Когда был нарисован квадрат малевича. Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича

Главная / Любовь

“Чёрный квадрат” Казимира Малевича – это икона русского авангарда, одна из самых известных картин русской живописи. Всемирную известность картине и её автору принёс глубокий смысл, вложенный художником в картину.

Смысл “Чёрного квадрата” Казимира Малевича неотделим от его создания. Картина написана Малевичем 21 июня 1915 года - то было время пика развития авангарда в русской живописи, время исторических революций, выражаясь собирательно - время больших перемен во всех сферах жизни.

В 1914-1915гг появляется одно из основных течений в русском абстрактном искусстве и определяющий его термин — «супрематизм» (от лат. supremus-наивысший). Идейным вдохновителем, основным теоретиком и ярчайшим представителем супрематизма был К. Малевич, объединивший своих последователей в художественное общество «Супремус» для распространения идей супрематизма. Ключом к пониманию метода Малевича является его теоретическая работа «От кубизма и футуризма к супрематизму»(1916), в которой он обосновал своё убеждение, что фактическая передача физического мира и рисование с натуры «свойственны дикарям». Согласно идее Малевича, супрематизм стал высшей степенью развития искусства благодаря выделению беспредметного как сущности любого вида искусства. Подлинный творец должен отказаться от подражания действительности и интуитивно открыть для себя истинную реальность, заключённую в простых геометрических формах—основе всего сущего. Супрематизм по своему содержанию был геометрической абстракцией и поэтому выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях простейших геометрических фигур, окрашенных в разные тона. Отказавшись от фигуративного творчества, художники-супрематисты отказались и от «земных» ориентиров: в их картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом»--как в космосе, все направления равноправны. Свои эстетические идеи художники выражали через композиции, в которых построение формы не предполагало необходимости цвета и фигуры: познание цвета и формы происходило через ощущения даже не столько художника, как того, кто смотрит на картину. Ощущая энергетику предметов и образов, художник-супрематист работал с формой и цветом в рамках законов экономии, которая в его работе становилась пятым иррациональным измерением. Квинтэссенцией такой экономии стал «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

«Чёрный квадрат» (1915) Казимир Малевич

Концепцию супрематизма Малевич обнародовал на «Последней футуристической выставке 0,10» в Петербурге (1915). На этой выставке художник представил 39 своих полотен, изображающих фигуры людей в простых геометрических формах. В числе картин был и знаменитый триптих, на котором, собственно, и зиждилась вся система супрематизма: «Чёрный квадрат», «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Из этого триптиха только «Чёрный квадрат» приобрёл известность самого знаменитого произведения мирового авангарда. Вполне возможно, внимание к картине привлекло обескураживающее заявление Малевича, что этим произведением он полностью завершил историю развития мировой живописи. Сам художник считал квадрат первофигурой, базисным элементом мира и бытия. Даже памятник художнику по его завещанию был выполнен в форме квадрата—копии его знаменитой картины. «Квадрат,-писал Малевич,-это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец». Художник называл «Чёрный квадрат» иконой и на выставке расположил картину высоко в углу так, как вешают иконы.


Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915

«Чёрный квадрат» не имеет ни верха, ни низа. Отклонения от чистой геометрии свидетельствуют, что художник писал квадрат «на глазок», не прибегая к циркулю и линейке. Картина стала окончательным результатом многочисленных экспериментов, о чём свидетельствуют цветные композиции, появившиеся со временем в трещинах чёрной поверхности. Сейчас легендарный «Чёрный квадрат» находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам Малевич делил своё супремастическое творчество на три периода по числу квадратов—чёрного («чёрный период»), красного («цветной период») и белого(«белый период», когда белые формы написаны в белом). Произведения носили сложные, развёрнутые названия. Так, «Красный квадрат» первоначально назывался «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях». В поисках нового художественного языка Малевич опередил своё время. Теоретик и практик искусства, он стал знаковой фигурой для XXв, символом русского авангарда. К. Малевич стоял у истоков нового искусства, наиболее ярко воплотив искания и парадоксы своего времени. Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру. Как никакое другое направление авангарда, супрематизм распространил свою систему на все виды художественного творчества: роспись текстиля и фарфора, книжную графику, дизайн и даже —оформление праздников.

Если вы хоть немного интересуетесь миром живописи или изобразительным искусством, то вы непременно должны были слышать про черный квадрат Малевича. Все как один недоумевают с того, насколько может быть бездарным современное искусство , якобы художники рисуют что попало, при этом становятся популярными и богатыми. Это не совсем верное представление об искусстве, я хотела бы развить эту тему, и рассказать вам историю и даже предысторию картины « .

Цитаты Малевича про « Черный Квадрат»

Если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства

Что художник имел ввиду когда сказал эти слова? Попытаемся узнать об этом вместе, но сразу можно сказать, что смысл в этой картине явно имеется.

Стоить учитывать тот факт, что эта картина теряет всю свою ценность, если из неё убрать историю и тот огромный символизм в переплетении с манифестом, которым она заряжена. Поэтому начнем с самого начала, кто нарисовал черный квадрат?

Казимир Северинович Малевич

Малевич на фоне своих работ

Художник родился в Киеве в польской семье, учился рисовать в Киевской рисовальной школе у академика Николая Пимоненко. Спустя некоторое время переезжает в Москву, чтобы продолжить обучение живописи на более высоком уровне. Но уже тогда, в юные годы, он пытался вкладывать в свои картины идеи и глубинный смысл. В своих ранних работах смешивал такие стили как: кубизм, футуризм и экспрессионизм.

Идея создания черного квадрата

Малевич много экспериментировал, и дошел до того, что начал по своему трактовать алогизм (отрицать логику и привычную последовательность). То есть, он не отрицал того, что в его работах сложно найти отклики логики, но у отсутствия логики тоже есть закон, благодаря которому она может отсутствовать осмысленно. Если познать принципы работы алогизма, как он его еще называл «заумный реализм» - то тогда, работы будут восприниматься в абсолютно новом ключе и смысле высшего порядка. Супрематизм - это взгляд художника на предметы извне, а обычные формы к которым мы привыкли больше не используются вовсе. В основу супрематизма входят три главные формы - круг, крест и тот самый, наш любимый квадрат.

Чёрный квадрат на месте иконы, в углу. Выставка 0.10

Смысл черного квадрата

О чём черный квадрат, и что Малевич хотел донести до зрителя? Этой картиной, художник по своему скромному мнению, открыл новое измерение живописи. Где нет привычных форм, нет золотого сечения, сочетания цветов и прочих аспектов традиционной живописи. Все правила и устои искусства тех лет были нарушены, одним дерзким, идейным, оригинальным художником. Именно черный квадрат разделил собой окончательный разрыв с академизмом и стал на место иконы. Грубо говоря, это что-то на уровне матрицы с её научно-фантастическими предложениями. Художник нам рассказывает свою идею, что все совсем не так, как мы себе представляли. Эта картина - символ, после принятия которого все должны узнать новый язык в изобразительном искусстве. После написания этой картины, художник по его словам был в настоящем шоке, долго не мог ни есть, ни спать. По задумке выставки, он собирался свести всё к нулю, а потом зайти даже немного в минус, и ему это удалось. Ноль в названии символизирует форму, а десять - абсолютный смысл и количество участников, которые должны были выставлять свои супрематические работы.

Вот и вся история

История получилась коротенькой, ввиду того, что про чёрный квадрат существует больше вопросов чем самих ответов. Технически работа выполнена просто и банально, а идея её - укладывается в два предложения. Нет смысла называть точные даты или интересные факты - множество из них придуманы или очень неточные. Но есть одна интересная деталь, которую обойти стороной просто нельзя. Художник датировал 1913 годом все важные события из жизни и свои картины. Именно в этом году он придумал супрематизм, поэтому физическая и фактическая дата создания чёрного квадрата его вовсе не волновала. Но если верить искусствоведам и историкам, то реально он был нарисован в 1915 году.

Не первый «Ч ерный квадрат»

Не удивляйтесь, Малевич не был первопроходцем, самым оригинальным оказался англичанин Роберт Фладд, который еще в 1617 году создал картину «Великая тьма».

После него, еще ряд различных художников создавали свои шедевры:

  • «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» 1843 год ;
  • «Сумеречная история России» 1854 год.

Потом создаются две юмористические зарисовки:

  • «Ночная драка негров в подвале» 1882 год ;
  • «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1893 год.

И только спустя 22 года, на выставке картин «0,10» состоялась презентация картины « Чёрный супрематический квадрат» ! Она была представлена как часть триптиха, в него еще входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Как видите, квадрат Малевича это абсолютно понятная и обыденная картина, если на неё посмотреть под правильным углом. Один раз со мной случился забавный случай, как-то раз у меня хотели заказать копию картины, но при этом женщина не знала самой сути и замысла черного квадрата. После того как я ей рассказала, она была немного разочарована и передумала совершать такую сомнительную покупку. Ведь в плане художественном, черный квадрат - это просто темная фигура на полотне.

Стоимость Чёрного Квадрата

Как ни странно, это очень частый и тривиальный вопрос. Ответ на него очень простой - Черный квадрат не имеет цены, то есть, он является бесценным. Еще в 2002 году, один из самых богатых людей России перекупил его для Третьяковской галереи, за символическую сумму в один миллион долларов. В данный момент, никто не сможет заполучить его в свою частную коллекцию, ни за какие деньги. Черный квадрат входит в список тех шедевров, которые должны принадлежать только музеям и общественности.


Запись опубликована в . Закладка .

Любопытство — это один из наиболее распространенных людских пороков, и мы с моим приятелем Александром так же не избежали этого "наказания". Когда в Московском Доме Художника открылась выставка работ Казимира Малевича, мы решили туда пойти. Во— первых, выяснить для себя, а что же есть такое Супрематизм, и, во— вторых, увидеть наконец живьем тех умнейших и образованнейших людей, понимавших суть Великого Черного Квадрата и пророка его Казимира.

Не смотря на то, что мы с Шуриком, увы, принадлежали к небольшой, но не очень любимой в стране группе хомо сапиенс, именуемой коренными Москвичами, и славящейся дурным вкусом и низкой культурой, мы, тем не менее, знали определенные традиции поведения в местах большого скопления культурных людей. Дабы мимикрировать "под своих", мы были не только в приличных костюмах, но и в галстуках, и что характерно — не в пионерских. Но от этого мимикрия как раз не слишком удалась. Большинство деятелей и знатоков культуры было в джинсах, куртках и свитерах. Некоторые даже носили очки, что, в прочем, не добавляло высоко-образовательного флера к их образам. И мужчины, и женщины были одеты приблизительно одинаково. Также на выставке было даже одно существо, вовсе без явных половых признаков, как первичных, так и вторичных. Существо было в широченных запорожских шароварах цвета хаки, мешковатом свитере неопределенных цветов стиля вязки, в хаотично намотанном на длинную тонюсенькую шейку черном шарфе, с прической "ежик в тумане", и маленькими выпученными глазками мышки, минимум месяц страдающей запором. Мой друг Саша, будучи человеком в глубине души добрым, пожалел несчастное существо, и по-доброму оному улыбнулся, но в ответ получил такое...
Как многие годы спустя Шурик писал в своих мемуарах: "Так меня оскорбляли за всю мою жизнь только еще один раз. Это когда я дал старушке, жалующейся на голод, кулебяку с собственного стола".
А Выставка тем временем продолжалась, и мы приступили к знакомству с экспозицией. Помимо множества квадратов, прямоугольников и прочих геометрических фигур, были и более узнаваемые сюжеты. Картину "Жнец на красном фоне" мы одобрили, так как центральный персонаж был очень похож на нашего друга Ордановича,

полотно "Англичанин в Москве" вызвало чисто юмористические эмоции, но потом мы пришли к выводу, что это, видимо, и есть Супрематизм.

Автопортрет вообще был очень похож на образчик буржуазного реализма, и я, забывшись, даже проворчал вслух, мол, а чего бы Малевичу было не сваять себя из квадратов, чем заслужил ряд укоризненных взглядов от окружающих деятелей культуры.

И вот, наконец, произошло, или вернее наступило. Мы подошли к Картине "ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ".

История "Чёрных квадратов" Малевича

Из жизни «Черного квадрата»

В юные годы Казимир Малевич успел поработать чертежником в управлении Курско-Московской железной дороги. Конечно, выводить из этого его склонность к геометризации в живописи было бы - простите за каламбур - слишком прямолинейным. Но - все же констатируем.

«Черный квадрат» - самое известное произведение Малевича. Его знают даже те, кто ни одной другой его картины не вспомнит.

«Черный квадрат» - самое известное произведение русского художественного авангарда. Его знают даже те, кто не вспомнит и имени автора.

Между тем это далеко не единственная у Малевича геометрическая абстракция. «Квадрат» (который сам автор именовал «четырехугольником» - и вообще-то был в этом прав, ибо, строго говоря, геометрически точным «квадрат» не является) представлял собой лишь часть из большой серии - 39 полотен - так называемых «супрематических» работ. И внутри самой этой серии «Квадрат» был частью триптиха, куда входили также «Черный круг» и «Черный крест». Всю серию автор готовил к выставке с названием «0,10», открывшейся в конце 1915 года в Петербурге (полное ее название - «Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0,10», что предполагало некоторое подведение итогов футуристического этапа в искусстве). Работал над серией в течение нескольких месяцев того же 1915 года.

К этому времени Казимиру Малевичу 36 лет. Он успел поучиться в юности в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко (вполне академиста по манере, но способного оценить таких разных своих учеников как, например, Серов или Врубель). Поработать, как уже сказано выше, чертежником в Курске, одновременно организовав там с друзьями-единомышленниками художественный кружок. Несколько раз - безуспешно - пытается поступить в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества). С 1906 по 1910 год посещает занятия в московской частной студии Федора Рерберга. Выставляется в таких разных компаниях, как достаточно традиционалистское Московское товарищество художников и лихие «Бубновый валет» с «Ослиным хвостом». Отдает дань импрессионизму, неопримитивизму, кубизму и прочим «измам» той эпохи. Придумывает и свой собственный - «супрематизм».

Собственно, сам этот термин появился одновременно с выставкой «0,10»: к ней Малевич приурочил выпуск брошюры «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Здесь речь шла уже не просто об упрощении и геометризации форм, которые и ранее наблюдались как у самого Малевича, так и у его современников. От натуры не оставалось даже тех раздробленных осколков природных форм, которые были свойственны футуризму и кубизму. Чистая геометрическая форма, чистый, без нюансировок, цвет, белый фон как пространство, вмещающее и динамику, и статику - таковы были первые супрематические работы.


На сам термин, скорее всего, повлиял родной язык Малевича - польский. Слово «супремация» (suprеmаcja) означает в нем «главенство», «доминмирование». И речь тут прежде всего о главенстве в живописи цвета, а не формы как имитации форм природных. Супрематические композиции ничего не представляют - они суть результат творческой воли художника.

Но лучше привести несколько цитат из самой малевичевской брошюры: «Вся бывшая и современная живопись до супрематизма, скульптура, слово, музыка были закрепощены формой натуры и ждут своего освобождения, чтобы говорить на своем собственном языке и не зависеть от разума, смысла, логики, философии, психологии, разных законов причинности.

Искусство живописи, скульптуры, слова — было до сей поры верблюдом, навьюченным разным хламом одалиск, египетскими и персидскими царями Соломонами, принцами, принцессами с их любимыми собачками и блудом Венер. До сих пор не было попыток живописных как таковых, без всяких атрибутов реальной жизни».

«Наше передвижничество раскрашивало горшки на заборах Малороссии и старалось передать философию тряпок. Ближе к нам молодежь занялась порнографией и превратила живопись в чувственный, похотливый хлам. Не было реализма самоцельной живописи, не было творчества».

«Творчество лишь там, где в картинах является форма, не берущая ничего созданного уже в натуре, но которая вытекает из живописных масс, не повторяя и не изменяя первоначальных форм предметов натуры».

«Я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т. е. к Супрематизму, к новому художественному реализму — беспредметному творчеству».

Ну, а под конец стиль становится совсем уж похожим на современников-поэтов (со многими из которых Малевич приятельствовал, а некоторых, как Хлебникова и Крученых, и иллюстрировал):

«Я говорю всем: бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна.

Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас.

Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием.

Вы в сетях горизонта, как рыбы!

Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу.

Спешите!

— Ибо завтра не узнаете нас.»

Но тексты текстами и теории теориями, а широкую публику обычно интересуют два вопроса:

Сколько всего было «Черных квадратов»? - когда они все-таки были написаны?

Самый первый - вместе со всей «супрематической» серией - был написан в 1915 году. Но тогда возникает резонный вопрос: почему же во многих источниках упоминается 1913 год?

А потому что так датировал эту картину сам Малевич. Имея в виду при этом не физическое ее исполнение, а зарождение идеи.

Предтечей живописного «Черного квадрата» стали элементы оформления постановки оперы Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Диссонансная музыка композитора, «заумные» тексты либретто Алексея Крученых - все это логично требовало и нестандартной визуальности. Стилистика Малевича не просто пришлась кстати - он фактически создает еще одну единую партитуру из гротескно искаженных форм костюмов и декораций. И тут в некоторых картинах возникает прообраз «Квадрата» - еще дробного, разделенного на части диагоналями, составленного из фрагментов разного цвета. Переосмысление и окончательное упрощение формы придет позже - но самому автору оказалось важным поставить именно ту дату, к которой относятся его первые супрематические шаги.

Брошюра Малевича

Этот первый квадрат, размером 79,5 на 79,5 см, был приобретен в 1918-1919 годах отделом ИЗО Наркомпроса (к слову, закупочную комиссию возглавлял тогда Василий Кандинский). Работа попала в недолго просуществовавший Музей живописной культуры, а уже оттуда - в Третьяковку, где находится и по сей день. Отличается эта работа от других трещинами красочного слоя - кракелюрами.

Второй «Черный квадрат» появился на свет в 1923 году. Причина оказалась банальна: музей не пожелал предоставить картину для экспонирования на выставке (а речь шла не много, не мало как о венецианской биеннале). И Малевич повторяет свой супрематический триптих - и квадрат, и круг, и крест, - причем в увеличенном формате: 106 на 106 см. (Есть версия, что к изготовлению этих полотен приложили руку ученики Малевича - что вполне не исключено). В дальнейшем эти работы хранились у автора, а после его смерти в 1935 году были переданы вдовой в Русский музей, где опять-таки и находятся.

Третий «Квадрат» появился на свет в 1929 году по настоятельной просьбе Третьяковской галереи в момент подготовки там персональной выставки Малевича. Изначальную, первую работу автор повторил в том же формате - потрескавшаяся первая, по мнению дирекции, для экспонирования не годилась. Таким образом, в Третьяковке «Квадратов» стало два. (Дату на обороте автор при этом проставил все ту же - 1913 год. Вообще с авторскими датировками у Малевича все непросто - верить им без перепроверки особо не следует). И казалось бы, на этом все. Но нет. Уже в 90-х годах выныривает еще один «Черный квадрат», размером меньше всех предыдущих: 53,5 на 53,5 см.

Внимание широкой публики этот «Квадрат» привлек после кризиса 1998 года, когда с молотка должно было пойти имущество обанкротившегося «Инкомбанка». Которое (имущество) включало и корпоративную коллекцию. А та, в свою очередь - несколько работ кисти Малевича.

Что, откуда? Открывающиеся подробности и вовсе повергали в недоумение. Нет, сама работа в таком формате действительно существовала - вместе с парным к ней «Красным квадратом» экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за 15 лет», прошедшей в Ленинграде. Сохранились фотографии экспозиции. Различные экспертизы тоже подтверждали авторство.

Но вот история… Работа проявилась в начале 90-х в Самаре, где некий владелец предложил ее «Инкомбанку» - то ли на продажу, то ли в качестве залога для получения ссуды. Экзотические подробности пересказывал впоследствии искусствовед Георгий Никич, приглашенный в качестве эксперта: принес картину некий молодой человек, причем принес в обычной спортивной сумке завернутой в какую-то тряпицу.

Самарские владельцы оказались дальними родственниками вдовы Малевича, его третьей жены Натальи, скончавшейся много позже мужа, в 1990 году. К ним же попал еще ряд произведений художника, а также часть семейного архива - и всему этому они настолько не придавали значения, что архив в придачу к сделке отдали «Инкомбанку» вообще безвозмездно. Не говоря уже о том, что картины хранись одно время в ящике с картошкой.

Итак, работы готовились к продаже на аукционе - и позже глава аукционного дома «Гелос» признавался, что торги могли стать очень горячими: предварительный интерес высказали несколько серьезных претендентов. Но тут - новый поворот: в дело вмешалось государство, и с аукциона работу сняли.

Министерство культуры приняло решение о реализации права на приобретение произведения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (такая возможность оговаривается в одной из статей Закона РФ о культуре). Правда, реализовали решение за чужой счет - миллион долларов за «Черный квадрат» номер 4 выложил не бюджет, а бизнесмен Владимир Потанин (аукцион-то мог принести куда большую сумму, так что кредиторы «Инкомбанка» имели все основания быть недовольными). Картину передали в Эрмитаж, где она теперь и находится.

Таким образом, достоверных «Черных квадратов» выходит четыре. Появятся ли еще новые? С одной стороны, вроде бы таковых не просматривается. Но разве с таким художником, как Малевич, можно в чем-то быть уверенным?

Журнал "DILETANT" (первый исторический журнал) Июнь 2013г. Автор - Татьяна Пелипейко

Луиза Древсхольт.

Чёрный квадрат Малевича - не чёрный

« Содержание картины автору не известно! » прочли под черным квадратом на белом удивленные и шокированные посетители выставки авангардистов в Петрограде, в начале XX века. Не многие сумели принять и ощутить момент перехода человечества на новую ступень развития, выраженной в изобразительном искусстве Казимиром Малевичем абстрактными формами. И по сей день « Черный квадрат » Малевича является самым скандальным полотном художника, который не перестает будоражить умы любого, кто прикоснется к нему. Сознание подавляющего большинства землян не способно отнести « Черный квадрат » Малевича к произведениям искусства. Они всё больше подсчитывают ее коммерческую ценность.

Действительно, не просто понять человеку, что незамысловатый « Черный квадрат » Малевича может служить началом нового направления в искусстве. Я постараюсь отразить в статье свое ощущение и понимание этого огромного шага вперед, совершенного человечеством через переход к новым формам изобразительного искусства, где « черный квадрат » творческого гения Казимира Малевича занимает центральное место.

Всем известно, например, что русский художник Александр Иванов около 20 лет работал над картиной. « Явление Христа народу » и не завершил ее. Это всем понятно. Сложный философский сюжет, большая многофигурная композиция, огромное полотно. Труд художника воспринимается как подвиг. И в этой связи, разве возможно предположить, что за « Черным квадратом » Малевича стоят годы поисков и размышлений художника? А между тем, Каземир Малевич начинал свой творческий путь, как и все.

Чёрный квадрат. Как всё начиналось

В юности ему нравились картины Ивана Шишкина и Ильи Репина. Тогда ему казалось, что главное научиться правдоподобно изображать окружающий видимый мир, что он и делал, все больше развиваясь и вникая в тайны изобразительного искусства. На протяжении многих тысячелетий, начиная с времен пещерных живописей, люди пытались отображать физический видимый мир на плоскости, как можно ближе к видимым зрительным образам так, чтобы его было легче опознавать. К концу XIX века, в этом направлении искусство изображения, развилось до невиданных высот, оттачиваясь опытом поколений.

Успехи были достигнуты изрядные в реалистическом отображении предметов физического мира, в прямой и обратной перспективах. В создании отражения пространства на плоскость часто используется, так называемая прямая перспектива, теория которой появилась в XIV веке, изображающая схождение параллельных линий в бесконечности. Развиваясь от простого к более сложному, гораздо позже, были сделаны открытия геометрических перспектив в т. н. обратной линейной перспективе. B обратной перспективе написана знаменитая икона ”Троица” Андрея Рублева, как бы, с точки зрения Бога, стоящего позади иконы и глядящего на человека перед иконой.

Образы-образы-образы, через которые зрительная мера нарабатывала, оттачивала и передавала остальным 7 мерам зрительные ряды, способность одинаковыми символами различать и обозначать предметы видимого мира. Свыше 90% информации мы воспринимаем глазами, любой человек, от момента рождения до ухода. А у людей, несущих в себе зрительный вектор, как раскрывает системно-векторная психология, это другие объемы восприятия, способность видения сотен оттенков одного и того же цвета. Без зрительного вектора у человека нет свойств к эстетическому и художественному восприятию мира форм, цвета и композиции.

Чёрный квадрат Малевича. В поисках выхода

Как принято считать, к середине XX века, было достигнуто мастерство, позволяющее очень точно и узнаваемо изображать на плоскости все, что угодно. Например, кто не очаровывался мельчайшими подробностями кружевных одеяний величественных вельмож с картин великих художников, прописанными многими сотнями живописцев! Как известно, конец XIX и начало XX веков, ознаменовались также большими изменениями и во всех других сферах жизни. Фотоаппарат, изобретенный в конце XIX века, достижение мысли, движимое кожной составляющей человечества, взял задачу точного изображения действительности на себя. При всем желании, художник не сможет изобразить геометрию окружающего пространства точнее фотоаппарата. Так же возможно, но лучше никак. А раз так, зачем человеку соревноваться с техникой?

Для художников пришло время поиска иных путей. Начали отображать не столько саму окружающую действительность, сколько свое собственное представление о ней. Так возникли новые направления абстрактного искусства, такие как импрессионизм (Impressionnisme) - внешнее впечатление увиденного, экспрессионизм (Eksprissionizm)- выражение внутренних переживаний, возникающих при взгляде на предметы видимого мира и т. д. Кроме того начались разнообразные эксперименты. К примеру, не отображение предмета таким, как он выглядит, а поиск простейших геометрических форм, из которых он состоит.

Это направление назвали кубизм, и самым известным представителем его является Пабло Пикассо. Было и множество иных формальных изысков. Пришедшие новые формы искусства оказались не подвластны и не понятны зрительным художникам, они считают это новое притворством или фальшью, восхищение работами Кандинского и Малевича, Мондриана и Пикассо. Почему? Системно-векторная психология раскрывает и эту завесу непонимания. Все художники абстракционисты являются обладателями звукового и зрительного векторов .


Согласно системно-векторной психологии , автор Чёрного квадрата - Казимир Малевич обладал Зрительным и Звуковым из верхних векторов, кожным и анальным из нижних. Оказавшись на острие времен, он начинает искать свой путь в искусстве. Творчество импрессионистов навело Малевича на мысль, что сюжет, всего лишь, повод для живописного высказывания. Перед ним стоял вопрос, можно ли найти форму выражения живописи, не связанную с предметным миром. Он писал, что пришло время освобождения человека от тяжелого труда, через машину, через освобождение от оков подражания природе в искусстве. Пришло время построения нового общества, через создание формы, сугубо принадлежащего человеку.

Результатом поиска на этот вопрос и явился супрематический черный квадрат. Свои глубокие мысли и доводы на эту тему Малевич пишет в своем манифесте ”Бог не скинут”.

Случайная неслучайность Чёрного квадрата

В 1913 году началась история создания картины. Делая эскизы для оформления футуристической оперы "Победа над солнцем", Малевич создал необычный фрагмент декорации, а именно, огромный черный квадрат, заслоняюший солнце. Эта находка оказалась первым шагом, к так назваемому "чистому художественному творчеству". Он предчувствовал и предвидел, что рисунок Ч ёрного квадрата, сделанный бессознательно, будет иметь огромное значение в искусстве. Идея преображения человека, через преображение мира, созданием собственных форм, стояли у истоков черного квадрата Малевича.

Впервые « Черный квадрат » Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась « черный прямоугольник на белом фоне ». Позже название было изменено на « квадрат », несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины.


В1915, 1924,1929 и 1932 годах художником были написаны четыре версии картины. В каждом из полотен свои пропорции условных белого и черного. Еще один квадрат Малевича, красный, написан с деформациями от чего кажется, словно, он находится в непрерывном движении. Если присмотреться к фону скандальной первой картины, он не белый, а цвета топленого молока. Тонкие и плотные слои краски чередуются в отрывистых слоях фона.

Черная плоскость квадрата ровная и однородная. Иллюзией бездонности, возникающей при вставке черного в белое, с разной техникой написания фигуры и фона, объяснял суть своих картин Малевич. Он писал так: « Чёрный квадрат - ощущение, белый фон - ничто, кроме ощущения ».

Кроме черного квадрата, для передачи превосходства чистого ощущения, Малевич создавал беспредметные произведения, состоящие из простых геометрических фигур, где главную роль играет цвет. На многих картинах именно квадрат занимает особое место, притягивая, кресты, треугольники, круги и, как магнит, удерживая их в равновесии и в движении одновременно, создает иллюзию живого организма.

Написав несколько десятков холстов на тему Ч ёрного квадрата, Малевич назвал новое направление беспредметного искусства термином супрематизм от польского супремация превосходство, доминирование. И правда, согласно системно-векторной психологии , звуковой вектор и есть доминирующий над всеми остальными. В своем полном развитии, человек со звуковым вектором, способен проникнуть в самую суть психического человека и он единственный, находящийся в связи с божественным замыслом происходящего на земле.

Малевич не стоит, экспериментирует дальше. В 1918 году, он пишет белое на белом. Белые формы, словно тают в безграничной белизне, создавая чистоту и бесконечность мироздания. Он пишет: « Меня переносит в бездонную пропасть. Бестелесные геометрические элементы парят в неизвестном космосе ».

Малевич конструировал прообразы будущих космических станций, находясь под влиянием теории межпланетных полетов. Чтобы добиться полного ощущения невесомости и быть частью вселенной, он отверг понятие верха и низа в своих работах.

Известны факты, что полотна Малевича часто вешали вверх ногами, но они не теряли своей выразительности. Люди не обладающие абстрактным мышлением, не имеющие в своем векторальном наборе звуковой вектор , до сих пор не могут принять или понять картины Малевича. Этим и объясняется невозможность ощущения ими произведений, созданных человеком из глубин своего « звукового » мироощущения. Людей со звуковым вектором в природе всего 5 процентов.

Звуковой корень Чёрного квадрата

Абстрактный интеллект звуковика, в потенциале своем, самый мощный, единственный способный к постижению абстрактных нематериальных понятий. Обладатели звукового вектора несут в себе идеи, продвигающие остальное человечество вперед. Они и есть первые и единственные, кто только и способен к определению направления движения социальных преобразований и глобального общего развития человечества.

Произведения Малевича, чуждые идеалам соцреализма, были отвергнуты советской пропагандой. Работа « Красная конница », о которой советские искусствоведы утверждали, что она восхваляет революцию и Красную Армию, оказалась единственно признанной картиной опального художника. Но есть данные, которые говорят, что по заказу сверху, художник просто пририсовал конницу, к уже готовой супрематической композиции. Да и надпись Малевича, на обороте картины, доказывает его ироничное отношение к происходящему: « Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы ».


Спор по поводу супрематических полотен Казимира Малевича не окончен до сих пор. Он писал: « Я ничего не выдумывал, я только почувствовал в себе ночь, а в ней заметил то новое, что назвал супрематизмом ». А как еще может звуковик, с видовой ролью « ночного охранника в стае » и « обратной связью с Первопричиной » выразить себя?

Около 10 лет понадобилось художнику, чтобы прийти, именно к идее супрематизма, в преображении мира искусства по своей новой философской концепции. Экраном « черным » закрыл художник физический мир предметных форм истории искусства. Весь спектр цветов вобрали в себя белый и черный. Площади фона и фигуры равны, при единой форме квадрата, но с различным смыслом. Белый, состоящий из слияния всего спектра цветов, является обрамлением для черного, в котором свет отсутствует. Наполненная белизна разрывается зияющей пустотой черного, превращая белый в обрамление бесконечного пространства.

Прорыв Чёрного квадрата Малевича

Начало 20 века ознаменовало собой эпоху великих потрясений переломного периода в мироощущении людей и их отношении к действительности. Мир находился в состоянии, когда старые идеалы прекрасного классического искусства померкли окончательно и возврата к ним уже не наблюдалось, а рождение нового предрекали большие перевороты в живописи. Шло движение от зрительных реализма и импрессионизма, как передачу ощущений о ней, к звуковой абстрактной живописи. т.е. сначала человечество изображает предметы, затем — ощущения и, наконец - идеи.

Чёрный квадрат Малевича оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Вращая квадрат по кругу, Малевич получил геометрические фигуры креста и круга. При вращении по оси симметрии, получил цилиндр. Плоский элементарный, с виду, квадрат содержит не только и другие геометрические фигуры, но может создавать объемные тела.


Черный квадрат, облаченный в белое обрамление, есть ничто иное, как плод прозрения творца и его размышлений о будущем искусства.. Геометрическая фигура квадрата не прочерчена по линейке, а написана кистью. Сама композиция, укладывается буквально в математическую формулу. В поисках объемных смыслов, заложенных в простые плоскостные формы, если разъять квадрат на геометрические фигуры и представить их в пространстве с определенной точки зрения, как они вновь соединяются, то возвращаются в плоскостную фигуру.

Малевич также считал, что искусству пора оторваться от быта, от внешней реальности, не подражая этой реальности, а проектируя ее. Чем не звуковые идеи!!!

В своих других работах, Малевич, по собственным словам, выражал ощущения жизни, такие как парение, полет, гармония, дисгармония, зависание и т.д. Эти же ощущения способны воспринять только другие немногочисленные обладатели звукового и зрительного векторов, понимающие и особым образом развитые в восприятии абстрактных явлений.

Только людям с абстрактным мышлением близки и понятны идеи Малевича и его Чёрного квадрата о принципах свободного формообразования в пространстве, где одна форма-фигура переливается в другую, оживляя эту бесконечную цепочку переходов. Малевич хорошо осознавал универсальность открытия супрематизма, которая диктовала изменения во всех сферах творчества человека. Он лично создавал архитектурные супрематические проекты, называя их архитектонами. Геометрические тела, построенные на основе простейших геометрических форм, обретают новую жизнь. Архитектура постмодернизма полностью основана на этих идеях.

Например, центр в Лос Анжелесе, построенный в 1980 годы, полностью соответствует тому, что говорил Малевич о том, что супрематические формы будут сосуществовать с другими формами жизни на равных. Он создан в особой цветовой, ритмической композиции, из множества простых геометрических фигур. В зависимости точки зрения, комплекс зданий кажется сложным единым организмом, воспринимаемым с разных точек, как сооружение движущееся, растущее и меняющееся, как живое.

Открытие системы супрематизма, сделанное в начале ХХ века Казимиром Малевичем, благодаря простейшему, на взгляд не посвященных черному квадрату, предопределил и образ городского строения далекого будущего.

Поиски новых, неизвестных еще в искусстве, способов самовыражения велись художником путем множественных экспериментов ради одного внушения зрителю тех или иных чувств, ощущений и представлений, наступления новой эры существенных изменений в сознании человека.

При завершении написания черного квадрата, Малевич, как описывает сам художник, не мог ни спать, ни есть. Так велико было воодушевление значения изменений, раскрытого им, для всего человечества. И искусство, как и все остальные сферы человеческой жизни и деятельности, подвержено глобальным изменениям. Особенно, в переходные моменты истории, оно уходит далеко в опережение.

Еще Карл Маркс говорил, что в цену хорошего произведения искусства входит и оплата многих тысяч плохих произведений, которые кому-то все равно надо написать, чтобы накопленным опытом, кто-то написал одно хорошее. Чтобы знать и ощущать весь смысл, заложенный художником в « Черный квадрат », любому желающему необходимо знать и ощущать не только смысл самого произведения, но и всю историю живописи, что подразумевает и историю всего человечества.


Малевич много пишет об этом в своих публикациях. Следуя идее Карла Маркса, Черный квадрат вобрал в себя колосальный опыт многих тысяч других картин.

Чёрный квадрат. Подарок человечеству

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает четкое объяснение и возможность понимания, почему до сих пор люди, в подавляющем большинстве своем, не могут понять и принять глубинный смысл, заложенный Малевичем в « Черный квадрат ».

Все в мироздании работает по единым принципам и природным законам, как черное — поглощающее и белое — отражающее, как главный принцип природы получения и отдачи. И чтобы жить по истинным сбалансированным законам природы, надо каждому запутавшемуся человеку, обратиться к своей природе. Там он раскроет все. Инструмент есть — системно-векторная психология Юрия Бурлана. Надеюсь, что и тайна черного квадрата - не есть тайна вовсе, а есть смысл или замысел, который нам удалось раскрыть и понять.

Казимира Малевича не стало в декабре 1935 года. Необычная траурная процессия проследовала по Невскому проспекту Ленинграда, с саркофагом, созданным по проекту покойного, установленным на открытой платформе грузовика. На капот был прикреплен черный квадрат. Так Малевич превратил собственные похороны в последнюю творческую манифестацию.


По завещанию, после смерти, тело Малевича - родителя Чёрного квадрата было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки.

Статья написана по материалам, системно-векторной психологии Юрия Бурлан а

 
P. S. супрематическая картина Казимира Малевича ниже из коллекции Ю.Б.

  .

Черный супрематический квадрат — это шедевр Казимира Малевича, оказавший огромное влияние на живопись 20-го века. Сегодня шедевр принадлежит и храниться в Третьяковке (Москва). Оценка того, сколько стоит картина Черный квадрат Малевича, дала следующие результаты:

  • Оценочная стоимость Черного квадрата Малевича: 20 миллионов долларов (по версии аукциона Sotheby`s, работающего с русской живописью)

Имеются и другие данные влияющие на стоимость полотна, такими в истории являются:

  • Исследование в 2015-м;
  • Другие шедевры.

На цену картины могут повлиять многие факторы, например, обнаружение новых подробностей. В случае с Черным квадратом после проверки шедевра аукционным домом Sotheby`s, занимающийся исключительно русской живописью. По словам представителя организации Ретто Барметлера под полотном было найдено:

  • Ещё одно цветное творение Казимира;
  • Оставленная надпись.

Этих данных удалось достичь благодаря рентгеновскому сканированию снимков. На снимках видно, что через трещины (остались после высыхания красок) виднеется другая цветная работа. Установить, что это за эскиз или что на нём изображено, не удалось.

Особого внимания заслужила подпись, которую также не удалось расшифровать полностью. Три буквы не были расшифрованы, но эксперты представили теорию, по которой вся фраза звучала как «Битва негров в темной пещере». По мнению многих портрет является отсылкой и неким диалогом Казимира с Альфонсом Алле (Франция), написавшим полностью черную картинку под название «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

Сам аукционный дом рассказал, что данные находки повлияют на стоимость шедевра и безусловно вызовут к нему интерес. В любом случае наличие второго полотна с изображением будет благоприятно влиять на то, сколько стоит Черный квадрат Малевича.

Цена других картин Казимира Малевича

Интересующая композиция не является самой дорогой работой мастера, хоть и является самой знаменитой. Среди наиболее дорогостоящих полотен художника выделяются:

  • Супрематическая композиция. Написана была в 1916-м году, но представлена широкой публике лишь в 1927 на выставке в Берлине. В последующем ее владельцами стали наследники Казимира. Оригинал был продан в 2008-м году на Нью-Йорка ком аукционе от дома Sotheby’s, а сумма сделки составила 60 миллионов долларов . Именно она стала самой дорогой его когда-либо проданной работой;
  • Мистический супрематизм. На ее создание ушло более двух лет работы в период с 1920-го по 1922-й. Также прошла сложную историю при возвращении к наследникам русского живописца. Аналогично была реализована в США в центре большого яблока за 37,7 млн долларов , но уже в 2015-м году;
  • Супрематизм. Ещё одно полотно, вернувшееся из Германии в США, где проживали потомки мастера, но написанная в 1919-1920-х годах. Реализована через тот же аукцион, но проходили торги в Лондоне в 2015-м. Покупатель, заплативший за нее 33,76 млн $ , поджидал остаться неизвестным;
  • Супрематическая композиция. Также одна из 37 оставшихся в Берлине картон Казимира Малевича, созданная в 19-20-х годах прошлого столетия. Во время захвата страны нацистами была тайно вывезена в Америку, где в конце 90-х передана ее законным владельцам. Ее торги прошли в 2000-м через компанию Phillips, и уже тогда за нее удалось выручить 17 млн $ .

Все эти работы подтверждают интерес частных коллекционеров и любителей искусства к творчеству Казимира Малевича, одной из известнейших работ которого является Черный супрематический квадрат.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Знаменитое полотно Казимира Малевича - это шарлатанство или зашифрованное философское послание?

Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» - самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? сайт попытался разобраться.

1. «Черный квадрат» - это темный прямоугольник

Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915.

2. «Черный квадрат» - это неудавшаяся картина

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы считают, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб, и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

3. «Черный квадрат» - это разноцветный куб

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины вы выйдете за рамки традиционного восприятия, за пределы видимого, то поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых, по их словам, инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

4. «Черный квадрат» - это бунт в искусстве

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem , что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины - это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата - красный и белый.

«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест».

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.

5. «Черный квадрат» - это пример гениального пиара

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное - как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» . Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов - «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат - «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.

6. «Черный квадрат» - это политический ход

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «черные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания - это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.

7. «Черный квадрат» - это отказ от содержания

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм - это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является фактическим для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» - это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

10. «Черный квадрат» - это шарлатанство

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку - квадрату - можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» - это прямоугольная трапеция, а для кого-то - это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры