Историческая легенда. Притчи и легенды

Главная / Любовь

Существует много легенд о Рождественской елке , связанных с духом или местом, где обитал дух, а также — с легендами о Древе Жизни и Древе познания Добра и Зла.

Героем наиболее популярной легенды стал предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам. Огоньки на ней были похожи на звезды на небе.

Ответ заключается в великой византийской стратегии кампании. Лео и правительство регента Зое знают час, если римляне не произошли вовремя, чтобы маршировать против Болгарии печенегов вождей пришли через Бессарабию могут предпочесть атаковать владения Симеона, несмотря на заключенный между ними и губернатором Херсонской сделки. Фока знает, что действия сухопутных войск должны быть откалиброваны с помощью движений флота Лапапина. Лев Фока серьезно зависит от времени. Вероятно, большинство из них - это войска с Балканских территорий и Малой Азии, которые ранее встречали болгар на поле битвы.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей серебряной мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

После уничтожения в Ахелой, Лев вернулся в Константинополь, собрал оставшиеся части такта и сел на север, чтобы не позволить болгарам войти. Вероятно, к его войскам присоединяются остатки сил, разбитых в Ахелое. В конце концов Симеон не рискнул отправить всю свою силу на юг, в результате чего один или два меньших войска, и он быстро вернулся в Преслав, чтобы встретить возможный второй элемент византийского вторжения - печенегов. Неоспоримые действия во Фракии и споры между бригадиром Романом Лапапиным и Джоном Хьюзом из германского лидера привели к провалу экспедиции по пекарне.

Существует версия, что Деда Мороза первыми придумали гунны : у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день полагалось ставить в домах елки, поскольку у гуннов ель считалась священным деревом. Получается, таким образом, что этой традиции уже 5 тысяч лет. Гунны и принесли ее в Европу. Затем они были разгромлены и остались только в Баварии, где и жили до XVI века, ни с кем не смешиваясь. Именно из Баварии новогодняя елка "пришла" во все европейские страны.

В чем причина того, что Вогас и Лакапин находятся в резком споре друг с другом, это вопрос, о котором мы можем только догадываться, но факт заключается в том, что Лакапину угрожает военный суд за его поведение во время кампании. Сохраняются только его значительные связи во дворе. В любом случае, печеницы узнают, что римская армия не будет продвигаться с юга, и в то же время византийские аристократы, с которыми они должны сотрудничать, ругаются между собой. Это заставляет головы хлебобулочных филиалов отступать на север и возвращаться на свои украинские земли, не причиняя вреда болгарам.

Первые наряженные елки появились на территории современной Франции в Эльзасе; как утверждают историки, это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: "На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем - и по всей Европе. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов. Разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков. Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века - здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

Битва при Ахелое, без всякого сомнения, является одним из самых серьезных болгарских достижений против Византии. В этом смысле битва - это тактический шедевр, подтверждающий мастерство Симеона как гаранта, но с стратегической точки зрения кампания кажется ничьей, учитывая, что она не приносит никаких положительных сторон с обеих сторон. Восстание сербов, спровоцированное Византией, предполагает, что у Империи есть и другие средства, чтобы привлечь внимание Симеона из Константинополя. Самое важное заключение этого текста касается вопроса о количестве армий.

Повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно - в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине 19 века.

Без необходимости грандиозного преувеличения болгарской армии битва при Ахелой справедливо занимает большую страницу в военной истории нашего народа. Официальная дата отмечается 31 октября. Традиционно этот праздник носить пользовательские страшные костюмы, обычно поклоняются молодых людей, ищущих различные развлечения.

Хэллоуин соединяет кроме страшными костюмами и Тыква-фонари. Тыквенные фонари для основного элемента, без которого праздник будет таким же. Легенда говорит, что фонарь называется Джек освещен и назван в честь ирландского пьяницы, который был грешником и не может попасть в рай. Из-за сделки с дьяволом, однако, не может идти в ад, и, следовательно, путешествовал с углеродом в выдолбленные репы по всему миру в ожидании суда. Когда праздник принес в Америку, репа была заменена тыквой.

В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". Этот праздник с елкой (хотя при Петре Великом елку не украшали, а украшали лапы, веточки), украшениями и карнавалами очень полюбился русскому народу.

Другая легенда рассказывает о человеке по имени Джек, который работал ночным сторожем на ферме. Каждую ночь, когда крейсерская зрения, он увидел вдали мигающие огни и часто шутил, что они были призраками, которые играют. И так как в то время не было ни электричества, охранник шел со старым деревянным фонарем.

Оттуда пришел его прозвище - Джек фонарь. Тыква вместо этого выбрал дерево, потому что это было так дорого. Ведьмы должны присутствовать на праздник со своей коническими шляпами, метлой и накидкой. Считается, что доминируют темные силы и ведьмы могут перемещаться в любой точке мира. Другой присущий характером Хэллоуина является летучей мышью с ужасающим зрением.

В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Публично в столице елки ставились только в 1852 году. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских, и деревенских домов, и в XX веке стали неотделимы от зимних праздников. Но в 1916 году рождественские елки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так в империалистическую Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что они пришли к нам из немецких традиций.

В ночь на 31 октября он очень популярен, чтобы сказать страшные истории и мифы, связанные с духами. Духи могут стать хорошей темой для шуток, особенно среди гуляющих в темноте. Черные кошки являются еще одним ключевым элементом праздника, для них это история, которая может проникнуть в мир мертвых.

Скелеты являются еще одним символом Хэллоуина, он утверждает, что дьявол идет о поиске кости мертвых людей. Здесь вы почувствуете пульс города: шумные толпы, сотни голубей, уличных музыкантов, кафе, рестораны, сады, цветочные магазины. Площадь - любимое место встречи. Отсюда вы можете арендовать один из многих вагонов и отправиться в романтический тур по городу. На площади построены собор Богоматери, городская башня, Сукиен-нише, памятник поэту Адам Мицкевич.

В 1918 году на елку ополчилась советская власть - но уже как на буржуазный предрассудок. В рождественских сказках не было ни Деда Мороза, ни зимней русалки Снегурочки - девы замерших вод. Одна только религия: вертеп, Вифлеемская звезда, хор ангелов и божественные чудеса, посылаемые только добрым детям. Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно. Корме того, оставалась языческая традиция - колядование на Святки.

Его центральный алтарь украшен 200 рисунками, представляющими сцены из жизни Девы Марии. Местные объясняют это двумя братьями, которые построили церковь. Они решили сделать одну башню для каждого из них, но Дион убил другого и сделал свою башню выше. Каждый час к нему подключается звуковая трубка, с которой соединена другая лента. Поскольку татары напали на Краков на удивление, траектория церковной башни дала трубу, но была поражена стрелой в горле. Собор расположен на главной торговой площади.

Замок Вавель - Пройдите через резиденцию бывших польских королей и посмотрите, как они жили. Дворец построен в стиле эпохи Возрождения с элементами готики. В декоративных дворцовых залах вы увидите голландские и немецкие картины из эпохи Возрождения, гобелены и мебель в стиле барокко, а королевские апартаменты ждут вас с золотом и серебром, посудой, рамами и одеждой ручной работы. В арсенале дворца хранятся доспехи, оружие, военные трофеи и флаги, захваченные в боях. «Волна» поднимается на склоне холма над рекой Вислой, откуда открывается невероятный вид на Краков.

Елка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея: праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только в 1949 году.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Современное здание не сохранило своей архитектурной архитектуры, потому что оно несколько раз менялось. Расположен на центральной торговой улице. Музей «Подполье площади» - расположен на центральной площади Кракова, как следует из названия. Экспозиции расположены в трех длинных коридорах. Для детей есть много образовательных игр и мультфильмов, связанных с историей города.

После большого пожара башня была полностью разрушена и перестроена. Сегодня он высотой 70 метров, построенный в готическом стиле, в нем есть театр, кафе и бюро туристической информации. Он поднимается на центральную площадь в Кракове. Исторический музей в Кракове - множество музеев и объектов в городе. Концерты, конференции и публичные лекции часто проводятся в залах музея. Он расположен на главной площади напротив собора Марии. Информация о рабочих часах и билетах здесь.

В Англии при дворе Генриха VIII в 1516 году была выставлена елка из золота, украшенная розами и гранатами. А до того в Англии в преддверии Рождества (этот обычай сохранился до сих пор) было принято украшать дом остролистом (чертополохом), плющом и омелой (жимолостью).
В центральных графствах Англии считалось, что если первая веточка остролиста, внесенная в дом, окажется колючей — в течение года главенствовать в доме предстоит хозяину, а если листья будут гладкими — хозяйке. Считалось, что остролист отпугивает ведьм.
Обычай целоваться под веткой омелы также зародился в Англии. Всякий раз, когда молодая пара целовалась под веткой, юноша срывал ягоду; когда ягоды заканчивались, заканчивались и поцелуи. Сейчас при украшении комнат букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы.

Репутация Барбакана - это была часть укрепления средневекового Кракова. Он имеет круглую форму диаметром 24 метра, с узким крытым коридором между внешней стенкой и внутренним двором, где защитники переместились в разные части. Сегодня в крепости проходят выставки, танцевальные представления и спортивные соревнования.

Флорианские ворота. Это один из восьми средневековых ворот Кракова и единственный сохранившийся. От него начинается улица «Флорианская», которая ведет к центральной торговой площади и на которой многие художники продают свои картины. Он находится за крепостью Барбакана.

В Скандинавских странах омела является главным героем новогоднего праздника. Ее веточки обычно покрывают красной и "серебряной" краской, подвешивают к ним стилизованные изображения двух сердец и украшают лентами.

Во Франции брат Наполеона I Жером Бонапарт, будучи королем Вестфалии, наряжал рождественскую елку яркими подарочными письмами, а его придворные-фавориты должны были снимать их. Первая елка была установлена во Франции в саду Тюильри. До сих пор во Франции, в Провансе на елку по традиции вешают ярко раскрашенные яичные скорлупки.

Христианский музей - это художественная галерея Кракова. В музее хранятся ювелирные изделия, утварь и другие ценные предметы, подаренные польскими дворянскими семьями, а также стул, принадлежащий Шекспиру, носок из могил Ромео и Джульетты и богатая коллекция книг.

Университет Ягеллона - Добро пожаловать в университет, где преподавали Николая Коперника. Это самый старый университет в Польше. Вы можете увидеть библиотеку, столовую, комнаты профессоров и аулу. На нем, впервые в мире картографии, изображена Америка.

Еврейский квартал Казимеж - во время Второй, еврейское население этого района было захвачено в концентрационных лагерях Аушвиц и убито. Сегодня Казимеж является сердцем культурной жизни города. Есть много книжных магазинов, художественных галерей, антикварных магазинов, ресторанов с традиционной еврейской кухней и баров живой музыки. В окрестностях много синагог.

Легенда. Не принимай ни чью сторону: будь над схваткой

Не позволяйте окружающим втягивать вас к их мелочные склоки и дрязги. Проявляйте интерес, делайте вид, что поддерживаете, но любым способом сохраняйте нейтралитет. Предоставьте другим сражаться, а с ами наблюдайте и ждите. Когда стороны у станут и немного успокоятся, то упадут прямо вам в руки «готовенькими». Вообще- то, можно бы взять за правило провоцировать ссоры и затем предлагать посредни­ чество, приумножая свою власть.

Старая синагога - старейшая синагога в Польше. Сегодня есть богатая выставка, посвященная жизни и культуре польских евреев. Вы узнаете об их ритуалах, связанных с браком, рождением, похоронами. Площадь вокруг здания была снята в фильме «Список Шиндлера». Расположен в еврейском квартале Кракова.

Освенцим - это самый крупный концлагерь нацистов. Более 1 миллиона человек нашли здесь свою смерть. В музее вы увидите заброшенные чемоданы жертв с их именами на их фотографиях и личных вещах. Зарезервированные здания, казармы, смотровые башни, газовые комнаты и камеры покажут ужас прошлого и спровоцируют отражение. Лагерь расположен в 50 км к западу от Кракова. Информация о билете и рабочем времени.

В конце XV века между сильнейшими города­ми-государствами Италии - Венецией, Фло­ренцией, Римом и Миланом - постоянно возникали конфликты. Франция и Испания следили за борьбой, готовые выхватить все, что удастся, у ослабевших итальянских горо­дов. А посередине, как в ловушке, находилось маленькое государство Мантуя, которым правил молодой герцог Джанфранческо Гонзага. Мантуя была расположена в северной Италии, ее захват одним из могущественных соседей казался только вопросом времени - в любой момент крошечное независимое государство могло быть завоевано и прекра­тило бы свое существование.

Раковское кладбище - помимо самого крупного кладбища в Кракове, является национальным памятником историко-художественной ценности. Памятники и гробницы в парке - работа лучших польских архитекторов и скульпторов. Каждый год в день душ все кладбище освещено тысячами свечей. Вечером ощущение волшебное, и свет от свечей заметен издалека.

Он расположен в центре Кракова. Со всей «Величкой» - здесь все сделано из соли: пол, стены и потолок с кристаллами соли. Вы также увидите часовенки, алтари, скульптуры и другие произведения искусства, сделанные полностью из соли. В шахте и 3 соли наши подземные озера. Среди его уникальной атмосферы - концерты, конференции, торжества. Здесь есть лечебный центр с соляными комнатами, ионы которых полезны для легких. Узнайте больше о соляной шахте Величка.

Гонзага был храбрым воином, умелым полководцем, и он стал наемным военачальни­ком, сражаясь на стороне того, кто лучше платил. В 1490 году он заключил брачный союз с Изабеллой д’Эстэ, дочерью правителя другого небольшого итальянского герцогства - Феррары. Поскольку он проводил много времени вне дома, править Мантуей от его имени выпало Изабелле.

Музей фармации. Здесь вы найдете оригинальные ремесла и инструменты для изготовления лекарств в средние века, мебель из средневековых аптек, коллекцию аптечных шкал. Вы также поймете, как их сделать. Музей расположен на улице Флорианска в центре Кракова.

Рестораны - Никакая поездка не завершена без тщательного изучения местной кухни. Подготовлено несколькими видами мяса, грибов, копченых колбас и квашеной капусты. Традиционно он готовится к Пасхе, но он также встречается круглый год, поэтому вы можете смело попробовать его сейчас. Воскресные рынки в Кракове. На воскресных рынках в Кракове вы найдете свежую еду, специи, антиквариат, ювелирные изделия, одежду, обувь и многое другое.

Первый настоящий экзамен на роль правительницы Изабелла держала в 1498 году, когда король Франции Людовик XII готовил войска для нападения на Милан. Итальянские государства уже подсчитывали доходы, которые сулили им неизбежное поражение Милана. Папа Александр VI заявил о невмешательстве, тем самым предоставив Фран­ции карт-бланш. Венецианцы сообщили, что не станут помогать Милану и надеются, что за это Франиия отдаст им Мантую. Правитель Милана Лодовико Сфориа внезапно обнаружил, что находится в полном одиночестве, без поддержки. Он обратился к Изабелле д’Эстэ, своему близкому другу (по слухам, и любовнице), умоляя ее убедить герцога Гонзагу прийти к нему на помощь. Изабелла попыталась, но супруг отказался: он видел, что положение Сфориа безнадежно. В 1499 году Людовик XII без труда занял Милан.

Перед Изабеллой стояла теперь дилемма: если она сохранит лояльность по отно­шению к Лодовико, французы нападут на нее. Но если вместо этого она станет союзником Франиии, то наживет врагов по всей Италии, и стоит Людовику XII ото­звать свои войска…

А если обратиться к Риму или Венеции за поддержкой, они попро­сту проглотят Мантую под видом оказания помощи. Но что-то нужно было делать. Могущественный король Франиии дышал в затылок. Она решила подружиться с ним, как раньше завоевала дружбу Лодовико Сфор­иа - заманчивыми подарками, тонкими ост­роумными письмами, возможностью нахо­диться в ее обществе, ведь Изабелла слави­лась красотой и обаянием.

В 1500 году Людовик XII пригласил Изабел­лу в Милан на большой праздник в честь его победы. Леонардо да Винчи сконструировал к этому событию огромного заводного льва: лев открывал пасть, изрыгая свежие лилии, символ французского королевства. Изабелла надела на праздник одно из своих знаменитых платьев (ее гардероб был несравнимо богаче, чем у любой итальянской принцессы), и, как она и рассчитывала, Людовик был очарован и покорен, он игнорировал всех дам, проявляя внимание только к ней. Вскоре Изабелла стала его постоянной спутницей, а в обмен на ее дружбу король обещал сохранить Мантуе независимость от Венеции.

Одна опасность миновала, однако надвигалась другая, более страшная, на этот раз с юга в лице Чезаре Борджиа. С 1500 года Борджиа неуклонно продвигался на север, захватывая мелкие княжества в походе, совершаемом во имя своего отца. Изабелла прекрасно знала, что представляет собой Чезаре: ему нельзя было верить, его ни в коем случае нельзя было задевать. Его нужно было обхаживать, льстить ему, но держаться от него на почтительном расстоянии.

Изабелла начала с того, что стала посы­лать ему подарки - соколов, лучших собак, духи и десятки масок, так как она знала, что он всегда надевает маску, отправляясь на прогулки по улицам Рима. Ее гонцы дос­тавляли ему льстивые послания (одновре­менно шпионя для Изабеллы). Как-то Чезаре спросил, нельзя ли ему разместить в Мантуе свои войска. Изабелле удалось вежливо отговорить его от этой затеи. Она пре­красно понимала, что, если только расквартировать войска в городе, они его не поки­нут.

Хотя Чезаре казался очарованным ею, Изабелла приказала всем в своем окружении не говорить о нем ни единого дурного слова, зная, что у него повсюду были шпионы и он мог воспользоваться малейшим предлогом для вторжения. Став матерью, Изабелла пригласила Чезаре быть крестным отцом ее ребенка. Она даже поманила его перспекти­вой того, что в будущем их семьи могли бы породниться. Так или иначе, ее уловки срабатывали, и хотя Борджиа завоевывал всех и вся, Мантую он не тронул.

В 1503 году отец Чезаре скончался. Спу­стя несколько лет Папа Римский Юлий II вознамерился военным путем добиться вы­вода французских войск из Италии. Когда правитель Феррары - Альфонсо, брат Иза­беллы, - встал на сторону французов, Юлий решил напасть на него и усмирить. Снова Изабелла оказалась в сложной ситуации: с одной стороны Папа, с другой - французы и брат. Она не отваживалась примкнуть к одной из сторон, но обидеть любую из них также было невозможно.

Снова Изабелла вела двойную игру, настоящим мастером которой она стала. Она отправила своего супруга Гонзаго сра­жаться против Юлия, зная, что он не будет драться слишком яростно. В то же время она позволила французским войскам пройти по территории Мантуи, чтобы ока­зать помощь Ферраре. Жалуясь во всеуслы­шание на «вторжение» французов на ее территорию, она тайком снабжала их цен­ными сведениями. Чтобы придать вторже­нию правдоподобие в глазах Юлия, она даже заставила французов сделать вид, будто они разграбили Мантую. И это помогло: Папа оставил Мантую в покое.

В 1513 году после длительной осады Юлий захватил Феррару, и французские вой­ска отступили. Через несколько лет умер измученный войной Папа. После его смерти кошмарный круговорот сражений и мелких столкновений возобновился.

Италия за время правления Изабеллы претерпела огромные перемены: папы сменя­лись, Чезаре Борджиа возвысился и пал, Венеция потеряла изрядную долю своего величия, Милан подвергся вторжению, Флоренция находилась в упадке, Рим был раз­граблен императором Карлом V Габсбургом. При всем том крошечная Мантуя не просто жила - она процветала на зависть всей Италии. Ее богатства и суверенитет оставались неприкосновенными еще на протяже­нии столетия после кончины Изабеллы, последовавшей в 1539 году.

Изабелла выбрала единственный путь спасения и сохранения Мантуи. Она не позво­лила себе потерять голову из-за благосклонности королей и герцогов, не пыталась останавливать конфликты, которые разгора­лись вокруг, - иначе она неизбежно оказалась бы втянута хотя бы в один из них. И любой конфликт она умела обратить себе на пользу. Противники сражались не на жизнь, а на смерть, изнуряя себя борьбой, и на Мантую у них не оставалось сил.

Вступив в борьбу не по своему выбору, вы теряете инициативу. Интересы воюющих сторон становятся вашими, вы превращаетесь в инструмент схватки. Учитесь владеть собой, скрывать свои побуждения и привязанности, сдерживайте искушение ввя­заться в драку на чьей-либо стороне.

Легенда. Историческая легенда. «Не спеши»

Во время Французской Июльской револю­ции 1830 года после трех дней мятежа Талейран, бывший в то время уже в голах, сидел около окна, прислушиваясь к колоколь­ному звону, который оповещал о том, что мятежи в Париже подавлены. Повернувшись к своему собеседнику, он сказал:

— А, колоко­ла! Мы побеждаем.

— Кто это «мы», мой князь? - спросил тот.

Жестом прервав его, Талейран отвечал:

— Ни слова! Я завтра скажу вам, кто мы.

Он хорошо знал, что одни глупцы спешат в подобной ситуации: заявив слишком рано о своих предпочтениях, теряешь свободу маневра. Вас к тому же будут меньше уважать: возможно, завтра, подумают люди, он примкнет к другому делу или движению, раз сегодня так легко отда­ет себя этому. Удача - капризный божок и часто переходит от одной стороны к дру­гой. Поспешно выбрав одну из них, вы лиша­етесь выигрыша во времени и удовольствия от ожидания. Пусть окружающие примыка­ют к той или иной группировке, а сами не спешите терять голову.

Наконец, бывают случаи, когда самое мудрое - даже не пытаться притворяться, будто вы кого-то поддерживаете, а вместо этого возвещать о своей независимости и об уверенности в своих силах. Аристократическая поза независимости особенно важ­на для тех, кому необходимо завоевывать уважение.

Легенда. О тех, кто стоит в стороне

Стойте в стороне, и люди к вам потя­нутся. Они будут стремиться завоевать ваше расположение. Подкрепляя их надежды, вы будете оставаться притя­гательным как магнит, объектом желаний и внимания.

К тем, кто охотно спешит на помощь, редко испытывают уважение - их помощь слишком просто получить, чтобы ее могли оценить. В то же время к тем, кто не спешит оказывать услуги, обращается множество просителей. Отстраненность как бы свиде­тельствует о власти, и каждый хочет запо­лучить в сторонники того, кто ею обладает.

Когда Пикассо после проведенных в бед­ности молодых лет стал известнейшим художником, он не вверил судьбу своих поло­тен тому или иному агенту или торговцу, хотя со всех сторон получал соблазни­тельные предложения. Пикассо, казалось, все это совершенно не интересовало. Его так­тический прием бесил торговцев, они подо­зревали конкурентов, а цены на картины росли. Когда Генри Киссинджер, госсекре­тарь США, хотел добиться разрядки в отно­шениях с Советским Союзом, он не сделал уступок или соглашательских жестов - он стал заигрывать с Китаем. Это раздража­ло и пугало советских руководителей - страна уже находилась в политической изоляции, а союз США с Китаем грозил усугу­бить ситуацию. Ход Киссинджера подтолк­нул советских лидеров к переговорам. Та­кую тактику можно сравнить с соблазне­нием. Если вы решили соблазнить женщину, советовал Стендаль, начните ухаживать за ее сестрой.

Легенда. Метод Алкивиада

Если вы стремитесь получить власть и влияние, испробуйте тактику Алкивиада: займите позицию между теми, кто ведет борьбу за власть. Обещайте одной стороне свою помощь. Другая сторона всегда стремящаяся превзойти соперника, тоже постарается вас не упустить. А раз каждая из сторон ищет вашей поддержки, это придает вам вид особы влиятельной и же­ланной. Так вы получите больше власти, чем если бы примкнули к одной из сторон. Чтобы довести эту тактику до совершен­ства, необходимо тщательно контролиро­вать себя и не допустить эмоционального усложнения ситуации, а окружающих рас­сматривать как пешки в вашем восхожде­нии к вершинам. Ни в коем случае не позволяйте без крайней нужды обращаться с собой как с лакеем.

В разгар президентских выборов 1968 года в США Генри Киссинджер связался по телефону с командой Ричарда Никсона. Кис­синджер ранее был связан с Нельсоном Рок­феллером, который, не набрав достаточно голосов, не прошел в кандидаты от респуб­ликанской партии. Теперь Киссинджер пред­лагал лагерю Никсона ценную конфиденци­альную информацию по мирным переговорам во Вьетнаме, проходившим в Париже. У него был на переговорах свой человек, кото­рый оперативно информировал о ходе событий. Люди Никсона с радостью приняли предложение.

Одновременно, однако, Киссинджер искал сближения и с кандидатом от демократов Хьюбертом Хамфри, предлагая ему свою помошь. Команда Хамфри хотела получать от него конфиденциальные сведения о Никсоне, и Киссинджер предоставлял их. «Види­те ли, - говорил он людям Хамфри, - я всегда терпеть не мог Никсона». На самом же деле он не был заинтересован ни в одной из сторон. В действительности он стре­мился к тому, что и получил в результате: гарантии высокого поста от обоих кандида­тов. Кто бы ни победил на выборах, карьера Киссинджера была обеспечена.

Победил, разумеется, Никсон, и Киссинд­жер был назначен на пост в администрации. Но даже тогда он проявил достаточно бла­горазумия, чтобы не слишком засвечиваться в роли человека Никсона. Когда в 1972 году Никсон был переизбран на новый срок, со­трудники, намного более лояльные к нему, чем Киссинджер, были уволены. Киссинджер стал единственным из представителей ад­министрации Никсона, пережившим Уотер-гейт и продолжившим службу при следую­щем президенте, Джералде Форде. Сохраняя дистанцию, Киссинджер процветал в тяже­лые времена.

Легенда. Невозможно обмануть простака

Джозеф Дювин славился умением заранее досконально изучать свои жертвы и своих клиентов, получать представление об их слабостях и мельчайших особенностях их вкуса еще до встречи с ними. Тяжелые обстоятельства вынудили его пренебречь этой тактикой в случае с Генри Фордом. Ему потребовались месяцы, чтобы полностью оправиться от этого удара - как морального, так и материального. Форд был непритязательный простой человек, ради которого не стоило затевать дело. Он был воплощением того буквально и прямолинейно мыслящего простака, у которого не хватает воображения даже на то, чтобы его можно обмануть. С тех пор Дювин тратил усилия только на таких клиентов, как Меллоны и Морганы мира сего, - людей достаточно хитрых и искушенных для того, чтобы попасться в его силки.

Год 1920-й был особенно неудачным для американских торговцев произведениями искусства. Крупные покупатели - поколение баронов преступного мира прошедшего столетия, - подойдя к определенному возрастному рубежу, умирали как мухи, а новые банкиры не спешили занимать их место. Дела обстояли так скверно, что несколько самых крупных профессионалов решили объе­диниться - неслыханное событие, поскольку в обычное время люди этого ремесла ладят, как кошки с собаками.

Джозеф Дювин, продававший картины богатейшим дельцам Америки, страдал в тот год больше других своих коллег, поэтому решил присоединиться к союзу. В группу входили уже пять крупнейших торговцев страны. Озираясь в поисках нового клиента, они решили, что их последней надеждой может стать Генри Форд, в то время самый богатый че­ловек страны. Форду еще только предстоя­ло познакомиться с рынком произведений искусства, и цель была такой крупной, что имело смысл обрабатывать его сообща.

Было решено составить список «100 величайших живописных полотен мира» (все

они по счастливой случайности имелись на рынке) и предложить некоторые из них Форду. Даже сделав одну покупку, он уже поставил бы себя наравне с крупнейшими коллекционерами. «Консорциум» работал неделями и произвел на свет великолепное произведение: три тома с изумительными репродукциями и серьезными искусствоведческими комментариями к каждой картине. Следующим шагом был визит в дом Форда в Ли.|борне, штат Мичиган. Простота убранства дома удивила торговцев: мистер Форд был, похоже, совершенно безразличен к внешним эффектам.

Форд принял их в кабинете. Он просмотрел книги с восхищением и восторгом. Обнадеженные торговцы уже представляли мил­лионы долларов, которые хлынут вскоре в их сейфы. Однако Форд, закончив знакомиться с книгами, произнес: «Джентльмены, такое прекрасное издание с такими прекрасными цветными иллюстрациями стоит, должно быть, чертовски дорого!» - «Но, мистер Форд! - воскликнул Дювин. - Мы не предполагаем, что вы купите эти книги. Мы их из­готовили специально, чтобы показать вам картины. Эти книги - наш подарок вам». Форд выглядел озадаченным. «Джентльме­ны, - сказал он, - это невероятно любезно с вашей стороны, но я просто не представ­ляю, как принять такой великолепный, дорогой подарок от чужих людей». Дювин объяснил Форду, что на репродукциях изображены живописные полотна, оригиналы которых они надеялись продать ему. Форд наконец-то понял. «Но, джентльмены! - воскликнул он. - Зачем мне оригиналы, когда картинки прямо здесь, в книжке, так прекрасны?»

Легенда. Власть может поменяться

Никогда нельзя знать наверняка, с кем име­ешь дело. Человек, занимающий скромный пост сегодня, может стать влиятельной особой завтра. Мы многое забываем в на­шей жизни, но редко забываем обиду.

В V веке до н. э. Цзюнь Эр, принц китайского царства Чэнь, был вынужден отправиться в изгнание. Он жил скромно, порой даже в бедности, выжидая, когда придет время ему вернуться домой и возобновить жизнь, подобающую принцу. Случилось ему попасть в провинцию, правитель которой, не зная, кто перед ним, обошелся с ним грубо. Советник правителя Шу Чан видел это и сказал:

Этот человек - знатный принц. Пусть ваше высочество примет его с великими почестями, и он будет чувствовать себя обязанным!» Но правитель видел перед собой лишь нынешнее низкое положение принца, он не прислушался к совету и продолжал оскорблять принца. Шу Чан снова предостерег

своего господина: «Если ваше высочество не желает быть полюбезнее с Цзюнь Эром, тогда прикажите его казнить, чтобы избежать несчастья в будущем». Правитель только отмахнулся.

Годы спустя принцу наконец удалось вернуться домой и восстановить все свои права. Он не забыл тех, кто был добр к нему,

И тех, кто оскорблял его в годы бедности. Но едва ли не лучше всего он запомнил, как с ним обращались у того правителя. При первой же возможности он собрал большое войско, двинул его на владения правителя, захватил города и отправил обидчика в изгнание.

Легенда. Погоня за мошенниками

Многие люди, ставшие жертвой мошенниче­ ства, как правило, испытывают унижение от того, что их одурачили, унижение, сме­ шанное со смирением. Они получили урок, усвоив, что бесплатных обедов не бывает, и они, по сути, пали жертвой собственной жадности. Некоторые, однако, не хотят глотать эту пилюлю. Отказываясь поразмышлять о своем простосердечии или об алчности, они видят в себе лишь невинных жертв.

В самом конце 1910-х годов несколько крупнейших мошенников Америки объединились в профессиональную организацию со штаб-квартирой в Денвере, штат Колорадо. В зимние месяцы они разъезжались по южным штатам, занимаясь своим ремеслом. В 1920 году Джо Фьюри, лидер организации, нахо­дился в поездке по Техасу, зарабатывая сотни тысяч долларов классическими мо­шенническими приемами. В Форт-Ворте ом встретил простака по имени Дж. Франк Норфлит, скотовода, владельца большого ранчо. Норфлит, соблазненный обещанными жуликом богатствами, снял с банковского счета все, что там было, - 45 тысяч дол­ларов и отдал их Фьюри и его помощникам. Спустя несколько дней они вернули ему его «миллионы», которые на поверку оказались «куклой»: парой настоящих долларовых ку­пюр поверх толстых пачек нарезанной га­зетной бумаги,

Фьюри и его люди проделывали этот трюк сотни раз, и облапошенный клиент обычно был настолько сражен собственной глупостью, что покорно принимал урок и смирялся с потерей денег. Но Норфлит оказался непохожим на других простаков. Он пошел в полицию, где ему сказали, что дело почти безнадежное. «Тогда я сам найду их, - заявил Норфлит детективам, - пусть даже на это придется потратить остаток жиз­ни». Его жена взяла на себя заботы о ранчо, пока Норфлит разъезжал по стране, разыс­кивая тех, кто, подобно ему, стал жертвой мошенников. Он нашел собрата по несчастью, и сообща они опознали в Сан-Франииско одного из мошенников. Им даже удалось привлечь его к суду. Тот покончил с собой, предпочтя такой исход длительному сроку тюремного заключения.

Норфлит продолжал. Он выследил второго мошенника в Монтане, связал его, как теленка, и протащил по грязным улицам до городской тюрьмы. В поисках Джо Фьюри и его правой руки, В. Б. Спенсера, он путеше­ствовал не только по стране, но и выезжал в Англию, Канаду и Мексику. Обнаружив Спенсера в Монреале, Норфлит побежал за ним по улице. Спенсеру удалось скрыться, но скотовод не потерял следа и поймал его в Солт-Лейк-Сити. Спенсер предпочел строгость закона самосуду Норфлита и явился с повинной.

Норфлит обнаружил Фьюри в городке Лжексонвилл, штат Флорида, и собственно­ручно препроводил его в Техас, где передал в руки правосудия. Но на этом не остановил­ся: он добрался до Денвера, задумав уничто­жить всю организацию. Истратив не толь­ко крупную сумму денег, но еще и один год своей жизни на преследования, он добился того, что все руководители организации попали за решетку. Даже те, кого ему не удалось поймать, были так напуганы, что явились с повинной.

За пять лет охоты Норфлит в одиночку разрушил крупнейшую в стране организацию мошенников. В результате он стал банкро­том, его брак распался, но он умер счастли­вым человеком.

Существует легенда о том, что Сальвадор Дали был не только великим гением, но и великим хитрецом. Знаменитый и эксцентричный художник любил подчеркнуть собственную значимость и ценность своих работ. Например, он мог обмануть покупателя, сказав тому, что использовал осиный яд для разведения краски, которой писал картину. Да, да, именно поэтому картина стоит $1 000 000. Ещё хитрее он обходился с владельцами ресторанов. Собрав большую группу друзей и знакомых, Дали мог целый вечер провести в заведении, угощая всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда приходило время платить по счёту, художник щедрой рукой подписывал чек на огромную сумму, а затем… переворачивал чек и писал несколько тёплых слов в благодарность хозяину заведения. Расчёт был прост: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали! Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счёту, ну а художник экономил кучу денег.

Легенда. Знай с кем имеешь дело

Никогда не исходите из предпосылки, что тот, с кем вы имеете дело, слабее или ниже вас. Некоторые люди не вспыхивают, как порох, обижаются не сразу, из-за этого вы можете счесть их толстокожими и не бояться обидеть их. Но стоит вам задеть их честь и достоинство, они поразят вас вспышкой гнева, который может показаться внезапным, чрезмерным и неожиданным для тех людей, каких вы считали спокойными. Если вы хотите ответить кому-то отка­зом, лучше всего сделайте это как можно более вежливо и уважительно, даже если вы чувствуете, что запрос смешон, а предло­жение нелепо. Никогда не выставляйте за дверь обиженными тех, кого вы еще недо­статочно хорошо знаете, - рискуете на­ткнуться на Чингисхана.

В начале ХШ столетия хорезмшах Мухаммед после множества войн и сражений основал громадную империю, которая простиралась на запад до современной Турции и на юг до Афганистана. Центром империи стал вели­кий азиатский город Самарканд. У шаха была мощная и боеспособная армия, всего за несколько дней он мог собрать более 200 тысяч воинов.

В 1219 году к Мухаммеду прибыло посольство от нового вождя кочевников с восто­ка - Чингисхана. Послы вручили великому шаху всевозможные дары, представлявшие лучшие товары и богатства не великой еще, но быстро растущей империи хана. Чингисхан хотел возобновить Шелковый путь в Европу и предложил шаху владеть им совместно, поддерживая мир между дву­мя империями.

Мухаммеду показалось, что незнакомый выскочка с востока слишком много о себе возомнил, если позволяет себе как к равно­му обращаться к тому, кто очевидно выше его по положению. Он проигнорировал пред­ложение хана. Хан предпринял повторную попытку: на сей раз он прислал караван верблюдов, навьюченных удивительными диковинами, добытыми им в Китае. Однако караван еще не успел добраться до Мухаммеда, как Инальчик, правитель области, граничащей с Самаркандом, захватил его для себя, а людей казнил.

Чингисхан был уверен, что произошла ошибка, что Инальчик действовал без ведома Мухаммеда. Он отправил к шаху новых посланцев, повторяя свое предложение и прося о наказании для правителя. На этот раз Мухаммед сам велел обезглавить одного из посланцев, а двух других отпустил, выбрив им Головы, - страшное оскорбление согласно монгольскому кодексу чести. Хан отправил шаxy послание: «Ты выбрал войну. Что должно произойти, произойдет, а что это будет, мы не знаем. Только боги знают». Мобилизовав свои силы, он напал на провинцию Инальчика и 1220 году, занял столицу, захватил в плен правителя и приказал казнить его, залив расплавленное серебро в глаза и уши.

На следующий год хан предпринял множество партизанских операций, говоря современным языком, против армии шаха, значительно превосходившей его армию. Его ме­тод был совершенно новаторским для того времени - воины умели очень быстро скакать верхом и в совершенстве владели искусством стрельбы из лука, причем стре­ляли, находясь в седле. Благодаря скорости своих войск и их способности на ходу перестраиваться, Чингисхан вводил Мухаммеда в заблуждение относительно как своих намерений, так и направления движения армии. В конечном счете ему удалось сначала окружить Самарканд, а затем и захватить его. Мухаммед бежал, а год спустя умер, его обширная империя развалилась и была разру­шена. Чингисхан стал единоличным правителем Самарканда, Шелкового пути и большей части северной Азии.

Легенда. Не строй крепости вокруг себя — изоляция опасна

Люди - социальные существа, отсюда следует, что в искусстве быть приятными для окружающих можно добиться успеха, лишь постоянно находясь среди них. Чем больше вы контактируете с людьми, тем легче, с приятностью вы всего добьетесь. Изоляция же придает вам напряженный вид и приводит к еще большей изоляции, потому что люди начинают вас сторониться.

В 1545 году Козимо 1, основатель динас­тии Медичи, решил увековечить свое имя, заказав фрески для капеллы собора Сан Лоренио во Флоренции. Он мог выбирать из многих прекрасных живописцев и в итоге остановился на Якопо да Понтормо. Преуспевающий в течение долгих лет художник, Понтормо хотел, чтобы фрески стали венцом его творчества. Первым его желанием было закрыть капеллу, чтобы никто не увидел рождение шедевра или не украл идеи живописца. Он выставил бы за дверь самого Микеланджело. Когда в капеллу вторглись любопытные юнцы, Якопо еще усилил охрану. Понтормо расписал потолок капеллы сие­нами из Библии - Сотворение мира, Адам и Ева, Ноев ковчег и т. д. В верхней части центральной стены он написал Христа во славе, поднимающего мертвых из гробов в день Страшного Суда. Художник работал одиннадцать лет, почти не покидая капеллу, так что у него развилась боязнь человечес­кого общения и страх, что его обкрадут плагиаторы.

Лонтормо умер, не успев завершить работу, ни одна из фресок не сохранилась. Но великий литератор эпохи Возрождения, друг Понтормо, Вазари, видевший фрески вскоре после смерти художника, оставил нам их описание. Полное отсутствие чув­ства меры. Сиены громоздились одна на другую, множество фигур на одном уровне накладывались на фигуры другого. Понтормо увлекся отделкой деталей, но совершенно потерял ощущение обшей композиции. Вазари прерывает описание, говоря, что если бы ему пришлось его продолжить, «то, думаю, я сошел бы с ума и увяз бы в этой живописи, как, по-моему, случилось с Понтормо, проведшим одиннадцать лет среди своих творений, и как случится с каждым, кто увидит их». Вместо того чтобы увен­чать творчество Понтормо, эта работа стала для него крахом и гибелью.

Его фрески можно назвать наглядной иллюстрацией влияния изоляции на челове­ческий разум: потеря чувства соразмернос­ти, погружение в детали в сочетании с неспособностью увидеть общую картину, некое странное уродство, которое выража­ется в потере контакта. Очевидно, что изоляция губительна для творчества так же, как и для общения.

Легенда. Атмосфера непредсказуемости

В мае 1972 года чемпион мира по шахматам Борис Спасский в столице Исландии Рейкьявике с тревогой ожидал приезда своего соперника Бобби Фишера. Чемпиону и пре­тенденту предстояла встреча на чемпиона­те мира по шахматам, однако Фишер не прибыл вовремя, и матч висел на волоске. Фишера беспокоил вопрос о размере гонора­ра, вопрос о том, как будет распределяться призовой фонд, вопрос о регламенте матча в Исландии. Он готов был отказаться от участия в любой момент.

Спасский старался сохранять спокойствие. Его начальство считало, что Фишер над ним издевается, и требовало его возвращения, но Спасский хотел этого матча. Он знал, что способен победить Фишера, и не собирался допускать, чтобы что-то по­мешало ему одержать эту главную победу. «Но теперь, похоже, вся наша работа гото­ва пойти прахом, - говорил Спасский свое­му товарищу. - А что мы можем? Сейчас ход Бобби. Если он приедет, мы будем играть. Не приедет - игры не будет. Ини­циатива принадлежит тому, кто собирает­ся совершить самоубийство».

Фишер в конце концов приехал в Рейкья­вик, но ставил все новые условия и по-прежнему угрожал отменой матча. Ему не нравился зал, где должны были состояться игры, он критиковал освещение, жаловался на шум от кинокамер, его раздражали даже стулья, на которых предстояло сидеть ему и Спасскому. Теперь Советский Союз пере­хватил инициативу и пригрозил, что его игрок будет отозван.

Блеф, кажется, сработал: после недель ожидания и бесконечных, доводящих до бешенства препирательств Фишер согласился играть. Все чувствовали облегчение, и особенно Спасский. Но в день, когда чемпиона и претендента должны были официально представить друг другу, Фишер появился с большим опозданием, как и в день начала «матча века», что, однако, грозило претен­денту серьезными последствиями: в случае слишком большого опоздания в первой игре ему должны были засчитать поражение. Что происходило? Вел ли он своего рода интел­лектуальную игру? А может быть, Бобби Фишер боялся Бориса Спасского? Собрав­шимся гроссмейстерам и Спасскому каза­лось, что этот вундеркинд из Бруклина трусит. Фишер появился за одну минуту до объявления об отмене игры.

Первая встреча шахматного турнира имеет огромное значение, она задает тон всем последующим. Как правило, это медлен­ная и спокойная игра, во время которой противники определяют стратегию матча, прощупывая друг друга. Но эта игра была иной. В самом начале Фишер сделал ужасный ход, возможно, самый неудачный в его жизни, и, когда Спасский поддел его на крючок, он, похоже, готов был сдаться. Спасский знал, что Фишер никогда не объявлял себя проиг­равшим. Даже терпя, казалось бы, неизбеж­ное поражение, он сражался до конца, изма­тывая противника. На этот раз создава­лось впечатление, что он смирился. И вдруг сделан сильный ход, вызвавший шум в зале. Ход поразил Спасского, но чемпион справился с собой, и ему удалось выиграть партию. Но никто не мог объяснить стратегию Фише­ра. Проиграл ли он намеренно? Или перенерв­ничал? Не смог собраться? Может, он не в себе? Или, как думали некоторые, душевно­больной?

После поражения в первой встрече уси­лились жалобы Фишера - на плохой зал, камеры, вообще на все подряд. На вторую игру он снова опоздал. Организаторам это надоело: Фишеру засчитали поражение. На

его счету было уже два проигрыша и ни одной победы, позиция, из которой никому еще не удавалось выиграть в чемпионате. Фишер был явно выбит из колеи. Однако на третьей встрече, как вспоминают очевид­цы, его глаза свирепо сверкали, и это за­метно беспокоило Спасского. Несмотря на яму, которую он вырыл себе сам, претен­дент выглядел очень уверенно. Он еще раз, что называется, промазал, совершив грубый просчет, как и в первой игре, - но его самоуверенный вид заставил Спасского за­подозрить ловушку. Чемпион пытался, но никак не мог понять, в чем подвох, и неожиданно получил мат. Нетрадиционная тактика и непредсказуемость Фишера зас­тавляла соперника сильно нервничать. В конце игры Фишер вскочил и выбежал из зала с криком: «Я сокрушил его грубой силой!» - потрясая сжатым кулаком.

В следующих играх матча Фишер делал ходы, которых до него не делал никто, ходы, которые были не в его стиле. Теперь уже Спасский стал допускать промахи. Проиграв шестую партию, он заплакал. Один из гроссмейстеров сказал: «Теперь Спасскому надо еще подумать, безопасно ли ему воз­вращаться в Россию». После восьмой встре­чи чемпиону показалось, что он нашел объяс­нение происходящему: Фишер гипнотизиру­ет его. Он решил не смотреть Фишеру в глаза, тем не менее проиграл.

После четырнадцатой партии он собрал свою команду и объявил: «Была предпринята попытка управлять моим разумом». Он запо­дозрил, что апельсиновый сок, который он пил за шахматным столом, содержал нарко­тики. Воздух также мог содержать химичес­кие препараты. Наконец, Спасский публично обвинил команду Фишера в том, что нечто, изменявшее его, Спасского, сознание, подло­жили ему в кресло. КГБ насторожился: Борис Спасский позорил Советский Союз!

Кресла увезли и подвергли рентгеноско­пии. Химики не обнаружили в них ничего необычного. Единственное, что вообще удалось найти, были две дохлые мухи в стойке осветительного прибора. Спасский начал жаловаться на галлюцинации. Он был не в состоянии продолжать игру - и 2 сентября признал себя проигравшим.

Легенда. Используй свое отсутствие, чтобы приумножить уважение и честь

Средневековый трубадур шевалье Гийом де Бало странствовал по дорогам юга Франции от замка к замку, декламируя стихи и во всем являя образец рыцаря без страха и упрека. В замке Жавиак он встретил и полюбил прелестную хозяйку, мадам Гильельму де Жавиак. Он пел ей свои песни, читал стихи, играл с ней в шахматы, и постепенно она, в свою очередь, полюбила его. У Гийома был друг, шевалье Пьер де Баржак, который путешествовал вместе с ним и также был принят в замке. Пьер тоже влюбился в даму, живущую в замке Жавиак, добрейшую, но темпераментную Вьернетту.

Как-то между Пьером и Вьернеттой произошла ужасная ссора. Дама прогнала Пьера, и он обратился к своему другу Гийому за помощью, умоляя его. помочь вернуть Расположение любимой. Гийом как раз собирался на время оставить замок, но по возвращении, через несколько недель, пустил в ход свои чары и помирил Пьера с Вьернеттой. Пьер ощущал, что любовь его усилилась многократно, - ведь не бывает любви сильнее, чем та, что вспыхивает после примирения. Чем глубже и длительнее размолвка, говорил он Гийому, тем слаще чувство, сопутствующее миру и сближению.

Как трубадур шевалье Гийом гордился тем, что вкусил все радости и горести любви. Слушая речи друга, он тоже пожелал испытать радость примирения после ссоры. С этой целью он разыграл сильнейшую обиду на мадам Гильельму, перестал писать ей любовные письма, затем внезапно покинул гостеприимный замок и не появлялся даже нa праздниках и охотах. Это выводило из себя юную даму.

Гильельма посылала к Гийому гонцов, пытаясь выведать, что произошло, но он

отправлял их обратно. Он думал, что все это рассердит даму и она потребует, что­бы он, подобно Пьеру, умолял ее о прошении. Однако его отсутствие возымело противоположный эффект: оно заставило Гильельму полюбить его еще сильнее. Теперь дама преследовала своего рыцаря, посылая гонцов и письма с объяснениями, что было почти неслыханно - дамы никогда не гонялись так за своими трубадурами. Гийому это совсем не понравилось. Поведение Гильельмы, каза­лось ему, свидетельствовало об утрате достоинства. Он теперь не только сомне­вался в своем плане - он также сомневался в своей даме.

В конце концов после многих месяцев вдали от Гийома Гильельма сдалась. Она перестала забрасывать его посланиями люб­ви, и он задумался: может, она рассержена? Может, его план все-таки сработал? Он ведь так этого ждал. Настало время при­мирения. Он облачился в свой лучший наряд, выбрал самую дорогую упряжь для лошади, надел великолепный шлем и выехал в Жавиак.

Услышав, что ее возлюбленный вернулся, Гильельма поспешила навстречу, упала перед ним на колени, сбросила вуаль, чтобы поце­ловать его, и умоляла о прощении, чем бы ни был вызван его гнев. Вообразите его разоча­рование - план полностью провалился. Она не вышла из себя, она вообще никогда не выходила из себя, она лишь крепче полюбила, а ему так и не придется испытать радость примирения после ссоры. Видя ее теперь, он решился попытаться достичь задуманного еще раз: оттолкнул ее с грубыми словами и угрожающими жестами. Она удалилась, на этот раз жестоко обиженная.

На следующее утро трубадур пожалел о содеянном. Он снова поехал в Жавиак, но дама не приняла его и приказала слугам про гнать его от замка по подвесному мосту и дальше по холму. Гийом бежал. Вернувшись к себе, он разразился рыданиями: он совер­шил ужаснейшую ошибку. В течение следующего года, лишенный возможности видеть даму сердца, он страдал от ее отсутствия, ужасного отсутствия, которое лишь раз­жигало его любовь. Он написал одно из своих прекраснейших стихотворений «Моя песнь возносится, словно покаянная молит­ва». Он написал множество писем Гильельме, объясняя свой поступок и умоляя о прощении.

После долгого сопротивления мадам Гильельма, вспоминая его мелодичные песни, красивое лицо, а также сноровку в танцах и соколиной охоте, почувствовала, что не прочь вернуть его. Чтобы наказать труба­дура за его жестокость, она приказала ему удалить ноготь с мизинца правой руки и прислать ей вместе со стихами, описываю­щими его страдания.

Он выполнил все в точности. В конце концов Гийом де Бало получил возможность ощутить это чувство - примиренце после размолвки, которое превосходило даже испы­танное его другом Пьером.

Историческая легенда. «Сотвори себя заново»

Историческая легенда

1831 году молодая женщина, именуемая Авророй Дюпен Дюдеван, оставила своего мужа и семью в провинции и переселилась в Париж. Она хотела быть писателем; брак воспринимался ею как заточение в тюрьме, поскольку не оставлял ей ни времени, ни свободы на то, чтобы следовать своей страсти. В Париже

она надеялась обрести независимость и зарабатывать на жизнь литературным трудом. Вскоре после прибытия в столицу Дюдеван, однако, столкнулась с жесткой реальностью. Для того чтобы обладать определенным уровнем свободы в Париже, нужны были деньги. Для женщины единственными способом получить деньги были замужество или проституция. Ни одна женщина в то время

даже не помышляла о писательском труде как источнике существования. Женщины писали для развлечения, находясь на иждивении у своих мужей или тратя полученное наследство. Так что принеся свое первое сочинение редактору, Дюдеван услышала назидательное: «Вам следует заниматься детьми, мадам, а не литературой».

Очевидно, мадам Дюдеван приехала в Париж, чтобы добиться невероятного. И в

конце концов ей пришлось прибегнуть к стратегии, которую до нее не использовала ни одна женщина. Эта стратегия заключалась в том, чтобы сотворить себя полностью заново, собственноручно создать себе в обществе совершенно иное реноме.

Женщины-литераторы до нее вынуждены были принимать на себя навязанную обществом роль -

роль второстепенного художника, создающего определенного жанра литературу для других женщин. Дюдеван решила, что уж если предстоит играть, то она поменяет правила игры: она выбрала для себя мужскую роль.

В 1832 году издатель принял «Индиану» первый крупный роман Дюдеван. Она захотела, чтобы он вышел в свет, подписанным псевдонимом «Жорж Санд», так что весь Париж был уверен, что книга принадлежит перу мужчины.

Дюдеван любила иногда надевать мужскую одежду даже до появления «Жоржа Санда» (она всегда находила, что мужские рубашки и бриджи для верховой ездыi гораздо удобнее); теперь, став фигурой oбщественно значимой, она усилила и заострила образ. Она дополнила свой гардероб длинными мужскими пальто, серыми шляпами, грубоватыми башмаками и галстуками в стиле денди. Она курила сигары, во время беседы держалась по-мужски, не стесняясь лидировать в разговоре и даже употребить сочное словцо.

Странный писатель «женщина-мужчина» поразил публику. В отличие от других женщин-сочинителей Жорж Санд была принята в замкнутый мирок художников-мужчин. Они пила и курила с ними, у нее были романы с известнейшими художниками Европы - Мюссе, Листом, Шопеном. Она сама выбирала их и сама бросала, оставляя это на собственное усмотрение.

Те, кто хорошо знал Санд, прекрасно понимали, что ее мужской облик был не чем иным, как способом защитить себя от алчных, любопытных глаз публики. На людях ей нравилось играть роль эксцентричной особы, в приватной обстановке она становилась собой. Она понимала также и то, что персонаж «Жорж Санд» грозит сделаться предсказуемым и стабильным. Чтобы избежать этого, она время от времени резко изменяла характер созданного ею образа. Вместо того чтобы вступать в новые любовные интриги со знаменитостями, она занялась политикой, возглавляла демонстрации, инспирировала студенческие волнения. Никто в целом мире не смог бы предугадать границы создаваемого ею образa.

Прошло много лет после ее смерти, и люди давно уже перестали читать ее романы, но театральность образа, какого не могла создать сама жизнь, продолжает волновать и вдохновлять.

Историческая легенда «Избегай споров с теми, кто сильнее»

В 1502 году в реставрационных мастерских при соборе Санта Мария дель Фьоре стоял невероятных размеров мраморный блок. Сначала это была необработанная глыба, но неумелый скульптор пробил по ошибке отверстие в том месте, где должны были находиться ноги статуи. И все мастера в один голос утверждали, что мрамор испорчен безнадежно.

Так обстояли дела до тех пор, пока флорентийские друзья Микеланджело не решили написать художнику в Рим. Микеланджело приехал во Флоренцию, осмотрел камень и пришел к выводу, что мог бы вырезать из него фигуру, придав ей такую позу, чтобы обойти искалеченный участок. Солдерини, мэр Флоренции и заказчик, возражал, что это пустая трата времени, но разрешил художнику поработать. Микеланджело стал ваять юного Давида с пращой в руке.

Спустя время, когда Микеланджело заканчивал работу, Содерини посетил мастерскую. Немного рисуясь и изображая знатока он осмотрел творение и сказал:

— Все великолепно, только вот нос у изваяния немного велик.

Микеланджело видел, что Солдерини стоит прямо под гигантской фигурой и видит ее в искаженной перспективе. Но не говоря ни слова, он жестом пригласил Солдерини подняться с ним на леса. Оказавшись на уровне носа он наклонился за резцом по носу статуи и заодно прихватил горсть мраморной пыли с досок. Потом стал слегка постукивать резцом по носу статуи, выпуская пыль из ладони. Он в сущности никак не изменил нос Давида, но создал полное впечатление, что трудится над ним. Через несколько минут своего спектакля он выпрямился со словами:

— Посмотрите теперь.

— Теперь стало гораздо лучше, — отозвался Содерини, — вы прямо таки оживили его.

Историческая легенда «Слова ничего не стоят»

Следует понимать: слова ничего не стоят. Каждому известно, что в пылу спора можно сказать что угодно, лишь бы доказать свою правоту. Поступки и демонстрация наглядного — совсем другое дело. Они намного действеннее, в них больше смысла. Они здесь, прямо перед глазами, мы можем их видеть. Не сказано обидных слов, исключена возможность быть ложно понятым. Никто не поспорит с наглядным доказательством.

Сер Кристофер Рен представлял собой английский вариант человека эпохи возрождения. Он прекрасно знал математику, астрономию, физику и физиологию.

В 1688 году Рен создал проект великолепной ратуши для Вестминстера. Мэра, однако, проект не удовлетворил; мэр нервничал. Он поделился своими опасениями с Реном: второй этаж небезопасен и может обрушиться прямо в его кабинет на первом этаже. Он попросил Рена добавить две каменные колонны, чтобы получше укрепить потолок. Рен, непревзойденный инженер, понимал что колонны вовсе не нужны и что опасения мэра беспочвенны. Но колонны были построены, мэр чувствовал себя счастливым и благодарным. Только годы спустя реставраторы, поднявшись в люльке под потолок, увидели, что колонны по высоте чуть-чуть не достают до потолка.

Это был обман. Но двое получили что хотели: мэр мог расслабиться, а Рен знал, что потомки узнают, что его оригинальный проект был верен, а колонны не нужны.

Сила наглядной демонстрации в том, что у оппонента нет необходимости обороняться, а значит, они более открыты для убеждения. Дать ощутить физически, что имеется ввиду, куда более мощные аргументы, нежели любые слова.

Историческая легенда «Сила символа»

Самый сильный довод — символ, служащий подоплекой действию. Сила символа — знамени, мифа, памятника какому-либо эмоционально значимому событию — в том, что он понятен каждому без слов.

Стремясь к власти или стараясь удержать ее, всегда ищите непрямые пути.

В 1975 году, когда Генри Киссинджер участвовал в самых трудных и не результативных переговорах с Израилем по поводу возвращения части Синайской пустыни, захваченной им в 1967 году, он неожиданно прервал напряженные переговоры и предложил осмотреть одно памятное место. Он отправился на развалины древней крепости Масада, известной всем жителям Израиля как место, где в 73-ем году семьсот иудейских воинов предпочли самоубийство сдаче римским легионам. Израильтяне сразу поняли подоплеку этой поездки Киссинджера: он косвенно упрекал их в стремлении к массовому самоубийству. Хотя сама поездка мгновенно не повлияла на состояние умов израильских дипломатов, она настроила их на более серьёзный и ответственный подход, чем если бы прозвучало прямое предупреждение. Символы, подобные Масаде, несут огромную эмоциональную нагрузку.

Историческая легенда. «Добивайся победы действиями, а не доводами»

Любой минутный успех, которого, как вам кажется, вы добились в споре, оборачивается пирровой победой. Куда эффективнее можно заставить других согласиться с вами, если действовать, не произнося ни слова. Показывайте, а не объясняйте.

Однажды Никиту Хрущева во время его выступления, обличающего преступления Сталина, прервал выкрик с места:

— Вы работали со Сталиным, — крикнули из зала, — почему же не остановили его тогда?

Хрущев очевидно с трибуны не мог разглядеть того, кто к нему обращался. Он прорычал:

— Кто это сказал?

Никто не поднял руки. Все в зале замерли. Через несколько секунд напряженного ожидания Хрущев добродушно сказал:

— Теперь понимаете, почему я его не остановил?

Историческая легенда «Честная нечестность, чтобы обезоружить жертву»

Если ваше прошлое – прошлое обманщика, никакая честность, великодушие или доброта не обманут людей. Если люди видят в вас лицемера, то начать вдруг изображать честного человека просто подозрительно, — лучше изображать жулика.

Ничто в королевстве власти не зиждется на каменном фундаменте. Неприкрытый обман порой помогает замести следы и даже заставляет восхищаться честностью вашей нечестности. J

Граф Люстинг, проворачивая самую грандиозную аферу своей жизни, собирался продать Эйфелевую башню наивному промышленнику, который поверил, что правительство продает ее с аукциона на металлолом. Промышленник уже был готов передать громадную сумму в руки Люстинга, который успешно изображал правительственного чиновника. В последнюю минуту, однако, что-то в Люстинге вызвало подозрение у простака. На встрече, где должна была состояться передача денег, Люстинг заметил его внезапное недоверие.

Подойдя к промышленнику, Люстинг тихим шепотом заговорил о том, какое низкое жалование он получает, в каком тяжелом финансовом положении находится, и т.д. Через несколько минут клиент осознал, что Люстинг намекает на взятку. Он почувствовал облегчение. Теперь было ясно, что Люстингу можно доверять: поскольку все госчиновники не отличались честностью, Люстинг выглядел вполне реально. Клиент передал деньги. Изображая нечестного чиновника, Люстинг был правдоподобен. В этом случае честность могла бы вызвать противоположный эффект.

Историческая легенда. «Прося о помощи, вз ывай к своекорыстию людей и никогда к их милости или великодушию»

Если вам пришлось обратиться к союзнику за помощью, не трудитесь напоминать ему о вашем былом участии в добрых делах. Он найдет способ вас проигнорировать. Вместо этого в своей просьбе или в своем договоре с ним дайте ему увидеть нечто такое, что будет выгодно ему, и подчеркивайте это без меры. Он с воодушевлением поддержит предложение, сулящее выгоду ему самому.

В 431 году до н.э., перед самым началом Пелопоннесской войны, остров Керкира (впоследствии получивший название Корфу) и греческий город-государство Коринф находились на пороге конфликта. Обе стороны направили послов в Афины, стараясь привлечь афинян в союзники. Ставки были высоки, поскольку иметь Афины на своей стороне означало победить. И кто бы ни стал победителем, проигравшей стороне не приходилось рассчитывать на его милость.

Остров Керкира взял слово раньше. Посол начал с признания того факта, что острову в прошлом не приходилось оказывать помощь Афинам, а вообще-то, Керкира чаще союзничала с неприятелями Афин. Керкира и Афины не были связаны ни дружбой, ни благодарностью.

— Да, — признал посол, — сейчас я явился в Афины из-за страха и озабоченности будущим своей родины. Единственное, что мы можем предложить – это взаимовыгодный союз. Керкира располагает военным флотом, по силе и численности уступающим только афинскому. Союз двух государств способствовал бы развитию невероятно мощного флота, который служил бы для устрашения неприятельского государства Спарты. Ничего другого остров Керкира предложить, к сожалению, не может.

Представитель Коринфа выступил затем с блестящей, страстной речью, являющей резкий контраст сухому, бесцветному выступлению островитянина. Он вспомнил все былые заслуги Коринфа перед Афинами. Он вопрошал, что сказали бы другие союзники Афин в случае заключения городом союза с бывшим врагом против теперешнего друга, который преданно служил интересам Афин: пожалуй эти союзники могли бы разорвать свои соглашения с Афинами, увидев, что их верность не ценится. Он апеллировал к законам Эллады и напоминал, что пришло время Афинам платить Коринфу за все сделанное добро. Под конец он перешел к долгому перечислению услуг, когда-либо оказанных Коринфом Афинам, и напомнил о том, как важно быть благодарными по отношению к друзьям.

После обоих выступлений афиняне приступили к дебатам. Когда пришло время голосования, они единогласно отдали голоса в пользу союза с Керкирой против Коринфа.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры