Идиот достоевский спектакль. Спектакль идиот

Главная / Любовь

Спектакль поставил режиссёр Максим Диденко , уже известный публике по громким постановкам в Москве и Санкт-Петербурге – «Чапаев и пустота» в театре Практика, «Хармс. Мыр» в Гоголь-центре, «Земля» на новой сцене Александринского театра, «Конармия» в ЦИМе.

Выдержанный в эстетике «черной» клоунады, спектакль с первых моментов переносит зрителя одновременно и в роман классика, и в кабаре 20-х годов. Тем, кто роман не читал, на первый взгляд, здесь делать нечего – режиссёр с быстротой мультфильма меняет картинки-сцены из произведения: первая сцена из романа – знаменитая сцена встречи: Рогожин, князь и Лебедев едут в Петербург (не на поезде, а на игрушечных красных лошадках), далее быстро сменяют друг друга сцены на даче у Епанчиных, дома у Рогожина. Уследить за действием зрителям, не освежившим в памяти роман, будет очень сложно.

Тем не менее потрясающая игра актеров (за которой стоит колоссальная подготовка – для выполнения некоторых пластических номеров требовались месяцы тренировок), великолепная музыка (композитор Иван Кушнир – постоянный соавтор Диденко), ярчайшая сценография и танцевальные номера – все это буквально собирает спектакль воедино, и даже неподготовленный зритель получит удовольствие при условии, что он открыт и готов к экспериментам.

Основных персонажей в спектакле четверо. Ингеборга Дапкунайте играет князя Мышкина, Роман Шаляпин – Настасью Филипповну и Лебедева, Артем Тульчинский – Аглаю и Ганю, Александр Якин – Парфена Рогожина. Стирая половую принадлежность изначальных героев романа, режиссёр выводит на первый план гиперболизированные чувства и переживания действующих лиц и фокусируется на своеобразном любовном четырехугольнике.

Почти все роли в спектакле в спектакле – роли-перевертыши. Сбросив черную шубу, Настасья Филлиповна одним движением превращается в Лебедева, Аглая же перевоплощается в Ганю Иволгина, оба героя по книге явно не положительные.

Усиливая эффект гиперболы космическим гримом в стиле клоунады, режиссёр делает акцент на определенных эмоциях. Вечно удивленный князь Лев Николаевич Мышкин, зловеще-томная Настасья Филипповна, карикатурно-мужицкий Рогожин.

Сценография спектакля заслуживает отдельного упоминания – художником по свету и сценографом выступил один из основателей инженерного театра АХЕ Павел Семченко . Свет, декорации, видеомэппинг, закольцованная сцена, которая кружится вокруг своей оси, – все это превосходно дополняет спектакль, собирая разрозненные детали в одну картинку.

Влияние театра АХЕ, который славится и физическим театром в том числе, чувствуется и в самой постановке. Герои практически лишены реплик (вспоминается «Тибетская книга мертвых» театра АХЕ) – все происходящее они выражают с помощью физики: в ход идут пластичность, движения, танцы. Ощущая пространство, каждый из них выражает то, что было вложено в них режиссером – хрупкость и детскость Мышкина, грацию Настасьи Филипповны, силу Рогожина.

В 2018 году у романа Федора Михайловича ожидается юбилей – 150 лет со дня первой его публикации. Много раз действие романа переносилось на театральные подмостки, и с помощью классического драматического языка, и с помощью музыки – в опере, языком танца – в балете. Произведение пережило и множество совершенно разноплановых кинопостановок, среди которых – фильмы: Акиры Куросавы (сюжет оставлен, изменены имена), Анджея Вайды (снят в стилистике театра кабуки), Романа Качанова (действие происходит в 90-х), Владимира Бортко (главную роль исполнил художественный руководитель Театра Наций – Евгений Миронов).

Каждую постановку – неважно, будь то кино, театр, или иные «новые формы», – отличает уникальный подход к тексту и поиск скрытых смыслов в словах и героях романа. За что и следует кричать «браво» режиссеру Максиму Диденко и всей команде, работавшей над спектаклем.


Режиссер-постановщик, Народный артист России Юрий Еремин в своем творчестве не раз обращался к произведениям Федора Михайловича Достоевского. Несколько лет назад на Моссоветовской сцене вышел спектакль «Муж, жена и любовник», где он соединил Тургенева и Достоевского. От Достоевского он взял одно из самых солнечных и позитивных его произведений- повесть «Вечный муж». Сейчас в репертуаре театра есть спектакль «Р.Р.Р.» по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание», который идет с большим успехом. Этот спектакль открыл зрителям молодого актера Алексея Трофимова (роль Р.Раскольникова), довольно быстро ставшего одним из лидеров молодого поколения Моссоветовцев.

Новый спектакль Еремина «Идиот» (кстати это произведение Достоевского, Еремин уже ставил много лет назад на сцене Театра Советской Армии), открывает столичной публике молодого актера Захара Комлева. Этот актер Академического театра драмы им. Савина (г.Сыктывкар), теперь будет регулярно приезжать в Москву, чтобы исполнить роль Парфена Рогожина. Его Рогожин, властный фактурный купец, настоящий мужик, не желающий упускать свою выгоду, знающий цену многому на свете, в том числе и женской красоте, за которую так рьяно торгуется. Женскую красоту, а также порочность, естественно отражает Настасья Филипповна Барашкова. В спектакле ее играет Екатерина Гусева и это ещё одна серьезная актерская удача спектакля (в другом составе Юлия Хлынина).

Юрий Еремин всегда предпочитал, и на сей раз не изменил своей привычке, ставить спектакль с двумя равноценными актерскими составами. Так что тем, кому одного похода на спектакль бывает мало, или тем, кому особенно понравилась постановка, следует отправиться посмотреть спектакль с другим составом исполнителей.

Роль князя Льва Николаевича Мышкина играет Антон Аносов (в другом составе Дмитрий Подадаев). Аносов - актер хамелеон, не знающий сценического возраста. Диапазон его ролей велик (например, он прекрасно играет 87-летнего Фирса в постановке А.Кончаловского «Вишневый сад»). Его Князь Мышкин-существо добрейшей души, однако с явными физическими и душевными недостатками.

Спектакли Юрия Еремина - это всегда целое театральное полотно, в котором масса сценических находок. Еремин - один из немногих мастеров современного театра, который являясь автором спектакля работает не только над режиссурой, он почти всегда сам работает над сценографией. Также он сам написал инсценировку великого романа «Идиот». Согласитесь, что это очень честный и профессиональный подход к своему труду, к делу всей жизни - к театру.

Зрителей ждет настоящий классический театральный спектакль, с прекрасным актерским ансамблем, сделанный с большой любовью к автору.

В репертуаре этого театра уже есть постановка Еремина «Р.Р.Р.» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Ну а театралы со стажем помнят его «Идиота» на сцене Театра Российской армии, где роль роковой красавицы Настасьи Филипповны играла безусловная красавица Людмила Чурсина, здесь же - спектакль «Идиот» в театре им. Моссовета .

Роман Достоевского - сложное произведение для сценического воплощения. И напряженный сюжет, и обилие персонажей, и непростая любовная коллизия. Но чем хороши спектакли Еремина - сложный контекст он умеет подавать в ясной форме.

Юрий Еремин считается режиссером старой школы, поэтому никаких «новых форм» и современных прочтений зрители не увидят. Все главные роли - и князя Мышкина , и Рогожина, и Настасью Филипповну - играют молодые актеры театра. Из звезд Моссовета - только Екатерина Гусева , которая в очередь с Юлией Хлыниной - в роли Настасьи Филипповны.

Роль князя Мышкина режиссер доверил Дмитрию Подадаеву (в другом составе - Антон Аносов ). Его Мышкин - эдакий инопланетянин среди людей. Существо, случайно занесенное на землю. Или ангел, явившийся научить грешников христианскому терпению и всепрощению. Кем бы он ни был, в любом случает привлекателен в глазах молодых женщин - Аглаи и Настасьи Филипповны. Последняя - в исполнении 25-летней актрисы Юлии Хлыниной - не просто роковая красавица, а женщина трудной судьбы, несчастная, надломленная. И тоже немного англел, правда, падший. Она ищет человека среди людей. И находит его, только встретив князя.

Вообще христианская тема прочитывается даже в элементах сценографии (ее автор - режиссер Юрий Еремин). На сцене нет бытовых деталей, только сущностные. Колонны, увенчанные церковными куполами. Колокол, в который бьют в каждой новой сцене. Многоярусный подиум, уходящий к вратам не то ада, не то рая. На этом распутье и происходит весь сюжет.

Для некоторых актеров эта роль на вырост, не хватает опыта, чтобы показать страсть, не переигрывая. Да и трудно сыграть современному молодому артисту такие чувства, когда ради красивого жеста ничего не жаль и деньги - 100 тысяч - словно фантик летят в печь.

Эффектные костюмы для спектакля создала художник Виктория Севрюкова .

ГДЕ: Театр им. Моссовета, м. «Маяковская », ул. Б. Садовая, 16.

Цена билетов: 250 - 3000 руб.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Театр «Мастерская Петра Фоменко»

«Амфитрион»

История о том, как Юпитер явился в облике прославленного фиванского полководца к его жене Алкмене . Соблазнил ее. И благодаря этому на свет появился самый легендарный греческой герой Геракл. Когда же с победой вернулся домой всамделишный Амфитрион, началась страшная неразбериха.

ГДЕ: м. «Кутузовская», наб . Тараса Шевченко , 29.

Цена билетов: 100 - 5000 руб.

Театр им. Пушкина

«Апельсины & лимоны»

Речь в спектакле идет о театральной звезде Джудит Блисс (Вера Алентова). Когда-то она была на вершине славы, знала, что такое триумф. А уйдя со сцены и удалившись в свой загородный дом, устроила из повседневной жизни театр, вовлекая в свои «спектакли» не только членов семьи, но и посторонних.

ГДЕ: м. «Пушкинская», «Тверская », «Чеховская», Тверской б-р, 23.

Цена билетов: 500 - 3000 руб.

Российский молодежный театр

«Кот стыда»

Постановка режиссера Марины Брусникиной состоит из трех пьес, на первый взгляд не связанных друг в другом сюжетом. Но по ходу действия оказывается - даже очень связанных. Главные героини - молодые женщины, и рассказывают они о том, что волнуют поколение 20-летних. Оказывается, все те же темы одиночества, любви и дружбы.

ГДЕ: м. «Театральная», «Охотный ряд», Театральная пл., 2.

Цена билетов: 1200 - 2000 руб.

«Дон Кихот» из Кузьминок

В театре «Русский балет» - премьера

Историю про рыцаря из Ла-Манчи, цирюльника Базиля и его возлюбленную Китри воплощает на сцене худ-рук театра народный артист СССР Вячеслав Гордеев .

Основываясь на знаменитом сюжете Сервантеса и сценарии Петипа и Горского, Гордеев сочинил собственное либретто. Золотые страницы творчества Петипа и Горского остались в спектакле, но при этом балетмейстер придал постановке новый сценографический облик. Главные герои - Дон Кихот и Санчо Панса - не просто комедийно-драматические герои, они приобрели танцевальные партии. В спектакле появятся и новые персонажи, например Алонсо Кихано (молодой Дон Кихот), монахиня Жуанна, племянница Дон Кихота.

ГДЕ: Театр «Русский балет», м. «Кузьминки », Волгоградский пр-т, 121.

Цена билетов: 1550 - 5750 руб.

Идиот с Ингеборгой Дапкунайте

В основе великолепного спектакля «Идиот» лежит хорошо знакомый всем классический сюжет, чтобы купить билеты в театр Наций необходимо позвонить или выбрать места онлайн без регистрации. Здесь рассказывается о молодом князе Мышкине, он является эпилептиком. Из-за этого, многие считают его идиотом. Невзирая на это, мужчина отличается состраданием к людям и готовностью прийти на помощь. Так, он сочувствует и старается помочь одной молодой даме, Настатье Филипповне, которую люди считают падшей женщиной. Но так случается, что Настасья от рук одного из своих воздыхателей трагически погибает. А душевнобольной князь, влюбленный в нее, настолько сильно переживает это происшествие, что теряет рассудок окончательно. В спектаклей играют актеры Ингеборга Допкунайте, Александр Якин, Евгений Ткачук и другие талантливые актеры Московского театра Наций.

В основе постановки «Идиот» лежит одноименный классический роман русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Нужно отметить, что это произведение широко известно во всем мире и признано литературной классикой мирового формата. Это творение Достоевского уже не один раз было экранизировано и поставлено на театральных сценах. К слову, все эти воплощения всегда пользовались успехом у публики. Любопытно, что далеко не все режиссерские воплощения можно назвать классическими. В наше время все чаще стали появляться довольно неожиданные трактовки знаменитого произведения великого автора. К примеру, спектакль «Идиот» на сцене театра Наций предлагает своеобразную интерпретацию литературного шедевра. В постановке на центральный план выводятся отношения душевнобольного князя, Настасьи Филипповны и Рогожкина, от руки которого девушка погибла. Сама постановка представлена в жанре клоунады, где преобладает черный юмор.

Отзывы о спектакле

Этот спектакль на сцене Театра Наций поставил молодой российский режиссер Максим Диденко. Нужно отметить, что эта стилистика черной клоунады отнюдь не выглядит, как насмешка над мыслями и идеями самого автора. Более того, постановка вполне гармонирует с основными замыслами русского писателя. Примечательно, что в этой режиссерской работе всего двадцать действующих лиц, которых исполняют четыре актера. К слову, все артисты знакомы зрителям по весьма интересным ролям в театре и кино. Спектакль имеет положительные отзывы посевтителей сайта, смотрите сами.

Отзывы о спектакле

Никто не написал об этом спектакле, Вы можете сделать это первым!

Добавить отзыв:

Ваше имя

Отзыв о спектакле:

Введите код (защита от спама)

Внимание! Внимание! Мистическая премьера в театре им. Моссовета!

Роман Фёдора Михайловича Достоевского "Идиот" был неоднократно экранизирован и сыгран на театральных подмостках и даже режиссер Юрий Еремин обращается к нему не впервые.

СЦЕНОГРАФИЯ

В "Идиоте" театра Моссовета очень интересная сценография, много символов, есть над чем подумать, например, вешалка-крест, на которую Мышкин вешает свои скромные наряды и пожитки в день первого посещения Епанчиных. И на нее же позже будет водружен портрет Настасьи Филипповны.

Оформление сцены минималистично, стены по сторонам венчаются полукуполами. Мебели мало и она очень незатейлива.

Несколько раз звучит звонок-колокол, в основном извещая о чьем-то приезде и изменениях в жизни героев.

Мышкин появляется из дыма и уходит в дым, его возникновение овеяно аурой мистики и чего-то внеземного.

Интересно обыграны цвета в одежде, букеты Настасьи Филипповны, задумка с поездом (первая встреча Рогожина, Мышкина и Лебедева) мне тоже понравилась.

АКТЕРЫ И РОЛИ

Спектакль с самого начала имеет два состава (на роль генерала Епанчина даже три). Подобное решение считаю очень правильным, т.к. подобный расклад позволяет свести к минимуму экстренные вводы и возможное снижение качества спектакля вследствие этого.

Режиссерская концепция - в видении Настасьи Филипповны как жертвы, а не демонической женщины, разрушающей чужие жизни. Настасья Филипповна не виновата с произошедшей с ней бедой в юности, но все окружающие (кроме князя Мышкина) осуждают исключительно ее (а не истинного виновника и даже не обстоятельства).

Пожалуй, центр спектакля смещен в сторону Настасьи Филипповны (я видела в этой роли Екатерину Гусеву , еще играет Юлия Хлынина). Не случайно даже первые сцены спектакля идут в иной последовательности, нежели в романе.

В роли князя Мышкина видела Дмитрия Подадаева (совсем иной образ, чем в "Морское путешествие 1933 года"), в другом составе - Антон Аносов. Подадаев трогателен, беззащитен и даже несколько вызывает жалость. Мне кажется, образ Мышкина в данной постановке имеет слишком много оснований, чтобы "добить" зрителя и "надавить на жалость". Несколько чрезмерно даже. Например, зачем ему еще заикаться? И да, слезу выжать у Дмитрия Подадаева почти получалось. В любом случае, жалко его было очень.

Рогожин в исполнении Захара Комлева, несколько простоват и мужиковат, нет в нем демоничности Рогожина-Машкова (из сериала "Идиот"). Но почему бы купцу и не быть просто пораженным страстью простым мужиком? Так что в вину актеру или режиссеру этот образ поставить не могу. Таково их видение и вполне имеет место быть.

Количество дочерей Епанчиных (Александр Бобровский и Галина Дашевская) в спектакле сократилось до двух - Александры (Кристина Исайкина) и Аглаи (Анастасия Пронина). Девушки мне вполне понравились. Передают характеры персонажей. Каких-то неожиданных трактовок их героинь не случилось.

Очень понравился Владислав Боковин в роли Фердыщенко, забавный и противный одновременно.

В роли Гани Иволгина видела Нила Кропалова, вполне нормальный образ симпатичного парня, одержимого тщеславием и рассматривающего возможность самоутверждения через неблаговидные поступки.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Спектакль "Идиот" в театре Моссовета смотреть! Ради Ф.М. Достоевского, ради невинной жертвы обстоятельств - Настасьи Филипповны и трогательного, практически святого Мышкина, ради интересной сценографии с режиссерскими находками.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры