К какому направлению относится танец танго. «Танго» — откуда это слово

Главная / Любовь

Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел - танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. Такой эффект производит страстное и огненное танго. История этого жанра полна неожиданных фактов и секретов. Какое отношение к происхождению танца имеют африканцы? Почему в Париже он ассоциировался с оранжевым цветом? И какие мелодии танго считаются самыми популярными? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.

Что такое танго?

Если обратиться к энциклопедиям, то ответ на поставленный вопрос звучит весьма однобоко: танго - это парный аргентинский танец. Но если копнуть глубже, в этимологию слова, то перед нами открываются интересные факты. Существуют несколько версий происхождения термина:

    африканская. В Танзании, расположенной в Восточной Африке, находится область под названием «танга». Кроме того, с помощью этого слова африканцы раньше обозначали закрытое, особое пространство;

    латинская. Лингвисты считают, что в основе термина лежит латинский глагол tangere, который означает трогать, прикасаться. Аналогичное значение имеет и французский глагол tangier;

    испанская. Вариант менее правдоподобный, но имеет право на существование. Согласно ему, слово происходит от испанского taner - играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Говоря о танго, нельзя обойти стороной его особенности . Для танца характерен:

    быстрый ритм;

    разнообразные движения, в которых задействованы все части тела;

    резкие повороты, в большом количестве;

    тесный контакт между партнерами, за счет чего создается страстный характер жанра.

Лучшие танго

Предлагаем послушать известные мелодии в ритмах танго.


«Por una cabeza» Карлоса Гарделя. Мелодия, название которой переводится как «Потерявший голову», была написана в 1935 году. Но всеобщую славу композиция приобрела после того, как прозвучала в фильме «Запах женщины». Великолепный танец в исполнении Аль Пачино и Габриэль Анвар под тоскливую игру скрипки завораживает и остается в памяти навсегда.

«Por una cabeza» (слушать)

«Табакера» Горана Бреговича. Эта мелодия считается одной из самых известных среди всех композиций музыканта, прославившегося своими работами к различным фильмам. Лирика принадлежит перу польской исполнительницы Кайи, которая сумела подобрать трогательные и чувственные слова.

«Табакера» (слушать)

«Espuma de Champagne» Хосе Марии де Люкьеси. Очень хорошо эта мелодия знакома советским гражданам. Правда, для них привычнее название «Брызги шампанского». Пластинка с этой композицией появилась в Советском Союзе в 1937 году и завоевала любовь публики. Об авторе мелодии, к сожалению, известно очень мало. Хосе Мария жил и работал в Аргентине. Вся его жизнь была связана с музыкой: сначала он преподавал в школе, а затем руководил оркестром. «Espuma de Champagne» он написал в 1935 году. Это единственная известная мелодия автора.

«Брызги шампанского» (слушать)

«La cumparsita» Херардо Эрнана Матоса Родригеса. Эта композиция узнается с первых аккордов. Ее автору на момент написания было всего 19 лет и к профессиональной музыке он не имел никакого отношения. Херардо Эрнан готовился стать дипломатом. А танго было увлечением, которое принесло уроженцу Уругвая мировую известность.

«La cumparsita» (слушать)

«Hernando"s Hideaway» Джерри Росса и Ричарда Адлера. Танго, известное многим по фильмам и телевизионным шоу. Мелодия была написана в 1954 году и до сих пор не теряет актуальность.

«Hernando"s Hideaway» (слушать)

История танго

1857 год, Буэнос-Айрес. Полным ходом идет строительство железной дороги, на которую возлагали большие надежды. По рельсам планировали экспортировать местную сельскохозяйственную продукцию. Правда, рабочей силы для обеспечения необходимого объема сырья было недостаточно. Так, Буэнос-Айрес открыл свои ворота большому количеству эмигрантов. Итальянцы, испанцы, германцы, поляки, африканцы и другие национальности наводнили богатый портовой город Латинской Америки, сделав возможным появление танго.

Историки до сих пор спорят: где и когда именно зародился этот страстный танец. Каких-либо точных задокументированных сведений на этот счет нет. Но по мнению большинства, первые танго стали танцевать в бедных слоях населения, которое и составляли эмигранты всех мастей. Они проживали в портовых кварталах и на окраинах города, где царили криминал и нищета.

Улицы, занятые приезжими европейцами, больше напоминали трущобы. Вдоль улиц, наполненных вонью с местной скотобойни, ходили беглые каторжники, нищие артисты, солдаты и негры. Они проводили свое время в обшарпанных кабаках и борделях, где лилась музыка, сотканная из звучаний различных инструментов. Это было танго.

Первоначально танец исполняли исключительно мужчины. Женщин к нему не допускали. С одной стороны, мачо красовались друг перед другом, с другой - просто учились танцевать. Ни о какой страсти и любви речи не шло.

Позже, когда музыку наполнили звучанием аккордеона, к танцу стали привлекать девушек легкого поведения. Отсюда идет традиционный женский костюм для исполнения танго: узкое платье с провокационным разрезом по бедру, сетчатые чулки и обувь на шпильке. Мужчины-танцоры одевались более скромно: костюм был свободного кроя, волосы гладко причесаны и покрыты шляпой с узкими полями. Местное население специально собиралось в борделях, чтобы пропустить очередной стаканчик и полюбоваться страстным танцем под звуки бандонеона, маленькой гармошки.


Какой танец считают прародителем танго?


Загадка, на которую ищут ответ до сих пор. Истоки жанра прослеживаются в:

    кубинской хабанере, очень близкой по темпу;

    испанском контрадансе;

    кандомбе, которую танцевало черное население, переселившись в Латинскую Америку;

    креольской милонге, выросшей из уличной песни в танец;

    мазурке, популярной среди поляков.

Получается, танго - это смесь культурных традиций, которые слились в один невероятно красивый танец.

Интересные факты

  • Первые попытки «завезти» танго в Европу датируются началом XX века. Но популяризация танца прошла безуспешно. Эпидемия под названием «танго» захлестнула Старый Свет примерно в 1921 году благодаря фильму «Четыре всадника Апокалипсиса», где и была показана страсть в латиноамериканском стиле.
  • По танго сходил с ума не только парижский бомонд. Заслужил он одобрение и врачей, которые видели в танце возможность укрепить тело и воспитать в себе гармонию движений.
  • В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния.
  • Кладбище Чакарита - значимое место для поклонников танго. Здесь похоронены самые известные личности в истории этого направления. Главный персонаж - певец Карлос Гардель, кумир миллионов латиноамериканцев. Его роль в развитии танго настолько велика, что ЮНЕСКО объявило его голос культурным достоянием. Приезжая на кладбище, поклонники Гарделя обязательно зажигают сигарету в руке его бронзовой статьи. Таков обычай почитателей певца.
  • В 1899 году был выпущен «Словарь испанских слов», в котором танго был обозначен как праздник и танец негров. В переиздании 1925 года, значение слова расширилось до танца испанского высшего общества.

    Одни известный французский дизайнер использовал популярность танго в собственной стране в свою пользу. Дело в том, что у него давно лежало большое количество невостребованной ткани оранжевого цвета. Он решил назвать оттенок в честь танца и буквально за пару дней распродал весь материал. Пришлось даже заказывать дополнительную партию.

    Российский политик Лев Аристидович Кассо, отвечавший за народное просвещение Российской империи, выступал против танго. Одними высказываниями с его стороны не обошлось. Министр разослал по учебным округам циркуляр, запрещавший даже упоминать название непристойного танца вслух.

    Танго и кино - совместимые вещи? Вполне. Достаточно посмотреть киноленты «Фрида», «Мистер и миссис Смит», «Запах женщины» или «Давайте потанцуем», чтобы убедиться в этом.

Аргентинское или уругвайское?

Жаркие споры по поводу страны происхождения танго не угасают. Дело в том, что танец возник на берегах Рио-де-ла-Плата. Она объединяет территории и Уругвая, и Аргентины, в частности Буэнос-Айреса. Именно в этом культурном пространстве, где соединились два народа, и зародилось танго. Поэтому все споры беспочвенны.


Виды и стили танго

Их можно перечислять бесконечно - распространяясь по земному шару, направление впитывало в себя особенности той или иной местной культуры. Так, известны французское, английское, финское и другие разновидности жанра. Мы же остановимся на стилях аргентинского танго.

    Лисо - один из самых простых вариантов танца, поскольку в основе лежат элементарные па. Сложные движения не используются.

    Нуэво - это красивое сочетание грациозных поз, всевозможных вращений со сплетением ног. Стиль считается новаторством молодых людей, поэтому наполнен оригинальными движениями и постоянным поиском себя в танце.

    Фантазия исполняется исключительно в постановках шоу-программ. Он привлекает внимание немного эксцентричными фигурами, поставленных согласно сценарию и сюжетной линии. По сути фантазия - это пьеса, рассказанная с помощью танца.

    Каньянг выделяется старинным происхождением. Время его появления относят к 1870 году. Разновидность отличается сложной хореографией и элементами, взятыми из африканской культуры.

    Модерн салон - классика в мире танго. Свое распространение стиль получил в 40-х годах прошлого века и привлек внимание общественности размеренными движениями, точностью и изысканностью их исполнения.

Этот удивительный танец родился в конце XIX века, когда в поисках счастья и лучшей жизни в Буэнос-Айрес начали прибывать иммигранты из Европы, терзаемой голодом и войнами. И, как напоминание о родине, кроме музыкальных инструментов, они везли с собой музыкальные традиции и танцы своих стран.

Еще с давних времен в Аргентине существовал стиль песни, а после и танца, под названием «милонга». Это были веселые или ироничные песни странствующих музыкантов. Таким же стал и танец, который впоследствии, как это ни парадоксально, оказал наиболее важное влияние на зарождение танго. В XIX веке из привезенных иммигрантами из Европы танцев стали выбирать отдельные движения и адаптировать их к милонге, прокладывая путь к первому варианту танго. Этот танец в полной мере воплощал весь эмоциональный накал, всю силу переживаний людей, по воле судьбы покинувших родину.

«Милонга», по мнению Хосе Гобело (основатель «Академии дель люнфардо», считается авторитетом в том, что касается темы танго), является словом из африканского языка Квимбунда, будучи множественной формой слова «мулонга». «Мулонга» на этом языке означает «слово». Таким образом, «милонга» значит «слова». В 1872 году, когда Хосе Эрнандес опубликовал свою самую знаменитую книгу «Мартин Фиерро» (где в стихах описывается жизнь «гаучо» - аргентинского ковбоя), термин милонга уже приобрел смысл некоего собрания, где можно потанцевать. Десятилетие спустя, в 1883 году, Вентура Линч писал: «На окраинах города, милонга столь общепринята, что танцуется на всех собраниях людей, ее можно слышать исполняемой под музыку гитар, аккордеонов, расчесок и бумаги,а уличные музыканты играют ее оркестром из флейты, арфы и скрипки. Ее также танцуют в дешевых казино вокруг рынков на площадях 11 сентября и Конституции, во время других танцевальных мероприятий и похоронных процессий».

В наши дни милонга имеет несколько значений: стиль музыки, танец, общественное место, где можно потанцевать, а также свое изначальное значение (много слов, или длинный рассказ). Например, во фразе «no me vengas ahora con esa milonga» («не начинай сейчас всю эту трепотню»).

Что касается термина «танго», то единого мнения о его происхождении нет. Если обратится к предыстории танго, то все покрывается густым туманом. Слово «танго» появилось гораздо раньше, чем танец с таким названием. Сперва слово появилось за пределами Аргентины, на одном из Канарских островов, и в других частях Америки, со значением «собрание негров для танцев, для игры на барабанах; также, африканское название этого барабана». Словарь Испанской Королевской Академии Словесности, издания 1899 года, определяет Танго, как «Веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке», а также дает и второе значение слова: «Музыка для этого танца». Здесь надо помнить, что для испанского мира, Америка является целым континентом, а не только США. В данном случае словарь говорил об испанской части Америки, исключая США и Канаду.

Сам танец (техника танца) построен так, что без импульса мужчины женщина и шагу не ступит. Для танго действительно нужны двое, потому что этот танец не вписывается в концепцию «мужчина ведет, женщина – следует».

К началу ХХ века аргентинское танго уже готово было завоевывать Европу. Сначала его «приютила» Франция. Произошло это благодаря богатым аргентинцам, которые регулярно бывали в Париже - их приемы регулярно посещались знатью. Из Парижа танец моментально «переселился» в другие европейские столицы. Консервативная Европа начала активно обучаться и интересоваться аргентинским танго, устраивать вечеринки с участием оркестров из Аргентины. Дерзкий и бескомпромиссный характер танца вызывал постоянное раздражение и запреты со стороны власть предержащих, однако попытки остановить популярность этого чувственного танца с его прикосновениями бедрами и переплетениями ног, не имели никакого успеха. Даже женской моде пришлось измениться, дабы подстроиться к движениям из танго - весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными.

По всему миру один за другим стали возникать салоны и школы аргентинского танго, а в Европе аристократия устраивала так называемые "tang o tea" – чаепития под танго. Соблазнительный и откровенный танец спровоцировал настоящую тангоманию. В 30-е и даже в начале 40-х годов прошлого столетия танго оставался танцем №1. А в 50-е годы,столкнувшись с новыми формами поп-музыки, танго вынуждено было уступить позиции и перейти в разряд «классики», к которой относились скорее с уважением, чем с наслаждением. Молодежь увлеклась новыми музыкальными течениями...

Но сегодня танго вновь возвращается к нам в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. В танго приходят взрослые зрелые люди, которые, уже многое знают о себе и мире. «Спокойная мужественность», «элегантная женственность» – это сказано о мужчинах и женщинах в аргентинском танго. И подстраивая себя «под танго» (в том числе и путем освоения техники танца) мужчины и женщины действительно развивают в себе эти качества.

Танго не стоит на месте, оно динамично развивается. Это находит выражение в стилях этого танца. Обычно выделяют четыре группы стилей аргентинского танго: милонгеро, танго-салон, танго-нуэво и танго-фантазия. Милонгеро танцуют на милонгах; нуэво и фантазия требуют больше пространства, их танцуют чаще всего в шоу; салон более универсален, его с успехом можно танцевать как на переполненном танцполе, так и в шоу.

Луи Армстронг однажды сказал: «Если ты спросишь, что такое джаз, тебе никто не ответит». Аргентинское танго имеет много общего с джазовой музыкой в том смысле, что у импровизации не существует никаких установленных правил, но существуют распространенные практики и способы. Люди,изучающие джазовую музыку или аргентинское танго, изучают варианты импровизации. И в этом смысле свойства аргентинского танго определяют распространенные практики импровизации.

Аргентинское танго – это всегда импровизация, зачастую даже не знакомых друг с другом людей. Они ни о чем не договариваются заранее, не подсказывают друг другу движения.

Танго – это особенный язык, на котором мужчина и женщина говорят без слов.


ТАНГО/ TANGO

Это гремучая смесь страсти, ревности и любви, ледяной танец раскаленных до предела чувств, когда воздух буквально дрожит от эмоций, вздымающихся между партнерами.

Невероятно строгий, безмерно эмоциональный, этот танец родился в трущобах, смешав в гремучий коктейль любовь до смерти и смерть от любви. Здесь мужчина и женщина сбрасывают все маски, оголяя эмоции: он всегда ведет, она всегда ведома.

Танго обладает какой-то роковой магией, обволакивающей партнеров, как только зазвучат первые звуки бандонеона – разновидности аккордеона, дополненные пианино, скрипкой и гитарой.

Можно сказать, что танго – больше чем танец, это ритуал, а Борхес назвал этот темпераментный танец «вертикальным выражением горизонтального желания».

Более строгий и сдержанный, но накал страстей от этого только усиливается.

Исторически изначально танго был исключительно мужским танцем. Танго был сначала исключительно танцем мужчин. Трудно поверить, что чувственные движения – это история не любви, а уличной драки. Одна из легенд рассказывает о том, что танго возникло в 1880-м году в Аргентине, когда на улице Буэнос-Айреса вспыхнула очередная драка. Мужчины выясняли отношения, по легенде, из-за возлюбленной. Но, как только прибыла полиция, они сумели замаскировать свой поединок в танцевальное действо. Так, танго стало танцем двух соперников, которые « сражаются » за даму сердца.

Есть и другая версия, которая рассказывает о том, что таким танцем соперничества молодые аргентинцы развлекались в публичных домах. Противники красивых историй уверяют, что танго появилось от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм.

Как бы то ни было, танцевать, так близко прижавшись к девушке, в то время было неслыханно. А причудливые сплетения рук и ног в танце считались просто вульгарными. Танцевать танго с девушкой можно было только в кабаках и публичных домах, причем девушка была вправе потребовать за это деньги.

Светское общество не принимало танго очень долгое время. Несмотря на это, почти каждый отпрыск из богатенькой семьи (а в Аргентине на тот момент их было немало, т.к. страна входила в десятку богатейших стран мира), сгорая от любопытства и восторга, стремился разучить танец.

Пусть и неофициально, танго захватило Аргентину и просочилось в салоны и танцевальные школы Европы. И хотя кайзер Германии Вильгельм запретил своему двору танцевать этот танец, Папа Римский Пий Х назвал его «бесстыжим танцем», а английская королева вовсе отказалась танцевать «это», танго все равно набирало популярность. Франция и другие европейские страны «обтесали» и облагородили танго так, что его можно было танцевать на светских мероприятиях. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия, танго стало диктовать моду.

Пышные платья, в которых неудобно танцевать танго, остались в прошлом. Согласно одной из легенд, один торговец был близок к разорению, потому что у него было очень много невостребованного яркого материала, но тут ему пришло в голову дать тканям название «оранжевое танго» и товар моментально смели с прилавка. Счастливому торговцу пришлось заказывать еще много такого же, ранее никому не нужного, материала.

Золотым веком танца считают период 30-50-х годов двадцатого столетия. Затем горячий интерес к модному танго остыл, но в 80-х годах случилось его возрождение. Сегодня танго вне моды, оно стало классикой. считается 11 декабря.

— старинный аргентинский народный парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире.

Ранее танго был известен как танго криольо (tangocriollo).

История танго

Танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм.

Слово «танго» также имеет африканское происхождение, его возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило танец под звук барабана, и применяют к мелодиям, полученным в результате синтеза различных форм музыки из Европы, Африки и Америки.

Хорхе Луис Борхес в «Elidiomade los argentinos » пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является „сыном“ уругвайской милонги и „внуком“ хабанеры». Слово «танго», похоже, впервые используется в отношении к танцам в 1890-е. Первоначально этот танец был лишь одним из многих, но вскоре он стал популярным во всем обществе.

В первые годы ХХ века танцоры и оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео отправились в Европу, и первый европейский показ танго состоялся в Париже, а вскоре после этого в Лондоне, Берлине и других столицах. К концу 1913 года танец попал в Нью-Йорк, США и Финляндию.

В США в 1911 году название «» часто применялось для танцев в ритме 2/4 или 4/4 «на один шаг».

Иногда танго исполняли в довольно быстром темпе. В тот период иногда относились к этому как «Североамериканского танго», в сравнении с «Рио де ла Плата танго». К 1914 были более распространены аутентичные стили танго, а также некоторые варианты, как «Менуэт-танго» Альберта Ньюмана .

Несмотря на Великую депрессию, период 1930—1950 годов стал «золотым веком» танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня классиками стиля: АннибалТройло, ОсвальдоПульезе, АсторПьяццолла и многие другие.

Возрождение танго началось в 1983 году после открытия в Нью-Йорке шоу «ForeverTango ». Эти показы сделали революцию во всем мире, и люди повсюду начали посещать уроки танго.

11 декабря, день рождения аргентинского певца и киноактера, знаменитого «Короля танго» Карлоса Гарделя , отмечается в столице Аргентины, Буэнос-Айресе как «День танго».

Стили танго

Существует ряд стилей танго:

  • Аргентинское танго
  • Уругвайское танго
  • Бальное танго
  • Финское танго
  • Аргентинское танго

Аргентинское танго объединяет в себе множество разнообразных стилей, которые развивались в различных регионах и эпохах Аргентины и Уругвая.

К различным стилям Аргентинского танго относятся:

  • Канженге
  • Салон
  • Орильеро
  • Милонгеро (танго Apilado)
  • Нуэво
  • Фантазия

По виду музыки танго делят на несколько типов:

  • Танго
  • Вальс (танго-вальс)
  • Милонга (соответствующий танец, который обычно отличается более быстрым темпом)
  • Канженге
  • Танго Electronico

Альтернативное танго (музыка других стилей преобразованная для использования в танце танго)

Танго Салон

Танго Салон отличается более открытой позицией танцоров в паре по сравнению с «близким объятием». Это пространство позволяет танцевать более разнообразные шаги, фигуры, повороты и позы танго. Это более изысканный и изощренный стиль исполнения танго и также, как и танго Милонгеро, основан на принципах импровизации, ведения-следования и т. п.

Танго Лисо

Танго Лисо очень похоже на простые шаги, ходьбу или прогулку (коминада), как их называют в танго. В этом стиле используются только самые основные шаги и фигуры танго, нет множества поворотов, фигур и вращений.

Танго Нуэво

Танго Нуэво — это новое направление танго, это изобретения молодого поколения танцоров по части оригинальности шагов. Они стремятся найти в танго свой собственный неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. Танго Нуэво требует для исполнения много места, его часто танцуют в шоу и никогда на милонгах. Более того, танцевать сложные фигуры рядом с парами, танцующими Милонгеро, считается просто дурным тоном.

Танго Фантазия

Танго Фантазия — название постановочного танго, которое исполняется в шоу для зрителей. Это танго имеет чаще всего совсем иные законы, в отличие от клубных (социальных) стилей — законы постановочного и сценического жанра. Это шоу, в котором музыкой и постановщиком продиктованы шаги, характер и чувства. Для танго «фантазия» характерна виртуозная техника исполнения, зрелищность движений и фигур.

Финское танго

Стиль зародился в Финляндии в середине 40-х гг. XX века.

Наибольшую популярность финское танго приобрело в 1950-е — 1960-е, после появления на свет музыкальной композиции УнтоМононена «Satumaa» («Сказочная страна»), которая стала известна в исполнении РейоТайпале.

Наиболее известные исполнители финского танго — Олави Вирта, РейоТайпале, ЭйноГрён, ЭскоРахконен, ВейккоТуоми, ТайстоТамми, РайнерФриман и другие. Также к этому стилю обращались ТапиоРаутаваара, Хенри Тиль, Георг Отс, женские вокальные ансамбли Metro-tyt?t и HarmonySisters.

Бальное танго

Спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, венским вальсом и др. Отличие от аргентинского — отсутствие импровизации. Все движения соответствуют определённым правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами.

Бальное танго от аргентинского отличает также и ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему больше четкости. По характеру звучания мелодия бального стиля танго может немного напоминать имперский марш. Аргентинское танго более плавно и мелодично.

Танго - танец аргентинского происхождения, который стал популярен по всему миру. Партнер и партнерша в танце выполняют разные шаги. Мужчина в танго ведет, создавая танцевальный рисунок, а женщина следует за ним, интерпретируя и украшая его шаги. Танго - чувственный и драматичный танец. Его иногда называют «любовью на 5 минут».

Танго - танец аргентинского происхождения, который стал популярен по всему миру. Партнер и партнерша в танце выполняют разные шаги. Мужчина в танго ведет, создавая танцевальный рисунок, а женщина следует за ним, интерпретируя и украшая его шаги. Танго - чувственный и драматичный танец. Его иногда называют «любовью на 5 минут».

Танец танго родился в Аргентине и Уругвае. И название, и сам танец имеют африканские корни. Именно танцы выходцев из самого жаркого континента стали впоследствии тем, что мы называем танго. В конце 19 века иммигранты наводнили бедные кварталы Буэнос-Айреса. Причем были это не только африканцы: среди них попадались люди из всех уголков Европы.

Чаще всего, это были молодые мужчины из низших слоев общества, которые приезжали в Новый Свет в попытке найти свое место в жизни, прокормить свою семью. Зачастую им приходилось оставлять дома возлюбленных и семьи. Именно это невыносимое ощущение одиночества, тоски по Родине и желание почувствовать человеческое тепло составляют эмоциональное ядро танго. Именно поэтому танго называют «любовью на 5 минут».

Во время танца партнеры переживают все этапы человеческих взаимоотношений: встреча, возникшее влечение, жажда сближения, страсть, предчувствие скорой разлуки и, наконец, неизбежное расставание в конце танца. Танго - это танец объятия. Партнер и партнерша очень тесно прижимаются друг к другу, рука мужчины крепко обхватывает талию женщины.

Разновидности танго

Существует несколько разновидностей танго. Классическим считается аргентинское танго . Именно оно наиболее точно соответствует тому танцу, который появился в 19 веке. В свою очередь, само аргентинское танго делится на 3 вида: собственно танго, танго-вальс (танец с вальсовым ритмом), а также милонга (более ритмичный, быстрый и игривый танец.)

Также существует такая разновидность, как финское танго . Оно появилось в Финляндии после Второй мировой войны. Его создателем считается композитор Тойво Кярки. Особенность финского танго в плане музыкального сопровождение - это присутствие в музыке элементов русского романса, немецкого марша и финской фольклорной песни.

Финское танго всегда исполняется в миноре. Одержимость финнов танго настолько велика, что до сих пор оно является очень популярным. Летом его могут танцевать прямо на городских улицах и площадях.

Когда танго попало в Северную Америку, оно претерпело некоторые изменения. Результатом этого процесса стало так называемое бальное танго . Оно, в отличие от других разновидностей, не является импровизационным танцем. При исполнении этого варианта танцоры обязаны следовать разработанным стандартам.

Они регламентируют как допустимые шаги танца, так и положение головы и корпуса. Этот танец входит в программу многих спортивных соревнований наряду с фокстротом, венским вальсом и т.д. Кроме того, ритм бального танго, в отличие от аргентинского, создается в том числе при помощи ударных инструментов. Это делает звучание более четким и ритмичным, но в некоторой степени лишает музыкальное сопровождение плавности и мелодичности.

Разделяется танго также на социальное (которое может исполняется непрофессиональными танцорами на танго-вечеринках), салонное и сценическое . Существует и множество других разновидностей этого танца.

Движения танго

Движения танго очень выразительны, чувственны и позволяют выражать целую гамму чувств. Особое экспрессивное и эмоциональное настроение танцу придает музыкальное сопровождение. Ритм мелодии непостоянен, он не повторятся циклически из такта в такт. Возможны паузы, ускорения или, напротив, замедления.

В связи с этим плавные и медленные движения в танго часто сочетаются с резкими и стремительными. Партнер и партнерша выполняют разные шаги, но при этом они должны двигаться как единое целое. Поэтому танцующие должны научиться понимать друг друга. Причем речь идет не о взаимопонимании с одним партнером. Во многих школах условием обучения аргентинскому танцу является периодическая смена партнеров.

Это позволяет научиться взаимодействовать с любым человеком. Хорошо обученный танцор или танцовщица после нескольких тактов может исполнить красивое и эмоциональное танго с любым человеком. При этом каждое исполнение уникально и неповторимо. Шаги в танго делаются на каждый счет музыки. И именно постановке красивого шага при обучении уделяется огромное внимание.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры