держится лишь на насилии, он ис...


17
авг
2007

Громов Александр - Наработка на отказ

Тип: аудиокнига
Жанр: фантастика
Издательство: «Экстра-Принт»
Год выпуска: 2006
Исполнитель: Ахмедов Рауф Гуламали-Оглы
Время звучания: 8 ч.
Формат/качество аудио: MP3, 128 Kbps, 44.1 kHz,
Описание: Далекое будущее. Где-то в глухих джунглях далекой планеты, поделенной заселившими ее людьми на ряд государств, происходит чудо: на глазах изумленных наблюдателей одна из местных форм жизни обретает разум. Почти никому, однако, нет до него дела, и в жестокой конкуренции за природные ресурсы планеты чужой разум с легкостью обрекается на уничтожение. Герой романа, простой геологоразведчик, пыта...


07
янв
2018

Запретный Мир. Операция Паломник (Игорь Власов)

Формат: аудиокнига, MP3, 60 kbps
Автор:
Год выпуска: 2017
Жанр: ,

Исполнитель:
Продолжительность: 10:42:08
Описание: Действие романа развертывается на планете Паломник в звездной системе Саваж, за пятьдесят лет до событий на Терриусе. Земляне обнаруживают странную планету, на которой кто-то «забыл» артефакты, представляющие собой пирамиды неизвестного предназначения. Молодой оперативник Джон Ролз отправляется на Паломник с секретным заданием. Его миссия выяс...


30
апр
2015

Запретный мир 2. Исход (Власов Игорь)

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps
Автор:
Год выпуска: 2015
Жанр:
Издательство: Accent Graphics communications
Исполнитель:
Продолжительность: 07:04:31
Описание: На долю стажёра Ника Соболева и его новых друзей выпадают новые испытания. Раз в десять лет на планете Терриус происходит Исход, биологический апокалипсис. Лес извергает полчища зверей-мутантов, которые обрушиваются на поселения людей, уничтожая на своём пути все живое. Чудом избежав смерти, Ник соглашается помочь принцессе Клео найти её пропавшего брата в затерянном в Лесу Старом Городе. Запретн...


26
мар
2008

Александр Громов - Завтра наступит вечность. Вычислитель.

Тип: аудиокнига
Жанр:
Автор: Александр Николаевич Громов
Издательство:
Год выпуска: 2003
Исполнители: ,
Время звучания: 14 ч. 10 мин.
Аудио: MP3 audio_bitrate: 160 Kbps, 44.1 kHz
Описание: Необычная находка в сибирской тайге - и!.. Самый настоящий ‘’космический лифт"’ оказался в руках обычной коммерческой фирмы? Очень даже возможно. А как же отреагирует на такое наше государство? И, в первую очередь, наши СПЕЦСЛУЖБЫ? …Ожесточенная схватка за обладание таинственным космическим артефактом и невероятные приключения в неизвестных мирах и...


Все гуще валил снег. Над замерзшей рекой остервенелый ветер гнал нешуточную пургу. В серо-белой мешанине качались и скрипели сосны, над гранитными лбами валунов, вмороженных в лед на замерзших перекатах, метались крутящиеся столбы обезумевшего снега. Разом потемнело, противоположный берег заштриховало и смыло окончательно. Буря разразилась в полную силу.

Растак не сразу понял, что означают яростные крики, пробивающиеся сквозь вой ветра и жалобный скрип качающихся деревьев, но следующим звуком, который он услышал, был звон оружия, тот самый звон меди о медь, который не спутать ни с чем ни в тихий летний день, ни в зимнюю снежную круговерть, когда ничего не видно в пяти шагах. В следующее мгновение вождь, осознав, что враг сумел внезапно напасть всей силой, уже сам кричал что-то, тщетно стараясь перебороть голосом вой бури и рев завязавшегося сражения и понимая, что его команд никто не слышит и не слушает, что исход этого боя, столь не схожего с другими, будет решен не небывалым военным искусством, принесенным из Запретного мира, и даже не пугающе грозным натиском разъяренного Вит-Юна, а единственно числом воинов и крепостью их духа.

Еще мгновение – и в бестолковой, воющей, рубящей, режущей, грызущей зубами толчее Растак уже ничем не отличался от простого воина. Никто не позаботился прикрыть вождя, и вряд ли воины понимали, что рядом с ними сражается вождь. Не имея щита, он, как немногие, рубился топором и мечом, зная, что мало найдется таких, кто и со щитом в руке способен ему противостоять. Свирепый Пур, бог войны и смерти, получит сегодня богатую жертву!..

Юмми недолго сумела бы оберегать в этой дикой битве жизнь потерявшего ко всему интерес, замерзающего на ходу мужа, только чудом да еще беспрерывными понуканиями державшегося на нетвердых ногах. Она сама давно выбилась из сил под грузом двух заплечных мешков и понимала, что долго ей не выдержать. А уж когда из снежного вихря прямо на нее выскочил кто-то орущий, сослепу ткнувший копьем не в нее, а в заплечный мешок, и она, заслонив любимого, яростно отбивалась его мечом, пришло мгновенное ясное понимание: надо уходить, иначе любимый умрет.

Вокруг нее рубились, кололи, метали в упор новые тяжелые дротики с наконечниками, как длинные шипы, пробивающие человека вместе со щитом; орали, хрипели, плевались кровью. Потерявшие голову отмахивались наугад, равно поражая чужих и своих. Юмми потеряла мужа. Кто-то толкал ее в человечьей свалке, кто-то облепленный снегом с головы до пят с воем корчился под ногами – она не обращала внимания ни на кого. Вновь найдя Юр-Рика, заставила встать, плача, потащила прочь от битвы – через кусты, через сугробы… Береговой откос оказался ближе, чем она думала, – оба покатились вниз, в воющий снежный хаос.

В реве бури утонул шум битвы. Где-то наверху сражались и умирали люди, решая, осуществится или нет великая мечта Растака, – Юмми было все равно. Весь облепленный снегом Юр-Рик слабо шевелился, пытаясь прикрыть лицо от укусов пурги. Долго ли еще он будет шевелиться и жить? Не убили наверху – замерзнет здесь.

Не стало сил плакать. Но были еще силы заслонить мужа от бури, обнять его и дожидаться смерти, все-таки надеясь на чудо. И что-то невидимое и неожиданное таилось поблизости в пурге, что-то, вызвавшее хорошо знакомые ощущения: тепло и озноб, радость и страх. «Нет, – подумала Юмми, чувствуя, как негаданная надежда вливает в нее силы. – Нет, так не бывает!..»

Она чувствовала Дверь. Та была рядом, лишь чуточку выше по береговому откосу! Они долго шли к ней… и они дошли, дошли!

С трудом она могла вспомнить потом, сколько сил и времени понадобилось ей, чтобы втащить Юр-Рика на уровень Двери. Дважды он соскальзывал вниз, и Юмми, боясь, что ей не хватит сил открыть Дверь, начинала сначала, ломала ногти, мертвой хваткой цепляясь за мужнин тулуп, отвоевывая пядь за пядью у откоса и пурги, и были мгновения, когда она ненавидела и мужа, и себя… Зачем помнить то, что лучше забыть?

Сил все-таки хватило. В распахнутую Дверь с воем рванулся плотный снежный заряд – и вернулся назад брызгами дождя. Дохнуло теплом. В глаза брызнуло солнце, и глупая пестрая бабочка, вынесенная из того, другого мира в этот, закрутилась и пропала в снежном вихре.

За Дверью было лето.

Не навсегда моя остыла кровь…

А.К. Толстой

Кто рассердился всерьез, так это Витюня. Мало того, что он плохо выспался, что ноги устали месить снег и настроение резко упало, отчего уже заранее хотелось кого-нибудь пришибить, мало того, что проглядел все гляделки, пытаясь угадать, та излучина или не та, – так какой-то подлец устроил еще и буран! А уж когда из бурана прямо на Витюню выбежали неопознанные олухи, которым он ничего худого не сделал и один из которых без лишних слов попытался насадить его на пику, Витюня рассвирепел окончательно и одним широким взмахом перерубил пику вместе с ее владельцем. И поделом! А ну, кто еще хочет?..

Желающие, конечно, нашлись, и во множестве. То ли враг попался какой-то особенный, то ли ополоумевший снег мешал воинам с волчьими харями вместо шапок вовремя разобрать, на какого противника вывели их зловредные духи, но только нападали они с маниакальным бесстрашием. «Как обкурившиеся», – пришло Витюне на ум, когда третий противник развалился пополам. Бывший лом, а ныне меч Двурушник с внушительным свистом рассекал и снег, и воздух, и всех, кто с большого ума совался под грозное лезвие, воображая, что сумеет принять удар на щит или отразить его мечом. Меч длиною в человеческий рост с легкостью кромсал щиты, а коротких медных клинков попросту не замечал. Мешал снег, залепляя глаза, и мешали деревья.

Последующие события плохо отложились в памяти Витюни. Помнилось, что начала уставать правая кисть и пришлось взяться за Двурушник обеими руками. Помнилось еще, что очередной взмах меча перерубил чахоточную сосенку и та не нашла иного места свалиться, как прямо на голову, и помнилось, что какое-то время после этого пришлось наносить удары вслепую, причем было не исключено, что под убийственный размах металла попадали не только враги, но и свои…

– Ушибу-у-у!.. – вращая мечом, ревел Витюня, забыв, что уже никого не может ушибить бывшим ломом, а может лишь рассечь.

Потом как-то вдруг обнаружилось, что завывания ветра стали тише и сквозь мутную снежную пелену уже шагов за двадцать удается отличить дерево от человека. Буран оказался свирепым, но недолгим. Зато выяснилось, что людей вокруг Витюни имеется значительно больше, чем деревьев, что живых среди них больше, чем трупов, и живые эти люди, решительно незнакомые, по-прежнему одержимы стремлением убить его или причинить иной вред. Своих в пределах видимости – ни одного…

Всякий другой прислонился бы спиной к сосне, продляя свои последние минуты, – Витюня же с рыком «Разойдись, придурки, убью!» прыгнул вперед и крутанул мечом, затем с отчаянной целеустремленностью торпедоносца, атакующего линкор, рванул вбок, туда, откуда слышался лязг и вопль отползавшей в сторону битвы, ударил еще и еще раз, отбил дротик, крутнулся волчком, послав меч по широкому кругу, и втоптал валенками в снег какого-то окончательного отморозка, нырнувшего под меч и самым подлым образом пытавшегося кольнуть под телогрейку, в пах. Расшвыривая и прореживая вопящее кольцо окружения, Витюня отступал к своим, пока не наткнулся на ворочащуюся, орущую, стучащую медью о медь толпу и в случайном просвете не увидел Хуккана с залитым кровью лицом, отбивающегося топором от троих, а то и четверых противников.

Тогда он понял, что поредевшее войско Растака, теснимое с трех сторон бесчисленными полчищами врагов, сгрудилось в кучу у берегового откоса, что враг по-прежнему ломит с небывалой силой, стараясь выпихнуть из леса эту плотную человеческую массу и покончить с нею на льду замерзшей реки, а в середине кучи кричит Растак и, без сомнения, велит отходить, отходить, отходить…

Александр Громов

Запретный мир

Все выдумки, нет правды ни на грош!

А.К. Толстой

Зачинается песня от древних затей…

А.К. Толстой

Ни один из ныне живущих не скажет, что возникло раньше: мертвый вещественный мир или грозные, но бестелесные боги. Даже если бы кто-нибудь знал это наверняка, вряд ли он стал бы делиться с другими сокровенным знанием. Сокровенное – оно потому и сокровенное, что скрыто от чужих глаз, досужих ушей и праздных незрелых умов. Не следует посвящать в тайну тех, кто не в силах ни сохранить ее, ни с пользой распорядиться ею. Каждому свое: женщине прялку, воину оружие, вождю власть, кудеснику-чародею – знание, мудрость и великое молчание о тайнах высших сил. Об этом не болтают зря. Разве только совсем глупый пристанет к колдуну с расспросами – и, разумеется, не получит ответа.

Многое известно и так: некогда богам наскучил мертвый мир, и они населили его множеством живых существ, от ничтожной мошки, что всегда норовит попасть прямо в глаз, до лося, медведя и огромного, подобного утесу клыкастого зверя с красной шерстью, что ныне уже не встречается. Боги вдохнули жизнь в скалы, воздух, воду и населили мир несчетными полчищами духов, злых и добрых. Боги же позволили иным зверям дать начало человеческому роду, ибо богам стал скучен мир, в котором нет человека, существа слабого поодиночке, но сильного ордой, превосходящего разумом всех тварей земных. И боги забавлялись, глядя с высоты на творение рук своих.

Просторен мир, огромен мир – и все же недостаточно велик для людей. В его незыблемости его слабость. Наделив людей способностью производить потомство, боги просчитались: однажды мир стал тесен, и люди начали уничтожать людей ради того, чтобы выжить и дать будущее своему роду-племени, а не отродью врага. Земля перестала родить, зверье, сделавшееся редким и пугливым, ушло в непролазные чащи, человек сам уподобился зверю, начался великий голод и мор. Выжил бы в конце концов кто-нибудь, нет ли – неизвестно. И тогда боги, непостижимые и, в отличие от духов, издревле равнодушные к приносимым жертвам, решили подарить людям не один, а множество миров, ибо людям был нужен простор, а боги еще не устали смеяться, глядя с высоты на копошение двуногих созданий.

Так рассказывают старики. Может быть, и неправда это, потому что вряд ли кто из богов снизошел до того, чтобы объяснить людям происходящее. Но, так или иначе, человек получил то, чего страстно желал: простор, пищу и безопасность.

На время.

Никто из богов не подумал о том, что спустя бессчетные поколения люди опять размножатся до того, что миры станут им тесны. А может быть, и подумал кто-то, но не стал менять раз и навсегда заведенный порядок вещей. У богов не спросишь, им нет дела до конечной судьбы двуногого племени, они лишь зрители, со снисходительным любопытством взирающие на земную суетню.

Среди стариков есть и такие, кто готов до хрипоты доказывать, будто множество миров было сотворено изначально и снисходительность богов тут ни при чем. Но баламутам и врунам мало веры.

Неизвестно, кто первым из людей открыл Дверь, но все согласно сходятся на том, что это было очень, очень давно. Так давно, что Великое Свершение, или же Дивное Прозрение, навсегда отошло в область сказок, охотно рассказываемых стариками, любителями почесать языки у вечерних костров. Многие верят, что первыми, кто заглянул в соседний мир, были великий колдун Нокка, постигший суть вещей и смысл жизни, и жена его Шори, но уже никто не может уверенно сказать, из какого рода-племени вышел небывалый кудесник. То есть может, но много ли стоят шаткие доказательства, когда твой противник в споре приводит в ответ очень похожие доводы, из которых прямо следует, что Нокка и Шори якобы произошли именно из его, спорщика, племени. Шепчут даже, что на самом деле колдуна звали Шори, а его жену – Нокка. Люди племени Земли не согласны с этим, зато добавляют, что мудрый Нокка узнал о том, как открыть Дверь, подслушав немой разговор духов камня. Трудно сказать, кто прав. Проверить невозможно, как невозможно повернуть вспять текучее время.

Иные утверждают, что Дверь не видна только человеку, зато легко доступна любому зверю. В этих словах есть резон: почему в одно лето зверья полным-полно и охота обильна, а в другое его не найдешь днем с огнем? Говорят еще, что первым человеком, прошедшим Дверью, был Хукка, величайший охотник, равных которому не рождалось от начала веков. В образе белого волка Хукка неутомимо гнался из мира в мир за злым духом Шайгун-Ууром, превращавшимся то в лисицу, то в змею, то в ястреба, и в конце концов убил его. Победив же зловредного духа, Хукка якобы дал начало нынешнему племени сыновей Волка. Люди из других племен не спорят о корнях соседей, но не верят в первенство Хукки. Сколько племен, столько легенд, и каждая стоит других. Есть и такие люди, кто не верит ни в Нокку, ни в Хукку, ни в какого бы то ни было первопроходца из мира в мир, а считает, что способность открывать Дверь была дана немногим людям изначально как знак особого расположения к ним богов. Люди вообще очень разные, встречаются среди них и совершеннейшие невежды, утверждающие, что в первый раз Дверь якобы открылась сама собой. Но вряд ли стоит слушать россказни самонадеянных глупцов.

Важно другое: стена с Дверью – только наполовину стена и уже совсем не преграда. Давным-давно люди нашли способ проникать из мира в мир. Но и прежде и теперь лишь немногие из них могут отыскать и открыть Дверь.

Сразу начались разбои, часто переходящие в кровавые вакханалии. Хорошо вооруженные отряды под водительством опытного кудесника совершали стремительный, как выпад мечом, набег в соседний мир и столь же стремительно исчезали, похватав что можно и, как правило, не понеся чувствительных потерь. Сколько поколений прошло, прежде чем жителями разных миров был заключен Договор, запрещающий взаимный разбой и оговаривающий помощь соседям, – не знает никто. Короткая человеческая память не сохранила и ответа на вопрос: прах скольких поколений людей лег в могильные курганы после заключения Договора? Для большинства людей какие-нибудь десять поколений уже сродни вечности. Важно другое: пока племя соблюдает Договор, оно по-прежнему будет страдать от грабительских набегов соседей из своего собственного мира и само вправе совершать набеги, но может не опасаться поголовного истребления и захвата своих земель. Спасение не замедлит явиться – при смертельной угрозе. Надо только открыть Дверь и попросить помощи в одном из ближайших миров. Нарушителей Договора нет – объявленные вне закона, они давно исчезли с лица Земли, их имущество досталось другим, их земли поделены между соседями. Нарушивший Договор вождь обрекает на уничтожение себя и свое племя.

Не все человеческие племена слыхали о Договоре. Те, что живут на восход от горного пояса, не страдают от нехватки земли и оттого почти не воюют. Им Договор ни к чему, и иные миры их не манят. Далеко на полудень, по слухам, лежат обширные земли, населенные могущественными и многочисленнейшими племенами. Там тоже не знают Договора – то ли потому, что надеются на свои поистине огромные силы, то ли южные чародеи утратили умение найти и открыть Дверь. А может быть, в тех краях попросту нет никаких Дверей или они расположены так, что лишь птица или крот могли бы ими воспользоваться? Может быть. Есть ли смысл говорить о дальних краях, вести из которых приходят не каждое десятилетие, и о живущих там народах со странными, неправдоподобными обычаями? Пока мир еще не чересчур тесен, пусть дальние живут как умеют.

Прихотливы и недоступны человеческому пониманию желания богов: есть целые миры, созданные ими неизвестно зачем. Прямой угрозы оттуда вроде бы нет, но лишь потому, что Договор велит держаться от таких миров подальше. Никакой кудесник, чародей или колдун, как ни называй того, кто способен открыть Дверь, не должен даже заглядывать в эти миры. Там нет ничего полезного. Ступив по неосторожности в такой мир, колдун не должен возвращаться – его не примут. Слишком велика опасность занести оттуда чужое страшное НЕЧТО, чтобы кто-нибудь отважился нарушить запрет. Цена ошибки высока непомерно. Во всех мирах известен простой и ясный закон: никто и никогда не должен открывать Дверь куда не следует.

Никто. Ни за что. Никогда.

Это главное.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1

Он видный был мужчина,

Изящных форм, с приветливым лицом…

А.К. Толстой

Тум. Тум. Тум. Бух-х!.. Тум. Тум…

С каждым ударом лома стена гулко вздрагивала. Качался настил под ногами, туманом висела рыжая пыль, мелким бесом брызгала кирпичная крошка. Иногда из глубин продолбленной в стене ниши вываливался целый кирпич с присохшим пластом раствора, гулко рушился на заляпанный настил деревянного «козла» и, если не удерживался, летел вниз на кучу мусора. Тупое жало лома вбивалось в следующий шов – раз, другой. Кирпич упрямился, крошился почем зря и целиком идти не хотел. Знамо дело: эту стенку клали летом, а если бы нынешней зимой, то забытую нишу в примерзшей, не схватившейся кладке расковырял бы за какой-нибудь час и тщедушный Агапыч, не то что Витюня.

Трудный философский вопрос ставит перед собой и читателем московский фантаст Александр Громов: есть ли приём против лома? И только обращение к сермяжной правде, знакомой нам по тысяча и одному роману про попаданцев, позволяет твёрдо ответить - нет, против лома нет приёма! Особенно если этот лом в руках русского спортсмена-гиревика, а помогает ему шустрый продавец нижнего белья.

Мне нравится, что читатели романа Александра Громова сочли унылую затянутость повествования с копанием в бессмысленных вымученных деталях «тщательной проработкой». Персонажи, поскольку они вполне картонные, у Громова впуклые, а мир, прорисованный с графоманской подробностью, выпуклый... Наверно, этот текст можно и так воспринять. Хотя, похоже, Громов просто не придумал, чем можно занять героев на листаж романа, ведь там всех событий ну самое больше на короткую повесть. Поэтому он украсил свою книгу «тщательной проработкой деталей».

Особенно доставляет старательное следование Громова рецептам «научного фантаста Адольфа Гитлера» из романа Нормана Спинреда «Железная мечта». Я имею в виду не только истерическое отрицание прогресса, к которому склонны скреподержатели и которое пестует господин Громов. Есть и другие характерные мотивы. В «Железной мечте» не без сарказма отмечается, что в романах подобного типа герой, в начале книги выходящий из леса, где провёл первую половину жизни, в конце, после многих сражений, неустрашимо ведёт звездолёт по Галактике без всяких дополнительных знаний. Так было у Громова в ранних романах, так и в этом романе - в финале «ведуны», оказываются, ведают то, что они, вообще-то, знать не могут.

Короче говоря, стандартное русфантастическое чтиво на обожаемую целевой группой тему про попаданцев. Некоторая вялость повествования в глазах поклонников жанра лишь добавляет книге респекта.

Оценка: 3

Отличная вещь! И что характерно, действительно ни разу не фентези:) На фоне многочисленных книг «славянской фентези», выпускаемых, как будто, в том же подвальчике дядюшки Чжана, где и остальные товары категории «всё по 10 рублей», книга радует, помимо несомненных литературных достоинств, интересным, правдоподобным, продуманным миром, понятными поступками главных героев (иной раз и ошибочными, но на то они и люди). Внешне несколько несерьёзная и непохожая на другие произведения автора, книга на самом деле достаточно глубокая и перекликается с другими его вещами, я бы даже назвал её в каком-то смысле типичным романом Громова.

Оценка: 8

Зная Александра Громова как автора, специализирующегося на социальной фантастике, я очень удивился, узнав о существовании этой книги, по виду типичной фэнтези, со здоровенным детиной на обложке. Впрочем, не скрою, что именно сочетание известного мне имени автора и несвойственного этому автору жанра и привлекло меня. Как оказалось, детина на обложке - не ошибка художника. Под обложкой удивило предисловие, написанное автором, по-видимому, осознающему несоответствие этого романа своему собственному годами наработанному реноме. Похоже, что этим предисловием автор заранее оправдывается перед читателем за невысокий уровень романа и отсутствие привычной в его творчестве социальной проблематики. Оправдания автора полностью оправданы (простите за тавтологию). С первых строк книги читателю предстоит вжиться «в шкуру» очень недалекого пролетария, предел мечтаний для которого - попить пивка да поспать. Какие уж тут социальные проблемы! Беспросветная тупость героя местами раздражает настолько, что возникает желание отбросить книгу, но, похоже, автор, понимая это, тут же отодвигает своего недалекого персонажа на второй план.

Сам роман построен лишь на одном фантастическом допущении – наличии двери в параллельный мир, все остальное – зарисовки быта людей раннего бронзового века, батальные сцены. Но и тут не обошлось без м-а-аленькой дольки социальной фантастики, которая читателю дается лишь в конце книги.

Итог таков: посредственный роман талантливого автора. Читается легко, но также легко может быть отложен на два-три дня или даже на неделю. Впрочем, если вы его вообще не прочтете, то ничего не потеряете.

Оценка: 5

Мир - возможный, но абсолютно незамотивированный: в финале у колдунов оказывается слишком много информации, взяться которой неоткуда.

Персонажи - деревянные по пояс (сверху), хоть какая-то отрада - предмет любви главного героя, хотя и там не всё радует глаз: её тяга к «бабскому счастью» откровенно напрягает. Сами герои - попаданец вульгарис, разделённый надвое: один (типа) умный - второй сильный.

Язык - ну с этим, хвала мирозданию, у Громова я пока проблем не находил особых. Здесь тоже не нашел.

Мораль - а она есть?

Вывод: для юмористички слишком серьёзно, для серьёзной вещи слишком плоско.

Оценка: 2

Наверное, я не целевая аудитория подобной литературы.

Набившая оскомину тема попаданцев.

Мир описан очень скупо и слабо, племена друг от друга отличаются только названиями.

Не понравились и герои, особенно тот, что с ломом. Один не блещет умом, другой вроде как бы и сообразителен, но результаты его действий кажутся слишком эффективными для обычного студента. Ну, впрочем, это же попаданцы, у них всегда так.

И самое главное: эта ужасная мораль «После нас хоть потоп, на наш век хватит».

Итог: в книге не понравилось ни-че-го.

Оценка: 1

На этот раз Громов обращаеться к теме, совсем уж не новой, исхоженной в доль и поперек. Опять - наши там. Время действия несколько не типично для данной темы, нет замков, нет рыцарей и прочего обычного антуража, нет даже народных масс и цивилизации куда можно нести светлое, доброе, вечное. Лишь слабое племя, находящееся в состоянии тлеющей дружбы - вражды (Кому, как удобно.. Слабый дружи, сильный воюй) с окрестными племенами одного языка, живущими в эпохе начала бронзового века.

Всегда поражался умению Громова подобрать и выписать персоонажей. Все они получаються живыми. Они практически не думаю о том самом - светлом, добром, вечном. Они просто живут. Любят, радуються, зляться, совершают ошибки, погибают. Витюня и Юрик не пылали желанием облагодейтельсвовать аборигенов, они хотели домой. Они не срывают горы, не поворачивают реки вспять, не делаю никого счастливами, скорее наоборот. Но, они оказываться тем маленьким камушком, песчинкой, от которого начнеться лавина, тогда, возможно когда их имена, и она сами станут всего лишь отголосками в легендах..

Итог: Легкое чтение, без претензий на большее. Доставит массу удовольствий. Местами смешно, иногда очень, местами серьезно. Все, как в жизни. Взяв книгу в руки, несколько дней вам придеться жить в бронзовом веке, пока вы её не закроете. Читайте!

Оценка: 8

В целом, впечатление книга оставила приятное. Социальный эксперимент вполне себе в громовскои стиле. Умеренно динамичный сюжет не дает заснуть за книгой. Выпуклый, хорошо проработанный, без бросающихся в глаза «дырок» мир. С точки зрения достоверности функционирования описанной социальной модели - тоже без нареканий - дружба-война небольших племен как в своем мире, так и в параллельных сменяется изоляционизмом при формировании имперских амбиций у крупного и агрессивного союза. Что не понравилось (впрочем, это дело вкуса) - это каррикатурные, комедийные образы главных героев при том, что книга в целом серьёзная, поднимающая сложные социально-философские проблемы.

Оценка: 7

Попытка Громова, попробовать себя на ниве попаданчества, как и следовало ожидать, вернула мэтра в привычную колею.

Сюжет привычный для попаданческого жанра. Упал с крыши, очнулся, иной мир.

Однако, Громов, опытный зубр-фантаст. Сюжет сбит хорошо, нет ни несуразностей, ни логических ошибок, увы столь привычных нам у большиства авторов попаданческого жанра.

Сценизм, как всегда, хорошо выписан. Несколько снижен драйв, но это соответсвует громовскому стилю вообще. Образы героев хороши, иного от этого автора я и не ожидал.

Социальная мораль богатая и простая, все проблемы выложены на блюдечке, без лишних кульбитов. Выбирайте, как лучше жить - в первобытно-общинном строе, не рвз в месяц режась и мирясь с единокровными соседями, или строить империю, стремясь к процветанию и комфорту, но точная зная, что через 200 поколений цивиллизации хана? Автор не даёт ответ, выбирайте сами.

Юмора, жестокости, романтики, боевика, приключений - всего в меру. Вообщем, вполне добротный роман. Не обелиск, но классика жанра. Рекомендую.

Оценка: 8

Хм-м. Неожиданно. Громов отошел от своей накатанной дорожки. Получилось довольно-таки не плохо.

Вполне проработанный мир, логичные действия персонажей и тд. и тп.

Вот только главные герои и их поступки не вписываются сюда никак. Первый - тормозной недоразвитый качок с ломиком, второй - тощий дрищ, торговец женский бельем. (сразу возникли ассоциации с Кузей и Гошей из «Универа»). И они начинают... мочить туземцев на право и на лево. Прям таки супермены. Они их и куски рубят, и копьями прокалывают. Не верю.

Оценка: 10

Честно говоря, я взялся за этот роман с некоторой опаской. И причиной этому была аннотация. Наличие колдунов, дверей в чужие миры и попаданцев: штангист не изуродованный интеллектом, но с ломом, против которого, как известно, нет приёма, и парашютист, который в свободное от прыжков время, приторговывает женским бельём, привело меня к мысли, что это будет худший вариант русскоязычного фэнтези, а именно юмористическое отечественное фэнтези. Однако автору удалось удержаться на грани и создать приключенческое фантастическое произведение с философским подтекстом. Основная идея книги попытка ответить на вопрос: всегда ли прогресс является благом. Социальное устройство мира, придуманного Громовым, помогает выжить небольшим племенным анклавам, но тормозит их развитие. Однако это позволяет, при соблюдении Договора, Нормальному миру не стать Запретным, который рано или поздно может превратиться в Мертвый.

Его чувство долга просто поражает. Немного жаль как автор описывает Витюню - эдакий штангист имбецил но.. с Автором не поспоришь. Само повествование абсолютно не скучное, радует насыщенностью действия и информации. Кроме того Громов всегда остается Громовым, за юмором и боевыми действиями лежит сильная социально философская основа.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры