Измерение интеллекта. Тесты интеллекта

Главная / Любовь

Вопрос об измерении умственных способностей впервые стал актуаль-ным в конце XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с на-учной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911). Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он сформу-лировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществле-ния интеллектуальной деятельности».

В 1884 г. на Лондонской международной выставке медицинского обо-рудования, средств и методов охраны здоровья Ф. Гальтон ознакомил широ-кую публику с созданными им тестами. Измерить свои «способности» мог любой из посетителей открытой им антропометрической лаборатории (Ф. Гальтон полагал антропометрию искусством измерять физические и умствен-ные свойства людей). Тестирование проводилось по семнадцати показателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота зрения, объем легких; различение цветов, запоминание объектов и др.

Идеи Ф. Гальтона получили дальнейшее развитие в работах амери-канского психолога Дж. Кеттелла. использовавшим в психологической экс-периментатике «интеллектуальный тест». Этот термин после статьи Кет-телла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind», приобрёл широкую известность. В своей статье Кеттелл писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым при-ведёт к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он выска-зал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастёт, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными ис-следователями на разных испытуемых. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших раз-личного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затра-чиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал при-менять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборато-рии (1891). Вслед за Кеттеллом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специаль-ные координационные центры по использованию этого метода. В 1895 – 1896 гг. В США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологичес-ким работам. Первоначально в качестве тестов использовались приёмы экс-периментально-психологического исследования. По форме они походили на приёмы лабораторного исследования, но смысл их применения был принци-пиально иным. Ведь задачей психологического эксперимента является выяс-нение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания – от частоты и распределения по времени повторений и так далее. При тестировании же психолог регистрирует индивидуальные различия психи-ческих актов, не изменяя внешних условий осуществления этих психических актов. Метод тестов получает широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом Альфредом Бине (1857 - 1911), создателем самой популярной для своего времени серии тестов. До Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах – чувствительности, быстроте реакции т.д. Но практика требовала информа-ции о высших психических функциях, обозначаемых обычно терми-ном «ум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности. В 1904 г. Министерство образования Франции поручило Бине за-няться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отде-лить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих прирождёнными дефектами и не способных учиться в обыч-ной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего обра-зования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провёл серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трёх лет). Проведённые на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистичес-ким критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллек-туального уровня. Первая шкала тестов Бине-Симона появилась в 1905 году. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из неё все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Шкала Бине в последующих редакциях (1908 и 1911 гг.) была пере-ведена на немецкий и английский языки. Вторая редакция шкалы (1908) от-личалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задачи и введено понятие умственного возраста. Са-мое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине. Третья редакция шкалы, опубликованная в год смерти Бине, не внесла существен-ных изменений. Задания в тесте Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определённые тесты. Они счита-лись соответствующими данной возрастной ступени, если их решало боль-шинство детей данного возраста (80-90%). Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет – 6 заданий. Задания подбирались путём исс-ледования большой группы детей (300 чел.). Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст опреде-лялся по успешности выполнения тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребёнка. Если он справлялся со всеми задания-ми, ему предлагались задания более старшей возрастной группы. Если он ре-шал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребёнок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались за-дания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводи-лись до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решаются испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решаются испы-туемым, назывался базовым умственным возрастом. Если кроме того ре-бёнок выполнял также некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом «умственных» месяцев. Несовпадение умственного и хронологического воз-раста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости. Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по провер-ке и стандартизации, проведённой в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л.М.Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 году и имел так много серьёз-ных изменений, по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве пока-зателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и применение кри-терия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нор-мы. Коэффициент IQ (как уже было указано выше) был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологичес-ким возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое зна-чение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умст-венного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного разви-тия. Шкала Стэнфорд-Бине расчитана на детей в возрасте от 2,5 – 18 лет. Она состоит из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным категориям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) равен 100, а статистическая мера рассеяния (среднее квадра-тическое, или стандартное отклонение) индивидуальных значений от этого среднего (s) равняется 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попав-шие в интервал х(s, т.е. ограниченные числами 84 и 116, считаются нормаль-ными, соответствующими возрастной норме выполнения теста. Если тесто-вый показатель выше тестовой нормы (более 116), ребёнок считается ода-рённым, а если ниже 84 – то умственно отсталым. Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всём мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986 гг.). В последней редак-ции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться на валидность пу-тём сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине. И многие из них также используют стандартную шкалу с параметрами: х=100, s=16. Следующий этап развития психологического тестирования характе-ризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии ХХ века, были индивидуальными и позво-ляли вести опрос только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имеющие достаточно высокую квалифи-кацию. Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью от-бора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полуто-рамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и учи-лищам заставила специально созданный комитет поручить А.С.Отису разра-ботку новых тестов. Так появились две формы так называемых армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Первая из них предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая – для неграмотных и иностран-цев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали ши-роко применять. Групповые тесты не только делали реальными испытания больших групп, но наряду с этим допускали упрощение инструктирования, процеду-ры проведения и оценки результатов тестирования. К тестированию начали привлекаться люди, не имеющие настоящей психологической квалификации, а всего лишь обученные проведению тестовых испытаний. В то время как индивидуальные тесты, такие как шкалы Стэнфорд-Бине, в основном приме-нялись в клинике и для консультирования, групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии. 20-е годы ХХ столетия характеризовались настоящим тестовым бу-мом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено прежде всего её направленностью на оперативное решение практических за-дач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д. На протяжении первой половины ХХ века специалистам в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тес-тов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили её поистине до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стан-дартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надёжностью и определённой валидностью. Тем не менее им свойственны известные недостатки. Валидизация выявила ограни-ченные возможности тестов интеллекта: необходимая точность прогнозиро-вания на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не достигалась. Требовалось, помимо знания обще-го уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психи-ки человека. Возникло новое направление в тестологии – тестирование спе-циальных возможностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Как вы можете себе представить, измерение интеллекта – весьма непростая задача. В ее основе лежит следующая идея: интеллект существует, а поскольку это так, его может быть либо больше, либо меньше (у каждого индивидуума). Отсюда следует, что его можно измерить. В этой цепочке рассуждений есть лишь одно слабое звено: каким образом мерить?

Уметь измерять интеллект крайне важно. Исторически тесты интеллекта были разработаны в чисто практических целях. В начале XX в. французское правительство решило выяснить, каких детей следует обучать по обычной системе, какие нуждаются в коррекционном обучении, а каких можно учить по ускоренной программе. Альфреду Бине и Теодору Симону поручили разработать тест, который помог бы определить, в какой класс направить ребенка. В наши дни тесты интеллекта продолжают использовать для подобных целей.

Бине и Симон вскоре поняли, что тип вопросов, на которые может правильно ответить развитый четырехлетний ребенок, должен существенно отличаться от типа вопросов, на которые может дать верный ответ развитый восьмилетний ребенок. В результате ученые придумали тест с вопросами, сложность которых менялась в зависимости от возраста детей.


Типовые задания тестов


Тесты, разработанные во Франции Бине и Симоном, неоднократно пересматривались. Наиболее удачным оказался вариант, предложенный Льюисом Терменом, психологом из Стэнфордского университета. Часто встречающееся название этого варианта теста – тест Стэнфорда-Бине. Еще одна серия тестов, получивших признание, была создана Дэвидом Векслером. Он придумал два отличающихся теста, один из которых – WISC - предназначен для детей, другой – WAIS -для взрослых (старше 15 лет). В тестах Векслера коэффициент умственного развития (IQ) определяется на трех уровнях: первый основан на вербальных заданиях; второй – на невербальных, а третий, называемый общим IQ , – на основании всей суммы заданий. Ниже приведены несколько вопросов, схожих с теми, которые включаются в тест Векслера для взрослых (Jensen, 1980):


Задания вербального тестирования


1. При какой температуре замерзает вода?

2. Кто написал «Республику»?

3. Почему золото ценится выше, чем медь?

4. Сколько дюймов в 3,5 футах?

5. Если шесть человек могут сделать некоторую работу за 3 дня, сколько потребуется людей, чтобы та же работа была выполнена за 1 день?

6. Что общего между сперматозоидом и яйцеклеткой?

7. Повторите ряд цифр, после того как вам их назовут. Например, выполняющий тест слышит: «8-1-7-5-6-2-1», а затем повторяет цифры либо в том же порядке, в котором они были даны, либо в обратном.

8. Объясните смысл слова «странный».

9. Объясните смысл слова «эскиз».

Задания невербального тестирования

10. Представьте числа от 1 до 9 в виде каких-то символов (например, 1=[, 2=}, 3=# и т. д.).

11. Определите, каких деталей не хватает в знакомых вам предметах или картинах (например, часы без стрелок).

12. Воспользовавшись красными и белыми деревянными кубиками, повторите узор, показанный на картинке.

13. Расположите картинки в логической последовательности.

14. Сложите картинку из отдельных кусочков.


Вопросы, встречающиеся в тестах, различаются по своей сложности, которая нарастает с каждым новым вопросом. Коэффициент умственного развития определяется для каждого тестируемого на основании того, какое количество правильных ответов он дал в сравнении со средним результатом, показанным контрольной группой.

Как вы могли только что увидеть, интеллект оценивается с помощью самых разнообразных вопросов. С помощью вербальных вопросов проверяется знание того, что, в принципе, должно быть известно большинству представителей нашего общества. Для большинства из нас ответ на вопрос, при какой температуре замерзает вода, требует только поиска в памяти. Некоторые из более трудных заданий типа: «Кто написал "Республику"?», рассчитаны на тех, кто получил высшее образование. Чтобы ответить на вопрос: «Почему золото ценится выше, чем медь?», требуется подумать о специфике спроса и предложения. Для ответа на четвертый вопрос нужно уметь оперировать числами, а также знать, что в футе 12 дюймов. Вопрос 5 представляет из себя обычную арифметическую задачу. Ответ на вопрос 6 вызывает затруднения потому, что различия между сперматозоидом и яйцеклеткой более заметны, чем имеющиеся между ними сходства. При этом, конечно, вы еще должны знать, что эти термины означают. Для того чтобы повторить ряд цифр в прямом или обратном порядке, необходимо обладать хорошей памятью. Если вы будете практиковать упражнения по развитию памяти (приемы мнемотехники), которые описаны в следующей главе, то сможете показать при выполнении подобных заданий отличные результаты. Восьмое и девятое задания – типичные вопросы, в которых проверяется словарный запас.

Вопросы на сообразительность сложнее поддаются классификации. Поскольку в большей части тестов время на выполнение задания ограничено, скорость реакции является важным фактором при определении коэффициента умственной деятельности для этой категории вопросов.

Когда вы превращаете числа в символы, необходимо соблюдать баланс между скоростью и точностью, с тем чтобы успеть превратить в символы как можно большее количество чисел, допустив при этом минимум ошибок. В вопросе 11 проверяется то, насколько хорошо вы помните, как выглядят обычные предметы. Способность воспроизводить рисунок или узор связана с пространственным воображением. Чтобы расположить ряд картинок в определенной последовательности, тестируемый должен иметь представление о том, что на них изображено. При сложении картинки из отдельных частей вы должны сообразить, как может выглядеть целый объект. Тесты по диагностике интеллекта предполагают, что испытуемый хочет показать высокий результат (что бывает далеко не всегда) и что он имеет «стандартный» опыт – еще одно допущение, которое часто не оправдывается. Тестирующие исходят из того, что интеллект – это некая фиксированная величина. Неудивительно, что представители меньшинств и малоимущих слоев населения показывают в тестах невысокие результаты – эти люди просто не могли получить те знания, которые, по представлениям авторов тестов, должны являться достоянием среднего человека. Читателям, возможно, известно о тех бурных спорах, которые ведутся в последние время по некоторым из этих проблем. Многие из них начались вскоре после выхода в свет внушительного объема книги, под названием The Bell Curve («Изгиб колокола») (Herrnstein Murray, 1994). Ее авторы утверждают, что интеллект определяется главным образом наследственностью, что обычные тесты дают весьма точную его оценку, что в течение человеческой жизни он практически не меняется и что образование влияет на него самым незначительным образом. Я оспариваю все эти утверждения (Halpern, in press).

Многие из нас слышали выражение «ай кью человека». Этот термин звучит тогда, когда речь идет о способностях индивидуума, его умственном развитии. Понятие «IQ» — это и есть коэффициент интеллекта. Он представляет собой оценку уровня способностей в сравнении со средним показателем интеллекта человека того же возраста, что и испытуемый. Чтобы определить уровень, необходимо пройти специальный тест на логику, гибкость мышления, способность быстро считать и выявлять закономерности.

Немного истории

Первым понятие «коэффициент интеллекта IQ» сформулировал в 1912 году Вильгельм Штерн. Это очень известный психолог и философ. Он предложил использовать в качестве основного показателя уровня развития результат разделения фактического возраста на интеллектуальный возраст. После него в 1916 году это понятие использовалось в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.

Постепенно люди начали активнее интересоваться своим уровнем интеллекта, поэтому было изобретено огромное количество всевозможных тестов и шкал, которые позволяли узнать его коэффициент. Создание многочисленных тестов привело к тому, что многие из них были недостоверные, поэтому сравнить результаты разных тестов довольно сложно.

Как определить уровень интеллекта? Сегодня во многих школах дети проходят тестирование, чтобы узнать уровень своего интеллекта. Развитие интернета поспособствовало тому, что люди, в том числе взрослые, могут с лёгкостью пройти тестирование онлайн.

Как узнать свой IQ

Чтобы определить значение IQ были разработаны специальные тесты. Их бывает два вида:

  • для детей 10-12 лет;
  • для детей от 12 лет и взрослых.

Методика измерения одинаковая для всех вариантов, изменяется только уровень сложности вопросов. Каждый тест имеет определенное количество вопросов и ограниченное время для их прохождения.

Они созданы таким образом, чтобы результаты, которые описываются с помощью распределения вероятности, показывали среднее значение IQ — 100. Значения группируются по следующей схеме:

  • коэффициент 50 % всех людей находится в пределах 90-110;
  • остальные 50 % людей делятся поровну на тех, у кого показатель ниже 90, и тех, у кого выше 110.

Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости? Если его показатель находится ниже 70.

Задачи в тестах разнообразны, сложность каждого следующего задания возрастает. Есть задачки на логическое, пространственное мышление, на знание математики, внимательность, умение находить закономерность. Естественно, чем больше правильных ответов даст человек, тем выше будет оценка уровня его интеллекта.

Тесты рассчитаны на разные возрастные группы, поэтому показатели учителя и ученика 12 лет могут быть одинаковыми, ведь развитие каждого из них будет соответствовать его возрасту.

Сегодня в интернете можно встретить огромное количество разных тестов, которые предлагают узнать своей уровень знаний, интеллекта. Но большинство из них разрабатывались не профессионалами, поэтому они вряд ли покажут достоверный результат.

Чтобы узнать свой уровень интеллекта необходимо использовать профессиональные тесты, такие как:

  • Кеттлера;
  • Амтхауэра;
  • Айзенка;
  • Равена;
  • Векслера.

Основные факторы влияния

Разум человека довольно трудно определить и измерить. Ум — это сочетание знаний, навыков и способностей, которые накапливаются на протяжении всей жизни человека. В основе нашего интеллекта лежит несколько важных факторов, которые влияют на его коэффициент:

  • генетика;
  • особенности питания ребенка в первые годы жизни;
  • воспитание и психическая стимуляция умственной активности ребенка родителями;
  • порядок рождения детей в семье;
  • окружающая среда.

Все это в той или иной степени влияет на умственное развитие ребенка.

Генетика

Ученые давно начали исследовать вопрос о том, как сильно зависит уровень интеллекта IQ от генов. Уже больше века проводятся исследования влияния генов на умственные способности, которые показали, что процент зависимости находится в пределах 40-80 %.

Уровень интеллекта у человека зависит от структуры мозга и его функциональности. Именно эти два фактора являются ключевыми. Различия в теменно-лобных частях мозга разных людей говорит о разном уровне их IQ. Чем выше показатель функциональности лобных участков мозга, тем лучше он может работать: воспринимать и запоминать информацию, решать различные задачи.

Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который передается от родителей ребенку. Они малоизучены, но несут важную функцию для развития умственных способностей.

Хромосомные аномалии, передающиеся по наследству, также влияют на уровень интеллекта. Например, болезнь Дауна, которая характеризуется слабым умственным развитием ребенка. Довольно часто возникает у детей, родители которых относятся к старшей возрастной группе.

Заболевания во время беременности также влияют на ум ребенка. Например, краснуха, которой болеет будущая мать, может привести к негативным последствиям для крохи: потеря слуха, зрения, низкий уровень интеллекта.

Влияние питания

Уровень интеллекта зависит от того, что именно мы едим в первые годы жизни, и что ела будущая мать на протяжении беременности и кормления грудью. Правильное и полноценное питание положительно влияет на развитие головного мозга. Чем больше полезных веществ, витаминов и микроэлементов будет потреблять ребенок через матерь и следующие несколько лет после рождения, тем больше будет размер мозгового паруса. Он отвечает за обучение и память.

Положительно влияет потребление большого количества жирных кислот. Ученые провели исследования, которые доказали, что, если женщина во время беременности употребляет много жирных кислот, то дети будут значительно опережать других в своем развитии.

Воспитание

Воспитание является одним из ключевых факторов развития умственных способностей. Даже если человек от природы генетически предрасположен к высокому уровню IQ, из-за отсутствия правильного воспитания, качественного образования коэффициент будет не выше среднего.

Воспитание включает в себя много факторов:

  • стиль жизни семьи;
  • домашние условия;
  • уровень образования;
  • отношение родителей.

Академики для изучения влияния воспитания разделяли близнецов и помещали в разные среды жизни. Ведь если интеллект — это биологическое понятие, то по идее у близнецов он должен быть одинаковым, независимо от условий жизни. Это не так. Исследования показали, что дети, которые живут в детских домах, имеют более низкий уровень интеллекта. Также, показатель зависит от того, как родители относятся к ребенку: ведут ли на дополнительные кружки, заставляют заниматься музыкой, рисованием, прививают любовь к логическим играм.

Порядок рождения в семье

Этот вопрос изучался долго, но ученые так и не смогли прийти к единому выводу относительно влияния очередности рождения ребенка и количества детей в семье от их умственных способностей. Многие исследования показали, что первенцы умственно более развиты, чем остальные дети. В истории большинство космонавтов, президентов, ученых и известных политических фигур били именно первенцами.

Многих интересует вопрос, почему так происходит. Порядок рождения не является приговором. Больше всего влияет то, что семья с одним ребенком может уделить ему больше времени, внимания и ресурсов на обучение. Тестирования показали, что первенцы обходят остальных детей всего на 3 пункта.

Окружающая среда

Сможем ли мы использовать все возможности своего мозга, зависит только от нас: от нашего образа жизни, наличия вредных привычек. Различные диеты и токсины влияют на развитие интеллекта на протяжении всей жизни.

Если будущая мать будет курить, пить, употреблять наркотики, то вряд ли ребенок будет полноценным. Умственная деятельность человека может ухудшиться, если он будет пить или травить собственный организм.

Ученые выяснили, что уровень интеллекта у людей из разных стран значительно отличается. Некоторые тесты показали зависимость среднего IQ от ВВП страны, преступности, уровня рождаемости, религии.

Несколько интересных фактов об IQ:

  • чем выше коэффициент, тем общительней человек;
  • грудное вскармливание повышает показатель на 3-8 баллов;
  • во время летних каникул показатель уменьшается;
  • показатель выше 115 гарантирует, что человек сможет справиться с любой работой;
  • люди с показателем ниже 90 баллов чаще становятся асоциальными, попадают в тюрьму или живут в бедности;
  • чем ниже IQ, тем сложнее человеку справится со стрессом;
  • чем выше показатель, тем увереннее человек.

Значение показателей IQ

Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.

Среди выдающихся людей стоит отметить Кима Пика, который может прочитать страницу книги всего за несколько секунд, Дэниела Таммета, который способен запомнить невероятное количество цифр и Ким Унг-Йонга. Он поступил и успешно начал обучение в университете в 3 года.

Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:

  1. Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
  2. Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
  3. Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
  4. Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
  5. Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
  6. Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
  7. Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
  8. Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
  9. Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
  10. Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
  11. Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.

Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.

Интеллект (от лат.Intellectus - понимание, познание) - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание - основная задача человека, остальные для него - лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Основные тесты для измерения интеллекта, применяемые в России в настоящее время:
1. Тест «Структуры интеллекта» Дэвида Векслера (США) для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей, пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.). 11 субтестов для возраста с 5 до 75 лет. Взрослый и детский варианты теста.

2. Тест «Структуры интеллекта» Рудольфа Амтхауэра (Германия) для оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний. 9 субтестов для возраста от 13 до 61 года.

Предназначен для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профотбора.

3. Тесты интеллекта Ганса Айзенк а (Великобритания). Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Каждый тест состоит из 40 заданий и ограничен 30 минутами выполнения.

4. Тест Прогрессивных матриц Джона Равена (Великобритания) и Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта.

Три варианта теста. (1) Стандартные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для возраста 6-80 лет. (2) Цветные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Кричтон для младших детей, пожилых и умственно отсталых людей. (3) Продвинутые Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для способных людей.

Задания теста основаны на теории гештальта и теории интеллекта Ч. Спирмена. Построен по принципу возрастающей трудности.

5. Двухфакторная модель интеллекта Р. Кеттелла: «флюидный» и «кристаллизованный» интеллект. Свободный (флюидный, текучий интеллект) - это способность к понятийному научению и к решению проблем, это общая «одаренность» и приспособляемость - относительно независимая от образования и опыта. Связанный (кристаллизованный) интеллект - производное опыта, состоящий из приобретенных знаний и развитых интеллектуальных навыков.

Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла (США) для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности.

6. В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Флоренс Гудинаф (США) впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.

7. Краткий отборочный тест (КОТ) Р.Вандерлика для диагностики общих способностей.

Структура (от лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура интеллекта по Х. Айзенку - (от лат. structura - взаиморасположение и лат. intellectus - ум) - модель интеллекта; выделяются такие элементы, как

  • скорость интеллектуальных операций,
  • настойчивость и
  • склонность к проверке ошибок,

на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

Структура интеллекта по Х. Гарднеру - модель интеллекта; cостоит из независимых друг от друга модулей:

  • формально-лингвистический,
  • пространственный,
  • логико-математический,
  • музыкальный,
  • двигательный,
  • межличностный,
  • внутриличностный;

в разных культурах делается акцент на формировании разных модулей; каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями:

  • восприятие,
  • запоминание,
  • учение.

Структура интеллекта по Р. Кеттелу - факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта:

  • текучий (fluid) , который существенно зависит от наследственности - и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и
  • кристаллизованный (cristallized) , в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы - операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена.

Как показали исследования Спирмена с возрастом, особенно после 40 - 50 лет происходит снижение показателей текучего интеллекта, но не кристаллизованного .

Структура интеллекта по Р. Стернбергу - классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:

  1. Вербальный интеллект - , который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
  2. Способность решать проблемы;
  3. Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Структура интеллекта по Э.П. Торренсу - модель интеллекта; выделяются такие элементы, как *вербальное понимание,

  • пространственные представления,
  • индуктивные рассуждения,
  • счетная способность,
  • память,
  • перцептивная быстрота,
  • речевая беглость.

Структура интеллекта по Ч. Спирмену - факторно-аналитическая теория генерального фактора , в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия , уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести

  • механическую,
  • лингвистическую,
  • математическую компетентность;

а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры