Биография фазиля искандера краткое содержание. Пять самых известных произведений фазиля искандера

Главная / Любовь

Советская литература

Фазиль Абдулович Искандер

Биография

Абхазский писатель, поэт.

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР; будущего писателя взяли на воспитание родственники матери. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А. М. Горького, окончив его в 1954. В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета «Брянский комсомолец») и Курске (газета «Курская правда»). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, «Горные тропы», вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах «Литературная Абхазия», «Юность», «Новый мир», «Неделя». Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии «Триумф» (1999). Живет в Москве.

Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии: «Горные тропы» (1957, сборник стихов), «Доброта земли» (1959, сборник стихов), «Зеленый дождь» (1960, сборник стихов), «Дети Черноморья» (1961, сборник стихов), «Молодость моря» (1964, сборник стихов), «Зори земли» (1966, сборник стихов), «Созвездие Козлотура» (1966, сатирическая повесть), «Тринадцатый подвиг Геракла» (1966, сборник рассказов), «Запретный плод» (1966, сборник рассказов), «Начало» (1969, рассказ), «Лов форели в верховьях Кодора» (1969, рассказ), «Летним днем» (1969, рассказ), «Письмо» (1969, рассказ), «Встреча в поезде» (1969, рассказ), «Бедный демагог» (1969, рассказ), «Сандро из Чегема» (1973−1988, полное издание - 1989; роман на автобиографической основе; отдельные главы экранизированы в 1989 - фильм «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным»), «Морской скорпион» (1977, повесть), «О, Марат!» (1979, рассказ; экранизирован в 1992 - фильм «Маленький гигант большого секса», Россия, «Мосфильм»), «Кролики и удавы» (1982, США; в Москве напечатана в 1987, сатирическая повесть-сказка), «Защита Чика» (1983, рассказ), «Бармен Адгур» (1986, рассказ), «Чегемская Кармен (1986, рассказ; экранизирован в 1988 - фильм «Воры в законе», СССР, киностудия им. М. Горького), «Сумрачной юности свет» (1990, повесть), «Человек и его окрестности» (1992−1993, роман), «Софичка» (1995, рассказ), «Думающий о России и американец» (1997, рассказ), рассказы о Чике, автор сценария к фильмам «Время счастливых находок» (1969−1970, сценарий фильма совместно с Г. С. Габаем; «Мосфильм»), «Чегемский детектив» (1986; СССР, «Мосфильм», «Грузияфильм»), «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989; СССР, киностудия им. М. Горького).

Фазиль Искандер – абхазский писатель и поэт, для многих современник. Родился Фазиль в семье не бедного иранца, владеющего кирпичным заводом. День его рождения 6 марта 1929 года. Местом рождения является туристический город Сухуми, республика Абхазия. В 1938 году отца выслали из Советского Союза, и маленький Фазиль воспитывался родственниками по материнской линии. Там же окончил школу.

Став студентом Московского Библиотечного института, но принял решение перевестись в Литературный институт в 1951 году. В 1954 году окончил обучение, получил диплом. После выпуска устроился работать в штат журналистов газет «Брянский комсомолец» и «Курская правда».

Спустя два года переехал в родной Сухуми, принял должность редактора в абхазском Госиздате, проработав там вплоть до 1990 года.

Первый сборник стихов Искандера увидел свет в 1957 году, имя его «Горные тропы», и, несмотря на то, что издавался в Сухуми, он вышел на русском языке. К написанию прозаических произведений Фазиль приступил в 1962 году. Широкую известность Искандеру принесли его рассказы, стихи, повести. Он написал великое множество сценариев, которые впоследствии были экранизированы.

В 1990 году награжден премией «Триумф», а в 1993-м Пушкинской премией. Это далеко неполный перечень всех наград Фазиля. Он является автором сценариев к таким широко известным фильмам как: «Маленький гигант большого секса» (экранизация рассказа «О, Марат»), «Воры в законе» (оригиналом является «Чегемская Кармен»), «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (для фильма были взяты отдельные главы из автобиографического романа). Сегодня Фазиль Искандер живет и здравствует в Москве.

Фазиль Искандер – советский и российский писатель, яркий представитель магического реализма в русской литературе, "абхазский Марк Твен", завоевавший признание читательской аудитории своей сатирической повестью "Созвездие Козлотура" и "плутовским романом"-эпопеей "Сандро из Чегема". Фазиль Искандер открыл маленькую Абхазию для России и мира, войдя вместе со своим Сандро из Чегема в каждый дом читателя.

Детство

Фазиль Искандер родился в Сухуме 6 марта 1929 года в семье служащего – бывшего владельца кирпичного завода Абдулы Ибрагимовича Искандера, иранца по происхождению, и абхазки Лели Хасановны Мишелия. В возрасте девяти лет он потерял отца, который попал под каток сталинских депортаций и в 1938 году был выслан за пределы СССР в Иран, где и умер в лагере в 1957 году . Фазиль, его брат и сестра росли и воспитывались у родственников по материнской (абхазской) линии, а лето проводили в горном абхазском селе Чегем – месте, воспетом писателем в многочисленных произведениях.

Учеба и первые литературные опыты

Блестяще закончив русскую школу в Сухуме, Фазиль Искандер уехал учиться в Москву, собираясь поступить на философский факультет МГУ, но, услышав слова: "кажется, на вашу нацию есть разнарядка", решил поступить в Библиотечный институт . Отучившись три года, перевелся в Литературный институт им.А.М.Горького, который и закончил в 1954 году.

Следующие два года он работал как журналист в Брянске ("Брянский комсомолец") и Курске ("Курская правда"), а в 1956 году вернулся в Сухум, где стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Здесь в 1957 году вышел первый поэтический сборник Ф.Искандера "Горные тропы". В том же году он стал членом Союза писателей СССР.

Вслед за первой успешной публикацией последовали и другие поэтические сборники – "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960), "Дети Черноморья" (1961). С конца 1950-х Ф.Искандер стал печататься в журнале "Юность", наряду с другими представителями "молодой прозы" 1960-х – Юрием Казаковым, Василием Аксеновым, Олегом Чухонцевым, Владимиром Войновичем и др.

Литературное творчество

В том же 1962 году Ф.Искандер переехал в Москву – и, как оказалось, навсегда. Признание читателей и писательскую славу Фазилю Искандеру принесла сатирическая повесть "Созвездие Козлотура", опубликованная в августе 1966 года в либеральном журнале "Новый мир", который в те годы возглавлял поэт и журналист Александр Трифонович Твардовский. В 1970 году повесть вышла отдельной книгой.

"Созвездие Козлотура" - превосходный образец сатиры, высмеивающий советское общество, селекционные опыты советского мичуринского агробиолога Трофима Лысенко и сельскохозяйственные кампании администрации Никиты Хрущева. Александр Твардовский дважды (1966, 1968) выдвигал повесть на Государственную премию по литературе, но книгу, полную острой политической сатиры, партийные критики от литературы, естественно, не пропустили .

В следующие годы Ф.Искандер выпустил несколько сборников рассказов: "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966) и "Запретный плод" (1966). Отдельные рассказы - "Начало" (1969), "Лов форели в верховьях Кодора" (1969), "Летним днем" (1969), "Письмо" (1969), "Встреча в поезде" (1969), "Бедный демагог" (1969) – выходили в журналах "Юность" и "Новый мир".

В 1973 году в "Новом мире" (№ 8-11) стали публиковаться отдельные новеллы из самого главного произведения Ф.Искандера – "Сандро из Чегема" . Даже журнальный вариант романа, несмотря на то, что он был сильно исковеркан цензурой, давал представление о философской глубине эпопеи, "воспевающей поэзию народной жизни". Это одновременно и драма, и притча, и сказка, и анекдот.

История Сандро, его родственников и жителей горного села Чегем начинается в дореволюционном прошлом и разворачивается в период сталинских репрессий и коллективизации. В повествовании, помимо отдельных вымышленных персонажей и целых народностей (кенгурцев и эндурцев), играют свою роль реальные исторические фигуры (Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Нестор Лакоба), а действие происходит в отчасти реальных, отчасти вымышленных декорациях – горном селе Чегем, Мухусе (псевдоним Сухума), Батуме и Кенгурске .

Полностью роман был опубликован в переводе на английский язык в американском издательстве русской литературы Карла и Эллендеи Профферов "Ардис" (1979, 1981). Роман был высоко оценен американскими литературными критиками, которые сравнивали художественный подход Ф.Искандера со стилем М.Твена, У.Фолкнера и Г.Г.Маркеса . Впервые полностью на русском языке роман был издан в только период Перестройки – в 1989 году .

В тот же год, когда роман был издан на Западе, Ф.Искандер принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь", где свои произведения опубликовали 22 русских писателя – Белла Ахмадулина, Василий Аксенов, Юз Алешковский, Виктор Ерофеев. В сборнике, который появился в самиздате, были напечатаны два сочинения Ф.Искандера - повесть "Маленький гигант большого секса" и рассказ "Возмездие". Одна из копий "Метрополя" была переправлена за пределы СССР и переиздана в "Ардисе". Авторы-участники альманаха подверглись гонениям, некоторые были вынуждены эмигрировать. Ф.Искандер не был исключен из Союза писателей, но попал в "черные списки" и на несколько лет был практически отлучен от публикаций в советских литературных журналах.

В связи с этим опытом новая философская повесть-притча "Кролики и удавы" была написана Ф.Искандером в совершенно другой форме – в духе и стилистике мировой антиутопии XX века. Это едкая сатира на общество, которое с благословения своего Короля-диктатора соглашается на противоестественный и каннибалистский "общественный договор". "Кролики и удавы" – это книга о природе власти, держащейся на лжи, насилии и неподготовленности человека к тому, чтобы "жить правдой". Книга создавалась ради избавления "человека идеологизированного" всех времен и народов, одновременно жертвы и палача, кролика и удава. Неудивительно, что повесть, впервые опубликованная в издательстве "Ардис" в 1982 году, смогла увидеть свет в России только в период Перестройки, появившись в журнале "Юность" (1987).

Со второй половины 1980-х сочинения Ф.Искандера вновь начинают печатать. В эти годы выходят рассказы "Защита Чика" (1983), "Бармен Адгур" (1986), "Чегемская Кармен" (1986), повесть "Сумрачной юности свет" (1990), роман "Человек и его окрестности" (1993). По книгам Фазиля Искандера ставят спектакли и снимают фильмы ("Чегемский детектив", "Мосфильм", "Грузияфильм", 1986; "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным", киностудия им.М.Горького, 1989), а их автора награждают престижными наградами. Среди них - Государственная премия СССР (1989), премия имени А.Д.Сахарова "За мужество в литературе" (1991), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1992) и др. .

1990-е годы

На волне Перестройки Фазиль Искандер стал народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989), но крайне негативно отнесся к идее выхода Абхазии из состава Грузии. Согласно воспоминаниям литературоведа Станислава Рассадина, сам Фазиль Искандер так рассказывал об этом периоде:

"Да, это было ужасно! Внушало ужас само присутствие там. Я не пропускал заседаний. Вообще все говорили: как только меня покажут по телевидению, я сплю. Это было близко к истине… Правда, когда мне предложили стать депутатом, я отказался, но земляки стали напирать на мои патриотические чувства. А я не скрывал от них, что я против отделения Абхазии от Грузии, что надо сосредоточить свои силы на решении экономических задач внутри нашей автономной республики, развивать демократию и больше ничего не менять. Я напоминал, как болезненно этот вопрос воспринимается даже в Европе: баски в Испании, ирландцы в Англии… Сказать все это было очень непросто, но я был уверен, что другого пути нет, что всякий другой путь – в кровавый тупик… Как и вышло. Впрочем, ни один народ никогда не прислушивается к мнению своих писателей" .

После самороспуска Верховного совета в 1991 году, Ф.Искандер больше не принимал участия в политике. А накануне и в годы грузино-абхазской войны открыто не поддержал он и лидеров тогдашней Абхазии, чем вызвал разочарование у Владислава Ардзинбы .

Зато в эти же годы Ф.Искандер активно участвовал в различных советах и комиссиях по культуре и правам человека, где к его мнению прислушивались. Он был сопредседателем секретариата правления Союза писателей СССР (1991), членом комиссии по правам человека (до 1996) и по помилованиям при президенте РФ (до 2001), вице-президентом Российского ПЕН-клуба (1989), член редколлегий журналов и альманахов "Континент", "Академические тетради", "Круг чтения", журналов "Знамя", "Юность", "Дружба народов", "Читающая Россия" и др.

2000-е годы

14 июня 2002 года Ф.Искандер впервые после грузино-абхазской войны приехал в Абхазию, где его наградили орденом "Ахьдз Апша" ("Честь и слава") первой степени "За особо выдающиеся достижения в области науки, культуры и искусства, получившие международное признание и прославившие Абхазию" и вручили государственную премию имени Д.И.Гулиа.

31 июля 2016 года Фазиль Искандер скончался на своей даче в подмосковном Переделкино в возрасте 87 лет после продолжительной болезни.

Власти Абхазии предложили похоронить писателя на родине – в Сухуме. Сам Искандер при жизни заявлял, что хотел бы быть похоронен на кладбище в Переделкино, но хоронить писателя решено на Новодевичьем кладбище . Прощание пройдет 2 августа в Центральном доме литераторов в Москве.

Примечания:

  1. Haber E. The Myth of the Non-Russian: Iskander and Aitmatov"s Magical Universe. Oxford, N.Y., 2003. P.62
  2. Ныне – Московский государственный университет культуры.
  3. Haber E. The Myth of the Non-Russian: Iskander and Aitmatov"s Magical Universe…, P.63
  4. Впервые новелла "Сандро из Чегема" была опубликована в литературном приложении "Известий" - газете "Неделя"
  5. Рассадин С.Б. Книга прощаний. М., 2004. С.178-191
  6. Jacoby S. An Abkhazian Mark Twain // The New York Times, May 15, 1983
  7. Фазиль Искандер. Сандро из Чегема. М.: Московский рабочий, 1989
  8. 85 лет со дня рождения русского писателя Фазиля Искандера // Научная библиотека КГПУ им.В.П.Астафьева
  9. Рассадин С.Б. Книга прощаний. М., 2004. С.188-189
  10. Затулин К.Ф. Вождь народа // АПСНЫ, №4, 2009
  11. Графова Л. Душно жить без совести // Российская газета, 04.03.2011

В Сухуме (Абхазия). Его отец, иранец по происхождению, в 1938 году был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии.

В 1954-1955 годах Искандер был литературным сотрудником газеты "Брянский комсомолец", в 1955-1956 годах — газеты "Курская правда".

В 1956 году переехал в Сухум, став редактором в абхазском отделении Госиздата.

Первые поэтические публикации Фазиля Искандера датированы 1952 годом . Свои работы поэт регулярно публиковал в журнале "Литературная Абхазия".

Первый сборник стихов Искандера "Горные тропы" вышел на русском языке в 1957 году в Сухуме.

С конца 1950-х годов также публиковался в журналах "Юность", "Неделя" и "Новый мир".

Первый рассказ был напечатан в 1956 году в журнале "Пионер". В 1966 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая повесть писателя — "Созвездие Козлотура".

В 1979 году писатель принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь" (повесть "Маленький гигант большого секса"), изданном в США, за что на несколько лет был практически отлучен от советской печати. Только в 1984-1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.

Среди произведений Искандера — стихи, рассказы, повести, романы: "Доброта земли" (1959, сборник стихов), "Зеленый дождь" (1960, сборник стихов), "Молодость моря" (1964, сборник стихов), "Зори земли" (1966, сборник стихов), "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966, сборник рассказов), "Запретный плод" (1966, сборник рассказов), "Кролики и удавы" (1987, сатирическая повесть), "Сандро из Чегема" (1973-1988, полное издание — 1989; роман на автобиографической основе), "Человек и его окрестности" (1993, роман), "Софичка" (1995, рассказ) и др. В начале 2000-х годов вышли новые книги Искандера — "Ночной вагон", "Где зарыта собака", появилось десятитомное собрание произведений писателя. В журналах были опубликованы новые рассказы ("Козы и Шекспир", 2001; "Гнилая интеллигенция и аферизмы", 2001; "Сон о Боге и дьяволе", 2002 и др.).

По мотивам произведений Искандера было снято множество фильмов. Среди известных экранизаций — картина Юрия Кары "Воры в законе " (1988), в основу которой легли рассказы "Чегемская Кармен" и "Бармен Адгур". В 1989 году вышло сразу два фильма по произведениям Искандера: картина "Созвездие Козлотура" и лента "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным " — экранизация новеллы "Пиры Валтасара" из цикла "Сандро из Чегема". В 1992 году был снят фильм "Маленький гигант большого секса " с Геннадием Хазановым в главной роли. Картина стала экранизацией новеллы Искандера "О, Марат! ".

Фазиль Искандер был членом Центральной ревизионной комиссии Союза писателей СССР (1986-1991), сопредседателем секретариата правления СП СССР (1991), народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989-1992), членом комиссий по Государственным премиям России, по правам человека и по помилованиям при президенте РФ, совета по культуре и искусству при президенте РФ.

Искандер также был академиком РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетным доктором Норвичского университета (США), членом и лауреатом Баварской академии изящных искусств (Германия).

Фазиль Искандер был награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом "Честь и слава" I степени Абхазии (2002).

Писатель рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова "За мужество в литературе" (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), премией "Золотой Остап", Малапарти (Италия), "Триумф" (1998), памятной медалью РАН "Шедевры русской литературы ХХ века" за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003) и др.

В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии "Ясная Поляна" имени Л.Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник "Избранные произведения".

В 2009 году Банк Абхазии выпустил памятную серебряную монету из серии "Выдающиеся личности Абхазии", посвященную Фазилю Искандеру номиналом 10 апсаров.

Фазиль Искандер был женат на поэтессе Антонине Хлебниковой. В браке родились двое детей — сын Александра и дочь Марина.

Подготовлено на основе материалов РИА Новости и открытых источников

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), русский писатель. Родился 6 марта 1929 в Сухуми. Отец, иранец по происхождению, в 1938 был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии. Поступил в Московский Библиотечный институт, в 1951 перевелся в Литературный институт им. А. М. Горького (окончил в 1954).

Был литературным сотрудником газет «Брянский комсомолец» (1954-1955) и «Курская правда» (1955-1956). Начал печататься в 1952. С 1956 до начала 1990-х годов жил в Сухуми, работал в Абхазском государственном издательстве, регулярно публиковал стихи в журнале «Литературная Абхазия»; выпустил книги стихов Горные вершины (1957), Доброта земли (1959), Зеленый дождь (1960), Дети Черноморья (1961), Молодость моря (1964).

Бессмысленная работа превращает человека в бюрократа.

Искандер Фазиль Абдулович

С конца 1950-х годов публикуется также в журналах «Юность», «Неделя» и «Новый мир» наряду с В. П. Аксеновым, О. Г. Чухонцевым и др., выступив с рассказами Петух, Рассказ о море, Должники, Мой дядя самых честных правил (сборники Тринадцатый подвиг Геракла, Запретный плод, оба 1966, и др.), в которых проявил себя мастером колоритных сатирических зарисовок и этнографического бытописания.

Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру повесть Созвездие Козлотура (1966) — полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном «почине». Абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы.

«Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» — эта формула осторожного и твердого отказа от невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. Проявившийся в повести характерный для Искандера сплав яркого, с точным ощущением национального характера, литературного этнографизма, богатой смеховой палитры (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), «камерного» лиризма и социально-политического обличения, двуплановости «эзопова» языка и сочности живой разговорной речи отличает и многочисленные произведения-воспоминания Искандера, написанные от лица (или посредством введения этого образа) Сандро, народного героя, старика и юноши одновременно.

Центральное из них — роман Сандро из Чегема (1973-1988, полное изд. 1989), состоящий из публикуемых с 1966 отдельных фрагментов (одноимен. рассказ, Дядя Сандро и пастух Кунта, Чегемские сплетни, Пастух Махаз и др.), в котором главный герой претендует на роль, родственную образам Тиля Уленшпигеля или Ходжи Насреддина — плута и мудреца, выразителя национального характера и народной «фронды», и где история страны и в ней — абхазского народа передается через призму его насмешливо-разоблачительного восприятия (особенно примечательна здесь глава Пиры Валтасара, где наряду с вымышленными героями действуют гротесково-пародийные образы Сталина, Калинина, Берии и др.).

Проблема катастрофического несовпадения патриархального мира национальной «окраины» и советской «метрополии» с ее политическим и экономическим диктатом высвечивается также в «детских», проникнутых, как и все творчество Искандера, автобиографически-мемуарными мотивами, повестях и рассказах о Чике (в т. ч. Защита Чика, 1983), в рассказах Начало, Лов форели в верховьях Кодора, вызвавшем у некоторых критиков даже обвинение в национализме, Летним днем, Письмо, Встреча в поезде, Бедный демагог (все 1969) и др., вплоть до ностальгически звучащих повести Сумрачной юности свет (1990), романа Человек и его окрестности (1992-1993), рассказа Софичка (1995).

Метафорической обнаженностью, в духе и стилистике мировой антиутопии 20 в. (Е. И. Замятин, О.Хаксли, Дж. Оруэлл), выделяется философско-политическая повесть-сказка Искандера Кролики и удавы (1982, США; 1987, М.), в которой государство, предводимое диктатором Великим Питоном и состоящее, с одной стороны, из пожирателей-змей, а с другой — из молчаливо, с благословения своего Короля, идущих к ним на пищу кроликов и бессловесных работяг-туземцев, заклеймено язвительной сатирой во всех своих слоях, согласившихся на столь противоестественный и каннибалистский «общественный договор». Своеобразную форму протеста (свобода самоубийства в ответ на смерть по принуждению) предлагает писатель в рассказе Широколобый.

Фази́ль Абду́лович Исканде́р (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер; 6 марта 1929, Сухум, ССРА, ЗСФСР, СССР - 31 июля 2016, Переделкино, Московская область, Россия) - русский и абхазский писатель и поэт.

Родился 6 марта 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению - наполовину абхазца, наполовину перса. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького , который окончил в 1954 году.

В 1954-1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957 году, в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура». Повесть высмеивает «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию. Экранизирована с включением мотивов также и других произведений Искандера в 1989 году. В одном из поздних интервью Искандер пояснил, что «сатира - это оскорблённая любовь: к людям ли, к родине; может быть, к человечеству в целом».

Фазиль Искандер печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя». Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Наиболее острый резонанс в эпоху творческой несвободы в СССР вызвал такой: «Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них - может, проржавеют ».

В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). После этого в течение ряда лет, вплоть до горбачёвской перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР.

Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.

Творчество

Смех Искандера естествен, как реакция самой жизни на неестественную формальность официоза. Смех вскрывает и убивает фальшь, глупость и самодовольство тех, кто мнил себя наделённым властью над детьми, блаженными и коровами. Ho этот смех лишён назидательности, нравоучительства. Если хотите - плутовской смех, весёлый обман лжи, надувательство лицемерия. Он уничтожает, утверждая. Этот смех целителен и спасителен, ибо трагические обстоятельства времени столь сильны, что человека без ободряющего присутствия смеха охватили бы отчаяние и безнадёжность. Смех побеждает ложь, предательство, даже смерть.

Наталья Иванова, литературовед

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.

Роман-эпопея «Сандро из Чегема», полный текст которого состоит из 32 глав и почти 1100 страниц, был урезан советской цензурой на две трети. В журнале «Новый мир» (1973, № 8-11) были фрагментарно опубликованы выдержки из романа, объёмом 240 журнальных страниц. Полный текст вышел в США: издательство Ann Arbor, в 1979 и 1981 годах, в СССР издан полностью в трёхтомнике в 1989 году. Роман включает в себя цикл новелл о старом дяде Сандро из горной кавказской деревни, образ которого близок персонажам абхазского фольклора. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия, а в сатирическом ключе описываются тематически близкие эпизоды из разных времён - от предреволюционных до современных. Жанр произведений Искандера некоторыми литературоведами определялся как «магический реализм » или «мистический реализм ».

Сюжет многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Вольфганг Казак отмечал, что Искандер-прозаик отличается богатством воображения. «Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности». Многим произведениям Искандера присущ стереоскопический «двойной взгляд»: глазами взрослого и глазами ребёнка, когда повествование много пережившего рассказчика перемежается с его воспоминаниями из дня сегодняшнего своего детства и тогдашнего видения мира.

Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера - понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным. К числу «красных нитей», пронизывающих творчество Искандера, литературоведы относят «распад человечности, забвение веками складывавшейся народной этики», утрату добродетели в погоне за утилитарными выгодами, гибель и разрушение рода, равнодушие людей к будущему народа. Движущей же силой самосохранения человека в жестокое время нравственных утрат и духовного порабощения («Кролики и удавы») являются саркастичный, временами язвительный оптимизм, ни на миг не затихающее в произведениях Искандера противоборство «смех против страха ». И плутовской, по определению самого писателя, смех всегда побеждает: у Искандера почти нет произведений с трагическим и безысходным финалом.

В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен ».

Книги Искандера переведены на десятки языков мира.

Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

Политическая и общественная деятельность

У нас в республике Фазиля Искандера знают в каждом доме. В своих произведениях он создал потрясающий образ Абхазии. Писатель Искандер - выдающийся. К сожалению, человек он не столь выдающийся. Сто раз выступив в защиту разных народов, он за всё время войны ни разу не возвысил голос в защиту родной Абхазии.

Владислав Ардзинба, первый президент Абхазии, 1994

Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов, подписал множество писем в защиту высланных и репрессированных писателей. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался, в период грузино-абхазской войны как общественный деятель находился в тени. Не известно ни одного публичного выступления Искандера в поддержку суверенитета Абхазии - напротив, Станислав Рассадин цитировал спич Искандера, где он выступал против отделения Абхазии от Грузии, мотивируя тем, что это путь в «кровавый тупик», а сецессия болезненно воспринимается даже в Европе.

Фазиль был старейшиной и самой уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.

Кончина и траур

Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88-м году жизни. Глубокие соболезнования семье и поклонникам творчества и таланта Искандера выразил Президент России Владимир Путин.

Писатель был похоронен 2 августа после отпевания на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в Абхазии был объявлен траур.

Семья

Был женат с 1960 года, жена - поэтесса Антонина Михайловна Хлебникова (Искандер). Имел сына и дочь.

Отметив золотую свадьбу весной 2011 года, Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 марта 1999 года)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 марта 2009 года)
  • Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема»
  • премия Правительства РФ (26 декабря 2011 года) - за книгу «Избранные произведения»
  • Пушкинская премия (1993)
  • Государственная премия Российской Федерации (1994)
  • Государственная премия Российской Федерации - за вклад в развитие отечественной литературы (2014)
  • премия «Триумф» (1999)
  • орден «Честь и слава» I степени (18 июня 2002 года, Абхазия)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 г.
  • В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров.
  • Лауреат Бунинской премии (2013)

Сочинения

Стихи

  • Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957.
  • Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959.
  • Зелёный дождь. М., 1960.
  • Дети Черноморья. Сухуми, 1961.
  • Молодость моря. М., 1964.
  • Зори земли. М., 1966.
  • Летний лес. Стихи. М., 1969.
  • Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987.
  • Стихотворения. М., 1993.

Проза

  • Смеётся тот, кто смеётся (роман) // Неделя, апрель-июль 1964 г. (один из девяти авторов)
  • Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8.
  • Запретный плод. М., 1966.
  • Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4.
  • Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5.
  • Дерево детства. М., 1970; 1974.
  • День Чика // Юность. 1971. № 10.
  • Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. - 1977
  • Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973.
  • Под сенью грецкого ореха. 1979.
  • Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22); вошёл в роман «Сандро из Чегема» (Гл. 23. 1989). (Описание любовных приключений Берии)
  • Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987.
  • Защита Чика. 1983.
  • Большой день большого дома. Сухуми, 1986.
  • Избранное. - М.: Советский писатель, 1988. - 576 с. - 100 000 экз.
  • Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6.
  • Стоянка человека. 1990.
  • Человек и его окрестности.
  • Тринадцатый подвиг Геракла.
  • Софичка. 1997.
  • Незваный гость. 1999.

Фильмография

  • 1969 - «Время счастливых находок».
  • 1984 - «Снег в сентябре» по рассказу «Заира».
  • 1986 - «Чегемский детектив».
  • 1989 - «Праздник ожидания праздника».
  • 1989 - «Воры в законе» по мотивам рассказов - «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен» .
  • 1989 - «Созвездие Козлотура» по мотивам одноимённой повести.
  • 1989 - «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по мотивам главы «Пиры Валтасара» романа «Сандро из Чегема» .
  • 1991 - «Расстанемся, пока хорошие» по мотивам рассказа «Дудка старого Хасана» .
  • 1992 - «Маленький гигант большого секса» по мотивам повести «О, Марат!» .
  • 2004 - телеспектакль «Привет от Цюрупы!», телеверсия спектакля Театра Сатиры по мотивам произведений («Думающий о России и американец» ).
  • 2016 - «Софичка» по мотивам одноимённой повести.

Документальные фильмы с участием Ф. Искандера

  • Апсны-Абхазия. Страна души. 2010 год.

Память

  • Имя Фазиля Искандера увековечено при жизни - его именем названа бывшая московская библиотека семейного чтения № 185 (ныне - библиотека № 202 «Культурный центр Фазиля Искандера») на Кастанаевской улице, 52, строение 2.
  • 6 марта 2017 года имя Фазиля Искандера присвоено Государственному Русскому Театру Драмы Республики Абхазия (РУСДРАМ) в Сухуме.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры