Основные жанры живописи русских художников с примерами картин. Бытовая (жанровая) живопись

Главная / Измена мужа

Бытовой жанр в живописи – один из самых распространённых и древних.

Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.

Древность

Сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и Древнем Египте ещё до эпохи европейской античности.


Вот изображения бытовых сцен, найденных в погребальной кладовой Накта (Древний Египет)
В Древней Греции бытовой жанр присутствовал в вазописи.

Акробатка. Британский музей (Лондон)
В странах Востока первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э. Часто средневековые рукописи украшались миниатюрами, в которых также присутствовали бытовые сюжеты. То же можно сказать и о средневековой Европе.

«Женщина с попугаем». Индия (XVI в.)

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах, а затем и в других европейских странах выделились художники, которые работали, наряду с другими, и в этом жанре: Ян ван Эйк, Боутс (Нидерланды), братья Лимбург (Франция), Шонгауэр (Германия).

Развитие бытового жанра в Голландии

А вот в Голландии XVII в. бытовой жанр получил особое развитие. Художников Голландии привлекали все стороны обычной жизни, которые они видели вокруг: моряки, рыбацкие лодки, крестьяне, домашний скот, непарадные окрестности, тихие улицы и переулки, заброшенные дворы... К бытовому жанру обратились многие художники: Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом, Питер де Хох, Ян Стен и многие другие, более известные и не столь известные.

Маттиас Стом «Юноша читает при свече»

Маттиас Стом «Музыканты»

Питер де Хох «Мать с дочерью возле амбара» (1658). Амстердам

Ян Стен «Клетка с попугаем» (XVII в.). Рейксмузей, Амстердам
Но в других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был искусством «низшего сорта» (в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании). Даже обращение к бытовому жанру таких великих художников, как Рубенс или Веласкес, мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.

Рубенс и др. художники «Скотный двор зимой»

Бытовой жанр в XVIII веке

Но постепенно отношение к бытовому жанру меняется. Появляются художники, работающие в основном только в этом жанре. Во Франции это Антуан Ватто, Франсуа Буше, Никола Ланкре, Себастьян Бурдон, Жан Батист Симеон Шарден, Клод Верне, Жан-Оноре Фрагонар, Жан Батист Грёз и др.

А. Ватто «Общество в парке» (1718-1719). Дрезденская галерея
Бытовые картины этого художника обычно поэтичны, в простом и обыденном он умеет видеть нечто романтическое, хотя пора романтизма ещё не наступила.
Элементы правдивого изображения реальной жизни видны уже и в картинах художников других стран: Уильяма Хогарта, Томаса Гейнсборо (Великобритания), гравера Д. Ходовецкого (Германия), Ж.П. Норблена (Польша), Ф. Гойи (Испания), М. Шибанова, И. Ерменёва (Россия).

М. Шибанов «Празднество свадебного договора» (1777)

Новый взгляд на быт

В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, героями сюжетов картин становятся те, кто считался отверженным: больные, нищие, рабы, заключённые – люди социального дна. Раньше их не замечало искусство. Хотя пленники и рабы появились на полотнах ещё в искусстве барокко , но они были лишь декоративной деталью быта монархов. Самостоятельное же значение эти персонажи приобрели только сейчас.

Джованни Сегантини «Возвращение из леса» (Италия)

Винсент Ван Гог «Прогулка заключённых» (Нидерланды)

Гюстав Курбе «Бедная крестьянка зимой» (Франция)

Василий Верещагин «Посещение узника его семьей в Италии» (Россия)
Художники - сторонники бытового жанра: Теодор Руссо, Оноре Домье, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Гоген (Франция), М.А. Врубель, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, В.А. Серов (Россия), К. Хокусай, Андо Хиросиге (Япония), Кете Кольвиц, Адольф Менцель (Германия) и др.

П. А. Федотов «Завтрак аристократа» (1849-1850). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Тщеславие, жизнь напоказ, враньё, внешний блеск – все эти человеческие слабости хорошо были известны художнику и внушали ему отвращение. Поэтому картин с подобной тематикой у него несколько. Реалистично, с большой иронией и долей жалости показывает он хозяина, застигнутого врасплох непрошеным гостем. Отчего видится нам здесь жалость? Когда бедность тщательно скрывается таким вот методом – это всегда жалость. Жалость к человеку, для которого более всего важен интерьер его квартиры (чтобы не хуже, чем у других), мнение о нём других и проч. Художник не показывает нам карикатуру на этого аристократа, он просто рассказывает о суетной мелочности людей, склонных видеть главное во второстепенном. И это второстепенное так овладевает человеком, что становится его сущностью. Как старается он в последнее мгновение как-то замаскировать улику (свою бедность), прикрывая книжкой ломоть чёрного хлеба, который составляет завтрак этого «аристократа»!

Бытовой жанр в эпоху символизма

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля модерн бытовой жанр несколько видоизменяется: бытовые сцены изображаются и трактуются как вневременные символы. В связи с этим мы вспоминаем творчество Ф. Ходлера в Швейцарии, В. Э. Борисова-Мусатова в России.

Дальнейшее развитие бытового жанра

В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А.А. Пластов, А.А. Мурашко, З.Е. Серебрякова, Д.Д. Жилинский, Г.М. Коржев, В.Е. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.

А. Пластов «Выборы комитета бедноты»

Д. Беллоуз «Нью-Йорк» (1911)
Произведения бытового жанра часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

В. Попков «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973)
Неизвестная бабка Анисья – символ непреложности жизни любого человека. В картине звучит мотив индивидуальной песни (уже законченной, но ещё звучащей в сердцах близких людей) и эпическое хоровое пение. Всё это происходит в храме, а храм этот – природа.

Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.

  • Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.
  • Дать понятие «бытовой жанр».
  • Познакомить с работами русских живописцев Федотова П.А. и Перова В.Г., Решетникова П. и Пластова А.
  • Вести нравственное воспитание через восприятие картин бытового жанра.
  • Активизировать мыслительные процессы и умение вести беседу.
В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • портрет, натюрморт, пейзаж.
БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
  • БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какая основная идея этих 2 картин?
  • Именно через композиционную завязку художник выстраивает правильный сюжет так как в сюжете находится композиционный центр (который направляет взгляд зрителя на главное событие, в последствии выражая в нём идею композиции) и дополняющие части способствующие определение композиционному центру.
  • Закон подчинения второстепенного главному требует от художника такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал внимание к себе через другие, чтобы все предметы были обращены к главному.
Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Центром внимания является сам мальчик, и к нему как бы направлены три «луча», три разных к нему отношения. Конечно, самым большим «агрессором», если можно так сказать, является сестра-отличница. Она прилежная ученица, она пионерка, она очень ответственно относится к учебе и ко всему, что с ней связано. Мы можем видеть, как она аккуратно одета, как аккуратно она кладет учебники, все на своих местах. В ее взгляде четко виден укор, недовольство. Сестра относится к мальчику, скорее, не как к брату, а как к ученику, который не исполняет свои обязанности.
Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
  • Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
  • Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • Объясните понятие «бытовой жанр».
  • Назовите художников которые работали в этом жанре?
  • Назовите картину которая произвела на вас большее впечатление и объясните почему.

Пожалуй, ни с одним жанром не связано столько предрассудков и превратностей толкования, как с бытовым. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. И, в то же время, картины такого рода часто упрекают в анекдотизме, мелочной описательности. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств? Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество. Кажется, будто жанризм, скользя по внешности вещей и событий, исключает полет фантазии, мечту и символ, поэтическое иносказание.

Что означает само понятие бытовой жанр? Тесно соприкасаясь с исторической живописью и портретом, он отличается от них. Художники, пишущие картины на бытовые темы, обращаются не к конкретным историческим событиям, не к отдельным личностям, а к потоку жизни. Бытовой жанр повествует о типичном, дает подробную характеристику сложившихся традиций. Но, он невозможен без взаимодействия со своими соседями пейзажем и натюрмортом, усиливая с их помощью воздействие образов.

Когда же впервые художник запечатлел бытового человека в его житейских заботах?

цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Слитые с мифами, они еще не превратились в отдельный жанр, хотя и оставили натурные зарисовки, поражающие яркой жизненностью. Древнеегипетская живопись и мелкая пластика сохранила массу выразительных мотивов повседневного труда, входивших в погребальный ритуал. Фигурки трудолюбивых слуг предстают в виде магических заместителей живых людей, призванных обслуживать своего хозяина в загробном мире. Мозаики, декоративное искусство поздней античности содержат немало сюжетов бытового жанра трудовых, семейных, любовных, театральных, карикатурно-сатирических. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э.) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей, изображавших лавчонки сапожников и цирюльников.

Раннее христианство таилось в римских катакомбах, пользуясь языком изобразительных намеков и символов.

И бытовая жизнь, внешне совершенно обыденная, занимала в этой тайнописи почетное место: рыбная ловля обозначала крещение, строительство — созидание церковной общины, веселое застолье — блаженство праведных душ в раю. Любовь к жанровым наблюдениям перешла и в искусство зрелого европейского средневековья, хотя теперь они заняли более второстепенное место. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Их хлопотливые труды — наглядная иллюстрация земного времени, в повседневных делах свершающего свой годовой цикл. И в Древней Руси, наравне с иконами создавались житейские жанровые образы, сперва — маргинальные, затем, в XVII веке, существующие уже в виде самостоятельных бытейских писем.

Органическое слияние бытового и религиозного жанров характерно для искусства многих стран средневекового Востока Индии, Индонезии, Ближнего и Среднего Востока, Китая и Японии. Особое влияние на дальневосточную культуру оказала секта чань (в Японии дзэн), в учении которой мелкий житейский эпизод покупка коня, рубка мясником туши мог превращаться в предлог для философских размышлений о глубинной сути мироздания.

Бытейские письма(если использовать древнерусский термин) вобрали в себя духовные искания людей эпохи Возрождения.

В XV начале XVI века окончательно складывается тип самостоятельной картины, посвященной свадебным и карнавальным обрядам, жизни различных сословий. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Свеча может начать человеческую жизнь, цветы и фрукты стихию Земли и плодородия, птица в клетке девичье целомудрие, метла очищение жилья не просто от пыли, но от злых духов. Как в народном обряде, вещи и события составляют театральное действо, вводящее частную человеческую судьбу в русло мироздания, малый круг людских дел в большой круч космоса. При этом, бытовые образы Возрождения в отличие от средневековых реалистичны, иносказание отнюдь не исключает в них правду жизни. На смену средневековому миросозерцанию приходит религия Природы и человека, обожествляющая уже не столько творца, сколько само творение, земной мир в его бесконечном многообразии. И потому живописцы старательно доказывают материальность бытия, наделяют предметы и ситуации чувственной убедительностью.

Переоценка средневековых ценностей зримо осуществляется, к примеру, в рыночных сценах нидерландца Иоахима Бейкелара, где евангельские эпизоды оттесняются на задний план, а вперед выдвигаются крепкие крестьяне-торговцы и их товары. Овощи, рыба и мясо, плоды матери Природы, наглядно воплощающие ее плодородие, вечно обновляющуюся энергию. Этот настрой господствует в лучших бытовых картинах XVI — XVII веков, принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, братьев Ленен, Веласкеса, Вермера, Браувера. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаются с особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери, их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума.

Век Просвещения, окончательно ставший на точку зрения земного человека, передал бытовому жанру воспитательное значение.

Но, с другой стороны, эта установка, несмотря на достижения Хогарта, Шардена, Греза, это привело к тому, что жанр измельчал, будучи обремененным нравоучительностью. Он уже не являл зрителю таинственную взаимосвязь человека и космоса, но на живых анекдотических примерах повествовал о том, как нехорошо пьянствовать, плутовать и, напротив, как приятен благочестивый семейный быт и трудолюбие. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился.

Художник Александр Иванов даже задал недоуменный вопрос: «Вообще, жанры, что за живопись? Разве это живопись?» Но, словно отвечая на этот скепсис, бытовые образы в первой половине XIX века возродили свой авторитет, доказывая, что им под силу воплощение значительных идейных задач, которые волновали и самого создателя «Явления Христа народу».

Во многих странах Европы бытовой жанр поэтически отображал черты национального характера.

Таковы образы А. Венецианова в России, либо, напротив, запечатлевал социальные недуги общества с выразительностью, не уступающей литературе критического реализма. Ф.М.Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический живописец знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В.Перова. Наряду с драматическим направлением, в жанре XIX века развивается и идиллически-повествовательное представление, например, картинами К.Маковского.

Салонный вкус нанес бытовому жанру XIX века немалый ущерб, доводя многие его образы до уровня забавной сплетни, милой, но пустой картинки нравов. Однако импрессионизм, а затем искусство рубежа XIX — XX веков вновь вернуло значение бытовой картине. Поток сиюминутного бытия, остановленный и преображенный художником, стал куда значительнее, чем масштабные исторические полотна. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов ( , К.Петров-Водкин, Дж.Сегантини, Ф.Ходлер). С другой стороны, частная жизнь, ее радости и бытовые неурядицы стали ценным материалом для картин, как бы подводящих итог существованию дореволюционной России, в ее ярмарочно — пестром (Б. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. Корин).

В судьбах русского бытового жанра после революции отразились противоречия художественной жизни.

Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа), и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина), и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Бытовой жанр требовался для показа колхозных праздников со столами, ломящимися от яств, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. Изредка появлявшиеся камерные сценки повседневной жизни, давали надежду и душевный отдых от трагедий и окружающего лицемерия.

В послевоенное время бытовой жанр стал, на некоторое время, едва ли не самым популярным видом искусства. В картинах запечатлевалось возвращение к мирному труду, незатейливые радости и заботы дня (двоечники, мальчишки-футболисты, суворовцы на каникулах). Их безыскусное бытописательство, в контрасте с обезличенными псевдомонументальными полотнами, выглядело естественным, спокойным и, от того — привлекательным.

Во второй половине XX века, в разных национальных школах, темы и мотивы, связанные с бытовым жанром, нашли многообразные воплощения.

Драматическая жесткость языка, как, например, в полотнах художников 1960-х годов, ироническое превращение современников в персонажей старинных картин, любование патриархальными чертами национального уклада жизни все это, проходя перед нами, составило обширный театр жизни. Художники 1970-х годов внесли в свое искусство документальную остроту восприятия, последующее же поколение, наоборот, предпочло лирическую непосредственность энергичной, темпераментной живописи.

Художники бытового жанра и сегодня продолжают обогащать многовековую традицию, останавливая мгновения и претворяя их в символы времени.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Бытовой жанр» М. Соколова, М. 1989 г.

Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые ("жанровые") сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.

Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии); в конце 15 – начале 16 вв. Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. В 17 в. окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П.П. Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для "бодегонес" Д. Веласкеса. В Голландии, где окончательно сложились классические формы жанра, интимную атмосферу, мирный уют бюргерского и крестьянского быта воссоздавали А. ван Остаде, К. Фабрициус, П. де Хох, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх, Г. Метсю, глубинные противоречия жизни вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо(Ф. Буше), "галантными сценами", в которые А. Ватто и Ж.О. Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж.Б. Греза, лирическими полотнами Ж.Б.С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.

Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества. В 16–18 вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром, исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Курбе и Ж.Ф. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др.). Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды; их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).

На рубеже 19 и 20 вв. в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др.). Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры