Музей Дульсинеи Тобосской (El Toboso). Дон Кихот: неотвратимая сила добра Деревня дульсинеи дамы сердца дон кихота

Главная / Любовь

«Сегодня в жизни так мало настоящего, серьезного, мужского»

Описание фотографии

«Дульсинея Тобосская» - одна из самых долгожданных премьер новосибирского драматического. Во-первых, речь идет об Александре Володине, драматурге обожаемом камерным пространством за чистоту сюжетных помыслов и искренность высказываний. Во-вторых, сценический бал правит гуру современной российской режиссуры и театральной педагогики Александр Кузин.

Александр Сергеевич в представлении не нуждается. В очередь на постановку к мастеру стоят ведущие театры страны, а все регалии и звания, коих он удостоен, не представляется возможным изложить одной строкой. На разных сценических площадках России и за рубежом режиссер поставил более 60 спектаклей. Многие их них вошли в «золотой фонд» отечественного театра. Критики отмечают, что, несмотря на продолжительную карьеру, Александр Кузин - очень современный режиссёр. Его современность заключается в манере жить и мыслить, в умении воплощать своё мировоззрение в спектаклях, в таланте зажигать своим азартом других. Он любит актёров и хорошо слышит окружающий его мир, ритм времени, что крайне важно для творческого человека.

Пьеса Александра Володина, которую режиссер Кузин выбрал для постановки на сцене «Старого дома» – это фантазийное продолжение великого романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Описание фотографии

Испания, начало XVII века. Действие «Дульсинеи Тобосской» начинается через семь лет после смерти легендарного Дон Кихота и выхода в свет знаменитого романа. Верный оруженосец Санчо Панса возвращается в селение Тобосо. Поглощенный воспоминаниями о подвигах хозяина во имя Прекрасной Дульсинеи, он продолжает рассказывать невероятные легенды о Доне Кихоте и провоцирует многочисленных подражателей Печального Рыцаря на благородное служение той самой Дульсинеи, за которую ошибочно принимают ничего не подозревающую девушку Альдонсу.

Описание фотографии

Я очень люблю Володина, - рассказывает режиссер спектакля Александр Кузин. - Сам Володин - автор очень не простой. Это мужчина, который тонко понимал женскую природу. И потом, эти его притчи – они на все времена. Надо же так завернуть историю, где женщина создает для себя героя. Ведь пьеса начинается с того, что герой умер. Умер Дон-Кихот. Семь лет назад. Он испортил жизнь всем - и Дульсинее, и Санчо Панса, и Луису, которые стали для всех посмешищем. И вдруг возникает поворот, когда женщина создает для себя героя. Фантастический и очень своевременный поворот. Сегодня у нас в жизни так мало настоящего, серьезного, мужского. Как не хватает нам сильных нравственно здоровых мужчин. Как не хватает людей, которые могли бы постоять за свое дело, слово и защитить женщину. Может быть, жизнь такая – все помельчало… «Все на продажу». Вырваться за пределы очень сложно, но пытаться надо – это единственный путь.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
АЛЬДОНСА – Яна Балутина, Лариса Чернобаева
ОТЕЦ – заслуженный артист России Леонид Иванов
МАТЬ народная артистка России Халида Иванова
ЖЕНИХ – Тимофей Мамлин, Виталий Саянок
ЛУИС – Анатолий Григорьев
САНЧО ПАНСА – Андрей Сенько
ТЕРЕСА – Эльвира Главатских
ДЕВУШКИ из этого дома – Анастасия Панина, Наталья Пивнева, Валентина Ворошилова, Ирина Попова, Светлана Марченко, Олеся Кузьбар
САНЧИКА – Светлана Марченко, Ирина Попова
МАТЕО – Сергей Дроздов, Антон Черных
ПОКЛОННИКИ – Сергей Дроздов, Тимофей Мамлин, Виталий Саянок, Антон Черных

«Мы не пытаемся переписать Володина. Мы деликатны с текстом автора»

Описание фотографии

«Дульсинея Тобосская» написана в начале 1970-х годов. Именно с этой пьесой в 1971 году дебютировал во МХАТе Олег Ефремов, сыграв рыцаря Печального Образа. В 1973 году композитор Геннадий Гладков трансформировал володинскую притчу в мюзикл, постановку которого осуществил режиссер Игорь Владимиров на сцене Театра им. Ленсовета. С тех пор тончайшая пьеса Александра Володина в той или иной интерпретации с успехом шла на сценах театров всего мира.

Широкую известность, однако, «Дульсинеи Тобосской» принесли не драматические подмостки, а кинематограф: в 1980 году режиссер Светлана Дружинина экранизировала мюзикл, пригласив на заглавную роль популярную актрису Наталью Гундареву.

Новосибирская версия «Дульсинеи», по признанию режиссера-постановщика спектакля Александра Кузина, основывается исключительно на первоисточнике за авторством Александра Володина:

Мы не пытаемся переписать Володина, осовременить его язык, мы пытаемся понять и присвоить его лексику и мысли. Я бы сказал, что мы деликатны с текстом автора. Конечно, кое-что сокращаем и даже меняем реплики местами, но это всё. Взаимоотношений с известной картиной в нашем спектакле не возникает никаких. Потому что там главное не текст Володина, а музыка и песни. Из «Дульсинеи» сделали мюзикл, сократили текст, оставили грубый сюжет – и, мне кажется, мюзикл не очень получился. Мы попробуем вернуться к пьесе Володина, попробуем ясно рассказать эту простую историю. Конечно, у Володина в этой пьесе говорят не так, как говорят сегодня на улице. Но зато какими словами он говорит о любви! Для любого человека счастье услышать в свой адрес такие слова. Думаю, мы правильно выбрали пьесу! Она для этого времени. В «Дульсинеи» есть то, чего нам всем сегодня очень-очень не хватает.

Описание фотографии

Художественное оформление спектакля «Дульсинеи Тобосской» на сцене «Старого дома» осуществит постоянный соавтор режиссера Кузина – театральный художник Кирилл Пискунов, перед которым поставлена задача не уводить историю в быт и обеспечить визуальную простоту и ясность.

Я видел спектакли, где стояли современные электрические ветряки, а сути не было. Мне «Дульсинея» дает ощущение чего-то жесткого – железа, меди, красной земли. Все должно быть очень просто и ясно. Как в этой истории. Хотя я ни в чем не уверен! Мы пробуем. На самом деле ничего лучше, чем живого артиста на сцене. Не было, и нет. Это трудно. Я знаю, как это трудно! - резюмирует режиссер.

Режиссер-постановщик – народный артист России, лауреат международной премии Станиславского Александр Кузин
Художник-постановщик – Кирилл Пискунов
Художник по свету - Дмитрий Зименко
Хореограф – лауреат Государственной премии России Гали Абайдулов
Постановка сценического боя – Николай Симонов

О режиссере

Описание фотографии

Александр Кузин (Ярославль) – театральный режиссер и педагог, профессор Ярославского государственного театрального института, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, член президиума Российского центра АССИТЭЖ (Международная ассоциация театров для детей и молодежи). Удостоен званий «Народный артист РФ» (2011), «Заслуженный деятель искусств РФ» (1996). Лауреат премии Станиславского «За вклад в театральную педагогику» (2011). Дважды лауреат премии им М.И. Царева. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986) и многократный лауреат премии Ярославской области им. Ф.Г. Волкова за заслуги в развитии театрального искусства, а также премии Самарской области «Театральная муза» (2000, 2002, 2004), премий международных фестивалей «Реальный театр» (Екатеринбург), «Радуга» (С.-Петербург), «Голоса истории» (Вологда), «Молодые театры России» (Омск) и др.

Александр Сергеевич родился 15 октября 1953 года в Ташкенте. Окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского (1975 г. - актерский факультет, 1983 г. - режиссерский факультет). С 1975-го по 1990 год - актер, режиссер Ташкентского академического русского театра драмы. Преподаватель Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского (1976-1990). Главный режиссер Ярославского ТЮЗа (1990-2003). Преподаватель (с 1992 г.), доцент (с 1996 г.), профессор (с 2004 г.) кафедры мастерства актера Ярославского государственного театрального института, художественный руководитель курса. С 2005 года возглавлял Самарскоий театр «СамАрт», ныне приглашенный режиссер этого театра.

В своем режиссерском творчестве А.С. Кузин является продолжателем традиций русского психологического реалистического театра, постановщиком без малого 100 спектаклей.

Александр Сергеевич принимал участие в работе творческих лабораторий таких режиссеров, как Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, А. Шапиро, М. Туманишвили. Работал и продолжает сотрудничать с художниками Э. Кочергиным, М. Китаевым, Ю. Гальпериным, А. Орловым, К. Даниловым.

Среди лучших постановок Кузина - «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Доктор Чехов и другие» по А.П. Чехову, «На дне» и «Последние» М. Горького, «Калигула» А. Камю, «Не играйте с архангелами» Д. Фо, «Лев зимой» У. Голдмэна, «Марафон» К. Конфортеса, «Быть или не быть» У. Гибсона, произведения классиков русской литературы ХХ века - В. Шукшина, Б. Окуджавы, Э. Радзинского, С. Маршака, К. Чуковского, Е. Шварца, пьесы наиболее ярких современных русских авторов - Н. Коляды, Н. Садур, Г. Горина.

Имеет большой опыт международной работы. Он руководил театральной лабораторией актеров из Германии, подготовил большую группу актеров и режиссеров театра и кино для Узбекистана, Туркмении, Киргизии. Вел театральные мастер-классы в Германии и Южной Корее.

О художнике

Описание фотографии

Кирилл Пискунов (Санкт-Петербург) – художник-постановщик, дипломант Международных и Российских театральных фестивалей, дважды номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», член Союза художников России, член Союза театральных деятелей России. Осуществил художественное оформление спектаклей «Тойбеле и ее демон» И. Зингера, «Семейный портрет в интерьере» А. Пешкова, «Касатка» А. Толстого в театре «Старый дом».

Кирилл Валерьевич родился в 1969 году в Ленинграде. В 1987 году окончил Среднюю Художественную Школу им. Б. В. Иогансона при Академии Художеств СССР в г. Ленинграде. В 1992 году окончил Постановочный факультет Ленинградского института Театра, Музыки и Кинематографии им. Н. К. Черкасова (курс проф. Сотникова Г. П.) по специальности художник-постановщик. С 1993 по 1997 год работал техническим директором в Малом драматическом театре-Театр Европы. С 1997 года работал художником – постановщиком в ТЮЗе им. Брянцева, «Приюте комедианта» и Санкт-Петербургском Мюзик-Холле, «Старом доме», Волгоградском Молодежном театре.

В качестве художника–постановщика поставил более 60 спектаклей в театрах России, а так же в Стокгольме, Таллинне. Токио и Сеуле.

В качестве художника-постановщика выпустил спектакли «Долгий рождественский обед» (Малый драматический театр), «Конек-Горбунок», «Русалка», «Айболит и Бармалей», «Дом, где разбиваются сердца», «В горах мое сердце» (ТЮЗ имени Брянцева), «Василий Теркин» в театре «СамАРТ», «Волшебный уголёк» в Молодёжном театре «Глобус», «Чайка» в Театре Сэйне Гекидзе (Токио.Япония), «Крылья феи» в «Сури опера» (Сеул, Корея), «Дорогая, я не слышу что ты говоришь, когда в ванной течёт вода», «Брызги шампанского» в театре «Приют комедианта» и другие.

О хореографе

Описание фотографии

Гали Абайдулов (Санкт-Петербург) - хореограф, режиссер, актер. Лауреат Государственной премии России.

Родился в Ленинграде в 1953 году. Выпускник ленинградского хореографического училища и ГИТИСа. С 1977 по 1993 г.г. работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета (ныне Санкт-Петербургский театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского).

Первый исполнитель партий: Шпигельберг («Разбойники» 1982, балетмейстер Н.Н. Боярчиков), Хозяин («Легенда о птице Доненбай», 1983, балетмейстер Л.С. Лебедев), Гадкий утенок («Гадкий утенок», 1984, балетмейстер Л.С. Лебедев).

Режиссер художественных фильмов: «Чаплиниана» (1987, снялся в роли Клоуна и Диктатора) и «Лунный свет» (1992, снялся в главной роли).

В числе кинокартин в которых снялся Гали Абайдулов – фильмы-балеты: «Старое танго» (1979), «Анюта» (1982), телеэкранизации балета «Семь красавиц» (1982), «Последняя тарантелла»(1992); фильмы: «Переступить черту» (1985), «Остров погибших кораблей» (1987), «Сирано де Бержерак»(1989), «Любовь, предвестие печали...» (1994) и многих других.

В качестве хореографа работает с музыкальными и драматическими театрами России. В Мариинском театре участвовал в постановке оперы «Семен Котко» (режиссер-постановщик Юрий Александров, художник-постановщик Семен Пастух, 1999) – спектакль стал лауреатом российской оперной премии «CASTA DIVA» и Лауреатом национальной российской театральной премии «Золотая маска».

Фото с репетиции спектакля: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ

Давайте припомним все, что нам известно о Дульсинее Тобосской. Мы знаем, что ее имя - романтическое изобретение Дон Кихота, но также знаем от него и его оруженосца, что в селе Тобосо, в нескольких милях от его собственной деревни, живет прототип этой принцессы. Мы знаем, что в реальности этой книги ее зовут Альдонса Лоренсо, и что она пригожая крестьянская девушка, мастерица солить свинину и веять зерно. Это все. Изумрудно-зеленые глаза, которые Дон Кихот приписывает ей из общей со своим создателем любви к зеленому цвету, скорее всего романтический вымысел, как и странное имя. Что нам известно, кроме этого? Описание, которое дает ей Санчо, следует отвергнуть, так как историю о передаче ей письма своего господина он выдумал. Однако он хорошо с ней знаком - это смуглая, высокая, крепкая девушка, с громким голосом и дразнящим смехом. В двадцать пятой главе, перед тем как отправиться к ней с посланием, Санчо описывает ее своему господину: « и могу сказать, что барру она мечет не хуже самого здоровенного парня изо всей нашей деревни. Девка ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица, и за себя постоять мастерица, и любой странствующий или только еще собирающийся странствовать рыцарь, коли она согласится стать его возлюбленной, будет за ней, как за каменной стеной. А уж глотка, мать честная, а уж голосина! А главное, она совсем не кривляка - вот что дорого, готова к любым услугам, со всеми посмеется и изо всего устроит веселье и потеху».

В конце первой главы мы узнаем, что одно время Дон Кихот был влюблен в Альдонсу Лоренсо - разумеется, платонически, но всякий раз, когда ему случалось проходить по Тобосо, он восхищался этой миловидной девушкой. «И вот она-то и показалась ему достойною титула владычицы его помыслов; и, выбирая для нее имя, которое не слишком резко отличалось бы от ее собственного и в то же время напоминало и приближалось бы к имени какой-нибудь принцессы или знатной сеньоры, положил он назвать ее Дульсинеей Тобосскою, - ибо родом она была из Тобосо, - именем, по его мнению, приятным для слуха, изысканным и глубокомысленным, как и все ранее придуманные им имена». В двадцать пятой главе мы читаем, что он любил ее целых двенадцать лет (теперь ему около пятидесяти), и за все эти двенадцать лет он видел ее только трижды или четырежды и никогда с ней не говорил, и, разумеется, она не замечала его взглядов.

В той же главе он наставляет Санчо: «Так вот, Санчо, в том, что мне надобно от Дульсинеи Тобосской, она не уступит благороднейшей принцессе в мире. Да ведь и не все дамы, которых воспевают поэты и которым они дают имена по своему хотению, существуют в действительности. Неужели ты думаешь, что разные эти Амарилис, Дианы, Сильвии, Филисы, Галатеи, Филиды, коими полны романы, песни, цирюльни, театры, что все они и правда живые существа, возлюбленные тех, которые их славили и славят поныне? Разумеется, что нет, большинство из них выдумали поэты, чтобы было о ком писать стихи и чтобы их самих почитали за влюбленных и за людей, достойных любви. Вот почему мне достаточно воображать и верить, что добрая Альдонса Лоренсо прекрасна и чиста, а до ее рода мне мало нужды, - ведь ей в орден не вступать, значит, и незачем о том справляться, - словом, в моем представлении это благороднейшая принцесса в мире». И Дон Кихот заключает: «Надобно тебе знать, Санчо, если ты только этого еще не знаешь, что более, чем что-либо, возбуждают любовь две вещи, каковы суть великая красота и доброе имя, а Дульсинея имеет право гордиться и тем и другим: в красоте она не имеет соперниц, и лишь у весьма немногих столь же доброе имя, как у нее. Коротко говоря, я полагаю, что все, сказанное мною сейчас, - это сущая правда и что тут нельзя прибавить или убавить ни единого слова, и воображению моему она представляется так, как я того хочу: и в рассуждении красоты, и в рассуждении знатности, и с нею не сравнится Елена, и до нее не поднимется Лукреция и никакая другая из славных женщин протекших столетий, - равной ей не сыщешь ни у греков, ни у латинян, ни у варваров. А люди пусть говорят, что угодно, ибо если невежды станут меня порицать, то строгие судьи меня обелят» {30} .

В ходе безумных приключений нашего рыцаря с его воспоминаниями об Альдонсе Лоренсо что-то происходит, конкретные детали выцветают и образ Альдонсы растворяется в романтическом обобщении, зовущемся Дульсинеей, поэтому в девятой главе второй части, когда в поисках дамы сердца Дон Кихот вместе с Санчо прибывает в Тобосо, он довольно раздраженно заявляет своему оруженосцу: «Послушай, еретик, не говорил ли я тебе много раз, что я никогда не видел несравненную Дульсинею и не переступал порога ее дворца и что я влюбился в нее только по слухам, ибо до меня дошла громкая слава о красоте ее и уме?» Образ Дульсинеи пронизывает всю книгу, но, вопреки ожиданиям, читатель никогда не встретится с ней в Тобосо.

Aldonza Lorenzo )) - центральный персонаж романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский », возлюбленная, дама сердца героя романа.

Следующее описание Дульсинеи дает Санчо Панса своему господину: «<…> и могу сказать, что барру она мечет не хуже самого здоровенного парня изо всей нашей деревни. Девка ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица, и за себя постоять мастерица, и любой странствующий или только еще собирающийся странствовать рыцарь, коли она согласится стать его возлюбленной, будет за ней, как за каменной стеной. А уж глотка, мать честная, а уж голосина! <…> А главное, она совсем не кривляка - вот что дорого, готова к любым услугам, со всеми посмеется и изо всего устроит веселье и потеху» .

Дульсинея Тобосская является персонажем многих фильмов, мюзиклов, театральных постановок, основанных на оригинальном романе. В различное время её образ на экране и на сцене воплощали: Софи Лорен , Ванесса Уильямс , Наталья Гундарева и другие.

Напишите отзыв о статье "Дульсинея"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Набоков В. В. Лекции о «Дон Кихоте» / пер. с англ. - СПб.: Азбука-Классика, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-9985-0568-3 .

Отрывок, характеризующий Дульсинея

Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать, представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, – здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что этот взгляд обязывал его.

В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.

Давайте припомним все, что нам известно о Дульсинее Тобосской. Мы знаем, что ее имя - романтическое изобретение Дон Кихота, но также знаем от него и его оруженосца, что в селе Тобосо, в нескольких милях от его собственной деревни, живет прототип этой принцессы. Мы знаем, что в реальности этой книги ее зовут Альдонса Лоренсо, и что она пригожая крестьянская девушка, мастерица солить свинину и веять зерно. Это все. Изумрудно-зеленые глаза, которые Дон Кихот приписывает ей из общей со своим создателем любви к зеленому цвету, скорее всего романтический вымысел, как и странное имя. Что нам известно, кроме этого? Описание, которое дает ей Санчо, следует отвергнуть, так как историю о передаче ей письма своего господина он выдумал. Однако он хорошо с ней знаком - это смуглая, высокая, крепкая девушка, с громким голосом и дразнящим смехом. В двадцать пятой главе, перед тем как отправиться к ней с посланием, Санчо описывает ее своему господину: « и могу сказать, что барру она мечет не хуже самого здоровенного парня изо всей нашей деревни. Девка ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица, и за себя постоять мастерица, и любой странствующий или только еще собирающийся странствовать рыцарь, коли она согласится стать его возлюбленной, будет за ней, как за каменной стеной. А уж глотка, мать честная, а уж голосина! А главное, она совсем не кривляка - вот что дорого, готова к любым услугам, со всеми посмеется и изо всего устроит веселье и потеху».

В конце первой главы мы узнаем, что одно время Дон Кихот был влюблен в Альдонсу Лоренсо - разумеется, платонически, но всякий раз, когда ему случалось проходить по Тобосо, он восхищался этой миловидной девушкой. «И вот она-то и показалась ему достойною титула владычицы его помыслов; и, выбирая для нее имя, которое не слишком резко отличалось бы от ее собственного и в то же время напоминало и приближалось бы к имени какой-нибудь принцессы или знатной сеньоры, положил он назвать ее Дульсинеей Тобосскою, - ибо родом она была из Тобосо, - именем, по его мнению, приятным для слуха, изысканным и глубокомысленным, как и все ранее придуманные им имена». В двадцать пятой главе мы читаем, что он любил ее целых двенадцать лет (теперь ему около пятидесяти), и за все эти двенадцать лет он видел ее только трижды или четырежды и никогда с ней не говорил, и, разумеется, она не замечала его взглядов.

В той же главе он наставляет Санчо: «Так вот, Санчо, в том, что мне надобно от Дульсинеи Тобосской, она не уступит благороднейшей принцессе в мире. Да ведь и не все дамы, которых воспевают поэты и которым они дают имена по своему хотению, существуют в действительности. Неужели ты думаешь, что разные эти Амарилис, Дианы, Сильвии, Филисы, Галатеи, Филиды, коими полны романы, песни, цирюльни, театры, что все они и правда живые существа, возлюбленные тех, которые их славили и славят поныне? Разумеется, что нет, большинство из них выдумали поэты, чтобы было о ком писать стихи и чтобы их самих почитали за влюбленных и за людей, достойных любви. Вот почему мне достаточно воображать и верить, что добрая Альдонса Лоренсо прекрасна и чиста, а до ее рода мне мало нужды, - ведь ей в орден не вступать, значит, и незачем о том справляться, - словом, в моем представлении это благороднейшая принцесса в мире». И Дон Кихот заключает: «Надобно тебе знать, Санчо, если ты только этого еще не знаешь, что более, чем что-либо, возбуждают любовь две вещи, каковы суть великая красота и доброе имя, а Дульсинея имеет право гордиться и тем и другим: в красоте она не имеет соперниц, и лишь у весьма немногих столь же доброе имя, как у нее. Коротко говоря, я полагаю, что все, сказанное мною сейчас, - это сущая правда и что тут нельзя прибавить или убавить ни единого слова, и воображению моему она представляется так, как я того хочу: и в рассуждении красоты, и в рассуждении знатности, и с нею не сравнится Елена, и до нее не поднимется Лукреция и никакая другая из славных женщин протекших столетий, - равной ей не сыщешь ни у греков, ни у латинян, ни у варваров. А люди пусть говорят, что угодно, ибо если невежды станут меня порицать, то строгие судьи меня обелят» {30} .

В ходе безумных приключений нашего рыцаря с его воспоминаниями об Альдонсе Лоренсо что-то происходит, конкретные детали выцветают и образ Альдонсы растворяется в романтическом обобщении, зовущемся Дульсинеей, поэтому в девятой главе второй части, когда в поисках дамы сердца Дон Кихот вместе с Санчо прибывает в Тобосо, он довольно раздраженно заявляет своему оруженосцу: «Послушай, еретик, не говорил ли я тебе много раз, что я никогда не видел несравненную Дульсинею и не переступал порога ее дворца и что я влюбился в нее только по слухам, ибо до меня дошла громкая слава о красоте ее и уме?» Образ Дульсинеи пронизывает всю книгу, но, вопреки ожиданиям, читатель никогда не встретится с ней в Тобосо.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры