История создания романа война и мир. История создания «Война и мир

Главная / Любовь

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

Каждый из нас в школьные годы был увлечен историей судьбы и любви главных героев гениального творения Льва Николаевича Толстого под названием «Война и мир». Наташа Ростова и Андрей Болконский, Пьер Безухов — эти имена мы знаем с детства, ведь через этих персонажей автор передал нам проблемы девятнадцатого века и то как люди с ними боролись. Давайте вместе проследим историю создания «Война и мир».

Толстому удалось сотворить произведение, которое стало популярным во всем мире, которое он создавал много лет упорно трудясь. Многие глобальные события, происходящие в нашей стране в начале девятнадцатого века подтолкнули писателя на выражение своих мыслей в таком формате. Восстания крестьян и декабристов, отмена крепостного права, победа в Отечественной воне с Наполеоном, все это дало понять и осознать насколько могущественным и сильным может быть объединение всего народа.

В каждом отдельном герое, в изображении всего русского народа и в его характере в целом, которые указаны в романе, мы можем уловить обоснованный, продуманный взгляд писателя и его выводы, которые он сделал, изучая историю своей родины, посетив места сражений, описанные в его работе. Трагические судьбы, острые любовные линии, переживания героев смогли передать всю атмосферу, которая происходила в тот тяжелый период времени.

Основная мысль, главная сюжетная линия романа «Война и мир» кратко.

Создавалось произведение достаточно долго, известно что Толстой много раз переписывал первый том своего романа, менялся сюжет, менялась и основная мысль. К чему же пришел все — таки автор?

«Мысль народная». Этой любимой фразой автора можно охарактеризовать произведение. Пришел он к этой мысли на основе изучения истории. Что помогло нам победить Наполеона в страшной войне? Именно объединение всех людей в единое целое, такую крепкую стену врагу трудно сломать. Но и копаясь внутри всех событий того времени, можно найти много интересного в судьбе и характере каждого, кто прошел ту войну.

Справка . Изначально задумка была рассказать о судьбе одного смелого декабриста, но в ходе написания добавились еще несколько сюжетных линий. Семья Ростовых, Болконских и Пьер Безухов являются главными героями, наблюдая за которыми мы углубляемся в начало 19 века и можем прочувствовать хотя бы малую часть того, что довелось испытать им. На их примере мы видим, что несмотря на военные действия и на то что происходит вокруг, нужно всегда иметь веру, любить и просто жить. Помимо личной жизни героев существует сюжетная линия исторических событий.

Период работы над романом.

Писатель задумался о написании романа задолго до его выхода в свет. В далеком 1856 году он начал работу и только в 1861 году решился прочесть первую главу Тургеневу. Было много разных пробных названий, разных сюжетов. Сначала планировалось описывать совершенно другие события, но вскоре Лев Николаевич забросил свои рукописи и позже начал совсем иное повествование, которое в последствии было признано гениальным и дошло до наших дней.

Шесть лет Толстой работал над своим легендарным произведением. Это длилось в период с 1863 по декабрь 1869 года.

Какие источники использовались для написания романа

Автором было изучено огромное количество материала, документов и хроник, которые относились к 1812 году. Он смог собрать большую библиотеку из книг, описывающих биографию как Александра Первого, так и Наполеона. Но все эти источники лишь сбивали его и путали мысли. Ввиду этого у Толстого начало складываться свое мнение и отношение ко всем историческим личностям и событиям. Он решил доверится своему внутреннему голосу и начать самостоятельно собирать исторические факты, которые нашли свое место в романе.

Для работы он начал использовать записи современников, собирал информацию в статьях газет и журналов, читал письма генералов. Лично посетил место, где происходили трагические события и прожил пару дней в Бородине. Поездка вдохновила на продолжение работы и дала особенный настрой и душевный подъем.

Мысли и переживания Толстого в период написания

Роман-эпопея пропитан размышлениями, переживаниями, чувствами и мыслями автора. Текстом он смог донести все что было внутри него, все свое миросозерцание на события тех лет. Философские мысли в исторических главах составляют неотъемлемую часть того мировоззрения, которое не простым путем сложилось в нем и принесло долгожданное спокойствие и счастье.

В основе лежит мысль о том, что историческими моментами в жизни людей управляют неумолимые законы. Не достаточно даже стремления и воли отдельных выдающихся личностей, они не могут повлиять на развитие истории. Человек, который ставит цели перед собой и идет к их достижению, направив все свои силы, думает о том, что он свободен в своих действиях. Он не только не свободен, но и не всегда приходит к тем результатам, которые надеется увидеть. Исторический процесс складывается как раз из того что делает большое количество людей, независимо от их личных целей и стремлений.

Толстой знал, что во всех грандиозных исторических событиях народное объединение являлось решающей частью. Это осознание роли народных масс в истории ложится в основу рассказа исторического прошлого, которое нам дарит “Война и мир”. Понимание этого облегчило автору художественное создание образа того самого народного единства изобразив его участие в войне. Описывая войну писатель обращает внимание на свойства русских людей — они не сгибаются перед самым страшным нашествием врага, о их воле и патриотизме, они готовы умереть, но не сдадутся никогда тому, кто на них нападает. Также Толстой показывает нам и более подробный образ Кутузова, как исторического деятеля той эпохи. Именно его образ помог Льву Николаевичу очень глубоко и понятно раскрыть характер, который был у народа во время Отечественной войны 1812 года. Она показывает нам доверие армии к своему полководцу и делает из него настоящего популярного исторического деятеля. Данная глубокая и очень верная мысль руководила автором когда он создавал образ Кутузова в “Войне и мире”.

В отступлениях и главах, где Толстой выражал свои философские мысли он часто повторял что думает о том, что исторические события случаются только потому, что должны совершиться, а если мы стараемся понять и объяснить эти явления, то они сразу же становятся еще более не понятными.

Роль одной личности в целой истории ничтожно мала. На сколько бы не был гениальным и выдающимся человек, ему все равно будет не под силу управлять движением истории по своему желанию. Историю создает все человечество, все народные массы, а не один человек, который поставил себя выше других и взял на себя право управлять ходом событий.

Из всего этого следует, что Толстой не отрицал роль человека в истории и не сводил ее к нулю. Тот кто участвует в событиях, одарен умом и способен вникать события, улавливать смысл происходящего, кто приближен к народу, тот заслуживает право называться великим и гениальным. Таких очень мало, один из них-это Кутузов, а вот Наполеон является полной его противоположностью.

Заключение

Одним из самых великих творений по праву называют роман-эпопею “Война и мир”. Это самое выдающееся создание Толстого, которому удалось занять особенное место в его творчестве, а также в развитии художественной культуры всех людей на земле. Эта книга принесла ему славу во всем мире и дала основание признать его одним из самых гениальных писателей- реалистов.

Роман "Война и мир" – высшее достижение художественного гения Толстого. Книга потребовала от автора громадных усилий, соизмеримых с ее достоинствами.

Обычно границы работы Толстого над романом определяют в семь лет: 1863–1869 гг. Эта версия настолько утвердилась, что уже перекочевала на страницы школьных учебников. Однако она несправедлива, запутывает суть дела, рождает множество криво- толков. Сам Толстой в статье "Несколько слов по поводу книги “Война и мир”" писал о пяти годах создания романа. Это было в 1868 г., и он не предполагал тогда, что на завершение текста потребуется еще два года такого же "непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни".

Дело в том, что в 1862 г. 18-летняя девушка Сонечка Берс, дочь врача придворного ведомства, стала графиней Толстой. Ее мужу тогда было 34 года, он вошел, наконец, в тихую семейную заводь. Работа пошла веселее. Однако, во-первых, она началась значительно раньше, а во-вторых, было забыто важное обстоятельство: она никогда не продолжалась у Толстого непрерывно, без частых остановок, в особенности в ранних ее стадиях. Так было с "Анной Карениной", "Воскресением", с другими замыслами. Писателю приходилось прерывать работу, чтобы обдумать будущее развитие сюжета и, как он говорил, не дать "завалиться лесам" строящегося здания произведения. К тому же сам Толстой утверждал, работая над предполагаемым предисловием к роману, что еще в 1856 г. он принялся за повесть о декабристе, возвращающемся с семейством из ссылки в Россию. Это очень важное во многих отношениях признание. Особенность творческого процесса Толстого состояла в том, что, несмотря на исключительную силу воображения, он всегда шел от факта. Это, образно говоря, была та "печка", от которой начинался танец его воображения, а затем в процессе работы он уходил далеко в сторону от этого факта, создавая вымышленный сюжет и вымышленных лиц. Повесть о декабристе, о которой Толстой вспомнил, была замыслом будущего романа "Декабристы" (рукописи его сохранились и были опубликованы позднее). 1856 г. был годом амнистии декабристов, когда немногие уцелевшие участники движения и не пустившие прочные корни в Сибири потянулись на родину. Толстой встречался с некоторыми из них, и его Пьер Лабазов, герой первоначальной повести, затем романа, имел реальных прототипов.

Нужно было выяснить историю этих людей, и Толстой перешел к 1825 г., к "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя; затем оказалось необходимым обратиться к молодости героя, и она совпала со "славной для России эпохой 1812 года". Но и в третий раз Толстой оставил начатое, поскольку полагал, что характер народа и русского войска "должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Действие романа "Война и мир" начинается с 1805 г., когда в стычках с Наполеоном русские войска несли жесточайшие потери вплоть до 1807 г. с роковым Аустерлицким сражением.

Таким образом, начало работы над "Войной и миром" не 1863, а 1856 г. Можно говорить о существовании слитного замысла: повести о декабристе, перешедшей в романы "Декабристы" и "Война и мир". Есть также свидетельства о том, что Толстой работал над этим постепенно меняющимся замыслом и в 1860, 1861 и даже в 1862–1863 гг. К тому же и само прославленное название – "Война и мир" – возникло очень поздно. Оно появилось только в наборной рукописи в 1856 г.! До того времени было несколько наименований романа: "Три поры", "Все хорошо, что хорошо кончается", "С 1805 по 1814 год", "Тысяча восемьсот пятый год" (это было заглавие не всего романа, а лишь его начала, появившегося в журнальном варианте в "Русском вестнике" 1865–1866 гг.). Вписанное же Толстым название романа первоначально было следующим: "Война и Mip". Значение слова "мгр" совсем иное, чем "мир", структурирующее сейчас всю художественную систему по принципу контраста с понятием "война". "Mip" – это сообщество, народ, община, трудовая жизнь массы людей. В одном из черновых набросков романа автором была использована пословица: "Mip жнет, а рать кормится", т.е. контраст был намечен в ином роде, чем сейчас, в окончательном, каноническом тексте.

Итак, Толстой ушел в прошлое от современности, чтобы вновь вернуться к ней, но уже в финале нового романа, контуры которого становились для него все более четкими. Писатель собирался закончить тем, с чего когда-то начинал свою работу. "Задача моя, – замечает он в одном из черновых набросков неопубликованного предисловия, – состоит в описании жизни и столкновений некоторых лиц в период времени от 1805 до 1856 г.".

"Война и мир", таким образом, при всем своем величественном размахе, и сейчас поражающем воображение, – лишь часть грандиозного и не вполне осуществленного замысла. В беглом эпилоге романа, опустив события после 1812 г., Толстой набросал сцены уже начала 1820-х гг., т.е. близкого преддверия декабристского восстания. Однако и в таком виде эта романная глыба, не до конца обработанная, с множеством событий и лиц, служит грандиозным примером великой творческой воли и великого труда. Не семь лет потребовались автору, а вдвое больше – 14 лет! В этом случае все становится на свои места: никогда писателю не придется испытать столь могучего творческого порыва в недосягаемое, в недостижимое. Хотя и сейчас автор этого гениального романа едва ли не подобен Богу, ведь он совершил титаническое усилие: провел своих героев с 1805 г. через несколько эпох русской жизни, набросал подступ к декабрьской катастрофе 1825 г. и заранее воссоздал события 1856 г. (в романс "Декабристы", написанном задолго до того, как завершилась работа над "Войной и миром"). Для полного осуществления замысла потребовалась бы серия романов, наподобие "Человеческой комедии" Бальзака.

Нелепая версия о работе в течение семи лет появилась потому, что текстологов, изучавших рукописи романа, подвела... текстология. Они решили, что раз нс сохранилось рукописей, отразивших работу 1856 г. и последующих лет, то и работы не было! Оказалась забытой известная мысль знаменитого письма Толстого к Фету, где особенно четко высказалась парадоксальность его труда: "Ничего не пишу, но работаю мучительно... Обдумать миллионы возможных сочетаний, чтобы выбрать из 1/1000000, ужасно трудно".

Однако и сохранившиеся черновики во многом превышают в объеме "Войну и мир". Одновременно рукописи, эта правдивейшая летопись тяжелейшего труда Толстого, разрушают некоторые легенды, связанные с его работой над прославленным романом, например, тоже прочно укоренившуюся версию о том, что Толстой семь раз переписывал "Войну и мир". Ясно, что будь автор хоть семи пядей во лбу, он не в состоянии был бы этого сделать. Но наше преклонение перед Толстым бесконечно, и раз это о нем говорят, значит, так и есть, потому что он может все. Известный в прошлом советский писатель и функционер, сейчас совершенно забытый, поучая читателей, говорит: "Вы подумайте, Толстой семь раз переписывал “Войну и мир”, – и немного подумав, добавляет, – от руки!" Он, видимо, понимает, что такое вряд ли возможно, потому что всякий раз в таких случаях возникает необходимость множества неизбежных поправок, переработок текста на каждом шагу и едва ли не в каждой фразе, цепная реакция все новых и новых изменений, которым нет конца. Словом, для писателя трудно не написать, а именно переписать написанное. Случись такое с Толстым, – он всю жизнь писал бы один роман, так и не закончив его.

Вот почему здесь уместно сказать о том, что появление "Войны и мира" – следствие не только исключительного напряжения художественного гения Толстого, но еще и того, что он поистине гениально сумел организовать свой труд. Писатель оставил себе лишь творческий элемент в работе. Он никогда не переписывал, а писал по перебеленному тексту, т.е. по копии, снятой с автографа или с уже не раз скопированной перед тем рукописи, а затем копия снова оказывалась у него под рукой, и вновь начинался энергичный творческий поиск. Толстой твердо выдерживал правило, усвоенное им еще в работе над "Детством": "Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок".

Известно, какого напряжения стоила Толстому предварительная работа, как он говорил, "глубокой пахоты поля" под новое произведение. Набрасывалось множество сжатых характеристик героев, тщательно продумывался сюжет, отдельные его эпизоды.

Определилась даже твердая система рубрик, по которым складывалось представление о том или ином персонаже "Войны и мира": "имущественное" (положение), "общественное", "любовное", "поэтическое", "умственное", "семейственное".

Но вот планы, кажется, окончательно обдуманы, герои начинают проявлять себя непосредственно в действии, в столкновениях друг с другом, появляются развернутые описания сцен, эпизодов, глав – и все, чему было отдано столько усилий, рушится на глазах у автора, и он уже мало считается с предварительно набросанными конспектами и планами, следя за логикой складывающихся в его сознании характеров. Вот почему Толстой нередко с удивлением отмечал, что герои его поступают так, как им свойственно поступать, а не так, как ему хочется, и что в самом деле лучше всего, когда планы вырабатываются ими, а нс автором.

О том, насколько сложен был у Толстого процесс создания образа, свидетельствует история появления в романе одного из центральных лиц – князя Андрея Болконского, рассказанная самим Толстым. "В Аустерлицком сражении, – вспоминал писатель, – мне нужно было, чтобы был убит блестящий молодой человек; в дальнейшем ходе моего романа мне нужно было только старика Болконского с дочерью; но так как неловко описывать ничем не связанное с романом лицо, я решил сделать блестящего молодого человека сыном старого Болконского. Потом он меня заинтересовал, для пего представилась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал, только сильно ранив его вместо смерти".

Рассказ этот, однако, не исчерпывает всей истории создания образа, который для самого Толстого даже в мае 1865 г., когда писалось письмо, во многом еще оставался неясен. В одном из конспектов князь Андрей превращался в "кутилу русопята", в других черновиках подробно разрабатывалась тема ссоры отца и сына по поводу женитьбы князя Андрея на "ничтожной дочери помещика", сохранился фрагмент рукописи, где он вызывал па дуэль Ипполита Курагина, настойчиво преследовавшего его жену, "маленькую княгиню". Главное же затруднение состояло в том, что характер героя был лишен развития, игры света и теней, создавалось представление о неизменно холодном, чопорном, заносчивом щеголе-аристократе, над привычками которого подсмеивались окружающие. Даже опубликовав "Тысяча восемьсот пятый год" в журнале "Русский вестник", Толстой писал Фету в ноябре 1866 г. о том, что князь Андрей "однообразен, скучен и только un homme com me il faut", и что характер героя "стоит и не движется". Лишь к осени 1866 г., когда заканчивалась работа над романом, образ князя Андрея окончательно определился, и прежняя трактовка героя оказалась отброшенной. Вернувшись к журнальному тексту "Тысяча восемьсот пятого года" в 1867 г., при подготовке первого издания "Войны и мира", Толстой постепенно стирает черты презрительной небрежности, холодности, развязности и лени, отличавшие прежде князя Андрея. Автор уже иначе видит своего героя. Но какой долгий путь пройден! И ведь это один только персонаж, а их в романе более 500.

Нередко случалось так, что в процессе работы некоторые из героев оказывались переосмысленными, как это было, например, с Ипполитом Курагиным (в ранних черновиках Иван Курагин), в котором по первоначальному замыслу не было и тени тех черт физического и умственного вырождения, какими окажется позднее наделен этот персонаж – представитель, по словам князя Андрея, "придворных лакеев и идиотов".

Далек от окончательного варианта образ Пьера Безухова, то же самое следует сказать об Анне Павловне Шерер, княгине Друбецкой, вызывавших в начале работы над романом очевидную симпатию автора. Даже Наташа Ростова в первых черновых вариантах порой мало чем напоминает ту "волшебницу", которая со временем появится на страницах книги. В многочисленных набросках с бесконечными авторскими поправками перед нами вырисовывается труд величайшего художника мировой литературы.

Роман «Война и мир» получил большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 г. » появился в «Русском вестнике» 1865 г. ; в 1868 г. вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две (всего 4 тома) .
Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением [источник?] . В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I[источник?] . Что еще более возвышает его достоинство как эпоса - это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низменные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина) .
Везде Толстой старается схватить стихийное, бессознательное начало человеческой жизни. Вся философия романа [источник? ] сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда его любовное отношение к Кутузову, сильному не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный путь, которым можно было справиться с Наполеоном [источник?] . Отсюда же и нелюбовь Толстого к Наполеону, так высоко ценившему свои личные таланты; отсюда, наконец, возведение на степень величайшего мудреца скромнейшего солдатика Платона Каратаева за то, что он сознает себя исключительно частью целого, без малейших притязаний на индивидуальное значение. Философская или, вернее, историософическая мысль Толстого большей частью проникает его великий роман - и этим-то он и велик - не в виде рассуждений, а в гениально схваченных подробностях и цельных картинах, истинный смысл которых нетрудно понять всякому вдумчивому читателю.
В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рассуждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сторонами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира» , так и позднейшие - нет глубоко пессимистического настроения. И в «Войне и мире» есть ужасы и смерть, но здесь они какие-то, если можно так выразиться, нормальные. Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего; это не то, что смерть гусара в «Холстомере» или смерть Ивана Ильича. После «Войны и мира» читателю хочется жить, потому что даже обычное, среднее, серенькое существование озарено тем ярким, радостным светом, который озарял личное существование автора в эпоху создания великого романа.
В позднейших произведениях Толстого превращение изящной, грациозно кокетливой, обаятельной Наташи в расплывшуюся, неряшливо одетую, всецело ушедшую в заботы о доме и детях помещицу производило бы грустное впечатление; но в эпоху своего наслаждения семейным счастьем Толстой все это возвёл в перл создания.

Первое свидетельство, которое позволяет говорить о времени начала работы Льва Толстого над своим самым знаменитым романом, к сентябрю 1863 года. В отца Софьи Андреевны, супруги писателя, исследователи обнаружили упоминание о задумке Толстого создать роман, относящийся к событиям 1812 года. По всей видимости, автор обсуждал свои замыслы с близкими.

Через месяц сам Толстой писал одной из своих родственниц о том, что чувствует себя свободным и готовым к предстоящей работе. Работой называет роман, повествующий о начале XIX века. Судя по письму, Толстой обдумывал идею произведения с начала осени, отдавая ей все силы своей души.

Напряженная и увлекательная работа над романом «Война и мир» длилась семь долгих лет. Об истории можно судить по архиву Толстого, в котором сохранилось несколько тысяч листов, исписанных мелким убористым почерком. По этому архиву можно проследить, как зарождался и менялся замысел творца.

История создания романа

С самого начала Лев Толстой рассчитывал создать произведение об одном из участников декабрьского восстания, который возвращается домой после трех десятилетий сибирской ссылки. Действие должно было начаться в конце 50-х годов, за несколько лет до отмены в России .

Изначально произведение должно было называться «Три поры», что соответствовало этапам становления героев.

Позже Толстой пересмотрел сюжетную линию и остановился на эпохе восстания , а потом перешел к описанию событий 1812 и 1805 годов. По задумке автора, его герои должны были последовательно пройти через все наиболее важные для страны события. Для этого ему пришлось сдвинуть начало задуманной истории на полвека назад.

Как свидетельствовал сам автор, в течение первого года работы над произведением он несколько раз пробовал и вновь бросал создавать его начало. До настоящего времени сохранилось полтора десятка вариантов первых частей . Толстой не раз впадал в отчаяние и предавался сомнениям, теряя надежду на то, что сможет выразить мысли, которые хотел донести до читателя.

В процессе творческой работы Лев Николаевич детально изучил несметное количество фактических материалов, включая мемуары, письма, реальные исторические документы. Ему удалось собрать обширную и солидную коллекцию книг, описывающих события, относящиеся к войне 1812 года.

Лев Толстой лично выезжал на место проведения Бородинского сражения, чтобы изучить и учесть в описаниях существенные детали, способные оживить повествование.

В первоначальные планы Толстого входило в форме художественного произведения историю страны за несколько десятилетий. Но по ходу написания романа автор решил сузить временные рамки и сосредоточиться лишь на первых полутора десятилетиях своего века. Но даже в таком урезанном виде постепенно превращалась в эпическое произведение. В итоге получился грандиозный роман-эпопея, который положил начало новому направлению в отечественной и мировой прозе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры