Йозеф гайдн самые известные произведения. Гайдн, йозеф - биография

Главная / Любовь

Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя - в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.

Жанр симфонии в творчестве Гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.

Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкальногоязыка-жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованныеиз фольклорныхисточников.Включенныевсложныйпроцесссимфонического развития,ониобнаруживаютновыеобразные,динамическиевозможности.

В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные).

Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна и закрепившиеся в практике, принадлежат слушателям. Некоторые из них передают общий характер произведения («Прощальная» - № 45), другие отражают особенности оркестровки («С сигналом рога» - № 31, «С тремоло литавр» - № 103) или акцентируют какой-то запоминающийся образ(«Медведь» - № 82, «Курица» - № 83, «Часы» - № 101). Иногданазвания симфоний связаны с обстоятельствами их создания или исполнения («Оксфордская» - № 92, шесть «Парижских» симфоний 80-х годов). Однако сам композитор никогда не комментировал образное содержание своей инструментальной музыки.

Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни - серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические - приведены к единству и равновесию.

Гайдновский симфонический цикл, как правило, содержит типичные четыре части (allegro , andante , менуэт и финал), хотя порою композитор увеличивал количество частей до пяти (симфонии «Полдень», «Прощальная») или ограничивался тремя (в самых первых симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония № 49начинается скорбным adagio ).

Законченные, идеально уравновешенные и логическивыстроенныеформычастей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и др.) включают элементы импровизационности,замечательныеотклоненияинеожиданностиобостряют интересксамомупроцессуразвитиямысли,всегдаувлекательному, наполненному событиями. Излюбленныегайдновские«сюрпризы»и«розыгрыши» помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки.

Среди многочисленных симфоний, созданных Гайдном для оркестра князя Николая I Эстергази, выделяется группа минорных симфоний конца 60-х - начала 70-х годов. Это симфонии№ 39 ( g - moll ),№ 44 («Траурная», е- moll ),№ 45 («Прощальная», fis-moll)и№ 49 (f-moll, « La Passione , то есть связанная с темой страдания и смерти Иисуса Христа).

«Лондонские» симфонии

Высшим достижением гайдновского симфонизма считаются его 12 «Лондонских» симфоний.

«Лондонские» симфонии (№№ 93-104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок, устроенных известным скрипачом и концертным предпринимателем Саломоном. Первые шесть появились в 1791-92 годах, еще шесть - в 1794-95 годах, т.е. уже после смерти Моцарта. Именно в «Лондонских» симфониях композитор создал свой, не похожий ни на кого из его современников, устойчивый тип симфонии. Эта типичная для Гайдна модель симфонии отличается:

Все «Лондонские» симфонии открываются медленными вступлениями (кроме минорной 95-й). Вступления выполняют многообразные функции:

  • Они создают сильный контраст по отношению ко всему остальному материалу I части, поэтому в дальнейшем ее развитии композитор, как правило, обходится без сопоставления разнохарактерных тем;
  • Вступление всегда начинается с громкого утверждения тоники (пусть даже одноименной, минорной - как, например, в симфонии № 104) - а это значит, что главная партия сонатного allegro может начаться тихонько, исподволь и даже сразу отклониться в другую тональность, что создает устремленность музыки вперед, к предстоящим кульминациям;
  • Иногда материал вступления становится одним из важных участников тематической драматургии. Так, в симфонии № 103 (Es-dur, «С тремоло литавр») мажорная, но сумрачная тема вступления появляется и в разработке, и в коде I части, причем в разработке она становится неузнаваемой, сменив темп, ритм и фактуру.

Сонатная форма в «Лондонских симфониях» весьма своеобразна. Гайдн создал такой тип сонатного allegro , в котором главная и побочная темы не контрастны друг другу и нередко вообще строятся на одном и том же материале. Однотемны, например, экспозиции симфоний №98, 99, 100, 104. В I части симфонии № 104 ( D - dur ) песенно-танцевальная тема главной партии изложена одними струнными на p , лишь в заключительном кадансе вступает весь оркестр, неся с собой задорное веселье (такой прием стал художественной нормой в «Лондонских» симфониях). В разделе побочной партии звучит та же тема, но только в доминантовой тональности, причем в ансамбле со струнными теперь поочередно выступают деревянные-духовые.

В экспозициях I частей симфоний № 93, 102, 103 побочные темы строятся на самостоятельном, но не контрастном по отношению к главным темам материале. Так, например, в I части симфонии № 103 обе темы экспозиции задорны, жизнерадостны, в жанровом отношении близки австрийскому лендлеру, обе мажорны: главная - в основной тональности, побочная - в доминантовой.

Главная партия:

Побочная партия:

В сонатных разработках «Лондонских» симфоний господствует мотивный тип развития . Это обусловлено танцевальным характером тем, в которых огромную роль играет ритм (танцевальные темы легче членятся на отдельные мотивы, чем кантиленные). Развитию подвергается наиболее яркий и запоминающийся мотив темы, причем не обязательно начальный. Например, в разработке I части симфонии № 104 разрабатывается мотив 3-4 тактов главной темы, как наиболее способный к изменениям: он звучит то вопросительно и неуверенно, то грозно и настойчиво.

Развивая тематический материал, Гайдн проявляет неистощимую изобретательность. Он использует яркие тональные сопоставления, регистровые и оркестровые контрасты, полифонические приемы. Темы нередко сильно переосмысливаются, драматизируются, хотя больших конфликтов не возникает. Строго соблюдаются пропорции разделов - разработки чаще всего равны 2/3 экспозиций.

Излюбленной у Гайдна формой медленных частей являются двойные вариации , которые иногда так и называют «гайдновскими». Чередуясь между собой, варьируются две темы (обычно в одноименных тональностях), различные по звучности и фактуре, но интонационно близкие и потому мирно друг с другом соседствующие. В такой форме написано, например, известнейшее Andante из 103 симфонии : обе его темы выдержаны в народном (хорватском) колорите, в обеих обыгрывается восходящее движение от T к D , пунктирный ритм, присутствует альтерация IV ступень лада; однако минорная первая тема (струнные) носит сосредоточенно-повествовательный характер, а мажорная вторая (весь оркестр) - маршевый и энергичный.

Первая тема:

Вторая тема:

Встречаются в «Лондонских» симфониях и обычные вариации, как например в Andante из 94 симфонии. Здесьварьируется тема, отличающаяся особой простотой. Эта нарочитая простота заставляете течение музыки внезапно прерывает оглушительный удар всего оркестра с литаврами (это и есть тот «сюрприз», с которым связано название симфонии).

Наряду с вариационной, композитор нередко использует в медленных частях исложную трехчастную форму , как, например, в симфонии№ 104 . Все разделы трехчастной формы содержат здесь что-то новое по отношению к начальной музыкальной мысли.

По традиции медленные части сонатно-симфонических циклов - это центр лирики и певучего мелодизма. Однако гайдновская лирика в симфониях явно тяготеет к жанровости. Многие темы медленных частей опираются на песенную или танцевальную основу, обнаруживая, например, черты менуэта. Показательно, что из всех «Лондонских» симфоний ремарка «певуче» присутствует только в Largo 93 симфонии.

Менуэт - единственная часть в симфониях Гайдна, где в обязательном порядке присутствует внутренний контраст. Гайдновские менуэты стали эталоном жизненной энергии и оптимизма (можно сказать, что индивидуальность композитора - черты его личного характера - проявились здесь наиболее непосредственно). Чаще всего это живые сценки народного быта. Преобладают менуэты, несущие традиции крестьянской танцевальной музыки, в частности, австрийского лендлера (как,например, в симфонии № 104 ).Более галантный менуэт в «Военной» симфонии, причудливо-скерцозный (благодаря острой ритмике) - в симфонии № 103 .

Менуэт симфонии №103:

Вообще, подчеркнутая ритмическая острота во многих гайдновских менуэтах настолько видоизменяет их жанровый облик, что, по-существу, прямо подводит к бетховенским скерцо.

Форма менуэта - всегда сложная 3-частная da capo с контрастным трио в центре. Трио обычно мягко контрастирует с основной темой менуэта. Очень часто здесь действительно играют лишь три инструмента (или, во всяком случае, фактура становится более легкой и прозрачной).

Финалы «Лондонских» симфоний все без исключения мажорны и радостны. Здесь в полной мере проявилась предрасположенность Гайдна к стихии народного танца. Очень часто музыка финалов вырастает из подлинно народных тем, как в симфонии № 104 . Ее финал основан на чешской народной мелодии, которая изложена таким образом, что ее народное происхождение сразу очевидно - на фоне тонического органного пункта, подражающего волынке.

Финал поддерживает симметрию в композиции цикла: он возвращает к быстрому темпу I части, к действенной активности, к жизнерадостному настроению. Форма финала - рондо или рондо-соната (в симфонии № 103 ) или (реже) - сонатная (в симфонии № 104 ). В любом случае она лишена каких-либо конфликтных моментов и проносится, подобно калейдоскопу пестрых праздничных образов.

Если в самых ранних симфониях Гайдна духовая группа состояла лишь из двух гобоев и двух валторн, то в поздних, лондонских, систематически встречаетсяполный парный состав деревянных духовых (включая кларнеты), и в ряде случаев также трубы и литавры.

Симфония № 100, G-dur получила название «Военной»: в ее Allegretto публика угадывала чинный ход гвардейского парада, прерываемого сигналом военной трубы. В № 101, D-dur тема Andante разворачивается на фоне механического «тиканья» двух фаготов и pizzicato струнных, в связи с чем симфония была названа «Часы».

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Всё это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от её руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но всё же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым».

Смелый дебют молодого, ещё мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принёс ему популярность в демократических кругах и… весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих грехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

Последним этапом творческой юности Гайдна - перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы.

Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днём и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем весёлыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в Фа-мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приёмов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «весёлой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрылённый вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт До-мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.

Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но всё же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создаёт свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и её отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер - 32. Брак был заключён 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал… несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было всё равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто её муж - сапожник или артист».

Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце «Эстергаз», провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижёра). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять всё то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Даже там, где она более цельна и последовательна - чисто эмоционально, как в «Прощальной симфонии» (1772 год), или жанрово, как в «Военной симфонии» (1794 год), - отчетливые сюжетные основы у неё все же отсутствуют.

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом:

«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название «Парижских». Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек «своего» капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер я или капельдинер?» - с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Однажды ему всё же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.

Довелось Гайдну испытать и другие радости - радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене - певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но всё же в её отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын её Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна ещё ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.

В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нём, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.

Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний». «Лондонские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьёзнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории - «Сотворение мира» и «Времена года».

Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о «Сотворении мира» Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на «возвышенный» лад. Серов восторженно написал по поводу «Сотворения мира»:

«Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом «какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!» - это решительно выше всякого сравнения». Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». Текст оратории «Времена года», как и текст «Сотворения мира», был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.

Сочинение громадной партитуры «Времён года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.

«Лондонские симфонии» и оратории были вершиной творчества Гайдна. После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провёл так много лет своей жизни.

Имя: Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn)

Возраст: 77 лет

Деятельность: композитор

Семейное положение: вдовец

Йозеф Гайдн: биография

Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от .


Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма - струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко - английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами .

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.


Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.


Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.


Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60-70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) - «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.


В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с . Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.


После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.


Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.


В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.


Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

Дискография

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Необитаемый остров»
  • «Армида»
  • «Рыбачки»
  • «Обманутая неверность»

Франц Йозеф Гайдн родился в 1732 г. в селе Рорау в Нижней Австрии в семье каретника и кухарки. Его родители - страстные любители музыки - часто устраивали у себя дома музыкальные вечера, что в немалой степени способствовало пробуждению у юного Франца Йозефа интереса к этому искусству, а народное австрийское творчество, с которым он познакомился в родных пенатах, нашло отражение в его лучших сочинениях.

Талант Гайдна проявился рано - он обладал не только прекрасным музыкальным слухом, но и восхитительным голосом, приводивших окружающих в восторг. Необыкновенный ребенок обратил на себя внимание школьного учителя и церковного регента Франка, который сопроводил его в небольшой город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал петь в церковном хоре, обучился нотной грамоте, игре на скрипке и клавесине.

В 1740 г. Хайнбург в поисках одаренных мальчиков для соборного хора приехал композитор и капельмейстер Георг Ройтер. Юный Гайдн не мог не привлечь внимания маэстро. В результате этого благоприятного стечения обстоятельств Йозеф попал в Вену, в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. С тефана. Перед талантливым юношей отрылась возможность получить настоящее музыкальное образование.

«Наряду с школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом, как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни», - вспоминал Гайдн в 1776 г.

Однако руководитель капеллы Ройтер, отличавшийся суровым нравом, мало внимания уделял композиторским опытам Йозефа, а служба в соборе оставляла мало времени для учебы. Так пролетели первые девять лет в Вене. А в 1749 г. Гайдна без малейшего сожаления выгнали из капеллы... Дело в том, что у юноши начал ломаться голос. Таким образом семнадцатилетний Йозеф Гайдн оказался предоставлен самому себе. Наступили годы нужды, случайных подработок, самоучения и неловких еще музыкальных экспериментов.

"Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование… Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно..." (из автобиографических заметок 1776 г.)

Невзирая на трудное материальное положение, он усердно занимался изучением творений Эммануила Баха, который стал его любимым композитором, и теорией композиции. Одновременно он не чурался и юношеских проказ, которые устраивали его товарищи. Это сблизило Йозефа с бытовой музыкой Вены, что вместе с австрийским фольклором впоследствии выразилось в творчестве Гайдна.

В это время им были написаны сонаты для клавесина. Их издание обратило внимание на молодого композитора.

Первым же крупным произведением Гайдна стала опера "Хромоногий бес", созданная в 1751 г.

В 1755 г. материальное положение Гайдна немного улучшилось благодаря его участию в любительских музыкальных вечерах помещика Фюрнберга. А в 1759 г. по рекомендации того же Фюрнберга композитор получил должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина. У того при дворе была небольшая капелла из двенадцати музыкантов, для которой Гайдн писал дивертисменты развлекательного характера. Здесь же были написаны и его первые симфонии.
В 1761 г. Гайдн оставил графа Морцина и поступил на службу к венгерскому князю Павлу Антону Эстергази, копеллой которого руководил в течении тридцати лет до 1791 г.

В эти годы композитор много и напряженно работал. Из написанного можно выделить симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761 г.), мессы, оперы, произведения для баритона.

В начале 70-х гг. музыку Гайдна стали пронизывать грустные, а подчас трагические мотивы. Причиной тому была неудачная женитьба (свою малограмотную супругу Гайдн называл не иначе, чем "исчадие ада") и неудовлетворенность работой у Эстергази. Так на свет появились "Траурная" и "Прощальная" симфонии (1772 г.).

Пробуя свои силы во всех родах музыкального сочинения, наибольшего успеха Гайдн достиг в области инструментальной музыки. Он, как никто до него тонко понимал оркестровый колорит, внеся огромный вклад в развитие этого направления.

В начале 90-х Йозеф Гайдн совершил две поездки в Лондон. Там, для концертов Соломона им были созданы лучшие, по признанию современников, симфонии, которые еще более упрочили славу Гайдна.

В последнии годы Гайдн жил в Вене. Здесь композитор написал свои две знаменитые оратории: "Сотворение Мира" (1798 г.) и "Четыре времени года" (1801 г.).
После 1802 г. Гайдн перестал сочинять музыку. Умер композитор 31 мая 1809 г.

Музыкальное наследие:

Оперы: " Хромой бес" (Der krumme Teufel, либретто И. Ф. Курц - Бернардон, по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux", прим. 1751 г.; под названием "Новый хромой бес" - Der neue krumme Teufel, пост, 1758 г.); оперы-сериа - "Ацис и Галатея" (либретто Дж. Б. Мильявакка, 1762 г.), "Необитаемый остров" (L"lsola disabitata, либретто П. Метастазио), "Армида" (либретто Дуранди по поэме "Освобожденный Иерусалим" Тассо, 1783 г.), "Душа философа" (L"Anima del filosofo, либретто К. Ф. Бадини, 1791 г.); оперы-буффа - "Певица" (La Canterina, 1766 г.), "Аптекарь" (Lo Speziale, либретто К. Гольдони), "Рыбачки" (Le Pescatrici, либретто К. Гольдони, 1769 г.), "Обманутая неверность" (L"Infedelta delusa), "Непредвиденная встреча" (L"Incontro improviso, либретто К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, поставлена 1775 г.), "Лунный мир" (II Mondo della luna, либретто К. Гольдони, поставлена 1777 г.), "Истинное постоянство" (La Vera costanza, 1776 г.), "Вознагражденная верность" (La Fedelta premiata, по пьесе "L"Infedelta fedde" Лорeнци); героико-комическая опера - "Роланд-паладин" (Orlando Раladino, либретто Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто); немецкие кукольные оперы (названные Гайдном комическими операми) -
"Филемон и Бавкида" , "Совет богов" (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к "Филемону и Бавкиде"), "Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом" (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773 г.), "В канун субботы" (Herebschabbas, 1773 г.), "Покинутая Дидона" (Didone ahbandonata, либретто И. фон Пауэрсбаха), Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнена 1777 г.)

Произведения для хора и голосов с оркестром: оратории - "Возвращение Товия" (El Ritorno di Tobia, текст Дж. Г. Боккерини, 1774-1775 гг.), "Семь слов спасителя на кресте" (Die Sieben Worte des Erlosers am Кгеиzе, текст И. Фриберта, переложение одноимённой оркестровой пьесы Гайдна, 1794 г.; новый текст И. Гайдна и Г. ван Свитена, около 1796 г.), "Сотворение мира" (Die Schopfung, текст Г. ван Свитена по поэме "Потерянный рай" Мильтона, 1798 г.), "Времена года" (Die Jahreszeiten, текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томcoна, 1801 г.)

14 месс, в том числе: малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.), большая органная месса Es-dur (1766 г.), месса в честь свыше Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.), месса свыше Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.), малая органная месса (В-dur, 1778 г.), Мариацелльская месса Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.), месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.), месса с темой "Свят, свят" (Heiligmesse, B-dur, 1796 г.), Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.), месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.), месса с темой из оратории "Сотворение мира" (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.), месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

Разные хоровые произведения: в том числе - "Избрание капельмейстера" (Die Erwahlung eines Kapellmeisters, для солистов, хора и оркестра, около 1790 г.), "Буря" (The Storm, для солистов, хора и оркестра, 1792 г.), "Хор датчан" (Chor der Danen, 1796 г.)

Произведения для оркестра: 104 симфонии, в том числе - № 6, "Утро" (Le Matin, D-dur, 1761 г.), № 7, "Полдень" (Le Midi, C-dur, 1761 г.), № 8, "Вечер и буря" (Le Soir е la tempesta, G-dur 1761 г.), № 22, "Философ" (Der Philosoph, Es-dur, 1764 г.), № 26, Стенания (Lamentatione, d-moll, около 1765 г.), № 30, "Аллилуйя" (Alleluja, C-dur, 1765 г.), № 31, "С наигрышем рога, или На тяге" (Mit dem Hornsignal, oder Auf dem Anstand, D-dur, 1765 г.), № 43, "Меркурий" (Es-dur, до 1772 г.), № 44, "Траурная симфония" (Trauer symphonie, e-moll, до 1772 г.), № 45, "Прощальная симфония" (Abschiedssymphonie, называется также - Симфония при свечах, fis-moll, 1772 г.), № 48, "Мария Тереза" (C-dur, около 1773 г.), № 49, "Страдание" (La Passione, f-moll, 1768 г.), № 53, "Величественная" (L"Imperiale, D-dur, около 1775 г.), № 55, "Школьный наставник" (Der Schulmeister, Es-dur, 1774 г.), № 59, "Пламя" (Feuersymphonie, A-dur, до 1769 г.), № 60, "Рассеянный" (Simfonia per la commedia intitolata "II Distratto", C-dur, не ранее 1775 г.), № 63, "Рокселана" (La Roxelane, C-dur, около 1777 г.), № 69, "Лаудон" (Laudon, C-dur, 1778-1779 гг.), № 73, "Охота" (La Chasse, D-dur, 1781 г.), № 82, "Медведь" (L"Ours, C-dur, 1786 г.), № 83, "Курица" (La Poule, g-moll, 1785 г.), № 85, "Королева" (La Reine de France, B-dur, 1785-1786 гг.), № 92, "Оксфордская" (Oxford, G-dur, около 1788 г.), № 94, "С ударом литавр, или Сюрприз" (Mit dem Paukenschlag, The Surprise, G-dur, 1791 г.), № 100, "Военная" (Die Militarsymphonie, G-dur, 1794 г.), № 101, "Часы" (Die Uhr, A-dur, 1794 г.), № 103, "С тремоло литавр" (Mit dem Paukenwirbel, Es-dur, 1795 г.), № 104, "Соломон" (D-dur, 1795 г.)

Кроме того, симфонии : B-dur (около 1760 г.), B-dur (первоначальная редакция струнного квартета ор. 1, № 5, 1754 или 1762 гг.), симфония-концерт для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра (B-dur, ор. 84, 1792 г.), 16 увертюр, в том числе к 11-и операм, 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur), пассион для оркестра-Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе, Испания, 1785 г., переложение для струн. квартета - ор. 51, 1787 г.; в ораторию-около 1796 г.)

Танцы : свыше 100 менуэтов для оркестра; свыше 30 немецких танцев; 6 маршей, в том числе венгерский национальный марш

Концерты для одного и нескольких инструментов с оркестром : 35 концертов, в том числе 2 для клавира, 4 для скрипки, 4 для виолончели, 3 для валторны, 2 для баритона (смычкового), по одному - для контрабаса, флейты, трубы, 2 баритонов, 2 валторн, 5 для 2-колёсных лир, 13 дивертисментов с клавиром

Произведения для ансамбля инструментов :
47 дивертисментов для разного состава инструментов, в том числе 8 ноктюрнов для 9 инструментов, 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов, Детская симфония; 83 струн, квартета для 2 скрипки, альта и виолончели, в том числе с названиями: 6 солнечных (Sonnenquartette, ор. 20. № 4-Ссора в Венеции-The Row In Venice, D-dur, 1772 г.), 6 русских (Die russischen Quartet-ten, ор. 33, называются также Девичьи - Jungfernquartette, № 3 - Птичий квартет - Vogelquartett, C-dur, 1781 г.), 6 прусских (Die preussischen Quartetten, ор. 50, № 6 - Лягушечий квартет - Froschquartett, D-dur, 1787 г.), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Kreuze, op. 51, переложение одноимённого пассиона для оркестра, 1787 г.), "Жаворонок" (Lerchenquartett, D-dur, ор. 64, 1790 г.), "Всадник" (Reiterquartett, c-moll, op. 74, № 3, 1793 г.), 6 Эрдеди-квартетов (Erdody-Quartette, op. 76; № 2-квартет с менуэтом ведьм - Quintenquartett mit dem Hexenmenuett, d-moll; № 3 - Императорский - Kaiserquartett, C-dur; № 4 - Восход солнца - The Sunrise, B-dur, около 1797 г.), Неоконченный (op. 103, B-dur, 1803 г.)

Произведения для 3 инструментов : трио -
41 трио для клавира, скрипки (или флейты) и виолончели, 21 трио для 2 скрипки и виолончели, 126 трио для баритона (смычкового), альта (скрипки) и виолончели, 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Произведения для 2 инструментов:
25 дуэтов для баритонов (смычковых) и виолончели с басом или без, 6 дуэтов для скрипки и альта

Произведения для фортепиано в 2 руки :
52 сонаты для фортепиано, 12 пьес для фортепиано, в том числе анданте с вариациями (t-moll, 1793 г.), ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur, до 1768 г.), 6 лёгких вариаций (C-dur, 1790 г.), 91 танец для клавира (в том числе 53 менуэта, 24 немецких танца, 5 контрдансов, 8 в цыганском стиле, 1 кадриль и 1 английский танец)

Произведения для фортепиано в 4 руки :
2 пьесы, в том числе вариации (Учитель и ученик - II Maestro е lo scolare), 32 пьесы для музыкальной шкатулки

Обработки шотландских, ирландских и валлийских песен для 1-2 голосов с фортепиано или с трио (скрипка, виолончель, и фортепиано, всего около 439 песен в том числе: 150 шотл, песен, изданных У. Непиром, 1792-1794 гг.; 187 шотландских, ирландских и валлийских песен на слова Р. Бёрнса, В. Скотта и др., изд. Томпсоном, впервые в 1802 г.; 65 разных песен, изданных У. Уайтом, 1804 и 1807 г., кроме того, 26 неопубликованных. народных песен, указанных Гайдном в перечне сочинений)

Музыка к спектаклям: к итальянским комедиям: "Удивительная маркиза" (La Marchesa Nespola), "Вдова" (La Vedova), "Врач" (II Dottore), "Craнарепло" (все соч. в 1762 г., поставлена в Эйзенштадте, 1762 г.); к пьесам: "Пожар" (Die Feuerbrunst, 1774 г.), "Рассеянный" (Der Zerstreute, по одноимённой пьесе Ж. Ф. Реньяра), "Альфред, или Король-патриот" (по пьесе "The Patriot King or Alfred and Elvira" Бикнелла, 1796 г.)

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор.

Краткую биографию Йозефа Гайдна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гайдна

Биография Гайдна началась 31 марта 1732 года, когда маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.


Из-за упрямости, шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.

Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.

Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел не пристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. С учетом всех этих неприятностей, музыкальный гений 20 лет был верным мужем. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Их постигла страстная любовь, и композитор дал обещание жениться на ней. Но страсть довольно быстро угасла, и обещание он не сдержал. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази (Австрия). На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.


Близких друзей у Гайдна было не много, но один из них был - Амадей Моцарт . Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших работодателей.

Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Великий композитор умирает на 78-м году жизни (31 мая 1809г.) Йозеф Гайдн провел последние дни в своем доме в Вене. Позже было принято решение перевезти останки в г. Эйзенштадт.



Интересные факты

  • Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
  • Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.
  • Певческий голос молодого Гайдна был столь впечатляющим, что его попросили присоединиться к школе церковно-хорового пения Собора Св. Стефана в Вене, когда мальчику было всего пять лет.
  • Хормейстер Собора Св. Стефана предложил подвергнуть Гайдна определенной операции, чтобы воспрепятствовать ломке голоса, но к счастью отец будущего композитора вступился и предотвратил это.
  • Когда в 47 лет умерла мама композитора, отец довольно быстро взял в жены молоденькую служанку, которой было 19 лет. Разница между возрастом Гайдна и мачехи была всего 3 года, причем "сын" оказался старше.
  • Гайдн любил девушку, которая почему-то решила, что жизнь в монастыре лучше, чем семейная жизнь. Тогда музыкальный гений позвал замуж старшую сестру возлюбленной - Анну Марию. Но это необдуманное решение ни к чему хорошему не привело. Жена оказалась сварливой, и не понимающая музыкальные увлечения супруга. Гайдн писал, что Анна Мария его нотными рукописями пользовалась в качестве кухонной утвари.
  • В биографии Гайдна есть интересная легенда про название Струнного квартета f-moll "Бритвенный". Однажды утром Гайдн брился затупившейся бритвой, и когда терпение лопнуло, он прокричал, что если бы ему сейчас дали нормальную бритву, он бы подарил за это свое замечательное произведение. В этот момент неподалеку был Джон Бленд, человек желающий издать рукописи композитора, которые еще никто не видел. После услышанного, издатель не раздумывая вручил свои английские стальные бритвы композитору. Гайдн сдержал свое слово, и презентовал новую работу гостю. Так, Струнный квартет получил такое необыкновенное название.
  • Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.
  • "Чудо" - именно такое название приписывают симфониям №96 D-dur и №102 B-dur. Все это из-за одной истории, которая произошла после того, как завершился концерт этого произведения. Люди поспешили к сцене, для того чтобы поблагодарить композитора и преклониться перед ним за красивейшую музыку. Как только слушатели оказались в передней части зала позади них с грохотом упала люстра. Пострадавших не оказалось - и это было Чудо. Мнения расходятся на премьере какой именно симфонии произошел этот удивительный случай.
  • Композитор больше половины жизни мучился с полипами в носу. Это стало известно хирургу, а по совместительству хорошему другу Йозефа Джону Хёнтеру. Врач порекомендовал прийти к нему на операцию, на что Гайдн сначала решился. Но, когда он пришел в кабинет, где должна была проходить операция и увидел 4 больших помощника хирурга, задача которых была удерживать пациента во время болезненной процедуры, гениальный музыкант испугался, вырывался и громко кричал. В общем, идея избавления от полипов канула в лета. В детстве Йозеф перенес оспу.


  • У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.
  • Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что у Йозефа пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет (1895-1954 гг.) череп венского классика располагался в музее (г. Вена). Только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.


  • Моцарт был в восторге от Гайдна и часто приглашал его на свои концерты и Йозеф отвечал взаимностью молодому вундеркинду и часто играл с ним в квартете. Примечательно, что на похоронах Гайдна звучал "Реквием" Моцарта , который умер на 18 лет раньше своего друга и учителя.
  • Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро.
  • Гимн Германии и старый Австро-Венгенский гимн своей музыкой обязаны Гайдну. Ведь именно его музыка стала основой этих патриотических песен.

Фильмы о Йозефе Гайдне

По биографии Гайдна снято много познавательных документальных фильмов. Все эти кинокартины интересны и увлекательны. Какие-то из них больше повествуют о музыкальных достижениях и открытиях композитора, а какие-то рассказывают различные факты из личной жизни венского классика. Если у вас есть желание ближе познакомиться с этим музыкальным деятелем, то предоставляем вашему вниманию небольшой список документальных фильмов:

  • Кинокомпания "Academy media" сняла 25 минутный документальный фильм "Гайдн" из серии "Знаменитые композиторы".
  • В просторах интернета можно найти два интересных фильма "В поисках Гайдна". Первая часть длиться чуть больше 53 минут, вторая 50 минут.
  • О Гайдне рассказывается в некоторых серий из документальной рубрики "История по нотам". С 19 по 25 серии, каждая из которых длиться менее 10 минут, можно изучить интересные биографические данные великого композитора.
  • Есть короткометражный документальный фильм от "Энциклопедии Шанель" о Йозефе Гайдне, который идет всего 12 минут.
  • Интересный 11 минутный фильм об абсолютном слухе Гайдна тоже без труда можно отыскать в интернет-сети "Абсолютный слух - Франц Йозеф Гайдн".



  • В "Шерлоке Холмсе" Гайя Ричи 2009 года звучит адажио из струнного квартета №3 D-dur во время сцены, где Уотсон и его невеста Мэри обедают с Холмсом в ресторане под названием "The Royal".
  • 3я часть концерта для виолончели используется в английском фильме "Хилари и Джеки" 1998г.
  • Концерт для фортепиано с оркестром звучит в киноленте Стивена Спилберга "Поймай меня, если сможешь".
  • Менуэт из 33й сонаты вставлен в музыкальное сопровождение фильма "Сбежавшая невеста" (продолжение известного фильма "Красотка").
  • Adagio e cantibile из сонаты № 59 используется в "Дневниках вампира" 1994 года с Бредом Питтом в главной роли.
  • Звуки струнного квартета B-dur "Восход солнца" раздаются в фильме ужасов "Реликт" 1997 года.
  • В великолепном фильме "Пианист", который получил 3 оскара, звучит квартет №5 Гайдна.
  • Также струнный квартет №5 доносится из музыки к кинолентам "Звёздный путь: Восстание" 1998 года и "Форт
  • Симфонии №101 и №104 можно найти в фильме "Повелитель приливов" 1991 года.
  • 33-й струнный квартет используется в комедии "Джордж из джунглей" 1997 года.
  • 3ю часть струнного квартета №76 "Император" можно найти в кинолентах "Касабланка" 1941г., "Булворт" 1998г., "Дешёвый детектив" 1978г, и "Грязная дюжина".
  • Концерт для трубы с оркестром звучит в "Большое дело" с Марком Уолбергом.
  • В "Двухсотлетнем человеке" по книге гениального писателя-фантаста Айзека Азимова можно услышать симфонию Гайдна №73 "Охота".

Дом-музей Гайдна

В 1889 году был открыт музей Гайдна в Вене, который находится в доме композитора. Целых 4 года Йозеф не спеша строил свой "уголок" с денег, заработанных во время гастролей. Первоначально там был низкий домик, который по велению композитора перестроили, надстроив этажи. Второй этаж был местом проживания самого музыканта, а ниже он поселил своего помощника Эльспера, который копировал ноты Гайдна.

Практически все экспонаты в музее - личная собственность композитора при жизни. Рукописные ноты, нарисованные портреты, инструмент, за которым трудился Гайдн, и другие интересные вещи. Необычно, что в здании есть небольшое помещение предназначенное Иоганнесу Брамсу . Иоганнес очень уважал и почтил творчество венского классика. Этот зал наполнен его личными вещами, мебелью и инструментами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры