Эмили Дикинсон. Стихотворения. Перевод Леонида Ситника. Американская поэтесса Эмили Дикинсон: биография, творчество

Главная / Любовь

***

Страницы книги - паруса,
Несущие фрегат,
Стихи быстрее скакуна
В любую даль умчат.

Доступен даже бедняку
Беспошлинный проезд.
Скитайся по миру, душа,
Пока не надоест.

***

Это - письмо, что я миру пишу,
Летопись краткого лета,
Это признанья Природы самой,
Шепот ее без ответа.

Природа - змея, кровать переплетенных борзых, ползучие и ресницы, пронизывающие толстые пальцы новой органической жизни, которую Вордсворт научил нас называть красивыми. Биологи говорят, что самая старая часть нашей высшей нервной системы похожа на рептилий: человеческий убийца - убийца, который пережил древние века. Здесь показана мужская потенциальная извращенность. Весь ад выпущен, черт земной природы, который современные гуманисты отрицают и подавляют.

В каждой предменструальной женщине, которая борется с темпераментом, культ неба снова ведет войну с культом земли. Мифологическая идентификация женщины с природой правильна. Мужской вклад в размножение является кратковременным и временным. Концепция - это момент времени, своего рода фаллический пик действия, от которого мужчина возвращается в беспорядок. Беременная женщина демонична, дьявольски завершена. Для онтологии и существования ей никому и никому не нужен. Источником является приверженность мужчин и патриархат, определяемый ужасающим страхом женской власти, его непроницаемостью и архетипической преданностью адской природе.

В руки невидимые передаю
Царственной нежности слово.
Выслушайте меня, земляки,
И не судите сурово.

***

Я умерла за Красоту,
Но только в гроб легла,
Как мой сосед меня спросил,
За что я умерла.

«За Красоту», - сказала я,
Осваиваясь с тьмой.
«А я за Правду, - он сказал, -
Мы заодно с тобой».

Женское тело - лабиринт для мужчины. Женщина - это оригинальный производитель, настоящий первый двигатель. Он превращает отброшенную в огромную сенсорную сеть и существо, бегущее по веревке змеи, с которой женщина связывает каждого человека. Феминистские споры о том, что женский прототип политически мотивированы мужскими подделками, слишком просты. Отвращение к женщинам находится на рациональной основе: отвращение - это ответ на грубость природы размножения. Разум и логика - это обладание Аполлоном, главным богом в культах небесных.

Аполлон остывает и оторван от природы благодаря своей сверхчеловеческой чистоте. Основным противником Аполлона является Дионисий, мастер адских законов репродуктивной женственности. Как мы увидим, дионисийская природа - это жидкое, мифическое болото, с прототипом спокойного озера в утробе матери. Нам нужно спросить, эффективна ли самобытность мужчины и женщины в восточной символике в культуре, равно как и гендерная иерархия на Западе. Какая система более изящна для женщины? Западная наука и промышленность освободили женщин от рабского труда и опасности.

Так под землей, как брат с сестрой,
Шептались я и он,
Покуда мох не тронул губ
И не укрыл имен.

***

Вот все, что я вам дать могу
Лишь это - и печаль,
Лишь это - и в придачу луг
И луговую даль -

Пересчитайте еще раз,
Чтоб мне не быть в долгу -
Печаль - и луг - и этих пчел,
Жужжащих на лугу.

***

Я из жемчужных кружек пью
Лазурный хмель долин -
В подвалах Рейнских не найти
Таких волшебных вин!

И линия аполлона западного рационализма достигла современной агрессивной женщины, которая может думать о человеке и писать неприятные книги. Напряженность и антагонизм западной метафизики развивали внешние человеческие силы. Большая часть западной культуры искажает реальность. Но реальность должна быть искажена; Это творческие деформации. Буддийское знание природы не совсем о нем, ни о человеческом потенциале. Аполлон привел нас к звездам.

Демонические пословицы женщин, которые заполняют мифологию, доказывают свою неконтролируемую близость к природе. Почти неповрежденные, их традиции идут от доисторических идолов через литературу и искусство к современному кино. Основной образ - это роковая женщина, женщина, смертельная для мужчины. Чем больше природа отталкивает Запад, тем чаще появляется фатальная женщина - взрыв подавлен. Это зеркало западной нечистой совести к природе. Это нравственная двойственность природы, мстительная луна, которая вспыхивает в сентиментальном тумане надежды.

Росу и ветер пью взахлеб -
Гулена из гулен -
Пусть перебравшую пчелу
Выталкивают вон

Из загудевшего вьюнка -
И шмель - умерив прыть -
Клянется - больше ни глотка! -
Не перестану пить -

Покуда все святые
Не подбегут к окну
Взглянуть, как я качаюсь -
Опершись - о Луну -

***

На небе клубы хмурых туч,
Просвета не видать.
Снег на дворе все не решит -
Идти иль перестать.

Феминизм отвергает образ женщины-вампиря как комический и печатный. Если он когда-либо существовал, он был просто жертвой общества, бежал к разрушительному женскому аду, потому что у него не было доступа к политической власти. Роковая женщина - карьерист, энергии и невротики превращаются в будуар. Благодаря таким средствам и демистификации феминизм становится самоочевидным. Сексуальность - это неопределенное царство противоречий и двусмысленностей. Тайна навсегда останется запутанным спутником любви и искусства.

Эротизм - мистик; по-прежнему существует аура эмоций и воображения вокруг секса. Это не может быть объяснено моделями социального или морального поведения или правыми или левыми политическими системами. Естественный фашизм больше, чем общественность. Мы должны научиться принимать демоническую нестабильность сексуальных отношений.

И ветер - жалуясь - бубнит
Все утро - ах да ох -
Природу можно - как и нас -
Порой застать врасплох.

***

Два раза я теряла все -
Вот так же, как теперь,
Два раза - нищей и босой -
Стучала в Божью дверь.

И дважды - с Неба - мой урон
Был возмещен сполна.
Грабитель мой - Банкир - Отец -
Я вновь разорена.

***

В своем морщинистом плаще
Он пылен, как поля.
И песен не слыхал никто
Из уст Нетопыря.

Толстая женщина - одна из самых обожаемых сексуальных лиц. Это не иллюзия, а экстраполяция биологических реалий у женщины, которая остается постоянной. Мифология северо-американских индейцев о зубном влагалище - страшное прямое описание женской силы и мужского страха. Метафорически даже влагалище имеет скрытые зубы, так что мужчина может стать слабее, чем он вошел. Основной механизм зачатия требует действия человека, но не более, чем пассивное принятие от женщины. Секс, как естественная, а не социальная сделка, - это изнурение и энергетическая целостность человека для женщины.

Философ и анахорет -
Он в сумерках раскрыл
Замысловатый зонтик свой
Из двух шершавых крыл.

С каких слетел он дальних сфер -
С каких надлунных гор -
Какие чары древние
В нем дремлют до сих пор -

Об этом знает лишь Творец -
Спросите у него,
Что это - притча - благодать -
Иль просто - баловство?

***

Аукцион разлуки -
Жестокий ритуал -
Как будто в крест вогнали гвоздь -
И молоток упал.

Когда женат на женщине, каждый человек испытывает риск физической или духовной кастрации. Любовь - это средство, с помощью которого человек теряет свой сексуальный страх. Потенциальный вампир женщины - это не социальное отклонение, а развитие материнских инстинктов, для которых природа полностью и точно его оснащает. Для человека любое общение - это акт возвращения матери и сдаться ей. Для мужчин секс - это борьба за идентичность. В сексе мужчина попадает в ловушку и снова освобождается силой зубов, которая родила его от женского естественного дракона.

Его товар - пустыня.
Обычная цена -
Две человеческих души -
А иногда - одна.

***

Так обреченно под удар
Суровых зимних сил
Подставил голову цветок
И - обезглавлен был.

Лихой убийца мчится прочь,
А солнышко с высот,
Оглядывая Божий мир,
И глазом не моргнет.

***

Я знаю - в Альпах есть гора -
Закутана в снега,
Чей лоб касается небес,
Сандальи - городка -

Толстая женщина - плод мистических отношений между женщиной и ребенком. Согласно современным исследованиям, секс и репродукция являются медицинскими, научно и интеллектуально «управляемыми». Если мы продолжим говорить о социальном механизме достаточно долго, любая трудность исчезнет. Кстати, число разводов растет. Брак на счету, несмотря на несправедливость, увеличивает хаос либидо. Когда престиж брака низок, проявляется весь отвратительный демонизм сексуального инстинкта. Индивидуализм, неограниченное эго общества, приводит к разрушительному рабству к ограничениям природы.

И тыщи лютиков цветут
У исполинских ног -
Сэр, кто вы - в этот летний день -
Гора или цветок?

***

В такую пору - невзначай -
Одна из улетевших стай
Вдруг прилетит назад.

И солнце - нам внушая дурь -
Льет золотистую лазурь
В открытые глаза.

Тепло - но краткому теплу,
Увы, не обмануть пчелу -
Прозрачный воздух чист,

Каждый путь от Руссо ведет к Сад. Мистик нашего рождения матери-человека - это одна из дьявольских облаков, которую мы не можем разбросать с криками деклараций о независимости. Аполлон может отвернуться от природы, но не может его уничтожить. Как эмоциональные и сексуальные существа, мы идем целым кругом. Старость - это второе детство, в котором возвращаются предыдущие воспоминания. Охлажденные, бессознательные пациенты любого возраста автоматически возвращаются к своему плоду и нуждаются в акушере.

Русоисты, а также феминистки верят в верховную добродетель человеческих эмоций. По логике, женщине-вампире нет места в такой системе. На определенном уровне любовь - это битва, борьба с призраками. Мы как раз о чем-то, против чего-то. Люди, которые считают, что у них были приятные, случайные, необязательные сексуальные отношения с друзьями, супругами или незнакомыми людьми, блокируют их сознание психодинамики, блокируя их враждебное столкновение с жизнью мечты. Семейный роман работает все время. Роковая женщина - сложная часть женского нарциссизма, двойная женская сущность рождения ребенка или поворот партнера или любовника в ребенка.

Но луга поредел букет -
И медленно сквозь зябкий свет
Слетает зыбкий лист.

О таинство закатных дней,
Причастие родных теней -
Ужель разрешено

Мне твой священный хлеб вкусить -
Принять твои дары - испить
Бессмертное вино!

***

Если я не доживу
До январских дней,
Покормите за меня
Красных снегирей.

Матери могут быть слишком опасны для своих сыновей. Мужские политические и небесные культовые башни направлены против матери. Это Медуза, в которой Фрейд видит замаскированные и кастрированные женские половые гормоны. Но змеиные волосы Медузы также являются растительностью закрученной природы. Ужасание и гримаса - это мужской страх смеха. Тот, кто дает жизнь, ограничивает свободу. Мужская гомосексуализм - это, пожалуй, самая смелая попытка справиться с фатальной женщиной или природой. Обращаясь от матери Медузы, будь то от ужаса или ненависти к ней, мужская гомосексуализм является одним из величайших контрафактов западной идентичности.

Если поминальных крох
Вы им припасли,
Знайте - я благодарю
Вас из-под земли.

***

Я сжала аметист в руке -
И спать легла -
«Он мой, - шептала я сквозь сон -
В нем нету зла».

Проснулась - где мой талисман?
Исчез - во сне -
Лишь аметистовая грусть
Осталась мне -

***

Надежда - чудо в перьях -
Она в душе гнездится -
Щебечет песенку без слов
И не угомонится.

Но, конечно же, природа, как всегда, побеждала, превращая болезнь в правителя неизбирательного пола. Постоянное присутствие женщины-вампира является частью веса эротизма, в соответствии с которым утрата этики и религии. Эротизм - это трещина в обществе, через которую проникает адская природа. Роковая женщина появляется как Медуза, как холодная нимфа, за которой лежит слава величия Аполлона. Холодные и недоступные читы, обаяние и разрушение. Она не невротик, а психопат. У нее аморальная нечувствительность, скромное безразличие к странной боли, которую она поощряет и одержимо наблюдать как признательность ее собственной власти.

Чем холоднее небеса -
Чем ветер свищет злее -
Тем громче песенка слышна -
Тем от нее теплее.

И на чужбине - и в морях -
И в самый лютый шторм
Она щебечет, не прося
Ни крошки - на прокорм.

***

Я - Никто! И ты - Никто?
Значит - двое нас.
Тише - чтобы не нашли -
Спрячемся от глаз!

Что за скука - кем-то быть!
Что за пошлый труд -
Громким кваканьем смешить
Лягушачий пруд!

Тайна роковой женщины не может точно относиться к мужскому языку. Хотя опасность гибели фанатизма, воплощенная в сегодняшнем мошенничестве мальчишеского человека, заключается в том, что он исчезнет, ​​вы будете запутаны в другой любви на других территориях. Он идиот, ковбой, матрос. И опасность смертельной женщины заключается в том, что она остается спокойной, спокойной, парализующей. Остается духовный вес, всемогущая Мона Лиза из Уолтера Паттера, которая заглушает историю.

Это колючий символ извращения в сексе. В этой главе мы движемся к теории красоты. Это замена одной реальности другой, аналогичной изменению культа земли с культом к небу. Ференц рассказывает о замене носа животного человеческим глазом из-за выпрямления нашей осанки. В своих оценках глаз бескомпромиссен. Каждый наш аспект - это как выключение, так привлекательное. Мы выбираем, выражаем наше мнение и подчеркиваем. Наш идеал красоты - это ограниченное понятие, не применимое к подземному метаморфическому миру, апокалипсическому царству жестокости ада.

***

Я знаю - хрупок дом -
И тесен окоем -
И скорбь царит кругом -
Что из того?

Я знаю - плоть слаба -
И тлен - равно судьба
Героя и раба -
Что из того?

Я знаю - в Небесах
У Бога на глазах
Сгорят печаль и страх -
Что из того?

***

Свое божественное общество
Душа найдет -
Когда все избранные - собраны -
И заперт вход -

Мы решили не замечать насилия в нашей повседневной жизни. Каждый раз, когда мы говорим, что природа прекрасна, мы говорим о молитве за нашу волну беспокойства. Крутая красота фатальной женщины - еще одно прикрытие для адского уродства. Женщины-животные обычно более уродливы, чем мужчины. Простые перья матери-птицы являются камуфляжем, защищают гнездо от хищников. Мужские птицы - это праздник для глаз с цветами и цветами, которые привлекают женщин, выигрывают соревнования и отвлекают от гнезда. В мужчинах мужские ритуальные костюмы также чрезмерны, впервые женщина становится объектом щедрой красоты.

Пусть колесницы - перед окнами -
Томят коней -
Пусть на колени императоры
Встают пред ней -

Лишь одного - на нем же сходится,
Как клином, свет -
Найдет - и дверь замкнет, как устрица,
И щели нет.

***

Знаю - Он есть -
Где-то - безмолвно -
Прячет свой образ
От грубых глаз -

В нежной засаде
Ждет - чтоб вернее
Вдруг поразить
Радостью нас!

Женщина божественно не только поднять цену и, как марксизм интерпретирует его, но и повысить уверенность в себе и что желательно. Сознание было сделано всеми нашими мошенниками. Животные не испытывают сексуального страха, потому что у них нет никакого смысла. Они действуют на пути чистой биологии. Обоснование, которое дает людям способность адаптироваться и развиваться как вид, бесконечно усложняет функции их физики. Мы видим слишком много, поэтому мы должны строго ограничивать наши глаза. Желание повсюду окружено волнением и волнением.

Красота, экстаз для глаз заставляет нас чувствовать себя пьяным и заставляет нас действовать. Красота - это наша аполлотическая ревизия хтоника. Согласно Дарвину, природа - это зрелище между похитителями и похищенными. Все стадии размножения подвержены аппетиту: половой акт, от поцелуя до проникновения, состоит из движений, контролируемых только грубостью и потребляющей волей. Самая длительная беременность женщины и длительного детство потомства, которые не могут заботиться о себе в течение первых семи лет, приводит к муке психологической зависимости, что есть жизнь нагрузка люди.

Но все тревожней
Это притворство -
И обмирает
В страхе - душа -

Не заигрались ли мы
Слишком поздно?
Не далеко ли -
Шутка зашла?

***

Одна - отраднейшая - есть
Из ересей земных -
Друг друга в веру обратить -
В Религию Двоих.

Так много на земле церквей -
Так мелок ритуал,
Что неизбежна благодать -
Ты, скептик, проиграл.

***

Сквозь школу мрака - школу праха -
Сперва пройти -
Чтоб облачиться в блеск атласный -
И расцвести -

Чтоб Лилией среди долины
Царить - звеня -
Забыв - тяжелый запах глины -
В сиянье дня.

***

Алмазы нынче редки,
И диадемы - миф -
Я продаю сережки,
Сама их смастерив -

Не купят - хоть похвалят -
Да кто? да неужель? -
Вчера лишь - королева -
Сегодня - рыжий шмель -

***

Мы привыкаем к темноте,
Когда погаснет свет -
Лишь на прощанье фонарем
Помашет нам сосед -

И мы ныряет наобум
В глубь ночи - но потом
Виднее делается мгла -
И мы смелей - идем -

И то же самое - внутри -
В глубокой тьме души -
Когда затмится луч звезды -
И ни огня в глуши -

Кто смел - тот сразу же вперед
Рванется наугад -
И в дерево ударит лбом.
Но - постепенно - взгляд

Осваивается впотьмах -
И жизнь - убавив шаг -
Почти как зрячая - бредет -
Сквозь разреженный мрак.

***

Жужжала муха в тишине -
Когда я умерла.
Казалось - буря - прошумев -
На время замерла -

Печалью высушив глаза -
Казалось - каждый ждал -
Когда войдет сюда монарх
И снова грянет шквал.

Я раздала на память все,
Что я могла раздать -
И вдруг - откуда ни возьмись -
Жужжание опять -

Докучной мухи воркотня -
Терзающая слух -
Но тут - затмился в окнах день -
И свет земной потух -

***

Шепни, что осенью придешь -
И лето я смахну,
Как надоевшего шмеля,
Прилипшего к окну.

А если год придется ждать -
Чтобы ускорить счет -
Смотаю месяцы в клубки
И суну их в комод.

И если впереди - века,
Я буду ждать - пускай
Хромые тащатся века
Как каторжники - в рай.

И если встреча суждена
Не здесь - в ином миру,
Я жизнь сдеру - как шелуху -
И вечность изберу.

Но мне - увы - неведом срок -
И день в тумане скрыт -
И ожиданье - как оса
Голодная - язвит.

***

Я с Миром вышла воевать -
В гордыне, как в броне.
Давид был малость посильней -
Но я - смелей вдвойне.

Успела камешек метнуть -
И мощь меня смела.
Был Голиаф - великоват -
Иль слишком я - мала?

***

Паук - сам из себя - прядет
Серебряный уток -
Разматывая, как танцор,
Мерцающий моток.

Его призванье - украшать
Убогость наших стен -
Как бы из пустоты - творя
Свой дивный гобелен.

Из мысли - целый мир соткать -
И радугу - из мглы -
Чтоб через час - комком свисать
С хозяйкиной метлы -

***

Мы вновь пошли вперед -
И вывел нас маршрут
К тому скрещенью всех дорог,
Что вечностью зовут.

Дрожа - споткнулся шаг -
В ногах - свинцовый вес -
Град впереди - но перед ним -
Загробья мертвый лес.

Но отступленья - нет,
И нет - пути назад.
А там - Бессмертья белый флаг -
И Бог - у каждых врат.

***

Все будет так же, как всегда -
День сгонит тьму со щек -
И с треском распахнет рассвет
Свой огненный стручок -

И будут лепетать ручьи -
И клен шуршать листвой -
И не собьется с такта дрозд -
Когда пройдет конвой.

Голгофа или Страшный суд -
Шмелю и горя нет -
Разлука с розой - для него -
Громадней всяких бед.

***

Его швыряло и трясло -
Мой маленький корвет -
Крутило - и во тьму несло -
Он ждал - когда рассвет -

Он спотыкался - наугад,
Как пьяный, он ступал -
Шатался - руки простирал -
И вдруг - совсем пропал -

Прощай, кораблик мой - прощай!
Ты был - и ты исчез -
Прозрачна океана гладь,
Недвижен лик небес.

***

О долгий - долгий - скучный сон -
Без проблеска зари -
Где пальцем не пошевели,
Ресницей не сморгни.

Что с этой праздностью сравнить?
Ужели так - все дни -
Томиться в каменном плену,
А погулять - ни-ни?

***

Что в масло превратить
Благоуханье роз -
Потребно пресс крутить
Без жалости - до слез -

Зато - и жизнь спустя -
Щемящий аромат
Вернет нам лето - что цвело -
Быть может - век назад -

***

Твердят, что время лечит -
Нет, время - жалкий врач -
С годами скорби крепнут -
Как жилы старых кляч.

Нет, время - не лекарство
От горя и от мук -
А если и поможет -
То был ли сам недуг?

***

Грозные гиганты -
Жизнь и Смерть - молчат.
Мелкота -
Машины - лесопильня - град -
Мошкара над лампой -
Дудочка полей -
Держатся - одной лишь
Дерзостью своей.

***

Жизнь подарить нетрудно -
Всевышнему оно
Обыденное дело -
Забава - домино -

И погубить нетрудно -
Важней всего итог -
Не может Бог свои дела
Пускать на самотек -

Пусть гибнущие ропщут,
Но Всемогущий прав -
Там - звездочку добавив -
Тут - девушку убрав -

***

Измениться? Если
Горы лягут в падь -
Усомниться? Прежде -
Солнце двинет вспять!

От Тебя - отречься?
Мураве полей -
От росы небесной?
От себя - скорей!

***

Драмы высшее мерило -
Ежедневный быт -
Средь обыденных трагедий -
Тех, что день сулит,

Сгинуть, как актер на сцене,
Доблестней всего -
Если пустота - в партере -
В ложах - никого.

Гамлет бы и без Шекспира
Доиграл сюжет,
О Ромео и Джульетте -
Мемуаров нет.

Человеческое сердце
И его стезя -
Вот единственный театр,
Что закрыть нельзя.

***

Столь низко пал - в моих глазах -
Я видела - как он -
Упав, распался на куски,
Издав печальный звон -

Но не судьбу бранила я -
А лишь себя одну -
Что вознесла - такой предмет -
В такую вышину.

***

Тем и тронула бедняжка -
Тем меня и поразила -
Как безмолвно - как смиренно -
Подаянья попросила.

Будь сама я в этом мире
Голодней всех меньших братий -
Голодней - и бесприютней -
Как могла я отказать ей?

А она - не прочирикав
За мою-то крошку хлеба -
Подхватила дань - вспорхнула -
И назад вернулась - в небо -

***

Нечаянная радость -
Синичью трель подслушать,
Она - как ветер - гладит
И возвышает душу -

Невольное сиротство -
Когда блаженство слепо -
Бездумно - отдается
Первоосновам Неба.

***

Утратив все в краю родном,
Я вдаль глядел уныло.
Но в край чужой - вослед за мной
Отправилась - Могила.

Приехал я - нашел ночлег -
Вхожу - о, неужели?
Могила - обогнав меня -
Спит на моей постели.

Встаю - она уж на ногах -
Я в дверь - Могила следом -
В любой толпе меня найдет
И отдых ей неведом.

Я гнал ее - лупил - топил
В вине - и вот расплата -
Могиле - крышка. Но в мозгу
Теперь торчит - Лопата.

***

Чье сердце - королевский Двор -
Тому любой - Монарх -
А бедность принцев обсуждать
Негоже в сих стенах.

Никто не может низложить
Того - кто сам готов -
Судьбы избранник - пурпур свой
Стряхнуть к ногам врагов.

***

Читаю я весь день
Бессмертья бюллетень -
Нет лучше новостей.

Взираю я весь день,
Как вечность предо мной
Отбрасывает тень.

Встречаю я весь день
Лишь Бога одного -
Меж нами - вещество.

Вот - вкратце - то, что есть.
Случится что еще -
Пришлю немедля весть.

***

Все невозможное пьянит
И возвышает дух -
Возможным ограничь его -
И яркий луч - потух.

Вино безвкусно - если в нем
Ингредиентов нет
Таких, как Риск и Рок - они
И создают букет.

***

За горстку крох не станет Дрозд
В руладах рассыпаться -
Но имя леди занесет
В серебряные святцы.

***

У этих неженок земли
В их жизни быстротечной
Одна мечта - отдать себя
За тень улыбки встречной.

***

Мы вырастаем из любви
И прячем вещь в комод -
Пока на бабушкин фасон
Вновь мода не придет.

***

Награды все стяжает гроб,
Упрям, хотя не скор.
Он доведет нас до венца -
Наш первый ухажер.

***

Любовь - древнее жизни -
И старше смерти - в ней
Первопричина мира
И экспонента дней.

***

В компании высоких Звезд
Я отроду немела -
На их привет, на их вопрос
Молчала оробело.

Но Звезды мудрые меня
Грубьянкой не считали -
Они почтение всегда
В лице моем читали.

***

Все забыв - могла я думать
Лишь о нем одном -
Все забросив - незнакомца
Принимала в дом -

Не богат он и не знатен
И не знаменит -
Гость мой - он в себе иное -
Лучшее - таит.

Дом исчез - и лиц не стало -
Целый мир - затих -
Гром - гремел ли - день - сиял ли -
Я не слышу их -

Жизнь - как камушек - швыряю
В темную волну -
Думаешь, я плачу, милый -
Жалуюсь - виню?

***

Смерть - это разговор двоих -
В ней спорят Дух и Прах.
Смерть говорит - «Все в мире тлен» -
А Дух - «Как бы не так».

Смерть спорит - бьется об заклад -
Но Дух стремится прочь,
Свой бренный прах - как ветхий плащ -
Отбрасывая в ночь -

***

Не всяк умерший молодым
Безвременно поник -
Бывает юноша - седым,
Ребячливым - старик.

Судьба свершается над тем,
Кто стать собой успел -
Деяний счет, а не годов
Решает - кто созрел.

***

Далеко Господь уводит
Своих лучших чад -
Чаще - сквозь терновник жгучий,
Чем цветущий сад.

Не рукой - драконьим когтем -
От огней земных -
В дальний, милый край уводит
Избранных своих.

***

Что нам потребно в смертный час?
Для губ - воды глоток,
Для жалости и красоты -
На тумбочке цветок,

Прощальный взгляд - негромкий вздох -
И - чтоб для чьих-то глаз -
Отныне цвет небес поблек
И свет зари погас.

***

Я не жила среди болот
И моря не видала -
Но вереск представляю я
И знаю силу шквала.

Я не бывала наверху
У Бога - но заране
Так верю в эти Небеса -
Как будто план в кармане.

***

Зола есть памятник Огня -
Пусть догорел он весь -
Почти молчаньем эту жизнь,
Что трепетала здесь.

Огонь живет как свет - пока
Но выйдет весь в расход
И станет окислом - каким,
Пусть химик разберет.

***

Смерть, отопри врата -
Впусти своих овец!
Скитаньям положи предел,
Усталости - конец.

Твоя овчарня - ночь,
Озноб и тишина
Невыносимо Ты близка -
Немыслимо нежна.

***

Все люди - тайна для меня -
Содержится во всех
Один незаданный вопрос -
Не пуст ли сей орех?

Попробуй сразу угадай!
На вид - совсем неплох -
Для белочки и для меня -
Подарок ли? Подвох?

***

Природы постоялый двор
Распахнут круглый год -
Для жаждущих и зябнущих
Сюда - свободный вход.

Гостеприимство - вот ее
Единственный закон -
Для нищеброда и пчелы
Равно годится он.

Усталым, алчущим - свой хлеб
Она подаст всегда.
Две вывески над ней - рассвет
И первая звезда.

***

Награды щедрой от судьбы
Душе не стоит ждать -
Но иногда - как повезет -
Возможно получать

Подачки - на которых ей
Удастся как-нибудь -
Усердно экономя -
До рая дотянуть.

***

В четыре с четвертью утра
У рощи на краю
Несмело зяблик просвистал
Гипотезу свою.

В пять с четвертью эксперимент
Был - в целом - завершен
И песенки лихой почин
Воспринят как закон.

В семь с четвертью уже - гляди! -
Ни тайны, ни творца -
И снова мир, как колесо,
Понятен до конца.

***

Жужжанье пчел умокло,
Но воздух не уснул -
В нем чудится какой-то
Потусторонний гул.

Последнее цветенье
Непрочно - только дунь!
Вот Откровенье Книги той,
Чье Бытие - июнь.

Свершилась перемена,
И выдохлось тепло,
Как при уходе друга -
Молчание легло.

И наших тайных мыслей
Невидимая нить -
Становится нам ближе,
Чем люди могут быть.

***

У ветра функции просты -
В пруду взъерошить воду,
Вздуть паруса,
Накликать март,
Провозгласить свободу!

***

Воспоминанье - это дом -
В нем есть парадный вход
И есть захламленный чердак,
Где мышь в углу живет -

И глубочайший есть подвал,
Где мрак и пустота -
Я не советовал бы вам
Заглядывать туда.

***

Сперва казалось - дождь пошел -
Но это ветер был -
Он, как сухой песок, шуршал,
Как волны, в стену бил.

Но ветер сник - и донеслось
Из отдаленных рощ -
Незримых шарканье шагов -
И это было - дождь.

Он по кустам сплеча хлестал -
По крышам лапой скреб -
Он переполнил рвы, пруды -
Разлился как потоп -

Размыл поля - потряс моря -
Содвинул ось миров -
И вдаль, как Илия, умчал
На колесе громов.

***

Нагромоздить миры - как гром -
И разнести их в прах -
Чтоб содрогнулись все и вся -
Вот это - о стихах -

И о любви - они равны -
То и другое - вспых -
И тьма - кто Бога увидал -
Тому не быть в живых.

***

Вот говорят, что Небо - врач -
Излечит от всего -
Но мертвому припарки -
Пустое баловство.

Твердят, что Небо - казначей,
И мы пред ним в долгу -
Я не участник сделки -
И спорить не могу.

***

Когда придется подметать
Чердак воспоминаний -
Почтительнейшую метлу
Найди в своем чулане.

С подвохом этот легкий труд -
Немало ждет сюрпризов
Того, кто тронет старый хлам,
Былому бросит вызов.

А лучше не тревожь - оставь
В покое царство пыли -
Чтоб все - кого ты позабыл -
Тебя навек забыли.

***

Этот последний шаг,
Неизбежный для всех -
Шумный переполох -
Этот - почти - успех -
Этот - почти - скандал -
Смерти наглядный шок -
Бросил бы все - сбежал -
Если бы бегать мог.

***

От бездны нитка не спасет,
Надежнее - канат -
Хотя канат как сувенир
Немножко грубоват -

Но что ни тропка - то провал -
И что ни шаг - пролом -
Так что вам, сэр, канат иль нить?
Недорого берем -

***

Что стоит наших мелких тайн
Щекочущий секрет -
Пред тайной, что Господь хранит
В себе трильоны лет -

Не лучше ли, чем рот раскрыть
И поразить глупца,
Его высокой немоте
Быть верным - до конца -

***

Но если глад в душе -
Ум тоже истощен -
Такой уж судьбами ему
Назначен рацион -

***

Восторг исчезновения -
Блистающий маршрут -
О вспышка изумления -
Топаз и изумруд -
Свет, пролетевший по цветам,
Вращенье колеса -
Почтовый из Туниса к нам
Домчал за полчаса -

***

Кончалась дважды жизнь моя -
И все же ждет душа -
Быть может, ей бессмертье даст
Последний, третий шанс -

Сияющий, огромный дар -
Такой, что слепнет взгляд.
Разлука - все, чем грозен рай,
И все, чем славен ад.

(1830-12-10 )

Э́мили Эли́забет Ди́кинсон (англ. Emily Elizabeth Dickinson ; 10 декабря 1830 года , Амхерст , Массачусетс - 15 мая 1886 года , там же ) - американская поэтесса.

При жизни опубликовала менее десяти стихотворений (большинство источников называют цифры от семи до десяти) из тысячи восьмисот, написанных ею. Даже то, что было опубликовано, подверглось серьёзной редакторской переработке, чтобы привести стихотворения в соответствие с поэтическими нормами того времени. Стихи Дикинсон не имеют аналогов в современной ей поэзии. Их строки коротки, названия, как правило, отсутствуют, и часто встречаются необычная пунктуация и использование заглавных букв . Многие её стихи содержат мотив смерти и бессмертия, эти же сюжеты пронизывают её письма к друзьям.

Хотя большинство её знакомых знали о том, что Дикинсон пишет стихи, масштаб её творчества стал известен только после её смерти, когда её младшая сестра Лавиния в 1886 году обнаружила неопубликованные произведения. Первое собрание поэзии Дикинсон было опубликовано в 1890 году и подверглось сильной редакторской правке; полное и почти неотредактированное издание было выпущено лишь в 1955 году. Хотя публикации вызвали неблагоприятные отзывы критики в конце XIX и начале XX века, в настоящее время Эмили Дикинсон рассматривается критикой как один из величайших американских поэтов . В 1985 году в её честь назван кратер Дикинсон на Венере .

Биография

Весной 1855 года вместе с матерью и сестрой совершила одно из самых дальних своих путешествий, проведя три недели в Вашингтоне , где её отец представлял Массачусетс в Конгрессе, а затем две недели в Филадельфии . В частности, в Филадельфии она познакомилась со священником Чарльзом Уодсуортом, который стал одним из её ближайших друзей, и, несмотря на то, что впоследствии они виделись только дважды, вплоть до своей смерти в 1882 году оказывал на неё серьёзное влияние.

Соседи считали её эксцентричной, в частности, за то, что она всегда надевала белое платье и редко выходила приветствовать гостей, а позже и вовсе не покидала своей комнаты. Большая часть её друзей не были с ней лично знакомы, а лишь вели с ней переписку.

После расставания в 1862 году с человеком, которого она любила, практически перестала общаться с людьми, не считая родных и самых близких друзей.

Дикинсон писала, что мысль о публикации «ей чужда, как небосвод - плавнику рыбы». Первая книга стихов «Poems by Emily Dickinson» вышла посмертно, в 1890 году, и имела определённый успех. За этой публикацией последовали многие другие. Ныне Эмили Дикинсон считается одной из важнейших фигур американской и мировой поэзии и самым читаемым в мире и в своей стране американским поэтом всех времён.

Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 17 декабря 2015 года .

В России проблемам творческого наследия Дикинсон посвящены исследования: М.Г. Костицыной, Т.Ю. Аникеевой, С.Б. Джимбинова, переводчицы С.М. Рабинович, Т.Д. Венедиктовой, И.В. Раюшкиной, С.Г. Виноградовой, Т.Ю. Боровковой, Е.А. Торгунаковой, Г.М. Кружкова и многих др. В Республике Беларусь среди авторов исследовательских работ об Эмили Дикинсон выделяются [кем? ] : Т.Е. Комаровская (Минск), Е.М. Мирошникова (Минск), Ю.С. Пятачков (Минск), Т.Е. Автухович (Гродно), О.И. Гутар (Гродно) и др. А на Украине «амхерстской отшельнице» посвящены исследования А.А. Ивахненко, С.Д. Павлычко, переводчицы В.Б. Богуславской и др.

Дикинсон и музыка

Публикации на русском языке

  • Стихотворения / Пер. В.Н. Марковой . М.: Художественная литература, 1981
  • Стихотворения / Сост. А.В. Глебовская , С.А. Степанов . Разн. переводы. Спб.: «Симпозиум», 1997, 2001
  • Лирика / Сост. А.И. Кудрявицкого . Разн. переводы. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
  • [Стихотворения]// Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. Уитмен У. Стихотворения и поэмы. Дикинсон Э. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1976, с.425-502
  • [Стихотворения]//Строфы века - 2. М.: Полифакт, 1998, с.372, 676-677, 890
  • [Стихотворения]// Величанский А.Л. Охота на эхо. М.: Прогресс-Традиция, 2000, с.39-117

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры