Где проживают арабы. Откуда произошли арабы

Главная / Любовь

Первая мистификация – происхождение арабов. Сегодня арабы полагают, что являются потомками Аврама (Ибрагима, Ибрахима, Абрахима) через его старшего сына Исмаила (Исмаэля), что позволяет им вписать себя в священную историю.

Они утверждают, что храм Кааба в Мекке был построен Адамом, отремонтирован его сыном Сетом и восстановлен Аврамом (Ибрагимом). Пророк Мухаммад даже обвинил арабов в том, что они превратили место, которое было изначально предназначено для мечети, в языческое капище: ко времени Пророка Мухаммада вокруг Каабы в Мекке стояло 360 идолов!

Эта история очень запутана. Мне не хотелось возвращаться к Библии. Я надеялся, что обойдусь в дальнейшем без ее текстов. Но усиленно пропагандируемые материалы исламистских "исследователей" требуют доказательств невероятности их мистификаций. И потому начинаем мы с библейского варианта истории.

Потоп принес ковчег на Арарат. Когда вода начала спадать и голубь не вернулся, из ковчега вышли Ной и его три сына: Хам, Сим и Иафет. «От них распространились народы по земле после потопа». Потомство детей и внуков Иафета заселило близлежащие земли. Потомки Хама заселили земли к югу до Красного моря и Персидского залива. Библия упоминает царства Вавилон, Эрех, Аккад и Халие в земле Сеннаар, а также племена филистимлян, ханаанеев, иевусеев, аморреев: «И были пределы Ханаанеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» - это северо-западная часть Аравийского полуострова до Средиземного моря и Синая.

Согласно Библии у Евера – потомка Сима в третьем поколении было два сына: Иоктан и Фалек. Потомки Иоктана и его 13 сыновей заселили пространства "от Меши до Сефара, горы восточной"(Бытие,10:30). Меша известна как Мекка, а пространства эти – Аравийский полуостров (Arabian): от Красного моря и Синая на западе до Персидского залива на востоке, от Сирии и Ирака на севере до Аравийского моря (Индийского океана) на юге. Громадная территория, более двух миллионов квадратных километров пустынной, бесплодной земли, почти безводной и лишенной растительности. Эта земля и обозначается словом "араб". На заре истории этим словом называли Аравийский полуостров и населявшие его народы.

Ветвь потомков Сима через Евера и Фалека приводит нас через 4 поколенья в Ур Халдейский в дом Фарры к его сыну Авраму. Далее было в выпуске №8. Да, арабы и евреи имеют общее происхождение. Но предком арабов является сын Евера Иоктан, а не Аврам (Ибрагим, Абрахим), как это представили на заре ислама Пророк и его последователи. У них нет никаких доказательств, тем более, что (согласно Библии) Аврам был евреем, а не арабом(!), монотеистом (а не язычником). Монотеизм арабов (ислам) появился на тысячелетия позже. Первенец Аврама – Ибрагим, рожденный служанкой Сары египтянкой Агарь (Хаджар, Кетура), также не мог быть арабом или прародителем их. Так как арабы-язычники за 2,5 тысячелетия до н.э. уже жили на Аравийском полуострове. Он не мог быть язычником как сын Авраама, а тем более мусульманином, так как ислам появился через тысячи лет.

Ов, мн. arabes pl. 1. Народ семитской этноязыковой группы. БАС 2. Мы взяли от Арапов науку рифмотворствовать. Ист. ром. 69. Я решился назваться не Европейцем, а Багдадским Арабом. Пант. ин. сл. 2 255. Сие уважение имеют не только к женщинам… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Современная энциклопедия

- (самоназвание аль араб) группа народов (алжирцы, египтяне, марокканцы и др.), основное население арабских стран Зап. Азии и Сев. Африки. Общая численность св. 199 млн. человек (1992). Язык арабский. Большинство мусульмане … Большой Энциклопедический словарь

АРАБЫ, арабов, ед. араб, араба, муж. Народ, населяющий Аравию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРАБЫ, ов, ед. араб, а, муж. Населяющие Западную Азию и Северную Африку народы, к к рым относятся алжирцы, египтяне, йеменцы, ливанцы, сирийцы, палестинцы и др. | жен. арабка, и. | прил. арабский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова

Арабы - (самоназвание аль араб) группа народов общей численностью 199000 тыс. чел. Регионы расселения: Африка 125200 тыс. чел., Азия 70000 тыс. чел., Европа 2500 тыс. чел., Америка 1200 тыс. чел., Австралия и Океания 100 тыс. чел. Основные страны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ов; мн. Обширная группа народов, населяющих страны Юго Западной Азии в районе Персидского залива и Северной Африки; представители этих народов. ◁ Араб, а; м. Арабка, и; мн. род. бок, дат. бкам; ж. * * * арабы (самоназвание аль араб), группа… … Энциклопедический словарь

арабы Этнопсихологический словарь

АРАБЫ - представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Арабы бодрые, жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

арабы - Африки (самоназвание — аль араб), группа народов. Составляют большинство населения Египта (египетские арабы), Судана (суданские арабы), Ливии (ливийские арабы), Туниса (тунисские арабы), Алжира (алжирские арабы), Марокко (марокканские арабы) … Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Арабы , . Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство`издание Книжного магазина П. В. Луковникова`). В…
  • Арабы , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство "издание Книжного…

Существовал ли в действительности арабский народ, населявший территорию от восточных побережий Атлантики до Индийского океана? Нет. Термин «арабы» не относится к расе или народности, если только речь не идет об арабских лошадях. Современный мир насчитывает двадцать две арабских страны, в которых проживают представители всех рас, чернокожие и берберы, в том числе. Возможно, термин «арабы» подразумевает под собой вероисповедание? Например, ислам... Тоже нет. До ислама население аравийского полуострова было политеистично. Там же проживали и евреи и христиане. Арабские евреи, также как и христиане-арабы реалии сегодняшнего дня. Несмотря на демографические данные предоставляемые странами Ближнего Востока, многие специалисты полагают, что в мире насчитывается несколько миллионов арабов, исповедующих христианство. В Египте по подсчетам проживает самый большой процент христиан арабов около 6-7 миллионов.
Что же в действительности означает слово «араб»? Согласно известному хадису (преданию о поступках и изречениях Магомета) , араб - этот тот, кто говорит на арабском языке. И в наши дни это утверждение не утратило своей силы. Именно поэтому Арабская лига включает в себя Ливан, немусульманскую страну. Эта международная организация всеми силами старается, чтобы ее не отождествляли с Лигой мусульманских стран, в которую входят пятьдесят семь государств. Среди арабских стран мы находим Египет, Сирию, Ливан, Палестину, Ирак, страны, в которых проживает и еврейское и христианское население.
Так как же все-таки описать арабов? В хронологическом масштабе присутствие арабов на Ближнем Востоке намного опережает исламские завоевания, начавшиеся здесь в VII веке. Начиная с Х в. до н. э. мы находим арабов вне Аравийского полуострова, в то время термин означает скорее культурную, географическую принадлежность. Самое первое упоминание термина встречается в описании событий в правление Салманасара III, короля Ассирии, в котором рассказывается о его победе в 853 до н. э. при Каркаре (в настоящее время Тель Каркар, в долине Оронте, в Сирии) над коалицией противников, среди которых правители Дамаска, Гамы, Ашаба, Израиля, а также «Джиндибу Арабский» с тысячей верблюдов. Упоминающийся вместе с королем Северной Финикии и сыном короля Арама, правившего на на юге Сирии, Джиндибу Арабский приходит не с Аравийского полуострова, чтобы встретиться с правителем Ассирии в Каркаре. Скорее всего он - кочевник из сирийских пустынь. Все его войско выступает в поход верхом на верблюдах. Эти животные как раз и использовались для ведения торговли и передвижения в пустынях Сирии и Аравии.
Поскольку речь зашла о верблюдах, развеем по ходу повествования общеизвестный миф. Некоторые историки, в основном греческие и римские, рассказывают о битвах, в которых арабы скачут верхом на верблюдах прямо в бой. Подобное никогда не существовало в действительности! Высокий рост верблюда не позволяет ему маневрировать в ограниченном пространстве, что сильно мешает воину-наезднику. Кроме того, сам наездник становится хорошей мишенью для лучников. Поэтому на верблюда, как правило, взбиралось два воина. Один из них погонял животное, другой, лучник - защищал напарника и верблюда. Во время боя наездники всегда спрыгивали на землю.
Сразу же после победы при Каркаре ассирийцы продолжают свой поход далее на восток, где все чаще и чаще встречаются с арабами. В 738 г. до н. э. мы находим Забиб, королеву арабов, в списке данников Теглата-Фалазара III. Четыре года спустя другая арабская королева - Самси присоединяется к антиассирийской коалиции. Побежденная, ей остается только бежать от завоевателей, она становится вассалом Ассирии. Подобные ассирийские списки, в которых встречаются многочисленные «королевы арабов» сильно смущают приверженцев исламской фаллократии. Доминик Шарпан, ассириолог и профессор в одной из высших школ Франции, однако, предостерегает от буквального перевода слова «королева» в неоассирийских текстах. По его словам, речь, скорее всего, идет о жрицах, нежели о политических лидерах или монархах. Что же касается титула «король», то, вероятнее всего, имеется ввиду глава племени, ни в коей мере не претендующий на автократическую верховную власть ассирийцев.
Все те же ассирийские тексты помещают арабов в первом тысячелетии до н. э. в Северную Сирию, сегодняшнюю Иорданию, вдоль знаменитой «Королевской дороги», соединяющей Дамаск и Акабу на Красном море, служившей купцам для транзита ладана и мирра, ввозимых из царства Саба (современный Йемен).
В VIII в. до н. э. складывается обширная сеть экономических взаимосвязей. Товары перемещаются между Средиземноморьем и Персидским заливом по караванному пути на верблюдах. Вдоль пути на больших перекрестках могущественные арабские плмена строят города и деревни. Без верблюдов, этих выносливых животных, подобная экономическая сеть не смогла бы существовать. Можно сказать, что верблюды вывели из изоляции средиземноморскую часть Аравийского полуострова.
Ладан или фимиам, в основном, перевозили по сухопутным артериям. Это белое клейкое вещество, собираемое по каплям с дерева (Boswelia sacra), которое встречается на всем протяжении от Хадрамута до Зафара (Йемен). Вначале его привозят и складируют перед большим храмом в Шабве, столице Хадрамута. Затем караваны везут его вдоль берега Красного моря до Майина. Первый этап и остановка - Тимна, столица королевства Катабан (все в том же Йемене). Затем караван идет в Мариб, где дорога поворачивает на север, в сторону Найрана. В Майине дороги расходятся. Одна из них продолжается в Герру, порт персидского залива, откуда ладан отправляется на рынок Ирана и Мессопотамии. Вторая - в Газу на Средиземном море, через Ятриб (современная Медина) и Петру (Иордания).
Согласно Плинию, между Тимной и Газой шестьдесят пять этапов-остановок. На каждом этапе с погонщиков взимаются разнообразные налоги и пошлины за проезд. Все это, безусловно, сказывается на стоимости драгоценной резины! В Газе по заоблачным ценам караванщики продают ладан, мирр, драгоценные камни и эссенции, которые затем превращаются в целебные мази, наркотики, косметику или духи. Все это позволяет владельцу каравана получить ощутимую прибыль, еще даже не вступив на путь, ведущий к восточным берегам Средиземного моря. В Риме в эпоху Нерона ладан продавался по цене в 6 раз превышающей начальную!
Древняя армейская пословица гласит «Не показывай арабу море, а сидонянину (выходцу из Саиды в Ливане) - пустыню, ибо тогда вместе они будут непобедимой силой против тебя». Уже в этом мы видим, что арабы в то время считались отдельным народом. Мы также знаем, что в действительности многие арабские народности происходят из Средиземноморья. Читаем у Геродота ок. 525 г. до н. э. : «От Кадита (Газа) до города Иениса (Шейх Зювейд) морские земли принадлежали королю Арабов». Другие источники также подтверждают, что Газа был преимущественно арабским городом. Не существует так называемой «арабской нации», несмотря на то, что разнообразные боги и богини присутствуют в разных арабских племенах, а также несмотря на то, что в минуту опасности арабы объединяются против общего врага. Мы также не находим гомогенного по своему составу арабского народа от Евфрата до Красного и Средиземного морей. Между торговцами из Газы и пастухами из Трансиордании все еще больше различий, чем общего.
Но настоящий раскол в рядах арабских общностей происходит после падения Ассирийской империи (587 г. до н. э.), затем империи ахеменидов (330 г. до н. э.) и завоевания Ближнего Востока Александром Македонским. Греческий становится основным языком, на котором ведется торговля и судопроизводство, греческая культура экспансируется на весь Ближний Восток. Вторжение воинов Македонского влечет за собой глубинные изменения во всем арабском мире.

Набатейцы воспользовались случаем и захватили бывшие земли Эдома, расположенные на юге современной Иордании, оккупировали Петру и сделали ее своим «городом роз», центром государства, простирающегося до Дамаска. Письменность у набатейцев была арамейской, но разговаривали они на арабском. Согласно некоторым греческим источникам, набатейцы - арабы, поскольку говорят на арабском и пришли из Аравии. Именно у греческих авторов ок. V в. до н. э. мы находим термин «арабы», который считался этнонимом.
Еще одно важное изменение, вызванное вторжением македонцев, это повторное появление на геополитической арене еврейского государства, буквально насильно построенного хасмонейской династией, обращавших огнем и мечом своих подданных в иудаизм. Иоанн Хиркан Первый (134-104 гг. до н. э) возвращает независимость Иудее. Он захватывает и опустошает Самарию и Идумею (бывшее королевство Эдом), а жителей обращает в иудаизм. Все это мы узнаем из трудов римского еврея, историка Иосифа Флавия: «Хиркан взял также города Идумею, Адору и Мариссу, подчинил себе всех идумеян и позволил им остаться в стране, при условии, что они примут обрезание и все законы иудейские. Из любви к своей родной земле, они соглашаются на обрезание и подчинение своей жизни иудейским обрядам и законам. Начиная с этого времени, они считаются настоящими евреями». Чуть позже многие из них станут христианами, в частности начиная с IV в., а затем, в VIII в. примут ислам!
Многие историки подтверждают, что сегодняшние палестинцы - это вчерашние евреи. Арабские евреи. Уменьшение численности еврейской популяции, начавшееся в III в. - это не последствия Исхода, а последствия сначала христианизации, а затем и исламизации местного населения.
Если в начале своего зарождения мусульманская империя культурно принадлежит к греко-арабскому этносу, то в VII в. она полностью становится арабской и арабский же становится официальным ее языком.
Подданные калифа становятся арабами, поскольку, как говорилось выше, они говорят на арабском. Евреи, христиане и мусульмане - все арабы. У них арабская культура и они находятся под властью мусульманских властителей, которые являются также арабами, в этническом смысле данного термина. Победа Абассидов в IX в. позволила получить доступ и различным уровням власти и другим национальным и социальным группам - персам и туркам.
Сегодняшние арабы являют собой национальную единицу связанную одной общностью - арабским языком. В последней половине первого тысячелетия до Р. Х. это население занимало на севере Аравийского полуострова приморские земли. Затем в ходе мусульманского завоевания в VII в. эта экспансия повлекла за собой арабизацию и исламизацию завоеванных народов от отрогов горных хребтов Загроса в Персии до морских владений Марокко.
По примерным подсчетам сейчас на Земном шаре проживает ок. 190 миллионов арабов. Они не формируют отдельную расу, у них много культурных, социологических различий, как много и этнических общностей. Их унитарное сознание базируется на культурной, а не религиозной общности. Сегодня араб может быть мусульманином, евреем или христианином. Поэтому бесполезно подводить этническую основу под культурные различия или сходства арабов, как делают это фундаменталисты, будь они мусульманами, христианами или евреями.

Группа народов . Арабский мир состоит из 20 стран Северной Африки и Ближнего Востока с населением около 430 миллионов человек . Язык арабский (семитская языковая группа), подавляющие вероисповедание — ислам.

Непростая арабская история

История арабского мира так многогранна и запутанна, что до сих пор историки высказывают свои версии.
Впервые об арабах упоминают древнейшие источники – ассирийские и вавилонские хроники. Немало говорится об арабском народе и в Библии. На страницах Священного Писания сообщается о появлении в Палестине племен пастухов из южных оазисов. Эти племена стали называться ибри, что означало «перешедшие через реку». Арабы считают своей родиной Аравию. Остров арабов – Джазират ал-араб – омывается Красным морем и Аденским, Персидским, Османскими заливами. Однако, если среди историков заходит спор о происхождении арабов, то указать конкретное место им все же трудно. По этой причине историю происхождения арабов представляют в виде нескольких территориальных зон:

1. Древнейшая Аравийская область,которая не совпадает с границами современного полуострова. Эта зона включает восточную Сирию и Иорданию.
2. Территория Сирии, Палестины, Ливана и Иордании.
3. Ирак, Египет, Ливия, Северный Судан.
4. Мавританская зона (Тунис, Марокко, Алжир, Мавритания, западная Сахара).

Занятия арабов

Среди арабов по типу занятости выделяют кочевников , земледельцев и горожан . Кочевники центральной и северной Аравии разводили овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Кочевые племена арабов не были в изоляции, так располагались в основном в окружении экономически развитых районов. Арабы- земледельцы неустанно трудятся на своих землях, так как хороший урожай прокормит семью и позволит сделать запас. На южных плантациях выращивают зерно, фрукты, овощи и даже хлопок. Типичный городской уклад жизни царит в Сане, Каире, Бейруте. Дубаи, Абу-Даби- роскошные города, куда стремятся попасть туристы, чтобы насладиться великолепием арабского государства. Арабы трудятся на производствах, ездят на машинах по своим делам, а дети посещают в школу. Обычные городские жители. О трагических событиях в Сирийском Алеппо известно всему миру. Здесь некогда цветущий город превращен в груду камней и руины.

Арабская культура

Наивысшего расцвета арабская культура достигла в период с 8 по 11 век. Арабы стали основоположниками математической науки, медицины, архитектуры, философии и поэзии. Ибн Аль-Хайсам свою жизнь посвятил точным наукам: математике, астрономии, физике и оптике. Он впервые осветил строение человеческого глаза. В астрономии прославился арабский ученый Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Медицинскую энциклопедию предоставил миру автор монографии «Канон медицины» знаменитый Ибн Сина (Авиценна). Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» известны на весь мир.

Обычаи и традиции арабов в современном мире

Арабы чтят свои традиции. Мужчина при встрече с женщиной всегда вступает в разговор первым. Приветствие двух мужчин проходит так: оба прикасаются щеками друг к другу, а затем хлопают поочередно по спинам. Неспешно относятся к времени не только в быту, но и на деловых встречах. Философское отношение к жизни лежит в основе такого типа поведения. Арабы не терпят суеты, спонтанности, беготни и нервотрепок. Однако, свои решения принимают обдуманно, следуя заранее намеченной системе. Спокойное, прохладное отношение к происходящему вовсе не означает, что араб таков же по темпераменту. Свободолюбивый правнук воинствующих предков, он может сиюминутно прийти в ярость и стать дерзким оппонентом. Арабская месть недаром называется кровной. Чтобы защитить свою поруганную честь или близких, арабы не побояться схватить оружие и вступить в сражение. Честь для араба – святое!

Семейный арабский уклад

В гостях в арабской семье вам будет достаточно уютно. Хозяин встретит вас радушием, усадит за стол и предложит ароматный кофе. В мусульманском мире принято уважительно относится к собеседнику, постараться сделать его пребывание в чужом доме максимально комфортным. Семья в арабском мире – первая жизненная ценность. В семью входит большое количество родственников, помимо супругов и их наследников. Власть мужчины в семье неоспорима, он защитник, кормилец, господин.

, Катар , Кувейт , Ливан , ОАЭ , Оман , Саудовская Аравия , Сирия
Регион проживания: Азия

АРАБЫ, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность. В Азии арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнские арабы), Иордании (иорданские арабы), Ирака (иракские арабы), Йемена (йеменские арабы), Катара (катарские арабы), Кувейта (кувейтские арабы), Ливана (ливанские арабы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; Объединенных Арабских Эмиратов арабы), Омана (оманские арабы), Саудовской Аравии (Саудовской Аравии арабы), Сирии (сирийские арабы); в Африке - Алжира (алжирские арабы), Западной Сахары (мавры), Египта (египетские арабы), Ливии (ливийские арабы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканские арабы), Судана (суданские арабы), Туниса (тунисские арабы). В Израиле , Иордании , Ливане , Сирии и других странах живут палестинские арабы; арабы живут также в Турции , Иране , Афганистане , Индонезии и др. странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность около 167 млн. чел., из них в Азии свыше 56 млн. чел.; в Африке свыше 107 млн. чел. Относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т. д.). Современный разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы: аравийские, йеменские, иракские, сиро-ливанские, египетские, суданские, магрибские, хасания, шува и др. На новоарамейских диалектах северной подгруппы западно-семитских языков говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака . Часть арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы семитской группы афразийской семьи: шахри, ботхари, харсуси в Омане , махра и сокотрийцы в Йемене . Письменность на арабской графической основе.

Основная масса арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты; есть шииты разных толков: в Иране (где составляют подавляющее большинство), Ираке , Сирии , Ливане , Кувейте , Бахрейне , ОАЭ , Саудовской Аравии , Йемене и др., в том числе друзы и нусайриты; ибадиты (в арабских странах Персидского залива и в Северной Африке). Среди арабов-христиан - копты Египта , марониты и православные Ливана , мелькиты (Ливан , Сирия , Иордания и др.) и др.

Предки арабов - племена Аравийского полуострова, у которых во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Первые северо-арабские государства 1-го тыс. до н. э. - 1-го тыс. н. э. - Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихь-ян, Гассан, Лахм и племенные объединение Центральной Аравии Кинда - не консолидировали племена Аравии в единый этнос. Это произошло с появлением ислама и созданием Арабского халифата (7 в.). С началом арабских завоеваний (1-я треть 7 в.) этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (конец 19 - начало 20 вв.), освободительная борьба арабов против европейских колониальных держав в 20 в. привели к политическому освобождению арабского мира, консолидации арабской наций.

Большинство арабов - крестьяне-феллахи, занятые пашенным земледелием, кочевым скотоводством, садоводством и огородничеством. Основа родо-племенной организации - линидж, имеющий общего предка по мужской линии и связанный обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Система родства в основном арабского типа. Традиционное жилище кочевников и полукочевников - четырёхугольная палатка из чёрной (обычно козьей) шерсти, иногда из брезента, оседлых арабов - каркасно-столбовое жилище. Дома крестьян и горожан относятся к различным вариантам средиземноморского типа (одноэтажный прямоугольный дом с внутренним двором). В зависимости от местности сооружаются глинобитные постройки, каменные дома-крепости, хижины из циновок и т. д. Религиозная и светская архитектура (памятники Дамаска, Багдада, Каира, Кордовы и др.) и декоративно-прикладное искусство арабов оказали большое влияние на мировую культуру. В одежде населения Южной Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, для внутренних областей полуострова - распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между мужской и женской одеждой часто состоит в отделке и способе ношения. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки и др. украшения нередко составляют единственное личное имущество женщин. У бедуинок бытует татуировка и раскрашивание лица, ладоней, ступней и тела. Многие мусульманки закрывают лица вуалями, масками или покрывалами. Современная одежда арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (иранских, турецких и др.) и европейских элементов.

Обычная пища бедуинов - верблюжье молоко, пресные пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки, финики. У оседлых арабов - каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи и т. д.; в зависимости от страны и сезона изредка мясо. Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).

Богат фольклор арабов, ставший источником классической арабской поэзии и тесно связанный с муыкальным творчеством. Основные музыкальные инструменты - бубен, барабаны, лютня, двуструнный или однострунный смычковый ребаб (прототип скрипки) и др.

Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих разрушают пережитки родо-племенных и патриархально-феодальных отношений.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры