Какие латиноамериканские танцы. Латиноамериканские танцы

Главная / Любовь

Зажигательные латиноамериканские танцы своим темпераментом покорили серьезную и строгую Европу, а вместе с ней и советское, а впоследствии и постсоветское пространство, еще в 80-е годы 20-го века. Ведь разве можно было остаться равнодушными к невероятному танцору Джонни в исполнении потрясающего Патрика Суэйзи? С тех пор прошло уже немало времени, а латиноамериканские танцы вовсе и не думают сдавать свои позиции. Различные танцевальные школы появляются как грибы после дождя, зазывая людей не только на занятия, но и на свои знаменитые клубные вечеринки, где можно успешно применить все, чему тебя научили в танцклассе.

Но как же не запутаться в разнообразии видов латиноамериканских танцев ? А то одна школа завлекает скидками на меренге, другая обещает научить вас танцевать чувственную румбу, а вы с трудом понимаете, чем они могут друг от друга отличаться. Давайте попробуем разобраться вместе!

Для начала латиноамериканские танцы принято делить на две группы. К первой относятся так называемые классические или бальные латиноамериканские танцы , таких всего пять: самба, румба, ча-ча-ча, джайв и пасодобль. Научиться им можно в школах бальных танцев, а впоследствии можно будет даже попробовать себя на соревнованиях.

Вторую группу латиноамериканских танцев составляют так называемые клубные танцы . Их разновидностей великое множество, но самые популярные, безусловно, сальса, меренге, мамбо и бачата. Знание этих танцев сделает вас звездой любой клубной латино-вечеринки.

Теперь давайте вернемся к первой группе бальных латиноамериканских танцев и познакомимся поближе с ее участниками. Итак,

Самба – это название как-то само собой со временем стало прилагаться ко всем танцам бразильского происхождения. Например, на бразильском карнавале тоже танцуют самбу, но этот танец по технике и лексикону весьма далек от своего бального тезки. Яркая и ритмичная бальная самба родилась в результате слияния на бразильской земле африканских танцев с испанскими и португальскими.

Ча-ча-ча – игривый и кокетливый танец. Он зародился на Кубе в начале 19-го века и также как многие латиноамериканские танцы имеет африканские корни. У этого танца своеобразный ритм – медленно, медленно, быстро, быстро, медленно. И исполняется он с типично кубинским качем в бедрах.

Румба – знаменитый «танец любви». Происхождение румбы роднит ее с танго, так как истоки обоих в кубинском танце с испанскими корнями под названием хабанера. В начале 19-го века существовало три разновидности румбы, однако самой популярной из них стала румба гуагуанчо. В этом танце партнер следует за своей партнершей, пытаясь соприкоснуться с ней бедрами, а дама пытается этого прикосновения избежать.

Джайв – самый энергичный, самый быстрый и бесшабашный танец латиноамериканской программы. Он зародился в 19-ом веке на юго-востоке США, и по разным версиям его создателями считают то африканских эмигрантов, то индейцев. Основной фигурой современного джайва считается быстрое синкопированное шоссе. В свое время этот танец позаимствовал немало движений из рок-н-ролла, а иногда даже одалживает у своего «танцевального собрата» музыку.

Пасодобль испанский танец, сюжет которого имитирует традиционный бой с быком – корриду. Здесь партнер – отважные тореро, а партнерша как бы изображает его ярко красную накидку, предназначенную для раздразниванья быка. Важное отличие пасодобля от других латиноамериканских танцев – это положение корпуса, при котором грудь поднята, плечи опущены, а голова жестко фиксирована. Немало движений пасодобль позаимствовал у своего испанского собрата – стиля фламенко.

Вот мы и разобрались с бальными танцами, а теперь давайте получше присмотримся к клубной латине.

Сальса – традиционно именно ее считают королевой клубных латиноамериканских танцев. Сальса зародилась на Кубе в начале 20-го века. Ее название переводится с испанского как «соус», и в этом танце смешались танцевальные традиции разных стран Центральной и Латинской Америки. И хотя в мире существует множество разновидностей сальсы (венесуэльская, колумбийская, салсьа Касино и др.) общим для всех этих видов танца является основной шаг, исполняемый под четыре ударных ритма.

Меренге – яркий и энергичный танец родом из Доминиканской Республики. В этом танце множество фигур и украшений, среди которых круговые движения бедрами, вращение корпусом и движения плечами в быстром темпе. Меренге партнеры танцуют обнявшись, что придает танцу особую эротичность.

Мамбо – также имеет кубинское происхождение, и его истоки видят в обрядовых танцах. Особые изменения мамбо претерпевает в 40-е годы в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза. Вскоре танец становиться популярным во всем мире, его танцуют как в парах, так и сольно и даже целыми группами.

Бачата – считается, что это самый романтичный танец клубной латины. Он, как меренге, происходит из Доминиканской республики. Различают несколько разновидностей бачаты – бачата доминикана (во многом схожая с меренге), бачата модерна и бачата убрана (содержат в себе элементы европейских и североамериканских танцевальных стилей).


Латинский танец имеет долгую и сложную историю, но в ее течение постоянно повторялись одни и те же элементы - самовыражение и ритм. В то время как некоторые латиноамериканские танцы почти полностью происходят от местных традиций, на подавляющее большинство латиноамериканских танцев оказали влияние три различные танцевальные традиции: местная, европейская и африканская. Первые упоминания об этих танцах восходят, по крайней мере 15-му веку, когда местные коренные танцы были впервые документированы европейскими исследователями. Именно этот момент принято считать точкой рождения латинских танцев, хотя на самом они намного древнее.


Происхождение латиноамериканских танцев

Задолго до того, как мужчины и женщины начали танцевать румбу или сальсу, коренные народы Южной и Центральной Америки изобрели то, что стало сегодня стало известно, как латинские танцы. Тем не менее, развитие этих ранних ритуальных танцев впоследствии очень сильно зависело от многих различных европейских и африканских стилей, как в плане движений, так и в музыке.

Ритуальные корни

На рубеже 16-го века морские исследователи, такие как Америго Веспуччи, вернулись в Португалию и Испанию с рассказами о коренных народах (ацтеки и инки), у которых были приняты сложные танцы. Как долго эти танцевальные традиции уже существовали на тот момент, неизвестно, но, когда эти танцы были замечены европейскими исследователями, они были уже полностью сформировавшимися и ритуализованными. Эти коренные танцы часто сосредоточены вокруг обыденных понятий, таких как охота или сельское хозяйство.


В начале 16 - го века европейские поселенцы и конкистадоры, подобные Эрнану Кортесу, начали колонизировать регионы Южной Америки и переняли местные танцевальные традиции, в итоге трансформируя их в новую версию местной культуры. Во время этой ассимиляции католические поселенцы объединили местные культурные традиции со своими собственными, сохранив изначальные движения индейцев, но добавив в них католических святых и библейские рассказы. Особо сильное впечатление на поселенцев произвели ацтекские танцы, поскольку они были хорошо структурированы и включали в себя большое количество танцоров, идеально точно одновременно исполняющих движения.


На протяжении веков европейские народные танцы и танцы африканских племен смешивались с этими коренными традициями, в итоге создав современный латинский танец.

Европейское влияние

Поскольку европейские народные танцы, которые появились в Америке вместе с поселенцами, запрещали прикосновения мужчин и женщин друг к другу во время парного танца, более близкий контакт исполнителей был для европейцев в новинку. При этом, в то время как местные коренные танцы были в основном групповыми, европейские танцы, которые были завезены в Америку, исполнялись в паре мужчиной и женщиной. В итоге, подобные европейские танцы в были интегрированы в развивающийся латиноамериканский жанр танца. Большая часть повествовательного элемента исчезла, а фокус был смещен на ритм и шаги.


С точки зрения движений, европейское влияние принесло определенную изысканность коренным танцам Латинской Америки, потому что шаги были меньше, а движения не такие резкие и размашистые. Объединение этих нюансов в совокупности с неотразимым ритмом африканских барабанов является одной из определяющих черт латинских танцев.

Известный своим чувственным действием бёдер и сексуальным выражением, латинский танец становится все более популярным на танцполах во всем мире. Фильмы о латинских танцах, те, которые изображают красоту искусства латинского танца , кажется, стали фаворитами среди танцоров и танцовщиц.

Помимо того, что он главный танец в зале, многие латиноамериканские танцы также танцуют на кантри-вестерн танцполах. Обучение латиноамериканскому танцу довольно лёгкое, так как большинство танцев состоят из тех же основных шагов.
Основа латинских танцев:
Термин «латинский танец » может быть использован двумя способами: для обозначения танцев, которые произошли в Латинской Америке и названием категории Международного стиля бальных танцев.
Многие популярные танцы возникли в Латинской Америке, и поэтому их называют латиноамериканскими танцами . Международное название стиля категории Международные бальные танцы . Международный латинский танец состоит из следующих пяти танцев: ча-ча-ча, румба, самба, пасодобль и джайв . Эти танцы сейчас выступает по всему миру как латиноамериканские танцы в международных конкурсах танцевального искусства, так же как и танцы в социальном плане.
Международные латинские танцы:
Ча-ча-ча :
Энергичный и нахальный, ча-ча-ча танцуют с подлинной латиноамериканской музыкой или латинской поп-музыкой. Это ответвление Mambo.
Румба:
Румба известна как «танец любви». Танцуют под романтические, латинские песни о любви, танец забавный и довольно прост в освоении.
Samba:
Часто трудно освоить, Samba является живым бразильским танцем , состоящим из многих прыжков и поворотов. Samba является чрезвычайно быстрым танцем .
Пасодобль:
На испанском языке имеет значение «два шага», Pasa Doble является живой, как марш- танец со значительно меньшими хип движениями.
Джайв
Изменённый Jitterbug, Jive состоит из танцевальных шагов производных от страны танцы.
Латинский стиль:
По сравнению с другими бальными танцами, латиноамериканские танцы , как правило, имеют быстрее темп, более чувственные, и имеют более ритмические выражения. Латинские танцы для пар, как правило, мужчина и женщина. Партнеры иногда танцуют в закрытой, жесткой позиции, а иногда держаться одной рукой. Латинский танец , как и латинская музыка, знойный и физически быстрый. Быстрый темп ритма и игривые движения делают различные латиноамериканские танцы бесконечно интересными, иногда даже захватывает дух.
Латиноамериканские танцы являются производными от музыки, с которой они танцуються. Компонент музыки, которая наиболее отличает танец является их быстрый или медленный темп.

Окончательное формирование латиноамериканских танцев завершилось в конце девятнадцатого века. Танцы латиноамериканские - это слияние ритмов африканских барабанов и музыки испанских колонизаторов, завоевавших Латинскую Америку.

Так появились танцы, которыми теперь увлекается весь мир: ча-ча-ча, сальса, меренге, бачата. Американские солдаты, появившиеся на Кубе в 1898 году, когда шла Война за независимость, были первыми иностранцами, которых захватили и покорили эти зажигательные ритмы и движения.

Солдаты были частыми гостями этого острова и во времена действовавшего в Штатах сухого закона, когда на их территории полностью были запрещены все спиртные напитки.

Латиноамериканские танцы до сих пор ассоциируются с горячими страстями и крепкими напитками, поэтому они находятся под запретом в мусульманских странах. Но остальной мир танцует эти зажигательные танцы с удовольствием.

Как объяснила Анастасия Сазонова, преподающая танцевальные уроки в школе 5 Life, все танцы латиноамериканские могут быть бальными и социальными. Социальные танцы могут легко танцевать все желающие, запомнив несколько несложных движений и импровизируя остальные элементы танца.

Это под силу даже людям, не имеющим особой физической подготовки. Бальные танцы - совсем другое дело. Они требуют хорошей спортивной формы танцующих и четкого выполнения основных танцевальных элементов. Это своего рода красивый и увлекательный спорт.

СОН

Родина танца сон - Куба. Элементы этого танца являются импровизацией африканской румбы. И до первого десятилетия двадцатого века представители белой части кубинского населения избегали его исполнять. Но вначале тридцатых годов все изменилось. Танец стал завоевывать поклонников во многих странах. Их привлекали медленный темп и замысловатость ритмического рисунка. И сегодня сон занял одно из ведущих мест в семье социальных латиноамериканских танцев.

САЛЬСА

Название танца переводится с испанского языка как «соус» и это в полной мере отражает суть сальсы. В ней содержаться танцевальные жанры и музыкальные ритмы многих Центральноамериканских стран и стран Латинской Америки. Но родиной этого танца считают Нью-Йорк, где он появился в шестидесятых-семидесятых годах благодаря кубинским эмигрантам, смешавшим традиционный кубинский сон с джазом.

Сальса выполняется с чувством, этому способствуют плотно прижатые во время танца тела, и нередко между партнерами возникают пусть и ненадолго страстные отношения.

ЧА-ЧА-ЧА

Происхождение ча-ча-ча до конца не выяснено. Одни утверждают, что его прямым родственником является древний танец гуарача, которым увлекались представители народов Карибского бассейна. Другие считают, что его автором был увлекающийся экспериментами в области танца Энрике Хоррина, кубинский композитор середины прошлого столетия.

Существует и еще одна версия, что танец этот был создан совершенно случайно. Пьер Лавелль во время своего пребывания на Кубе, увидел, как местные жители танцуют румбу. Этот темпераментный танец захватил Лавелля и, приехав в Англию, он стал преподавать его своим ученикам. Но поскольку он не разобрался полностью в технике румбы, преподаваемый им танец оказался совершенно новым танцем.

Ча-ча-ча танцуется очень энергично. Танцоры должны выпрямлять колени при каждом шаге, выполняя при этом высокоамплитудные движения бедрами. Занимаясь ча-ча-ча хотя бы один раз в неделю, можно через месяц ощутить заметные изменения в своей фигуре.

Вы получите стройные ноги, а с ваших бедер исчезнут лишние килограммы. У этого танца есть и социальный вариант, доступным большому числу его почитателей, и бальный вариант, где танцор должен обладать спортивной техникой.

БАЧАТА

Название танца переводится с испанского языка как «шумное веселье». Именно так назывались в тридцатые годы все праздники, проходящие в самых бедных кварталах Доминиканской республики. Так и появился этот парный танец, основу которого составили кубинский сон и испанский болеро, который танцуют под грустные мелодии песен о безответной любви.

Он довольно прост в исполнении. Танцуют бачату, ритмично вышагивая влево-вправо, вперед-назад в тесном контакте с партнером, обнявшись и практически не разъединяя рук.

МЕРЕНГЕ

Латиноамериканский танец меренге имеет негритянские корни. Именно поэтому его долго не признавали представители аристократических кругов Кубы и считали исполнение танца дурным тоном.

В девятнадцатом веке меренге даже хотели запретить, но благодаря Рафаэлю Трухильо, бывшему диктатору Доминиканской Республики, танец получил признание.

Трухильо был известен в народе своими многочисленными сексуальными связями, и меренге привлек его движениями, которые носили легкий эротический характер и позволяли некоторые вольности по отношению к партнерше во время танца.

Базовый шаг меренге состоит в переносе с одной ноги на другую веса тела, имитируя как бы хромающую походку, но в сочетании с большим количеством фигур и украшений, пришедших из фольклорного меренге, смотрится очень интересно и привлекательно.

Для него не нужно огромного танцевального пространства. Меренге можно танцевать даже на небольшом пятачке, главное иметь желание и соответствующее танцу настроение.

Видео: Латиноамериканские танцы

Латиноамериканские танцы

Латиноамериканские танцы - это совокупность различных танцевальных стилей, объединенных в одно направление, которое находится в постоянном развитии, позволяя максимально овладеть современной техникой исполнения различных видов танцев. Миллионы поклонников латиноамериканскихтанцев собираются в клубах и на дискотеках для получения удовольствия от непринужденного и раскрепощенного состояния.

Реггетон (reggaeton) - это танцевальная визитная карточка Пуэрто-Рико и стран Латинской Америки, адресованная всемирной молодежи. Реггетон считается одним из самых сексуальных танцев в мире. Что еще можно танцевать, имитируя «doggy-style»?

На танцполах реггетона главенствует не традиционная мораль, а всеобщее влечение к удовольствию, поэтому, осваивая его, Вы можете не беспокоиться о партнерах: они непременно найдутся. Впрочем, реггетон подходит и для демонстрации индивидуального мастерства, в особенности мастерства изоляций и движения бедрами.
Танцевальный словарь реггетона основан на движениях регги, бачаты и хип-хопа. Обладая открытым характером, реггетон прекрасно усваивает элементы стрип-латины, стрип-пластики и индивидуальные авторские техники. Как правило, этот танец танцуется под reggaeton - микс ямайского регги, дэнсхолла и американского хип-хопа (Daddy Yankee, Don Omar, Ivy Queen). Однако, хотя именно reggaeton и его уникальный бит Dem Bow позволяют Вам ощутить все нюансы исполнения стиля, органично танцевать реггетон можно и под латинский хип-хоп (Big Pun, Fat Joe, Akwid) и даже под американский мейнстрим (Lil Jon, 50 Cent, Usher’ и Snoop Dogg).
Жаркий, откровенный и вызывающий реггетон - прекрасный выбор для тех, кто стремится не к изоляции от других танцующих, а к близости и желает получить в танце удовольствие, граничащее с удовольствиями сексуальной игры.

Сальса / Salsa

Название самого популярного в США и Европе танца Salsa в переводе с испанского означает «соус». Ведь без этой добавки мы не полюбили бы так сильно эти горячие латиноамериканские ритмы, зажигательные песни, фильмы латинос и яркие наряды! Vamos a bailar!

Сальса - это смесь различных музыкальных жанров и танцевальных традиций разных стран Центральной и Латинской Америки. Поэтому ее ритмы и фигуры сочетают в себе весь колорит Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Пуэрто-Рико и Кубы, которая считается родиной сальсы . Именно там, в начале 20 века и зародились эти мелодии.

Нью-йоркские южноамериканцы - пуэрториканцы, панамцы, кубинцы, колумбийцы - смешали сальсу с ритмами джаза и блюза. Новый жанр, названный «Сальса метрополитен», в 70-е годы был «вывезен» из Нью-Йорка и с бешенным успехом распространился по планете, став самым популярным танцем латиноамериканского происхождения.

Это направление танцев предназначено для тех, кто хочет научиться красиво двигаться под латиноамериканскую музыку, в совершенстве владеть своим телом, импровизировать и фантазировать, получить мощный положительный заряд, удовольствие от себя и окружающих.

Сам танец тесно связан с афроамериканской этнической культурой, столь популярной сегодня. Только в латинской интерпретации к жестким, отрывистым ударам африканских тамбуров, добавляется еще мелодичность, лиричность, с некоторым оттенком ностальгических нот, которые так созвучны с русским характером. Однако нужно сказать, что вместе с Россией на вкус латинские танцы попробовал и весь мир. На мировых сценах появляется все больше задорных песен в стиле «а-ля латинос», и каждый уважающий себя эстрадный певец считает своим долгом сделать хотя бы одну вещь в этом стиле. Примером этого являются такие звезды мировой сцены, как Шакира, Дженнифер Лопес, Рикки Мартин и др.

Мамбо / Mambo

Мамбо родилась на Кубе. Чувственный и заводной Мамбо покорил весь мир простотой исполнения и тем, что его можно танцевать в одиночку, в паре и целой группой. Широкую известность Мамбо также обрела и благодаря кино. Среди известных фильмов следует назвать несколько, в которых этот танец используется как средство обольщения. Это известные и ставшие классическими картины «Мамбо» (1954), «Короли мамбо» с Антонио Бандерасом и Арманом Ассанте и, конечно же, «Грязные танцы » с несравненным Патриком Суэйзи в главной роли. Именно после этого фильма популярность Мамбо в танцевальных школах стала расти. И сегодня миллионы людей во всем мире берут уроки этого безумно красивого, зажигательного и чувственного танца.

Румба / Rumba

Румба - «это апофеоз танго», - поет Паоло Конте. И он прав, поскольку и Танго , и Румба произошли от хабанеры. Этот кубинский танец с испанскими корнями породил двух очень разных сестер, одну со светлой кожей, другую - с темной. В Аргентине она удивительным образом переродилась в чувственное Аргентинское Танго. На Кубе же хабанера преисполнилась чувственной и полной жизненности хореографией - и возникла Румба, более африканский по своей сути танец.

Ча-ча-ча / Cha-cha-cha

Ча-ча-ча часто называют «танцем кокеток», ведь он очень нравится женщинам, которым свойственно провоцирующее поведение или легкий флирт. Ча-ча-ча - настоящий танец соблазнения. В самом деле, движения Ча-ча-ча позволяют женщине открыто демонстрировать свой шарм и достоинства фигуры, поскольку сам танец характеризуется, прежде всего, выразительными движениями бедер. В отличие от других танцев, в которых близость партнеров как бы позволяет флиртовать, Ча-ча-ча предоставляет женщине возможность кокетничать: она горделиво прохаживается перед кавалером, будто стараясь покорить не только его, но и стать желанной для всей мужской аудитории.

Бачата, меренге / Bachata, merenge

Бачата и меренге - два ритма, зародившиеся в Доминиканской Республике, имеют между собой очень много сходства и столь же много различий. Оба жанра имеют народное происхождение, оба нелегко добились общественного признания и оба вышли за пределы своей маленькой островной родины. Но, в отличие от энергичного и беззаботного меренге, как нельзя более подходящего для веселых вечеринок, бачата создана для несколько иного времяпровождения. Не зря она получила название "música de amargue" - музыка горечи. Темп ее гораздо более медленный, а тексты повествуют о страданиях неразделенной любви.

Хореография Бачата проста и незамысловата - четыре шага из стороны в сторону либо вперед-назад с акцентом на последний, в этот момент нога вытягивается немного вперед и ставится на мысок либо на пятку. Партнеры танцуют на очень близком расстоянии друг от друга, совершая также легкие круговые движения сцепленными в замок руками. Главная цель в танце бачата - тесный контакт с партнером, поэтому поворотов крайне мало, но довольно часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону.

Традиционный набор инструментов для исполнения меренге включает в себя бочку - двусторонний барабан специфической формы, называющийся тамбора , альт-саксофон , диатонический аккордеон и гуира , цилиндрический инструмент из металла, по которому скребут палочкой.

Бачата - очаровательная музыкальная форма, напоминающая кубинский сон, издавна является частью повседневной жизни доминиканцев, но только недавно стала восприниматься как важная и уникальная культурная особенность. Несмотря на то, что ансамбли, исполняющие бачата, регулярно включают в свой репертуар меренге, инструментовка в бачате другая. Гитара или requito - самый заметный инструмент в бачате, как аккордеон в меренге. Благодаря развитой технике перебирания струн и высокому тембру гитары бачата узнается моментально. На клубных латиноамериканских вечеринках принято не различать танцы. Люди просто погружаются в атмосферу зажигательных латинских ритмов, танцуют и получают удовольствие. Можно знать немного движений, но каждый раз, с другим партнером или партнершей, под новую мелодию будет рождаться что-то уникальное, неповторимое, со своими эмоциями и страстями. И именно в этом кроется завораживающая Бачата.

Главная задача - уловить все движения партнера и буквально стать с ним одним целым. Как и все латинские танцы, бачата очень полезна для женской фигуры . Всего за месяц регулярных занятий Ваша фигура приобретет соблазнительные очертания. А еще бачата обладает уникальным действием на походку - она становится удивительно женственной!


Меренге / Merengue

На сегодня Меренге является одним из самых популярных латиноамериканских танцев. Если вы можете ходить, значит, вы сможете и станцевать Меренге! Она не требует простора, танцевать ее можно на любом пятачке свободного пространства.

Меренге зародилась на острове Испаньола, открытым Колумбом в 15 веке. Этот остров явил собой своеобразную точку отсчета всей испано-американской империи, которая распространилась на большей части Центральной и Латинской Америки. На протяжении веков к индейским племенам и испанским колонистам присоединялись мощные потоки африканских рабов.

Некоторые считают, что происхождение характерных для Меренге па идет от движений, производимых рабами на плантациях сахарного тростника. Их ноги были скованы цепями в щиколотках, поэтому, когда они танцевали, чтобы хоть на мгновение забыться, то в основном могли лишь двигать бедрами, перенося вес тела с одной ноги на другую.

Бывшие рабы хлопковых плантаций, получив свободу, плясали и радовались своей судьбе. Подражая ходьбе в кандалах, они смеялись и обнимались в танце, подчеркивая тем самым главную мысль - свобода и есть счастье всех людей.

Есть и другие версии, но, как бы то ни было, в начале 19 века Меренге уже танцевали на Гаити и в Доминиканской Республике. И в отличие от других Антильских танцев успех Меренге можно объяснить тем, что партнеры двигаются, обнявшись, что придает танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний.

Клубные латиноамериканские танцы просты в освоении. Главное - полностью погрузиться в атмосферу латиноамериканских ритмов, и открыто выражать свои эмоции и чувства. Клубная латина привлекательна тем, что при её исполнении появляется полная свобода. На любой вечеринке вы будете просто неотразимы!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры