Только рыбы в морях знают цену свободе. Как и когда к поэту приходит литературная слава

Главная / Любовь

«Конец прекрасной эпохи» Иосиф Бродский

Потому что искусство поэзии требует слов,
я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, -
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.

Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, -
это чувство забыл я.

В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест - белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей -
деревянные грелки.

Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.

Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
тут конец перспективы.

То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу -
да чешу котофея…

То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.

Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.

Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.

Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить - динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.

Анализ стихотворения Бродского «Конец прекрасной эпохи»

Если нет иного способа выговориться и быть услышанным, то одно стихотворение может стать настоящей исповедью, а тривиальнейший сюжет – зашифрованным посланием, которое расскажет людям, что творится на душе у поэта. Именно такой отдушиной стал «Конец прекрасной эпохи» для Иосифа Александровича Бродского (1940–1996). В нём поэт спрятал столько намёков, что за одно прочтение не всегда удаётся распознать их все. Но мы всё же предпримем такую попытку.

Сюжет произведения, как было указано выше, очень прост – лирический герой, от лица которого выступает сам Иосиф Александрович, выходит из дома, чтобы купить газету. По дороге в киоск он бросает взгляд на улицу, затем возвращается в квартиру и читает новости. Однако эта короткая прогулка наполнена настолько глубокими наблюдениями, размышлениями и выводами, что читатель не устанет удивляться.

Вот, например, первая же фраза:
Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих … послов
второсортной державы…

В ней скрыта горечь от того, что с 1963 года Бродского преследовали, судили, не печатали, не давали выговориться. Не мог поэт и узнать, как его принимают, что очень важно для творческого человека, потому он называет себя глухим. «Посол второсортной державы» – ироничный алогизм, содержащий намёк на еврейское происхождение Иосифа Александровича.

Одного внимательного взгляда достаточно поэту, чтобы охарактеризовать страну, в которой он живёт. Для изображения этого печального места он использует мрачные эпитеты: «воробьиные кофты», «пуританские нравы», «деревянные грелки». Автор указывает, что здесь люди живут в суровости, привыкли к молчанию, а человеческое счастье определяется объёмами валового продукта и выработки металла:
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом…

Читатель может заметить здесь острую анафору, которая уравнивает идею об эмиграции и раздумья о самоубийстве. И все эти тяжёлые мысли зашифрованы в искусных метафорах: в «пятёрке шестых … частей» мы слышим отзвук гордого лозунга о величии Советского Союза как одной шестой всей суши. В выражении «отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек» угадывается поговорка о дитя, выплеснутом с грязной водой. Это аллюзия на советскую идеологию, которая игнорирует суть и концентрируется на мелочах.

Таких метафор и аллюзий ещё много в тексте произведения. Важно отметить, что помимо колоссального смыслового наполнения, «Конец прекрасной эпохи» отличается элегантностью композиции. Каждая строфа имеет выверенную структуру aabccb и написана уверенным амфибрахием. Благодаря своей правильной ритмичности и пронзительным образам оно достигает потаённых глубин души и заставляет читателя задуматься над представленными в строках идеями.

  • Тональн.
    ♭ Bm ♯
  • Шрифт
    0
  • Скролл
  • Упростить
  • Аккорды автоматически упрощены для Вашего удобства.

    Хорошо Вернуть оригинал

    [[куплет|B:D]] F# Потому что искусство поэзии требует слов, F# Я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов Bm Второсортной державы, связавшейся с этой, - F# Не желая насиловать собственный мозг, F# Сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск Bm За вечерней газетой. [[куплет_2|B:D-DUD-D-DUD]] F# Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал F# В этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал, Bm При содействии луж порождает эффект изобилья. F# Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя. F# Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,- Bm Это чувство забыл я. [[куплет_3]] F# В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны, F# Стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны Bm Новогодней, напитки, секундные стрелки. F# Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей; F# Пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей - Bm Деревянные грелки. [[куплет_4]] F# Этот край недвижим. Представляя объем валовой F# Чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой, Bm Вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках. F# Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь. F# Даже стулья плетеные держатся здесь Bm На болтах и на гайках. [[куплет_5]] F# Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, F# К сожалению, трудно. Красавице платье задрав, Bm Видишь то, что искал, а не новые дивные дивы. F# И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут, F# Но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут - Bm Тут конец перспективы. [[куплет_6]] F# То ли карту Европы украли агенты властей, F# То ль пятерка шестых остающихся в мире частей Bm Чересчур далека. То ли некая добрая фея F# Надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу. F# Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу - Bm Да чешу котофея... [[куплет_7]] F# То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом, F# То ли дернуть отсюдова по морю новым Христом. Bm Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза, F# Паровоз с кораблем - все равно не сгоришь со стыда: F# Как и челн на воде, не оставит на рельсах следа Bm Колесо паровоза. [[куплет_8]] F# Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"? F# Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда, Bm Обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе, F# Как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены; F# Но не спит. Ибо брезговать кумполом сны Bm Продырявленным вправе. [[куплет_9]] F# Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те F# Времена, неспособные в общей своей слепоте Bm Отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек. F# Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть. F# Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть, Bm Чтоб спросить с тебя, Рюрик. [[куплет_10]] F# Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика. F# Не по древу умом растекаться пристало пока, Bm Но плевком по стене. И не князя будить - динозавра. F# Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера. F# Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора Bm Да зеленого лавра.

    Потому что искусство поэзии требует слов,
    я – один из глухих, облысевших, угрюмых послов
    второсортной державы, связавшейся с этой, —
    не желая насиловать собственный мозг,
    сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
    за вечерней газетой.

    Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
    в этих грустных краях, чей эпиграф – победа зеркал,
    при содействии луж порождает эффект изобилья.
    Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
    Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, —
    это чувство забыл я.

    В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
    стены тюрем, пальто; туалеты невест – белизны
    новогодней, напитки, секундные стрелки.
    Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
    пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей —
    деревянные грелки.

    Этот край недвижим. Представляя объем валовой
    чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
    вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
    Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
    Даже стулья плетеные держатся здесь
    на болтах и на гайках.

    Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
    немота вынуждает нас как бы к созданью своих
    этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
    Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
    свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
    Кочет внемлет курантам.

    Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
    к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
    видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
    И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
    но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
    тут конец перспективы.

    То ли карту Европы украли агенты властей,
    то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
    чересчур далека. То ли некая добрая фея
    надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
    Сам себе наливаю кагор – не кричать же слугу —
    да чешу котофея…

    То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
    то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
    Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
    паровоз с кораблем – все равно не сгоришь от стыда:
    как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
    колесо паровоза.

    Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
    Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
    обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
    как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
    но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
    продырявленным вправе.

    Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
    времена, неспособные в общей своей слепоте
    отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
    Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
    Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
    чтоб спросить с тебя, Рюрик.

    Зоркость этих времен – это зоркость к вещам тупика.
    Не по древу умом растекаться пристало пока,
    но плевком по стене. И не князя будить – динозавра.
    Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
    Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
    да зеленого лавра.

    Потому что искусство поэзии требует слов,
    Я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов
    Второсортной державы, связавшейся с этой, -
    Не желая насиловать собственный мозг,
    Сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
    За вечерней газетой.

    Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
    В этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал,
    При содействии луж порождает эффект изобилья.
    Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
    Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,-
    Это чувство забыл я.

    В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
    Стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны
    Новогодней, напитки, секундные стрелки.
    Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
    Пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей -
    Деревянные грелки.

    Этот край недвижим. Представляя объем валовой
    Чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
    Вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
    Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
    Даже стулья плетеные держатся здесь
    На болтах и на гайках.

    Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
    К сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
    Видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
    И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
    Но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
    Тут конец перспективы.

    То ли карту Европы украли агенты властей,
    То ль пятерка шестых остающихся в мире частей
    Чересчур далека. То ли некая добрая фея
    Надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
    Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу -
    Да чешу котофея...

    То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
    То ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
    Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
    Паровоз с кораблем - все равно не сгоришь со стыда:
    Как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
    Колесо паровоза.

    Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"?
    Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
    Обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
    Как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
    Но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
    Продырявленным вправе.

    Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
    Времена, неспособные в общей своей слепоте
    Отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
    Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
    Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
    Чтоб спросить с тебя, Рюрик.

    Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика.
    Не по древу умом растекаться пристало пока,
    Но плевком по стене. И не князя будить - динозавра.
    Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
    Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
    Да зеленого лавра. Because the art of poetry requires words
    I - one of the deaf , bald , sullen ambassadors
    Second-rate powers associated with this -
    Not wanting to rape your own brain ,
    Self feeding clothes, go down to the shop
    During the evening paper .

    The wind blows the leaves . Old bulbs dim glow
    In these sad lands, whose motto - victory mirrors
    With the assistance of puddles creates the effect of abundance.
    Even thieves steal an orange, an amalgam of scratching .
    However, the feeling with which you look at yourself -
    This feeling I forgot .

    In these sad lands , all designed for the winter: dreams
    Prison walls , coat, toilets brides - white
    Christmas , drinks, second hands .
    Passerines cardigans and dirt on the number of bases ;
    Puritanical mores. Underwear. And in the hands of violinists -
    Wooden warmers .

    This land is immovable . Representing gross
    Iron and lead, stunned tryahnesh head
    Remember former power on bayonets and Cossack whips .
    But eagles sit like a magnet to iron mixture .
    Even wicker chairs held here
    Bolt and nuts .

    Live in an era of achievements , with the sublime in nature,
    Unfortunately , it is difficult . Belle dress lifted up ,
    You see what I was looking and not new wonderful diva .
    It is not that hard here Lobachevsky blyudut ,
    But somewhere in the world must move apart to narrow, and then -
    Here end prospects.

    Whether the map of Europe stolen agents authorities
    Then five miles six remaining parts of the world
    Too far . Whether some fairy godmother
    Practice witchcraft on me , but I can not run away .
    I pour myself Cahors - not screaming same servant -
    Yes ... I scratch Kotofei

    Whether the bullet in the head , as if the finger of Errors ,
    Whether to pull out of here by sea new Christ .
    And how not to mix with drunken eyes, Ninny from frost
    Steam locomotive with the ship - still can not burn with shame:
    As the canoe on the water , will not leave a trace on the rails
    Wheel of a steam locomotive .

    What the newspapers say in the section " From the courtroom ?"
    Sentence was carried out . Glancing here ,
    Babbitt will see through his glasses in pewter frame,
    As a man lying face down against a brick wall ;
    But not asleep. For squeamish bonce dreams
    Perforated entitled .

    Vigilance of this era roots entwined in those
    Times , unable in their general blindness
    Distinguished from the drop-down cradles of fallen cradles .
    Ferruginous Chud on death did not want to look .
    Pity saucers full, not only with whom vertanut table ,
    To ask from you, Rurik .

    Vigilance these times - this vigilance to things impasse.
    Do not spread on the tree mind stuck until
    But spit on the wall . And do not wake the prince - a dinosaur.
    For the last line , oh, do not pull out a bird feather .
    Defiant and head of all cases - that wait ax
    Yes green laurel.

    Потому что искусство поэзии требует слов,
    я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов
    второсортной державы, связавшейся с этой,-
    не желая насиловать собственный мозг,
    сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
    за вечерней газетой.

    Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
    в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал,
    при содействии луж порождает эффект изобилья.
    Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
    Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,-
    это чувство забыл я.

    В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
    стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны
    новогодней, напитки, секундные стрелки.
    Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
    пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей -
    деревянные грелки.

    Этот край недвижим. Представляя объем валовой
    чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
    вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
    Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
    Даже стулья плетеные держатся здесь
    на болтах и на гайках.

    Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
    немота вынуждает нас как бы к созданью своих
    этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
    Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
    свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
    Кочет внемлет курантам.

    Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
    к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
    видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
    И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
    но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
    тут конец перспективы.

    То ли карту Европы украли агенты властей,
    то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
    чересчур далека. То ли некая добрая фея
    надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
    Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу -
    да чешу котофея...

    То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
    то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
    Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
    паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда:
    как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
    колесо паровоза.

    Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"?
    Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
    обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
    как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
    но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
    продырявленным вправе.

    Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
    времена, неспособные в общей своей слепоте
    отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
    Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
    Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
    чтоб спросить с тебя, Рюрик.

    Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика.
    Не по древу умом растекаться пристало пока,
    но плевком по стене. И не князя будить - динозавра.
    Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
    Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
    да зеленого лавра.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры