Что будет с искусством в будущем. К чему идет искусство? Какое оно будет в будущем? Есть ли будущее у российских народных промыслов и традиционных искусств? Выясняла Наталия Нехлебова

Главная / Ссоры

На сегодняшний день в России сформировалась более-менее устойчивая либеральная «верхушка», где господин Навальный всего лишь медийный персонаж, а вовсе не лидер, который «нужен стране». Совершенно очевидно, что остались неподвластны либералам только область внешней политики (надолго ли?) и военный сектор (тут объективно либералов не может быть, так как они по природе своей пацифисты и воевать за Родину категорически не хотят). Зато в области образования, экономики и культуры представителей либеральной оппозиции великое множество. И если образование и экономика темы горячие, очень обсуждаемые, то о культуре в России как о покойнике - либо надлежит говорить хорошо, либо никак.

А ведь именно на поле культуры господа либералы потратили массу усилий на то, чтобы сформировать благодатную среду для дальнейшей тотальной деградации народа. Ради свободы самовыражения художника в свое время в жертву принесли целое поколение молодых людей, знающих точно, что такое Гарри Поттер, и всерьез полагающих, что Эрих Мария Ремарк женщина.

О какой же такой свободе идет речь? Нам, дремучим российским обывателям, не понять тонкой душевной организации художника. Будь-то литература, кино, музыка или живопись – всюду сегодня торжествует свобода творчества при минимальных интеллектуальных да, собственно говоря, и творческих затратах. Фактически ныне можно просто, прошу извинения, справить большую нужду в какую-нибудь прозрачную емкость, а потом объявить, что сей «шедевр» отображает мир, каким видит его автор, обязательно заявить, что «произведение» под прицелом властей и его везде запрещают – оглушительный успех гарантирован. Первыми на защиту художника, которого обидеть может всякий, кинутся истинные почитатели современного искусства, начнут опять вопить о свободе творчества и самовыражения. Потом дождутся прямой линии с президентом и, обеспокоенные, будут задавать ему «неудобные» вопросы вкупе с просьбой вмешаться и защитить подлинное искусство от маргиналов, которые дальше своего Лермонтова и иной «замшелой» классики не видят ничего. Президент окажется в некотором недоумении и попытается заверить встревоженных ценителей прекрасного, что государство поддерживает искусство, заботится о культурном достоянии страны и продолжит следовать тем же принципам.

С момента распада СССР мы до такой степени «наелись» этой абстрактной свободы, что нас уже ничем не удивишь. Фекалии в прозрачной баночке, голый мужик, где-нибудь на крыше отстаивающий свободу творчества, мертвые животные в крупнейшем музее страны, представители ЛГТБ со своими попытками провести митинг, либералы, восставшие против передачи музея в ведомство РПЦ – зря стараются, людей уже не удивишь.

Естественно, самое страшное время для всех «свободных духом художников» было советское. Цензура не давала несчастным материться со сцены, заниматься сексом на глазах у всей страны, трясти грязным бельем перед носом народа. Действительно, если вдуматься, страшные были времена… Один из ключевых аргументов в пользу истинного искусства сегодня является принцип «там все показано, как оно есть в реальной жизни». Искренне не понимаю, какое отношение реальная жизнь имеет к искусству? Даже в эпоху реализма художники не ставили перед собой цели показать «жизнь, какая она есть». Посмотришь на картину Крамского и думаешь о вечности, о том нематериальном, высшем чувстве, которое руководило этим прекрасным художником в момент истины, когда он писал картину. А вот сегодняшние «мастера» «творят» преимущественно в рамках именно реальной жизни и привлекают их внимание, прежде всего, самые неприглядные стороны этой самой жизни.

На мой взгляд, подлинное искусство всегда свободно априори, потому что значение имеет только та художественная правда, о которой толкует автор, а вовсе не фон. Фоном может быть что угодно, а целостность произведения определяется гармонией между той самой художественной правдой и зрителем.

Есть ли будущее у современного искусства? История, как хорошая хозяйка, бережно хранит то, что и через тысячу лет будет подлинным шедевром. Увы, пока в нынешней России кроме прошлого, хранить почти нечего.

Мария Полякова, Агентство СЗК

Попытка представить, каким будет изобразительное искусство в долгосрочной перспективе.

Атомная Леда

Текущий этап

За всю историю живописи отношение к художникам менялось. В древности вовсе не было такой профессии, в средние века мастера работали за идею, а не за вознаграждение. В дальнейшем интерес к профессии рос, как и требования к исполнителю. До появления фотографии единственным способом «запечатлеть момент» был живописец, но после появления фототехники востребованность в портретном искусстве спала (что однако не помешало развитию фотореализма). Следующий виток своеобразной эволюции вывел на первое место не только работу, но и историю, прилагающуюся к ее созданию и автору. Кроме того, выросла потребность в составлении необычных композиций и изображаемых сюжетов.

Не стоит ожидать переработки идей первобытных наскальных рисунков. Скорее, нас может ждать обновленный импрессионизм . Беря во внимание то, что этот стиль еще крайне молод, его второе дыхание можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе. Тоже касается сравнительно недавнего модерна , поп-арта, сюрреализма и так далее.

Переосмысление более ранних жанров и стилей (например ренессанса , запрестольной живописи, барокко) в силу своих особенностей и решаемых задач, может преобразовать направления до неузнаваемости. Возможно, живопись будущего будет базироваться лишь на второстепенных идеях той или иной концепции.

Современные граффити

Интеграция с другими видами искусства

Уже долгое время можно наблюдать внедрение различных принципов и идей живописи в кинематограф, что актуально в большей степени для операторов и постановщиков, музыке, при создании обложек и постеров, а также других направлений искусства. Подобный симбиоз, по всей видимости, не утратит своей важности, а создание иллюстраций и других материалов останется востребованным в будущем, даже в случае потери интереса к изобразительным наукам.

Представленная точка зрения о перспективах и развитии живописи основана на личном видении авторов проекта.

Будущее живописи обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Есть ли будущее у российских народных промыслов и традиционных искусств? Выясняла Наталия Нехлебова

Народные художественные промыслы и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растет, число мастеров неумолимо сокращается. От печальной участи уникальную отрасль могло спасти только чудо. И оно, похоже, может случиться. Как загибалась российская самобытность и почему питерский предприниматель Антон имеет шанс остаться в памяти многих поколений народных умельцев, выяснял "Огонек"


Наталия Нехлебова


"С народными промыслами у нас все стабильно,— говорит председатель правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадий Дрожжин,— стабильно плохо". И поясняет: вот уже 25 лет наш "базис самобытной национальной культуры" (так определяет народные промыслы в своих документах Минпромторг) тихо помирает...

Трагичные нотки в словах главы ассоциации понять можно: объем производства год от года падает, численность мастеров неуклонно сокращается. Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей "национальной идентичности" на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч. Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200-300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодежь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. "Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь",— констатируют в ассоциации. И добавляют мрачных красок в унылую картину: в прошлом году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать ее они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1 до 3 процентов, больше половины — убыточные. Руководитель одного из самых известных художественных промыслов России "Хохломская роспись" Елена Краюшкина вздыхает: "О прибыли говорить не приходится".

Что же это? Наша дымковская игрушка, палехская шкатулка, лаковые миниатюры, которые, по идее, могут кормить целые регионы, развивать сельский туризм, никому не нужны?

Ускользающая идентичность


В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шел на экспорт...

Потом на смену госзаказу пришел рынок и капризная мода. То, что прежде считалось "вековым наследием" и едва ли не "душой народа", для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться.

В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить. "Стоимость аренды в Москве и Санкт-Петербурге непомерна,— рассказывает Елена Краюшкина,— колоссальные ставки за 1 квадратный метр. Нам такие суммы даже не снились!"

Средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в Реестр народного художественного промысла Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел

Для известных промыслов, таких как, например, хохлома, один из основных рынков сбыта — это оптовые корпоративные клиенты. Но тут уже не об искусстве речь, а о капризах клиента — фирмы заказывают подарки сотрудникам, опираясь на собственный креатив, так что на свет появляется всякая дичь: то матрешки с встроенной флешкой, то ноутбуки, расписанные "под хохлому". Однажды даже царский трон какому-то поклоннику самодержавия делала хохломская фабрика в борьбе за окупаемость. И, что греха таить, перепрофилировала ряд мощностей для производства обычной дачной мебели — на нее спрос стабильный. Но хохломское производство — крупное, а у маленьких предприятий, выпускающих уникальную промысловую продукцию, такой возможности зарабатывать нет.

В Москве или Питере сегодня можно купить все, что угодно. Кроме... традиционных российских изделий. Ни настоящего вологодского кружева, ни палехских шкатулок не сыскать. Китайские подделки, белорусские и украинские товары на сувенирных развалах даже в городах Золотого кольца теснят оригинального производителя. "Многие турфирмы решают проблему обеспечения туристов сувенирами за счет дешевой привозной китайской продукции",— кручинятся в ассоциации "Народные художественные промыслы". И признаются: бороться с этим практически невозможно. "Объем нелегальной продукции, нарушающей авторские права, в несколько раз превосходит обороты нашего предприятия,— рассказывает Елена Краюшкина.— Было несколько судов. Мы сделали контрольные закупки контрафактной продукции у разных ИП. Затем получили экспертное заключение, подтверждающее нарушения наших авторских прав, направили иск в Арбитражный суд. В процессе делопроизводства ИП зарываются, дело выходит из-под юрисдикции Арбитражного суда и передается в Мировой суд, где нарушителям присуждается штраф в 2 тысячи рублей. И что? Да ничего: штраф оплатили, а через месяц на рынке те же нарушители открывают новые ИП и продолжают делать то же самое. Им тяжба обошлась в мизерный штраф, а мы заплатили за экспертизу, потратились на юристов... То есть нам суд стоит 150-200 тысяч, а им — 2 тысячи. И что толку в таких судебных делах?"

На всех не рассчитано


Государство поддерживает промыслы точечно и крохами. Впрочем, хорошо, что хоть так — во многих жизнь еле теплится только благодаря субсидиям (в этом году выделено 450 млн рублей). Дотации предприятия могут потратить на оплату газа, электричества, железнодорожных перевозок и выставочной деятельности. Но денег отчаянно не хватает на покрытие всех расходов, к тому же средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в Реестр народного художественного промысла Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел. А зависит мечта от удачи и благосклонности членов художественной комиссии министерства.

Удача капризна и улыбается не всем. Вот, например, русская мозаика — знаменитый промысел создания панно из цветного камня — уже 10 лет пытается попасть в этот реестр и все никак. Уникальное искусство существует 300 лет, его мастера украшали Исаакиевский собор еще в царские времена, а в советскую эпоху дорогие панно из уральской яшмы члены политбюро дарили иностранным гостям. Но, оказывается, для министерской комиссии, ведающей записями в реестре, этого недостаточно.

— На художественном совете у нас спрашивали, где в Приволжском регионе горы,— рассказывает о кабинетных злоключениях Наиль Бадтрединов, руководитель предприятия НХП "Артель".— Претензия была, что наш промысел не привязан к определенной деревне, как остальные. И что им ответить? Обыкновенные у нас горы. Уральские. А пояс яшмы через множество поселений проходит... В другой раз оформление документов у нас оказалось неправильное, потом выяснилось, что недостаточно традиционные мы. Вот в очередной раз подали заявку. Ждем. Надеемся...

Ассоциация народных художественных промыслов давно бьется за получение налоговых льгот. И они вроде бы были даже обещаны в отраслевой стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года, составленной Минпромторгом в 2015 году. Там вообще много чего хорошего написано, но все пока остается на бумаге. А в жизни — практически все налоги и страховые взносы предприятия нашей самобытной народной культуры платят полностью. "У нас работают 700 человек. 90 процентов ручной труд,— говорит Елена Краюшкина,— самая большая затратная часть в стоимости изделия — это зарплата и налоги на заработную плату, почти 75 процентов в объеме себестоимости — колоссальная сумма. И мы платим все налоги и страховые взносы как крупные, высокотехнологичные и автоматизированные предприятия. Это непосильное бремя для нас".

Ручной труд — основная характеристика народного художественного промысла — стоит дорого. Именно это ввергает предприятия в беспросветную нерентабельность. "Те популярные промыслы, которые отказались от ручного труда, чувствуют себя лучше",— признает Дрожжин. Это, например, павловопосадские платки — некогда неповторимый узор на них теперь рисует не умелец, а печатает принтер. И потерянная идентичность, похоже, кураторов отрасли не смущает: Министерство промышленности и торговли поставило задачу увеличить количество предприятий народных художественных промыслов с минимальной долей ручного труда. То есть как таковые по-настоящему промысловые изделия они делать перестанут, зато будут делать дешевые. На это готовы выделять государственные деньги — закупать оборудование. Только вот спасет ли это хранителей старинных ремесел и маленькие предприятия, которые не в состоянии магазин открыть?

В мире действуют иначе. В Германии, например, производства, использующие ручной труд, имеют существенные налоговые льготы, они позволяют за несколько лет полностью вернуть затраты. Там значительно ниже, чем в России, стоимость аренды торговых площадей. В Канаде действует централизованная система сбыта: мастер сдает произведенные им изделия в кооператив, который отправляет их в места продаж. Во Франции, если выпускники художественных училищ поступают на работу к мастерам или в организации, специализирующиеся нa ручном художественном труде, то в течение трех лет получают доплату, обеспечивающую им заработок выше среднего в регионе. А в Японии народные мастера и вовсе имеют статус национального достояния. И государство гарантированно выкупает изделия мастеров и их учеников для пополнения музейных и подарочных фондов, для продажи в других странах.

О печальной судьбе российских народных промыслов высокие чиновники в курсе: ассоциация "Народные художественные промыслы России" проводит ежегодные конференции, общается с Минпромторгом, забрасывает глав регионов криками о помощи. Увы...

Зато у нас, как выясняется, безотказно работает другой метод — достучаться до небес.

Слово Первого


Антон Георгиев два года назад купил обанкротившуюся фабрику "Крестецкая строчка" в селе Крестцы Новгородской области. Со всеми "родовыми проблемами" отрасли, о которых шла речь выше, столкнулся непосредственно. Уперся в главные: кому продавать крестецкое кружево и почему государство не помогает. Но ему, в отличие от коллег по цеху, крупно повезло: он оказался в числе 10 бизнесменов, которые в конце апреля встретились в Великом Новгороде с Владимиром Путиным.

Антон подробности свидания не афиширует, признается только, что доложил президенту: с промыслами у нас все стабильно плохо. Добавляет еще, что после этого все ответственные чиновники вдруг взбодрились. А дальше уже официальная хроника: через неделю стало известно, что президент дал правительству поручение разработать "план мероприятий, обеспечивающих сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел". Поручается, в частности, продумать использование изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, формирование профильного профессионального образования, развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного существования народных художественных промыслов. А главное — наметился ответ на вопрос: "Кто будет покупать?". Предлагается в рамках федеральной контрактной системы создать систему приоритетных государственных закупок изделий промыслов для пополнения музейных фондов, коллекций в образовательно-культурных учреждениях. К тому же у всех министерств, Роснефти, "Газпрома" есть подарочные фонды — они тоже будут закупать. Отчитаться о создании включающего все эти позиции плана Дмитрий Медведев должен президенту в конце августа...

Излагая все эти радужные перспективы, Антон не без гордости сообщил "Огоньку": в подарочном фонде президента уже приняли решение приобретать работы "Крестецкой строчки". А еще фабрика Георгиева получила госзаказ от Новгородской области.

Неужто спасение? "Если у нас будут закупать продукцию подарочные фонды, музейные коллекции будут каким-то образом восполняться элементами промыслов, это будет большим подспорьем",— говорит Елена Краюшкина. "В Советском Союзе большое количество наших произведений шло в подарочные фонды,— соглашается Наиль Бадтрединов,— если все вернется, конечно, это нам поможет".

Мастера рассчитывают, что министерства, которых касается данное президентом поручение, теперь как-то "сплотятся во имя спасения российских традиций". И грезят: Ростуризм включит предприятия промыслов в федеральный туристический маршрут; Минкульт даст указание Третьяковке и Эрмитажу закупать у них продукцию; Минобр поможет с подготовкой кадров; Минпромторг создаст сеть магазинов в крупных городах, где будут представлены все народные промыслы...

— Человек шел бы за подарком и понимал, что он идет за подарком, который произведен в России, является объектом коллекционирования, может передаваться по наследству другому поколению,— мечтают в ассоциации. Но готовы и к исполнению более скромных желаний: если ведомства все это не осилят или замотают (не построят дороги, не создадут туристическую инфраструктуру, не откроют магазины и пр.), то пусть хотя бы принудительно закупают на подарки "изделия национальной самобытной культуры".

А то как ее, нашу самобытность-то, иначе сохранить?..

Предисловие автора

Это научно-популярная статья, в которой я постаралась дать прогноз, раскрыть некоторые тенденции с трансгуманистической точки зрения. Статья вышла в журнале "Discovery" в мае 2009 года под названием "Эстетика будущего". Название статьи было изменено редакцией, так как сама рубрика называлась "Искусство", и редактор хотел избежать повторов. С этим названием я не согласна (эстетика и искусство все-таки разные понятия), и поэтому публикую статью под оригинальным названием.

Наши потомки едва ли будут знать, что такое печатная книга или поход в кинотеатр. Зато они смогут жить в передвигающихся домах, лепить скульптуры из «живой» глины и собирать собственные художественные музеи. И, возможно, их окончательно захлестнет виртуальная реальность, где рука об руку с мощным искусственным интеллектом они будут создавать великие симфонии и захватывающие кинофильмы.

Мир изменяется. Новые технологии врываются в жизнь, будоражат умы и чувства музыкантов и художников, стремящихся с помощью воображения понять окружающий мир и заглянуть в будущее. Люди искусства более других восприимчивы к любым новшествам, особенно к тем, которые позволяют лучше реализовать их творческий потенциал. Поэтому в художественный обиход все отчетливее входят биотехнологии, виртуальные вселенные и уникальные кибернетические системы.


У каждого свой Лувр


Маленькие революции, которые одна за другой сотрясают постиндустриальное общество, оказывают свое безусловное влияние и на искусство. Например, очевидно, что в связи с уменьшением занятости на работе (благодаря научно-техническому прогрессу, мы уверенно идем к «обществу свободного времени») все больше людей увлекаются творчеством. Надо учесть и то, что технологии ремесел и секреты мастерства становятся общедоступными, а искусство — демократичным. Появились и развиваются новые компьютерные программы, позволяющие любому освоившему их создавать с помощью виртуальных кистей, карандашей, красок и разнообразных джойстиков подобия графических и живописных полотен, а также любые трехмерные инсталляции.

Это самый простой и очевидный тренд. Столь же понятно, что уже в ближайшие годы начнут бурно развиваться неотехнологические субкультуры. Речь идет о хакерах, блоггерах, сообществах файлообменных сетей. Наконец, разовьется искусство флэшмобов. Впрочем, сохранятся и ретроанклавы, люди будут продолжать читать бумажные книги и ходить в кинотеатры. Островки традиционного искусства — исторические реконструкции, кружки по рисованию, оркестровая музыка — частично послужат психологической защитой от происходящих изменений, а частично дадут возможность прослыть оригиналами.

Идеи сегодня распространяются с огромной скоростью. Наступает эпоха глобального, коллективного мышления. Книги, музыка, картины, театральные представления благодаря цифровым технологиям становятся общедоступными. В связи с этим получил развитие особый жанр творчества — фэн-фикшен, когда известное произведение произвольным образом дописывается или дорабатывается читателем, слушателем или зрителем. Таким образом, каждый желающий вовлекается в процесс создания произведения. К примеру, существуют почти полмиллиона фэн-версий «Гарри Поттера», причем, есть более оригинальные и интересные, чем первоисточник. Это может привести к обобществлению произведений искусства, и, возможно, в 2030 г. дети на уроках в школах смогут назвать с десяток авторов «Войны и мира».

Оцифровка картин и создание 3D или голографических моделей скульптур, в свою очередь, позволит насладиться искусством не выходя из дома, побывать за день во многих галереях мира и даже частных собраниях. Каждый сможет собрать художественные произведения в своем Лувре. Искусство постепенно уходит в виртуальные миры, уже сейчас там проходят выставки.

По мере дальнейшего развития технологий, воображаемая реальность окончательно захлестнет мир, ощущение «присутствия» в виртуальной среде будет приближаться к 100%. Мельчайшие изменения цвета и температуры, нюансы запахов и звуков — все будет напрямую транслироваться в наш мозг. И вот тогда-то появятся «безумные» симфонии гравитации, давления и ветра. Вспомните Сергея Снегова и его замечательную трилогию о будущем «Люди как боги»!


Нарисуем - будем жить?


Будущее несет не только новые темы, но и новые материалы и инструменты. Критики при этом не устают сетовать, что художники часто путают новые материалы с новыми идеями. Но художники - люди увлекающиеся, и с удовольствием экспериментируют, не обращая внимания на неприятные замечания.

Совсем недавно начались эксперименты с феррофлюидами - магнитными жидкостями, полученными путем смешивания жидкостей и магнитных частиц. Из них создаются уникальные, пока еще небольшие, кинетические скульптуры.

Лавина открытий ждет нас и в дизайне одежды. Уже сейчас особо продвинутые модникимогут приобрести светящуюся и частично невидимую одежду, мгновенно высыхающие купальники, не пачкающиеся брюки, убивающие бактерии носки, жидкую броню дляспортсменов, акулью кожу для пловцов и даже русалочьи хвосты для пловчих. А на выставке «Роснанотех-2008» экспонировался металлизированный мех, не пропускающий электромагнитное излучение. Наверное, и прозрачные шубы на солнечной энергии будут созданы, если только раньше не появится нанотехнологическая кожа, которая не только будет невидима, но и защитит, и согреет человека. По крайней мере,такую кожу-одежду собираются изготовить в США для солдат.

Что касается музыки, то с появлением синтезаторов стало возможным моделирование любых звуков, и уже сложно придумать инструмент с более широким диапазоном возможностей. И что же? Вечный кризис музыки? Вряд ли. Скорее всего - дальнейший путь к синтезу искусств. Ведь уже сегодня музыкальный клип сочетает в себе множество различных видов творчества.

Основная задача архитектуры - организация пространства. Однако и здесь знаменитая фраза Шеллинга - «Архитектура - это застывшая музыка» - теряет свою актуальность. Ведь архитектура не стоит на месте, причем - в буквальном смысле слова: уже сейчас разработаны передвигающиеся и вращающиеся дома, поворачивающиеся искусственные деревья. Например, в Москве строится дом, все 60 этажей которого смогут вращаться независимо друг от друга.

С распространением современных строительных материалов и технологий архитектурная форма, в соответствии с пожеланиями заказчика или автора-архитектора, становится все изощреннее. Особенно популярно концептуальное движение, цель которого приблизить формы построек к естественным, созданным самой природой. Подобные разработки пока еще находятся в процессе становления. Но уже скоро биоморфные криволинейные структуры, дополнительные оболочки, самоподобные фрактальные формы будут успешно противостоять консервативной прямоугольной планировке зданий.

За смехотворный с точки зрения истории период наши компьютерные вселенные получили объем, реалистичные пейзажи и персонажей, наделенных зачатками искусственного интеллекта.

Интересно и то, что сейчас в нескольких странах воплощаются в жизнь проекты туннельных городов, то есть городов, расположенных на разных уровнях вдоль дорог. В них отсутствует традиционный центр, что полностью трансформирует всю городскую структуру, а само понятие города с его центральной частью исчезает. Идея состоит в том, чтобы объединить все поселения в общую непрерывную цепь.


Искусство тела


Новое время - новые темы в искусстве. Прежде всего, человек еще долго будет приходить в себя от шока, который вызывают революционные открытия. Растерянные, испуганные, ошеломленные и восторженные персонажи московского фотохудожника и скульптора Олега Гурова как бы стоят на границе времен: нынешнего и грядущего.

Развитие биотехнологий приведет к совершенствованию бодиарта; перемены в этой сфере творчества будут поистине значительны. В будущем способов изменения тела будет намного больше, соответственно, расцветет и новый вид креативной деятельности - бодимодификация. Но не в современном смысле слова (пирсинг, татуировки), а именно как изменение тела. Люди будут способны на полную трансформацию, включающую как разум, так и тело, и каждый человек станет своим главным «произведением искусства». Изменением разреза глаз и цвета кожи, подобно Майклу Джексону, уже никого не удивишь - появится возможность модифицировать форму лица, а также, в зависимости от меняющейся моды и личных предпочтений, выращивать новые органы, вплоть до частей тела.

Ваша девушка - невысокая брюнетка? Умная и добрая, но не совсем в вашем вкусе? Однако, если она вас любит, у нее будет возможность измениться до полной неузнаваемости. Так что некрасивых людей не останется. Все будут выглядеть так, как захотят.

Но пока такие наработки остаются в лабораториях, развивается искусство аватаров. Виртуальная составляющая личности - аватара - становится все более изощренной. Используются, например, трехмерные аватары, часто имеющие немного общего с реальным обликом человека. Их уже сейчас можно рассматривать как особый вид искусства, а также как один из шагов на пути к бодимодификации, ведь такая аватара является своего рода идеальной моделью желаемого образа автора.


Нечеловеческие перспективы


Бурно, но как-то в стороне от внимания критиков зарождается самое главное искусство будущего - создание миров. И встает вопрос: а не является ли вся тысячелетняя история искусства только лишь тренировкой перед величественными творениями будущего? Ведь новый мир будет содержать в себе все, что захочет его творец: искусство, технологии, науку...

В течение последних 20 лет, когда люди научились создавать компьютерные игры, незаметно произошел коренной поворот в сфере творчества. За смехотворный с точки зрения истории период наши виртуальные вселенные получили объем, реалистичные пейзажи и персонажей, наделенных зачатками искусственного интеллекта. А многообразие сюжетов данных игр отражает всю сложность цивилизации и человеческих отношений. Так как мощность компьютеров нарастает, мы вправе ждать все большей реалистичности и стереоскопичности виртуальных вселенных.

Уже есть примитивные механизмы для передачи ощущений прямо в мозг человека. Нет сомнений, что в будущем симулировать внешнюю среду можно будет во всех деталях, а непосредственное воздействие на сознание в виртуальном мире сначала сравняется, а затем станет сильнее, чем во внешней реальности.

Марк Станкенбург, директор известной американской компании Image Metrics, заявил, что они совсем скоро смогут воплотить в жизнь все, что только человек сможет выдумать. Вот он - простор для новых вселенных. Совершенствующееся программное обеспечение приведет к тому, что нам надо будет просто рассказать о придуманном мире или задать основные параметры - и он «оживет».

И еще один важный аспект: говоря об искусстве, мы всегда предполагаем, что речь идет о творениях человека. Ведь в истории Земли не было иных существ, способных создавать шедевры. Но врядли такое положение вещей сохранится навечно. И дело тут не в инопланетянах, хотя их появление, возможно, перевернет наши представления обо всем. На сцену выходят другие игроки: роботы и искусственный интеллект. Похожий,хотя и очень консервативный, сценарий рассмотрен в фильме «Двухсотлетний человек». Там обычный «железный» робот-андроид меняет свои модули на улучшенные в течение столетий, внедряет в свой кибермозг более интеллектуальные программы и даже обзаводится искусственной нервной системой. Он начинает творить новые вещи на грани ремесла и искусства и даже узнает, что такое любовь. Реальность не будет ждать так долго. Компьютеры уже пишут стихи и прозу, а музыкальные произведения, сочиненные программой, анонимно выигрывают конкурсы.

Известный ученый, специалист по искусственному интеллекту, Александр Шамис в своей книге «Пути моделирования мышления» прямо пишет: «Не исключено, что все интерпретации психологического уровня окажутся возможными и на уровне компьютерного моделирования мозга. В том числе и интерпретация таких особенностей мозга, как интуиция, инсайт, творчество и даже юмор». Так что, даже если человечество исчерпает свою творческую потенцию или вконец обленится, мы почти наверняка и дальше будем обеспечены гениальными книгами, песнями и картинами.

Для того чтобы получить предварительное представление об искусстве будущего, можно скачать программу «Кибернетический поэт» известного американского изобретателя (синтезатор - его детище!) Рэя Курцвайля. Она, например, читает стихи какого-то автора, потом создает его языковую модель и уверенно сочиняет вирши в его стиле, многие из которых - хорошего качества. Обычно поэты используют такие программы в качестве помощников, готовящих исходный стихотворный материал. Еще одна программа Курцвайля - «Аарон» - рисует мазками на экране...

Новые веяния добрались, разумеется, и до самого молодого из традиционных видов искусств - кино. Уже сейчас в батальных сценах крупнобюджетных фильмов (например, во «Властилине Колец») участвуют не актеры и не их нарисованные изображения, а виртуальные персонажи с необходимым им уровнем искусственного интеллекта. Существуют и компьютерные версии настоящих актеров. И даже известно, что один из популярных артистов (имя его не раскрывается) обратился в компанию LightStage, которая занимается компьютерной графикой. Ему сейчас 30 лет, и он попросил смоделировать своего полного компьютерного двойника, с тем чтобы и в будущем мог «сниматься» в кино, оставаясь столь же молодым.

Также статья собровождается двумя небольшими врезками:


Врезка 1. Кто создан из глины?

Может ли миф о скульпторе Пигмалионе и ожившей статуе Галатее стать реальностью? Да, если Сет Голдштейн, руководитель Питтсбургского научного центра компании Intel, добьется своего. Дело в том, что он пытается оживить камень! Точнее, глину - ее оживить проще. Научное направление, которое разрабатывает эту область, назвали глинотроникой.

Смысл идеи в том, чтобы создать крошечные частички, которые могли бы сами собираться в предметы. А двигаться они должны, держась друг за друга. Для этого их снабдят электромагнитами или иными захватами, чипами для управления и системами передачи энергии. Первые прототипы, пока еще четырехсантиметровые, способные двигаться только на плоскости, уже есть. Сейчас исследователи пытаются усовершенствовать конструкцию и одновременно отрабатывают поведение будущих крошек на компьютерных моделях. К 2025 г., прогнозирует Intel, глинотроника достигнет такого уровня, что собранная из глиняных атомов копия человека будет выглядеть и двигаться неотличимо от оригинала!

Тут для искусства открывается настоящий простор. Можно не только проектировать «живые» скульптуры, но и наделить динамикой любые предметы. Меняющая форму и цвет лепнина позволит украсить стены жилищ «живыми» цветами, травой и бабочками. Мы привыкли к постоянству текстур, но с помощью глинотронного покрытия поверхность может становиться то бархатистой, то шершавой, как дерево, то гладкой, как мрамор или металл...

Погрузившись в глинотронику, человек может испугаться непривычной изменчивости. Но возможности окажутся важнее постоянства. И создаваемые по заданному дизайну вещи будут именно такими, как мы захотим. Развитый глинотронный мир можно будет считать произведением искусства. Ведь компьютеры, управляющие нашим окружением, будут сами менять глинотронные предметы, приспосабливая их к нашим требованиям...


Роботы в последнее время все больше вдохновляют художников. Стоит вспомнить хотя бы скульптуры-роботы Гордона Бенета. Детали для своих замечательных работ Гордон находит среди самой разной рухляди и дает старым агрегатам новую жизнь.

Но, наверное, самое необычное (и в то же время такое понятное!) применение роботам нашел Магнус Вюрцер из Вены - технофилософ и художник, исследователь возможностей человеческой психики, а еще организатор экзотических вечеринок, на которых роботы играют весьма важную роль. Они готовят и подают коктейли, обслуживают посетителей за стойкой, предлагают им сигары. Фестивали-вечеринки Вюрцера одновременно являются как развлечением, так и исследованием.

До 1999 г. никому не могло прийти в голову использовать «коктейльную робототехнику» для публичного анализа того, насколько глубоко новейшие технологии проникают в жизненное пространство человека. Также никто не пытался всерьез документировать практику гедонизма в отношениях между человеком и машиной. Образовавшуюся нишу в культуре теперь заполняет венский фестиваль «Робоэкзотика».

Магнус, его бессменный организатор, говорит: «Имейте в виду, что будущее сегодня очень активно, оно как никогда раньше стремится стать настоящим. И каждый из нас должен выбрать, в каком будущем он будет жить - в мрачном, постиндустриальном, описанном праотцами киберпанка, или в веселом будущем «Робоэкзотики», полном новых и ультрановых удовольствий и развлечений, которые даруют нам новые технологии».

В течение ближайших десятилетий стоит ждать настоящего прорыва в робототехнике, и значит подобные технологии будут и дальше помогать людям наслаждаться жизнью, а вечеринки Магнуса Вюрцера - по-прежнему пользоваться успехом.

Дорогие любители научной фантастики.

Пишу к вам, что бы поделится своим наблюдением превратившимся в исследование.

Совершенно случайно, обратил внимание на странный факт. В научной фантастике, практически не описано, как будет выглядеть искусство будущего.

Космические корабли, оружие, медицина, и даже архитектура подробно описаны, визуализированны кинематографом и стремительно (не всегда так стремительно, как хотелось бы) развиваются, питаемые воображением писателей фантастов.

Почему же искусство, казалось бы, такая важная часть материальной и духовной(не побоюсь этого слова) культуры - ускользает из зоны внимания писателей и режиссеров? Только ли по тому, что фантастику пишут в основном люди с техническим образованием? Или в «идеально прекрасном» или «идеально ужасном» мире фантастического будущего просто нет места искусству?

На пример, как вы хорошо помните, в Стар Треке(«Star Trek: The Next Generation» 6х16 Birthright: Part 1) живописью, рисуя, иногда сразу двумя руками, занимается андроид Дейта, изо всех сил симулирующий человечность. Преодолевая серьезный внутренний конфликт самоидентификации Дейта старается быть большим человеком, чем окружающие его люди. Нормальные члены экипажа «Энтерпрайза» за художественным творчеством замечены не были. У них и времени на это нет. Искусство, как деятельность и как объекты не нужно здоровым людям будущего из Стар Трека. У них есть галопалуба.


Data

На станции Солярис («Солярис» Андрей Тарковский. 1972) полно произведений искусства. Но это все антиквариат. Картины Брейгеля, иконы, статуэтки. Весь фильм пронизан тончайшими, изящнейшими отсылками к классическому великому искусству прошлого. Но где же современное трагическим событиям на станции искусство? Что же делали художники все это время после Брейгеля?

Мне как художнику, это показалось серьезной проблемой. И, возможно, не только проблемой искусства. Можно предположить, мир научной фантастики стал бы объемнее, если бы в нем нашлось место искусству. Место не только, в качестве иллюстрации, на обложке книги и на плакате фильма. Но и место в тексте как части воображаемой вселенной.

Что же делать?

Как установить контакт между близкими но, почему-то не пересекающимися, цивилизациями?

Поняв, что своим умом этой проблемы мне не осилить, обратился к старшим, более опытным коллегам и специалистам. Фантастику знаю действительно очень поверхностно, на уровне любителя, и может быть, существуют подробные описания Ромуланской биеннале или Баджорского концептуализма, а я просто не в курсе.

Вот тут любопытство стало превращаться в исследование.

Мы с небольшой группой единомышленников стали писать письма обнаруженным в интернете деятелям научной фантастики. Писатели стали хорошо откликаться, а вот из кинемотографистов ответил пока только Пол Верховен, и то, очень коротко. Целиком приведу ответ уважаемого режиссера: «Я считаю, что научно-фантастические фильмы не отображают будущего. В принципе человеческий разум не может предвидеть ничего действительно нового и, следовательно, экстраполирует все то, что было сделано в прошлом. Так откуда взяться представлениям об искусстве будущего?»

Деятелям фантастики были предложены пять вопросов, с целью выяснить их отношение к проблеме и заинтересованность в искусстве вообще. Художники отвечали на точно такие же вопросы, и на вопрос о влиянии фантастики на их творчество.

Что вы думаете о роли и влиянии научной фантастики на развитие цивилизации? Меняется ли степень этого влияния сейчас?

Как вы думаете, почему в мире «воображаемого будущего», в научной фантастике, так мало внимания уделяется изобразительному искусству?

Могло бы искусство получить дополнительный импульс в развитии, если бы было бы подробно описано в научной фантастике?

Как вы разделяете мир воображаемого и реально прогнозируемого будущего?

Повлияло ли на вашу творческую деятельность какое нибудь произведение искусства?(научной фантастики?)

На данный момент откликнулись, и любезно уделили время писатели Василий Звягинцев, Барри Б. Лонгиер, Николай Горькавый, Владимир Васильев, Роман Арбитман, Кристофер Прист, Ларри Нивен, Павел Шумилов, Андрей Уланов, Элизабет Скарборо, Николай Романецкий, Алан Дин Фостер, Алан Стил, Пет Кэдиган и Грег Бир.

Из художников удалось поговорить с Андрем Монастырским, Иваном Чуйковым, Сергеем Алимовым, Аристархом Чернышевым, Станиславом Шурипой, Ириной Кориной, Таус Махачевой, Марией Сумниной и Михайлом Лейкиным, Алексеем Шульгиным, Егором Кошелевым, Александром Дашевским, Виктором Алимпиевым, Петром Белым, Георгием Литичевским.

Сейчас мы стараемся грамотно проанализировать полученную бесценную информацию.

Подробный отчет с ответами и анализом этих ответов опубликую здесь чуть-чуть позже.

Благодаря подключению к работе куратора Саши Бурхановой удалось познакомиться с английским художником Гареатом Оуэном Ллойдом (http://codepen.io/garowello/full/EjGXmM/). Который занимается похожими проблемами и даже составил временную линейку истории искусства будущего, располагая на ней найденные в фильмах и книгах произведения искусства.

Публикую тут, в Лаборатории Фантастики этот текст, от части, что бы понять степень заинтересованности в теме искусства местной аудитории - любителей научной фантастики.

Если у вас есть какие нибудь мысли, идеи и соображения на эту тему, напишите мне пожалуйста.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры