Арфа – древний иранский музыкальный инструмент. Арфа - «Энциклопедия Арфа история инструмента

Главная / Любовь

Этот загадочный инструмент редко встречается в наши дни, поэтому неудивительно, что многие не знают, что такое арфа. Она была изобретена несколько тысяч лет назад, ее дизайн многократно менялся, а звучание становилось все более объемным и ярким.

Мзыкальный инструмент состоит из треугольной рамы, открытой с обеих сторон, на которую натянуты струны различной длины. Чтобы заставить арфу звучать, музыканты щипают струны подушечками пальцев. Длина струны определяет, насколько высоким или низким будет звучание. Современная концертная арфа имеет раму высотой 1,8-1,9 метра и шириной около 1 метра, а ее вес составляет 32-41 кг. На раму натянуто 47 струн различного размера.

Этот музыкальный инструмент встречается все реже, поэтому многие люди точно не знают, что такое арфа. Существуют и другие похожие инструменты. К ним относится лира, где все струны имеют одинаковую длину, но разную толщину и силу натяжения, а также псалтирь и цимбал, на котором играют не пальцами, а молоточками.

История

Самые ранние арфы, вероятно, были созданы из охотничьих луков и состояли из нескольких струн, закрепленных на концах изогнутой основы. Египетский инструмент, который использовался около 5 тыс. лет назад, состоял из шести струн, зафиксированных на раме деревянными колышками. К 2500 году до н. э. у греков уже были большие арфы, в которых струны крепились к двум деревянных планкам, соединенным между собой под углом.

К XI столетию в Европе уже знали, что такое арфа. Здесь впервые появились рамочные инструменты, где проволочные струны вставлялись в треугольную деревянную раму. Они были довольно маленькими, всего около 0,5-1,2 метра в высоту, и часто использовались бродячими музыкантами. Арфы не могли воспроизводить более высокие или низкие ноты, чем те, на которые были настроены, поэтому музыканты проводили эксперименты. Чтобы сделать звучание более разнообразным, были созданы инструменты с дополнительным рядом струн, расположенных параллельно основному. В Уэльсе у некоторых арфистов было по три ряда струн.

Другие мастера применили иной подход. Вместо того чтобы увеличивать количество рядов, они разработали механизмы для изменения длины струн, регулируя таким образом высоту звука. К концу XVII века в Австрии использовались крючки для сокращения длины по мере необходимости, обеспечивая по две ноты на каждой струне. В 1720 году Селестин Хохбрюкер добавил 7 педалей, чтобы контролировать эти крючки. В 1750 году Жорж Кузино заменил крючки металлическими пластинами и удвоил количество педалей, чтобы воспроизводить по три ноты на струну. В 1792 году Себастьян Эрард заменил пластины вращающимися латунными дисками с двумя шпильками, каждый из которых захватывал струну, как вилка, когда диск поворачивался. Он также уменьшил количество педалей до 7, разработав механизм, который мог занимать три разные позиции. Разработка Эрара до сих пор используется в современных концертных арфах.

Материалы

Музыкальный инструмент арфа состоит из большого деревянной треугольной основы, обычно изготовленной из клена. Белый клен достаточно крепкий, чтобы выдерживать давление струн. Также для некоторых частей деки применяется ель, так как она легкая, крепкая и гибкая, что позволяет ей равномерно реагировать на вибрации струн и создавать насыщенный, чистый звук.

Изогнутая пластина, к которой прикреплены струны, выполнена из латуни. Диски и педали, управляющие длиной, также являются латунными. Сложный внутренний механизм, который соединяет педали с дисками, выполнен из латуни и нержавеющей стали, а некоторые части производятся из нейлона. Струны арфы изготовлены из стали и нейлона. Каждый материал имеет различные свойства, которые делают его пригодным для определенной длины струны. Поверхность арфы обрабатывается прозрачными лаками, может быть украшена декоративными деревянными панелями из ореха или более дорогого красного дерева. Некоторые инструменты покрывают золотыми листами в 23 карата.

Дизайн

Каждая арфа - уникальное произведение искусства. Дизайн арфы зависит от потребностей исполнителя. Традиционные арфисты требуют небольших легких инструментов со струнами, управляемыми рычагами. Классические музыканты используют гораздо более крупные инструменты со струнами, управляемыми педалями. Внешний вид арфы варьируется от простых геометрических линий с естественной отделкой до сложной резьбы с широким спектром украшений.

Как выбрать арфу для начинающего музыканта

Игра на арфе зависит от того, насколько инструмент соответствует телу музыканта. Для взрослых, сидящих на стандартном 18-дюймовом высоком стуле, подойдет напольная модель из 30-34 струн. Для маленького ребенка в возрасте 6-8 лет, который сидит на 12-дюймовом табурете, наиболее удачным вариантом считается 28-струнная арфа, установленная на полу.

  1. Это один из древнейших инструментов в мире: он был изобретен около 3000 г. до н. э., а самое старое изображение музыканта, играющего на арфе, находится на стенах египетских гробниц.
  2. Нигде в мире не существует больше арф, чем в Африке. Этот музыкальный инструмент используют почти 150 африканских народов.
  3. Слово "арфа" впервые было использовано примерно в 600 году нашей эры и обозначало все струнные инструменты в целом.
  4. Диапазон инструмента составляет от 1 до 90 струн.
  5. Современные арфисты играют, используя только по четыре пальца на каждой руке, они касаются струн подушечками пальцев. Ирландская манера игры более агрессивна, здесь музыканты применяют также и ногти, чтобы сделать звук более громким и пронзительным.
  6. На логотипе популярного ирландского пива Guinness также изображено фото арфы.
  7. Арфа является национальным символом Ирландии с XIII века.

Этот музыкальный инструмент становится редкостью. Как правило, арфу используют на концертах классической музыки в составе оркестров или соло, но существуют также и сообщества энтузиастов, которые не дают забыть миру об этом удивительном инструменте. Благодаря красивому, переливчатому звуку и интересному внешнему виду, он все еще пользуется уважением у начинающих и профессиональных музыкантов.

Шайхулова Аделина

Главной целью творческого проекта является изучение истории возникновения и совершенствования арфы от Египта до современности.

Основные задачи, поставленные при изучении данной темы:

  • рассмотреть, что есть общего между современной арфой и инструментом тех дней, и какую роль он выполнял;
  • познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента;
  • окунуться в мир легенд и музыки арфы.

Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка не мыслима без арфы - одного из древнейших инструментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов

Творческий проект:

«Струнно-щипковый инструмент арфа»

Руководитель:

Учитель музыки Федашова С.А.

Выполнила работу:

Ученица 6 «В» класса Шайхулова Аделина

Альметьевск 2012

Введение…………………………………………………………………

  1. История арфы………………………………………………………..

1.1. История возникновения арфы……………………………………..

1.2. Египетская арфа……………………………………………………

1.3. Кельтская арфа…………………………………………………….

1.4.Ирландская арфа……………………………………………………

  1. Совершенствование арфы…………………………………………..

2.1.Педальный механизм…………………………..…………………..

2.2. Эоловая арфа……………………………………………………….

2.3.Лазерная арфа………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью творческого проекта является изучение истории возникновения и совершенствования арфы от Египта до современности.

Основные задачи, поставленные при изучении данной темы:

  1. рассмотреть, что есть общего между современной арфой и инструментом тех дней, и какую роль он выполнял;
  2. познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента;
  3. окунуться в мир легенд и музыки арфы.

Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка не мыслима без арфы - одного из древнейших инструментов.

Арфа это широко известный инструмент, который благодаря своему звуку используется и как классический инструмент симфонического оркестра, и как народный. Хотя, из легенд и письменных источников известно, что уже в Древнем мире арфа играла важную роль.

Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков. Будучи одним из самых древних музыкальных инструментов появилась она на самой заре человечества, и является прародительницей практически все струнных инструментов.

Струнные музыкальные инструменты - в академической музыкальной традиции имеют второе название - хордофоны (от греческих слов chorde - струна и phone - звук). Это группа музыкальных инструментов, источником звука которых служит натянутая струна.

(Хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель), щипковые (арфа, лютня, гитара, балалайка, гусли), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).

1.ИСТОРИЯ АРФЫ

1.1. История возникновения арфы

О, Арфа, милая моя! Как долго ты спала

В тени, в пыли забытого угла;

Но лишь луны, очаровавшей мглу,

Лазурный свет блеснул в твоем углу,

Вдруг чудный звон затрепетал в струне,

Как бред души, встревоженной во сне.

Федор Тютчев

Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков.

Никто точно не знает, кто создал первую арфу.

Ее история уходит в глубь времен. Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Считается, что первые египетские арфы - бенты появились шесть тысяч лет назад. Арфы упоминаются в Библии. Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное. Эолова арфа встречается в древнегреческой мифологии. А ирландская арфа была даже на гербе страны. Арфа - символ воплощения чистоты звука.

Многовековая история арфы полна невероятных и сказочных легенд, с помощью которых мы можем окунуться в мир музыки этого удивительного предмета, ощутить всю его древность, а также насладиться неизведанными сторонами истории становления арфы как музыкального инструмента у многих народов мира.

Существует легенда о первобытном человеке, который, находясь на охоте, натянул тетиву лука и пришел в восторг от услышанного мелодичного звучания. Он решил натянуть еще одну тетиву, отчего предмет стал издавать уже не один, а два звука разной высоты. Так и появился первый струнный музыкальный инструмент.

История происхождения арфы прослеживается и в странах древнейшей культуры - Египте. На дошедших до нас египетских фресках 15 века до нашей эры видно, что древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, Большие арфы достигали размера 1,8 метра, а малые были приспособлены для игры во время движения. Такую арфу клали горизонтально на плечо и играли, высоко вздымая руки к струнам. В домашнем быту употреблялись небольшие инструменты, которые ставили на пол. На полу же сидел и исполнитель. Позднее для удобства игры стали применять подставку в виде лотоса; в нее инструмент вставлялся, как нога в туфлю. Отсюда и образное название «туфля для арфы».

1.2. Египетская арфа

Существовало мнение, что Египет - родина этого инструмента. Арфа была здесь исключительно популярна. Один из древних иероглифов означал одновременно и слово «арфа» и понятие «прекрасное».

Египетские арфы были действительно прекрасны, даже по своему внешнему виду. Они покрывались золотом, серебром, перламутром, драгоценными камнями, разрисовывались необычной мозаикой. Люди с восхищением называли арфу «волшебным инструментом», который имел место во многих сказках и мифах.

Арфа встречалась также в древней Греции и Риме, куда была завезена по-видимому с востока. Об этом свидетельствуют античные писатели.

Большинство исследователей сошлись на том мнении, что многие мастера, создавшие арфы, не имели обычаев указывать дату или упоминать свое имя. Потому до нас дошло так мало сохранившихся памятников, свидетельствующих о подлинной истории арфы.

1.3. Кельтская арфа

Поговорим о кельтской арфе . Это древний инструмент, как сама кельтская традиция. Она небольшая у которой грациозно изогнуты рама и стан. В отличии от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями. Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времен года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия - мелодия грусти и умиления. Вторая - вызывающая сон. Третья мелодия арфы - это мелодия радости.

В дни кельтских вождей арфист был почитаемым человеком и занимал место после вождей и бардов.

Кельтские арфы являлись важным определением ирландского национализма, начиная с 10 века. К концу 12 века ирландцы играли на арфах с латунными или бронзовыми струнами.

1.4.Ирландская арфа

В Ирландии существует легенда о возникновении арфы. Эта легенда гласит, что первая арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили ее, после чего добрые боги света и солнца отыскали ее и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям.

Многие ученые также склонны утверждать, что первая арфа попала на территорию Ирландии благодаря купцам - мореплавателям приблизительно 1200 лет до нашей эры. Однако сами ирландцы утверждают, что это они изобрели арфу, прототипом которой был другой музыкальный инструмент под названием круит. С годами жители Ирландии усовершенствовали круит и назвали инструмент арфой: сделали раму крепче, а струны, сделанные из конского волоса заменили на золотые, серебряные и медные. Таким образом, арфа стала одним из самых ценных и дорогих музыкальных инструментов, что позволяло ей сохранить красивый внешний вид на долгое время.

В 16 столетии английский король Генри VIII сделал арфу официальным символом Новой Земли, поместив ее на монеты.

С 1645 года арфа «находит свое место» на гербе Ирландии представляя собой золотую арфу с серебряными струнами на синем фоне. А в 1798 году этот музыкальный инструмент становится национальным символом страны. Изображение арфы используется на монетах, паспортах, официальных документах государства, а также на печатях президента и правительства.

2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРФЫ

2.1. Педальный механизм

В Средние века арфа получила распространение и в Европе. Со временем арфа приобрела статус аристократического инструмента.

Играть на ней стали, как правило - женщины. Однако, именно мужчина усовершенствовал простую арфу, придав ей современный облик. Этим мужчиной был Якоб Хохбрукер - немецкий мастер, специализирующийся на изготовлении музыкальных инструментов. В 1720 году именно он придумал и воплотил в жизнь систему педалей, и именно он изобрел педальный механизм игры на арфе.Это изобретение дало толчок к дальнейшему развитию арфы. Плодотворных результатов мастера достигли работая в содружестве с исполнителями и композиторами. Ярким примером этому может служить содружество чешского виртуоза - арфиста и композитора Ж.Б.Крумпгольца и мастера Ж. Кузино. Ими была создана «Арфа Крумпгольца» со специальной восьмой педалью, получившей название «педаль-эхо». Позднее по проекту Крумпгольца, Кузино добавил 9 педаль - «сурдину». Восьми педальная арфа удержалась в практике вплоть до конца 19 века, а девяти педальная вышла из употребления вскоре после их изобретения. Позже экспериментом было создание четырнадцати педальной арфы по проекту мастера Кузино.

Французский мастер Себастиан Эрар около 1810 года усовершенствовал арфу и сделал ее двойного действия, которая имела более сильный звук и позволяла исполнителю играть в минорных и мажорных тональностях. Это был прорыв в музыке.

После этого усовершенствования арфа стала именно такой, какой она знакома нам сегодня. Арфа имеет семь педалей, которые располагаются у основания: с правой стороны четыре педали - ми, фа, соль, ля; с левой три - си, до, ре. И теперь на арфе можно извлечь все звуки: от ре контор октавы до фа четвертой октавы.

Сейчас арфа довольно сильно отличается от своих предшественников, у нее имеется 45-47 струн, которые натянуты, на специальную металлическую раму изящной треугольной формы, часто украшенную разнообразной резьбой. Отыскать струны на арфе помогает их окраска: все «до» - красного цвета, все «фа» - синие.

Современная арфа это сложнейший музыкальный инструмент, можно сказать, целая музыкальная конструкция: в ней более 2500 деталей, весит около 35 кг. Арфу нужно беречь от сквозняков - рвутся струны, которые изготовлены из трех разных материалов - металл, жила, нейлон.

Учитывая устройство человеческого тела, нашу координацию, арфа - один из самых сложных для игры инструментов. Нужно большое терпение, чтобы научиться на ней играть. В игре участвуют не только две руки, но и обе ноги. Мужчинам играть на арфе должно быть даже легче: натяжение струн у арфы очень большое, требуется большая физическая сила! Многие мужчины, которые обучались игре на арфе, потом становились композиторами. И, надо сказать, прекрасно сочиняли произведения для арфы, 60 % арфового репертуара написано мужчинами.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджио, глиссандо.

Сегодня арфа преимущественно используется только лишь как солирующий инструмент, а также как один из инструментов в составе оркестра.

Арфа в симфоническом оркестре, отличается красотой своего внешнего вида, превосходит всех своих соседей по оркестру. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра: в других случаях ей поручают эффектные соло.

В 17 - 18 веках произведения для арфы пишут выдающиеся композиторы: И. Гайдн, Г.Ф. Гендель И, И.С. Бах. Гайдн сам неплохо играл на этом инструменте. Концерт для флейты и арфы написал В.А. Моцарт, увлекался написанием пьес для арфы Л.В. Бетховен. Арфа широко использовалась как в оркестрах, так и в камерных ансамблях. При этом инструмент постоянно совершенствовался.

В 19 веке для арфы писали Д. Верди, Д. Пучини, К. Дебюсси, М. Равель, Р. Штраус.

Искусство игры на арфе развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких тысячилетий, выбирая традиции мировой многонациональной культуры. Совершенствовался и видоизменялся и сам инструмент.

В России история арфы началась с середины 18 века. Вскоре арфа вошла в моду у придворной знати, и в широкой дворянской среде. Для домашних оркестров и театров специально обучали крепостных. Арфу как сольный и аккомпанирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А.А. Алябьев, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, С. Танеев, С.С. Прокофьев.

  1. Эолова арфа

До нашего времени сохранились памятники архитектуры Эоловой арфы.

Эоловой арфы вздыхает печаль,

И звезд восковых зажигаются свечи,

И дальний закат, как персидская шаль,

Которой окутаны нежные плечи.

Георгий Иванов

Эолова арфа (от Эол, в древнегреческой мифологии - повелитель ветров) состоит из служащего резонатором ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны от 8 до 13 различной толщины, настроенные в унисон. Устанавливалась на крышах домов. Ветер вызывал колебание струн, издававших звуки. Звучание менялось в зависимости от силы ветра - от тихого и нежного до очень громкого. Сильный ветер - заставлял играть более низкие, толстые струны, слабый - высокие. Эолова арфа один из самых первых самоиграющих инструментов.

Огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врагов таким образом, что ветер извлекал ужасающие звуки. К сожалению, нет информации о высоте звука эоловой арфы. По сей день эоловы арфы строятся, но не используются в качестве орудия. Она была неотъемлемым атрибутом легенд, эпических поэм и повестей.

Предполагают, что Эолова арфа появилась в Англии примерно в середине прошлого века.

Большая ветряная арфа существует в Европе (4 метра высотой) установлена в проеме окна бывшего рыцарского зала старого замка. В 1999 году была реконструирована. Эолова арфа - инструмент предельно простой и в то же время чрезвычайно интересный.

В России Эолова арфа появилась в середине 19 века в Пятигорске, по проекту архитекторов братьев Бернардации была сооружена круглая беседка с колоннами. Установлена она на самом краю обрыва, продуваемой всеми ветрами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Об этой беседке упоминается в повести М.Ю Лермонтова «Княжна Мери».

Позже она была разграблена. Осталась только очень красивая беседка, выполненная в античном стиле, которую сейчас называют «Эолова арфа», куда собственно и приводят экскурсии. Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом. Она стала своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

  1. Лазерная арфа

Электромузыкальную арфу изобрел профессиональный фотограф, Стивен Хобли, в свободное от работы время, он создал лазерную арфу. На создание десятиструнной лазерной арфы ушло 22 года целеустремленного труда.

Лазерная арфа - это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Лазерная арфа получила свое имя из-за сходства с обычной арфой. Впервые прозвучала во время концертов в Китае в 1981 году. Публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.

Лазерная арфа, которую использовал Жан - Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазурных лучей. Жан - Мишель на концертах одевал огромные перчатки, в качестве средства безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные черные очки защищают глаза от лазерного излучения.

Время не стоит на месте. В век компьютерных технологий создается компьютерная музыка и музыкальные инструменты. Компьютерная арфа не менее интересна, она впечатляет нас своеобразным звуком и прекрасным сочетанием с тембрами других электромузыкальных инструментов.

Как темнота не может спрятать свечи,

Как не сдержать ладонями ручей,

Как не удержит память человечья,

Глупцом на ветер брошенных речей,

Как при потопе в дом не носят воду,

А небеса не молят о дожде -

Так арфы музыка кому - ни будь в угоду,

Служить не может злу или вражде!..

Волшебная, небесная, святая -

Она придет, лишь только приготовь

В душе своей небесный отблеск рая -

Добро, надежду, веру и любовь…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, видно, что арфа играла важную роль на протяжении всех веков. Если сейчас мы слышим звуки арфы или играем на ней, то мы непосредственно соприкасаемся с инструментом с большой историей и, может, сможем возродить ее исконные функции.

Считаю, что главная цель моей работы достигнута: я рассмотрела вопрос возникновение и совершенствование арфы от Египта до современности. Вопрос, что есть общего между современной арфой и арфой тех дней.

В ходе своей работы мне удалось познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента.

Эта работа мне очень много дала. Я окунулась в мир легенд и музыки этого замечательного инструмента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Минакова А., Минаков С. Всеобщая история музыки. Москва, 2010.
  2. Подгусова М.М. Арфовое искусство первой половины XX века.
  3. Поломаренко И.П. Арфа в прошлом и настоящем. Москва, 2001.
  4. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. М.-1999.
  5. Радугина А.А. Культурологическое учебное пособие. М., изд. Дом «Центр», 2003.
  6. Коростовцев М.Б. Наука древнего Египта. М.: «Наука».2002.
  7. Музыкальная энциклопедия. М., Советская музыка. 1990.
  8. Сибуль Маркюз «Музыкальные инструменты»: Всесторонний словарь.1997.
  9. Гальцова Н. Лазерная арфа - что это? (www.harps.ru )
  10. Эолова арфа (www.kmvline.ru )

Возможно, арфа является самым древним струнным иранским музыкальным инструментом, название которого чаще других музыкальных инструментов упоминается в книгах, который оказал большую роль в древней истории.


Согласно достоверным источникам в виде изображений резьбы на камне в Вавилоне, Ассирии и прилегающих к ним территорий, можно сделать вывод, что восемь веков до рождества Христова на указанных территориях достигли своего развития различные музыкальные инструменты, которые использовали музыканты.

Роль, которую играли музыкальные инструменты в начале длительного периода человеческой цивилизации, свидетельствует о том, что арфа подобно сантуру и гануну является очень древним музыкальным инструментом, который был распространен в указанных районах за два тысячелетия до рождества Христова.

Первые арфы имели треугольную форму и состояли из доски длиной примерно в один тамариск и одного деревянного стержня, обычно форма арфы напоминала форму человеческой руки.

Обычно этот инструмент имел восемь или девять струн, которые были натянуты параллельно друг к другу вдоль деревянного стержня. Один конец струн крепился к доске, а другой конец наматывался вокруг колышек или ушек, которые располагались на деревянном стержне, с них свисали концы струн. Арфы, которые были распространены в последний исторический период Вавилона и Ассирии, сильно отличались в более поздний период как по форме изготовления, так и по манере игры на арфе.

Увеличилось количество струн. Звуковая коробка арфы иногда была прямой, то есть без излома, а иногда была измененной формы. Способ игры на этом музыкальном инструменте также изменился, то есть инструмент брали таким образом, чтобы струны находились в вертикальном положении к земле, то есть не так как делали это раньше, когда деревянный стержень должен был быть в параллельном положении к земле, однако струны не были вертикальны к земле. Другой отличительной чертой игры на этом музыкальном инструменте было то, что во время игры не использовался медиатор, играли руками, причем в игре были задействованы две руки.


Во время династии Сасанидов арфа была самым известным и самым любимым музыкальным инструментом, в Шахнаме Фирдоуси также часто упоминается название этого музыкального инструмента. Накиса - известный музыкант при дворе Хосро Парвиза обладала высшим искусством игры на арфе.

Сегодня арфа состоит из трех основных частей: грифа, колоны и резонансного ящика. Струны крепятся к грифу и натягиваются параллельно к колоне и соединяются с резонансным ящиком. Для игры на арфе ладонью давят на струну и/или только касаются струны и/или щипают струну. В конце средневековья в Западной Европе получили распространение арфы треугольной формы. В 1720 году в Баварии к основанию арфы добавили педали, что сделало звучание арфы более мощным.

В 1810 году Себастьян Ара изменил форму арфы, которая используется и в наши дни, новая форма сделала возможным звучание всей гаммы больших и малых октав. В этого времени арфа стала обычным музыкальным инструментом, использовавшимся в составе оркестра. Сегодня арфа состоит из 47 струн и 7-ми педалей.

До ислама арфа была известна среди арабов. В различные исторические периоды на территориях, расположенных далеко друг от друга, называли арфы по разному. Так, население северного Афганистана называло арфу «Занбураком», что означает «маленькая пчела», а тюркоязычные узбеки Средней Азии называли арфой иранский сантур.

АРФА (немецкий - Harfe, от общегерманского - harpa; в древнеисландском эпосе - harpa, в древнеанглийском - hearpe; итальянский - агра), струнный щипковый инструмент (хордофон). Струны разной длины натянуты между корпусом (резонатором) и отходящей от него шейкой. Типологически различаются арфы: дуговая, угловая, рамная. 1-й и 2-й типы подразделяются на 2 вида - вертикальный (более обычный) и горизонтальный (корпус инструмента располагается параллельно плоскости пола). Оба типа характерны для культур Азии и Африки, рамная арфа - для Европы.

Древнейший тип - дуговая арфа (линия корпуса и шейки образует дугу). Первые изображения относятся к цивилизациям Шумера (около 3000 до нашей эры) и Древнего Египта (середина 3-го тысячелетия до нашей эры). Есть свидетельства о существовании дуговой арфы в цивилизации долины Инда (середина 3-го-середина 2-го тысячелетий до нашей эры). Приблизительно с 3 века до нашей эры становится характерной для Южной и Юго-Восточной Азии. В 20 веке встречается в Афганистане и Пакистане (так называемая кафирская арфа), Мьянме (саун гаук - бирманская арфа), известна у ряда народов Африки.

Угловая арфа (линия корпуса и шейки образует угол), первые образцы которой известны также по материалам Месопотамии и Древнего Египта (2-е тысячелетие до нашей эры), перешла в Древний Иран, Древнюю Грецию, Древний Рим, к сарматам, на Кавказ. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры распространилась едва ли не по всей Азии (специфические виды - в Средней Азии, на Алтае, в Китае и др.). До 20 века сохранялась у абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, сванов, манси, хантов, якутов.

Рамная арфа (треугольная в плане конструкции образована корпусом, шейкой и соединяющей их штангой) также известна с древности: первое изображение, найденное в Мегиддо (сиро-палестино-финикийский регион), датируется 3300-3000 годами до нашей эры. Этот же тип зафиксирован в кикладской культуре (2800-2600 годы до нашей эры). В Европе появилась приблизительно в 8 веке у кельтского населения Британских островов (смотри Кельтская арфа). Название «арфа», по-видимому, первоначально относилось к разновидности лиры (смотри Крота). Письменное употребление слова harpa впервые засвидетельствовано на латыни около 600 года в гимне Венанция Фортуната, где арфа противопоставлена римской и греческой лире как «варварский» инструмент. Взаимозаменяемость понятий «арфа» и «лира» сохранялась на протяжении веков [зафиксирована, например, у С. Вирдунга в «Немецком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511 год)].

В континентальную Европу рамная арфа пришла приблизительно на рубеже 10-11 веков. Форма её изменялась со временем, и первоначально небольшой, но массивный инструмент к 18 веку приобрёл изящный современный силуэт. Средневеково-ренессансная арфа имела диатоническую настройку. Поиски возможностей хроматического изменения звуков (приблизительно с 16 века) привели к изобретению в 1720 году педального механизма: немецкий мастер Я. Хохбруккер создал так называемую крючковую арфу с педалями. Новый период в развитии искусства игры на арфе начался после 1801 года, когда французский мастер С. Эрар изобрёл инструмент с так называемыми педалями двойного действия (патент 1810 года): такая арфа может перестраиваться во все тональности. Современные арфы (высота около 180 см) имеет 46-47 струн; в прямой штанге-колонне размещены связанные с педалями рычаги механизма перестройки. Исходный строй - диатонический звукоряд до-бемоль-мажора, каждая из 7 педалей, повышающих строй на полутон или тон, воздействует на все одноимённые струны (за исключением 2 верхних и 2 нижних). Полный диапазон - от «до (-бемоль)» контроктавы до «соль (-диез)» 4-й октавы. Музыка для арфы записывается на 2 нотоносцах (как для фортепиано).

Арфа широко распространена в Западной Европе со времён Средневековья, однако вплоть до 18 века она не имела самостоятельного репертуара, разделяя его с лютневыми и клавишными инструментами. В оперном оркестре 17-18 веков (впервые у К. Монтеверди) применялась для придания музыке «античного» или «библейского» колорита. В симфоническом оркестре укрепилась начиная с Г. Берлиоза, в России - с М. И. Глинки, наиболее эффектно звучит в оркестровых соло (балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, оперы и симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова). Для арфы писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Гендель (Концерт для органа или арфы с оркестром, 1736 год), В. А. Моцарт (Концерт для арфы и флейты с оркестром К299), многие композиторы-арфисты 18-19 веков. В связи с развитием сольного исполнительства в 20 веке игра на арфе обогатилась рядом особых технических приёмов; произведения для арфы создали К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Казелла, Ж. Тайфер, концерты для арфы с оркестром написали Р. М. Глиэр (1938 год), А. В. Мосолов (1939 год), Э. Вила Лобос (1953 год), А. Жоливе, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Хинастера и др. Крупнейшие арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Альварс, А. Ренье, М. Турнье, В. Поссе, К. Сальседо, М. Гранжани, Н. Сабалета; представители русской школы: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, Е. А. Вальтер-Кюне, А. И. Слепушкин, И. Г. Парфёнов, Н. И. Амосов, М. А. Корчинская, К. А. и О. Г. Эрдели, В. Г. Дулова, Е.А. Синицына, Э. А. Москвитина, Н. Х. Шамеева.

Лит.: Поломаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. М.; Л., 1939; Эрдели К. Арфа в моей жизни. М., 1967; Язвинская Е. Арфа. М., 1968; Rensch R. The harp: its history, technique and repertoire. L.; N. Y., 1969; idem. Harps and harpists. L., 1989; Zingel Н J. Neue Harfen lehre. Lpz., 1969. Bd 1-4; Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1974; Покровская Н. История исполнительства на арфе. Новосиб., 1994; Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). М., 1994.

Н. Х. Шамеева, М. В. Есипова, О. В. Фраёнова.

Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам. В отличие от арфы в цитрах струны натянуты под прямым углом к деке.

История

История арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов - насчитывает много веков. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.

Неизв. современный художник Египтянка с арфой

Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.

Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Шли годы, десятилетия, века. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в Древней Греции и Риме.

Джованни Ланфранко Венера, играющая на арфе (Аллегория Музыки) 1630-34 г.г.

Ведущие свое происхождение от однострунного музыкального лука, арфы использовались в качестве церемониального инструмента в шумерском и египетском искусстве еще в III тысячелетии до н.э. В другом источнике я прочитал, что первые египетские арфы - бенты - появились шесть тысяч лет назад.
Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное.
Арфы упоминаются в Библии.

Ян де Брай Давид, играющий на арфе 1670 г.

Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке. На таких угловых арфах разного размера играют в ансамблях или соло, ставя один конец инструмента на землю или держа его на плече. С Ближнего Востока арфа попала на Яву и в Китай, а также в Северо-Западную Европу.

Исраэль ван Мекенем Лютнист и арфистка 1490е г.

Именно в Средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Об арфе европейского типа можно найти беглые упоминания в произведениях римских авторов, но самая древнее изображение арфы - ирландская скульптура 8 в. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы.
Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания - саги - под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.

Арфа на гербе.

Герб Ирландии представляет собой золотую арфу с серебряными струнами на синем щите. Арфа долгое время была геральдическим символом Ирландии. В современном виде герб утверждён 9 ноября 1945 года.

Герб Ирландии

Легенда гласит, что первая гэльская арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века.
Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций. Археологи находят на территории Ирландии кельтские арфы, датируемые XII веком. Сохранившиеся древние экземпляры относятся к XV веку. Арфа изображалась на ирландских монетах при короле Джоне и Эдварде I.

Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Джеймса VI (он же Король Англии Джеймс I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.
Как символ нового Королевства Ирландии, образованного Генрихом I Ирландским, арфа была принята в 1541, и появилась на валюте государства. После объединения Ирландии, Англии и Шотландии при Якове I Английском в марте 1603 года арфа появилась на третьей четверти королевского герба Соединённого Королевства.

Данте Габриэль Россетти La Ghirlandata 1873 г.

С 1922 года Ирландское Свободное государство продолжало использовать арфу как государственный символ, запечатлённый на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро.

Арфа и Россия.

В России история арфы началась с середины XVIII века. В 1764 г. Екатериной II был основан легендарный Смольный институт, а в 1765 г. царица приобрела для смольнянок арфу. Выпускница Смольного института Глафира Алымова и стала одной из первых русских арфисток. Ее портрет кисти Левицкого хранится в Русском музее.

Д. Г. Левицкий. Портрет Г. И. Алымовой. 1776 г.

Вскоре арфа вошла в моду и у придворной знати, и в более широкой дворянской среде. Для домашних оркестров и театров специально обучали крепостных. Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом.

Андрей Вох Звуки арфы. 17 век. 2000 г.

На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...

Томас Салли Дама с арфой. Портрет Элизы Ридли 1818 г.

Роза-Аделаида Дюкре Автопортрет с арфой 1790 г.

Жак Антуан Мария Лермон Портрет мадмуазель Дюте с арфой

С тех пор арфа сохраняет свое значение как типично женский инструмент, своим теплым колоритом, а зачастую и блеском обогащающий оркестровую палитру.
В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе. Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова.

Шарль Монинье Котята на арфе

Арфу богато украшали - золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. «Волшебным инструментом» называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.

Арфа в музыке

Искусство игры на арфе развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких тысячелетий, вбирая традиции мировой многонациональной музыкальной культуры.

Джон Джордж Браун Музыканты 1874 г.

В Средние века и в эпоху Возрождения треугольная арфа, имеющая от 7 до 30 струн, была распространенным инструментом для аккомпанемента. Позже, с распространением более громкого и простого в обращении клавесина, арфа утратила популярность и вернула ее лишь в конце 18 в., когда фортепиано, в свою очередь, одержало верх над клавесином.

Даниэль Герхарт Шепот небес

Арфу как сольный и как аккомпанирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А. Верстовский, А. Алябьев, М. Глинка. И было кому исполнять сложнейшие партии: ведь классы арфы были открыты в Петербургской (1862) и Московской (1874) консерваториях.
А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Рубинштейн, Ц. Кюи, А. Глазунов, А. Лядов, С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев - все эти композиторы использовали арфу в своей оперной, балетной, симфонической музыке.

Даниэль Герхарт Начало

Даниэль Герхарт Мамина арфа

Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского. Для арфы написана вариация в «Раймонде» Глазунова. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента. Переложения для нее делали выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная советская арфистка Вера Дулова.

Игорь Грабарь Портрет В.Г.Дуловой 1935 г.

Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков.

У нее сорок пять - сорок семь струн, натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы, украшенную резьбой. При помощи семи педалей, укорачивающих струны, когда это необходимо, на арфе можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы. Звучит арфа очень поэтично.

Олег Ильдюков Прикосновение 2008 г.

Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры