Краткая биография михаила врубеля.

Главная / Любовь

Публикуем историю гениального Михаила Врубеля, который до конца жизни был верен творчеству.

«Демон поверженный», 1901-1902

1901 год был отмечен крупным семейным событием - у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

«Демон сидящий», 1890 (до болезни)

Супругов ждало страшное огорчение - мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Михаил Врубель с женой, Надеждой Ивановной Забелой-Врубель, 1892 (до болезни)

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

«Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота... Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

«Демон поверженный», 1901-1902 (начал до болезни, многократно переписывал)

В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми - женой и сестрой.

«Пан», 1899 (до болезни)

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

«Сирень», 1900 (до болезни)

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы. 3 мая 1903 года случилось несчастье - умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1904 (во время болезни)

После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

Один из вариантов работы «Жемчужина», написанный пастелью, ориентировочно 1904 (во время болезни)

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

«Кувшинки», 1890 (до болезни)

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

«Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)

В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (во время болезни)

Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

Ограда психиатрической больницы, на этом месте находилась клиника Усольцева.

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

«Утро», 1897 (до болезни)

В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

«Жемчужина», 1904 (во время болезни)

К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

«После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись - возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Фотография поэта Брюсова.

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, - теперь почти слепой... Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

«Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)

Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

«Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

«Гензель и Гретель», 1896 (до болезни)

Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».

«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне - чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь - поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств - свою alma mater.

«Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903-1904 (во время болезни)

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого... Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

«Роза в стакане», 1904 (во время болезни)

    - (1856 1910), рус. художник. В 1880 84 учился в АХ. Особое место в его творчестве занимает поэзия Л., многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтич. пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагич. образ Демона),… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1856 1910), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880 84) у П. П. Чистякова. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве ставил морально философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире;… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880‒84) у П. П. Чистякова. Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, В.… … Большая советская энциклопедия

    Врубель, Михаил Александрович один из замечательнейших русских художников (1856 1910), сын офицера русской службы. Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани,… … Биографический словарь

    - (1856 1910) российский живописец. Произведения (Демон, 1890, Сирень, 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико философской обобщенности образов, нередко… … Большой Энциклопедический словарь

    - (05. 03. 1856, Омск 01. 04. 1910, СПб) Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в СПб (1867 69), окончил юридический факультет Петербургского университета, в 1880 84 учился в ИАХ. С 1905 академик живописи. Занимался театральными… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1856 1910), российский живописец. Произведения («Демон», 1890; «Сирень», 1900) отмечены драматической напряжённостью колорита, «кристаллической» чёткостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико философской обобщённости образов,… … Энциклопедический словарь

    Врубель, Михаил Александрович - М.А. Врубель. Пан. 1899. Третьяковская галерея. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856 1910), российский живописец. В творчестве Врубеля морально философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире. Произведениям (“Сирень”, “К ночи” оба 1900) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Михаил Врубель Автопортрет. 1885 Дата рождения: 5 (17) марта 1856 Место рождения: Омск Дата смерти: 1 (… Википедия

    ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович - Михаил Александрович (5(17).03.1856, Омск 1(14).04.1910, С. Петербург), рус. художник символист. Сын военного юриста; окончил с отличием одесскую Ришельевскую гимназию, затем юридический фак т С. Петербургского ун та. в АХ (с 1880) занимался под… … Православная энциклопедия

Книги

  • Врубель Михаил Александрович. Графика, книжная иллюстрация , . О встречах с М. А. Врубелем вспоминают художники, критики, музыканты, поэты. Подле него - жена и муза - Надежда Ивановна, которой посвящали романсы, стихи… Второй альбом рассказывает во…
  • Врубель Михаил Александрович. 1856-1910. Графика. Книжная иллюстрация , Мельничук О. (сост.). О встречах с М. А. Врубелем вспоминают художники, критики, музыканты, поэты. Подле него - жена и муза - Надежда Ивановна, которой посвящали романсы, стихи… Второй альбом рассказывает во…

Врубель Михаил Александрович - русский художник рубежа XIX-XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

Декоративная плита

Декорация

Иллюстрация

Роспись храма

Скульптура

Эскизы, Этюды, Наброски

А. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. "Врубель, - пишет Головин, - идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал".

Даже среди блестящих художников конца XIX - начала XX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства. Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника. "Что за бедствие вся жизнь этого многострадальна, - вспоминает И. Е. Репин, - и какие есть перлы его гениального таланта".

Родился М. А. Врубель 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Бережно относился отец к увлечению мальчика живописью.

Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в Эрмитаже. Окончив Одесскую гимназию, где он серьезно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдает экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.

К этому времени будущий художник уже твердо решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств, занимается в классе известного педагога П. П. Чистякова. В Академии Врубель работает много и серьезно. "Ты представить себе не можешь, - пишет он сестре, - до чего я погружен всем своим существом в искусство …".

Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь".

Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях - его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии.

В 1889 году Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно.

В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приемы.

Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х годов работает над образом Демона. В одном из писем к отцу высказано представление художника о Демоне: "Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, властный и величавый". Первая попытка решить эту тему относится к 1885 году, однако работа была уничтожена Врубелем.

В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати - половина относилась к "Демону". Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные и истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Особенно примечательна акварель "Голова Демона".

Через несколько лет Врубель пишет "Демона летящего". Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.

И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина - "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.

Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.

В 1904 году он едет в Петербург. В 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", ни замыслу связанною со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - "Портрет Н. И. Забелы на фоне березок". К этому же времени относятся интересные автопортреты. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: "Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил".

За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова. Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжелой больничной обстановке мечтает о синеве неба. Единственным утешением оставалась музыка.

Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы - вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А. Блок над могилой художника: "Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать".

50 биографий мастеров русского искусства. Л. Аврора. 1970. С.218

Автопортрет. 1905 г.

Предки Михаила Александровича Врубеля за рубежом и в Российской империи

Дальние корни Врубеля лежат вне России. Гражданином Российской империи первым из Врубелей стал прадед Михаила – Антон Антонович. Он служил судьей в Белостоке, польском городе, который находился в составе Восточной Пруссии. В 1807 году по Тильзитскому миру Белосток был передан России и стал центром Белостокского уезда Гродненской области.

Его сын Михаил Антонович – тёзка и дед художника, стал первым российским дворянином из этого рода. Был военным и по долгу службы оказался в Астраханской губернии. Здесь один из его сыновей – Александр Михайлович, тоже офицер, женился на Анне Григорьевне Басаргиной, дочери астраханского губернатора. Невеста была из более аристократичной и родовитой семьи, истоки которой уходят к ордынским и датским предкам.

Детские годы Врубеля

Будущие родители художника Александр Михайлович и Анна Григорьевна поженились в Астрахани. Но Михаил на свет появился в Сибири по месту новой службы отца в городе Омске 17 марта 1856 года. Он был вторым ребёнком из четырёх, которых за 6 лет родила Анна. Мише было всего 3 годика, когда его мама умерла. Отца перевели снова в Астрахань, ближе к родственникам, которые могли помочь по уходу за малолетними детьми.

Столь горькое начало жизни Врубеля словно задало тон всей последующей. К тому же от рождения он был слабого здоровья, а по характеру тихим, неразговорчивым и вдумчивым ребенком. В семилетнем возрасте получил домашнее прозвище «молчун и философ». Он любил рассматривать книжные иллюстрации. Благо с давних пор сохранилась часть немецкой библиотеки белостокского прадеда.

Из-за передвижений отца по службе семья неоднократно меняла место жительства. Астрахань, Омск, Саратов, Петербург, Харьков, Одесса – переезд в некоторые города был неоднократным. Биография Врубеля пестрит географическими названиями с самого детства. В 1863 году в Харькове у детей появилась мачеха Елизавета Христиановна Вессель. По воспоминаниям сестры Анны, семилетний Михаил завороженно вслушивался в звуки музыки во время игры Елизаветы Христиановны, которая была хорошей пианисткой.

Образование и место живописи в детской и юношеской биографии Михаила Врубеля

Поначалу рисование привлекало Михаила на том же уровне, что и другие виды искусств. Способности проявлялись, но особенно горячего желания заниматься только живописью в ребёнке не наблюдалось.

В Саратове с 1864 года мальчик получал уроки начального образования у политического ссыльного Николая Пескова. Он водил Мишу изучать естественные науки на природу в окрестностях города. А Андрей Сергеевич Годин давал ему частные уроки рисования с натуры.

Старшая сестра Анна вспоминала о брате: «Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта». В 1865 году с ним произошло удивительное событие:

С переездом семьи Врубелей в Петербург в 1867 году Миша начал учебу в Пятой гимназии и Рисовальной школе Общества поощрения художников.

В 1870 году очередной переезд на место нового назначения отца. На этот раз в южную Одессу. Общеобразовательное обучение Михаил продолжил в Ришельевском лицее. А художественное в Одесской рисовальной школе. Учился везде успешно, увлекался театром, чтением латинской классики, музыкой.

1874 год – год окончания гимназии с золотой медалью. Затем семья переехала из Одессы в Вильно. А Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Вечерами занимается в классах Академии художеств. Оканчивает университет в январе 1880 года.

Наконец будущий гениальный живописец в 24-летнем возрасте от любительского рисования переходит к профессиональному обучению: осенью 1880 года Михаил Врубель поступает в Академии художеств. Он попадает к Павлу Чистякова, у которого своя методика создания на полотне объема, подобно тому как то делают архитекторы. По воскресеньям Врубель берет уроки акварели у Ильи Репина.

Киевско-итальянский этап в биографии Врубеля

Искусствоведу профессору Адриану Прахову понадобился специалист для художественных работ по восстановлению Кирилловской церкви. Павел Чистяков предлагает Врубеля. И тот в 1884 году едет в Киев, где начинается важный этап не только в его биографии как художника, но и в личной жизни. По мнению некоторых современников он был влюблён в жену своего заказчика Эмилию Львовну Прахову.

Считается, что она стала прототипом иконы «Богоматерь с Младенцем» для алтаря Кирилловской церкви. А когда Врубель уезжает в Италию для изучения средневековых мозаик и живописи эпохи раннего Возрождения, между ними ведётся активная переписка, которая по просьбе Эмилии была уничтожена её дочерью Ольгой, о чём свидетельствует внучка Праховой.

1. Богоматерь с младенцем, 1885 г. 2. Эмилия Прахова.

В Венеции Врубель написал три иконы - «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

В апреле 1885 года Врубель возвращается из Италии, а в мае уезжает в Одессу. Однако в конце года возвращается в Киев. Он активно работает, но живёт в бедности, во многом из-за его неумения здраво распоряжаться деньгами.

Творчество и Демоны Врубеля

В 1889 году Михаил Врубель приезжает в Москву. Здесь он знакомится с промышленником и щедрым меценатом Саввой Мамонтовым и становится участником его кружка художников в Абрамцево.

Он создает панно, оформляет оперы, занимается майоликой, пишет картины, иллюстрирует произведения литературы. Участвует в иллюстрировании юбилейного двухтомника Лермонтова, в т.ч. делает рисунки к поэме «Демон». Рецензенты нещадно раскритиковали иллюстрации Врубеля.

Свидание Тамары и Демона. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон». 1890-е годы.

Но в итоге Демон становится главной темой в его творчестве. В 1890 году он создает «Демона сидящего», а в 1902 «Демона поверженного». «Летящего Демона» художник не завершил.

Демон в обычном понимании – это какая-то сверхъестественная и злая сила. Но Врубель видел в нем страдающий человеческий дух, обуреваемый думами и разрываемый страстями, существующий между небом и землёй.

В 1896 году по просьбе Саввы Мамонтова Михаил Врубель исполняет два панно для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Но их жестко раскритиковала профессура Академии художеств и оба панно сняли с выставки, а художника подвергли травле. Предприимчивый Мамонтов построил собственный павильон и выставил в них огромные полотна Врубеля. Они пользовались большим интересом публики, а имя Врубеля получило широкую известность.

Любовь и семейная драма Михаила Врубеля

Врубелю было почти 40 лет, когда его посетила глубокая и мгновенная любовь. Сначала его покорил незнакомый красивый голос. Он ринулся на его звук, когда услышал на репетиции оперы в Панаевском театре Петербурга. Так он встретил свою будущую жену оперную певицу Надежду Забелу. Эта любовь была взаимной. 28 июля 1896 года они повенчались в Женеве. Супруга стала его идеалом, музой, героиней его произведений и преданной спутницей до конца его дней.

1 сентября 1901 года у них родился сын Савва, и Надежда Забела ушла со сцены. Материальное благополучие семьи тяжелым грузом легло на плечи Врубеля. Ему было сложно добывать хлеб насущный. Он нервничал, переживал, боялся, что не сможет обеспечить семью, страдал неврозом и бессонницей. Но главное страдание было от того, что мальчик родился с дефектом лица. У Саввушки была «заячья губа» и Врубель считал, что это по его вине. Наказание за его грехи. Это выводило его из равновесия и сводило с ума. Всё чаще он вёл себя неадекватно.

Угасание и смерть Врубеля

Он одержимо работал над «Демоном поверженным». Закончил его в 1902 году. И в этом же году попал в психиатрическую лечебницу. Психиатр Владимир Бехтеров поставил Врубелю неутешительный диагноз.

Друг Врубелей Владимир фон Мекк пригласил их на все лето отдохнуть и набраться сил в его имении в Киевской губернии. С маленьким сыном они отправились в поездку. Там они потеряли своего единственного сына. 3 мая 1903 г. обожаемый Саввушка скоропалительно умирает от крупозного воспаления легких.

Психическое угасание Михаила Врубеля убыстряется. Он много времени проводит в лечебницах. Живет в мире бреда и галлюцинаций. А в моменты просветления пытается писать. В этот тяжелый период он смог создать свой шедевр «Роза в стакане», написал «Шестикрылый серафим», «Жемчужина». Но не смог закончить портрет поэта Валерия Брюсова. К концу 1905 года живописец начал быстро слепнуть.

Несколько последних лет своей жизни он провел в психиатрической лечебнице. Жена Надежда и старшая сестра Анна опекали его до конца.

Они покоятся рядом на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Жизнь после жизни

Врубель написал более 200 произведений. В 1995 году на родине Михаила Александровича Врубеля Омскому государственному музею изобразительных искусств присвоено его имя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры