Беляев александр романович. Александр беляев биография

Главная / Любовь

Нелли КРАВКЛИС, писательница-краевед, Михаил ЛЕВИТИН, член Союза журналистов России, краевед.

Выражение «Книга источник знания» вполне можно назвать девизом писателя-фантаста Александра Романовича Беляева. Любовь к чтению, стремление узнавать новое, осваивая новые пространства, новые сферы науки, он пронёс через всю жизнь.

В те годы, когда сделана эта фотография, юного Сашу Беляева влекли дальние страны, путешествия и приключения - всё, что не имело отношения к обыденной действительности.

«Обаятельный человек с широким кругом интересов и неиссякаемым чувством юмора, - вспоминает В. В. Былинская, знавшая его в те годы, - Александр Беляев объединил вокруг себя кружок смоленской молодёжи, стал центром этого небольшого общества.

Мемориальная доска, установленная на здании, где располагалась редакция «Смоленского вестника».

«В молодости отец любил одеваться модно, - вспоминает дочь писателя Светлана Александровна, - если не сказать, даже с щегольством...»

В 2009 году исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Романовича Беляева советского фантаста, одного из основоположников научно-фантастической литературы, заслужившего мировое признание. О Беляеве написано немало, однако годы его жизни в городе Смоленске, где он родился и вырос, отражены неполно, к тому же в текстах повторяются ошибки, которые мы исправляем, пользуясь архивными материалами.

Александр Беляев родился 16 марта (по новому стилю) 1884 года в доме на Большой Одигитриевской улице (ныне ул. Докучаева) в семье священника Одигитриевской церкви Романа Петровича Беляева и его жены Надежды Васильевны. Всего в семье было трое детей: Василий, Александр и Нина.

Участок земли, по воспоминаниям краеведа А. Н. Троицкого, заключался весьма живописным садом, спускающимся по крутому склону в овраг, идущий к собору.

Родители Александра были людьми глубоко верующими. А интересы Саши с самого раннего детства лежали в совершенно иной плоскости: его увлекали путешествия, необыкновенные приключения, навеянные чтением любимого Жюля Верна.

«Мы с братом, вспоминал Александр Романович, решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

Позднее пришёл Уэллс с кошмарами «Борьбы миров». В этом мире уже не было так уютно...»

Нетрудно представить, насколько взбудоражило воображение мальчика случившееся 6 июля 1893 года событие: в Лопатинском саду поднялся воздушный шар с гимнасткой, сидящей на трапеции, на высоту одного километра, после чего она спрыгнула с трапеции. Зрители ахнули от ужаса. Но над гимнасткой раскрылся парашют, и девушка благополучно приземлилась.

Зрелище настолько потрясло Сашу, что он немедленно решил испытать чувство полёта и спрыгнул с крыши с зонтиком в руках, затем на парашюте, сделанном из простыни. Та и другая попытка принесли весьма чувствительные ушибы. Но Александр Беляев всё же сумел воплотить свою мечту в жизнь: его последний роман «Ариэль» повествует о человеке, способном летать как птица.

Но время беззаботных увлечений закончилось. По воле отца мальчика отдали в духовное училище. В публикациях о писателе сообщается, что он поступил туда в возрасте шести лет. Но это не так.

«Смоленские епархиальные ведомости» ежегодно публиковали официальные сведения об учениках духовного училища и семинарии. И в № 13 за 1895 год приводится «Список учеников духовного училища, составленный училищным правлением после годичных испытаний в конце 1894/1895 учебного года и утверждённый Его Преосвященством 5 июля 1895 г. за № 251». Среди учеников I класса: «Яков Алексеев, Дмитрий Алмазов, Александр Беляев, Николай Высотский...» В конце списка указано, что эти ученики переводятся во II класс училища. Таким образом, Александру Беляеву в 1895 году было 11 лет. Следовательно, поступил он в 10 лет.

Училище располагалось возле Авраамиевского монастыря, недалеко от усадьбы Беляевых, минутах в пяти ходьбы неспешным шагом.

Занятия давались ему легко. В тех же ведомостях (№ 12 за 1898 год) приводится список учеников IV класса: «Первый разряд: Павел Дьяконов, Александр Беляев, Николай Лебедев, Яков Алексеев <...> окончили полный курс училища и удостоены перевода в I класс семинарии».

Вот когда Александр Беляев становится семинаристом - в 14 лет, а не на 11 -м году, как указывается в устоявшихся биографических справках к собраниям его сочинений и во многих других публикациях о писателе.

Знаток местного края краевед СМ. Яковлев писал: «190 лет просуществовала Смоленская духовная семинария. Основал её в 1728 году бывший ректор Московской духовной академии епископ Гедеон Вишневский... "муж ученейший и великой строгости"», занятия вели высокообразованные педагоги, приглашённые из Киева. Изучение латыни, древнегреческого и польского языков было обязательным.

В семинарии Беляев славился не только успехами в занятиях, но и своими «выступлениями на вечерах - чтением стихотворений».

В первые годы существования в Смоленской семинарии для жителей города устраивались зрелищные представления духовного содержания (мистерии) с целью укрепления в зрителе нравственно-религиозных начал, верности православию и престолу. Александр Беляев - их неизменный участник.

В предисловиях к нескольким сборникам биографы утверждают, что Беляев окончил семинарию в 1901 году. Это ещё одна неточность. «Епархиальные ведомости» (№№ 11-12 за 1904 год) приводят алфавитный список выпускников: среди них - Беляев Александр.

После окончания семинарии вопреки желанию отца, видевшего сына своим преемником, Александр поступает в юридический Демидовский лицей в Ярославле (учреждённое в 1809 году как училище по инициативе и на средства П. Г. Демидова с трёхлетним сроком обучения, это учебное заведение реорганизовали в 1833 году сначала в лицей с тем же сроком обучения, а в 1868 году в четырёхгодичный юридический лицей с правами университета). Параллельно Александр получил и музыкальное образование по классу скрипки.

Неожиданная смерть отца в 1905 году оставила семью без средств к существованию. Александр, чтобы достать денег на оплату обучения, давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Но горе не приходит одно: утонул в Днепре брат Василий, а затем умерла сестра Ниночка. Александр остался единственным защитником и опорой матери, поэтому после окончания лицея (1908 год) вернулся в Смоленск.

Известно, что в 1909-м он работал помощником присяжного поверенного. Но творческая натура Александра Романовича требовала выхода, и он становится деятельным участником смоленского Общества любителей изящных искусств, где выступал с лекциями, затем - членом правления смоленского Клуба общедоступных развлечений и членом правления Симфонического общества. В летние месяцы в Смоленске обычно гастролировали театральные труппы, чаще Басманова. Беляев пишет рецензии в «Смоленский вестник» практически на каждый спектакль, шедший в Лопатинском саду, выступает и как музыкальный критик. Подписывался псевдонимом «B-la-f». Публиковали «смоленские фельетоны» на злобу дня.

Все, кто читал его произведения, знают, как остро отзывался писатель на несправедливость. Это качество проявилось в первые же годы самостоятельной жизни и стало причиной того, что в 1909 году Александр Беляев оказался под наблюдением полиции. Сведения находятся в жандармском деле «Дневник наружного наблюдения, сводки по Смоленской организации партии социалистов-революционеров». Дело Беляева начато 30 декабря 1908 года. В отчёте полковника Н. Г. Иваненко за 10 ноября 1909 года представлен список лиц, принадлежавших к местной организации, руководил которой некий Карелин. В этом списке приводится и фамилия Беляева Александра Романовича: «.. .помощник присяжного поверенного, 32 года (на самом деле ему было 25 лет. - Прим. авт.), кличка «Живой» (дана в связи с характером. - Прим. авт.)». В отчёте указано, что у подозреваемых проведён обыск 2 ноября 1909 года. «Живой» в дневнике охранки фигурирует до конца его ведения (19 января 1910 года).

Нам удалось найти в «Смоленском вестнике» (за эти же годы) сообщения о нескольких судебных процессах, которые вёл А. Беляев в качестве помощника присяжного поверенного. Но одно из них - от 23 октября 1909 года - представляет особый интерес, поскольку Беляев выступил в процессе над руководителем партии эсеров. А 25 декабря, как сообщается в газете, «... из смоленской тюрьмы освобождён арестованный месяц тому назад В. Карелин». Думается, это можно счесть доказательством того, насколько успешно вёл защиту Александр Романович. В 1911 году Беляев выиграл крупное судебное дело лесопромышленника Скундина, за которое получил значительный гонорар. Эту сумму он отложил на давно задуманное путешествие по Европе. Правда, совершить поездку удалось только через два года, о чём свидетельствует «Ведомость о выданных с 1 марта сего 1913 года Смоленским губернатором заграничных паспортов»: «... потомственному почётному гражданину, помощнику присяжного поверенного Александру Романовичу Беляеву за № 57».

В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции». Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей». А первое путешествие оказалось и единственным.

Беляев - не праздный турист, а любознательный испытатель. В биографической справке к 9-томному собранию сочинений писателя тому приводится подтверждение: «В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" - "этажерках" и "гробах", как называли их тогда. Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане».

Вот отрывок из описания этого полёта: «Море под нами уходит всё ниже. Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только красные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой. Вот и мыс Martin. Авиатор машет рукой, мы смотрим в том направлении, и перед нами развёртывается, как в панораме, берег Ривьеры».

Свои ощущения Беляев затем передаст, в частности, в рассказе «Человек, который не спит»: «Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами Кремля с высокими башнями. Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. - Днепр!.. Смоленск!.. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром».

Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении. В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы. Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом. Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей. Солнце заходило. Внизу залив уже покрылся сизой дымкой. Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась... Везувий - это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, - каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее».

А в кратере огнедышащего великана «...всё было наполнено едким, удушливым паром. Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза. И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара...»

Писательский талант Александра Романовича проявляется не только в описаниях природных явлений, он понимает и людей с их противоречиями: «Удивительный народ эти итальянцы! Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность - с добротой, мелкие страстишки - с истинно великим порывом души».

Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях.

Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии. В 1913-1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска.

Нереализованной пока осталась только его тяга к театру. Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Н. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». «Смоленский вестник» (10 февраля 1913 года) отмечал, что шумный большой успех спектакля «создала неутомимая энергия, любовное отношение и тонкое понимание руководителей Ю. Н. Сабуровой и А. Р. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу - поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения».

Об этой стороне творческой натуры Александра Романовича пишет в своих воспоминаниях житель Смоленска СМ. Яковлев: «Обаятельный образ А. Р. Беляева запал мне в душу с тех пор, когда он помогал нам - учащимся гимназии Н. П. Евневич - поставить вместе с ученицами женской гимназии Е. Г. Шешатку на одном из наших ученических вечеров чудесную фантастическую пьесу-сказку "Три года, три дня, три минуточки". Взяв за основу сюжетный стержень сказки, А. Р. Беляев как постановщик-режиссёр сумел творчески доработать, обогатить её множеством интересных вводных сцен, расцветить её яркими красками, насытить музыкой и пением. Фантазия его не знала границ! Он органично "вращивал" в ткань сказки придуманные им острословные реплики, диалоги, массовые сцены, хоровые и хореографические номера <...> Данные его были великолепными. Он обладал хорошей внешностью, высокой культурой речи, большой музыкальностью, ярким темпераментом и удивительным искусством перевоплощения. В особенности сильно было в нём мимичное дарование, о чём легко судить по сохранившимся у дочери писателя, Светланы Александровны, многочисленным его фотографиям-маскам, необычайно точно и выразительно передающим гамму разнообразных состояний человеческой психики - равнодушие, любопытство, подозрительность, страх, ужас, недоумение, умиление, восторг, грусть и т.д.».

Первое литературное произведение Александра Романовича - пьеса «Бабушка Мойра» - появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка».

Бывая наездами в Москве (которая манила и притягивала его), Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы.

Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год. На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена. Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту. Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете.

А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки.

Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось. Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «...мне пришлось, - вспоминал Беляев, - поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же - фотограф, снимающий преступников, я же - лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать».

Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича - они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире. После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. 15 марта 1924 года в семье Беляевых родилась дочь Людмила.

Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле - Народном комиссариате почты и телеграфа - плановиком, через некоторое время - в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой.

1925 год. Беляеву 41 год. На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля». Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева. В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" - произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"».

С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание -сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами - А. Ром и Арбел.

Маргарита Константиновна на старой пишущей машинке «Ремингтон» без устали печатает его новые произведения. Жизнь Беляевых налаживается. Они купили рояль. Вечерами музицируют. Посещают театры, музеи. Обрели новых знакомых.

1928 год в творчестве Беляева стал знаменательным: опубликован роман «Человек-амфибия». Главы нового произведения печатались в журнале «Вокруг света». Успех был необыкновенный! Номера журналов расхватывались моментально. Достаточно сказать, что тираж «Вокруг света» увеличился с 200 000 до 250 000 экземпляров. В том же, 1928 году роман дважды выходил отдельной книгой, а через год появилось третье издание. Популярность романа превзошла все ожидания. Секрет успеха критики объясняли тем, что это «универсальный роман, объединивший научную фантастику, приключения, социальную тему и мелодраму». Книгу переводили и издавали на многих языках. Беляев стал известен! (Снятый в 1961 году, уже после смерти писателя, одноимённый фильм тоже ждал ошеломляющий успех. Его посмотрели 65,5 миллиона зрителей - рекорд того времени!)

В декабре 1928 года Беляев оставляет Москву и переезжает в Ленинград. Квартиру на улице Можайского обустроили со вкусом. «По случаю, - вспоминает Светлана Александровна Беляева, - родители купили чудную старинную мебель - кабинет, в нём стояли шведская конторка, удобное кресло с откидной спинкой, большой плюшевый диван, рояль и полки с книгами и журналами».

Александр Романович пишет много и увлечённо. Его фантастика не надуманна, а зиждется на научной основе. Писатель следит за новостями науки и техники. Его знания энциклопедически разносторонни, и он легко ориентируется в новых направлениях.

Казалось бы, жизнь идёт благополучно. Но... Беляев заболевает воспалением лёгких. Врачи советуют поменять климат. И семья переезжает в Киев, где живёт друг его детства Николай Павлович Выготский. В Киеве благодатный климат, жизнь дешевле, но... издательства принимают рукописи только на украинском языке! Писатель вынужден совершить очередной переезд в Москву.

Здесь семью постигло горе: 19 марта умирает от менингита дочь Людмила, а у Александра Романовича происходит обострение туберкулёза позвоночника. Снова постель. И как ответ на вынужденную неподвижность растёт интерес к проблемам покорения космоса. Александр Романович изучает труды Циолковского, и воображение фантаста рисует полёт на Луну, межпланетные путешествия, открытие новых миров. Этой теме посвящен «Воздушный корабль». Прочитав его, Константин Эдуардович Циолковский в отзыве отметил: «Рассказ... остроумно написан и достаточно научен для фантазии». Рассказ «Прыжок в ничто» - о путешествии на Венеру - Беляев тоже послал Циолковскому, и учёный написал к нему предисловие. Их переписка продолжалась до ухода Циолковского из жизни. Памяти Константина Эдуардовича писатель посвятил свой роман «Звезда КЭЦ» (1936).

В октябре 1931 года Беляевы вновь переезжают - в Ленинград, где прожили до 1938 года. Последние годы писатель болел, почти не вставал с постели. И летом 1938 года они меняют жилплощадь в Ленинграде на пятикомнатную квартиру в Пушкине.

Александр Романович почти не покидает дома. Но к нему приходят писатели, читатели и почитатели, каждую неделю собираются пионеры - он ведёт драматический кружок.

Здесь его застаёт Отечественная война. Беляев умер в оккупированном городе 6 января 1942 года. На Казанском кладбище в Пушкине над его могилой стоит белый обелиск с надписью «Беляев Александр Романович», ниже - раскрытая книга с гусиным пером. На листах книги написано: «Писатель-фантаст».

Беляев создал 17 романов, десятки рассказов и огромное количество очерков. И это за 16 лет литературного труда! Его увлекательные произведения проникнуты верой в неограниченные возможности разума человека и верой в справедливость.

Размышляя о задачах фантаста, Александр Романович писал: «Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает учёный, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны ещё и самому учёному». Именно таким писателем-фантастом был он сам.

Считается, и не без основания, что у Александра Романовича Беляева три жизни: одна - от рождения до выхода рассказа «Голова профессора Доуэля», вторая - от этого первого рассказа до дня смерти писателя, третья - самая долгая жизнь в его книгах.

Журнал «Наука и жизнь» стал лауреатом Литературной премии имени Александра Беляева 2009 года в номинации «Журналу - за наиболее интересную деятельность в течение года, предшествующего вручению». Премия присуждена «за верность традициям отечественной научно-популярной и научно-художественной литературы и журналистики».

Идея учредить мемориальную премию в честь Александра Беляева возникла в 1984 году, когда отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-фантаста, перу которого принадлежат не только фантастические романы «Человек-амфибия», «Ариэль», «Голова профессора Доуэля», но и научно-популярные произведения. Однако впервые она была вручена в 1990 году, и в первые годы присуждалась за литературные произведения в жанре научной фантастики. В 2002 году статус премии был пересмотрен, и теперь она даётся исключительно за произведения научно-популярной и научно-художественной (просветительской) литературы.

Годы жизни: с 16.03.1884 по 06.01.1942

Советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы

Родился в Смоленске. Учился в Смоленской духовной семинарии. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом

Поступил в Ярославский Демидовский юридический лицей. По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста, одновременно начал публиковать в газетах театральные рецензии. Первая художественная публикация - детская пьеса «Бабушка Мойра» в 1914 году, тогда же попробовал себя в качестве режиссера.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе.

В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку.

В 1923 году Беляев переезжает в Москву. Там он начинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах, со временем заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела» и с этого момента становится известен как писатель-фантаст.

последующие годы он печатает множество рассказов и повестей, а такжероманы «Человек-амфибия» (1928), «Властелин мира» (1929), «Человек, потерявший свое лицо» (1929), которые сыграли значительную роль в формировании гуманистических традиций отечественной фантастики. Более поздние произведения Беляева, за исключением его последнего романа «Ариэль» (1941), представляют из себя маловыразительную смесь политических агиток и научных идей, что объясняется в значительной степени жёстким идеологическим прессингом, под которым приходилось существовать в те годы всем литераторам.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода.

В названии романа Звезда КЭЦ, КЭЦ являются инициалами Константина Эдуардовича Циолковского.

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения.

Награды писателя

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР учреждена , присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения.

Библиография

Цикл
Творимые легенды и апокрифы (1929)
Ковёр-самолёт (1936)
Чёртова мельница (1929)
Над бездной (Над чёрной бездной) (1927)
Человек, который не спит (1926)
Гость из книжного шкафа (1926)
Амба (1929)
Хойти-Тойти (1930)
Невидимый свет (1938)

Повести. Рассказы

Восхождение на Везувий (1913)
Прогулки на гидроаэроплане (1913)
В киргизских степях (1924)
Три портрета (1925)
Белый дикарь (1926)
Идеофон (1926) [под псевдонимом А. Ром]
Ни жизнь, ни смерть (1926)
(1926)
Среди одичавших коней (1926)
Страх (1926)
(1927)
Вечный хлеб (1928)
Мёртвая голова (1928)
Сезам, откройся!!! (Электрический слуга) (1928) [под псевдонимами А. Ром и А. Роме]
В трубе (1929)
Верхом на Ветре (1929) [под псевдонимом А. Ром]
Держи на запад! (1929)
Золотая гора (1929)

Александр Романович Беляев (16 марта 1884 - 6 января 1942) - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном».

Будущий писатель родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1894 году в духовное училище. Окончив его в 1898 году, Александр был переведён в Смоленскую духовную семинарию. В 1904 году окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка, печатался в городских газетах как музыкальный критик.

По окончании (в 1908 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. В 1913 году он совершил путешествие за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте 35 лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. В том же году женится на Маргарите Константиновне Магнушевской .
Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска, там он организовал фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев (с помощью знакомой) в 1923 году перебрался с семьёй в Москву, где устроился на работу юрисконсультом. Там он начиинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт».
В 1924 году в газете «Гудок» публикует рассказ «Голова профессора Доуэля» , который сам Беляев называл историей автобиографической, поясняя: «Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела“, которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия…» .

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел .

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор становится профессиональным писателем. Были написаны« романы Властелин мира», «Подводные земледельцы» , «Чудесное око» , рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера» . Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Однако в Киеве издательства принимали рукописи только на украинском языке, и Беляев вновь переезжает в Москву.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь Людмила, рахитом заболела вторая дочь Светлана, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске. В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света».
В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году публикует статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому, когда началась война, на предложение эвакуироваться он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован фашистами.
6.1.1942 года, на 58-м году жизни, Александр Романович Беляев умер от голода. Он был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…» .

У Александра Беляева были две дочери: Людмила (15 марта 1924 - 19 марта 1930) и Светлана. Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны они были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения писателя достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена на могиле его жены, которая была похоронена там в 1982 году.

Адреса жительства

  • Ул. Докучаева, 4. - Смоленск, Памятное место, где стоял дом, в котором родился писатель-фантаст.
  • 26.10.1936 - 07.1941 года - Ленинград - Дом творчества писателей - Детское Село, Пролетарская улица, 6.

Творчество

А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Известно, что А. Беляев занимался языком эсперанто. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане.

Однажды, при очередной попытке взлететь, он упал с крыши сарая и разбился - значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь. В середине 1920-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы.

Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля» , «Властелин мира» , «Человек, потерявший лицо» , рассказы «Человек, который не спит» , «Хойти-Тойти» .

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей:

  • в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций,
  • в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии,
  • в «Вечном хлебе» - достижения современной биохимии и генетики.

Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия» ) и воздух («Ариэль» ).

Его последний роман «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ юноши Ариэля - несомненное достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.

Память

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР была учреждена литературная премия имени Александра Беляева, присуждаемая за научно-художественные и научно-фантастические произведения.

Помимо биографической литературы, Александру Беляеву посвящён один из телефильмов цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» телекомпании «Цивилизация».

Любопытные факты

Как биография, так и творчество Беляева после нескольких десятилетий советской «канонизации» (и достаточно слабой освещённости) стали предметами противоречивых суждений. Так, известный российский критик и историк фантастики Всеволод Ревич (в том числе, в книге «Перекрёсток утопий») давал творчеству Беляева резко отрицательную оценку, упрекая автора в слабой проработанности собственно фантастических элементов и социально-моралистического посыла произведений, в конъюнктурной безжалостности к «классовым врагам» и «садизме» по отношению к героям, над которыми производились физиологические эксперименты. Литературовед Борис Мягков, в свою очередь, полагал, что Вс. Ревич, например, не понял нарочито пародийной сущности рассказов о профессоре Вагнере («Человек, который не спит» и другие).

По советскому законодательству, действовавшему до 1 октября 1964 года, произведения Беляева перешли в общественное достояние спустя 15 лет после смерти автора. После распада СССР на территории России законодательство об авторском праве изменилось, и срок охраны авторских прав сначала увеличился до 50, а с 2004 года - до 70 лет, после смерти автора. К тому же, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» эти сроки увеличивались на четыре года для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней. В настоящее время вопросы авторского права регулируются частью 4 Гражданского Кодекса, а также Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации», который ограничивает применение Гражданского Кодекса в некоторых случаях (см. Статью 6): «Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года ».

В 2008 году издательство «Терра» заключило договор с наследницей Беляева (дочерью Светланой) на публикацию его произведений. Вслед за этим «Терра» подала иск к издательствам «АСТ-Москва» и «Астрель» (оба входят в издательскую группу АСТ), выпускавшим Беляева после заключения «Террой» договора. Арбитражный суд города Москвы иск на более чем 7,5 млрд рублей удовлетворил и запретил издательству «Астрель» «распространять незаконно изданные экземпляры произведений А. Беляева ». Апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции в части взыскания компенсации и расходов по госпошлине. Кассационная инстанция отменила судебные акты нижестоящих инстанций и в иске полностью отказала, посчитав произведения А. Беляева перешедшими в общественное достояние с 01.01.1993. и в настоящее время охране не подлежащими.

Между тем, Краснодарский краевой суд признал произведения Беляева находящимися в общественном достоянии.

4 октября 2011 года Президиум Высшего Арбитражного суда РФ постановил изменить решения нижестоящих судов: имущественные права А. Беляева подлежат охране по крайней мере до 1 января 2017 года. Теперь суды должны будут заново рассмотреть дело, поскольку оно отправлено на новое рассмотрение.

Романы

  • «Голова профессора Доуэля» (1 (рассказ) : «Гудок», 1924; «Всемирный следопыт», 1925, № 3-4; «Рабочая газета», 1925, 16-21, 24-26 июня; «Голова профессора Доуэля». М.-Л.: ЗиФ, 1926; 2 (повесть) . «Вокруг света», 1937, № 6-10, 12; 3 (роман) . «Смена» (газ., Л.), 1937, 1-6, 8-9, 11, 14-18, 24, 28 февр., 1, 3-6, 9-11 марта; отд. изд. - Л.-М, «Сов. писатель», 1938) - поставлен фильм
  • «Остров погибших кораблей» («Всемирный следопыт», 1926, № 3-4; 1927, № 5-6; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1927) - поставлен фильм
  • «Последний человек из Атлантиды» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-8; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1927)
  • «Властелин мира» («Гудок», 1926, 19-24, 26-31 окт., 2-6, 10-14, 16-18 нояб.; отд. изд. - Л., «Красная газета», 1929)
  • «Борьба в эфире» («Жизнь и техника связи», 1927, № 1-9, под загл. «Радиополис»; отд. изд. - М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
  • «Человек-амфибия» («Вокруг света», 1928, № 1-6, 11-13; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1928) - поставлен фильм
  • «Продавец воздуха» («Вокруг света», 1929, № 4-13) - поставлен фильм
  • «Человек, потерявший лицо» («Вокруг света», 1929, № 19-25)
  • «Подводные земледельцы» («Вокруг света», 1930, № 9-23)
  • «Прыжок в ничто» (отд. изд. - Л.-М., «Молодая гвардия», 1933)
  • «Воздушный корабль» («Вокруг света», 1934, № 10-12, 1935, № 1-6)
  • «Чудесное око» (отд. изд. - К.: Молодий більшовик, 1935, на укр. яз.; перевод И. Васильева - Избранные научно-фантастические произведения в 2-х томах. М., «Молодая гвардия», 1956. Т. 1)
  • «Звезда КЭЦ» («Вокруг света», 1936, № 2-11; отд. изд. - М.-Л.: Детиздат, 1940)
  • «Небесный гость» («Ленинские искры», 1937, 17-27 дек.; 1938, 4-29 янв., 9, 27 февр., 3-27 марта, 3-21 апр., 5-27 мая, 3-21 июня, 3 июля)
  • «Под небом Арктики» («В бой за технику!», 1938, № 4-7, 9-12; 1939, № 1-2, 4; ранее отрывок под загл. «Пленники огня» - «Вокруг света», 1936, № 1; отрывок под загл. «Подземный город» - «Вокруг света», 1937, № 9)
  • «Лаборатория Дубльвэ» («Вокруг света», 1938, № 7-9, 11-12; «Большевистское слово», 1939, 8, 10, 12, 15, 18, 20, 22, 26, 28 янв., 4, 8, 10, 15, 21 февр., 4, 6 марта [публ. не завершена])
  • «Человек, нашедший своё лицо» (отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1940)
  • «Ариэль» (отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1941) - поставлен фильм

Повести

  • «Вечный хлеб» («Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
  • «Золотая гора» («Борьба миров» (Л.), 1929, № 2)
  • «Земля горит» («Вокруг света», 1931, № 30-36)
  • «Замок ведьм» («Молодой колхозник», 1939, № 5-7)

Рассказы

  • «Ни жизнь, ни смерть» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-6)
  • «Идеофон» («Всемирный следопыт», 1926, № 6, подпись: А. Ром )
  • «Белый дикарь» («Всемирный следопыт», 1926, № 7)
  • «Охота на Большую Медведицу» («Вокруг света», 1927, № 4)
  • «Сезам, откройся!!!» («Всемирный следопыт», 1928, № 4, подпись: А. Ром ; «Вокруг света», 1928, № 49, под загл. «Электрический слуга», подпись: А. Роме )
  • «Мёртвая голова» («Вокруг света», 1928, № 17-22)
  • «Инстинкт предков» («На суше и на море», 1929, № 1-2)
  • «Светопреставление» («Вокруг света», 1929, № 1-4,7)
  • «Держи на Запад!» («Знание - сила», 1929, № 11)
  • «Легко ли быть раком?» («Вокруг света», 1929, № 13, подпись: А. Ром )
  • «Отворотное средство» («Вокруг света», 1929, № 27)
  • «В трубе» («Вокруг света», 1929, № 33, подпись: А. Ром )
  • «Нетленный мир» («Знание - сила», 1930, № 2)
  • «Город победителя» («Всемирный следопыт», 1930, № 4)
  • «ВЦБИД» («Знание - сила», 1930, № 6-7)
  • «Зелёная симфония» («Вокруг света», 1930, № 22-24)
  • «На воздушных столбах» («Борьба миров», 1931, № 1)
  • «Солнечные лошади» («Природа и люди», 1931, № 19-20, подпись: Арбель )
  • «Заочный инженер» («Революция и природа», 1931, № 2 (21))
  • «Воздушный змей» («Знание - сила», 1931, № 2)
  • «Шторм» («Революция и природа», 1931, № 3-5)
  • «Сильнее бога» («Природа и люди», 1931, № 10, подпись: Арбель )
  • «Чёртово болото» («Знание - сила», 1931, № 15)
  • «Необычайные происшествия» («Ёж», 1933, № 9-11)
  • «Рекордный полёт» («Ёж», 1933, № 10)
  • «Встреча Нового, 1954 года» («Ёж», 1933, № 12)
  • «Слепой полёт» («Уральский следопыт» [Свердловск], 1935, № 1; с. 27-34)
  • «Пропавший остров» («Юный пролетарий», 1935, № 12)
  • «Мистер Смех» («Вокруг света», 1937, № 5)
  • «Невидимый свет» («Вокруг света», 1938, № 1, подпись: А. Романович )
  • «Рогатый мамонт» («Вокруг света», 1938, № 3)
  • «Анатомический жених» («Большевистское слово», 1940, 12 февр.; «Ленинград», 1940, № 6)
  • Изобретения профессора Вагнера
    • «Человек, который не спит» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
    • «Гость из книжного шкафа» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
    • «Над бездной» («Вокруг света», 1927, № 2, под загл. «Над чёрной бездной»; «Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
    • «Творимые легенды и апокрифы»: 1. Случай с лошадью, 2. О блохах, 3. Человек-термо («Всемирный следопыт», 1929, № 4)
    • «Чёртова мельница» («Всемирный следопыт», 1929, № 9)
    • «Амба» («Всемирный следопыт», 1929, № 10)
    • «Хойти-Тойти» («Всемирный следопыт», 1930, № 1-2)
    • «Ковёр-самолет» («Знание - сила», 1936, № 12)

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.


Умирать - так вместе

Разговор с дочерью «советского Жюля Верна» мы начали с «дооккупационного» периода.

- Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы?

У отца много лет был туберкулез позвоночника. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. В городе была специальная комиссия, которая в то время занималась эвакуацией детей. Предлагал вывезти и меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: «Умирать - так вместе!».

- По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий:

Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.

- Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации…

Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Просто за нарушение комендантского часа или по обвинению в краже. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Ее могли бы запросто повесить, как квартирную воровку. Виселица стояла прямо под нашими окнами.

А правда, что немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича?

Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Смерть рядом с «Янтарной комнатой»

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения. Подробности этой истории раскопал бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в свое время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева. Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь прожила при Казанском кладбище.

Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местном склепе еще с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два. В другом был погребен профессор Чернов. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с ее слов выходило, что могильщик все-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски, он закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы.

Куда более интересным кажется вопрос, отчего же все-таки умер Александр Беляев . Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику.

P.S. Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В детстве увлекался романами Жюля Верна и Герберта Уэллса, играл в путешествия по неведомым странам. Окончив в 1906 году Демидовский юридический лицей в Ярославле, занялся адвокатской деятельностью. В 1914 году оставляет юриспруденцию ради литературы и театра. Трижды был женат, в последний раз сочетался браком в 1923 году с Маргаритой Магнушевской, с которой и прожил до конца своих дней. Автор более 70 научно-фантастических и приключенческих произведений. Самые известные из них: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Звезда КЭЦ».

Беляев Александр Романович (1884- 1942), писатель.

Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов.

Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой. По возвращении в Смоленск работал присяжным поверенным, был музыкальным критиком и театральным рецензентом в газете «Смоленский вестник» (через несколько лет стал её главным редактором).

В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты. Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь - костный туберкулёз позвоночника - на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.

С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 г.). В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей.

Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.).

Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.

В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции.

К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934-1935 гг.).

Беляев использовал разные жанры - от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры