Народная армия освобождения судана. Конфликт в Судане (Северо-Восточной Африка)

Главная / Любовь

Вторая гражданская война в Судане (1983-2005)

Часть 1. Начало

1.1. Причины и поводы войны

По условиям Аддис-Абебского соглашения 1972 года, прекратившего 1-ю Гражданскую войну в Судане, на юге страны создавалась автономия. Многие бывшие повстанцы из организации Анья-нья заняли высокие посты в военной и гражданской администрации этого автономного региона. Однако полностью устранить разногласия между арабо-мусульманским севером и негритяно-христианским югом это не могло.

Главной претензией элиты южан к хартумским властям оставалась так называемая «маргинализация» - крайне популярный в африканских странах термин, обозначающий несправедливое распределение власти и доходов в отношении населения (элиты) определенного региона. Рамки данного понятия расплывчаты: под него попадает и ситуация, когда ресурсы региона действительно хищнически расхищаются центральной властью; и небольшое отчисление доходов региона на общегосударственные нужды; и даже недостаточное (по мнению местной элиты) вливание средств в регион за счет доходов от других провинций страны. Наличие во властных структурах автономии Южного Судана сколь угодно малого количества арабских чиновников тоже могло служить основанием для обвинений в маргинализации, причем одновременно с недовольством недостаточным представительством южан в центральном правительстве. Таким образом, само восприятие «маргинализации» зачастую носит субъективный характер.

Причем в случае с Южным Суданом начала 80-х годов мы встречаемся с весьма интересным случаем. Открытие здесь месторождений нефти и подготовка к их разработке вызвала среди южан сильнейшие опасения, что их обделят в будущем. То есть, на данный момент еще не наблюдалась активная эксплуатация ресурсов региона в интересах центрального правительства – но южане уже опасались, что так оно и случится. И, по всей видимости, хартумское правительство действительно не собиралось удовлетвориться малой долей…

Второй по значимости причиной для беспокойства южан (преимущественно христиан или анимистов) служила политика северосуданских арабов по построению исламского государства. Хоть правительство Нимейри и заявляло, что внесение в конституцию и повседневную жизнь страны положений об исламском государстве не затронет права населения Южного Судана, но верили в это не все (и я не назову это излишней перестраховкой).

Указав главные причины войны, стоит сказать несколько слов о непосредственных поводах. Во-первых, хартумским правительством активно реализовывался проект Джонглей-канала. Дело в том, что поступающий через Белый Нил и его притоки в болотистую местность в центре Южного Судана («судд») сток водообильной экваториальной Африки преимущественно расходовался на сумасшедшее испарение из-за медленного течения реки, нередко полностью перегораживаемой плавучими островами растительности. Из более чем 20 кубических километров входящего стока далее в путь к Хартуму и Египту отправлялось 6-7. Поэтому возник проект переброски вод Белого Нила мимо судда по кратчайшему пути, обещавший высвободить объем около 5 кубических километров пресной воды в год – огромная цифра, учитывая, что по соглашению о распределении уже имевшихся водных ресурсов густозаселенный Египет мог претендовать на 55 кубокилометров, а Судан – на 20. Однако данный проект вызвал сильное беспокойство среди местных племен судда, опасавшихся серьезного изменения среды обитания и разрушения их традиционного экономического уклада. В процессе написания данной статьи, уже через 29 лет после начала описываемых событий, я так и не встретил однозначного вывода экологов о возможном воздействии Джонглей-канала на экосистему и хозяйство южан, так что их беспокойство в 1983 году было тем более обоснованно.

Вторым, и самым непосредственным, поводом к восстанию послужило решение центрального правительства о переводе нескольких частей суданской армии с юга на север страны. В рамках декларируемого единства Судана данный шаг не выглядел странным и/или несправедливым. Однако стоит учитывать, что части вооруженных сил в автономном регионе были укомплектованы зачастую из бывших повстанцев. Многие из них и так проявляли недовольство Аддис-Абебским соглашением 1972 года, сохранившим единство столь разноплеменной страны и, хоть и редуцированное, но все же влияние арабов на юге. Это уже привело в 1975 к новому восстанию и созданию Анья-нья-2, впрочем, недостаточно обширному движению, действия которого не заслужили на наименование «2-я Гражданская война в Судане». Однако планируемая хартумским правительством переброска значительной части подразделений южан на север (где они, находясь в чуждом регионе, точно не могли бы представлять угрозу арабскому правительству в эксплуатации ресурсов юга), создала идеальный повод для восстания.

Таким образом, оценивая в совокупности и причины и поводы 2-й Гражданской, нельзя сделать вывод о полной виновности в этом арабов севера страны. Как и нельзя назвать необоснованными опасения и претензии южан. Однако думаю, что действия хартумского правительства после начала войны (в значительной мере описываемые терминами «средневековье» и «геноцид») вполне оправдывают лидеров южан, инициировавших эту кровопролитную борьбу. И, безотносительно к исходным деяниям и намерениям сторон, несомненно, что попытка объединения в одном государстве Судан столь разных по этническому происхождению и вероисповеданию народов была изначально преступной.

1.2. Начало восстания

Теперь наконец пора сказать хотя бы пару слов о самом восстании, приведшем к Гражданской войне. Началось оно ранним утром 16 мая 1983 года в лагере 105-го батальона Суданских вооруженных сил (далее SAF) в нескольких километрах от города Бор. Инициировал и возглавил мятеж командир батальона майор Керубино Кваньин Бол, убедивший своих подчиненных не подчиняться приказу о переводе на север страны. Восставшие открыли огонь по присутствовавшим в лагере немногочисленным арабским военнослужащим, взяв на время под свой контроль окрестности Бора. В тот же день, получив известие о борском мятеже, в нескольких десятках километров к северо-востоку восстал 104-й батальон SAF в районе Айода, также охранявший трассу Джонглей-канала. В последнем случае командовал восставшими майор Вильям Нуйон Бани.

Суданское правительство направило против мятежников существенные силы, заставив их бежать в восточном направлении в Эфиопию, уже не один год поддерживавшую южносуданских повстанцев из Анья-нья-2. Однако новое восстание не просто добавило некоторое количество недовольных к имевшимся в эфиопских лагерях беженцам. Во-первых, туда прибыли организованные и тренированные бойцы со своими командирами. Во-вторых, в числе направленных на подавление борского мятежа военнослужащих находился происходивший из нилотского племени динка полковник Джон Гаранг де Мабиор. Не будучи инициатором восстания, последний все же присоединился к нему, улучив момент для дезертирства из прибывших в район Бора подразделений SAF.

Именно с деятельностью Джона Гаранга неразрывно связана основная борьба южносуданцев в ходе 2-й Гражданской войны – кто-то включился в нее раньше, кто-то позже; кто-то проявил на поле боя свой героизм больше, кто-то меньше – но без Джона Гаранга это вряд ли привело бы к тому результату, который мы видим ныне. Я конечно забегаю вперед в повествовании о 2-й Гражданской в Судане, однако не случайно. Джон Гаранг не участвовал лично в штурмах городов. Силы Джона Гаранга терпели поражения. Джон Гаранг совершал ошибки. Силы Джона Гаранга совершали неподобающие действия. Джон Гаранг привел южан к победе.

1.3. Создание SPLA

А теперь вернемся к событиям 1983. Борский мятеж вызвал активный приток в Эфиопию недовольных хартумским правительством. В тот момент повстанческие настроения буквально бродили в воздухе Южного Судана, так что при известии о мятеже началось бегство и политиков автономии, и просто жителей. Первые, разумеется, сразу же попытались оформить свое участие в восстании, развернув в лагерях беженцев бурную деятельность. Еще до прибытия туда инициаторов мятежа, потративших некоторое время на бои с правительственными силами, группа политиков объявила о создании Народно-освободительной армии Судана (НОАС). Сразу отмечу, что я все же предпочту использовать в рассказе англоязычные аббревиатуры (вместо НОАС – SPLA), раз уж вся информация для написания статьи извлечена из англоязычных источников, и именно по ним заинтересовавшиеся данным вопросом лица могут осуществить самостоятельный поиск.

На приведшей к созданию SPLA встрече политиков первоначально обсуждался вопрос о создании движения, стремившегося к освобождению только Южного Судана (SSPLA). Однако решающим оказалось влияние присутствовавшего на конференции полковника эфиопских вооруженных сил, передавшего пожелания, от которых невозможно было отказаться - ведь дело то происходило в Эфиопии:

  • движение должно носить социалистический характер (сам эфиопский режим Менгисту Хайле Мариама баловался в то время марксистскими экспериментами с колхозами, продразверсткой и «красным террором»);
  • движение должно взять цель на «освобождение» всего Судана, а не только юга.

Не исключено, что данные требования были согласованы с Советским Союзом, активно поддерживавшим эфиопский режим.

Также на упомянутой конференции определили, кто будет руководить новым движением. Главой политической ветви (SPLM) стал ветеран южносуданской политики Акуот Атем. Командующим военной ветвью (SPLA) назначили Гая Тута – отличившего в 1-й Гражданской войне полевого командира Анья-нья, подполковника SAF (после Аддис-Абебского соглашения 1972), ушедшего с военной службы в 1974 и с тех пор занимавшего ряд видных постов в гражданской администрации автономного региона. Действующим военным, дезертировавшим из состава SAF, политики определили в качестве награды пост начальника Генштаба SPLA, отданный Джону Гарангу, обладавшему наибольшим среди них чином полковника.

По прибытии принявших участие в мятеже военных в Эфиопию между ними и создавшими SPLA политиками возникли разногласия. Уже на первом совещании Джон Гаранг выдвинул претензии к Акуоту Атему, мотивируя это его почтенным возрастом. Да и Гай Тут, некогда прославленный командир, в качестве командующего армией не вызывал у гарангистов энтузиазма, ибо уступал последнему в воинском звании и последние 9 лет занимался политической деятельностью. Джон Гаранг отправился в Аддис-Абебу и добился приема у Менгисту Хайле Мариама. По результатам личной встречи Менгисту принял решение поддержать именно его, впечатленный деятельным характером и готовностью в полной мере поддерживать социалистический характер движения. Из Аддис-Абебы в лагерь Итанг (где сосредотачивались беженцы после борского мятежа) поступил приказ арестовать Акуота Атема и Гая Тута, однако последние, предупрежденные одним из эфиопских офицеров, бежали в лагерь Буктенг на территории Судана.

Сам Джон Гаранг вернулся вместе с наделенным широкими полномочиями эфиопским генералом. Хоть Итанг оказался к этому моменту целиком в руках сторонников Гаранга (военных, принявших участие в борском мятеже), однако возник вопрос относительно лагеря Билпам, где уже 8 лет базировались бойцы Анья-нья-2 под командованием Гордона Конга Чуола. Эфиопы желали создания объединенного социалистического повстанческого движения в Судане, поэтому последнему отвели недельный срок явиться в Итанг для решения вопроса о его месте в SPLA. Гордон Конг отказался, то ли опасаясь ареста (прецеденты уже были), то ли несогласный с обменом поста лидера Анья-нья-2 на не столь высокое место в иерархии SPLA. По истечении недельного срока эфиопский генерал назначил полковнику Джону Гарангу, как лидеру SPLA/SPLM, заместителя в лице майора Керубино Кваньина, утвердил в качестве начальника Генштаба майора Вильяма Нуйона и как заместителя начальника Генштаба капитана Салву Киира (кстати, нынешнего Президента Южного Судана). Одновременно эфиоп предоставил Гарангу право назначения других членов командования и, что гораздо более важно, санкционировал военную акцию против сил Анья-нья-2. Так что в конце июля 1983 года SPLA атаковала и после непродолжительных боев захватила Билпам, вытеснив силы Гордона Конга в уже упоминавшийся лагерь Буктенг. На этом оформление нового повстанческого движения (SPLA) можно считать завершенным.

Что же касается вытесненных в Буктенг диссидентов из SPLA и членов Анья-нья-2, то их пути вскоре разошлись. Гордон Конг со своими сторонниками, не видя далее возможности опереться на какие-либо базы за пределами Судана, перешел на сторону хартумского правительства, борьбу с которым Анья-нья-2 начала за 8 лет до появления SPLA. Гая Тута в начале 1984 убил его заместитель, который вскоре тоже погиб в очередной междоусобице. Акуот Атем, выходец из племени динка, вскоре после гибели Гая Тута пал от рук нуэров, получивших импульс ненависти к динка после неудач их лидеров Гордона Конга и Гая Тута.

1.4. Население Южного Судана

Здесь самое время обратить внимание на этнический состав повстанцев и этническую карту Южного Судана в целом. Последний представляет из себя пестрый конгломерат народов и племен, что не могло не отразиться на ходе описываемых событий.

Наибольшим народом в данном регионе являются динка, весьма воинственные люди, разделенные, как здесь полагается, на несколько племен, однако вполне способные при определенных условиях собраться под знаменами единого лидера. Вторые по численности нуэры – представители этого племени необычайно воинственны, возможно даже более чем динка, однако явно уступают последним в способностях действовать под единым командованием. Чересполосица земель динка и нуэров составляет большую часть севера Южного Судана, где также проживают родственные двум предыдущим племенам шиллуки, а равно не столь родственные берта (на северо-восточной границе Южного Судана и Эфиопии). Южную часть региона (так называемую Экваториальную область) заполняет множество племен, наиболее значимыми среди которых, при перечислении с востока на запад, являются дидинга, топоза, ачоли (сородичи которых в Уганде известны созданием одного из самых жутких формирований конца 20/начала 21 века – Армии освобождения господней, LRA), мади, лотуко и локоя, бари и мундари, азанде. Отметились во 2-й Гражданской войне и мурле, и ануаки (на востоке у границы с Эфиопией), и корпорация фертит (разнообразные мелкие племена на западе региона в полосе от Вау до Раги).

Именно динка и нуэры составили первоначально костяк восставших. Именно соперничество их лидеров привело в ходе войны к наиболее тяжелым последствиям для SPLA. В рамках цикла статей, озаглавленных «2-я Гражданская война в Судане», автор по мере возможности будет избегать рассказа о связанных с нуэрами событиях, ибо история участия представителей этого племени в данной войне настолько интересна, что ей планируется посвятить отдельную статью – причем качество обозрения прочих событий 2-й Гражданской не должно пострадать. Это вполне возможно, поскольку исход противоборства решился преимущественно в ходе боевых действий против хартумского правительства динка и союзных им отрядов, организованных руководством SPLA из представителей разнообразнейших племен Южного Судана.

Однако стоит наконец указать этническую принадлежность ранее упомянутых героев нашего повествования:

  • инициатор борского мятежа, первоначально заместитель командующего SPLA, Керубино Кваньин Бол – динка;
  • инициатор восстания в Айоде, первоначально начальник Генштаба, Вильям Нуйон Бани – нуэр;
  • обладатель наивысшего воинского звания на момент мятежа и потом неизменный лидер SPLA (и SPLM), Джон Гаранг – динка;
  • самый первый руководитель SPLM, Акуот Атем – динка;
  • самый первый руководитель SPLА, Гай Тут – нуэр.

Таким образом, летняя борьба 1983 года в лагерях беженцев в Эфиопии за руководство SPLА происходила не между представителями динка и нуэров, а между военными и политиками. В среде победившей партии оказались представители обех племен (Гаранг/Керубино и Нуйон), в среде проигравших также (Атем и Тут).

Несколько сложнее оказалась ситуация в отношении соперничества «новых» повстанцев и Анья-нья-2: отвергший объединение со SPLA лидер данной организации Гордон Конг принадлежал к племени нуэров, зато присоединившиеся к новому движению отделы возглавляли динка Джон Коанг и мурле Нгачигак Нгачилук. Таким образом, среди отрядов Гордона Конга остались только нуэры и вступившая в союз с хартумским правительством Анья-нья-2 представляла уже исключительно племенную организацию. Это было для SPLA не очень хорошим признаком – «подобрать» под себя повстанческую структуру, сыграв на социальных или личностных мотивах (длительность которых исчисляется максимум годами), несомненно легче, чем «переманить» этнических оппонентов, причины недовольства которых кроются в столетних спорах народов.

Прежде чем обратиться к описанию боевых действий, скажу еще пару слов о «картографическом обеспечении» повествования. Я считаю, что полноценное понимание хода любого конфликта без изучения его развития в пространстве невозможно. Поэтому только в редких случаях упоминаемое в тексте название нельзя будет найти на сопровождающих статью картах, причем это будет специально отмечаться признаком «(н/к)». В частности, отследить изложенные в данной статье перипетии боевых действий можно будет по фрагментам карты Судана, подготовленной Производственным картосоставительским объединением «Картография» Главного управления геодезии и картографии при Совете министров СССР в 1980г.

Отмечу лишь одну особенность – уже после издания данной карты в Судане произошло завершение дробления больших провинций, в результате которого Бахр-эль-Газаль оказался разделен на Западный Бахр-эль-Газаль, Северный Бахр-эль-Газаль, Варрап и Озерную провинцию; из Верхнего Нила выделили Джонглей и Юнити; а Экваториальная провинция разделилась на Западную, Центральную и Восточную экваториальные.

1.5. Боевые действия в 1983-1984 годах

А теперь наконец к борьбе повстанцев с правительством, а не только между собой. 7 ноября 1983 года SPLA захватила поселок Малвал (н/к) в нескольких десятках километров к югу от города Малукал. Поселок представлял собой соломенные хижины с менее чем тысячей жителей, так что его захват (сопровождаемый максимум «боями» с местной полицией) послужил разве что заявкой на серьезность нового движения. Конечно, малозначимые события следует исключать из повествования, но все же я решил Малвал отметить – как первый населенный пункт, попавший в жернова 2-й Гражданской войны в Судане. К тому же SPLA атаковала его почти одновременно с городом Насир, в котором повстанцы захватили все, кроме базы гарнизона SAF. В течении нескольких последующих дней выдвинувшиеся из соседних районов воинские части хартумского правительства вели бои с повстанцами, и по прошествии недели смогли вытеснить противника из Насира, а затем и из Малвала.

Ноябрьская вылазка 1983 года SPLA в Судан была лишь пробой сил, а руководство повстанцев готовилось к совершенно естественной в тех условиях битве на путях снабжения, которая вовсе не была исключительно «битвой на дорогах». В бедном на дорожную инфраструктуру Южном Судане основные пути сообщения пролегали вдоль рек – прежде всего Нила (дающего прямой доступ к столице южного региона Джубе), а также по Собату (притоку Нила, ведущему к Насиру), и системе Бахр-эль-Газаля (дающей доступ из Нила к обширной территории на запад, в том числе и в нефтеносную провинцию Юнити). Поэтому первоначально основными объектами нападений повстанцев стали нильские пароходы.

В феврале 1984 атаке подверглось судно, буксировавшее несколько барж. Правительственные источники утверждали, что погибло лишь 14 пассажиров, тогда как по другим данным – более трех сотен. Следует уточнить, что пассажирами подобных «конвоев» были в равной степени и гражданские, и военные (суданская армия первоначально использовала для перемещения по рекам обычные гражданские транспортные средства). Вторая подтвержденная обеими сторонами атака повстанцев на речной пароход относится лишь к декабрю этого года, но стоит учитывать, что данный конфликт характеризуется особенно противоречивыми сообщениями сторон, так что подтверждение правительством факта инцидента зачастую происходило лишь при происшествии значительного масштаба.

В связи с проблемами на речных путях особое значение для правительства приобретала транспортная авиация. Но и ей пришлось учиться работать в непростых условиях конфликта – в конце июня суданцы подтвердили потерю одного транспортника и одного боевого F-5. Причем правительственная сторона подозревала, что летательные аппараты поразили при помощи ПЗРК «Стрела», полученных СПЛА из Эфиопии.

Впрочем, не только на воде и в воздухе шла «битва на дорогах». Снабжение правительственных сил в западной части Южного Судана в значительной мере осуществлялось по железной дороге, шедшей с севера страны в столицу штата Западный Бахр-эль-Газаль Вау. В марте 1984 СПЛА взорвала здесь железнодорожный мост через реку Лол, перебив охранявший его гарнизон.

Наконец, происходили нападения и на двигавшиеся по суше конвои. В августе попал в засаду и понес большие потери правительственный отряд, направлявшийся из Джубы в Бор. А в начале октября была разгромлена колонна между Дук и Айод, на трассе Джонглей-канала. Кстати, сооружение последнего остановили еще в феврале - тогда повстанцы напали на упомянутый ранее Айод и ряд других пунктов, так что генподрядчик данного гидротехнического объекта французская компания отказалась от дальнейших работ в связи с гибелью нескольких сотрудников. Равным образом ряд нефтяных компаний приостановили свою работу на уже почти готовых к освоению месторождениях в штате Юнити.

1.6. Боевые действия в 1985 году

В начале 1985 года из Джубы в заблокированный повстанцами Бор вышел новый конвой, насчитывавший несколько тысяч военнослужащих с большим количеством техники. В 70 километрах от своей цели он подвергся мощной атаке СПЛА и понес большие потери. Однако размер конвоя сказался на итоге сражения – уничтожить его полностью не удалось. Через некоторое время, приведя себя в порядок, колонна возобновила движение. На пути следования она еще несколько раз попадала в засады, несла потери и надолго останавливалась. Однако, хоть и через три месяца, правительственный отряд все же достиг Бора. Отметим, что для суданской войны стали весьма характерными такие «долгоидущие» конвои. В связи с полным превосходством армии в тяжелом вооружении уничтожить их было непросто, но и правительственным силам приходилось передвигаться очень осторожно, учитывая риск в любой момент попасть в засаду на хорошо знакомой противнику местности.

Пока шла борьба на дорогах, а бойцы инициировавших восстание бывших 104-го и 105-го батальонов Суданских вооруженных сил (SAF) беспокоили армейские гарнизоны в прилегающих к Эфиопии Почалле и Акобо, руководство СПЛА готовило новые подразделения, которые могли бы достойно выступить на арене борьбы с SAF. Титулование при этом рассматривалось как немаловажное – первые два батальона СПЛА несли имя «Носороги» и «Крокодилы». Последние в 1984 предприняли операцию по захвату горного плато Бома к югу от Почаллы, удобного для создания базового района уже на суданской территории. После первоначального успеха повстанцы были вынуждены отступить, отведав действие принципа «удача на стороне больших батальонов».

Тем временем в эфиопских лагерях готовились новые силы – «дивизия» со звучным названием «Саранча», насчитывавшая до 12 тысяч бойцов. И, разумеется, новые ее батальоны носили не менее гордые имена, чем предыдущие – «Скорпионы», «Железный», «Молния». В самом начале 1985 горный район Бома опять захватили, теперь батальоном «Скорпионы» под командованием Нгачигака Нгачилука. И, несмотря на дальнейшие перипетии длительной гражданской войны, Бома так никогда и не была отбита правительственными силами, став надежной базой для операций повстанцев.

Из Бомы силы СПЛА двинулись на запад, нанесли поражение правительственным отрядам к северу от провинциального центра Восточной экваториальной Торита, и начали занимать его окрестности. Их действия в этом районе облегчало содействие народа лотуко (и родственных последним локоя, проживающим в районе Лирии и Нгангалы), представитель которых и видный политический деятель юга Судана Джозеф Одунхо вошел в руководство SPLM.

Продвигаясь на юго-запад, передовые отряды СПЛА достигли поселка Овни-ки-Бул (н/к) в 20 километрах от Магви. Это уже была территория народа мади, не проявившего особого энтузиазма вступить в борьбу против северян-арабов. Поэтому неудивительно, что отряд СПЛА сжег поселок, а прибывшие вскоре подразделения SAF при поддержке местной милиции разбили и отбросили противника.

Вторым направлением продвижения из области лотука для СПЛА было западное, где они захватили расположенный на берегу Нила городок Монгалла. Однако и здесь возникли определенные нюансы – повстанцы вступали в область племени мандари. Последние же на протяжении столетий являлись непосредственными соседями динка из подразделения бор, а потому «имели счеты» с основной ударной силой СПЛА. Старые конфликты между мандари и динка не раз «прорывались» в пост-колониальную эпоху. В частности, вскоре после начала восстания в 1983 мандари устроили резню торговцев-динка в Джубе в ходе борьбы за право торговли на местном рынке. А хартумские власти, умело пользовавшиеся политикой «разделяй и властвуй», этому не препятствовали. В свою очередь, динка в том же 1983 изгнали соперников из городка Тали-пост к юго-западу от Бора. Так что милиция мандари оказалась хорошо мотивирована и пользовалась полной поддержкой правительственных сил. Вскоре она нанесла поражение повстанцам возле Гур-Макур (н/к) вблизи Монгаллы, заставив СПЛА отступить и из этого населенного пункта.

Здесь отмечу очередную особенность данного конфликта. В условиях, когда только хартумское правительство не имело недостатка в тяжелом вооружении, наличие на поле боя даже нескольких танков могло стать решающим фактором. Таким образом, во многих боях со СПЛА правительственная сторона оказывалась представленной преимущественно некоей племенной милицией, которая вряд ли могла одержать победу, не будучи поддержанной «броне-» или «артмастерами» из состава армии. А такая поддержка, в свою очередь, была крайне вероятна – лишь попроси.

В сентябре того же года отряды Южного командования СПЛА, руководил которыми бывший майор SAF Арок Тон Арок, напали на другой важный город племени мандари – Терекеку, теперь на западном берегу Нила несколько севернее Монгаллы. В захваченной Терекеке произошли серьезные эксцессы в отношении мандари. Причем источники отмечают их направленность прежде всего против «восточного крыла» племени, что возможно было местью за недавнее поражение на другой стороне Нила. Впрочем, и Терекеку отряды СПЛА были вынуждены вскоре оставить.

Разумеется, повстанцы проявляли активность и в других районах юга Судана. Однако пока отмечу лишь захват 3 марта 1985 года поселка Джеку (н/к), восточнее Насира у границы с Эфиопией. Хоть это событие и не повлекло дальнейших серьезных последствий, но по крайней мере SAF потеряли здесь весь гарнизон во главе с полковником.

Гораздо труднее было овладеть провинциальными центрами, хоть повстанцы и пытались. В ноябре 1985 только что прибывший после обучения в Эфиопии батальон попытался взять Бор. Однако для составлявших его динка из северных кланов местность судда оказалась совершенно незнакомой и непривычной, что и сыграло немалую роль в итоговом сокрушительном поражении.

По видимому, именно это поражение переполнило «чашу терпения» командования СПЛА в отношении Южного командования. Арок Тон Арока заменили на некоего Куола Маньянг Джуука. Эпитет «некий» впрочем не стоит рассматривать слишком уничижительно – как показали дальнейшие события, наибольшую известность во 2-й Гражданской приобретали не руководители успешных операций, а раскольники и изменники.

Завершим же данный раздел парой эпизодов из «борьбы на дорогах» 1985 года. О продолжавшихся проблемах с нильским пароходством свидетельствовал факт освобождения в феврале 86-го плененного повстанцами несколькими месяцами ранее капитана парохода, гражданина ФРГ (почему собственно этот случай и стал известен). Опасность же полетов на снабжение гарнизонов была подтверждена потерей двух транспортников Buffalo – 14 марта у Акобо и 4 апреля возле Бора. Наконец, в конце года СПЛА несколько раз обстреливала аэропорт Джубы из орудий и минометов, хоть и без особых результатов.

Тем временем приближались более серьезные события…

Павел Нечай,

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Судан утверждает, что лишь ответил на вторжение в спорный район с Юга

Вооруженный конфликт в спорном районе на границе Судана и недавно отделившегося от него Южного Судана продолжает разрастаться.

Ирина Филатова, профессор Высшей школы экономики в Москве и заслуженный профессор Натальского университета в ЮАР, рассказывает о подоплеке спора между двумя африканскими государствами.

Каковы формальные причины обострения ситуации?

Формальные поводы обострения ситуации совершенно очевидны. В марте нынешнего года войска Южного Судана оккупировали территорию, которая является спорной. Военные действия начались уже тогда. С тех пор они, собственно говоря, не прекращались. ООН призвала Южный Судан вывести войска с этой спорной территории, Южный Судан заявил, что последовал этому призыву, однако Судан утверждает, что войска выведены не были и что им было нанесено военное поражение.

В чем подоплека возобновления военных действий?

Таких причин довольно много. Самое главное, что спорный район, о котором идет речь - Южный Кордофан - это район нефтеносный. 80% нефтяных месторождений при разделении страны на две досталось Южному Судану. Это, естественно, нанесло колоссальный ущерб экономике Судана. Договоренности о том, как распределять прибыли при таком разделении природных ресурсов бывшей единой страны, не было.

Переговоры на этот счет пока не завершились, и для определения границы в Южном Кордофане должны были провести референдум, чтобы выяснить, где же хочет оказаться местное население. Но и без выяснения известно, что население здесь в основном проюжносуданское, поэтому Судан не хочет допустить этого референдума, чтобы хотя бы часть этих месторождений осталась на его территории.

Вторая причина конфликта заключается в том, что эти районы населены кочевниками, которые всегда воевали друг с другом. Никаких границ там никогда не было, поэтому можно сказать, что бои там идут каждый месяц, каждый день.

Почему вопрос с демаркацией границ не попытались решить сразу же при создании Южного Судана в июле 2011 года?

Выбор тогда был такой: отложить независимость Южного Судана или отложить вопрос о границе в нескольких спорных районах, чтобы решить его позже при помощи референдума. Но для того, чтобы провести референдум, нужен мир, а мира там пока что не было. Обе стороны нарушают договоренность о создании совместной администрации по наблюдению и контролю за ситуацией на спорных территориях, так что сказать, кто тут конкретно виноват, очень трудно.

Какие группировки противостоят друг другу в этом конфликте?

Начнем с того, что конфликт этот очень многогранный: это и этнический, и политический, и экономический конфликт, в котором замешано очень много интересов, в том числе и иностранных. Приведу в качестве примера одну группировку – "Армию сопротивления Господа", которая действует и в Южном Судане, и в Уганде, и в Демократической Республике Конго, и в Центральноафриканской республике. Вот уже одна из точек конфликта, которая, похоже, к нефти не имеет никакого отношения.

Еще одна сила – это бывшие партизаны на территории южной части Судана. Их обвиняют в том, что они продолжают военные действия, направленные на то, чтобы присоединиться к Южному Судану или остаться независимыми вообще.

Столкновения идут также между мусульманами и анимистами или христианскими группами. Южный Судан – это страна христианско-анимистская, хотя и мусульман здесь достаточно, а Судан – это страна преимущественно исламская. Так что, видите, сколько интересов здесь сталкивается.

Но если говорить о главных сторонах конфликта – Судане и Южном Судане – каковы их силы, каков потенциал в разных областях?

Что касается армии, то армия Судана гораздо сильнее – у нее есть традиции, это государственная армия. А Южный Судан - это молодое государство; кроме того, здешняя экономика была подорвана в результате гражданской войны, которая длилась 21 год. Это были именно те районы, которые подавлялись государственной машиной Судана. Но экономика молодой страны пострадала еще больше, как это ни странно, после провозглашения независимости. Разрушилась система нефтепроводов, прежняя инфраструктура, так что после обретения Южным Суданом независимости объемы продажи нефти упали, причем в обеих странах. Безусловно, с экономической и с военной точек зрения, Южный Судан – это более слабое государство, тут и говорить не приходится. Но у него есть довольно сильные союзники.

Кто поддерживает Хартум и кто поддерживает Джубу?

Здесь все распадается по регионам. Джубу поддерживают в основном государства к югу от Южного Судана. У них есть общие интересы, достаточно тесные отношения. Уганда прямо заявила о том, что если развернутся военные действия, то она предоставит Южному Судану военную помощь. Кения заявила, что будет рассчитывать на возможность примирения враждующих сторон, но симпатии кенийцев тоже на стороне Южного Судана. Что касается Демократической Республики Конго, здесь все более сложно. Но и ДР Конго, и Центральноафриканская Республика участвуют вместе с Южным Суданом и Угандой в охоте за "Армией сопротивления Господа". Ну, а страны на севере поддерживают Судан, естественно.

Мировое общественное мнение до июля прошлого года сводилось в основном к тому, что независимость Южного Судана должна быть провозглашена. А вот теперь уже звучат мнения, что ответственность за этот конфликт должны нести обе стороны. Организация африканского единства, в частности, призывает обе стороны к урегулированию конфликта.

Во что может вылиться нынешнее противостояние?

Подобные конфликты ведь бывали, и совсем рядом - в Демократической Республике Конго тоже были такие буквально внутриконтинентальные войны. Здесь может быть совершенно то же самое. Конфликт очень сложный, границ там никогда не было. У самих этих государств, у правительств нет возможностей и сил контролировать то, что творится на территории их стран. Хартум не контролирует свой юг, а Джуба не контролирует свой север.

Там происходит пограничная война, которую очень трудно остановить, тем более что в нее на разных сторонах могут вмешаться разные государства, соседи, и ничего хорошего из этого, конечно, не выйдет. Уже в более ранних войнах на территории прежнего Судана погибло, по-моему, 2,5 миллиона человек. Не знаю, сколько еще жертв потребует эта новая война.

Уже более 270 человек погибли после возобновления вооружённых столкновений в Южном Судане между силами, поддерживающими президента Салву Киира, и сторонниками вице-президента Риека Мачара. Кровавое противостояние вспыхнуло 8 июля перед встречей двух лидеров, планировавших заключить новое соглашение о перемирии, спустя 5 лет после обретения молодым государством независимости. Соединённые Штаты, при активном содействии которых суверенитет был дарован, накануне вынуждены были отозвать часть персонала из посольства столичного города Джуба.

От арабов к англосаксам

Одна из нефтяных территорий Центральной Африки, Южный Судан был погружён в военные конфликты на протяжении многих лет своей истории. Страна традиционных африканских верований, колонизированная арабами, османской Портой, а затем британцами, пережила насаждение ислама и христианства. Последовавшие во второй половине XX века две гражданские войны представляли собой кровавый коктейль из религиозных конфликтов и межплеменных распрей. По разным оценкам, в результате двух войн погибли от 2,5 до 3 млн человек.

В XXI век Южный Судан вступил с надеждой стать независимым от северного Судана: переговоры между повстанцами и правительством, прошедшие в 2003—2004 годах, формально прекратили 22-летнюю гражданскую войну. 9 января 2005 года при поддержке США и ЕС было подписано Найвашское соглашение, гарантировавшее региону автономию и право на проведение референдума о независимости.

Но мир продлился недолго: арабская и неарабская области с трудом сосуществовали. После очередной вспышки насилия в сентябре 2007 года взять ситуацию под свой контроль решила ООН. Южный Судан посетил Генеральный секретарь всемирной организации Пан Ги Мун, а в зону конфликта были введены миротворческие силы.

  • Reuters

Судан был в фокусе интересов США с 1960-х годов, но в последние два десятилетия Вашингтон обратил на эту страну особое внимание. В июне 2010 года США объявили, что поддержат новое государство в случае положительного исхода референдума.

Поддерживаемый самой мощной западной державой, Южный Судан получил независимость 9 июля 2011 года, но стабильность в регионе так и не была достигнута. С 2013 года начался конфликт между президентом и вице-президентом, очередную вспышку которого мы наблюдаем в последние дни.

Большее из двух зол

Ситуация в регионе неоднозначная, и есть опасения, что она разворачивается по худшему из возможных сценариев, прокомментировал RT доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов. «Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока ещё не поздно», — пояснил он.

«Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока еще не поздно».
Доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов

По словам Герасимова, отделение Южного Судана от северного — результат серьёзной геополитической игры, в которой участвуют не только Вашингтон и Брюссель, но также, например, Тель-Авив. Поддержав размежевание, эти политические центры косвенно или напрямую способствовали появлению на карте ещё одного не способного к саморазвитию территориального образования: «Появилось государство без какой-либо традиции государственности, отрезанное теперь от моря, с группировками, получающими финансовую поддержку из-за рубежа и разъезжающими на дорогих машинах, но совершенно не умеющими создавать инфраструктуру, выстраивать институты власти и мирно управлять».

Случившееся в последние годы с Суданом во многом напоминает югославский сценарий: раздробление страны с заключительным преданием её главы публичному бичеванию в международном суде, считает Игорь Герасимов. «В северном Судане, кстати, тоже есть посольство США, но так как правящую там власть они слушать не хотят и заявляют, что президент Омар Хассан аль-Башир должен предстать перед Гаагским трибуналом, то пребывают фактически на осадном положении в своём посольстве», — добавил эксперт.

Разделяй и властвуй

По мнению Николая Щербакова, старшего научного сотрудника Центра африканских исследований РАН, в регионе пересекаются интересы многих мировых держав, причём по самым разным причинам. «Южный Судан — это страна, которая со всех сторон окружена территориями неспокойствия. Там, как мы знаем, расположена постоянная действующая миссия ООН, это контингент миротворцев в 6 тыс. человек. Практически все они — из Индии».

Но ни Индия, ни тем более Израиль не могут сравниться с Соединёнными Штатами в масштабах политического представительства в Африке. В 2008 году были достигнуты новые рубежи в этом процессе — заработало Африканское командование Вооружённых сил США АФРИКОМ.

Официально структура была создана для координации действий американских ВС в кризисных районах континента, таких как Судан. В рамках этого проекта Соединённые Штаты уже построили десяток баз для беспилотников. Подобная инфраструктура создана в Джибути, Нигере, Кении, Эфиопии, Сомали, Буркина-Фасо и на Сейшельских островах. Не стал исключением и Южный Судан. Помимо этого, у вооружённых сил США построены свои собственные топливные хранилища в Камеруне, Кабо-Верде, Танзании, Южной Африке, на Сейшелах, в Кении и некоторых других африканских странах. Наконец, активно развиваются базы ВВС в Джибути, Уганде и Буркина-Фасо.

От дела к словам

Однако эта богатая американская инфраструктура не принесла Африке большего мира и спокойствия. Не добавляют суданцам уверенности в завтрашнем дне и дипломатические заявления международных организаций. «Совет безопасности ООН, конечно, сейчас принимает разного рода резолюции с призывом остановить кровопролитие и сложить оружие, но вопрос в том, кто эти резолюции будет соблюдать на месте, — комментирует RT востоковед, политолог, старший научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин. — Повстанцы в Южном Судане вооружены в том числе тяжёлым оружием. Бороться с ними очень непросто, тем более на труднопроходимой территории. Но ситуация уже вышла из-под контроля».

Ситуация выходит из-под контроля — об этом теперь открыто заявляет и постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр. А одно из ведущих американских изданий The Washington Post выходит с заголовком: «Соединённые Штаты приютили Южный Судан 5 лет назад. Теперь он готов уйти».

«Ситуация выходит из-под контроля».
Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр

Как пишет издание, на протяжении десятилетий американцы придавали большое значение роли своей страны в отношениях Южного Судана с северным, пытаясь сконструировать африканскую историю успеха. Но в итоге, «сконцентрировавшись на идее независимости, возможно, недооценили глубину разобщения», заключает The Washington Post, имея в виду то ли разобщение различных суданских племенных групп, то ли в более глобальном смысле разобщение между суданцами и американцами.

Вторая гражданская война в Судане — война арабов Судана против неарабских народов Юга, длившаяся 22 года (1983—2005) и сопровождавшаяся актами геноцида, массовыми убийствами и изгнаниями мирного населения. По оценке 2001 года, уже к этому времени около 2 миллионов человек погибли, а 4 миллиона оказались беженцами. Потери среди гражданского населения были одними из самых высоких среди военных конфликтов после Второй мировой войны. Военные действия и убийства граждан вызвали также голод и эпидемические заболевания, сопровождавшиеся гибелью людей.
Война велась между арабским правительством Судана, базировавшимся на севере, и вооружённой группировкой НАОС (Народная армия освобождения Судана, SPLA), представлявшей южан-неарабов. Причиной войны явилась политика исламизации, начатая правительством Судана во главе с Джафаром Нимейри в 1983. Толчком к началу войны стала напряжённость в вооружённых силах страны, вызванная отправкой на Север подразделений, состоявших из неарабских жителей Юга. Боевые действия шли с переменным успехом. В 2002 году начался мирный процесс, завершившийся в январе 2005 подписанием Найвашского мирного соглашения.

Предыстория

Причины и характер войны

Гражданская война в Судане часто характеризуется как борьба между центральным правительством и народами на периферии страны. Помимо этого конфликт называют и межэтническим, поскольку север страны являлся арабским, а на юге проживали в основном негроиды-нилоты. Также войну можно назвать и межрелигиозной, север был исламским, а юг преимущественно христианским и языческим.
Одной из причин войны стала и борьба за природные ресурсы. В Южном Судане находятся значительные месторождения нефти, которые правительство хотело полностью контролировать, а южане пытались сохранить контроль над ресурсами за собой. 70 % экспорта Судана составляла продажа нефти. Кроме того, почва в долине Нила на юге значительно плодороднее, чем на севере.

Перед войной

Во времена, когда Судан был колонией Британской империи, север и юг Судана были разделены в административном отношении и практически не имели общих черт. Однако в 1946 году британцы упразднили это разделение. Арабский язык стал официальным на всей территории Судана. Ущемление прав негроидного англоязычного населения вызывало недовольство на юге. После деколонизации и провозглашения независимости интересы южан не учитывались. Лидирующие позиции в стране заняла северная арабская элита, после чего на юге страны начались беспорядки.
В 1962 году ситуация в Судане обострилась, исламское правительство запретило въезд в страну христианских миссионеров и объявило о закрытии христианских школ. Это привело к столкновениям на юге страны между правительственными войсками и недовольными южанами. Постепенно эти стычки переросли в полномасштабную гражданскую войну. Первая гражданская война завершилась в 1972 году подписанием мирного соглашения в Аддис-Абебе. Договор предусматривал широкую религиозную и культурную автономию Юга.
Внутренняя политика суданского правительства (неудачная аграрная политика) привела к началу широкомасштабных столкновений на всей территории Судана. Гражданская война между правительством и повстанцами на юге страны проходила параллельно с другими конфликтами — Дарфурским конфликтом, столкновениями на севере страны и войной между народами динка и нуэр.

Гражданская война

Начало войны

Нарушение Аддис-Абебского соглашения

Положения Адисс-Абебского соглашения были включены в Конституцию Судана. В итоге нарушения этих положений правительством привело к началу второй гражданской войны. Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны. В 1978 году нефть была обнаружена в Бантио, в южном Кордофане и Верхнем Голубом Ниле в 1979 году. В 1981 году было открыто месторождение Адар, в 1982 нефть найдена в Хеглиге. Доступ к нефтяным месторождениям давал значительный экономический эффект тому, кто их контролировал.
Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны.

Народная армия освобождения Судана

Народная армия освобождения Судана была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана. Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан. Лидер НАОС Джон Гаранг критиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.
В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.

1985—1991

В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана. Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное гражданское правительство, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах. В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма». Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.

Переговоры и эскалация

В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции. В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.
Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительства, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.
В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза, и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.

Совет революционного командования национального спасения

30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения», который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим вооружёнными силами Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу. После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.

Уголовный закон 1991 года

В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата, включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана. Помимо этого была создана полиция общественного порядка для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.

Разгар войны

Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были крупные города на юге: Джуба, Вау и Малакаль.
В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите
Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).

Разногласия в НАОС

В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев (во главе с Уильямом Бани), а в феврале 1993 годатретьей (во главе с Керубино Боли). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции.

На пути к мирному урегулированию

В 1990-1991 годах Судан поддерживал режим Саддама Хусейна в войне в Персидском заливе. Это изменило отношение США к официальному Хартуму. Администрация Билла Клинтона запретила американские инвестиции в страну и включила Судан в список стран-изгоев. С 1993 года лидеры Эритреи, Эфиопии, Уганды и Кении проводили конференции для попыток мирного урегулирования в Судане под эгидой Межправительственной организации по развитию. В 1994 году была разработана декларация, которая была направлена на выявление существенных элементов, необходимых для достижения справедливого и всеобъемлющего мирного урегулирования и права на самоопределение юга. После 1997 года правительство Судана было вынуждено подписать данную декларацию.
В 1995 году оппозиция на севере страны объединилась с политическими силами на юге и создали коалицию оппозиционных партий под названием «Национальный демократический альянс». В него вошли НАОС, Демократический союз Судана, партия «Умма» и ряд мелких партий северных этнических групп. В этом же году Эфиопия, Эритрея и Уганда усилили свою военную помощь повстанцам. Всё это привело к тому, что в 1997 году правительство Судана было вынуждено подписать с рядом повстанческих группировок во главе с генералом Риеком Мачаром Хартумское соглашение. По его условиям на территории Южного Судана создавалась «Армия обороны Южного Судана», в которую вошли бывшие повстанцы. Они выполняли роль милиции в Южном Судане, охраняя гарнизоны суданской армии и нефтяные месторождения от возможных нападений непримирившихся мятежников. Многие лидеры повстанцев начали сотрудничество с Хартумом, вошли в совместные правительственные органы, а также проводили совместные боевые операции с северянами.
Правительство Судана также было вынуждено подписать декларацию о культурной автономии юга и о его праве на самоопределение. В 1999 году президент Омар аль-Башир предложил НАОС культурную автономию в составе Судана, однако Джон Гаранг отверг это предложение и боевые действия продолжились.

Мирное соглашение

В период с 2002 по 2004 год между представителями НАОС и правительства Судана велись переговоры о прекращении огня, хотя вооружённые стычки между повстанцами и правительственными войсками продолжались. В итоге после длительных переговоров 9 января 2005 года в Найробивице-президентом Судана Али Осман Махаммад Таха и лидером НАОС Джоном Гарангом было подписано мирное соглашение.
Мирный договор определил переходный период о статусе Южного Судана, немедленное прекращения огня, установил демобилизацию, численность вооружённых формирований, распределение средств от продажи нефти и другие аспекты жизни страны. Согласно мирному договору югу страны предоставлялась автономия на 6 лет, после чего должен был пройти референдум о независимости Южного Судана. Доходы от продажи нефти распределялись поровну между суданскими властями и южанами, исламский шариат на юге упразднялся.
Джон Гаранг становился лидером автономного юга, а также одним из двух вице-президентов Судана.

Международная помощь

В марте 1989 года правительство Садика аль-Махди согласовало с ООН детали проведения плана поставок гуманитарной помощи, получившим название «Мост жизни для Судана» (англ. «Operation Lifeline Sudan» (OLS)). В рамках этой операции 100 000 тонн продовольствия передавалось противоборствующим сторонам. Второй этап операции был одобрен правительством Судана и НАОС в марте 1990 года. В 1991 году засуха вызывает нехватку продовольствия по всей стране.
США, ООН и многие другие страны пытались поддерживать и координировать международную помощь для северного и южного Судана. Однако в связи с нарушениями прав человека Суданом и политикой суданского правительства по отношению к войне в Персидском заливеполучение гуманитарной помощи для Судана было осложнено.

Последствия

В ходе второй гражданской войны в Судане в результате боевых действий, этнических чисток, голода было убито и погибли от 1,5 до 2 миллионов человек. Предположительно 4—5 миллиона человек стали беженцами, 20 % беженцев покинули Южный Судан.
Долгий и кровопролитный конфликт истощил страну. Экономическая ситуация была тяжёлой, огромные затраты шли на ведение боевых действий, постоянно существовала угроза голода.
11 октября 2007 года, НАОС вышла из состава суданского правительства, обвинив Хартум в нарушении условий мирного соглашения. К этому времени более 15 000 военнослужащих из Северного Судана не покинули территорию юга. Однако, НАОС также заявила, что не намерена возвращаться к войне.
13 декабря 2007 года НАОС вернулась в состав правительства. После этого места в правительства распределялись на основе ротации между Джубой и Хартумом каждые три месяца.
8 января 2008 года войска Северного Судана окончательно покинули Южный Судан.
9—15 января 2011 года в Южном Судане прошёл запланированный референдум о независимости. В ходе плебисцита 98,8 % высказались за независимость, которая была провозглашена 9 июля 2011 года. Северный Судан признал юг днём ранее. Сложности в установлении границы между двумя странами привели к началу вооружённых столкновений в Южном Кордофане (2011 год) и к пограничному конфликту (2012 год) между Суданом и Южным Суданом.

Гуманитарные последствия

Затяжная гражданская война вынудила около 4 миллионов человек стать беженцами. Большинство бежало в крупные города южного Судана, такие как Джуба, другие бежали на север Судана или в соседние страны: Эфиопию, Кению, Уганду и Египет. Многие беженцы были не способны обеспечить себя продовольствием, в итоге многие погибли из-за недоедания и голода. В течение 21 года конфликта погибли около от 1,5 до 2 миллионов человек. Разруха и отсутствие инвестиций в южную часть страны привели к появлению «потерянного поколения».
Подписанное в 2005 году мирное соглашение не остановило кровопролитие в Дарфуре, где продолжился вооружённый конфликт.

Восточный фронт

Восточный фронт — это коалиция повстанческих группировок, действовавших на востоке Судана неподалеку от границы с Эритреей. Восточный фронт протестовал против неравенства и добивался перераспределения доходов от добычи нефти, между местными властями и официальным Хартумом. Повстанцы пригрозили прервать поставки нефти от месторождений в Порт-Судан и сорвать строительство второго нефтеперерабатывающего завода в городе.
Первоначально коалицию повстанческих группировок активно поддерживала Эритрея, однако затем Асмэра стала активно участвовать в процессе мирного урегулирования. В 2006 году правительство Судана и руководство фронта начали переговоры и 14 октября 2006 года подписали мирное соглашение. Соглашение предусматривает разделение доходов от продажи нефти, а также дальнейшую интеграцию трёх восточных штатов (Красное море, Кассала и Гедареф) в одну административную единицу.

Дети-солдаты

Армии обеих сторон зачисляли детей в свои ряды. Соглашение 2005 года было необходимо, чтобы дети-солдаты были демобилизованы и отправились домой. НАОС утверждала, что отпустила 16 000 своих детей-солдат в период между 2001 и 2004 годах. Однако международные наблюдатели (ООН и Глобальный доклад 2004) обнаружили демобилизованных детей, повторно завербованных НАОС. В 2004 году насчитывалось от 2500 до 5000 детей, служивших в НАОС. Повстанцы обещали демобилизовать всех детей к концу 2010 года.

Иностранные поставки оружия

После обретения независимости Суданом главным поставщиком оружия для суданской армии стала Великобритания. Однако в 1967 году после Шестидневной войны отношения Судана и Великобритании резко ухудшились, также как с США и ФРГ. С 1968 по 1972 года СССР и другие страны-члены СЭВ поставили в Судан большое количество вооружения, а также занимались подготовкой кадров для суданских вооружённых сил. На вооружение было поставлено большое количество танков, самолётов и орудий, которые были основным вооружением в армии до конца 1980-х. В результате государственного переворота 1972 года отношения между Суданом и СССР охладели, но поставки оружия продолжались до 1977 года, а в конце 1970-х основным поставщиком вооружений для суданской армии стал Китай. Также в 1970-е годы важным партнёром для Судана был Египет. Египетская сторона поставляла ракеты, бронетранспортёры и другую военную технику.
В 1970-х возобновились поставки вооружения из США. Своего пика они достигли в 1982 году, когда стоимость закупленного вооружения составила 101 000 000 долларов США. После начала войны, поставки стали сокращаться и окончательно завершились в 1987 году. По некоторым данным в 1993 году, Иран профинансировал закупку Суданом 20 китайских штурмовиков. Также иранское руководство оказывало финансовую помощь суданскому правительству.
Повстанцы получали оружие из Эритреи, Уганды и Эфиопии. Посольство Израиля в Кении занималось поставкой противотанковых ракет подразделениям НАОС

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры