Из чего делаю силиконовые куклы. Как живые: Силиконовые куклы от Ирины Ермоловой

Главная / Любовь

Доброго времени суток!
После долгих раздумий решилась наконец «вывести в свет» своих силиконовых барышень. Кукол я делаю всю свою сознательную жизнь, однако до последнего времени не была удовлетворена результатами, быстро разочаровываясь в собственных работах. А в начале этого года попробовала делать кукол из силикона и почувствовала - это мое, с этим материалом можно добиться потрясающих результатов, хотя, конечно, путь к совершенству будет очень долгим и тернистым.

Пока я нахожусь в самом начале этого пути, разрабатываю технологию и очень часто терплю неудачи, в пустую тратя нервы и дорогой материал, но не позволяю себе впадать уныние и снова берусь за работу.
На сегодняшний день я закончила трех кукол (неудачные отливки не в счет), а четвертая пока находится в форме и ждет завтрашнего утра, когда решиться ее судьба. Может быть, завтрашний день станет для меня удачным, а может быть неудавшаяся тушка отправится в коробку с бракованными отливками. Не знаю…

Все началось с создания мастер-модели. Я делала ее с нуля, штудируя материалы по анатомии. После месяца работы на свет появилась вот такая безликая девушка, ставшая прародительницей всех моих силиконовых кукол.

Потом была муторная работа по снятию формы, первые неудачи с литьем, а вот на свет появились две безымянные барышни, которые, едва выбравшись из гипсового плена, поспешили позагорать на солнышке, а заодно сфотографироваться на память. Парички они позаимствовали у своей старшей подруги, одеждой еще не обзавелись, а макияж нанесли наспех, лишь бы поскорее поучаствовать в фотосессии.

А дальше пришло время мейк апа. Работа с силиконовыми красителями имеет свою специфику, я, естественно с ними никогда не работала, а потому пришлось много экспериментировать, порой не слишком удачно. Потом последовала прошивка волос и создание костюмов.

И вот после долгого предисловия позвольте представить Ниннет и Сашу, моих первых девочек из силикона.

Сашу мне удалось сфотографировать только перед ее отходом ко сну, потому у девушки немного сонный вид и небрежный наряд.

Ну а третья девушка - Кемма все еще неодета, я вот-вот закончу ее наряд и тогда расскажу о ней поподробней. Кемма заслужила такое внимание - у нее очень необычная судьба, а жизнь была полна таинственных приключений. Ведь это не просто кукла, а персонаж двух мистических историй, но об этом я расскажу в следующий раз…

Представляю вашему вниманию кукол с внутренним шарнирным каркасом. Куклы изготовлены из силиконовых платиновых компаундов фирмы Smooth-On (США) методом литья в гипсовые формы в домашних условиях. Масштаб 1/6 (до 29 см).
()

Каркас представляет собой примерно вот это:

Прошу прощения за качество фотографии и состояние деталей: они уже дважды использованы в пластилине и будут использованы ещё. Когда я делаю новые каркасы, я каждый раз решаю их сфотографировать на память, пока они чистые и красивые, но каждый раз, понятное дело, забываю)))
Идея конструкции каркаса, конечно, не моя, стальные шарнирные каркасы широко используются для кукольной мультипликации. В Москве мастерклассы по ним ведёт художник Союзмультфильма Игорь Хилов. Одна из его учениц показала мне итоги своего обучения, когда я попробовала повторить, выяснилось, что я плохо помню, что мне объясняли. Когда судьба свела меня лично с Игорем, он очень удивился, что сии плоды моего раздолбайства таки тоже вполне работают.
Лично моё во всём этом - только конструкция мелкого скелета кистей рук. Раньше я, естественно, обходилась тонкой медной проволокой, а потом мне захотелось, чтобы пальчики у кукол гнулись только в нужном направлении, а не завязывались узлом. Я делаю петельчатые соединения из стальной проволоки диаметром 0.5 мм.
В качестве шарниров используются снаряды для пневматического оружия и арбалетов разных диаметров, насаженные на штыри из стальной проволоки. Также своим личным изобретением я могу считать сам метод изготовления стального шарнирного каркаса без использования экзотического оборудования вроде фрезеровочного и сверлильного станков. Дрель, тиски и пассатижи - только то, что хранилось в кладовке у мужа)))
Мастер-модель под снятие форм делается из пластилина:





Для форм с некоторых пор, по совету того же Игоря, использую стоматологический гипс Фудзи-Рок. Он даёт очень чёткий снимок рельефа и хорошую кромку, которая не обламывается при выемки отливок. Обычный гипс портится уже на второй-третий раз, а к шестому форма просто ломается.
Заготовки для глаз из ювелирной эпоксидки отливаются в силиконовую форму, после чего в них делается зрачок с использованием бисера и акриловой пыли для дизайна ногтей. Покупные не подходят, поскольку я делаю куклам закрывающиеся глаза. Точно таким же образом, как они делаются на детских куклах, то есть, веко нарисовано на глазном яблоке, в него же вставлены ресницы. Никаких механизмов для закрытия глаз нет, силикон хорошо держит глазки, закрываются они только вручную.
Волосы - натуральный шёлк Padiko (Япония), покупаю на Куклобазе. Пробовала искусственный шёлк, тоже хорошо, и блестит лучше. Насчёт натуральных волос или шерсти есть некоторые сомнения. Натуральный волос, как мне кажется, может плохо приклеиться к силикону, впрочем, это только подозрения, на самом деле я не пробовала.
Силикон, в отличие от некоторых других эластомеров, например, латекса, - прочный и долговечный материал. Пока что его сравнительно редко используют в хендмейде, но, по моему мнению, только потому, что этот материал сравнительно новый. Игровых кукол из силикона производит на данный момент только одна фирма, "Токио-долл", что неудивительно: японцы вообще быстро ориентируются в новинках.
По моим личным ощущениям, силикон - весьма перспективный материал для художественного творчества. Чрезвычайно чуткий и капризный, но если найти с ним общий язык, то его возможности практически безграничны. Хотя, конечно,е сли говорить о куклах, то у них есть и недостатки: например, если сильно согнуть куклу и так оставить на пару суток, в месте сгиба образуется морщинка, что не слишком красиво. Поэтому храниться они должны в коробках или на подставках хотя и не по стойке "смирно"но, во всяком случае, не в три погибели. Блеск поверхности на самом деле легко убирается путём припудривания детской присыпкой, что я просто не стала делать на данной фотосессии.
Зато силиконовых кукол можно купать. Многие мои знакомые рады возможности собственноручно вымыть голову профессору Снейпу))).
Подводя итог, хочу сказать, что я проработала с двухкомпонентными силиконами только девять месяцев и, вне всякого сомнения, не могу пока считаться великим экспертом, как и мои куклы пока что не тянут на звание великого произведения искусства. Но для начала, как мне кажется, совсем неплохо.
И ещё несколько фотографий. все фотографии обработаны для Веб, поэтому вес незначительный.

На подставке куклы фиксируются за бедро, стоять без подставки они не могут: у них мягкие стопы.





Мальчикам неплохо подходят одёжки, снятые с бойфренда Барби:


Мне нравится работать с ними в фотошопе, поскольку рисовать руками я практически не умею, а красивых картинок иногда хочется)))

Вот, собственно, и всё, надеюсь, я не сильно злоупотребила вашим терпением. Если возникнут вопросы, я с радостью на них отвечу. Спасибо за внимание

Людмила Дунаева (Дети снов

Апдейт: я тут немножко фоток добавила. Для живости.

Ремонт в квартире - это стихийное бедствие. Кое-кто утверждает, что выживших в подобном катаклизме можно перечесть по пальцам, просто Минздрав утаивает настоящую статистику гибели мирного населения в результате локальных капремонтов. Поэтому я могу гордиться дважды:
1) Я выжила.
2) Вместе со стоительным мусором я не выбросила неиспользованные тубы силиконового герметика.

При спокойном рассмотрении он оказался годным не только на швы в ванной. Всё ещё пребывая в несколько изменённом состоянии сознания (ибо только так можно объяснить постигшие меня озарения), я открыла ещё несколько путей применения данного материала. Оказалось, что с ним можно работать как методом литья в формы, так и методом лепки, он достаточно неприхотлив в работе, от прочен и долговечен в качестве готового изделия. Основное же свойство - эластичность, которого лишены пластики и прочие материалы для лепки и моделирования, навела меня на мысль исполнить свою детскую мечту о гибкой кукле без швов, шарниров и текстиля. Свои первые эластомерные куклы я делала именно из строительного силиконового герметика.

Настало время делиться трансцендентным опытом. Итак.

Введение.
Разновидности силиконовых герметиков.

Строительные силиконовые герметики бывают:
- ацетатные , сиречь кислотные (воняют уксусной кислотой, которая является продуктом вулканизации (отверждения); определить можно на нюх, или по надписи на тубе (или тюбике): на ацетатных герметиках либо так и написано, что они ацетатные, либо на них просто не написано, что они нейтральные)
- нейтральные
Нейтральные в свою очередь делятся на:
- оксимные
- алькоксные (спиртовые)
опять же, по продукту вулканизации. Говорят, это неполный перечень, но это в принципе уже не важно.
Оксимные герметики дешевле прочих, но их уже выводят из производства, так как выделяемое ими вещество - оксим - является канцерогеном.
Алькоксные герметики в процессе отверждения выделяют метиловый спирт. Тоже приятно, но, чтобы надышаться хотя бы до лёгкой головной боли, нужно просидеть носом в материале в непроветриваемом помещении несколько часов подряд.

После завершения процесса вулканизации все силиконовые герметики становятся экологически нейтральными. Поэтому выбор материала важен в первую и в последнюю очередь только для здоровья самого мастера и его домочадцев.

Итак, думаю, совершенно очевидно, что нейтральный герметик оксимного отверждения нам нафиг не нужен. Вдыхание кислотных паров может травмировать слизистую, если изделие предполагатся большого размера. Я уже не говорю про мгновенную коррозию металла, что плохо для каркасных изделий. А вот метиловый спирт в малых концентрациях, на балконе или под вытяжкой нам почти не страшен, особенно если запастись газовым респиратором (маска, фильтрующая испарения. Стоимость в интернете где-то около 220 р, точно не помню, давно не пользуюсь).
Хотрость лишь в том, что на нейтральных герметиках не пишут, оксимные они или алькоксные. Разве что дешевизна и слово «быстросохнущий» должно настораживать: по идее, это признак оксима. Мне стоило пары часов копания в интернете выяснение того факта, что нейтральные герметики фирмы «Макрофлекс» , с которыми я, собственно, и работала, всё-таки спиртовые. Впрочем, с ацетатными «Макрофлексами» я работаю тоже, если на изделие не требуется много материала.
Герметики продаются в строительных магазинах и в строительных отделениях гипермаркетов. Бывают в тюбиках и в тубах. Стоимость тубы (400 граммов) ээээ… честно говоря, уже не помню. Прошлой зимой туба Макрофлекса стоила от 170 рублей. Мне её хватало на две куклы масштаба 1/6 (Барби-размер).
К тубе необходимо приобрести специальный пистолет для выдавливания герметика наружу. Пистолеты бывают синие и красные. Красные - хорошие. Стоили 54 рубля. Синие дешевле, но брать их не надо: нервы не казённые, а ругаться матом нехорошо.
Впрочем, я обхожусь вовсе без пистолета, если мне нужно небольшое количество герметика (например, на кукольные ботинки - про них будет в следующий раз). Я нажимаю на дно любым длинным твёрдым предметом вроде портновских ножниц, зубной щётки или стамески (тут уж что под руку подвернётся).

Главное: не забывать плотно закрывать крышку после выдавливания нужной порции. Силиконовые герметики отверждаются под влиянием влажности окружающего воздуха.

Строительные герметики на нынешний день бывают пяти цветов: полупрозрачные бесцветные, чёрные, белые, бежевые и коричневые.
Я всегда имею набор из четырёх цветов (кроме бежевого). Смешивание их между собой в разных вариантах само по себе даёт неплохую палитру, но, разумеется, этого недостаточно. К счастью, герметики очень охотно сотрудничают с красителями. В качестве которых лично я использую просроченную или просто дешёвую косметику из серии «к которой в магазине никто не подойдёт». Хозяйкам касс в «Ашане» не положено испытывать никаких эмоций, кроме радости при виде очередного покупателя, но я надеюсь, что мои визиты вносят в их жизнь приятное разнообразие. Разумеется, ведь я не объясняю, зачем мне сорок три коробочки теней «Мерилин», восемнадцать баночек пудры «Феннель» и две бутылки морковного сока «Тедди».
При чём тут сок? Просто для красоты композиции. А ещё я его пью.
Разумеется, пудру я использую для того, чтобы не париться с воспроизведением разных телесных оттенков при изготовлении куклы. А тени - в основном для рисования по готовому изделию.

Основные методы работы.

Как уже говорилось, с герметиками можно поступать по-разному. Можно лепить, можно отливать в формы, можно намазывать кистью на разные поверхности.
Для лепки используется герметик, смешанный с каким-нибудь наполнителем. Мне нравится использовать крахмал. У меня случайно обнаружилась пачка кукурузного крахмала, ну я и… Следует лишь учесть, что плотность и эластичность готового изделия зависит от количества наполнителя: чем его больше, тем более плотным и менее эластичным получается изделие после застывания.
Даже в смеси с наполнителем герметики остаются довольно липкими. Но не беда. Вазелин или глицерин, нанесённый на пальцы в большом количестве, позволяет легко решить проблему. На качества силикона масла никак не влияют, поскольку масло всё равно используется в составе герметика в качестве пластификатора.
Что удивительно. Даже после отверждения изделия новые слои (неважно, чисто силиконовые или смесовые), если они необходимы для доработки внешнего вида, примазываются к застывшей поверхности бесшовно и прилипают намертво. Даже если я не потрудилась что-то там предварительно обезжирить.

Пример лепленой модели:

Для литья в формы используется либо чистый герметик, либо разведённый. Наиболее распространённый вид форм - гипсовые. Для того чтобы силикон не влип в них навечно, применяются разные разделительные составы, которые наносятся на формы перед заливкой в них силикона. Я использую обыкновенный вазелин. В формах строительный силикон застывает полностью за двое-трое суток, в зависимости от величины изделия. Моим самым большим изделием были, как уже говорилось, куклы ростом до 30 см. Поэтому сколько будет сохнуть тыква в натуральную величину, сказать не могу.

Ахтунг. Главным недостатком герметика для скульпторов является его усадочность. Даже неразбавленный герметик после отверждения со временем даст усадку, могущую заметно скорректировать замысел художника, кстати, не всегда в худшую сторону. Эффект исправляется примазыванием нового слоя. Усадка разведённого герметика возрастает прямо пропорционально количеству разбавителя.

Для разбавления герметиков я применяю уайт-спирит. Ксилол, вероятнее всего, тоже годится. Таким образом я, в частности, делаю смеси для раскрашивания (капля герметика, чайная ложка уайт-сприта, тени «Мерилин»/румяна «Руби Роуз»), поскольку покрасить силиконовое изделие можно только силиконом же. Нет, не верю я в акрил. Слышала, но не верю. Кисти после рисования мыть тем же уайт-спиритом).

Нанесение кистью на различные поверхности. Разумеется, нанести неразбавленный силикон кистью ровно невозможно в принципе ни на что. Поэтому после нанесения поверхность выглаживается руками - при помощи всё того же глицерина или вазелина. Строительные герметики совершенно индифферентны к латексу, поэтому работать можно в тонких медицинских перчатках. Но лучше нитриловые или неопреновые, потому что латекс от герметика немножко плавится.
Я, как можно догадаться, регулярно забываю о технике безопасности. Впрочем, после того, как я однажды в творческой задумчивости случайно отведала эпоксидной смолы, мне уже всё фиолетово. Но кожа на пальцах от возни с силиконом грубеет, а маникюр портится, это точно. Поэтому берегитесь.
Обычно я наношу силикон на ткань с целью имитации кожи: для обложки кукольных книг, для сумочек или обуви. После схватывания внешнего слоя на поверхности можно делать оттиски - узорные или просто фактурные.

Вот тут например книжка и ботинки:


(Девочкины туфельки - из другого материала)

Я уверена, что перечисленные мною приёмы - лишь часть того, что можно вытворять с этим прекрасным материалом. Но я передаю эстафету исследования вам, дерзайте - и перед вами будут открываться всё новые и новые горизонты.


Технические характеристики изделий из силиконового герметика. Способы починки.

Это, пожалуй, самый вдохновляющий раздел лекции.
Потому что изделия из этого материала
- не плавятся даже паяльником
- не реагируют на бытовую химию, включая растворители.
- не окрашиваются от тканей (фломастеров, чернил)
- не стареют, как некоторые другие эластомеры
- не бьются
- не царапаются
- экологически нейтральны
В этом позитивном ряду есть свои минусы. Как многие уже поняли, раз эти изделия не царапаются, значит, их нельзя отшлифовать или, скажем, подплавить, чтобы сгладить дефекты поверхности. Это возможно только путём добавления нового слоя, что не всегда хорошо, и поэтому в работе с силиконовыми герметиками нужна определённая ловкость рук и изрядная точность.
Куклы из строительного силикона имеют ограниченную, хотя и довольно большую, степень подвижности. Дело в том, что у герметиков маленький коэффициент «удлинения до разрыва» и довольно высокая степень жёсткости (по моим личным ощущениям, примерно 25 единиц по Шору шкала А). Вследствие чего попытки поднять кукле руки вверх зачастую заканчивались разрывами подмышками. Утешало только то, что для исправления подобных повреждений владельцу даже не нужно было присылать куклу мне. Силиконовый герметик отлично клеится тем же самым герметиком, а количество выживших после капитального ремонта всё же подозрительно велико: у многих в кладовках завалялись недоиспользованные стройматериалы. Поэтому игра в больницу онлайн была даже иногда весёлой.
А ещё в природе существует дивный цианакрилатный клей «Момент - Супер-Профи» в треугольных таких бутылочках. Согласно технике безопасности, при пропадании капли его на кожу, следует немедленно вызвать на дом священника для исповеди и последнего напутствия, ибо больше ничто пострадавшему уже не поможет. Так вот, этот «суперпрофи» просто идеально подходит для ремонта изделий из силиконового герметика. Честно говоря, я была абсолютно уверена, что он клеит вообще всё на свете, но когда я в конце концов изменила покладистому герметику с капризными медицинскими компаундами, меня постигло страшное разочарование, ибо…

Первый плод моей измены:


Впрочем, это уже, как говорится, совсем другая история.

Здравствуйте! Предлагаю вам вместе со мной шаг за шагом проследить за созданием вот этой куклы:

Кукла "Лети!" изготовлена из Паперклея, расписана акрилом. Высота композиции - 27 см, ширина - 25 см.

Фотографий много, поэтому мастер-класс я разделила на несколько частей. В первой части я покажу, как лепила голову куклы, расписывала ее и приклеивала волосы. Многие этапы лепки головы этой куклы аналогичны тем, которые я показывала в МК по сувенирной куколке: , но есть и некоторые отличия.

Паперклей,

Стеки или стоматологические инструменты для лепки,

Вода для увлажнения материала,

Наждачная бумага среднезернистая и мелкозернистая для обработки поверхности,

Кисточки для выглаживания труднодоступных мест,

Подсушенная влажная салфетка, капроновые колготки или полировочая шкурка для финишного выглаживания.

Приступаем к работе.

1. Скатываю шарик из фольги. Он будет заготовкой для головы куклы.

2. Уплотняю шар. Можно прокатать по столу.

3. Намечаю место под глазницы. Деревянная палочка на всех последующих фотографиях служит для фиксации головы в нужном положении, в работе участия она не принимает

4. Подготавливаю Паперклей - по размеру объем шара материала приблизительно равен объему шара из фольги.

5. Раскатываю Паперклей в лепешку толщиной около 5 мм.

6. Плотно заворачиваю шар из фольги в Паперклей. Слежу за тем, чтобы не образовывались пустоты между глиной и фольгой.

7. Выделяю область глаз и переносицы в том месте, где сделала выемку на шаре из фольги. Поправляю форму головы, намечаю затылок, макушку, челюсти.

8. Продавливаю пальцами глазницы.

9. С помощью зубочистки намечаю рот.

10. Перемещая материал по личику, намечаю нос и подбородок. Просто передвигаю глину в нужном направлении. С щечек - на нос, на подбородок.

11.Прикрепляю маленькую "картошечку" из Паперклея в области носа.

12. Добавляю полоску материала для формирования нижней губы под разрезом рта, примазываю треугольные лепешки глины в нижней части щек вокруг улыбки.

13. Разглаживаю, примазываю Паперклей.

14. Добавляю материал в области щечек, скул. Формирую ноздри, крылья носа, поправляю форму губ. Проверяю симметрию, если нужно, корректирую объемы.

15. Разглаживаю, примазываю глину.

16. Шарики Паперклея размещаю в глазницах.

17. Примазываю, добавляю тонкие полоски Паперклея под глазами для формирования области нижнего века.
18. Разглаживаю, примазываю материал.

19. Добавляю полоски Паперклея для формирования верхних век. Я хочу, чтобы у моего персонажа были "мультяшные" глазки в форме полукруга, поэтому верхние веки формирую в виде широкой и высокой дуги.

20. Поправляю и корректирую форму верхних век.

21. Добавляю глину над верхними веками с внешней стороны. Тонкие полоски Паперклея размещаю под глазами, из них образуются нижние веки.

22. Примазываю и разглаживаю материал.

23. Размещаю большую лепешку глины над глазами для формирования лба.

24. Примазываю, разглаживаю материал.
25. Намечаю ушки, нижний край будет располагаться на уровне кончика носа, верхний - приблизительно на уровне верхней границы глаза.
26. Оформляю и прорабатываю уши - в этой работе выделяю только завиток, мочку и козелок уха. Выглаживаю с помощью кисточки, стеками в области ушей мне работать неудобно.

27. Леплю и примазываю шею.

28. Высушиваю, шкурю, полирую голову куклы.

Расписываю личико куклы.

- акрил художественный,
- кисти синтетические тоненькие (000),
- чай для тонировки,
- палитра (у меня фаянсовая тарелочка без рисунка),
Голова подготовлена к росписи, ошкурена и высушена.
Белки глаз покрыты акрилом белого цвета.

1. Тонирую голову чаем. Для этого опускаю голову в раствор крепкого черного чая на 5 секунд, вынимаю, высушиваю. Цвет предварительно нужно проверить на образце, чтобы не было неприятных сюрпризов.

Заготовка после высыхания.

2. Покрываю белки глаз еще одним слоем акрила, высушиваю. Можно наносить акрил и после тонировки чаем, я делаю это раньше, чтобы цвет белков глаз был не белоснежным, а имел легкий бежевый оттенок.

3. Вновь тонирую чаем голову для получения более насыщенного цвета.

4. Намечаю радужку глаза карандашом. Делать это нужно едва заметными линиями, я навела линии жирно, чтобы на фото их можно было рассмотреть.

5. Для росписи использую акрил следующих цветов: умбра жженая, зеленая ФЦ, охра светлая, желтая средняя, черная, белила цинковые, киноварь.

Смешиваю зеленую краску и охру светлую, равномерно закрашиваю радужку.

6. Добавляю белила в полученный цвет, расписываю нижнюю и среднюю часть радужки.Кисть двигается по дуге, повторяя форму радужки.

7. Еще больше осветляю краску, расписываю нижнюю левую часть радужки.

8. Изображаю зрачки. Нужно следить за тем, чтобы глазки "смотрели" в одну сторону, зрачки были одного размера и округлой формы.

9. Затемняю верхнюю часть радужки. Для этого в тон, который изначально использовался для росписи радужки, добавляю микроскопическую порцию черного и умбры жженой.

10. И еще раз высветляю нижнюю часть радужки, наношу пару мазков почти белого цвета.Для его получения сильно развожу белилами цвет, который использовала в п.7.

11. Тонирую белки глаз - создаю тень от верхнего века. Развожу белилами малое количество черного акрила, наношу полученный тон на верхнюю четверть глазного яблока. Чем ближе к верхнему веку, тем интенсивнее тень, чем дальше - тем меньше она проявляется.

12. Прокрашиваю линию роста ресниц на верхнем веке. Использую черный акрил, белила, умбру жженую и охру светлую.

13. Ставлю блики. Нужно постараться расположить их симметрично и на одной высоте, блики должны быть одного размера.

14. Карандашом намечаю положение и форму бровей. Карандашные линии должны быть едва заметны. Я сильно навела их, чтобы на фотографии линии были хорошо видны. Мне нравится размещать бровки очень высоко, на самом деле они должны располагаться почти в два раза ближе к глазу.

15. Расписываю брови. Использую умбру жженую, охру светлую, белила. Развожу несколько тонов разной интенсивности. Короткими штрихами, повторяющими линии роста волосков, расписываю брови. После того, как куколка обзавелась волосами, мне пришлось изменить цвет бровей. К рыжим волосам этот цвет абсолютно не подошел.

16. Расписываю губки. Сначала нанесла ровный достаточно интенсивный цвет, использовала белила, киноварь, чуть-чуть охры и умбры.

17. Тонирую нижнее веко по линии роста ресниц. Использую оттенок чуть-чуть темнее общего тона лица.

18. Во внутренних уголках глаза изображаю слезнички, затемняю ноздри и ушные впадины, высветляю внутренние части верхних век. Слегка затемняю нижнюю часть глазного яблока.

19. Затемняю крылья носа, область под уголками нижних губ, под подбородком, за ушками.Высветляю спинку носа.

20. Высветляю губки (развожу белилами тон, которым их покрывала). Самые выпуклые части губ будут самыми светлыми, углубления - более темными. Наношу румянец на щечки, скулы, мочки ушей, кончик носа, подбородок, лоб.

21. Румянец на щечках делаю более интенсивным.

Личико расписано, теперь приступаю к приклеиванию волос.

Для работы потребуются следующие материалы:

Волосы для куколки (трессы, пряжа, ленты и т.п.),

Клей Момент Кристалл прозрачный,

Зубочистки или цыганская игла (поправлять прядки, удалять излишки клея),

Ножницы.

Подбираю цвет, определяюсь с прической.

Клеить волосы начинаю с затылка, двигаясь снизу вверх.

Подробно этот процесс я показывала в этом МК : Вкратце продублирую этапы приклеивания.

1. Так как волосы у мальчика короткие, нижние прядки также будут короткими. На этом фото к голове приклеены три ряда волос.

2. Верхние пряди чуть-чуть длиннее, это необходимо, чтобы прическа была объемной в затылочной части головы. Приклеен пятый ряд волос.

3. Оформляю область висков, тоненькие пряди приклеиваю, начиная с нижних и более коротких, постепенно продвигаюсь вверх. У меня получилось по три ряда волос на висках.

Вид сзади - приклеен седьмой ряд волос.

Вид спереди - 7 рядов.

4. Теперь приклеиваю ближайшие к лицу пряди, формирую прическу, пробор. Сейчас за лицевой прядью - лысина.

5. Заполняю все пространство за челочкой, плотно и густо приклеиваю пряди волос, двигаясь к макушке. Прическа готова.
Как я уже писала, позже я изменила цвет бровей и выделила складку верхнего века, после чего личико куколки стало выглядеть так:

Теперь можно приступать к формированию каркаса для куклы.

Для работы нам потребуются следующие материалы и инструменты:
- проволока (у меня вязальная сечением 1.2 мм),
- изолента,
- тейплента,
- бумага,
- плоскогубцы,
- ножницы.


Приступаем к работе.
1. На первом этапе я подготавливаю пять-шесть отрезков проволоки, длина отрезков относительно размеров головы видна на фото. Ориентировочно нам потребуются три отрезка проволоки длиной около 50 см и два - около 30 см (для рук и ног). Если проволока окажется длиннее, чем нужно, это не страшно. Лишнюю длину всегда можно откусить плоскогубцами.
2. Отрезку проволоки длиной около 50 см придаю форму, как на фото (буква "П" с хвостиком сверху). Верхний элемент будет располагаться внутри шеи куклы.
3. Придаю проволоке форму, как на фото. Слева заготовка для рук куклы. Справа - большая дуга для тела, маленькая дуга - для ног куклы.

Вот так они будут располагаться в каркасе:


4. Большую дугу для жесткости конструкции переплетаю с первым элементом (буквой П").

5. Маленькую дугу аналогичным образом переплетаю с заготовкой из п.4. Прикрепляю руки. Жестко и надежно фиксирую заготовку. Использую для фиксации тонкую проволоку и изоленту.

6. Оставшуюся заготовку складываю вдвое в форме узкой дуги. Верхний элемент дуги крепится в области шеи куклы, средняя часть формирует ягодицы, кончики проволоки пока свободны (справа на фото).


7. Оборачиваем свободные концы проволоки вокруг горизонтальной перемычки в области таза. Выводим их вперед и поднимаем вверх. Прикрепляем хвостики проволоки по бокам от шеи. Таким образом наметился объем живота и грудины.

Вот как каркас выглядит спереди:

Теперь нужно тщательно зафиксировать проволоку в области шеи, плечей и таза. Можно проклеить ее с помощью эпоксидки либо промотать тонкой проволокой и заизолировать.
После этого можно приступать к набору объема тела.
Для работы на этом этапе потребуются только туалетная бумага, тейплента и нитки для шитья. Бумагу рву руками по длине на полосы разной ширины. Для обмотки тела можно будет использовать более широкие полосы, для конечностей - поуже.

Итак, приступаем к работе.
1. Большой комок туалетной бумаги размещаю внутри туловища куклы. Плотно утрамбовываю бумагу.

2. Проматываю туловище полосами бумаги, захватывая поочередно плечи. Фиксирую обмотку нитью. При обмотке натягиваю бумагу, чтобы она ложилась максимально плотно.

3. Продолжаю набирать объем туловища, каждый новый слой бумаги тщательно уплотняю, прижимаю, проматываю нитью.

4. В области ягодиц и животика наращиваю объем.

5. Перехожу к набору объема конечностей. Узкими полосами бумаги плотно проматываю ноги и руки куклы. Двигаюсь от туловища к свободной части конечности и обратно, витки кладу наискосок. Каждый слой фиксирую и уплотняю с помощью нити. Повторяю эту процедуру несколько раз. Обязательно нужно следить за тем, чтобы руки и ноги плавно переходили в тело. Для этого каждый раз, проматывая руку в верхней части, необходимо захватывать и плечо. А проматывая бедро, захватывать область ягодиц и нижней части живота. И обязательно фиксировать нитью каждый новый слой бумаги.
Когда предварительный объем уже набран, можно поиграть с заготовкой. Окончательно определиться с позой тоже лучше сейчас, дальше это будет сделать сложнее.




6. Придаю заготовке выбранную форму. Заканчиваю набирать объем тела. С ногами ниже колена, предплечьями рук больше не работаю на этом этапе. Эти части тела будут вылеплены из Паперклея.


7. Когда объем заготовки полностью набран, проматываю тело тейплентой, выравнивая и уплотняя поверхность. Проматываю сначала руки и область грудной клетки, потом область поясницы. Ноги проматываю в последнюю очередь.



Вот и все, дальше будем работать с лепной частью рук и ног.


Паперклей,

Стоматологические инструменты или стеки для лепки,

Качественный секундный клей,

Высушенная влажная салфетка для выглаживания,

Вода для увлажнения заготовок,

Чай для тонироки,

Среднезернистая и мелкозернистая шкурки,

Тейплента.

Начинаю с лепки кистей рук куклы. Подробно процесс лепки ручки можно посмотреть тут , вкратце это выглядит так: Сначала леплю четыре пальчика-колбаски, намечаю ногти.

Леплю ладошку - прямоугольник.

Леплю и прикрепляю большой пальчик-морковку. Все неровности и неточности корректировать буду уже после высыхания ручки, сейчас же нужно придать пальчикам задуманное положение.

Линии на ладошке, фаланги тоже намечаю по-сырому.

Это ручки после высыхания, их еще нужно зашкурить и поправить форму.

Удобнее и проще работать над лепкой обеих ручек одновременно, тогда они получатся равными по величине. Размер ручки относительно головы куколки.

Пока руки подсыхают, перехожу к работе над туловищем куклы. Постепенно набираю объем ног, высушивая промежуточные слои материала.Намечаю ступни.

Примеряю кисти рук. Со стороны запястья в ручках отверстия, в которые входит проволока предплечья.

Зачищаю предплечья от излишков бумаги и тейпленты. Если нужно, корректирую длину руки.
Вклеиваю проволоку в кисти рук с помощью секундного клея.
Поэтапно тонкими слоями набираю объем рук и ног. Чтобы кисти рук хорошо сцепились с областью предплечий, предварительно увлажняю их. Каждый слой Паперклея просушиваю.
Теперь необходимо набрать недостающий объем в верхних частях рук с помощью тейпленты.

Прорабатываю обувь.

Шкурю ноги и руки, вначале использую среднезернистую шкурку, потом мелкозернистую. Слегка полирую высушенной влажной салфеткой.


После этого полностью высушенную, ошкуренную заготовку туловища я тонирую чаем. Опускаю ее в раствор крепкого чая на 5 секунд, вынимаю и тщательно просушиваю.
После высыхания заготовки туловища повторяю эту процедуру еще раз, чтобы тон стал более насыщенным и сравнялся с тоном головы куколки.

По фотографии создается впечатление, что руки и ноги куклы окрасились неравномерно. Это не так, когда тело высохнет, цвет выровняется. Но при тонировке куклы подобным способом нужно следить за тем, чтобы на влажных заготовках после окунания в чай не оставалось чайных капель и разводов. Иначе при высыхании эти участки станут более темными. Я использую эту особенность для затемнения некоторых участков кожи - области вокруг локтей, локтевого сгиба, за коленками и под ними, запястья, основание большого пальчика и т.д. Также для затемнения и тонировки тела я использовала акрил (умбра+белила+чайный раствор) . Тоненькой полусухой кистью обработала области между пальчиками, фаланги пальцев, наметила четче локтевой сгиб, подколенную область, косточки на щиколотках, коленные чашечки и т.д. Выступающие мышцы рук и ног, наоборот, слегка осветлила, а подушечкам пальцев и ладошкам куклы придала легкий розоватый оттенок.

После полного высыхания туловища переходим к изготовлению одежды.

В первую очередь я шью чехол для куклы из трикотажа телесного цвета. Он не будет виден после того, как кукла будет одета, но я буду знать, что под костюмом мальчик выглядит пристойно и аккуратно). Если для Вас этот момент не столь важен, можно пропустить все пункты, которые касаются трикотажного чехла и переходить непосредственно к созданию костюма куклы. О том, как я одевала эту куклу, расскажу в заключительной, четвертой части МК.

Для работы нам потребуются следующие материалы и инструменты:

Нитки швейные, ножницы, иглы для шитья,

Горячий клей,

Мононить,

Трикотаж телесного цвета,

Акрил для окрашивания обуви.

Должна предупредить, я плохо владею швейной терминологией, если какую-то операцию назову неверно, поправьте, пожалуйста.

Работа над чехлом:

1. Подготавливаю подходящий трикотаж. Мне понравился этот цвет. Шить чехол буду без построения выкройки, прикладывая ткань непосредственно к туловищу куклы.

Отрезаю прямоугольник ткани, ширина которого приблизительно равна обхвату туловища в самом широком месте, высота - на пару сантиметров больше расстояния от коленок до шеи куклы. Прорезаю снизу вверх ткань посередине на высоту, равную расстоянию от коленок до промежности куклы (штанишки).

Сверху вниз прорезаю ткань в тех местах, где будут располагаться руки куклы. Высоту разреза определяю, примеряя ткань на тело куклы, слегка натягивая трикотаж. Средняя верхняя часть полотна будет расположена на груди куклы, а узкие левая и правая части - на спинке. Посередине спины будет проходить шов. По фотографии видно, что я имею в виду. Низ будущих штанишек подшила наметочным швом. Можно было этого и не делать, они мне не пригодились)

Вот так чехол будет располагаться на теле куклы:

Переворачиваю туловище, натягиваю трикотаж, обернув им тело куклы, сметываю детали чехла посередине спинки. Подтягиваю вниз ткань со стороны спины и живота, временно скрепляю ее между ног куклы, чтобы верно определить расположение плечевых швов. Натягивая трикотаж, сметываю плечевые швы. Слежу, чтобы ткань располагалась равномерно, без складочек, провисаний и чрезмерного натяжения. Разрезаю стежки между ног куклы, в данный момент они мне больше не нужны.

Срезаю лишний материал, оформляю плечевые швы.

Со швом на спинке поступаю аналогичным образом. Срезаю лишний материал близко ко швам, распарываю их. Потайным швом соединяю детали чехла.

Теперь работаю с нижней частью чехла. Штанишки получаются очень широкими, нужно делать вытачки и убирать лишний материал. Сзади собираю излишки ткани в две вытачки, прокладываю наметочные швы. Детали штанишек между ножками куклы также соединяю наметочными швами, натягивая материал. Лишнюю длину штанишек срезаю.



Выкраиваю рукавчики, длину и ширину рукавов определяю, прикладывая отрезок трикотажа к телу куклы. Ширина приблизительно равна обхвату руки, длина - чуть больше расстояния от края плеча до предполагаемой длины рукава..

Cшиваю рукава в "трубочки", надеваю на руки куклы. Обрабатываю швы на штанишках.

Аналогичным способом выкраиваю штанины.

Пришиваю рукава и штанины к чехлу.

Примеряю голову, определяю точное ее положение.

Покрываю обувь акрилом. Пока использую зеленую ФЦ+охру светлую, корректировать оттенок буду позже.

Приклеиваю голову куклы с помощью горячего клея, стараюсь работать аккуратно, чтобы не испачкать трикотажный чехол. Выступающие излишки клея сразу же удаляю с помощью тонкой спицы.

Оформляю горловину чехла с помощью двухслойной полоски трикотажа. Пришиваю ее потайным швом.

Нижняя одежда куклы готова, можно переходить к созданию костюмчика.

Коллекционеры их обожают. Интерьерные куклы из силикона создает мастер Ирина Ермолова из Владивостока. О своем необычном увлечении она рассказала нашему журналу.

Ирина, многие кукол вяжут, шьют, а Вы, пожалуй, пошли по самому сложному пути - работаете с силиконом. Расскажите историю Вашего увлечения.

В 2009 году я впервые с мужем в интернете увидела кукол из силикона. Это был восторг и удивление, что руки человека могут создать нечто такое реалистичное и так похожее на реального человека! В то время, я оканчивала институт и должна была стать дипломированным психологом. Я и подумать не могла, что дальнейшая моя жизнь и работа будут тесно связаны с созданием этих самых кукол из силикона. Институт я закончила, и диплом защитила, но в жизни моей поселились новые планы и мечты, которые я воплощаю в своей новой работе.

В чем плюсы и минусы этого материала?

Сложно ответить на такой вопрос. Плюсы и минусы есть у любого материала, применяемого в искусстве или творчестве. У силикона, например, один из плюсов то, что кукла может быть подвижной при наличии скелета и сустава. Силикон не боится света (как винил), воды, перепадов температур.

Из минусов: силикон очень капризный материал на этапе изготовления куклы. Требует аккуратности, чистоты литейной формы. Например, литейную форму можно случайно «отравить» веществом, содержащим в своем составе серу, тем же пластилином или глиной, применяемой для создания «мастер - модели». В этом случае, в такой форме не произойдет полной полимеризации силикона. Отливка будет липкой, не пригодной для окраски. Только в мусорное ведро, предварительно порезав на мелкие кусочки.



Долго ли «рождается» кукла, с чего начинается процесс? Расскажите о его этапах? Кто Вам помогает?

Процесс «рождения» куклы длительный и порой непростой. Самый первый этап - это создание модели (скульптуры). Она может быть создана из любого материала (глина, пластик и пр.). Затем, происходит процесс формовки (создание форм для отливки). Этот этап, пожалуй, самый трудный и важный, т.к. после формовки скульптура разрушается и если форма по каким-то причинам получилась с дефектом, то приходится начинать всю работу с самого начала. Так, на создание моей первой куклы у меня ушло два года. Причиной столь долгого процесса как раз и был дефект одной из форм.

После удачной формовки наступает процесс разработки подвижного скелета для будущей куклы. Не менее важный и трудоемкий процесс. Разработкой скелета и всей технической стороной создания куклы занимается мой муж. Затем происходит отливка куклы. И только после удачной отливки начинается самое интересное - это творческий процесс, работа над образом будущей куклы.


Как люди реагируют на творчество? Знаю, что многие находят странными тех, кто увлекается реборнами - младенцами из силикона? У Вас куклы-дети постарше.

Я не причисляю своих кукол к реборнам. «Реборн» переводится примерно как «заново рожденный», «возрожденный», некоторые предпочитают вариант «перерожденный». И изготавливаются эти куклы из фабричных заготовок. Я же создаю кукол с нуля и этот процесс схож с созданием фарфоровой куклы. Отличие лишь в материалах и наличием подвижного скелета.

Реакция у людей на кукол разная: от «Ой, я боюсь» и «Мне было бы страшно с такой куклой находиться в одной комнате», до искреннего восхищения. Я, честно говоря, не особо об этом думаю, так как занимаюсь тем, что мне действительно нравится.

Для детей покупают таких кукол или только в качестве украшения для дома используют?

Заказывают кукол и для детей, но чаще всего приобретают коллекционеры. Цена таких кукол с учетом дорогостоящих материалов и работы, достаточно высока. У меня пока, только один раз приобрели куклу на подарок для девочки.


Вы используете в работе даже детские натуральные волосы, их продают для мастеров?

В работе я использую, как натуральный, так и искусственный волос. Волосы приобретаю либо в магазине для парикмахеров, либо по объявлению. Чаще всего, эти волосы предназначены для наращивания.

Как волосы закрепляются? Все выглядит очень естественно.

Процесс вживления волос называется микро - рутингом. Каждый волосок внедряется в кожу головы по одному. На большую куклу этот процесс у меня занимает три недели и это с учетом, что я буду работать каждый день не менее 4-5 часов. Так как голова куклы не полая, а имеет черепную коробку, то процесс закрепления волос усложняется. Когда вся голова прошита, я делаю надрез кожи и аккуратно, чтобы не повредить и не порвать силикон, оттягиваю скальп и проклеиваю волос изнутри. Когда клей просохнет и выветрится запах, я аккуратно склеиваю место разреза, маскирую шрам силиконом и вживляю в это место волосы. Можно, конечно, обойтись без проклейки волос, но тогда куклу, ни в коем случае нельзя будет расчесывать.


Вы даже глаза сами делаете. Из чего, наверное, это ювелирная смола? Как зрачки приобретают цвет?

Сейчас многие начинают самостоятельно делать глаза для своих кукол. Мастер сам может создать именно те глазки, которые ему нужны под конкретный образ куклы.

У каждого существуют свои секреты изготовления глаз. В общих чертах технология примерно такова: из белой пластмассы изготавливается склера глаза, потом наносится рисунок радужной оболочки и зрачок, если требуется, делаются прожилки и венки на склере. Потом наносится прозрачный слой пластика для имитации роговицы и «передней камеры глаза». После чего глаз полируется.

Скелет у кукол подвижный, за счет чего? Сколько весит такая кукла?

Скелеты для кукол также изготавливаем самостоятельно. Преимущество собственного изготовления в том, что, во-первых, ты ни от кого не зависишь в своей работе. Во-вторых, самое главное - в любой момент, на любом этапе изготовления куклы можно внести улучшения или какие-либо изменения в конструкцию скелета. Он изготавливается из тонкостенных стальных труб, либо ПВХ для облегчения веса, суставы делаются из монолитного стального квадрата и стальных пластин, скрепленных болтом с гайкой.

На изготовленный скелет в специальных литейных формах наносится, где нужно (череп, грудная клетка) твердый пенополиуретан, в других формах - гибкий пенополиуретан. Таким образом, скелет куклы приобретает «кости и мышцы». После того, как он приобрел кости и мягкие ткани, в завершающей литейной форме формируется внешняя оболочка из силикона на базе платины. В среднем, вес моих кукол 10-11кг. Получается даже легче, чем аналогичная кукла из ливингдолла.

Каждой кукле даете имена?

А как же без этого? Конечно. Ведь все, что нас окружает, имеет свои имена: будь то тайфун, коллекция мебели или машина. А в работе с куклой, мастер тратит не только свое время и работу, но и вкладывает душу, переживает. Имя для куклы, это не просто звук, а образ, характер, индивидуальность.


Одежду, обувь тоже сами шьете?

К сожалению, шить я не умею и не люблю. Одежду приобретаю готовую. Конечно, так будет не всегда. Думаю, что в ближайшее время буду одевать своих кукол в платья, отшитые по моим эскизам.

Где, кроме интернета можно посмотреть Ваших кукол, шоу-рум, например?

В настоящее время нигде, кроме интернета увидеть не получится. Работ у меня пока не много и все уже нашли свой новый дом. А только что созданные куклы выставляются на специальные торговые площадки, либо на аукцион.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры