Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего. Урок литературы: "И.С

Главная / Любовь

ТЕМА: И.С. ТУРГЕНЕВ. «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ». ТЕМАТИКА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО СТИХОТВОРЕНИЙ. «НИЩИЙ».

ЦЕЛИ:

Углубление представлений о жанровой принадлежности стихотворений в прозе.

Выявление художественной идеи и художественного своеобразия «Стихотворений в прозе».

Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, таблицами и терминами, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом.

Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления художественной идеи произведения, состоящей в утверждении мысли о равенстве и братстве всех людей.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент:

2. Работа над темой урока.

Итак, тема нашего урока «Стихотворения в прозе». Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии )

Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности);

2.1. История создания цикла «Стихотворения в прозе».

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

2.2. Жанровые особенности стихотворений в прозе.

В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

2.3. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Сегодня мы обращаемся к стихотворению Нищий». Перед его прочтением хочу процитировать слова автора: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Объясните значение слов подаяние, милостыня . Какова их этимология?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ? (Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия).

Приходилось ли вам встречаться с нищими? Давайте сообща создадим портрет такого человека? (Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек).

Каково отношение к ним в обществе? (Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить).

А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

Прослушивание стихотворения.

Какие чувства вы испытали при прочтении произведения? (Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь).

Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их (произведение имеет небольшой объём; оно разделено на мелкие абзацы; присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица; произведение отличается эмоциональностью).

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Давайте поговорим о героях стихотворения. Какие художественные детали помогают представить лирического героя? (Их три: платок, часы, кошелёк).

Каким предстает перед нами ЛГ? (Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин).

А каким увидел герой нищего? (Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука». Одежда: «шершавые лохмотья». Состояние здоровья: «нечистые раны».

Посмотрите, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали

А теперь давайте посмотрим, как автор использовал выразительные возможности частей речи. Слова какой части речи преобладают в тексте? (В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину в мельчайших подробностях).

В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

Особенный оттенок искренности, взволнованности придают стихотворению местоимения «я», «меня», «моего».

Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика? (Потрясение, неловкость, смятение, ужас…).

Как автор передаёт это состояние? (Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!»). Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? (7 раз). Для чего? (Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему).

Как называет ЛГ нищего? (нищим – 3 р., братом – 5 р.). о чем это говорит? (ЛГ способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания). Каждый п олучает своё подаяние . Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

5. Подведение итогов урока.

В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

Сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

ТЕМА: ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: правильно писать глаголы повелительного наклонения , устно и графически объяснять написание.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

2. Словарный диктант. Стр. 75,76.

Акварель, ватман, карикатура, колорит, натюрморт, обрамление, палитра. Пейзаж, эскиз, этюд, мольберт, мозаика, миниатюра, маринист, плакат, контраст, аскетизм, гуманизм, магнетизм, пессимизм, цинизм, деспотизм, индивидуализм, энтузиазм.

ЛЗ: 1в.: аскетизм, маринист.

ЛЗ: 2 в.: пессимизм, карикатура.

3. Объяснение нового материала.

3.1. АОЗ. Повелительное наклонение.

Прочитайте. Спишите предложения с глаголами повелительного наклонения.

Берегите землю любимую, как мать родимую. Пожар снежком не погасишь. Не спеши языком, торопись делом. Куда бы ворона не полетела, везде она будет хуже сокола. Век живи – век учись.

Какой вывод вы можете сделать? (Во 2-м л. мн ч. у глаголов 2 спр. изъявительного и повелительного наклонения пишется –ИТЕ). Почему? (Потому что глаголы повелительного наклонения образуются от основы глаголов настоящего времени путем прибавления суффикса –и).

3.3. Закрепление.

На карточках: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

1) Пойдите в лес, пополн_те свой гербарий. 2) Спляш_те польку? Не уме_те? Я вас научу. 3) Вытеш_те конек на фронтон своего дома. Когда вытеш_те, дом преобразится, оживет. 4) Напиш..те небольшой рассказ о вашем любимом занятии.

3.4. Наблюдение над языковым материалом.

Образуйте формы 2­го л. ед. и мн.ч. повелительного наклонения от глаголов каждого столбика:

поставить - поставь - поставьте отрезать – отрежь - отрежьте

сесть - сядь - сядьте спрятать - спрячь - спрячьте

В чём отличие между образованными формами глаголов 1­го и 2­го столбика? (Оканчиваются на мягкий согласный и шипящий.)

Что общего между ними? (На конце и перед _ТЕ пишется мягкий знак).

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь.

3.5. Закрепление.

Упр. 309,310.

4. Итог.

5. Д.З.: п. 56, упр. 312. Сл.сл. стр. 79

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

«5 - 6 классы Задание (1,5 часа) Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после...»

Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» 2012 - 2013

Заключительный тур

Литература

5 - 6 классы

Задание (1,5 часа)

Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878).

Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что ж, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.



3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

4.Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914):

Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку1.

Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачрствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою2 железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько крепче будешь».

На поляну.

С посохом.

1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.

2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, совестливость.

Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.

4. Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914).

Тексты основаны на мотивах неожиданной встречи незнакомцев (в городе, в «дуброве») и подаяния. Если в «Нищем» сюжетная ситуация реалистична, то в стихотворении Есенина она мистична: нищий – неузнанный Господь.

5. Определите общую для этих произведений тему. Опишите есенинскую трактовку темы.

Оба текста раскрывают тему любви к несчастному, а также естественной потребности человека (состоятельного или бедняка) помогать нуждающемуся. В стихотворении Есенина она названа уже в первой строке, Тургенев обозначает ее опосредованно, через детали. В «Шел Господь пытать людей в любови…», в отличие от «Нищего», развит и мотив испытания. Господь испытывает «деда» и одновременно сострадает ему. Он сомневается в возможности бедняка помочь «убогому», но тот проявляет к Нему сострадание, подает «зачерствелую пышку», таким образом убеждая Господа в верности людей основному христианскому завету.

7-8 классы Задание (1,5 часа) с ключами Сравните приведенные ниже стихотворения. Что общего и различного в них? Сопоставляя тексты, постарайтесь ответить на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на каждый вопрос – от двух до пяти предложений).

–  –  –

И.А.Бунин. Последний шмель Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Вопросы:

1. Каким настроением определяется звучание каждого из стихотворений?

Стихотворение А.Фета проникнуто настроением легкости, безмятежности, непринужденной праздности, свободы. Бунинский текст звучит задумчиво, в нем прямо обозначены эмоции лирического субъекта: уныние, печаль, грусть о кратковременности счастья и о неизбежности увядания.

2. Каким образом в каждом из стихотворений проявляется присутствие человека?

«Героиня» Фета прямо обращается к лирическому субъекту, будто подтверждая его суждения о внешнем облике самой бабочки. Можно сказать, что человек – адресат воображаемых реплик бабочки. В бунинском стихотворении ситуация обратная: человек с грустью размышляет о «последнем» – перед неизбежным наступлением зимы – полете шмеля, будто намеренно прилетевшего в «жилье человечье», чтобы разделить с человеком его грусть.

3. В чем сходства и различия в общем композиционном построении стихотворений?

В обоих стихотворениях три строфы, оба текста построены в форме своеобразного моментального «портрета» того или иного насекомого, оба содержат вопросительные конструкции; Фет и Бунин используют сходный мотивный материал (полет, цветок). Однако на фоне фетовской эмоциональной «однотонности» (все три строфы варьируют одно и то же состояние безмятежного счастья) бунинский текст построен на постепенном усилении чувства печали. Если у Фета доминирует установка на внешнюю выразительность образа, то Бунин разворачивает текст как размышление о вечных законах бытия.

4. Как бы вы определили эмоциональный подтекст стихотворений (т.е. то, о чем автор не говорит открыто, но чуткий читатель может догадаться)?

У Фета это открытое любование прелестями летней природы, восторг перед совершенством Божьего мира; у Бунина – печальное осознание конечности человеческой жизни, предчувствие человеком собственного «заката», которое обостряется от того, что оставшиеся человеку впечатления столь ярки.

5. Какова, на ваш взгляд, главная тема каждого из стихотворений? (Конкретные особенности поведения насекомых? Красота природных явлений в восприятии человека?

Общие законы человеческой и природной жизни? Хрупкость проявлений красоты в жизни? Эмоциональное состояние лирического героя?) Дайте собственную формулировку применительно к каждому из стихотворений.

Тема стихотворения Фета – вызывающая у человека вдохновение красота природного мира, «легкое дыхание» этой разлитой в мире красоты. Тема «Последнего шмеля» – неизбежное конфликтное соседство красоты и смерти в жизни человека и природы.

6. Сопоставьте ритмику стихотворений. Какие стихотворные размеры использованы авторами и как они соответствуют предмету изображения? В чем ритмическое своеобразие первых строк каждого из стихотворений?

Ритмика «Бабочки» определяется выразительным чередованием пяти- и двустопного ямба. Связанные с этим чередованием ритмические «всполохи» (воспринимаемые слухом «перебои») ассоциативно связываются с легкими, пульсирующими движениями крыльев. Бунин использует четырехстопный анапест, ритмически сопутствующий настроению усиливающейся тоски, будто «рыдающий». В первой строке «Бабочки» четвертая стопа облегчена (использован пропуск ударения), что поддерживает мотив «легкости», порхания. Напротив, первая стопа первого бунинского стиха утяжелена (использовано сверхсхемное ударение на первом слоге) – и это утяжеление эмоционально оправдано.

7. В чем разница цветовой «раскраски» стихотворений?

«Прозрачность» стихотворения Фета обеспечивается его «нераскрашенностью», отсутствием конкретных цветовых атрибутов. Стремительная мимолетность впечатления будто исключает возможность колористической конкретики. Бунинские цвета изобильны и интенсивны (черный, золотой, красный). Впечатление траурной цветовой роскоши как нельзя лучше соответствует печальным ожиданиям лирического субъекта.

8. Приведите один пример использования метафоры и один пример использования метонимии в стихотворениях (достаточно одного примера каждого из тропов, взятого из любого из текстов).

«Весь бархат мой…» – метонимия; «заунывно гудящий певучей струной…» – развернутая метафора (метафорические эпитеты уподобляют «жужжание» шмеля звукам струнного инструмента).

9. Каковы наиболее яркие проявления звукописи в каждом из стихотворений?

У Фета самые тонкие проявления звукописи – попеременное использование плавного «л» и взрывного «б» в строчке «Надолго ли, без цели, без усилья…», а также предвещающая полет «серия» свистящих «с» и раскатистых «р» в предпоследнем стихе.

У Бунина дан почти «рекордный» вариант звукоподражания в строке «заунывно гудящий певучей струной» (обилие гласных заднего ряда, в особенности наиболее частотного «у» обеспечивают эффектный ассонанс).

Разумеется, могут быть отмечены и другие проявления звукописи.

10. Постарайтесь предложить одну собственную строфу «в продолжение» любого из стихотворений, соблюдая стихотворный размер, тип рифмовки и придерживаясь общего эмоционального настроения текста.

Критериями оценки в данном случае являются «попадание» в стихотворный размер, соблюдение чередования женских и мужских окончаний, типа рифмовки и, разумеется, воспроизведение эмоционального контекста 9 класс Задания В приведенном ниже фрагменте романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пропущены определения (пропуски обозначены подчеркиванием). Заполните эти пропуски, выбирая соответствующие прилагательные из приложенного списка возможных вариантов и соблюдая правила согласования. Постарайтесь максимально точно воспроизвести пушкинский текст. Объясните, какими критериями вы руководствовались в поисках нужного слова, и прокомментируйте пушкинский фрагмент, отвечая на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на вопрос – 2-4 предложения).

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в ________ тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел ________ снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение ________ небо смешалось со ________ морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой ___________ выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

Варианты определений: серебристо-жемчужный, белый, игольчатый, мощный, темный, мелкий, ласковый, снежный, светлый, равнодушно-прохладный, свирепый.

Вопросы:

1. Какие свойства более характерны для пушкинской изобразительной манеры – стремление к предметной точности или субъективное «окрашивание» объекта описания;

лаконизм или развернутые уточнения; выбор «экзотических» эпитетов или тяготение к предельной ясности в описании?

2. Опираясь на проделанную вами реконструкцию, опишите цветовые предпочтения Пушкина. Какими цветовыми характеристиками он предпочитает пользоваться? Приведите два-три подтверждающих примера из поэтических произведений Пушкина.

3. Какое место в сюжете романа занимает приведенный эпизод? Какие последующие события он мотивирует? В чем его неочевидный, символический смысл, проясняющийся лишь в контексте всего произведения?

4. Кто является повествователем в приведенном тексте: молодой главный герой или умудренный опытом ветеран? Как возраст повествователя проявляется в самой манере рассказывания?

5. В единственной реплике ямщика («Ну, барин, беда: буран!») – при внешней естественной простоте слов – присутствует отчетливая аллитерация. Как вы думаете: воспроизводит ли повествователь эти слова по памяти – или заново «придумывает» их в процессе рассказа? В какой мере повествователь владеет словом, и как это связано с фактами его биографии?

6. В какое время года вписывает Пушкин приведенный эпизод? С какой целью он это делает?

7. Приведите название (или первую строчку) одного из стихотворений Пушкина, в котором воспроизводится ситуация метели.

а) На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

б) Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

в) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она.

г) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Ключи Задание 1

Текст А.С. Пушкина:

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

«Ну, барин, - закричал ямщик, - беда:

буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

Предполагаемые ответы на вопросы:

1. Словоупотребление Пушкина-прозаика ориентировано на принципы «прекрасной ясности»: стремление к точному именованию предмета описания, динамизм и лаконизм пейзажных зарисовок, предпочтительное использование прямых значений слов. Спорадическое употребление «психологизированных» определений («ветер выл с такой свирепой выразительностью») не противоречит общему принципу объективности (такие определения вполне традиционны, нередко связаны с фольклорной образностью).

2. В выборе цветовых обозначений Пушкин, как правило, избегает нарочитого «украшательства» (составных, «оттеночных» или экзотических красок). В приведенном фрагменте цветообозначения использованы аскетически скупо, доминирует «монохромность» (черное и белое, светлое и темное). В поэтической практике Пушкин почти всегда пользуется основными цветами спектра – красный, желтый, зеленый, синий (или их синонимы). Примеры: «и ель сквозь иней зеленеет»; «роняет лес багряный свой убор»; «озер лазурные равнины»; «на море синее вечерний пал туман»; «черных скал вершины»; «ты катишь волны голубые» (о море); «зелень мертвая ветвей» («Анчар»);

«белеющие равнины»; «в багрец и в золото одетые леса»; «меж нив златых и пажитей зеленых / Оно, синея, стелется широко…» (об озере) и т.п.

3. Сцена метели непосредственно предшествует первой встрече Гринева с Пугачевым (о том, что это Пугачев, главный герой узнает позже). Помощь «вожатого»

будет щедро вознаграждена Гриневым, а эта щедрость позднее отзовется в памяти вождя крестьянского восстания. Символический смысл эпизода – в том, что разгулявшаяся стихия предвещает будущую стихию бунта; в том, что Пугачев появляется в буквальном смысле «из метели» (он будто порожден природными вихрями).

4. Повествователем в «Капитанской дочке» является «пожилой», поживший Гринев. То, как «спокойно», по-деловому он рассказывает о внезапном степном буране, как он избегает «подробностей чувств», передавая только событийную суть происходящего, сказывается его богатый опыт и житейская закалка: герою доведется еще пережить и не такие передряги.

5. Более вероятно, что Гринев-повествователь «сочиняет» реплику ямщика, вписывая ее в контекст ситуации. Как известно, главный герой был не чужд сочинительства: писал стихи, которые удостоились похвалы самого Сумарокова!

6. «Метельный» эпизод вписан повествователем (и стоящим за ним автором романа) в раннюю осень: внезапность природного катаклизма и его неожиданная суровость найдут образные параллели в сценах «русского бунта».

7. Наиболее вероятные варианты ответа – «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») или «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…»).

«СИСТЕМА РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ ПОЖАРНАЯ РАДИОКАНАЛЬНАЯ "Рокот-Р" РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ САПО.425541.007РЭ ББ02 УП001 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 2 1.1 Назначение 2 1.2 Особенности системы 2 1.3 Речевые сообщения, записанные при изготовлении АС 3 1.4 Органы индикации и управления ПУО 3 1.5 Входы и...»

«Проект приказа "Об утверждении Порядка размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных бюджетных учреждений Самарской области, подведомственных управлению государственной архивной службы Сам...»

« информационно-волновых технологий, показали, что час...» КОММУНИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ТИПА И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ КРУПНЫХ ФОРУМОВ М.В. Загидуллина Аннотация Статья развивает основны...»

Стихотворения в прозе – это жанр, к которому шел их автор, И.С.Тургенев, всю жизнь. И вот его задумка легла на бумагу, объединив вечно конкурирующие прозу и поэзию. Поэт в прозе, наверное, истинное призвание Тургенева, в котором он нашел себя.

Единение философского взгляда и художественных требований писателя свершилось незадолго до смерти. Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по тематике, форме, героям. Но идеальная формула единства стихотворения в прозе – искренность автора и любовь к тому, о чем

Он пишет.

О бедности, к которой приговорила нищего судьба, и о богатстве души, которое он не растерял, написал Тургенев в произведении «Нищий». Стихотворение начинается подробным описанием внешнего вида Нищего:

«Нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы,

шершавые лохмотья, нечистые раны…

О, как безобразно обглодала бедность

это несчастное существо!».

И возможно, многие проходили мимо него, делая вид, что не заметили. Но сердешный рассказчик хотел помочь, а нечем было. Однако, иногда словом можно поддержать лучше, чем материально, и пользы

Больше, и на душе легче, и жить проще.

В форме диалога, который произошел между рассказчиком и Нищим, построена значимая часть произведения. Вначале повествования Нищий мычит, стонет о помощи. Но после того, как он услышал неловкость и виноватость в голосе собеседника, он изменился. И эти изменения видны в его речи. По вербальным портретам героев также можно судить об их внутреннем мире.

Ключевым словом, которым обменялись рассказчик и Нищий, было слово «брат». Это значит, что они находятся на одном уровне, как духовном, так и социальном, никто не ставит себя выше или ниже другого. Также важной деталью, которая подтверждает данное утверждение, является рукопожатие: «Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» .

Какое необычный эпитет – «трепетная рука», и как точно передано им состояние души Нищего. Трепет, робость, стеснение заступают первоначальную замкнутость, когда тот не мог вымолвить ни слова. Это стихотворение в прозе призвано развенчать стереотип о том, что встречают по одежке, ведь по сути – это самая незначительная деталь в восприятии человека. Только бы разглядеть человека в себе и помочь другому хоть чем-нибудь. Это такая малость, способная изменить чью-то жизнь.

Велика сила слова! Важны искренность, гуманность, понимание и великодушие! Вот то, о чем хотел сказать читателям И.С.Тургенев. У него это превосходно получилось. Трогательное перевоплощение грязного и бедного старика в понимающего брата способно вызвать слезу. Такие произведения запечатываются в сердце надолго, заставляя вспоминать и раздумывать о самой непростой вещи в бренном мире – о человеческих взаимоотношениях.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунинагорода Воронежа

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Стихотворенияв прозе И. С.Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача».

6 класс

углубленного изучения), для чтения и изучения предлагаются стихотворенияв прозе «Близнецы»,

«Русский язык», «Два богача». Мы сочли возможным и целесообразным привлечь

дополнительные тексты, тематически связанные с последним, - «Нищий»,«Милостыня».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

1) уяснить гуманистический смысл и идейно- нравственное содержаниестихотворений в прозе

«Нищий»,«Два богача», «Милостыня»;

2) выявить специфику жанра стихотворения в прозе.

Задачи:

2) совершенствовать навык выразительного чтения ;

3) формировать навык литературоведческого анализа текста;

4) развивать творческие способности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

- историю создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

Идейно -нравственное содержание стихотворений в прозе «Нищий», «Два богача»,«Милостыня»,

их поучительный смысл;

- значение понятий по теории литературы: стихотворение в прозе, притча.

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание отдельных эпизодов и всего произведения в целом;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения поистории и

теории литературы и необходимые литературоведческие термины;

- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

(монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии, беседы).

Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская,

ценностно- мировоззренческая, культурологическая, речевая, коммуникативная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая,

индивидуальная.

Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.

Прогнозируемые результаты:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- развитие рефлексивных навыков;

- совершенствование речевой культуры обучающихся;

- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;

- повышение коммуникативной культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную

информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи

Техническое обеспечение занятия: тексты стихотворенийв прозе «Милостыня», «Нищий» «Два

богача» (распечатка текста у каждого учащегося), словарь литературоведческих терминов,

презентация в программе PowerPoint , компьютер, проектор, экран, аудиозапись городского

романса «Нищая» в исполнении А. Малинина.

Урок открывает заранее подготовленное сообщение одного из учащихся , посвященное

истории создания тургеневского цикла стихотворений в прозе.Приведем примерный текст

сообщения.

Стихотворения в прозе создавались Тургеневым в 1877 – 1882 годах. Первоначально писатель

рассматривал стихотворения в прозе как эскизы будущих произведений. Некоторые из новых

писателя напечатать их. Цикл, состоящий из 51 стихотворения, появился в декабрьском номере

журнала «Вестник Европы» за 1882 год.

Круг тем, затронутых в «Стихотворениях в прозе», обширен: тема смерти, тема войны,

тема подвига и героизма, тема настоящего и будущего русского народа. Значительное место в

стихотворениях в прозе занимает изображение людских слабостей и пороков. Во многих

произведениях цикла звучит тема всепобеждающей силы любви, самопожертвования во имя

ближнего, превосходства жизни над смертью.

парах. Дети получают листы, где представлена информация из словарей и справочников. Задача

школьников –отобрать главную информацию, составить и записать в тетрадь краткое

определение жанра стихотворения в прозе.Группе из 2- 3 человек учитель поручает найти

информацию о данном жанре в сети Интернет.

Материал для работы в парах :

Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. (М.: Просвещение, 1988):

«Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера,

графически представленное как проза.В стихотворении в прозе ощутимо повторение

ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже –рифмы и т. п.,

то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи», -

указывается в одном из справочников по литературе.

Словарь литературоведческих терминов (составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев):

«Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера. В

стихотворении в прозе, как правило, преобладает не повествовательный, асубъективно-

оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и,

стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживаетсякак

система, хотя и приобретает определенное художественное значение, текст графически

представлен как проза».

Литературный энциклопедический словарь (П од ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева):

«Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими

признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность,

обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления

или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует

путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по

метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в

прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию

религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов;

первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы"

(изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел

у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878- 1882. Широкого распространения жанр не получил»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F2%E2%EE%F0%E5%ED%E8%E5_%E2_%EF

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stihotvorenie-v-proze/?q=458&n=216

http://enc-dic.com/lit/Stihotvorenie-v-proze-499/

http://slovar.lib.ru/dictionary/stihotvorenijevproze.htm

Через 3 минуты осуществляется проверка выполнения задания. Дети читают записанные

определения, сравнивают, устно дают оценку работе друг друга.

Продолжает занятие выразительное чтениест ихотворенияв прозе «Нищий» (тексты

присутствуют на каждом столе)и анализхудожественного текста. Основная форма работы –

коллективная: беседа.

Учитель. В стихотворении в прозе присутствует событийный ряд либо просто упоминаетсяо

событии, которое послужило поводом к написанию произведения. Лирический ряд –обращение к

сфере человеческих чувств - в стихотворении в прозе, как и влирике вообще, на первом плане;в

вызванные этими событиями, впечатления от увиденного или услышанного. Событийный ряд

обычно невелик.

Беседа начинается с вопроса:

- Какое событие лежит в основе сюжета произведения?

Главное событие, описанное в произведении, - встреча лирического героя с нищим стариком.

Встреча как встреча. В то время нищие на улицах Москвы и Петербурга –явление обыденное. Да

и в наши дни можно повстречать людей, просящих подаяние. Но этот человек особенный.

Задание классу:

- Прочитайте описание внешности старика. Какой вывод делает лирический герой, созерцая

нищего?

Старик назван «дряхлым». У него «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы»

(вероятно, от долгого пребывания на холоде), «нечистые раны» (следствие болезни и, так сказать,

«неухоженности», отсутствия должного присмотра за пожилым человеком), облачен он в

«шершавые лохмотья». Рука, которую он протянул, прося подаяния, «красная, опухшая, грязная».

существо!» Но дело тут, понятно, не столько в бедности, сколько в другом: человек оказался

никому не нужным, ему некому протянуть руку помощи. А «он стонал, он мычал о помощи».

- С какой целью в произведении использованы глаголы «стонал», «мычал»? Почему автор не

привел слова нищего, ведь наверняка он произносил конкретные фразы, стараясь привлечь

внимание проходившего мимо дворянина? Заметим, что, прощаясь с лирическим героем, старик

изъясняется вполне разумно и членораздельно.

отражают впечатление, произведенное на лирического героя обращением нищего. Речь

измученного старика сливается в сознании лирического героя в один непрерывный стон. Герой не

воспринимает данное обращение в его словесном выражении, да конкретные слова и не важны в

создавшейся ситуации. Взгляд, протянутая рука, весь облик человека, доведенного до отчаяния,

говорят красноречивее любых фраз. Нищий старик весь воплощенная мольба о помощи. И

лирический герой не мог пройти мимо, не мог не откликнуться на эту мольбу: «Я стал шарить во

всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». «А нищий

ждал… и протянутая рука колыхалась и вздрагивала».

Вопрос учащимся:

- Каковы дальнейшие действия и переживания лирического героя?

Герой смущен и растерян, он испытывает глубокое неподдельное страдание от того, что ему

нечего дать старику. Душевное волнение выдают «похолодевшие пальцы» рук. Однако герой

сумел в буквальном смысле слова протянуть руку реальной помощи ближнему: «Потерянный,

повинуясь искреннему, сердечному порыву. Аристократ не побрезговал коснуться «грязной,

опухшей» ладони бездомного нищего, нуждающегося в поддержке. Значимость своего поступка

он осознал позднее. Словесник обращает внимание учеников на изменение эпитетов,

просящего подаяние видится лирическому герою «грязной, опухшей»; позднее она названа

«трепетной». Выбор эпитетовфиксирует изменение душевных движений лирического героя.

- Какой была реакция нищего? Почему он сказал: «Это тоже подаяние…»?

Старик изумлен, во- первых, обращением «брат» к своей скромной персоне со стороны

«барина». От изъявлений сочувствия он, вероятно, давно отвык. Хорошо, если прохожие дадут

грошик, не прогонят прочь, не обругают. А сколько людей просто равнодушно проходит мимо!

Поэтому старик потрясен отношением к себе как равному. И лирический герой получил ответное

рукопожатие и ответное «брат».

- Прочитаем авторское резюме в конце стихотворения: «Я понял, что и я получил подаяние от

моего брата». В чем же состояло это подаяние, полученное аристократом от нищего?

Зачастую прохожие (даже те, что не «жадничают») не испытывают подлинного сострадания к

тем, кому подают милостыню. Нравственное «зрение» обывателей не позволяет воспринимать

уличных оборванцев как своих собратьев. Они для них не токмо не ближние, которых, согласно

заповеди Иисуса Христа, надо возлюбить, как самих себя, а, напротив, совершенно чужие,

дальние, невольно ставшие помехой, тревожащие их благополучие.Лирическая новелла

Тургенева запечатлела жизненный «эпизод» чрезвычайной важности –сближение, «братание»

людей, разница в социальном положении которых огромна, если не сказать - непреодолима.

Однако эту пропасть удалось «сократить», ибо лирический герой проявиллюбовь к ближнему в ее

единственно верном понимании. И то, что бедняк оценил и принял знак уважения, тоже

подаяние. Лирический герой получил урок подлинного человеколюбия, - и, надо сказать, без

Урок продолжает работа в группах. Учитель предлагает детям объединиться в 4 группы для

выполнения заданий.

Группа обучающихся № 1 работает со стихотворением в прозе «Милостыня».

Задание группе обучающихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в прозе «Милостыня».

2. Дайте ответы на вопросы:

- Кто герой лирической новеллы? Приведите ключевые слова и выражения, с помощью которых

описан внешний облик персонажа.

- Как герой оказался в бедственном положении? В чем причина его страданий?

- Каково душевное состояние старика? Почему он не решается просить милостыню?

- Как выглядит обратившийся к герою незнакомец? Как вы думаете, кто это?

- Какой совет был дан старику божественным посланником? Какой довод приводит незнакомец ?

Почему старик «встрепенулся» после слов незнакомца?

- Когда герой произведения протянул руку для подаяния, как отреагировал первый прохожий? А

второй? Стыдится ли теперь старик того, что просит милостыню? Почему?

Информация для учителя

В «Милостыне» нет лирического героя , поэтому отсутствует и субъективно- оценочное

восприятие изображенной ситуации. Данное произведение скорее носит характер притчи. Однако

«Милостыню» к жанру стихотворений в прозе.

Герой «Милостыни» во многом подобен персонажу стихотворения «Нищий». Это «старый,

больной человек», бредущий вдоль большой дороги. «Он шатался на ходу» от усталости. Его

«исхудалые ноги» «ступали тяжко и слабо», «одежда на нем висела лохмотьями». Одним словом,

«он изнемогал» под гнетом душевных и физических страданий.

«…Он был некогда здоров и богат… здоровье истратил, а богатство роздал другим… И вот

теперь у него нет куска хлеба –и все покинули его, друзья еще раньше врагов…»Геройне привык

унижаться, поэтому испытывает горечь и стыд при мысли о подаянии.

«Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный,

но не злой», - таким предстал перед героем незнакомец.Судя по внешнему облику, по внезапному

появлению и такому же исчезновению, а также учитывая то, что незнакомец называет старика по

Выяснив, что старик, несмотря на неблагодарность окружающих, не жалеет о розданном

богатстве и совершенных благодеяниях, незнакомец убеждает героя в том, что не следует

стыдиться просить милостыню. Просить милостыню – значит предоставить другим людям

реальную возможность творить добро.

После этого персонаж произведения Тургенева больше не стыдится того, что ему приходится

стоять «с протянутой рукой». Он с надеждой заглядывает в глаза проходящих мимо. Первый

прохожий отвернулся с суровым лицом. Что ж, всякие бывают люди. Бывают и такие, которые не

понимают, что это проверка их душевной щедрости – или скупости и скудости. А ведь на самом

деле подаяние – процесс взаимообмена добром. И неизвестно, кто получает больше: тот, кому

подают милостыню, или тот, кто ее подает. И воистину нищи духом все проходящие мимо, не

внимающие мольбам о помощи.

Группа обучающихся № 2 работает со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 - ая и 2-

ая строфа) .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение фрагмен та стих отворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 -

ая и 2- ая строфа):

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

2. Дайте ответы на вопросы:

- Каков внешний облик лермонтовского нищего? Сравните его с портретом героя произвед ения

Тургенева «Нищий».

- В чем различие сюжетных ситуаций в произведения х Тургенева и Лермонтова?

- Сравните значение слова «живой » в 1 и 2 строфе?

- Какова роль мотива камня в стихотворении Лермонтова?

Информация для учителя:

Сходство лермонтовского нищего с т ургеневским стариком п очти буквальное: «бедняк

иссохший, чуть живой», «взор являл живу ю м уку» .

Образ нищего - антитеза прихожанам: он беден отс у тствием матери альных благ, в то время как

окружающие продемонстри ровали абсолютную д у ховн ую нищету. У него « иссох шая» те лесная

оболочка - он и же непоправимо очерствели вн утренне. Даже взгляд, являвший «живую м уку» , не

смог разбередить людских сердец: нищий так и н е дождался живой реакции непосредственной

чуткости, реальной отзывчивости. Хуже тог о: «… к то - то камень положил // В его протян у т у ю

входит мотив окамене ния, омертвения души, явно из числа тех, кого в н ароде именуют

«нехристями». Иис ус Христос, к ак мы п омним, движимый человеколюбием, п ревратил ка мни в

хлебы. А людское безду шие, к ак ни прискорбно, способно порой произвести обратное.

Группа обучающихся № 3 работает со стихотворением в прозе «Два богача» .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение по ролям стихотворения в прозе «Два богача ».

2. Дайте ответы на вопросы (см. учебник, с. :

Информация для учителя

Главный герой сти хотворения деревенский му жик, принявший племянницу- сирот у в свой

разоренный домишко. Ему теперь б у квальн о «не н а что… соли добыть, п охлебку п осолить » , так

как н а «Катьку последние гроши » п ошли. Но в крестьянском семействе никто не ропщет и все с

радостью едят « и не солен у ю » похлебк у , потому что знают: главное в жи зни не оставить в беде

ближнего, протянуть р у к у помощи нуждающемуся в поддержке и сострадании. Тургенев

выделяющему «целые тысячи н а воспитание детей, на лечение больных, н а призрение старых» . Не

умаляя заслуг последн его, х удожник со всей ответственностью заявляет: «Да леко Ротшильд у до

во имя ближнего.

Группа обучающ ихся 4 осуществляет п одборку пословиц русского народа и афоризмов,

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры