Гаршин красный цветок герои рассказа. «красный цветок

Главная / Любовь

О символическом значении красного цветка в одноименном рассказе Гаршина написано много. Красный цветок в рассказе - это воплощение зла, однако нельзя забывать, что цветок воплощает в себе зло только в воображении несчастного безумца. Герой называет цветок – Ариманом, (Ариман - олицетворение сил зла, божество тьмы и преисподней, часто отождествляемое в христианстве с сатаной) принявшим «скромный и невинный вид». Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Сумасшедший совершил подвиг. Он поборол зло ценой своей жизни, всего себя другим отдал. Гаршин выразил свое преклонение перед красотой «самоотвержения и героизма», перед романтикой подвига. «Красный цветок» - это гаршинский гимн «безумству храбрых». В этом заключен его глубокий философский смысл. Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина. Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры. Глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

51. Творчество Гарди. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»

Харди - последний из представителей эпохи королевы Виктории. Первые два романа: «Отчаянные средства» и «Под деревом зелёным, или Меллстокский хор», Харди выпустил анонимно. В 1874 году вышел роман «Вдали от обезумевшей толпы», сделавший Харди известным писателем. Всего Харди издано двадцать пять наименований - романов, сборников рассказов и стихотворений. Большинство своих романов и рассказов посвятил крестьянам. Описывая трагическую судьбу своих героев, Харди обнажает социальную основу психологических конфликтов и выступает против мертвящих моральных норм викторианской эпохи. Но обращаясь к противоречиям действительности, Харди не видит путей к их разрешению. Действительность подавляет писателя, чем определяется общий трагический тон его произведений. Наисильнейшей стороной творчества Харди является анализ трагических конфликтов и описание английского быта. В области языка он продолжает традиции английских классиков и целиком принадлежит XIX веку. В «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» честная женщина, пойдя на преступление за своё счастье, гибнет на эшафоте. Героиня Гарди наделена редким очарованием, ее образ особенно трогает читателя. В радостях и страданиях женской души, пламенной и самоотверженной, но легко ранимой, беззащитной перед грубой силой,. Выразились и его омраченная печалью восторженность, и переполнявшие его горечь и негодование. Многие английские романисты, предшественники Гарди, писали о падении женщины, делали горькие наблюдения, будившие совесть, будоражившие мысль. Однако никто из них не связал с этой темой столько кричащих вопросов, не тронул так резко больное место, не высказал столь жесткого упрека обществу. Он сознательно назвал Тэсс «чистой женщиной» и заявил, что говорит только правду. Тэсс – персонаж трагический. Однако ни страсть, ни волевое устремление, ломающее препятствия, сталкивающее разноречивые интересы, не владеют ею. Душевная чистота – пленительное и безобидное свойство – вот ее пафос. Она готова страдать, безропотно переносит все лишения судьбы, занимается самой тяжелой работой, терпит насмешки. Тэсс из рода д Эрбервиллей - классический роман о трагедии и утрате. Любовь и преступление причудливо переплелись в судьбе юной Тэсс, нищей наследницы древнею рода, обреченной на роль содержанки - и готовой переломить эту судьбу ценой собственной жизни.

«Общество неспящих господ», как иронически называл Гаршин изображенных им собеседников, легко ассоциировалось в сознании читателя с самыми различными и иногда даже очень гуманными направлениями в различных интеллигентских кружках, участники которых предлагали окончательные и, с их точки зрения, единственно правильные способы переустройства жизни. В некоторых случаях деятельность этих кружков легко прекращалась властями, и тогда члены их могли говорить, что они пострадали за свои убеждения.

В более сложных случаях оказывалось, что предлагаемые теории упрощали реальную сложность жизни, как это было с народниками, создавшими явно идеализированный образ народа. Реальный мужик не вмещался ни в какие придуманные ему рамки, разрушая такие стройные и логичные теории. Для тех, кто целиком переносил содержание этой аллегории на современную действительность, она стала еще одним основанием для упрека Гаршину в пессимизме.

Один из лучших рассказов Гаршина — «Красный цветок» — можно рассматривать как ответ писателя на этот упрек. Герой рассказа верит, что «скоро распадутся железные решетки, все эти заточенные выйдут отсюда и помчатся во все концы земли, и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте». Этим он и отличается от героев аллегории «То, чего не было», не умевших сказать ничего путного о «будущей жизни».

Обитатели оранжереи и философствующие на лугу насекомые и животные живут в ограниченном, замкнутом мире, герой же «Красного цветка» ощущает свою связь с миром и космосом. Даже звезды сочувствуют ему и посылают свои «бесконечные лучи», «проникавшие до самого его сердца». Герои ранее написанных аллегорий слишком узко, только в рамках своего опыта воспринимали мир.

Герой же «Красного цветка» видит «равновесие всего мира», в котором, нейтрализуются противоположные начала. При этом ему не чужд и своеобразный практицизм, и трезвый реалистический взгляд на мир.

В отличие от пальмы он не одинок и окружающих его больных считает своими товарищами: «Все они, его товарищи по больнице, собрались сюда затем, чтобы исполнить дело, смутно представлявшееся ему гигантским предприятием, направленным к уничтожению зла на земле».

Подчеркивая это, Гаршин вводит многозначительную деталь: больные носят колпаки с красным крестом, которые были куплены после того, как побывали уже на войне. Этому красному кресту больной придавал «особое, таинственное значение».

Красный цвет вообще постоянно окружает героя. Стены и своды ванной, куда первоначально отвели его, были выкрашены «темно-красною масляного краскою». Одели его в халат из «бумажной материи с широкими красными полосами».

Когда больному ставят мушку — операция, которую он принимает за пытку и издевательство, — он срывает ее с затылка вместе с кожей, оставив обнаженную красную ссадину. Красный цвет становится для него символом зла и невинно пролитой крови. Напротив, красный крест воплощает в себе героическое самопожертвование.

И все-таки, несмотря на весь героизм, высоту идеалов и самопожертвование, герой рассказа — сумасшедший. Один из главных вопросов рассказа — в чем основной пункт его помешательства?

Герой ощущает себя великим мыслителем, познавшим тайны мира, и большинство его монологов начинается со слова «я»: «Я достиг реально того, что выработано философией. Я переживаю самим собою великие идеи о том, что пространство и время — суть фикции. Я живу во всех веках. Я живу без пространства, везде или нигде, как хотите...». Он противопоставляет себя всей остальной массе: «Я заметил, что тут есть еще несколько таких же.

Но для остальной толпы такое положение ужасно». Он ощущает себя избранником и уверен, что спасти мир может только он и никто другой: «Я послал бы вас, но это могу сделать только один я». «Он видел себя в каком-то волшебном, заколдованном круге, собравшем в себявсю силу земли, и, — подчеркивает Гаршин, — в горделивом исступлении считал себя за центр этого круга».

Столь великий человек и совершить должен только великое дело. Он — «первый боец человечества»; ведь «до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира». При этом зло мира для него сосредоточилось в чем-то одном, конкретном и вещественном.

На самом деле зло сложно и многообразно, оно рассеяно в мире, формы его многочисленны, и даже самый героический человек не способен сразу и навсегда уничтожить его. Это и есть основной пункт его помешательства.

Но для Гаршина вера в то, что зло может быть побеждено, всегда должна быть у человека; борьба с ним, даже если благие результаты не наступят мгновенно, — единственное средство, которое может принести человеку счастье. Если Attalea princeps умирает, испытав великое разочарование, а философствующие собеседники из аллегории «То, чего не было» гибнут, не заметив своей гибели, то герой «Красного цветка» умирает счастливым, и это счастье заслужено им.

Герой рассказа «Красный цветок», для того чтобы принести людям счастье, должен был уничтожить красный мак и впитать в себя его яд. В действительной жизни борьба — это всегда борьба человека с человеком. Что допустимо и что недопустимо, гуманно и негуманно в этой борьбе, может ли самая великая и благородная цель быть достигнута негодными средствами, — такова в самой общей форме основная тема последних произведений Гаршина.

Повесть «Надежда Николаевна» (1885) — самое крупное произведение писателя — продолжает тематику рассказа «Происшествие». Его героиня — падшая, но гордая женщина — встречает талантливого, благородного, доброго художника.

Тема лжи самому себе звучит и здесь, но не занимает центрального места. Она связана в повести с образом Бессонова. Это человек, мыслящий рационалистически, ни в чем не сомневающийся, который раз и навсегда твердо и однозначно решил все вопросы. Встретив Надежду Николаевну, он приходит к мысли, что такие женщины никогда не поднимаются, и ведет себя в соответствии с ней.

Трезво оценив своего друга Лопатина, Бессонов говорит ему, что он никогда не сможет нарисовать Шарлотту Корде, убившую Марата. «Надо это в своей крови иметь, — говорит он. — Надо быть потомком тех людей, что пережили и Марата, и Шарлотту Корде, и все это время. А вы что? Мягчайший русский интеллигент, вялый, слабый! Надо быть самому способным на такой поступок. А вы? Можете ли вы, когда нужно, бросить кисть и, выражаясь высоким слогом, взять кинжал?».

Бессоновтвердо знает, зачем живет, и знает, что счастье только в труде. Он человек сильной воли и полагает, что всегда может владеть своими чувствами. Точную характеристику Бессонову дает друг Лопатина Гельфрейх: «У этого человека в голове всё ящики и отделеньица; выдвинет один, достанет билетик, прочтет, что там написано, да так и действует». Эти качества подчеркнуты портретом Бессонова — у него «четвероугольный череп».

Но трезвые и рационалистические мысли Бессонова постоянно опровергаются жизнью. Надежда Николаевна оказывается способной к возрождению, а сам Бессонов не может справиться со своими чувствами. Он забрасывает свой труд, в котором всегда видел единственный смысл и счастье. «Мягчайший русский интеллигент» оказывается способным «поднять кинжал» и убивает Бессонова.

Так в рассказе ведется спор с «математичностью» рационалистического мышления. Этот спор приобретает дополнительную глубину благодаря введению в рассказ сюжетов, взятых из фольклора и истории и служащих основой для картин двух художников — Лопатина и Гельфрейха.

Лопатин хочет изобразить Шарлотту Корде как «фанатика добра», совершающего «подвиг-преступление». По замыслу художника, в этом образе должны соединиться «решимость и тоска, гордость и страх, любовь и ненависть», т. е. он предполагает то соединение несоединимого, которое решительно отверг бы Бессонов. И самая главная трудность кроется в противоречивой позиции героини картины: ради добра и справедливости она должна убить человека.

Та же проблема стоит и перед художником Гельфрейхом, только он берет сюжеты из более древней истории. Он решает изобразить Илью Муромца, который всю жизнь думал, что верит в Христа и исполняет его заповеди, но при этом убил великое множество «печенегов, и татар, и разбойников».

Гельфрейх хочет изобразить Илью Муромца, читающего Евангелие как раз в том месте, где говорится, что, получивши удар, надо поставить себя под другой. Композиция рассказа строится так, что оба сюжета совпадают с сюжетом рассказа: в финале его Лопатин убивает Бессонова, который стреляет в Надежду Николаевну. Итак, три разные истории объединены одной проблемой: допустимо ли добро, в основе которого лежит убийство, и нужно ли на зло отвечать злом?

В повести дается три варианта ответа. Первый ответ тот, который, по мысли Гельфрейха, дает Илья Муромец: «Хорошо, если ударят меня, а если женщину обидят, или ребенка тронут, или наедет поганый да начнет грабить и убивать твоих, господи, слуг? Не трогать? Оставить, чтобы грабил и убивал? Нет, господи, не могу я послушаться тебя! Сяду я на коня, возьму копье в руки и поеду биться во имя твое, ибо не понимаю я твоей мудрости, а дал ты мне в душу голос, и я слушаю его, а не тебя!..».

Второй вариант ответа дает герой рассказа. После того как его полностью оправдал суд, учтя все обстоятельства убийства, он говорит себе, что «для человеческой совести нет писаных законов, нет и учения о невменяемости, и я несу за свое преступление казнь». Обычно этот ответ сопоставляется с учением Толстого, который действительно оказал сильное влияние на Гаршина.

Но подобная постановка вопроса, может быть, даже в большей степени близка Достоевскому, который, всегда выступая против смертной казни, даже за убийство, считал все же недопустимым, чтобы в суде человеку, убившему другого, говорили, что он невиновен. Оправдан, но виновен. Вот, по мнению Достоевского, ответ, согласный с требованиями человеческой совести. К такому ответу приходит и герой гаршинской повести.

Если Илья Муромец отвергает евангельскую истину, подчиняясь требованию совести, то Лопатин отвергает «светское», государственное решение вопроса. Это два крайних полюса решения проблемы.

Сам Гаршин ближе всего к мнению Гельфрейха. Он считает, что это один из самых главных вопросов человечества, однозначного ответа на который пока не существует.

Гельфрейх говорит Лопатину: «Ты скажешь, что вопрос уже поставлен? Верно! Но этого мало. Нужно задавать его каждый день, каждый час, каждое мгновенье. Нужно, чтобы он не давал людям покоя». Таков третий вариант ответа.

Повесть «Надежда Николаевна» начинается с того, что умирающий Лопатин пытается объяснить, зачем он пишет свои записки, составившие содержание этого произведения. Лопатин задает вопрос: какой интерес могут представлять его записки для читателей? Тема их, считает он, не может быть интересна людям, «привыкшим заниматься если не мировыми, то общественными вопросами», тем более что они написаны еще молодым человеком, который «истории не делал и не видел, как она делается».

Действительно, изображение традиционного «любовного треугольника» не располагает к постановке исторических и общественных проблем. Но для Гаршина нет разграничения между вопросами частными, личными и общественными. В истории любви можно увидеть историю человечества, и от того, как каждый человек решает для себя проблемы добра и зла, зависят судьбы мира.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

3 Проблемный урок по рассказу В.М.Гаршина "Красный цветок"

Тема урока : «Герой или безумец» (проблемный урок по рассказу В.М.Гаршина «Красный цветок»)

в 10 классе

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя В.М.Гаршина, выявить основную идею рассказа «Красный цветок».

Задачи урока:

Образовательные:

Повысить уровень восприятия художественного текста, умение «видеть» авторскую позицию

Познакомить с понятием «образа-символа»

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы

Развивать навыки анализа художественного произведения

Воспитательные:

Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

Воспитывать интерес к литературе, как к искусству слова.

Эпиграф урока

Человек в «Красном цветке» больше мирового зла, которому бросает вызов. В.И.Прудоминский . ("Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина" - так назвал свою книгу о нём В.И. Прудоминский).

Основные виды деятельности учащихся: сообщение о биографии писателя, устные ответы на вопросы, работа с текстом, работа с литературоведческим понятием, инсценирование отрывка, работа с портретами писателя, составление ассоциативного словаря.

Ход урока :

Организация класса, установка на активную деятельность

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.М.Гаршина, проанализируем его лучшее произведение - рассказ «Красный цветок», введем новое понятие «символ», и ответим на проблемный вопрос, который и является темой нашего урока «Герой или безумец?».

Запишем число и тему урока в тетрадях и прочтем эпиграф. Ребятам было дано опережающее задание: подготовить сообщение и презентацию по биографии писателя.

Изучение новой темы.

Выступление учащихся, презентация.

Слово учителя.Итак, вы прочитали лучшее произведение писателя В.М. Гаршина «Красный цветок» . Если выразить одним-двумя словами, то какие чувства, эмоции, ощущения возникли у вас после прочтения рассказа? (Герой вызывает сочувствие ). Почему?

Попробуем разобраться и прейдем к анализу рассказа.

Беседа по вопросам. Анализ рассказа. Работа с текстом.

Когда мы встречаемся с героем рассказа?

Какую знаменательную первую фразу произносит герой? Что значит слово ревизия? обследование, проверка, контроль, осмотр, пересмотр, инспектирование; переворот, перелом, перелицовка, перемена , обновление. Можем ли мы сказать, что эта фраза героя символична? Что она подразумевает? (Мир нуждается в обновлении).

Ревизию чего собирается производить герой?

Осознает ли он, где находится?

Почему герой, зная, где находится, не сопротивляется, а сам идет в отделение?

(Герой интеллигентный, свободолюбивый, гордый человек)

Почему у героя нет имени?

Какие краски преобладают при описании больницы?

Как больница действует на больного?

Итак, в первой главе определены две противоборствующие силы. Какие?

(Герой, наделенный духовными стремлениями и все-таки здравым смыслом, и больница, подавляющая их. Больница, как особый замкнутый мир, имеет своего идеолога.)

Кто им является?

Как зовут доктора?

Можно ли сказать, что образ доктора символичен?

Символом чего является доктор? Символом власти. Больница? Несвободы.

4. Инсценирование разговора главного героя с доктором.

- Какое ключевое слово произносит герой в этой сцене?

(Именно в разговоре с доктором герой произносит слово зло .)

Способны ли они понять друг друга?

Кто из них вызывает сочувствие?

(Больной думает не о своем благополучии, а о спасении несчастных больных, он не самодоволен, как доктор, он страдает. Те условия, в которые поставлен больной, не дают ему никаких шансов для борьбы. И все же он борется.)

С чем связано дальнейшее повествование в рассказе? (С борьбой героя с тремя красными цветами)

Почему герой, несмотря на «необыкновенный аппетит, катастрофически терял вес?

(Им овладела мысль о цветке)

Что это были за цветы?

Какими они кажутся герою?

Опишите лицо героя, когда он смотрит на цветок. (Можно зачитать отрывок)

Символом чего становится цветок для героя? (символом мирового зла)

5. Слайд. «Символ» Приведите примеры символов из жизни.

Почему герой видит цветы иначе, чем все остальные?

Какие чувства вызывает герой?

Как изменилось лицо героя в финале рассказа. Найдите в тексте последний абзац, прочитайте. (Работа с текстом)

Почему оно стало спокойным, умиротворенным? (Он спас человечество от зла, унеся его с собой, хотя и ценой собственной жизни).

Почему он сжимал цветы на груди?

6. Работа в группах: (1-2 минуты на обсуждение)

1 группа. Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа главного героя»

2 группа. Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа доктора»

3 группа. Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

После ответа 3 группы сообщение учащегося о переписке Гаршина и Тургенева.

7.Сообщение учащегося

4 группа. Задание. Определите отношение автора к герою. Докажите свою точку зрения.

Ответы спикеров групп.

Ответ 4 группы. Ответы учащихся (1 минута для каждой группы)

Работа по сравнению двух портретов В.М. Гаршина.

Какое настроение вызывает у вас первый портрет?

Какое из изображений понравилось вам больше и почему?

Какие состояния Гаршина передал художник в этих портретах?

Учитель после ответов учащихся : На первом портрете писатель изображен в лучшие свои минуты, когда в нем совершалась возвышенная духовная жизнь, было состояние внутренней гармонии. На втором портрете он предстает в минуты внутренней боли, страшного напряжения. Знакомство Гаршина с Репиным относится к 1882-1884 годам. В это время художник работал над картинами «Не ждали» и «Иван Грозный», а писатель - над «Красным цветком». Репин сразу загорелся желанием сделать портрет Гаршина. «В характере Гаршина главною чертою было - «не от мира сего» - нечто ангельское... Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда еще до его звонка. А входил он бесшумно и всегда вносил с собою тихий восторг, словно бесплотный ангел. Гаршинские глаза, особенной красоты, полные серьезной стыдливости, часто заволакивались таинственной слезою», - вспоминал Репин. Он выбрал писателя в качестве модели для образа царевича Ивана: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было нужно для моего царевича». Через год Репин создает большой портрет писателя.

Обобщение:

Можно ли связать идею рассказа «Красный цветок» с личностью Гаршина, его судьбой? Вспомните факты биографии писателя, о которых вы узнали в начале урока. (Ответы учащихся)

Работа над эпиграфом. Слайд

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл этой фразы?

Итак, ответим на вопрос: герой или безумец?

Подведение итогов урока.

Учитель: Гаршина тяготила несправедливость современной жизни. Своим творчеством он протестовал против социального уклада, основанного на бездушии и насилии. Но жизнь в своей сущности не теряла для него своего обаяния.

Свой литературный путь Гаршин закончил веселой сказкой для детей.

Рефлексия.

Что узнали нового на уроке?

В чем актуальность рассказа в наше время?

Какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о смысле жизни?

Домашнее задание: написать эссе на тему «Смерть – победа или поражение главного героя?»

Оценки за урок.

Дополнительные сведения:

В октябре 1881 года В.Гаршин по совету своей матери пишет письмо Ивану Сергеевичу Тургеневу. «… я написал ему коротенькое письмецо. Иван Сергеевич счёл нужным ответить следующее: «Любезнейший Гаршин, как мне было приятно получить от вас (правда, давно уже) письмо и как мне совестно, что я так долго не отвечал вам. Посылаю теперь к вам несколько строк через вашего брата Евгения».

Иван Сергеевич в ответном письме успокаивает Гаршина, говорит, что его болезнь пройдёт, и он оставит «заметный след» в русской литературе. Тургенев сообщает Гаршину: « Я и в прошлом году рассчитывал на то, что авось вы у меня погостите; а уже в нынешнем вы, наверное, мне не откажете. Из всех наших молодых писателей вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта...».

«Приободрение» И.С. Тургеневым молодых писателей говорит о щедрости его души и сердца, таланте не только литературном, но и человеческом.

1 группа.

Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа главного героя»

2 группа.

Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа доктора»

________________________________________________

3 группа.

Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

______________________________________________________

4 группа.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Характеристика литературного героя (образа главного героя рассказа «Красный цветок»

Образование ___________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Характеристика литературного героя (образа доктора в рассказе«Красный цветок»)

Место, занимаемое героем в произведении _____________________________________________________________________________

Образование, род деятельности ___________________.

Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Манера держаться, внешность, особенности костюма _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Понимание героем целей жизни, его основные интересы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение других действующих лиц к данному герою _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Цели урока:

  1. На примере изучения рассказа “Красный цветок” раскрыть понятие “образ-символ”.
  2. Формировать умение анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение.
  3. Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

1. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.

Мы прочитали рассказ В.Гаршина “Красный веток”. На прошлом уроке мы выяснили, что на всех он произвел большое впечатление, никого не оставил равнодушным. Сегодня на уроке мы продолжим обсуждение прочитанного, попытаемся осмыслить идейно-тематическое содержание и ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос сокрыт в эпиграфе. Давайте прочитаем его.

Человек в “Красном цветке”
больше мирового зла, которому
бросает вызов, хотя цена
победы его – жизнь.

В.И. Порудоминский

“Красный цветок”

Попытайтесь сформулировать вопрос. (Что есть мировое зло?)

Проблемный вопрос (записан на доске):

Анализируя рассказ, вы также должны будете доказать, какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о сложности жизни.

Кроме того, сегодня на уроке мы введем новое литературное понятие. Ну и конечно, каждый для себя сделает какой-то вывод из прочитанного.

Мы остановились на том, что у всех вас герой вызывает сочувствие. Даже у автора, т.к. он очень выразительно, подробно, до жути, описывает и душевное, и физическое состояние больного.

2. Беседа по вопросам. Работа с текстом.

Какие поступки выдают в герое больного человека, а что говорит о том, что в своих действиях он последователен?
- Охарактеризуйте образ доктора. Каково его описание по сравнению с описанием больного?
- Какие прилагательные использует автор при его описании?
- Почему герой считает, что доктор делает зло?
- Кому еще противопоставляет себя больной? Что его отличает от остальных пациентов и от доктора?
- С каким чувством автор описывает доктора? Объясните причину неприязни.
- В чем заключается проблема, которую пытается решить больной? О чем думает герой? (В отличие от других пациентов, у него есть мысль!)
- Найдите описание цветов. Какими вам представляются цветы, с которыми борется герой?
- Какими они кажутся ему?

Итак, красные маки стали для героя рассказа символом зла.

Давайте поработаем с понятием “символ”. (Проверка домашнего задания: учащиеся рассказывают о происхождении слова “символ”)

Какие символы вы знаете? (дорожные знаки, хлеб-соль – символ гостеприимства, книга, глобус–символ знаний, голубь – символ мира).
- Сделайте вывод, ради чего герой жертвует жизнью?
- Вспомните, герой какого произведения зарубежной литературы также боролся со злом, и его тоже сочли сумасшедшим? (“Дон Кихот” М. Сервантеса)

Разве идея спасти мир – это бред? И все, кто готов пожертвовать собой ради благополучия других, – сумасшедшие? Это проблема одного человека или всего общества?

Определите тему рассказа. (Тема противостояния злу).
- А определить идею произведения нам поможет сопоставление его со стихотворением А.С.Пушкина “Анчар”.
- Что символизирует собой Анчар? Анчар – древо смерти, яда, воплощение зла.

Проверка индивидуального задания: учащийся читает наизусть стихотворение “Анчар” А.С. Пушкина, дает краткий литературоведческий комментарий.

3. Вывод по уроку.

Итак, зло существовало всегда: и в древности (вспомните мифы Древней Греции), и во времена Пушкина, и в наше время.

Сделайте вывод, какую мысль хотел донести до нас автор? (злу нужно противостоять, со злом нужно бороться)

А если вспомнить время, в которое жил Всеволод Гаршин, то, наверное, становится понятно, что побудило его написать этот рассказ. Мы говорили о времени правления Александра III, о его преобразованиях, которые были названы “контрреформами”, о том, что их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, способных создать оппозицию политике правительства. Гаршина волновало бездействие, отсутствие сопротивления. Об этом он и говорит в своем рассказе, поэтому и были о нем произнесены такие слова:

Ты грустно прожил жизнь.
Больная совесть века
Тебя соделала глашатаем своим…

А теперь ответьте на вопросы, которые записаны на доске. В чем актуальность этого рассказа?
- Какова его проблематика – философская или социальная?

4. Домашнее задание.

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: “ Почему зло предстало больному в образе красного цветка и отчего герою не жаль своей жизни в борьбе со злом?”

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры