Древнее индейское племя. Где живут индейцы? Североамериканские индейцы

Главная / Ссоры

История коренного населения обеих Америк полна загадок и тайн, но еще она очень печальна. Особенно это относится к индейцам родовые земли которых уже очень давно приватизированы Федеральным правительством США. Сколько коренных жителей североамериканского континента погибло в результате насильственной колонизации, неизвестно и по сей день. Некоторые исследователи утверждают, что к началу 15-го века индейцев на нынешних территориях США проживало до 15 миллионов, а в 1900 году их осталось не более 237 тысяч человек.

Особенно примечательна история тех, кого мы знаем под названием «ирокезы». Индейцы этого племени издревле представляли собой большой и сильный народ, но ныне от них осталось немного. С одной стороны, голландская и английская помощь первоначально позволили им невероятно усилить свои позиции… Но когда необходимость в ирокезах отпала, их начали истреблять беспощадно.

Основные сведения

Так называются индейцы Северной Америки, которые в настоящее время проживают в северных штатах США и Канаде. Слово «ироку» в лексиконе соседних племен значит «настоящие гадюки», что указывает на изначальную воинственность ирокезов, предрасположенность их к военным хитростям и глубоким познаниям в области военной тактики. Неудивительно, что ирокезы постоянно находились в весьма натянутых отношениях со всеми соседями, которые их откровенно недолюбливали и боялись. В настоящее время на территории США и Канады проживает до 120 тысяч представителей этого племени.

Первоначально ареал племени простирался от до Гудзонского пролива. Вопреки распространенному мнению, ирокезы - индейцы не только воинственные, но и весьма трудолюбивые, так как у них на довольно высоком уровне было развито растениеводство, были зачатки скотоводства.

Скорее всего, именно это племя было одним из первых, вступивших в контакт с европейцами в 16-м веке. К этому времени многие индейцы Северной Америки бесследно исчезли в пламени постоянных внутренних войн. Тем не менее память о них осталась до сих пор. Так, слово «Канада» происходит из языка лаврентийских ирокезов.

Образ жизни ирокезов

Социальная организация этого племени - яркий пример самобытного родового матриархата, но при этом род все равно возглавлял мужчина. Семья жила в длинном доме, служившим прибежищем сразу для нескольких поколений. В некоторых случаях подобные жилища использовались родом по нескольку десятилетий, но бывало, что ирокезы жили в одном и том же доме по сто лет и более.

Основными занятиями ирокезов была охота и рыболовство. Сегодня представители племени занимаются производством сувениров или работают по найму. Встречаемые в продаже традиционные корзины и чрезвычайно красивы, а потому популярны (особенно среди туристов).

Когда племя ирокезов было на пике своего могущества, его члены проживали в довольно многочисленных деревнях, в которых могло насчитываться до 20 «длинных домов». Ставить их старались компактно, выбирая те участки земли, которые были непригодны для земледелия. Несмотря на свою воинственность и частую жестокость, ирокезы нередко выбирали для своих деревень очень живописные и красивые места.

Образование Конфедерации

Примерно в 1570 году на территории близ возникло устойчивое образование из племен ирокезов, которое впоследствии получило название «Союз ирокезов». Впрочем, представители самого племени говорят, что первые предпосылки для появления такого рода образования возникли еще в 12 веке. Первоначально в состав Конфедерации входило около семи племен ирокезов. Каждый вождь имел равные права во время совещаний, но на военное время все равно избирался «царь».

В этот период все поселения ирокезов еще вынуждены были защищаться от нападений соседей, ограждая деревни плотным частоколом. Нередко это были монументальные стены, возведенные из заостренных бревен в два ряда, промежутки между которыми засыпались землей. В отчете одного французского миссионера встречается упоминание настоящего «мегаполиса» ирокезов из 50 огромных длинных домов, каждый из которых был настоящей крепостью. Ирокезы-женщины воспитывали детей, мужчины занимались охотой и воевали.

Население поселков

В больших деревнях могло проживать до четырех тысяч человек. К концу формирования Конфедерации необходимость в защите полностью отпала, так как к тому времени ирокезы практически полностью истребили всех своих соседей. При этом деревни стали располагаться компактнее, чтобы в случае необходимости можно было быстро собрать воинов всего племени. Тем не менее к 17 веку ирокезы были вынуждены часто менять расположение своих поселков.

Дело в том, что бесхозяйственное использование почв приводило к их быстрому истощению, а надеяться на плоды военных компаний можно было не всегда.

Отношения с голландцами

Примерно в 17 веке в регионе появляется много представителей голландских торговых компаний. Основывая первые фактории, они завязывали торговые отношения со многими племенами, но особенно тесно голландцы общались именно с ирокезами. Больше всего европейских колонизаторов интересовал бобровый мех. Но тут возникла одна проблема: добыча бобров стала настолько хищнической, что вскоре эти животные практически исчезли на всей территории, контролируемой ирокезами.

Тогда голландцы прибегли к довольно простой, но все же изощренной хитрости: они всячески стали способствовать ирокезской экспансии на территории, которые им изначально не принадлежали.

С 1630 по 1700 годы по этой причине гремели постоянные войны, получившие название «бобровых». Как этого удалось достичь? Все просто. Представители Голландии, несмотря на официальные запреты, в изобилии поставляли своим индейским союзникам огнестрельное оружие, порох и свинец.

Кровавая экспансия

К середине 17-го века численность племени ирокезов была около 25 тысяч человек. Это значительно меньше, чем численность соседних с ними племен. Постоянные войны и эпидемии, принесенные европейскими колонизаторами, еще быстрее сокращали их количество. Впрочем, в состав Федерации тотчас же вливались представители покоренных ими племен, так что убыль частично компенсировалась. Миссионеры из Франции писали, что к 18 веку среди «ирокезов» было глупо пытаться вести проповеди, используя основной язык племени, так как лишь треть (в лучшем случае) индейцев его понимали. Это свидетельствует о том, что всего за сто лет ирокезы были практически уничтожены, причем официально Голландия оставалась абсолютно «чистой».

Так как ирокезы - индейцы весьма воинственные, они едва ли не первыми осознали, какую мощь в себе таит огнестрельное оружие. Они предпочитали использовать его в «партизанском» стиле, действуя небольшими мобильными отрядами. Враги говорили, что такие группы «проходят сквозь лес, как змеи или лисы, оставаясь невидимыми и неслышимыми, подло ударяя в спину».

В лесу ирокезы чувствовали себя великолепно, а грамотная тактика и использование мощного огнестрельного оружия привели к тому, что даже малые отряды этого племени добивались выдающихся военных успехов.

Дальние походы

Вскоре головы вождей ирокезов окончательно вскружила «бобровая лихорадка», и они стали отправлять воинов даже в очень далекие земли, где у ирокезов просто физически не могло быть никаких интересов. Зато они были у их голландских покровителей. В результате все усиливающейся экспансии земли ирокезов расширились вплоть до окрестностей Великих озер. Именно эти племена во многом ответственны за то, что в тех краях начали массово вспыхивать конфликты на почве сильного перенаселения. Последнее возникало вследствие того, что бежавшие индейцы уничтожаемых ирокезами племен в страхе бежали на любые свободные от них земли.

Фактически в то время было уничтожено множество племен, о большинстве из которых не сохранилось вообще никакой информации. Многие исследователи из числа индейцев считают, что в то время уцелели лишь гуроны. Все это время не прекращалась голландская подпитка ирокезов деньгами, оружием и порохом.

Расплата

В 17 веке в эти края пришли англичане, быстро вытеснившие своих европейских конкурентов. Они стали поступать несколько «тактичнее». Англичане организовали так называемую Покоренную лигу, в которую входили все оставшиеся племена, ранее покоренные ирокезами. Задача Лиги была в постоянных поставках бобрового меха. Сами же воинственные ирокезы-индейцы, культура которых к тому времени сильно деградировала, быстро превратились в обычных надсмотрщиков и сборщиков дани.

В 17-18 столетии могущество их племени из-за этого сильно ослабло, но все же они продолжали представлять грозную военную силу во всем регионе. Великобритания, пользуясь богатым опытом интриг, сумела стравить ирокезов и французов. Первые смогли выполнить практически всю работу оп окончательному изгнанию конкурентов британских торговых компаний из Нового Света.

Этим ирокезы подписали себе смертный приговор, так как они стали не нужны. Их попросту вышвырнули с ранее захваченных территорий, оставив для проживания лишь их первоначальную территорию близ реки Святого Лаврентия. Кроме того, в 18 веке от них откололось племя минго, еще более ослабив ирокезов.

Последний удар

Британские дипломаты все же не сидели сложа руки, и во время войны с только что образовавшимися США уговорили своих бывших «партнеров» снова принять их сторону. Это стало последней, но самой страшной ошибкой ирокезов. Генерал Салливан прошелся по их земле огнем и мечом. Остатки некогда могучего племени оказались рассеяны по резервациям в США и Канаде. Лишь к самому концу 19-го века последние представители этого народа перестали массово погибать от голода и постоянных эпидемий.

Сегодня ирокезы - индейцы уже не столь воинственные, но весьма «подкованные» в юридических вопросах. Они постоянно отстаивают свои интересы во всех судах, добиваясь признания незаконности завладения Федерального правительства их землей. Впрочем, успешность их исков остается под большим сомнением.

Почему у племени столь дурная репутация?

Упомянутый выше Фенимор Купер представлял индейцев племени ирокезов как исключительно беспринципных и жестоких людей, противопоставляя их «благородным делаварам». Такая оценка - образчик предвзятости, и объясняется она просто. Дело в том, что делавары участвовали в войне против Великобритании на стороне США, а ирокезы воевали на стороне англичан. Но все же Купер был во многом прав.

Именно ирокезы частенько практиковали практику полного уничтожения своих противников, включая убийства младенцев. «Увлекались» воины племени и жесточайшими пытками, которые практиковали задолго до прибытия европейцев. Кроме того, их дурная репутация - во многом заслужена, так как ирокезам было неведомо понятие любой честности в отношении потенциальных противников.

Вероломство как стиль жизни

Известны случаи, когда они заключали мирные договоры с соседним племенем, а затем полностью его вырезали под покровом ночи. Нередко для этого использовались яды. В понимании соседних племен такая практика - чудовищное попрание традиций и беззаконие.

Историк Фрэнсис Паркман, хорошо относившийся к индейцам в принципе, собрал много данных, свидетельствующих о широком распространении не только ритуального людоедства (которое было характерно едва ли не для всех индейских племен вообще), но и случаев «обыденного» поедания людей. Неудивительно, что конфедерация ирокезов, мягко говоря, особой популярностью среди соседей не пользовалась.

Ни для кого не секрет, что коренными жителями Северной Америки являются индейцы, обосновавшиеся тут задолго до появления белого человека. Первым европейцем, встретившим индейцев, был итальянский мореплаватель Христофор Колумб. Он же и назвал незнакомый народ «индейцами», поскольку полагал, что его корабли достигли Индии. Европейская колонизация, начавшаяся на этих землях после открытия Колумба, вынудила коренное население Америки оставлять свои родные земли и бежать на запад к побережью Тихого океана. Однако колонизаторы с каждым годом продвигались всё дальше вглубь материка. В XIX-XX веках руководство США за бесценок выкупало земли коренного населения и переселяло индейцев в резервации. На сегодняшний день в резервациях проживает около 4 миллионов человек. Поскольку американское правительство закрывает глаза на царящие в резервациях антисанитарию, болезни, нищету и преступность, потомки североамериканских индейцев вынуждены жить в тяжелейших условиях, лишённые элементарных удобств и достойного медицинского обслуживания.

Происхождение индейцев

Ни в одной из стран Северной Америки до сих пор не были найдены останки человекообразных обезьян или доисторических людей. Этот факт говорит о том, что первые люди современного типа пришли в Америку извне. Последние исследования показывают, что коренные народы Северной Америки относятся к монголоидной расе и генетически наиболее близки жителям Алтая, Сибири и Монголии.

История расселения индейцев в Америке

В эпоху последнего ледникового периода началась волна эмиграции из Евразии в Северную Америку. Переселенцы двигались по узкому перешейку, когда-то находившемуся на месте Берингова пролива. Скорее всего, в Америку с разницей в несколько сотен лет прибыли две крупных группы переселенцев. Вторая группа пришла на континент не позднее 9000 г. до н. э., так как примерно в это время ледник стал отступать, уровень Северного Ледовитого океана повысился, и перешеек между Северной Америкой и Сибирью скрылся под водой. В целом же, исследователи не пришли к единому мнению относительно точного времени заселения Америки.

В древности ледник покрывал практически всю территорию современной Канады, поэтому, чтобы не оставаться посреди снежной пустыни, переселенцы из Азии должны были долго двигаться вдоль русла реки Маккензи. В конечном итоге, они выходили на современную границу США и Канады, где климат был намного мягче и плодороднее.

После этого часть переселенцев поворачивала на восток — к Атлантическому океану; часть — на запад — к Тихому океану; а остальные двигались на юг — на территорию современной Мексики, Техаса и Аризоны.

Классификация индейских племён


indian village

Переселенцы быстро обжились на новом месте и постепенно стали терять культурные и бытовые привычки своих азиатских предков. Каждая из групп мигрантов стала приобретать собственные черты и особенности, отличавшие их друг от друга. Это было связано с различиями климатических условий, в которых жили эти народы. Уже в архаический период выделилось несколько основных групп североамериканских индейцев:

  • юго-западная;
  • восточная;
  • жителей Великих равнин и прерий;
  • калифорнийская;
  • северо-западная.

Юго-западная группа

Индейские племена, проживающие на юго-западе материка (Юта, Аризона), отличались самым высоким уровнем развития культуры и техники. К числу проживавших тут народов относились:

  • Пуэбло — один из самых развитых коренных народов Северной Америки;
  • Анасази — культура, родственная пуэбло.
  • Апачи и навахо, поселившиеся в XIV-XV веках на землях, покинутых пуэбло.

В архаическую эпоху юго-запад Северной Америки был плодородным регионом с мягким и влажным климатом, что позволило обосновавшимся здесь пуэбло успешно заниматься сельским хозяйством. Они преуспели не только в выращивании различных агрокультур, но и в строительстве сложных ирригационных систем. Животноводство ограничивалось лишь выращиванием индюков. Также обитателям юго-запада удалось приручить собаку.

Многие культурные достижения и изобретения индейцы юго-запада заимствовали у своих соседей — майя и тольтеков. Заимствования прослеживаются в архитектурных традициях, быте и религиозных воззрениях.

Люди пуэбло селились преимущественно на равнинах, где строились большие поселения. Помимо жилых домов, пуэбло возводили крепости, дворцы и храмы. Археологические находки говорят об очень высоком уровне ремёсел. Исследователи обнаружили здесь множество ювелирных изделий, инкрустированные драгоценными камнями зеркала, великолепную керамику, каменную и металлическую посуду.

Близкая к пуэбло культура анасази обитала не на равнинах, а в горах. Сначала индейцы селились в естественных пещерах, а потом стали вырубать в скалах сложные жилые и культовые комплексы.

Представители обеих культур отличались высоким художественным вкусом. На стены жилищ наносились великолепно выполненные изображения, одежда людей пуэбло и анасази была украшена большим количеством бусин из камня, металла, кости и раковин. Элемент эстетики древние мастера привносили даже в самые простые вещи: плетёные корзины, сандалии, топоры.

Одним из главных элементов религиозной жизни индейцев юго-запада был культ предков. Люди того времени с особым трепетом относились к предметам, которые могли принадлежать полумифическому прародителю — курительным трубкам, украшениям, посохам и т. д. Каждый клан поклонялся своему предку — животному, духу или культурному герою. Поскольку на юго-западе довольно быстро совершился переход от материнского рода к отцовскому, здесь рано сформировался патриархат. Мужчины, принадлежащие к одному клану, стали создавать свои тайные общества и союзы. Такие союзы справляли религиозные церемонии, посвящённые предкам.

Климат на юго-западе постепенно менялся, становясь всё более засушливым и жарким. Местным жителям приходилось прилагать все усилия для того, чтобы добывать воду для своих полей. Однако им не помогли даже самые лучшие инженерные и гидротехнические решения. В начале XIV века началась Великая засуха, затронувшая не только североамериканский континент, но и Европу. Пуэбло и анасази стали переселяться в регионы с более благоприятным климатом, а на их земли пришли навахо и апачи, перенявшие культуру и быт своих предшественников.

Восточная группа

Племена, относящиеся к восточной группе, обитали в районе Великих озёр, а также на обширной территории от Небраски до Огайо. В число этих племён входили:

  • Народы кэддо, потомки которых ныне живут в резервации в Оклахоме;
  • Катоба, в XIX веке выселенные в резервацию в Южной Каролине;
  • Ирокезы — один из самых высокоразвитых, многочисленных и агрессивных племенных союзов в регионе;
  • Гуроны, большая часть которых ныне проживает в Канаде — в резервации Лоретт, и многие другие.

Начало этим народностям дала высокоразвитая миссисипская культура, существовавшая с VIII по XVI век. Входившие в неё племена строили города и крепости, создавали огромные погребальные комплексы и постоянно воевали с соседями. Наличие храмов и гробниц говорит о наличии у этой группы племён сложных представлений о загробном мире и устройстве Вселенной. Свои идеи люди выражали в символике: изображениях пауков, глаз, воинов, соколов, черепов и ладоней. Особое внимание уделялось погребальным церемониям и подготовке умершего к жизни вечной. Результаты археологических раскопок позволяют говорить о неком культе смерти, существовавшем в этом регионе. С ним связана не только пышность погребений местных вождей и жрецов, но и кровавые жертвоприношения, часто практиковавшиеся представителями миссисипской культуры. Особое значение для жителей востока играли промысловые культы, обеспечивающие удачу в охоте и рыбалке.

Также представители восточных племён поклонялись своим тотемам — предкам из животного мира. Изображения тотемных животных наносили на жилища, одежду и оружие. Самым почитаемым зверем на востоке Северной Америки был медведь. Но отдельные племена могли почитать и других животных: хищных птиц, волков, лис или черепах.

Наиболее известный археологический памятник, который оставили после себя индейцы востока — это курганный комплекс Кахокии — одного из самых больших городов в регионе.


Изображение города

По-видимому, племена, жившие на востоке Северной Америке, обладали сложной социальной структурой. Основную роль в жизни племени играли вожди и жрецы. Среди знатных особ существовало нечто вроде вассальной зависимости, определявшей общественную иерархию в Западной Европе. Вожди наиболее богатых и развитых городов подчиняли себе глав более мелких и бедных поселений.

Восток Северной Америки в те времена был покрыт густым лесом, что определило круг основных занятий индейцев из этой группы. Племена жили преимущественно за счёт охоты. Кроме того, здесь довольно быстро стало развиваться сельское хозяйство, хотя и не такими темпами, как на юго-западе.

Жителям востока удалось наладить торговлю с соседними народами. Особенно тесные связи были установлены с обитателями современной Мексики. Взаимовлияние двух культур прослеживается в архитектуре и некоторых традициях.

Ещё до прихода европейцев миссисипская культура стала приходить в упадок. Очевидно, в связи с резким ростом населения, местным жителям стало не хватать земли и ресурсов. Также исчезновение этой культуры может быть связано с Великой засухой. Многие местные жители стали покидать насиженные места, а оставшиеся перестали строить роскошные замки и храмы. Культура в этом регионе значительно огрубела и упростилась.

Жители Великих равнин и прерий

Между засушливым юго-западом и покрытым лесами востоком лежала длинная полоса прерий и равнин. Она простиралась от Канады до самой Мексики. В древности обитавшие тут народы вели преимущественно кочевой образ жизни, но со временем они стали осваивать сельское хозяйство, строить долговременные жилища и постепенно переходить к осёдлости. На Великих равнинах жили следующие племена:

  • Народ сиу, ныне проживающий в Небраске, обеих Дакотах и на юге Канады;
  • Айова, в первой половине XIX века отселённые в резервации Канзаса и Оклахомы;
  • Омаха — племя, едва уцелевшее после разразившейся в XVIII веке эпидемии оспы.

Долгое время индейцы заселяли только восточную часть прерий, где протекало несколько крупных рек, в том числе, Рио-Гранде и Ред-Ривер. Здесь они занимались выращиванием кукурузы и бобовых, а также охотились на бизонов. После того как европейцы завезли в Северную Америку лошадей, образ жизни местного населения сильно изменился. Индейцы прерий частично вернулись к кочевничеству. Теперь они могли быстро перемещаться на большие расстояния и следовать за стадами бизонов.

Помимо вождя, важную роль в жизни племени играл совет, куда входили главы родов. Они решали все ключевые вопросы и отвечали за проведение некоторых религиозных ритуалов. Однако настоящими лидерами племён были не вожди и старейшины, а колдуны. От них зависели погодные условия, численность бизонов, результаты охоты и многое другое. Индейцы прерий верили, что каждое дерево, ручей или животное заключает в себе духа. Для того чтобы добиться удачи или не навлечь на себя беду, нужно было уметь договариваться с такими духами и делиться с ними добычей.

Именно облик жителя Великих равнин лёг в основу растиражированного в медиакультуре образа типичного североамериканского индейца.

Калифорнийская группа


Индейцы Калифорнии

Часть азиатских переселенцев, направлявшаяся на юго-запад, решила не оставаться на равнинах Аризоны и Юты, а продолжила путь на запад, пока не упёрлась в тихоокеанское побережье. Место, куда пришли кочевники, казалось по-настоящему райским: тёплый океан, полный рыбы и съедобных моллюсков; обилие фруктов и дичи. С одной стороны, мягкий климат Калифорнии позволил переселенцам жить, ни в чём не нуждаясь, и способствовал росту численности населения, но с другой стороны, тепличные условия существования негативно сказались на уровне культуры и бытовых навыков местных индейцев. В отличие от своих соседей, они так и не стали заниматься сельским хозяйством и приручением животных, не добывали металлы и ограничивались строительством лишь лёгких шалашей. Мифологию калифорнийских индейцев также нельзя назвать развитой. Представления о строении вселенной и загробного мира были весьма расплывчатыми и скудными. Также местные жители практиковали примитивный шаманизм, преимущественно сводившийся к простому знахарству.

В Калифорнии проживали следующие племена:

  • Модоки, чьи потомки с начала ХХ века находятся в резервации в Орегоне;
  • Кламаты, проживающие ныне в одной из калифорнийских резерваций, и многие другие более мелкие племена.

В середине XIX века в Калифорнию пришёл белый человек, и большая часть проживавших здесь индейцев оказалась истреблённой.

Северо-западная группа

Севернее Калифорнии, на территории современных Вашингтона, Орегона, Аляски и Канады обитали индейцы с абсолютно иным жизненным укладом. Сюда относились:

  • Цимшианы, ныне проживающие на территории США и Канады;
  • Блэкфуты — достаточно многочисленное племя, потомки которого живут в Монтане и Альберте;
  • Салиши — племя китобоев, ныне обитающее в Вашингтоне и Оригоне.

Климат на этих землях был суровым и не пригодным для сельского хозяйства. Долгое время север США и Канада были заняты ледником, но по мере его отступления люди заселяли эти земли и приспосабливались к новым условиям.


Индейцы Лакота в традиционной одежде и западной

В отличие от своих южных соседей, местные жители мудро распоряжались данными им природными ресурсами. Поэтому северо-запад стал одним из богатейших и наиболее развитых регионов на материке. Живущие тут племена добились больших успехов в китобойном промысле, рыбалке, охоте на моржей и животноводстве. Археологические находки свидетельствуют об очень высоком культурном уровне индейцев северо-запада. Они искусно выделывали шкуры, занимались резьбой по дереву, изготавливали лодки и вели торговлю с соседями.

Жилищами индейцам северо-запада служили деревянные срубы из кедровых брёвен. Эти дома богато украшались изображениями тотемных животных и мозаиками из раковин и камня.

В основе мировоззрения местных жителей лежал тотемизм. Общественная иерархия строилась в зависимости от принадлежности человека к тому или иному роду. Животными-прародителями самых крупных кланов были — ворон, кит, волк и бобёр. На северо-западе был высоко развит шаманизм и существовал целый набор сложных культовых обрядов, при помощи которых можно было обратиться к духам, наслать порчу на врага, исцелить больного или получить удачу в охоте. Кроме того, среди индейцев северо-запада распространены представления о реинкарнации предков.

Поскольку основным источником богатств и пропитания для индейцев северо-запада был океан, Великая засуха XIII-XIV веков никак не отразилась на их повседневной жизни. Регион продолжал развиваться и процветать вплоть до появления здесь европейцев.

(7 оценок, среднее: 4,86 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.

"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.

Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.


Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".

В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.

Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.

Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".

Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.


Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".

Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.


Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.


Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".


Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.


В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
















А также территория Гавайев и Аляски, представляют собой остатки племен и этнических групп, некоторые из которых проживают на своих суверенных территориях резервациях, где действуют свои законы. Индейцы или коренные жители США часто называют себя просто индейцами или Indians, а молодое поколение часто использует слово уроженец или Natives. Термин индейцы был принят в среде белых колонистов, термин был единым для прессы и научных групп, исследовавших коренное население Северной Америки, однако коренные жители Аляски и Гавайских островов могут назвать себя иначе, например коренными гавайцами или коренными жителями Аляски, в пример можно привести инуитов, юпик и алеутов, уроженцы из Канады называются первыми нациями.

История

Переселение европейцев на территорию современных Соединённых штатов началось с 15 века, с этого времени стартовал конфликт интересов между колонизаторами и коренными жителями, которые являлись собирателями-охотниками и сохраняли свои традиции в устной форме, с этого времени начали появляться первые письменные подтверждения существования американских индейцев. Индейцы являлись полной противоположностью европейским пришельцам с их христианскими, культурными, социальными и промышленными традициями.

В резервациях сейчас проживает треть всех индейцев США, а площадь таких территорий достигает 2% от территории США.

Тем не менее индейцы самая бедная и несчастная часть американского этноса, безработица среди индейцев в пять раз выше чем в среднем по стране, сравните безработица среди афроамериканцев в два раза выше средней. Четверть всех индейцев США живут за чертой бедности, они страдают заболеваниями и социальными пороками в разы чаще чем средне статистический житель США. Среди индейцев высокая рождаемость, средний возраст индейца — 29,7 года, среднестатистического американца 36,8 лет. Индейцы пользуются особенными льготами от правительства, например среднее и высшее образование для них всегда бесплатное, однако сами индейцы учиться не желают, количество людей с высшим образованием среди них значительно ниже средних значений по стране.

Индейцы Америки начали забывать свои языки , только 21% из них говорит на своем родном языке, что правда не удивительно для такой страны как США, когда переселенцы уже во втором поколении не могут сказать ни слова на языке своих родителей.

Тем не менее сейчас индейцев можно увидеть во всех слоях общества и экономики , среди них есть видные политики, журналисты, экономисты, деятели науки, программисты, киноактёры, медики и тому подобное.

Сегодня индейцы продолжают мигрировать в городские районы , 70% коренных американцев проживают в городах и пригородах, особенно много их в Миннеаполисе, Денвере, Альбукерке, Финикс, Тусон, Чикаго, Оклахома-Сити, Хьюстон, Нью-Йорке и Рапид-Сити. Такие проблемы как расизм, безработица, наркотики и банды не обошли индейцев.

Музыка и искусство

Индейская музыка довольно примитивна, она может включать барабанный бой, различные погремушки, флейты и свистки из дерева или тростника, правда можно выделить некоторых индейцев, которые засветились в популярной эстрадной музыке в США в том числе Рита Кулидж, Уэйн Ньютон, Джин Кларк, Баффи Сент-Мари, Блэкфут, Тори Амос, можно отметить, что Элвис Пресли имел индейские корни. Ежегодно в Нью-Мексико и Альбукерке проходят фестивали индейской музыки, как правило это барабанная музыка.

Индейские племена очень искусны в керамике, картинах, ювелирных изделиях, плетении, скульптуре и резьбе по дереву.

В 1990 году был принят закон, согласно которому в США запрещается идентифицировать произведения искусства с индейской культурой если автор не является индейцем, что получило неоднозначную реакцию в обществе и даже трудности для индейских художников и мастеров.

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. в Америку около 14-16 тысяч лет назад. По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры