Якушина вселенная моцарта. Солнечный моцарт

Главная / Чувства

"Это - не обычный путеводитель: в нем нет ни нотных примеров, ни строгой систематизации, ни развёрнутого анализа форм. Он предназначен как музыкантам, так и обычным меломанам, слушателям, знакомым с музыкой Моцарта и уже полюбившим её, но в силу разных причин ограничившим своё знакомство двадцатью-тридцатью его произведениями, так называемым "джентльменским набором". Книга призвана убедить такого слушателя прослушать все, какие только можно, сочинения Моцарта, ибо среди них нет ни одного, не заслуживающего внимания.

Конечно, методы убеждения не всесильны. Человек сам должен решать, что ему милее - музыка Чайковского или Вагнера, Шнитке или классический джаз. Замечено, что интерес к музыке Моцарта заново пробуждается у меломанов во второй половине жизни, когда уже отбушевали романтические бури молодости. Известно, что после прохождения сорокапятилетнего рубежа у человека усиливается инстинкт самосохранения. Какое отношение имеет к нему музыка Моцарта? Самое прямое: человек инстинктивно чувствует, что она вернёт ему силы и здоровье. Если любителя музыки с некоторых пор преследуют телесные или душевные недуги - ему не поможет ни Чайковский, ни Вагнер. Только Моцарт! Поражают последние исследования в области лечебных свойств моцартовской музыки. Она лечит болезни сердца, печени, эндокринной системы, неврозы, мигрень, гипертонию, различные психозы и даже шизофрению. Известно, что даже растения и животные подзаряжаются чудодейственной энергией моцартовских мелодий и ритмов. Часто на страницах книги можно встретить фразу: "музыка воздействует на физическом уровне". Это означает, что музыка Моцарта способна влиять не только на подсознание, но и на нерегулируемые головным мозгом физические процессы. Например, при её прослушивании может участиться или замедлиться сердцебиение, пробежать дрожь по телу, прилить кровь к голове. С ритмом стука сердца - вообще чудеса: иногда Моцарт заставляет биться сердце слушателя точно в предложенном им ритме музыки! Достаточно прослушать некоторые скрипичные сочинения или теноровые арии, чтобы убедиться в этом.

Наверное, многим слушателям хотелось бы почерпнуть информацию о сочинениях Моцарта, минуя разбор их форм и технических особенностей. Но при всём желании отобразить достоинства музыки без специальной терминологии невозможно. Как объяснить, к примеру, в каком разделе музыка наиболее впечатляюща? Для этого нужно ориентироваться в порядке смены разделов. Хорошо ещё, во времена Моцарта музыкальная форма была упорядоченной. Не обойтись и без перечисления жанровых, интонационных, ладово-гармонических особенностей того или иного сочинения. Всё это требует знаний по теории музыки. Если пробелов в таких знаниях много, можно посоветовать отдельное изучение глав "Между прогулками" и "Словаря терминов" в конце книги. В "Словаре терминов" имеются так же указания на использование того или иного приёма в творчестве Моцарта, так что он буден полезен и знатокам."
(с сайта автора)

С 21 по 31 января в различных концертных залах Москвы пройдет юбилейный, Х фестиваль "Ты, Моцарт, бог...", который порадует любителей классической музыки новыми интересными программами, подготовленными солистами и коллективами Москонцерта. Все фестивальные выступления будут посвящены творчеству гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

По словам Эйнштейна, "в музыке Моцарта можно увидеть всю Вселенную". Действительно, в ней присутствуют любовь и совершенство, неисчерпаемый запас энергии и тайнодействие, полет фантазии, гармония сфер и, наверное, разговор с Богом. Моцарту были доступны все музыкальные жанры и формы. Научные открытия доказывают, что музыка Моцарта лечит, несет в себе целительные силы. Говоря аллегорически, на весах жизни - два пути: слишком короткая жизнь гения и невероятно длинная, уходящая в бесконечность, жизнь его творений. Для человечества всегда будет стоять знак вопроса - в чем тайна его композиторского дара? Видимо, разгадка невозможна, так как и сам Моцарт не смог бы ответить на этот вопрос, сказавший когда-то: "Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!"

Открытие фестиваля состоится 21 января в музее "П. И. Чайковский и Москва". Камерные сочинения композитора прозвучат в исполнении ансамбля солистов "OPUS POSTH", художественный руководитель ансамбля и солистка - Т. Гринденко (скрипка). В концерте принимает участие М. Рубинштейн (флейта).

Выступление ансамбля - это всегда открытие, современное прочтение гениальной классики. Контрдансы, флейтовые квартеты и дивертисменты прозвучат в этот вечер для любителей камерной музыки.

В этом же зале 24 января слушателей ждет интереснейшая встреча не только с музыкой Моцарта, но и с исполнителями. В концерте участвуют великолепные музыканты - заслуженный артист России Г. Муржа (скрипка), В. Ямпольский (фортепиано), Н. Савинова (виолончель) и С. Полтавский (альт). Творческое содружество талантливых музыкантов всегда преподносит свои сюрпризы. Дополняя друг друга, обогащая и раскрывая, они создают новое прочтение музыки Моцарта. Скрипичная соната, фортепианные трио и квартет в их исполнении - это заново прочтенный Моцарт, может быть, неожиданный и непривычный.

26 января в роскошной старинной усадьбе Зубовых, в самом центре Москвы, для вас будут играть лауреаты международных конкурсов струнный "Доминант Квартет" и солисты Н. Белоколенко-Каргина (флейта), И. Федоров (кларнет). Встреча с молодыми музыкантами - это всегда радость. Их мастерство, музыкальность и владение инструментом подчас поражают и вызывают восторг. В концерте прозвучат камерные сочинения композитора - "Stadler" Квинтет для кларнета и струнных, струнный "Диссонанс" и флейтовый квартеты.

27 января - день рождения Моцарта. Поэтому именно в этот день каждый год продолжает звучать его божественная музыка. Amadeus в переводе означает "возлюбленный Богом". В Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки состоится вечер, в котором будет участвовать большой состав музыкантов, в том числе - Камерный оркестр "Московская камерата", дирижер - заслуженный артист России Н. Соколов, лауреаты международных конкурсов Л. Семенова (скрипка), Н. Белоколенко-Каргина (флейта), а также М. Агафонова (сопрано), Е. Смолина (сопрано), А. Виноградов (баритон), А. Гладков (баритон), И. Ушуллу (бас). Поклонники вокальной музыки услышат популярные арии из опер "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Похищение из сераля". А мастерство и виртуозность продемонстрируют солисты-инструменталисты в исполнении флейтового и скрипичного концертов.

30 января в зале Москонцерта на Пушечной выступит коллектив, о котором можно сказать: это феноменальный ансамбль, состоящий из единомышленников, музыкантов высочайшей культуры, тонкого вкуса и безупречного мастерства. Их концерты - яркие и запоминающиеся. В этот вечер сочинения Моцарта прозвучат в исполнении Государственного струнного квартета им. М. И. Глинки и лауреата международных конкурсов Н. Богдановой (фортепиано).

Закрытие фестиваля состоится 31 января в Малом зале Московской консерватории. В заключительном концерте участвуют известные исполнители - Г. Муржа (скрипка), С. Полтавский (альт) и А. Гугнин (фортепиано), а также Камерный оркестр "Времена года" под руководством заслуженного артиста России В. Булахова - идейного вдохновителя и истинного поклонника музыки Моцарта. Прозвучат две симфонии композитора, Симфония-кончертанте для альта и фортепианный концерт.

Добавим, что в рамках фестиваля пройдут еще два необычных концерта. Особенность в том, что в них принимают участие любительские коллективы. И это неслучайно. Вот уже много лет дирижер Камерного оркестра "Времена года" В. Булахов проводит общественную работу с детьми, любительскими ансамблями, хорами, прививая им любовь к настоящей классической и современной музыке, взращивая своих будущих слушателей. 22 января в Литературном музее А. С. Пушкина выступят сразу несколько коллективов: хор "Глиссандо" Детской школы искусств г. Щелково под руководством Л. Ю. Абрамовой, ансамбль "Бигэмчик" и театр-студия "Гармония" - два коллектива, которые стали единым целым благодаря их бессменному руководителю И. Г. Барановой. 26 января в ДШИ №11 в программе из произведений Моцарта участвуют преподаватели и учащиеся школы.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  • Почему именно музыка Моцарта (а не других композиторов) обладает лечебными свойствами?
  • В чём коренное отличие музыки Моцарта от музыки других композиторов XVIII века?
  • Какому стилевому направлению принадлежит творчество Моцарта?
  • Был ли Моцарт суеверным? Верил ли он в приметы? Был ли Моцарт мистиком? Был ли он фаталистом?
  • Был ли Моцарт искренним католиком до конца жизни?
  • Почему за весь десятилетний "венский" период Моцартом создано всего 3 произведения для церкви, из них 2 незаконченных (для сравнения: в предыдущий "зальцбургский" период создано по меньшей мере 70 церковных произведений)?
  • Что помешало Моцарту дописать Большую Мессу c-moll?
  • Почему ещё с 1772 года, за 11 лет до вступления в масонскую ложу, Моцарт начал вырабатывать "масонский музыкальный язык" и создавать масонские произведения?
  • Какова история исчезновения моцартовских масонских партитур?
  • Зачем Моцарт кодировал свою музыку с помощью буквенно-цифрового шифра?
  • Был ли Моцарт иллюминатом?
  • Отчего в августе 1784 года Моцарт тяжело заболел и чуть было не умер?
  • Почему с 1786 года прекратились концертные выступления Моцарта в Вене?
  • Почему провалилась венская постановка оперы "Дон-Жуан"?
  • Из-за чего в течение семи месяцев 1788 года Моцарт не сочинял? Какова причина возникновения столь затяжного кризиса?
  • На что были потрачены все сбережения семьи Моцарта в 1789 году?
  • Отчего умер Моцарт? Каковы новейшие версии его преждевременной смерти?
  • Почему ни один масон не пришёл после смерти Моцарта ни в его дом, ни в собор на отпевание?
  • Был ли похоронен Моцарт?
  • Почему траурная речь в масонской ложе Моцарта была произнесена лишь через 4,5 месяца после его кончины?
  • Куда исчезла рукопись устава проектируемого Моцартом тайного общества "Грот"?
  • Сколько масонских лейтфигур изобретено Моцартом?
  • Осознанно или спонтанно Моцарт употреблял свои лейтмодули - "Credo-мотив", "Тему Времени", "Тему Колокольчика", "Секунду Смерти"?
  • Почему при создании Моцартом музыки тональность имела решающее значение? Каковы моцартовские "свойства тональностей"?
  • Отчего Моцарт старался избегать тональности ре-минор, подолгу (по 3-4 года) не сочинял в ней, зато в определённые периоды, обращаясь к ней, создавал исключительно шедевры?
  • Есть ли у Моцарта образцы программной музыки?
  • Насколько сильно влияли события жизни на характер музыки, создаваемой Моцартом на их фоне? Можно ли назвать автобиографическими такие сочинения, как юношеская Симфония g-moll, К.183, скрипичная Соната e-moll, К.304, клавирная Соната a-moll, К.310, Серенада "с почтовым рожком" D-dur, К.320, скрипичные Сонаты КК.376-380, струнный Квартет d-moll, К.421, Реквием?
  • Почему у пессимиста Моцарта так мало минорной музыки?
  • Почему "минорная болезнь" настигала Моцарта лишь в определённые периоды? С чем они связаны?
  • Почему в бумагах Моцарта было обнаружено так много незаконченных фрагментов сочинений для фортепьяно?
  • Левшой или правшой был Моцарт?
  • Почему Моцарт не заводил черновиков?
  • Почему в последнее пятилетие своей жизни Моцарт не обращался к жанрам cкрипичного Концерта и скрипичной Сонаты? Почему с 1787 года его любимая скрипка висела на гвозде?
  • Почему именно форма рондо стала коронной в творчестве Моцарта?
  • Отчего героини моцартовских опер всегда духовно превосходят героев-мужчин?
  • Почему Да Понте в своих мемуарах даже не упоминает оперу "Так поступают все", ведь она сочинена Моцартом по его либретто?
  • Откуда взялось название "Cosi fan tutte"?
  • Как получилось, что Моцарт создал столько первоклассной музыки для нелюбимой им флейты?
  • Почему Моцарт не закончил ни одного опуса, посвящённого жене?
  • Как отразилось на творчестве Моцарта его знакомство с трудом средневекового теолога И.Андре "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца", ставшим основой учения розенкрейцеров?
  • Почему "хорошая" Царица Ночи и "плохой" Зарастро к концу I акта оперы "Волшебная флейта" обмениваются характерами? Не имеет ли отношение к пересмотру их характеров внезапная смерть идейного вождя масонства в Вене, иллюмината Игнаца фон Борна (прототипа Зарастро) в июле 1791 г?
  • Почему в опере "Волшебная флейта" все герои - разной национальности?
  • Почему Моцарт для темы Allegro Увертюры к опере "Волшебная флейта" выбрал тему Allegro клавирной Сонаты B-dur Муцио Клементи?
  • Почему Моцарт в опере "Волшебная флейта" отдаёт самые развёрнутые номера и 1/6 часть времени трём Дамам?
  • Какова история возникновения имён "Тамино" и "Памина"?
  • Куда подевалась I Ария Памины из I акта оперы "Волшебная флейта"?
  • Почему половина партитуры оперы "Волшебная флейта" была первоначально записана прозрачными желтоватыми чернилами?
  • К кому Моцарт обращался в Реквиеме: к католикам, к масонам, к Богу или к самому себе? Почему он своевольно изменил литургический текст в Recordare, выставив в концах фраз знаки вопроса?
  • Является ли Моцарт автором австрийского гимна?
  • Как относились к творчеству Моцарта композиторы-современники, в частности Бетховен, Глюк, Йозеф Гайдн, Михаэль Гайдн, Боккерини, Сальери?


Под таким названием в ДШИ №5 им. Д. Д. Шостаковича состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция, которую организовала кафедра вокального искусства.

В прошлом году конференция была посвящена 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и имела столь оглушительный успех, что было решено сделать подобные профессиональные собрания ежегодными. Помощь в организации и проведении этого мероприятия оказали Управление культуры города Курска, учебно-методический центр комитета по культуре Курской области, детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича и Петровская академия наук и искусств (г. Санкт-Петербург).

Вольфганг Амадей Моцарт – одно из величайших имён в истории музыкальной культуры. Моцарт прожил, как известно, очень короткую жизнь, всего 35 лет. Каждые пять лет празднуют юбилейные даты гения мировой музыкальной культуры: 2016 год – 260 лет со дня рождения и 225 лет со времени его кончины.

Кафедра вокального искусства имела решающий «пакет выступлений» в весьма серьёзной и насыщенной программе конференции. Это и концерт студентов кафедры в сопровождении инструментального ансамбля Лаборатории концертно-оперного творчества под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ проф. Г.С. Львовича, и мастер-классы заслуженной артистки РФ и.о. заведующего кафедрой вокального искусства ЮЗГУ, проф. И. Ф. Стародубцевой и лауреата всероссийских и международных конкурсов, доц. Л.М. Таракановой, доклады доц. Н. А. Синянской и ст. преп. Л. В. Колесниковой, выступления преподавателей кафедры – пианистов О. Ю. Едемской, В. В. Норцова, А. В. Антонюка.

Во II научно-практической конференции расширилось участие музыкантов города и области (Халино, Камыши, Глушково, Пристень, Суджа и др.), а также появились новые иногородние участники – из Белгорода и Майкопа.

Стоит отметить интерес музыкальной общественности города и области к исполнительским силам, взращиваемым в собственной среде. Студенты Курского музыкального колледжа (под руководством Г.А. Фёдоровой) успешно исполнили трио Моцарта си-бемоль мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, представили содержательный доклад (класс Н.К. Скубко). Зрители по достоинству оценили интересные выступления Т.В. Беляниной (ДШИ №7 г. Курска), М.Ю. Артёмова (Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова).

Поставив одной из задач повысить интерес к серьёзным проблемам классической музыки, музыкальной науки, музыкального образования на всех его уровнях, кафедра вокального искусства уже за такой малый срок добилась заметных результатов.

Н.А. Синянская, доцент кафедры вокального искусства

Фото Полины Бессоновой



Моцартовский юбилей совпал с крупной датой Московской консерватории - в 2006 году исполняется 140 лет со дня ее основания. Это обстоятельство - еще один повод вспомнить о том, какое важное место занимала и занимает музыка великого мастера в творческой деятельности нашей а1mа mаtег. П. И. Чайковский, боготворивший Моцарта, специально для ученического спектакля консерватории переводил на русский язык либретто «Свадьбы Фигаро». В 1887–88 годах оперные шедевры «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» исполнялись учащимися консерватории под управлением самого С. И. Танеева. Эти партитуры и по сей день входят в репертуар Оперного театра МГК. Среди профессоров консерватории - выдающиеся интерпретаторы произведений Моцарта, а ее воспитанники неоднократно становились победителями Международного конкурса имени Моцарта, который проводится на родине композитора, в Зальцбурге. Ученые консерватории внесли солидный вклад в мировое моцартоведение. Тема «Московская консерватория и музыкальное наследие Моцарта» могла бы быть проиллюстрирована множеством других событий истории и сегодняшнего дня. Отдавая дань Моцарту, Московская консерватория, устроила в его честь музыкальный фестиваль, который начался 14 декабря 2005 года и закончился в день рождения композитора - 27 января 2006 года. 17 концертов оперной, симфонической и камерной музыки прошли в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории.

Редакция начинает серию публикаций, посвященных самым интересным концертам и проектам года Моцарта.

Музыкальная вселенная Моцарта включает в себя огромное количество звезд и созвездий, больших и малых планет, окруженных спутниками, ярких комет, возникающих словно бы ниоткуда и устремленных в невообразимые дали. Каждая его опера, симфония, соната, квартет - это целый мир, связанный незримыми нитями притяжения с другими мирами, созданными как самим Моцартом, так и его предшественниками и преемниками. Поэтому всякий большой фестиваль, посвященный Моцарту, неизбежно высветит эти связи, даже если такая задача специально не ставилась, и каждый участник желал всего лишь вплести собственный цветок в юбилейный венок для великого мастера. Но ведь Московская консерватория тоже является своего рода универсумом, объединяющим множество факультетов, специальностей, неповторимых индивидуальностей, приверженцев разных исполнительских школ и традиций, представителей всех поколений. Моцартовская универсальность, преломленная сквозь призму многообразия творческой жизни Московской консерватории, перестает быть абстрактным академическим понятием и обретает черты свободно развивающегося и бесконечного по своей природе созидательного процесса.

Хотя в мире вряд ли можно найти музыканта, который не любил бы Моцарта, осмелимся утверждать, что в России к Моцарту всегда относились по-особенному. Истоки такого отношения восходили к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», благодаря которой русское моцартианство сразу приобрело интимно-поэтический, а в чем-то и мистический характер. Не только величайшим из музыкантов, но и идеальным человеком представлялся Моцарт П. И. Чайковскому и А. Д. Улыбышеву; «Гелиосом музыки» называл его А. Г. Рубинштейн; «аполлонический» образ Моцарта пытался заменить другим, жертвенно-дионисийским, Г. В. Чичерин… У каждого был и есть свой Моцарт. Не претендуя на полную всеохватность, программы нынешнего фестиваля несут в себе как идею универсальности моцартовского гения, так и отчетливо звучащую ноту личного к нему отношения. Отсюда - редкая возможность услышать и самые популярные, и почти неизвестные произведения, сравнить музыку Моцарта и его современников, говоривших как будто на том же языке, но - об иных предметах и в иных выражениях. Познать Моцарта до конца невозможно. Однако войти в его мир - уже счастье.

Лариса Кириллина

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры