Имение айвазовского шейх мамай. Каждую из своих четырех дочерей иван константинович айвазовский одарил имением в крыму

Главная / Любовь

Известный художник Иван Айвазовский, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Крымом, оставил теплые воспоминания о себе и крымских татарах. Предлагаем вам ознакомиться с малоизвестными фактами из биографии великого мариниста.

  1. Художник свободно владел крымскотатарским языком.
  2. Айвазовский много сделал для распространения культуры крымскотатарской музыки. Он играл для Михаила Ивановича Глинки крымскотатарские народные песни, которые композитор затем использовал для оперы «Руслан и Людмила».
  3. Передал в собственность города воду из своего имения Субаш и отстоял постройку водопровода до города. В то время это было очень важное событие.
  4. Крымские татары посвятили Айвазовскому песню «Айвазовскийнинъ чешмеси»:

Айвазовский поставил фонтан,
Поставил из мрамора чистого,

Посмотрите, как вода бежит,

Выпейте воды, пожалуйста,

Айвазовский поставил фонтан,
Поставил из мрамора чистого,
Из своего источника быстрого.
Посмотрите, как вода бежит,
Послушайте, как струя журчит,
Выпейте воды, пожалуйста,
Вспомните Ивана Константиновича»

  1. Крымские татары называли Айвазовского Ованес-агъа (как известно, при рождении художнику было дано имя Ованес – его предки были из галицинских армян).
  2. Имеются сведения о знакомстве и общении Айвазовского с крымскотатарским Робин Гудом Алимом Айдамаком. Художник сам рассказывал об этом краеведу Колли. По словам Айвазовского, Алим Айдамак, наслышанный о картинах известного мариниста, приехал к нему в имение, чтобы собственными глазами их увидеть. Вот как это описано в «Известиях Таврической Ученой Архивной комиссии»: «Однажды помощник художника доложил, что пришел молодой татарин, просит о встрече с Иваном Константиновичем.

– Чего тебе надо? – поинтересовался художник у вошедшего мужчины лет тридцати с «серыми умными и симпатичными глазами».

– Я Алим. Да, тот самый. Много слышал про тебя, Ованес-ага. Все тебя знают и хвалят. Можно посмотреть твои картины?

Осмотр картин закончился за столом. Потягивая кофе, Алим поинтересовался:

– Холост ты еще, Ованес-ага?

– Да, но думаю скоро жениться.

– Буду на твоей свадьбе! Хочу поглядеть на твою невесту!

И разбойник не обманул: когда свадебный кортеж подъезжал к имению Айвазовского Шейх-Мамай, на дороге показался всадник. Подскакав к карете, Алим кивнул Айвазовскому: «Поздравляю, твоя невеста действительно хороша!», и бросил на колени новобрачной дорогой шелковый турецкий платок».


«По дороге в Ялту», 1860-е гг.
«Крымский вид. Аю-Даг», 1865 г.
«Морской берег. Крымское побережье у Ай-Петри», 1890 г.

|
Айвазо́вское (до 1945 года Шейх-Мама́й ; укр. Айвазовське, крымскотат. Şeyh Mamay, Шейх Мамай) - село в Кировском районе Республики Крым, входит в состав Приветненского сельского поселения (согласно административно-территориальному делению Украины - Приветнинского сельского совета Автономной Республики Крым).

  • 1 Население
  • 2 География
  • 3 История
  • 4 Динамика численности населения
  • 5 Имение Айвазовского
  • 6 Персоны, связанные с селом
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Население

Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка

Язык Процент
русский 80.86
крымскотатарский 15.79
украинский 3.35

География

Айвазовское - село в центре района, в северных отрогах восточной части Внутренней гряды Крымских гор, в неглубокой долине речки Токсан-Су, высота центра села над уровнем моря - 134 м. Ближайшие сёла - Абрикосовка в 0,5 км на восток и Приветное в 0,5 км на запад. Райцентр Кировское - примерно в 19 км, там же ближайшая железнодорожная станция - Кировская (на линии Джанкой - Феодосия).

История

Народное предание связывает историю села с могилой ордынского темника Мамая, якобы расположенной на окраине и найденной и раскопанной художником Айвазовским. По более достоверной версии Мамай был похоронен у стен Солхата. Научные раскопки курганов проводились археологом А. В. Гавриловым в 2000-х годах, по его сведениям (находки монет) район села входил в состав античной хоры Феодосии с 60-х годов III века до н. э..

Первое документальное упоминание села встречается в Камеральном Описании Крыма… 1784 года, судя по которому, в последний период Крымского ханства Шик Мамай входил в Ширинский кадылык Кефинского каймаканства. После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского - к Феодосийскому уезду Таврической области. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Шик-Мамай был включён в состав Байрачской волости Феодосийского уезда.

По Ведомости о числе селении, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Шик-Мамай числилось 28 дворов и 169 жителей крымских татар. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года деревня Шик мамай обозначена с 22 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Шик Манак, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года», отнесли к Учкуйской волости (переименованной из Байрачской). На карте 1842 года Шик Мамай обозначен условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Салынской волости. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Шик-Мамай - владельческая русская и греческая деревня с 16 дворами и 30 жителями при фонтане. На трёхверстовой карте 1865-1876 года в деревне Шик-Мамай обозначено 14 дворов. 1871 году земли в округе приобрёл художник Айвазовский и в «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» деревня уже не значится а, на верстовой карте 1890 года на месте деревни обозначен господский двор Шейх-Мамай.

После земской реформы 1890-х годов селение приписали к Цюрихтальской волости. «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в списке экономий и разорённых деревень, жители коих живут в разных местах записан и Шеих-Мамай. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в экономии Шеих Мамай числился 41 житель в 6 домохозяйствах.В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Цюрихтальской волости Феодосийского уезда значится имение Шеих-Мамай (Лампси Н. М.).

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав вновь созданного Владиславовского района Феодосийского уезда, а в 1922 году уезды получили название округов. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа ликвидировались и Владиславовский район стал самостоятельной административной единицей. Декретом ВЦИК от 04 сентября 1924 года «Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С. С. Р.» Старо-Крымский район был упразднён в октябре 1924 года район был преобразован в Феодосийский и село включили в его состав. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, село Шейх-Мамай было центром Шейх-Мамайского сельсовета Феодосийского района. Постановлением ВЦИК «О реорганизации сети районов Крымской АССР» от 30 октября 1930 года из Феодосийского района был выделен (воссоздан) Старо-Крымский район (по другим сведениям 15 сентября 1931 года) и село включили в его состав.

В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские армяне и греки были депортированы в Пермскую область и Среднюю Азию. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре того же года в село приехали первые переселенцы, 1268 семей, из Курской, Тамбовской и Ростовской областей, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев. С 1954 года местами наиболее массового набора населения стали различные области Украины. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Шеих-Мамай был переименован в Айвазовское и Шеих-Мамайский сельсовет - в Айвазовский. С 25 июня 1946 года Айвазовское в составе Крымской области РСФСР, а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР.

В период с 1954 по 1968 годы к селу присоединили Романовку. 24 сентября 1959 года был упразднён Старокрымский район и Айвазовское включили в состав Кировского. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года Кировский район был упразднён и село присоединили к Белогорскому. 1 января 1965 года, указом Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР - по Крымской области», вновь включили в состав Кировского. Время ликвидации сельсовета пока не установлено, видимо, это произошло в процессе кампании укрупнения 1962 года. С 21 марта 2014 года - в составе Республики Крым России.

Динамика численности населения

  • 1805 год - 166 чел. (все крымские татары)
  • 1864 год - 30 чел. (русские, греки)
  • 1887 год - 69 чел.
  • 1902 год - 41 чел.
  • 1926 год - 273 чел. (165 армян, 71 русский, 22 украинца, 13 греков)
  • 1939 год - 487 чел.
  • 1989 год - 181 чел.
  • 2001 год - 210 чел.

Имение Айвазовского

Персоны, связанные с селом

  • И. К. Айвазовский
  • Мамай
  • 21 июля 1888 года имение Шах-Мамай посетил А. П. Чехов
Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами.

Примечания

  1. Данный населённый пункт расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной. Согласно административно-территориальному делению Российской Федерации, фактически контролирующей Крым, на его территории располагаются субъекты федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административно-территориальному делению Украины, на территории Крыма расположены входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Согласно административно-территориальному делению России
  3. Согласно административно-территориальному делению Украины
  4. рамках административного деления Республики Крым
  5. рамках административного деления Автономной Республики Крым
  6. 1 2 Перепись населения 2014 года. Численность населения Крымского федерального округа, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Проверено 6 сентября 2015. Архивировано из первоисточника 6 сентября 2015.
  7. Приказ Россвязи от 31.03.2014 № 61 «О присвоении почтовых индексов объектам почтовой связи»
  8. Украина. Перепись населения 2001 года. Проверено 7 сентября 2014. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2014.
  9. Розподіл населення за рідною мовою, Автономна Республіка Крим (укр.). Державна служба статистики України. Проверено 2015-06-245.
  10. 1 2 Карта Бетева и Оберга. Военно-топографическое депо, 1842 г.. Археологическая карта Крыма. Проверено 10 ноября 2015.
  11. Прогноз погоды в с. Айвазовское (Крым). Weather.in.ua. Проверено 6 ноября 2015.
  12. Темник Мамай. 763 – 781 Г.Х. / 1362 – 1380 гг.. Музей денег. Проверено 20 ноября 2015.
  13. Коллектив авторов. Сугдейский сборник. - Киев-Судак.: Академпериодика, 2008. - Т. III. - 679 с. - ISBN 978-5-94067-330-9.
  14. Лашков Ф. Ф. Каймаканствы и в оных каймаканами кто состоит. // Камеральное описание Крыма, 1784 года. - Известия
  15. Гржибовская, 1999, Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под российскую державу. 1783 год с. 96
  16. Киреенко Г. К. Об ордерах князя Потемкина…, стр.13. - Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1888. - Т. 6.
  17. Гржибовская, 1999, Указ Екатерины II об образовании Таврической области. 8 февраля 1784 года, стр. 117
  18. О новом разделении Государства на Губернии. (Именный, данный Сенату.)
  19. Гржибовская, 1999, Из Указа Александра I Сенату о создании Таврической губернии, с. 124
  20. Лашков Ф. Ф. Ведомость о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года. Стр. 126 // Известия таврической учёной комиссии, т. 26.. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1897.
  21. Карта Мухина 1817 года.. Археологическая карта Крыма. Проверено 9 ноября 2015.
  22. Гржибовская, 1999, Ведомость о казённых волостях Таврической губернии 1829 г. с. 133
  23. М. Раевский. Таврическая губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 г. Стр. 85. Санкт-Петербург. Центральный Статистический комитет МВД. Типография Карла Вульфа. Проверено 12 ноября 2015.
  24. Трехверстовая карта Крыма ВТД 1865-1876. Лист XXXIII-14-d. Археологическая карта Крыма. Проверено 12 ноября 2015.
  25. Романюк А. О всемилостивейшем пожаловании земли И. К. Айвазовскому. Стр. 73 // Известия таврической учёной комиссии, т. 38.. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1905.
  26. Верстовка Крыма от Военно-топографического Депо.. ЭтоМесто.ru (1890). Проверено 19 ноября 2015.
  27. Борис Веселовский. История земства за сорок лет. Т. 4; История земства. - Санкт-Петербург: Издательство О. Н. Поповой, 1911.
  28. Таврический Губернский Статистический комитет. Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1892 год. - 1892. - С. 93.
  29. Таврический Губернский Статистический комитет. Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1902 год. - 1902. - С. 148-149.
  30. Статистический справочник Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск седьмой Феодосийский уезд, 1915 г.
  31. Гржибовская, 1999, Статистический справочник Таврической губернии. Ч.I-я. Статистический очерк, выпуск седьмой Феодосийский уезд, 1915 год, стр. 284
  32. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. - 1974. - Т. 12. - С. 521. - 15 000 экз.
  33. 1 2 А.В. Бельский. Культура народов Причерноморья. - 2011. - Т. 207. - С. 48-52.
  34. Население и промышленность. И.М.Саркизов-Серазини, 1925. Проверено 8 июня 2013. Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  35. 1 2 3 Административно-территориальное деление Крыма. Проверено 27 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  36. Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С. С. Р.
  37. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. - 1974. - Т. 12. - С. 473. - 15 000 экз.
  38. Гржибовская, 1999, Список населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, стр. 36
  39. Постановление ВЦИК РСФСР от 30.10.1930 о реорганизации сети районов Крымской АССР.
  40. Постановление ГКО от 2 июня 1944 года № ГКО-5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян»
  41. Постановление ГКО от 12 августа 1944 года № ГКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма»
  42. Как заселяли Крым (1944–1954).. Эльвина Сеитова, аспирант исторического факультета ТНУ. Проверено 26 июня 2013. Архивировано из первоисточника 30 июня 2013.
  43. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года № 619/3 «О переименовании сельских Советов и населенных пунктов Крымской области»
  44. Закон РСФСР от 25.06.1946 Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
  45. Закон СССР от 26.04.1954 О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР
  46. Панасенко М.М. (сост.). Крымская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1968 года. Стр. 118. «Крым», Симферополь. 1968 год. Проверено 20 ноября 2015.
  47. Гржибовская, 1999, Из Указа Президиума Верховного Совета Украинской ССР О внесении изменений в административное районирование Украинской ССР по Крымской области, с. 442
  48. Гржибовская, 1999, Указ Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР - по Крымской области», от 1 января 1965 года, с. 443
  49. Ефимов С.А., Шевчук А.Г., Селезнёва О.А. Административно-территориальное деление Крыма второй половины XX века: опыт реконструкции. - Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, 2007. - Т. 20.
  50. Федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Литература

  • Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998 гг. Справочник / под ред. Г. Н. Гржибовской. - Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.
  • Приветненский сельсовет // Города и села Украины. Автономная Республика Крым. Город Севастополь. Историко-краеведческие очерки. - Слава Севастополя, 2009.

Ссылки

  • с Айвазовське Автономна Республіка Крим, Кіровський район (укр.). Верховна Рада України. Проверено 4 ноября 2015.
  • Карта Кировского района Крыма.
  • Айвазовское на картах

Айвазовское (Крым) Информацию О

Каждую из своих четырех дочерей Иван Константинович Айвазовский одарил имением в Крыму. ИМЕНИЯ И ЗЕМЛИ ПОМЕЩИКА АЙВАЗОВСКОГО
Бытующее мнение о том, что главные доходы художника связаны с его творческой деятельностью и получены им в результате продажи художественных произведений, не совсем верно. Айвазовский был крупным землевладельцем, которому принадлежали обширные земельные наделы и многие имения в Восточном Крыму.
Какие имения и земли принадлежали Ивану Константиновичу Айвазовскому? Где они находились? Ответить на эти вопросы сейчас, спустя более чем столетие после его смерти, крайне сложно.

Художник, скончавшийся в 1900 году, подарил каждой из своих четырех дочерей имения. Старшая - Елена Ивановна (в первом браке Латри, во втором браке Рыбицкая) - получила Баран-Эли (Боран-Эли), Мария Ганзен - Ромаш-Эли (Роман-Эли), Александра Лампси - Шах-Мамай (Шейх-Мамай). Имение младшей дочери Жанны находилось в деревне Отузы (ныне Щебетовка). Владения трех старших дочерей располагались в степной части Крыма в 25-27 верстах от Феодосии, рядом с поместьем самого Айвазовского - Субаш, ставшего затем собственностью его вдовы Анны Никитичны.

Еще в предреволюционные годы некоторые имения перешли внукам Айвазовского. Хозяином знаменитого Шах-Мамая стал любимый внук художника - Николай Михайлович Лампси. Михаил Пелопидович Латри, талантливый живописец, получил имение Баран-Эли (ныне село Каштановка), его сестре Софье (в первом браке Новосельской, во втором браке Микеладзе) отошел хутор Кринички, находившийся «по почтовой дороге из Карасубазара в Феодосию, при источниках». Алексей Васильевич Ганзен владел Ромаш-Эли. Из его писем известно, что он жил в этом имении и в Старом Крыму после отъезда из Петрограда, перед эмиграцией.

Революция лишила наследников Айвазовского владений. Почти все усадьбы были разрушены, многие близкие родственники художника (дочери Мария и Александра с семьями) покинули Россию. Из крымских газет того времени известно, что в 1918 году в Ялте умерла Елена Ивановна Рыбицкая, а в 1922 году - Жанна Ивановна Арцеулова, замечательная пианистка, увлекавшаяся также и живописью. В Феодосии до 1941 года жила лишь вдова Айвазовского Анна Никитична. Ей после национализации дома художника принадлежало в нем несколько комнат, примыкавших к выходившему во двор деревянному балкону. Если бы Анна Никитична, сидя на этом балконе (а она, как известно, очень часто там сидела), написала воспоминания о восемнадцати годах своей жизни, проведенных рядом с Иваном Константиновичем, в них, возможно, нашлось бы место и для описания владений семьи Айвазовского. Но, к сожалению, она этого не сделала.

Краткие воспоминания об Айвазовском, которые использованы в статье, оставила жена племянника Айвазовского Нина Александровна (урожденная Нотара). О своем деде вспоминают Александр Айвазовский и Константин Арцеулов. Эти воспоминания хранятся в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского. Кроме того, использованы материалы, полученные в результате работы в архивах Крыма и Петербурга. Некоторые сведения удалось также найти в немногочисленных дореволюционных и современных изданиях.

Один из источников информации, к которому приходилось многократно обращаться, - формулярные списки Айвазовского. В галерее хранятся три списка разных лет. Согласно записям в них, родители художника (отец был купцом третьей гильдии) не имели никакого недвижимого имущества.

В 1848 году Айвазовский получил личный дворянский титул, а в 1864-м ему была пожалована Грамота о даровании титула потомственного дворянства, и род его был приписан к дворянскому сословию. К этому времени он уже владел каменным домом в Феодосии и землей Шах-Мамай в Феодосийском уезде, составлявшей в то время 2500 десятин (десятина равна 1,09 га). Однако еще весной 1846 года художник в письме к графу П.Н. Зубову сообщает о покупке земли на Южном берегу Крыма. Письмо написано в Феодосии 16 марта: «Всю осень я провел почти на Южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе... И потому я купил маленький фруктовый сад на Южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать».

Была ли эта покупка первой? И где именно на Южном берегу Айвазовский приобрел сад? Известно, что в 1858 году он продал графу А.Н. Мордвинову имение в Ялте. Не связана ли эта продажа с приобретением художника земли в середине 1840-х?

По свидетельству биографа Айвазовского Н.Н. Кузьмина, автора книги «Воспоминания об Айвазовском» (СПб., 1901), «Айвазовский проводил 8 или 9 месяцев у себя в Феодосии, остальное время года - лето и часть осени - он имел обыкновение проводить в своем загородном имении Шейх-Мамай или Шах-Мамай по русскому написанию, живописная природа которого и близость моря его вдохновляли». Имение получило название от большого холма, под которым, согласно преданию, покоится прах знаменитого татарского полководца (ныне Шах-Мамай - село Айвазовское Кировского района).

В Шах-Мамае Айвазовский принимал многочисленных гостей. Одним из них был Антон Чехов. 22 июля 1888 года Антон Павлович писал из Феодосии сестре Марии Павловне: «Вчера я ездил в Шах-Мамай, имение И.К. Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Имение роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии».

Дошедшие до нас фотографии дома в Шах-Мамае подтверждают впечатления Чехова. Здание построено в восточном стиле, его украшают тонкие высокие резные колонны, арочные окна.

Сохранились и описания имения Шах-Мамай. Первое из них принадлежит Н.Н. Кузьмину: «К барскому дому этой загородной усадьбы художника вела длинная аллея высоких пирамидальных тополей и кипарисов, окаймлявших живою оградой все строения, утопающие в зелени красивого тенистого сада и напоминавшие столь любимые им малороссийские хутора под далеким небом Украины. В густой тени сада и на берегу озера, казалось, был приют задумчивых дриад».

А вот отрывок из воспоминаний внука художника Александра Латри, который с 1899 года носил фамилию «Айвазовский». Его воспоминания под названием «Из далекого прошлого» были опубликованы в журнале «Морские записки» в 1948 году в Нью-Йорке (издание «Общества бывших русских морских офицеров в Америке»): «Государь жалует ему землю в 23-х верстах от Феодосии, к которой Айвазовский прикупает еще участки земли и, в конце концов, создает очень большое для Крыма хлебородное имение «Шейх-Мамай» в 6000 десятин земли. Там он устраивает молочную ферму, а впоследствии и паровую мельницу».

(О существовании мельницы свидетельствует один из документов Госархива Крыма под названием «Об освобождении профессора Айвазовского от представления плана на паровую мельницу, которая существует в имении Шейх-Мамай Феодосийского уезда более 50 лет».) Автор продолжает: «Дом в имении он строит небольшой, в татарском стиле, всего 8-10 комнат, но с большой и очень высокой мастерской. А зато недалеко от мастерской флигель для гостей в 22 комнаты... Перед домом в цветнике был большой бассейн, состоявший из трех кругов, соединенных каналом. И в каждом углу стояла на якоре модель корабля аршина на два вышиной (аршин равен 71 см. - И.П.). Это были точные копии кораблей парусного флота с парусами, пушками и т. д., и выкрашены они были в черный и белый цвета, как окрашивались в то время наши суда...»


Айвазовский с зятьями и внуками

Время пребывания в Шах-Мамае было насыщено для Айвазовского плодотворной творческой работой. «В Феодосию, - по словам Н.Н. Кузьмина, - он возвращался с массой новых холстов и с новым приливом энергии. “Воздушные и световые ванны”, очевидно, по собственным его словам, приносили ему громадную пользу...»

Младший внук художника Константин Константинович Арцеулов в своих воспоминаниях пишет, что во время нахождения в Шах-Мамае, начиная работу над картиной, Айвазовский переселялся в мастерскую, где у него «за перегородкой стояла кровать походного типа и столик со свечой и спичками». Такое уединение помогало художнику полностью сосредоточиться на работе.

Замечательными источниками славилось имение Субаш (ныне Субаш - поселок Золотой Ключ), заключавшее 2400-2500 десятин земли. Очевидно, Айвазовскому первоначально принадлежала лишь часть субашской земли, не имевшая воды и находившаяся по соседству с владениями наследников полковника Ланского.

Ряд документов Госархива Крыма (дела 1851-1852 годов) рассказывают о споре профессора Айвазовского с полковником Ланским по поводу права пользования водой, текущей в деревню Субаш. Как следует из дел, наследники Ланского перекрывали субашскую воду, лишая возможности пользоваться ею обитателей имения Айвазовского и близлежащего села. В результате судебного разбирательства Айвазовский выиграл дело: вода Субаша стала использоваться всеми местными жителями.

В 1864-1865 годах Айвазовский купил у Ланских их земли - 2362 десятины. И стал полноправным хозяином субашских земель и источников. Известно, что, женившись в 1882 году на Анне Никитичне Саркизовой (урожденной Бурназовой), Айвазовский собирался подарить ей Субаш, но затем ограничился передачей 50 000 ведер воды в сутки, которые Анна Никитична в свою очередь передала в дар городу Феодосии. Согласно воспоминаниям племянницы художника Н.А. Айвазовской, Иван Константинович незадолго до смерти хотел продать имение Субаш и деньги разделить между дочерьми. Но этого не произошло.

Интересные сведения удалось обнаружить в Госархиве Крыма о поместье Ромаш-Эли (ныне село Романовка). В архиве хранится переоценочное свидетельство на это имение Айвазовского, датированное 1873 годом: «[имение. - И.П.], заключающее в себе 338 десятин земли, из коей 250 десятин хлебопахотной, приносящей в год доход 300 руб.; 50 десятин баштанной, приносящей дохода в год 300 р.; луговой, поливной, удобной для разведения фруктового сада - 30 десятин, приносящей в год дохода 100 руб.; и фруктовый сад на 8 десятинах, который для орошения обведен канавою; в саду том дерев плод приносящих 2200, а именно: яблонь крымского сенапу - 1000, груш - 600, слив разных сортов - 600, вишен - 250, орехов - 500 деревьев, приносящих в год чистого доходу 600 рублей».
Таким образом, это небольшое имение давало 1300 рублей годового дохода.

Каким помещиком и хозяином был Иван Константинович? Как он относился к работникам своих имений? Вспоминает Нина Александровна Айвазовская: «При жизни Айвазовского главными управляющими его имениями Субаш и Шах-Мамай были только двое: армянин Перони и Иванов. На обширных полях Субаша занимались овцеводством, а в Шах-Мамае сдавали землю под огурцы. Это был главный приток дохода. Иван Константинович был равнодушен к хозяйству, представляя все своим управляющим. Управляющие имели свои посевы и своих овец. Арендаторам жилось очень хорошо, их не притесняли; когда хотели платить, - платили. Хозяин Айвазовский чудно относился к своим служащим, которые богатели около него и годами жили у него. Он входил во все их нужды, бывал на их свадьбах, устраивал им празднества. Он любил татарскую музыку - “бумбулу” и зурну. Из Карасубазара специально к нему приезжали татарские музыканты. Он увлекался, слушая их, и сам брался за скрипку и играл с ними».

Хотя некоторые современники Айвазовского (Н.Н. Кузьмин, Н.А. Айвазовская) отмечали его безразличное отношение к сельскому хозяйству, он, безусловно, интересовался покупкой новых земель и стремился расширить свои владения. Земли, приобретаемые Айвазовским, находились, как правило, невдалеке от Феодосии.

Как следует из документов, хранящихся в архивах Петербурга и Симферополя, еще в 1851 году художник взял в аренду участок земли. Об этом записано и в его формулярном списке: «С высочайшего благоизволения не в пример другим отдано ему во владение с 8 окт. 1851 года на 99 лет в беспереоброчное содержание 1500 десятин земли из казенного оброчного участка, называемого Ойгуйским Таврической губернии в Феодосийском уезде с платою по 22 коп. за десятину». По данным справочника «Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998 гг.» (Симферополь, 1999), Ойгуя - старое название Владиславовки. Через восемнадцать лет Айвазовский выкупил этот участок. «Государь Император 19 сент. 1869 года Высочайше повелеть соизволил продать действительному Статскому советнику Айвазовскому состоящий в арендном содержании Ойгуйский участок Феодосийского уезда за 6.600 рублей».

О продаже без торгов профессору живописи Айвазовскому Ойгуйского участка по представлению министра государственных имуществ сообщает также журнал Комитета Министров.

Хорошо известна щедрая благотворительная деятельность, которой Айвазовский занимался до конца жизни. Во время Крымской войны 1853-1856 годов художник пожертвовал Феодосийскому военному госпиталю 150 рублей для покупки холста на тюфяки. А из своего поместья он разрешил взять солому для их набивки «сколько таковой потребуется». Факт благотворительности Айвазовского не остался незамеченным. В феврале 1855 года «...за похвальный опыт сочувствия к раненым воинам» художнику была объявлена благодарность от государя императора.

Утверждению Н.Н. Кузьмина о том, что в имениях Айвазовского сельское хозяйство велось, как в старину, без всяких современных улучшений, противоречат данные биолога Александра Николаевича Киселева, занимавшегося изучением пчел и растений-медоносов. По его сведениям, на пасеках в поместьях Айвазовского использовались рамки, окрашенные в разные цвета, что было новшеством для того времени. Он же сообщает, что Айвазовский сам давал названия ульям: «Пушкин», «Генерал Скобелев», «Не тронь меня» и другие. К сожалению, источник сведений, которым пользовался Киселев, нам неизвестен.


За рулем Михаил Латри - внук Айвазовского. Крайний справа, так же внук Айвазовского - Н.М. Лампси. Господин Волошин с левой стороны, стоит за машиной

Нина Александровна Айвазовская упоминает также, что в Шах-Мамае были лимонные насаждения.

Какими землями еще владел Иван Константинович?

Во всех формулярных списках значится виноградник с домиком при Феодосии. Где они находились, неизвестно, но, по свидетельству Кузьмина, вина, изготовленные в имениях Айвазовского, продавались в магазинах Феодосии.

В 1860-х годах художник приобрел 12 десятин виноградных садов в Судакской долине. В Судаке невдалеке от генуэзских укреплений находилась принадлежавшая ему дача.

Из воспоминаний внука художника Константина Константиновича Арцеулова узнаем: «В 90-е годы Айвазовский выезжал для отдыха со всей семьей на свою дачу в Судак. Здесь не было мастерской, и он не писал совершенно. Целыми днями просиживал на террасе, наблюдая море».

Кроме того, Айвазовскому принадлежали дома в Старом Крыму, Ялте, возможно, и в других местах. Один из домов в Ялте он строил для своей дочери Елены Ивановны в 1886 году.

Увеличивалось количество земель, имений, которыми владел художник. Увеличивалась и их стоимость. В 1901 году, уже после смерти Айвазовского, Кузьмин писал: «Иван Константинович сознавал и радовался, что с каждым годом цена земли растет. В 1883 году он ценил имение в 300 тысяч рублей, а через пять лет не хотел продавать дешевле полумиллиона. На юге вода - громадная ценность, а у него в имении были богатые субашские ключи, питающие теперь водою всю Феодосию...»

Иван Константинович гордился своей хозяйственной деятельностью. В письме, адресованном великому князю Константину Николаевичу, говоря о своей любви к Крыму, художник отмечает, что изучил «свою родину не одною кистью, но и многолетним опытом по хозяйству».

2 марта 1868 года Айвазовский избран действительным членом Императорского общества сельского хозяйства южной России. За успехи в развитии сельского хозяйства им получены две бронзовые медали, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее.

Подводя краткий итог, можно отметить: бытующее мнение о том, что главные доходы художника связаны с его творческой деятельностью и получены им в результате продажи художественных произведений, не совсем верно. Айвазовский был крупным землевладельцем, которому принадлежали обширные земельные наделы и многие имения в Восточном Крыму.

Собранный материал дает возможность лишь начать изучение этой темы. Будущие поиски и находки - впереди и ждут своих исследователей. Придет время, когда удастся получить более подробные и точные сведения о землях и имениях Айвазовского. А значит, восполнить неизвестные страницы биографии великого художника

False
falsefalsefalse Ой! Постоянно такая история - не могу разместить фото в своем сообщении на Лиру!
...
И.К. Айвазовский с гостями у источника в имении Шах-Мамай. 1870-е.

...
Имение И.К. Айвазовского Шах-Мамай. 1890-е" "

...
Субашское озеро в имении И.К. Айвазовского Шах-Мамай. 1900-е" "айв"

ДЕВЯТКО Людмила Николаевна (р. 1963) (Феодосия)
Заведующая архивным сектором Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского

Воспоминание - свойство человеческой памяти возвращаться в прошлое. Зафиксированное для передачи во времени, оно становится материальным объектом, документом, воскрешающим далекие события и людей, уже прошедших земной путь. Воспоминания волнуют, заставляют думать и переживать. Как все безвозвратно ушедшее, они вызывают щемящее чувство грусти, если касаются наших близких, и неизменный интерес, когда речь идет о людях выдающихся. Особый трепет в Феодосии испытывают при упоминании имени Ивана Константиновича Айвазовского и того, что связано с ним.

Семнадцать листов слегка пожелтевшей бумаги формата ученической тетради исписаны ровным, аккуратным почерком. Это - мемуары Юрия Андреевича Галабутского (1863-1928) «И.К. Айвазовский. По личным воспоминаниям», хранящиеся в фондах Феодосийской картинной галереи. Их автору, уроженцу Одессы, имя великого мариниста было известно еще с юности. В 1886 году, в возрасте двадцати трех лет, он был назначен преподавателем русского языка и литературы в Феодосийскую мужскую гимназию, почетным попечителем которой со дня ее основания был знаменитый живописец. Тогда и состоялось знакомство, продолжавшееся в течение одиннадцати лет.

Как правило, авторы мемуаров об Айвазовском уделяют много места оценке творчества художника, отдельных его произведений. В этом ряду очерк Галабутского - редкое исключение. Он интересен прежде всего тем, что является воспоминанием об Айвазовском - человеке, гражданине, горожанине.

Рукопись не датирована, однако указания на время ее написания имеются в самом тексте - начало 1920-х. Мемуары охватывают последнее десятилетие долгой жизни великого феодосийца, являются доказательством того, что и на склоне лет Иван Константинович был очень энергичен, его деятельность разнообразна и всегда направлена на экономическое процветание, культурное развитие и благоустройство родного города. Страницы воспоминаний - еще одно подтверждение того, каким огромным влиянием пользовался художник в высших кругах Петербурга и безграничным доверием у феодосийцев, возлагавших на него надежду в решении важнейших вопросов - общественных и личных. И то, и другое использовалось Айвазовским исключительно во благо Феодосии и ее жителей.

Галабутский описывает уклад жизни Ивана Константиновича, его внешность, походку, манеру говорить, отмечает сохраненные им до глубокой старости прозорливость, живость и остроту ума, доброту и радушие, и вместе с тем - вспыльчивость, некоторую противоречивость и переменчивость его натуры. Отмечая все это, автор помогает современному читателю окунуться в атмосферу Феодосии конца XIX века, воссоздает образ человека, игравшего в те годы главную роль в жизни города, - человека, плодами трудов которого будет пользоваться еще не одно поколение его земляков.

Безусловная ценность воспоминаний Юрия Галабутского не только в их информативности. Они отражают личное отношение автора - современника и участника событий, осмыслены в соответствии с его индивидуальностью.

Людмила ДЕВЯТКО.

Обширные цитаты из мемуаров Ю.А. Галабутского со ссылкой на автора (а иногда и без них) использовались Н.С. Барсамовым , исследователем жизни и творчества мариниста, во многих изданиях об Айвазовском и его галерее. Самостоятельно и в полном объеме текст воспоминаний публикуется впервые - по рукописи, хранящейся в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского. Орфография и пунктуация авторские.

«Первым человеком» в старой Феодосии был Айвазовский. С ним как будто умерла и старая Феодосия, за последние 20 лет совершенно изменившая свой прежний облик. Да он сам и был главным виновником этой перемены, потому что устройством порта и проведением железной дороги Феодосия почти исключительно обязана его энергичным настояниям, связям и влиянию в высоких сферах.

Я помню, как волновались и негодовали севастопольцы, желавшие, конечно, удержать порт за своим городом, как посылались депутации в Петербург, как кипятились севастопольские газеты, помещая чуть не в каждом номере сердитые передовицы и язвительные фельетоны по адресу неожиданной соперницы, и как в одном из фельетонов был высмеян и сам Айвазовский, изображенный чем-то вроде Мальбурга, собравшегося в поход против Севастополя; но ничего не помогло: спор был решен в пользу Феодосии, и севастопольцам пришлось смириться. В память этой победы Айвазовский написал большую картину, которую он подарил Феодосийскому общественному собранию.

На широком полотне было изображено бушующее море: громадные волны бешено бросаются на высокую скалу, но, разбившись о нее, бессильно скатываются вниз; на вершине скалы стоит высокая фигура женщины с развивающимся знаменем в руке, другая рука победно протянута вперед, над головою женщины вьются какие-то зловещие птицы; небо все покрыто тяжелой тучей; но луч солнца уже прорезал ее, осветил белую фигуру женщины и заиграл на гребне успокаивающихся волн. Гроза прошла... Картина эта висела в концертном зале городского клуба и погибла вместе с зданием, сгоревшим дотла во время пожара, вспыхнувшего от поджога в один из бурных октябрьских дней 1905 года.

Другим памятником победы Феодосии был памятник Александру III, поставленный опять-таки по инициативе Айвазовского и на пожертвования, им собранные, а также на средства, добытые путем устройства танцевальных вечеров, концертов и т.п. Воспользовавшись приездом в Феодосию Н. и М. Фигнеров , Айвазовский пригласил артистическую чету дать один концерт в его галерее. Концерт собрал многочисленную публику, и вся сумма сбора пошла на устройство памятника, а концертанты получили в подарок по картине; эти картины во время концерта были выставлены на эстраде.

Порт и железная дорога дали Феодосии новую жизнь, и если бы «благодарная Феодосия» собралась, наконец, поставить памятник Айвазовскому, то славный художник мог бы быть изображен, подобно пушкинскому Петру, стоящим на берегу «пустынных волн» и мечтающим о том, как «назло надменному соседу», т. е. Севастополю, здесь возникнет новый город, и как сюда, «по новым им волнам все флаги в гости будут к нам...»

Иной раз думается, что Айвазовскому как художнику-маринисту, пожалуй, должна была быть приятнее старая Феодосия, которой море, вливавшееся почти в самый город, придавало своеобразный и симпатичный колорит. Очевидно, на этот раз гражданин взял перевес над художником: Айвазовский угадал новые потребности жизни и пошел им навстречу. Вообще же говоря, Айвазовский не был новым человеком, в том смысле, в каком мы говорим о людях, хотя бы и старых по возрасту, но быстро усваивающих характерные черты нового времени: напротив, он был одним из типичнейших представителей старой России.


В конце минувшего столетия встречались еще такие крепкие и несокрушимые временем старики, точно живые монументы памятной николаевской эпохи, - эпохи, с одной стороны, грубой и косной, отмеченной казенной печатью формализма и солдатчины, а с другой, по странной прихоти судьбы, полной внутреннего движения живой мысли и богатой разнообразными талантами в области литературы и искусства. Среди этих талантов расцветал и редкий талант тогда еще молодого и полного сил художника, и какую долгую, интересную и разнообразную жизнь открывала перед ним судьба!

Шутка ли сказать, он лично знал Жуковского, Пушкина, Гоголя; ему покровительствовал «дедушка» Крылов; его знала и любила тургеневская «плеяда»; писатели, художники, артисты дарили ему свои произведения с собственноручными надписями и свои портреты, из которых он составил целую коллекцию для своей картинной галереи; наконец, его ласкал Двор четырех русских императоров!.. Как жаль, что Айвазовский, великий мастер кисти, не брал в руки пера и не любил его! В воспоминаниях, записанных с его слов и напечатанных в «Русской Старине», если не ошибаюсь, 70-х годов, много любопытного и ценного и для его биографии, и для пережитого им времени; но это только малая доля того, что он мог бы еще рассказать и что иногда рассказывал он как случайно пришедшее на память воспоминание.

Имя Айвазовского как художника было мне знакомо еще на школьной скамье. Не помню, в каком именно году, я был на выставке картин Айвазовского, устроенной в Одессе, и здесь впервые познакомился с его знаменитыми маринами. Помню, меня как одессита, привыкшего к зеленому или бурому цвету морской воды, поразило голубое, прозрачное, бирюзовое море на этих картинах. Я даже усомнился, бывает ли такое в действительности; но кто-то разъяснил мне, что у южного берега Крыма такое именно голубое, светлое, ласковое море, каким изображает его Айвазовский. Действительно, впоследствии я у Севастополя увидел точно такое море, какое видел на маринах знаменитого художника.

В 1886 году я был назначен преподавателем в Феодосийскую гимназию, почетным попечителем которой состоял И.К. Айвазовский. С тех пор я наблюдал Айвазовского как попечителя гимназии и феодосийца в течение многих лет, до своего выезда из Феодосии в 1897 году.

В Феодосии Айвазовский был «царь и Бог». Без его ведома и указания ничего не предпринималось в городе. Затевалось ли какое-нибудь общественное предприятие, возбуждалось ли ходатайство, производились ли городские выборы и т.п., за всем прежде всего обращались к нему. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в его кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела. Да и по частным делам, в особенности, таким, о которых надо «похлопотать» в Петербурге, шли к нему, в уверенности, что если И.К-ч отнесется к просьбе благосклонно, то дело в шляпе. С него начинали обыватели свои праздничные визиты, и никто, дерзкий, не осмелился бы в день Нового года или Пасхи не засвидетельствовать ему своего почтения.

Когда Айвазовский проходил по улицам своею медленной, но бодрой походкой, всякий обыватель почтительно снимал шапку и низенько раскланивался. Нельзя сказать, чтобы это почтение воздавалось Айвазовскому как великому художнику, ибо феодосийцы отнюдь не были особыми ценителями и почитателями искусства, тут едва ли не главную роль играло обстоятельство, что Айвазовский был тайный советник, сановник и влиятельный человек.

«Ведь вот, - говорил мне как-то один простодушный феодосиец, - придешь к Ив. К-чу вечером, сидишь себе у него, болтаешь о том, о сем, в винтик с ним поигрываешь, все это запросто; а посмотрели бы вы на него в Петербурге! Там вельможи к нему на поклон ездят! При дворе он свой человек!»

«С министрами знаком, во дворец ездит!» - вот что главным образом поддерживало среди феодосийцев обаяние его имени. И. Айвазовский всегда и везде пользовался своим влиянием во благо родного города. Он любил Феодосию и много для нее сделал. Он напоил жаждущий город прекрасной водой из своего Субашского источника , содействовал открытию в городе классической гимназии, драматического кружка и, как уже сказано выше, деятельно работал в пользу устройства порта, совершенно преобразившего Феодосию. Его картинная галерея привлекала всегда множество туристов, и сбор платы за вход он предоставил местному благотворительному обществу, а галерею завещал городу.

Айвазовский много заботился о благолепии города. Когда порт был разрешен и в Феодосии началась строительная горячка, Айвазовский зорко следил за всеми вновь воздвигавшимися постройками и наблюдал, чтобы они не «портили» города. Благодаря своему влиянию, он распоряжался в этом отношении весьма энергически и безапелляционно, как будто бы все постройки были его собственными.

Был, например, такой случай. Однажды, зимою, Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург. При возвращении его обыкновенно за две-три станции от Феодосии встречали наиболее близкие к нему лица и тотчас же сообщали все городские новости, которые Ив. К-ч выслушивал с живейшим любопытством. И вот он узнает, что обыватель N строит на главной улице, Итальянской , дом: постройка уже начата в отсутствие И. К-ча, и дом будет одноэтажный . И. К-ч заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя N. Тот, разумеется, немедленно является. «Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек! Что вы делаете? Вы мне улицу портите!» И обыватель покорно изменяет план и строит двухэтажный дом.

Общий склад жизни Айвазовского в Феодосии напоминал типичную помещичью жизнь «доброго старого времени». Его обширный дом-дача всегда был полон гостей, а в его имении Шах-Мамай , в 25 верстах от Феодосии, где проводил он лето, был выстроен особый флигель для приезжих, называвшийся по-монастырски гостиницей. Городской дом Айвазовского строился по его собственному плану. Великий художник был весьма посредственным архитектором: дом его изобилует множеством коридоров, ни на что не нужных. Известный рассказчик Вейнберг, посетив однажды Айвазовского в Феодосии и осмотрев его дом, сказал: «Вы, И. К-ч, великий художник и великий... коридорник!»

Артисты, художники, литераторы, приезжавшие в Феодосию, непременно являлись к Айвазовскому, а некоторые гостили у него подолгу. Открытый и гостеприимный образ жизни не мешал, однако, Айвазовскому работать. Огромное количество написанных им картин, из которых большая часть представляет громадные полотна, достаточно свидетельствует о напряженности и продуктивности его труда. Отправляясь на весну и лето в свой любимый Шах-Мамай, Айвазовский и там не оставлял кисти и каждый день аккуратно работал в своей мастерской. Но вечера он любил проводить в обществе и скучал, если не было гостей; поэтому он радостно встречал всех, приезжавших из Феодосии навестить его. Его художественная натура, однако, требовала постоянной смены впечатлений, и одни и те же лица скоро ему прискучивали. Если это были близкие ему люди, то Айвазовский, не церемонясь, отправлял их по домам. «Отправляясь в гости к И. К-чу, - рассказывал мне один из близких его знакомых, - я никак не могу определить заранее, когда вернусь». Почему же? «Да вот приеду к нему с семьей, он выбегает навстречу с распростертыми объятиями, целует, не знает, где посадить, и весь день страшно ухаживает. А пройдет несколько дней, и я начинаю чувствовать, что пора домой; если не успею догадаться, то И. К-ч сам напомнит. Так спокойно, как будто бы между нами было заранее условлено; войдет утром, к чаю, и скажет: «Я там распорядился, чтобы вам после обеда запрягли экипаж». Ну, значит, укладывайся и уезжай!»

Благодаря открытому радушию Айвазовского у него много бывало всякого народу: тут подчас можно было встретить и таких лиц, которым, пожалуй, и не место бы в гостиной славного художника. Сам не жадный вовсе к деньгам, не наживший ни одной копейки нечистым путем, Айвазовский, по какому-то странному противоречию натуры, восхищался крупными богачами и относился к ним с оттенком даже некоторого почтения, не обращая внимания на то, какими средствами приобрели они себе богатства.

Характерный в этом отношении анекдот рассказан мне внуком покойного художника, Н.М. Л<амп>си . Однажды к Айвазовскому приехал какой-то богатый армянин, разбогатевший, как говорили, так называемыми «медвежьими деньгами», т. е. фальшивыми бумажками, которые в громадном количестве выделывались когда-то в Нахичевани. В это время гостил у Айвазовского знаменитый скрипач Венявский . Айвазовский непременно хотел познакомить Венявского с этим армянином, но Венявский, уже прослышавший о госте, упорно отказывался от этой чести. «Да знаешь ли ты, что у него больше рублей в кармане, чем ты в свой жизни взял нот на скрипке!» - говорил с жаром Айвазовский. «Может быть», - спокойно отвечал Венявский, - «но пока я выучился играть, я взял очень много фальшивых нот на скрипке!»

Айвазовский охотно представлял свою картинную галерею в распоряжение меньшей братии, маленьких художников, местных и приезжих, которые занимались копированием его картин. Между ними некто Лысенко, местный учитель рисования, обладал положительным талантом копииста. Его копии с картин Айвазовского были так хороши, что, говорят, даже сам Айвазовский иногда ошибался, принимая их, с первого взгляда, за свои оригиналы. Немудрено, поэтому, что у Лысенка не было недостатка в заказах, и на копиях он наживал порядочные средства. Впоследствии Лысенко стал писать уже и оригиналы, посылая их на выставки, и одна из его картин на выставке в Париже удостоилась почетного отзыва. Это раздражало Айвазовского, который в работах Лысенки усматривал плагиат. Поэтому он запретил Лысенку писать копии с своих новых картин и не пускал его в галерею.

По рассказу самого Лысенки, Айвазовский, встретившись с ним на улице, сказал ему: «Вы поступаете нехорошо: на ваших картинах небо, воздух, море - это все мое, все это вы украли у меня!» На это Лысенко возразил: «И. К-ч! Пригласите эксперта из Академии, и я при нем напишу картину совершенно самостоятельно!» И написал бы, конечно, ибо от долголетней практики так набил руку на копиях, что писал совершенно а 1а Айвазовский, хотя бы и закрывши глаза. Притом же в картинах очень трудно отделить оригинал от копии, - по крайней мере с формальной стороны: повернул не так судно, прибавил на берегу камень или поставил скалу - вот и готов оригинал!


Со дня основания Феодосийской гимназии в течение многих лет Айвазовский был ее почетным попечителем. В этой должности он не проявлял особой деятельности: в гимназии он бывал редко, только в особо торжественных случаях, и ни разу, - по крайней мере при мне, - не был ни в классах, ни в заседаниях педагогического совета. Он вносил ежегодно известную сумму в кассу общества вспомоществования нуждающимся ея ученикам гимназии и выдавал беднейшим из них пособия на покупку платья, обуви и т. п. Этим собственно и ограничивалась его попечительская деятельность. Но зато в лице его Феодосийская гимназия имела очень влиятельного попечителя, который «в случае чего» мог оказать ей весьма существенную услугу, ибо с министром народного просвещения Деляновым он был друг-приятель и даже на «ты». Айвазовский очень любил и уважал покойного директора гимназии В.К. Виноградова , который был скромным и потому мало известным, но редким в то тяжелое для нашей средней школы время педагогом; он также был очень дружен с семьей начальницы женской гимназии М.Ф. Котляревской.

Обе гимназии, мужская и женская, жили в то время очень дружно, разнообразя монотонное течение своей жизни устройством маленьких празднеств и развлечений, в которых и Айвазовский нередко принимал участие. Иногда же он устраивал у себя угощение для всей гимназии и бывал всегда при этом очень любезен и гостеприимен. Гимназисты, человек 200, по парам проходили мимо него, и он с каждым здоровался за руку, а затем всех усаживал и угощал. Его жена, Анна Никитична , на которой он был женат вторым браком, молодая и красивая женщина, также всегда была чрезвычайно мила и приветлива, а потому молодежь чувствовала себя в гостях совершенно непринужденно.

Пригласив однажды к себе на обед учениц выпускного класса женской гимназии, Айвазовский заранее каждой из них написал на память пером по маленькому рисунку: это, конечно, было все то же море в его бесконечном многообразии. Рисунки эти были сюрпризом: придя к столу, каждая ученица увидела у себя на салфетке презент! Нечего и говорить, что Айвазовский и в гимназии, как и в городе, пользовался тем же, если еще не большим почетом: за ним гимназия чувствовала себя, как за каменной стеной, способной укрыть и защитить от всяких бед и напастей, которым, как известно, столь подвержена жизнь педагога.

Он был настоящим генералом маленькой гимназической армии, и один раз даже разыграл роль военного генерала как следует, при полной военной обстановке. Дело было так. Известно, что в 90-х годах наши гимназии увлекались так называемой «военной гимнастикой». Под руководством учителей-офицеров, гимназисты проделывали всевозможные «военные прогулки», на которые гимназия выступала под звуки военного марша, с собственным знаменем; бывали даже случаи, что директора гарцевали впереди верхом на борзых конях, подобно настоящим батальонным командирам. Увлекалась парадоманией и наша гимназия.


В день коронации, 14 мая 1896 г., гимназия принимала участие в общем военном параде вместе с войсками местного гарнизона. Перед торжеством, помню, возник вопрос: кто будет «принимать» наш парад? Решено было, что нашим парадным генералом будет Айвазовский. Ему, кажется, эта выдумка показалась забавной, и он согласился. Так и сделали. Когда войска прошли перед своим бригадным генералом, двинулась церемониальным маршем и гимназия, под звуки собственного оркестра, мимо Айвазовского, который приветствовал проходящих по классам, получая в ответ: «Здравия желаем, ваше превосходительство!» Когда прошли последними «приготовишки», мерно отбивая шаг и скосив по-военному глаза в сторону начальства, Айвазовский рассмеялся и сказал: «Много в моей жизни было странного и неожиданного, много я видел и испытал и многому перестал уже удивляться; но если бы кто-нибудь сказал мне, что я когда-либо в своей жизни буду принимать парад, этому я ни за что не поверил бы!»

В ноябре 1894 г. гимназия чествовала 50-летие со дня смерти Крылова. Юбилейное торжество происходило в городском концертном зале, где были собраны обе гимназии, в присутствии довольно многочисленной публики.

Я читал речь о Крылове. Когда я окончил, вдруг, совершенно неожиданно для всех, поднялся Айвазовский, сидевший в первом ряду кресел, на почетном месте. Все обратились к нему. Его фигура очень внушительно выделялась из среды присутствовавших. Он был невысокого роста, но очень крепкого телосложения; его лицо бюрократического склада, с пробритым подбородком и седыми баками, оживлялось небольшими карими, живыми и проницательными глазами, бросался в глаза большой выпуклый лоб, прорезанный морщинами и значительно уже облысевший. Он заговорил о Крылове.

Айвазовский был вообще не мастер говорить. В его речи заметен был нерусский акцент, говорил он несколько затрудненно и не плавно, растягивая слова и делая довольно продолжительные паузы; но он говорил с спокойною важностью человека, который заботится не о том, как сказать, а лишь о том, что сказать. Я, конечно, не могу передать буквально его речи, но общее содержание ее было таково: «Я считаю своим долгом сказать здесь, что я лично очень многим обязан знаменитому баснописцу. Была в моей жизни трудная минута. Я был оклеветан, и государь Николай Павлович, который был очень милостив ко мне, вдруг стал на меня гневаться. Я узнал, что все это произошло по наветам профессора-француза , невзлюбившего меня. Конечно, это меня глубоко опечалило: немилость государя тяжелым камнем лежала у меня на сердце. Однажды, на вечере у Олениных , ко мне подошел И.А. Крылов. Он положил мне руку на плечо и сказал: «Что ты, Айвазовский, так печален? Я слышал, что тебя оклеветал француз. Ничего, не грусти и не бойся: мы тебя оправдаем!» И действительно, скоро Крылов, вместе с некоторыми другими лицами, ходатайствовал обо мне перед государем, несправедливость навета была доказана, и государь снова стал милостлив ко мне. Этого я не забыл и никогда не забуду. Я помню хорошо черты баснописца, его крупную фигуру (он очень любил покушать! - прибавил Айвазовский с улыбкою) и львиную голову. Я напишу его портрет для гимназии».

Этот факт был известен феодосийской интеллигенции из биографического очерка Айвазовского, составленного по случаю его 50-летнего юбилея, тем не менее все присутствующие еще раз с большим интересом выслушали этот рассказ из уст самого И.К-ча, засвидетельствовавшего, таким образом, свою благодарную память о баснописце. Из бесед с И.К. я вынес убеждение, что он обладал живым и острым умом и добрым сердцем. Но громадный жизненный опыт, по-видимому, научил его мириться со многим, чего он не разделял по своим убеждениям и чему не сочувствовал в глубине своей души.


Последнюю зиму, по словам близких к нему лиц, он чувствовал себя очень хорошо. Был в Петербурге и вернулся оттуда бодрым, здоровым и веселым. Собирался 1 мая переехать к себе в Шах-Мамай, он часто ездил туда, чтобы сделать необходимые распоряжения. В день смерти он тоже утром ездил в имение, вернулся часов в пять пополудни, очень довольный и бодрый, и, чувствуя себя совершенно здоровым, сам уговорил жену и сестру своей жены съездить к их родным. До сих пор жена И.К-ча никуда не уезжала одна, боясь оставить И.К-ча. В семь часов вечера И.К-ч сам проводил их на вокзал, куда собирались знакомые, с которыми он весело шутил, и говорят, что редко видели его в таком прекрасном и бодром расположении духа. После отхода поезда он пешком отправился с вокзала к своим родственникам Мазировым , жившим довольно далеко от вокзала, играл там в карты, ужинал и в двенадцатом часу, совершенно здоровым, поехал домой. Во втором часу ночи его лакей услышал звонок. Думая, что звонят у парадного входа, лакей пошел туда, но, не найдя никого, он поднялся в комнату И.К-ча, которого нашел лежащим поперек кровати, почти без признаков жизни. На столе лежал намоченный компресс: очевидно, почувствовав себя нехорошо, И.К. клал себе на голову компрессы, а когда это не помогло, он позвонил. И.К. был уже мертв.

Айвазовский оставил по себе славное имя. Что бы ни толковали о нем художественные критики, с точки зрения тех или других течений в искусстве, огромный талант его вне всяких споров и сомнений. Это талант, рожденный Крымом, столь же яркий и пышный, как природа этого края. Айвазовского создало море, как оно создало Аю-Даг, прибрежные скалы, народные легенды и песни. Все, что, сливаясь, живет в воображении и памяти народных масс.

В своем родном городе Айвазовский сейчас почти забыт. Мало кто из феодосийцев укажет дом, где родился Айвазовский , расскажет его биографию, и редко кто знает хотя бы главнейшие его картины. Между тем, среди простого, рабочего люда, где-нибудь на Форштадте , или в горном татарском селении, вы и теперь услышите от какого-нибудь старика-татарина не лишенное поэзии предание о славном художнике.


Так, несколько лет назад, покойный директор Феодосийского музея Л.П. Колли записал сохранившийся среди татар поэтический рассказ о том, как знаменитый крымский разбойник Алим приехал поздравить Айвазовского после свадьбы. Когда Айвазовский, тотчас после бракосочетания (речь идет о первом браке Айвазовского) ехал к себе, в имение Шах-Мамай, ночью, почти к самым дверцам кареты подскакал стройный всадник, на прекрасном коне, остановил карету, поздравил новобрачных и исчез в темноте. Это был Алим.

Невольно вспоминаются грустные строки Пушкина:

Певец любви, певец богов,
Скажи мне, что такое слава?
Могильный гул, хвалебный глас,
Из рода в роды звук бегущий,

Традиционное название старого района в юго-зап. части Феодосии; топографически соответств. одному из предместий средневек. Каффы, которое располагалось вне городских стен на склонах Митридатского холма и вдоль совр. улицы Р. Люксембург.

Колли Людвиг Петрович (1849-1917), ученый, краевед, педагог, в течение почти 30 лет преподавал в Феодосийской мужской гимназии, с 1900 г. хранитель Феодосийского музея древностей.

Предисловие, публикация и примечания Людмилы Девятко.

29 июля 1817 года родился всемирно известный маринист Иван Константинович Айвазовский.

В самом центре городской набережной стоит памятник скульптора И. Я Гинцбурга. Великий художник изображен в момент творческого вдохновения, сидящим с палитрой и кистью в руках и смотрящим вдаль на море. Надпись на памятнике лаконичная – «Феодосия Айвазовскому». Так, благодарные жители города 85 лет назад увековечили память своему самому выдающемуся жителю. Конечно же, история не любит сослагательного наклонения. Тем не менее, вряд ли маленький уездный городишка пусть и с древней историей стал бы одним из красивейших и развитых городов северного Причерноморья, если бы не Он. На протяжении нескольких десятков лет Иван Айвазовский был самым настоящим Отцом города. Без его разрешения и указания, ничего не предпринималось. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в его кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела.

О его умении открыть любую дверь в столице по уездной Феодосии ходили легенды. Для амбициозных муниципальных проектов (автором большинства которых был сам Айвазовский) нужны были большие связи и субсидии. И остается только догадываться, как старик их находил….
Но стоило ему вернуться в родной город и пройтись по набережной своею медленной, но бодрой походкой, как всякий обыватель считал за честь снять перед мэтром шляпу и низко поклонится.

Он был первым, кто решил многовековую проблему Феодосии.
В 1887 году Иван Константинович обратился в Городскую думу Феодосии с письмом: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника» .
Этот источник является началом реки Субаш, впадающей в Азовское море, и находился он на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское).

Через год состоялось торжественное открытие Субашского водопровода. Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом. Тогда же заработал и фонтан. Он был построен на средства Айвазовского и по его собственному проекту. Воду из фонтана можно было пить бесплатно, из специальной серебряной кружки, расположенной возле фонтанного крана. На кружке было написано: «За здравие его семьи» (то есть семьи Айвазовского). Водой из Субашского источника Феодосия обеспечивалась вплоть до пуска Северо-Крымского канала в 1970 году.

Да будет …порт!
В 1885 г. было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Для решения вопроса даже была создана специальная комиссия. Император Александр III предоставил комитету министров. В апреле-мае 1890 г. вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. Сторонники Феодосии (среди которых, кстати был и царевич Николай - будущий император России) оказались в меньшинстве.

Однако их сторону принял Александр III , тем самым решив вопрос в пользу Феодосии. По слухам, севастопольский порт стал жертвой интриг армянского старика, который умело использовал все свое влияние и благосклонность Романовых. Разгневанные севастопольские газеты впоследствии еще не один год печатали карикатуры на известного феодосийца. Ну а сам Айвазовский в долгу перед императором не остался. Вскоре по его инициативе и на собранные художником пожертвования, в центре города был установлен памятник Александру III.

Железная дорога
Для дальнейшего развития порта была необходима железная дорога. И опять на помощь пришел Айвазовский. Он стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги. Постройка этой дороги не только создала удобства для жителей Феодосии, но и в разы повысила оборот местного порта. Линию железной дороги тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги. Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857–1860 гг. Принимались во внимание местные условия: рельеф, освоенность земель. Был выбран наиболее оптимальный маршрут трассы. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря.

В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа. (Не одно поколение феодосийцев безосновательно обвиняет в его гибели И. К. Айвазовского. Ведь художник так мечтал, что ж\д ветка проходила прямо под его окнами. В августе 1892 г. после долгих лет ожидания и неудачных попыток была наконец открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Так в одночасье, Феодосия превратилась из провинциального, богом забытого захолустья в современный город.

Музей древностей
Что общего у двух приморских соседок Керчи и Феодосии? Конечно же богатейшая история. Ведь именно эти два города считались самыми древними в России. В 1835 г. по проекту одесского архитектора Георгия Торичелли в Керчи на горе Митридат было построено здание местного музея, в виде афинского храма Гефестиона. Роскошное белое здание сразу же стало новой визитной карточкой города. Но надо было знать характер Айвазовского. Как же так? Ведь Феодосийский музей древностей старше Керченского да и экспонатами побогаче. К тому же здесь есть свой холм Митридат. Айвазовский давно мечтал переместить в большое красивое здание местный музей. Однако денег в городской казне на столь грандиозный культурный проект не было.

Тогда художник решил построить здание сам. На вырученные деньги от его столичных выставок. В 1871 году феодосийские музейщики переехали в новое здание, построенное на холме Митридата. В нем также хранились и те экспонаты, которые были найдены Айвазовским лично. Да, именно. Велики й художник в перерывах между работой занимался археологией. А началом этого хобби послужили найденные им в 1853 году золотые серьги. Вместе с археологом Сибирским Айвазовский вел раскопки курганов на мысе Ильи. Они открыли женское погребение IV века до н. э, как писал сам художник, «золотая женская головка, самой изящной работы, и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы. Эта находка дает надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
К сожалению, здание музея не сохранилось. Также как и его брат-близнец – здание Керченского музея древностей, оно было уничтожено в годы войны.

Всю свою прибыль Иван Константинович тратил на благотворительность. Он также построил, классическую гимназию, городскую библиотеку, храмы и даже помогал с приданым бедным горожанкам. Городу он оставил и свое главное сокровище – картинную галерею с бесценными полотнами. Поэтому проститься с великим Мастером вышел весь город. Это были самые массовые похороны за всю историю Таврической губернии. Многотысячная траурная процессия прошла через весь город. Дорога к древнему армянскому храму Святого Сергия, в котором Айвазовский был крещен и венчался и во дворе которого его похоронили, была усыпана цветами.На его могильной плите на армянском языке высекли надпись: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры