Художник франсуа буше - картины с названиями, биография и интересные факты. Франсуа буше - мастер изящного стиля, картины и биография

Главная / Любовь

Франсуа Буше (29 сентября 1703, Париж - 30 мая 1770) - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.

Биография Франсуа Буше

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.

В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима».

Участие в 1722-1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы.

В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году.

Творчество Буше

1731-1760 гг. — этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балету «Персей» (1746) и опере-балету «Галантная Индия» (1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.

Франсуа Буше быстро стал одним из самых модных художников того времени, учителем и фаворитом Помпадур.

За свою биографию Франсуа Буше выполнил громадное число картин, украшений, гравюр, декоративных тканей, часто оформлял подмостки для балета и оперы. В результате, он заработал множество педагогических, служебных почетных званий, в частности за гобеленные работы. Некоторое время Фрагонард был его учеником.

В Лувре, музее «Коллекция Уолласа» представлены избранные работы Буше. В США выставлены его работы «Toilet of Venus», «Birth and Triumph of Venus» (музей «Метрополитен», Нью-Йорк). Некоторые картины художника находятся в музее «Коллекция Фрика», а также музее искусств Филадельфии.

Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей.

В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля».

Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.

Работы художника

  • Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
  • Геркулес и Омфала, 1731-40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  • Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
  • Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
  • Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
  • Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
  • Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
  • Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
  • Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
  • Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
  • Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
  • Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
  • Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
  • Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
  • Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
  • Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  • Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  • Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
  • Портрет мадам Бержере, 1746.

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование. Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров. Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.

В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.

На своих полотнах Франсуа Буше предпочитал изображать персонажей, которые поддаются любовным утехам, или же изображены при занятии своими повседневными делами. Герои картин наполнены голубыми и нежно-розовыми тонами красок. Плавные переходы теней и контрастов дополняют композиции картин в их и так сложном сочетании изгибов, линий и объемов фигур. Буше гениально владел приемами драпировки, подачи света ракурсами, располагая своих персонажей таких образом, что рядом с ними мог располагаться ещё целый ряд предметов и декораций. Работы Франсуа Буше поражают своей раскованностью и чувственностью. Особое предпочтение и внимание Буше уделил богине Венере, а также будничной парижской повседневности и совсем простым зарисовкам из деревенской жизни.

Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника. Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики. В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.

Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше. Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше. Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро. Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.

Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала». Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа. Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.

Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем. Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его почерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие. Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности. Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.

Считается, что слава приходит к хорошему художнику только после смерти. Франсуа Буше стал исключением из правил: он был «первым живописцем короля Людовика XV» и директором Королевской академии живописи и скульптуры.

2. Франсуа Буше. Автопортрет


Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец зарабатывал на жизнь рисованием узоров для вышивки. Заметив способности маленького Франсуа, отец отправил его учиться.

3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника


Сначала Франсуа Буше занимался тем, что иллюстрировал «Французскую историю» Габриэля Даниеля, путешествовал по Италии, изучая тамошних мастеров живописи, писал полотна на мифологические и библейские сюжеты, сцены в интерьере, пейзажи, пасторали и даже создавал декорации к балетам. Словом, был очень разносторонним и исключительно общественно полезным мастером.

4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне

5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога


Скорее всего, так бы и продолжалось. Стал бы Франсуа Буше вполне успешным живописцем, писал себе свои пейзажи и пасторали и наверняка снискал бы признание относительно широкого числа ценителей изящных искусств. Но был бы лишь одним из хороших художников.

6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур


Всё изменила фаворитка короля маркиза де Помпадур. В отличие от Людовика, который был недалек, ленив и развратен, она была образованна, умна и, как было принято в те времена, покровительствовала литераторам, скульпторам и художникам. Но хорошим вкусом и чувством меры она не отличалась: Вольтера, например, она раздражала своими мещанскими манерами.

7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур


В 1748 году Франсуа Буше начал работать для маркизы де Помпадур, стал частым гостем в Версале, а спустя четыре года ему даже разрешили жить и работать в Лувре. Франсуа Буше умел почувствовать, чего хочет маркиза. Сильнее шампанского, трюфелей и шоколада она любила только себя и хотела оставаться хотя бы на картинах ослепительно красивой, роскошной и молодой.

8. Франсуа Буше. Дама за туалетом


Художника завалили частными заказами: всем хотелось иметь картины любимца фаворитки короля.

9. Франсуа Буше. Леда и лебедь

10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто


После смерти маркизы де Помпадур успеху пришел конец. Мало кто хотел покупать картины Франсуа Буше, его обвиняли в развращении юношества, а моралист Дени Дидро сказал: «Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»

11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска


Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.

12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше


Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.

Франсуа Буше (1703-1770), французский живописец, гравер, декоратор, “первый живописец короля”, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки. Затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто. В 1727 Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали. Современные критики 18 века находили, что картины, написанные Франсуа Буше по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы этих картин не сохранились. 24 ноября 1731 года Франсуа Буше был принят в академию, где написал мифологическую картину “Венера и Вулкан с оружием для Энея”. В 1734 Буше был удостоен звания академика за картину “Ринальдо и Армида”, и в том же году художник украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия. В 1755-1765-х годах Буше руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 Франсуа Буше стал директором Королевской академии живописи и скульптуры.

Сороковые годы XVIII века - период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества.

Купание Дианы, 1742 Рождение Венеры, 1740

Музей Лувр, Париж Национальный музей, Стокгольм

Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше в начале творческого пути испытал влияние Антуана Ватто (гравировал картины художника), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах.

Пейзаж в окрестностях Бовэ Мельница в Шаратоне

Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии.

Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. “Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви,- герои его нарядных картин. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.

Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных.

Туалет Венеры, 1751

Ко времени расцвета творчества Буше относится “Туалет Венеры” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. “Пастушеская сцена” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) дает представление о пасторалях Буше, занимательных и игривых, исполненных иронии.

Пастушеская сцена начало, 1730-х

Лирические черты дарования Буше проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы, с интимными уголками у полуразрушенных мельниц и хижин. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.

Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства.

В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур.

Портрет маркизы де Помпадур, 1756

Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры. Буше скончался 30 мая 1770 года.

Самый талантливый ученик Буше художник Жан Оноре Фрагонар унаследовал от мастера рококо изящество в трактовке фигур и сюжета картины, смелость колорита и свободу композиции. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Однако, слава Буше вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма. Франсуа Буше стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из картин художника не находили покупателей. В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия.

Франсуа Буше (François Boucher) — великий французский художник, живописец, гравёр. Один из ярчайших представителей жанра . Кроме создания потрясающих картин и живописных полотен, занимался декорацией театров, росписью фарфора, гравюрой, а также иллюстрировал книги писателей-классиков. В числе авторов, книги которых проиллюстрировал Франсуа Буше, такие, как: Мольер, Джованни Боккаччо, Овидий.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. К искусству живописи и росписи он был приобщён с ранних лет. Его отец был профессиональным художником и гравёром, и молодой Франсуа помогал ему в его мастерской. Впоследствии у него открылся настоящий талант, который прославил его на всю Францию, а потом и на весь мир. Его работы совершенны и совершенно очаровательны. Большая часть работ художника посвящена мифологическим сюжетам, а также аллегориям, портретам, жанровым сценам, пейзажам, пасторалям. За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен.

Франсуа Буше был удостоен звания придворного художника , был директором Королевской академии живописи и скульптуры, считался Первым живописцем короля. Поклонницей его искусства была сама маркиза де Помпадур (Жанна-Антуанетта Пуассон). Он занимался росписью королевских апартаментов и других интерьеров королевских зданий и жилищ, что считалось верхом достижения для художника его времени.

Многие современные критики считают, что его искусство было чересчур слащавым, чересчур открытым и от того наивным, однако картины, рисунки и роспись этого художника до сих пор знамениты на весь мир и хранятся в самых известных музеях , среди которых: Лувр, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Национальная галерея в Лондоне, Музей Шарлоттенбурга, Метрополитен-музей, Музей Прадо, Эрмитаж и многие другие. Одним из самых известных учеников Франсуа Буше, был Жан Оноре Фрагонар, который не только блестяще перенял все секреты мастерства художника, но и сумел развить это направление, добавив в него собственный почерк. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года.

Любите узнавать новое и проводить время на увлекательных сайтах? Вся правда о Б. Дюсупове и Во имя жизни. Большое количество интересного и полезного материала в блоге Наталии Юшковой.

Аврора и Кефал

Автопортрет в студии

Аллегория живописи

Аллегория музыки

Аллегория скульптуры

Амуры — аллегория живописи

Аполлон и пастушка из Иссы

Брак Амура и Психеи

Вакх и Эригона

Вакханки

Венера и Вулкан

Венера и Купидон

Венера обезоруживает Купидона

Возвращение с рынка

Вулкан передает Венере оружие для Энея

Гении искусств

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры