Кто издал циркуляр о кухаркиных детях. Циркуляр о кухаркиных детях

Главная / Любовь

«Циркуляром о кухаркиных детях» 130 лет назад возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи, но не это возмущение привело к революции, а некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.

1 июля 1887 г. , в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования» . Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал, тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. В истории России этот документ утвердился, как «Циркуляр о кухаркиных детях».

Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение общественности вызывал вот этот фрагмент:

«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

«Нужны профессионалы»

Можно видеть, что о «кухаркиных детях» здесь речи нет, однако социальная дискриминация прослеживается. Получалось, что, если ты родился в бедной семье кучера, лакея, повара или прачки , тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом детям не следует, и стремиться к образованию им не положено.

Сейчас пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.


Действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, показывающих, что правительство работает именно в этом направлении. В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. — реальными техническими училищами. В 1888 г. повсеместно учреждаются промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Реформа среднего технического образования в России шла долго и муторно, почти полвека.


Через год после циркуляра о «кухаркиных детях», реальные училища стали полноценными учебными заведениями. В 1888 г. завершилась многоступенчатая реформа, которая наконец-то снабдила Российскую империю средними учебными заведениями технического профиля , их выпускники получили право поступать в университет. Правда, только на физико-математический или медицинский факультет.

Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии, есть же и другие заведения, есть выбор, иди куда хочешь. В ремесленном училище и сам выучишься, и государству польза будет.


Устный счет в школе в 1895 г.

Кризис управления

Однако на самом деле прорыва не случилось, и эти реформаторские шаги в техническом образовании не принесли настоящей пользы государству.

Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Золотые слова, и сказаны вовремя — похоже, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы воспитать «мастеров». Должна была заработать система образования, дающая государству «гениев»- генераторов идей, и грамотных «исполнителей», «мастеров», занимающихся непосредственно производством. Ждали, что система будет работать, но система почему-то не работала, не смотря на то, что есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила. Дело в том, что страну поразил первый кризис индустриализации, при котором обнаружилась нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.

Циркуляр о «кухаркиных детях», призванный сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию, к той самой сфере обучения, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих ясно ставить задачи производства перед рабочими, свободно излагать свои мысли, то есть работать с людьми. За тринадцать лет действия циркуляра о «кухаркиных детях», отказывающего в среднем образовании большой социальной группе населения, привёл к ощутимому дефициту грамотных управленческих кадров на производстве.

На социальную дискриминацию откликнулись «народники», отправившиеся «в народ», в сёлах возникали частные деревенские школы, воскресные школы для взрослых и детей, устраивали воскресные чтения, ради просвещения селян. Недовольство социальной дискриминации росло и в городах, его поддерживали и направляли в нужное русло революционеры разных политических направлений. Протестные устремления общества сформулировал В.И. Ленин в тезисах: «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники» . Требовали этого не только большевики, сколько сама экономическая жизнь и ежедневное, будничное малое и среднее производство.

«Циркуляром о кухаркиных детях» возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи. Но не это возмущение привело к революции. А некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва. / Public Domain

130 лет назад, 1 июля 1887 г., в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования». Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал. Тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. Чтобы стало ясно, почему так вышло, придётся вспомнить название, под которым он утвердился в истории. «Циркуляр о кухаркиных детях».

Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение вызывал вот этот фрагмент:

«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

«Нужны профессионалы»

Можно видеть, что конкретно о «кухаркиных детях» здесь речи не идёт. Однако можно видеть и то, что сейчас назвали бы дискриминацией по социальному признаку. Получалось, что, если ты родился в бедной семье какого-нибудь подметалы, тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом не следует, и стремиться не положено.

Сейчас, по прошествии времени, задним числом пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, потихонечку начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.

И действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, которые вроде бы показывают: да, правительство работает именно в этом направлении. Уже в 1888 г. последовательно учреждаются: промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Более того, в 1888 г. завершилась многоступенчатая реформа, которая наконец-то снабдила Российскую империю средними учебными заведениями технического профиля. Она шла долго и муторно, почти полвека.

В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. — реальными училищами. И вот теперь, через год после циркуляра о «кухаркиных детях», реальные училища стали полноценными учебными заведениями: их выпускники получили право поступать в университет. Правда, только на физико-математический или медицинский факультет.

Казалось бы, вот он, настоящий прорыв. Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии. Есть же и другие заведения. Есть выбор, в конце концов. Иди туда, куда хочешь. И сам выучишься, и государству польза будет.


Кризис управления

Однако на самом деле прорыва не случилось. И по-настоящему серьёзной пользы для государства эти шаги не принесли.

Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Золотые слова, и сказаны вовремя. Более того, создаётся впечатление, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы дать «мастеров». Должно было получиться красиво. Вот есть «гении», вот есть «исполнители», вот мы даём к ним «мастеров» и ждём, что система будет работать.

А она почему-то работает через раз, да и то с пробуксовкой. Почему же, если есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила? Дело в том, что как раз тогда страну поразил первый кризис индустриализации. Категорическая нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.

Но в это время подоспел циркуляр о «кухаркиных детях», который призван был сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию. Как раз к той сфере, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих работать с людьми. Так что дело здесь не только в народном возмущении или дискриминации. Просто тринадцати лет действия этого циркуляра оказалось вполне достаточно для того, чтобы дефицит грамотных управленческих кадров вырос до ощутимых размеров. Империя явно теряла управление своими частями. И в конце концов это привело к тезису Ленина: «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». С одной только поправкой. Требовали этого не столько большевики, сколько сама жизнь.

Турки уничтожали армян как пятую колонну наступающей русской армии. Но сам Ник 2-й армян не резал, что правда, то правда.

О прекрасном образовании в Императароской России,так это среди казаков,на богатой донской земле,а что говорить о более северных землях???“…Что же представляли собой начальная и средняя школы в XIX веке? Вот описание Новочеркасского училища – так, если не хуже, выглядело и Царицынское: ”Помещается в деревянном доме, имеющем нижний этаж каменный… Многие из учащихся во время преподавания не имеют мест на скамьях, а во время письма должны или праздными быть, или заниматься другим не положенным в те часы предметом; каждый из упомянутых двух классов занимает по три комнаты, весьма неудобные для внимания слушателей по своему расположению; верхний этаж сего дома довольно ветх и с давнего времени по беспечности и нетрезвой жизни хозяина оставался без починки, в зимнее время весьма холоден, ибо потолки мокнут, а из подполов и сквозь стены дует…Ученики ко вреду здоровья принуждены переносить сие неудобство; невыгода 2-го класса, находящегося в каменном нижнем этаже, в комнате, бывшей прежде погребом, состоит в сырости и мрачности, хотя оные и отвращаются отчасти возможным наблюдением за чистотою”

Ещё времена Олега Вещего вспомни.

Машковский Николай Федосеевич родился в 1921 г. в д. Балахоновке Щегловского района. Живет там же. Рассказ записал Лопатин Леонид в августе 1999 г.

Ребятишки с 7 - 8 лет в колхозе работали. Если ребенок не работал в колхозе, отца вызывали на правление и на вид ему ставили за таких детей.
На все были нормы. Боролись за трудодни. За работу получали хлебом, а не деньгами. У нас в Балахоновке сильного голода не было. Мясо у нас было: Сибирь всё-таки. На колхозном поле была общая кухня. Женщины варили суп. Потом за эту похлебку из трудодней высчитывали.
У нас немногие получили образование. Я семь классов закончил в Щегловском совхозе, что в четырех километров от нас.

Ярокалова Евдокия Никифоровна родилась в 1906 г. в д. Холуи Кировской области. Живет в Мысках Кемеровской области. Рассказ записан Ковалевым Максимом в марте 1999 г.

Погрузили в вагоны для скота и повезли. Везли до Новосибирска целый месяц. Кормили редко, бросали нам только хлеб и воду. Свекровь и дети умерли в дороге. Их вынесли из вагона на какой-то остановке. Где и как они похоронены, мы не знали. Да и похоронены ли
В Новосибирске нас посадили в телеги, вывезли в тайгу и там сбросили вместе с нашими пожитками. Ночью было холодно. Мужики стали валить пихты, осины и рубить избы. Из нашей деревни согнали сюда же Рыловых, Жуковых. Мы с ними были родственниками. Из соседней деревни сюда же сослали еще три семьи. И стали мы вместе валить лес, корчевать пни. Взборонили землю, посадили хлеб, да картошку. Птиц убивали, разоряли их гнезда, варили похлебку, ели папортник. Летом бабы пошли наниматься в соседний колхоз. Работали за трудодни. Осенью у нас уже было 2 коровы, 7 кур, овцы. В ноябре приехало еще три семьи из нашей губернии. И мы от них узнали, по чьей указке нас раскулачили. К зиме стояло уже пять изб, колодец и родились дети: у меня дочь Мария, у племянницы моей - сын Максим.
Небольшая полоска земли дала хороший урожай. В зиму мужики ушли работу искать. Все мы остались под присмотром свекра Трофима. До раскулачивания в скоромные дни у нас еда была: щи мясные, каша, картошка, редька, квас, солонина. А здесь мы всю зиму ели калину, картошку, квас с редькой. Хлеб был редко. Когда мужики приходили, то рубили срубы. А весной построили еще 3 избы, и назвали деревню Диваевск. ...
Такого голода как в центральной России в Сибири не было: помогали, кормили друг друга. Собирали грибы, ягоды, охотились. Начали катать пимы. Муж Семен был мастером на все руки, хорошо делал сани, шил сапоги, шапки, шубы. Детей воспитывали в школе и дома. Старики украдкой молились. Бесплатно учились только первые 4 класса, а потом за учебу в школе платили. После войны до 7 классов от уплаты освобождались только дети погибших фронтовиков. В колхозе люди работали за килограмм зерна и тянули всю страну.
Соседи между собой говорили только на бытовые темы. Боже сохрани - о политике.

Edited at 2018-10-10 21:43 (UTC)

Чечевский Николай Остапович и Чечевская (Боброва) Ефрасинья Федоровна родились в 1917 г. Живут в п. Щегловском Кемеровской области. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г. (спецэкспедция фонда "Исторические исследования").
Ефросинья Федоровна - Вы спрашиваете, какая у нас была свадьба. Что Вы, какая свадьба? Жрать нечего было! Я с мамой жила. Николай с друзьями приехал, мы сошлись и - все! Друзья уехали, а он остался.

Я работала учительницей младших классов. Закончила в городе 10-месячные курсы. Нас с подружкой распределили по окончании курсов в Щегловский совхоз. Мы сюда приехали, увидели здешнюю жизнь, ужаснулись. Давай плакать! Пришли в контору, стали упрашивать, чтобы нам выдали документы. Но нам их не отдали. Так я здесь и осталась.
Человек ко всему привыкает.

Николай Остапович - Я родился в деревне Иверка Ижморского района Кемеровской области. Наша семья была бедной. Мы бедняками были. Мать ходила к кулакам жать. Уйдет - темно, придет - темно. Старшая сестра в няньках ходила, а я с младшей сестрой (она с 1923 г.) оставался. А когда я был совсем маленький, мать нажует мне хлеба, сунет в рот, и соси эту соску целый день в зыбке. Мать с собой от кулаков горох приносила, мы его и ели.
В семь лет я остался сиротой и жил у кулаков (плачет). Хозяев я называл "тётька", "дядька". У них все делал: полы мыл, с детьми водился. За это они меня кормили, одевали. Сами поедят, а что осталось, мне отдают (плачет). Конечно, ко мне не такое отношение было, как к своим детям, но меня не били. А вот своих детей кулаки били, если те чего не так делали, ленились работать. И не наказывали меня шибко. Не было и такого, чтобы меня не кормили.

В Щегловку я попал в 1932 г. Здесь в 1931 г. стали строить совхоз. Вот наши ребята и подались сюда. Убежали от голода. Чтобы прикрепить колхозников к колхозу, паспортов нам не выдавали. Уехать можно было только по вербовке на какую-нибудь стройку. К нам приехал вербовщик, и я завербовался в Щегловку.

Женился я после войны. Жена учила ребятишек, и мы жили в школе. Детки ходили через нашу кухню в свой учебный класс. Это не совсем школа была. Это было строение, крытое соломой, без света. В нем во время дождя невозможно было находиться. Как дождь, мы под столом прятались, так как он воду не пропускал. Мы в этой школе жили до 50-х годов. Своих детей у нас нет.
Не верьте, когда говорят, что тогда люди помогали друг другу, всем делились. Неправда это. Не было такого. Каждый за себя. Выживал, кто как мог.
Я не жил, а существовал! Всю жизнь - борьба за элементарное существование.

Муратовских Анна Прокопьевна, 1926 год, агроном

В четырнадцать лет из колхоза нас собрали учиться в ФЗО, хоть мы не хотели учиться на слесарей, токарей. Делалось все это насильно. Увезли нас в Тагил, поставили к станку, не кормили. Показали, как работает станок, и заставляли работать. Я очень скучала, ведь оторвали насильно от земли, от родни. Не выдержали мы, сговорились и решили сбежать из ФЗО. А было это в декабре. Мороз -40 градусов. Садились в товарные поезда с углем и ехали. Три раза меня милиция с поезда снимала. Подержат немного, смотрят - девчонка худущая (при росте 170 сантиметров весила 35 килограммов), одни глазенки остались. Так и отпускали. А я снова на поезд и ехала. Добиралась восемь суток.
До Котельнича добралась, потом в деревню, чтобы никто не видел. Скрывалась всю зиму на полатях да в подполье.

Циркуляр о кухаркиных детях - под таким названием известен указ , запрещавший принимать в учебные заведения, в том числе гимназии и прогимназии, детей из низших сословий - отпрысков кучеров, лакеев, домашней прислуги и т. д.

Указ был составлен в русле контрреформ, поддержанных обер-прокурором Синода Победоносцевым, и подписан Иваном Деляновым - реакционным министром народного просвещения.

Чего боялись авторы указа

Многие действия Александра III и его мракобесного окружения осуждались прогрессивными россиянами - писателями, учёными, артистами, общественными деятелями. Во время написания циркуляра Россия находилась практически на пике своего культурного развития:

  • Империя испытала настоящий научно-технический подъём, деятели русской науки получали мировое признание. К этому времени (1887 год): изобрёл радио;
  • Иван Петрович Павлов провёл свои исследования в области условных рефлексов;
  • Полумордвинов почти построил первый в мире цветной телевизор (собрать который до конца не смог только из-за отсутствия нескольких деталей);
  • Всего несколько лет оставалось до открытия первого магазина российской компании «Макс Фактор» (ныне - американской) - лидера по производству косметики (к слову - официального поставщика царского двора);
  • Открылось российское представительство корпорации «Сименс»;
  • В Финляндии, входившей в состав Российской империи, основана компания «Нокиа»; производила она поначалу, конечно, не мобильные телефоны, а верёвки и канаты. И это лишь некоторые вехи в развитии отечественной научной и технической мысли тех лет.

Народ стремился к образованию, гимназии и даже университеты пополнялись выходцами из рабочих и крестьянских семей. В стране открылось огромное количество заводов, работа на которых требовала определённых технических знаний. И вдруг император издаёт свой циркуляр…

Его отца, царя , убили революционеры. При этом Александр II запомнился своими либеральными реформами, главная из которых - отмена крепостного права. Александру III казалось, что его отец сам приблизил свой конец таким либерализмом. Следовательно, рассудил Александр III, либерализм опасен; народ не должен много знать, ибо из-за этого дворянская элита потеряет власть.

Столь примитивные рассуждения царя поддержал глава Синода Победоносцев, льстивыми речами убедивший его в необходимости контрреформ. Впрочем, больше, чем собственно доступности образования, консерваторы боялись всплеска политической активности студентов, поскольку в то время университеты были своего рода политическими кружками молодёжи.

Ограничивая доступ в учебные заведения, царь стремился не то чтобы превратить образование в привилегию, своего рода интеллектуальную игрушку для дворян, - он хотел лишь провести в университеты «благонадёжных» подданных, лояльных к самодержавию. Это могли быть и дети из простых семей, ежели они имели какие-либо «гениальные способности». По мнению царя, простонародье - люд слишком грубый и примитивный, оно не понимает всех тонкостей государственного управления.

    Экономика

    itsitizen

    Итоги перемоги…

    Фото: Завод имени И.А. Лихачева Я как-то уже писал, что пенсионная реформа связана с тем, что казна пуста, правление коллективного ельцино-путина ознаменовало собой уничтожение промышленности. Казна - это не куча бабла в кубышке в Кремле, это не нулики и единички на серверах центробанка. Казна - это все то МАТЕРИАЛЬНОЕ, что производится в промышленности и сельском…

    2.12.2018 9:17 91

    Общество

    itsitizen

    Черносотенство и власовщина набирают обороты…

    В УЛЬЯНОВСКЕ ОТКРЫЛИ МЕМОРИАЛЬНУЮ ДОСКУ ПОСВЯЩЕННУЮ ПАЛАЧУ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН 28 сентября 2018 года в Ульяновске, на родине В.И.Ленина, состоялась церемония открытия мемориальной доски в память об одном из лидеров белого движения генерал-лейтенанте Владимире Каппеле. Доску освятил глава Симбирской митрополии митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, который совершил перед этим панихиду по белому генералу. Каппель был…

    1.10.2018 13:26 78

  • itsitizen

    Все новое хорошо забытое старое ©

    Акцизами были обложены практически все промышленные товары повседневного спроса. Как писал в 1906 году известный тогда профессор-экономист Иван Христофорович Озеров: «Мы облагали все, что нужно трудящимся: сахар, чай, хлопок, керосин, спички, табак, спирт, пиво, железо и т. д.; но в то же время колоссальные доходы лиц, развившихся в этой атмосфере бесправия, мы оставляли необложенными: у…

    23.08.2018 23:45 111

  • itsitizen

    Чем отличается СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ способ производства от капиталистического…

    Ирина Ладыгина: «Мои родители в СССР работали на заводе в Москве. Во-первых и главное — собственность на средства производства. Директор завода получал установленную зарплату и премии как весь коллектив, он не клал себе в карман как собственник заработанное всеми работниками завода. То, что заработал завод, шло в копилку государства, а оно вам (и не только…

    16.08.2018 16:30 60

  • Общество

    itsitizen

    Минобороны планирует возродить главное политуправление

    На этот раз небо над Дамаском разорвал не призыв муэдзина на молитву, а голос комиссара, заместителя командира полка по борьбе с личным составом, то есть по воспитательной работе, а по новому — зам по полит части, то есть ещё проще — замполита. — Бойцы! Сегодня мы все, как один, пойдём в бой за наше социалистическое…

    1.08.2018 19:11 90

    Экономика

    itsitizen

    Еще один борец за «общенародную справедливость и счастье»…

    «Экономист Михаил Делягин считает, что правительство Медведева служит не народу, а только миллиардерам, которые теперь официально могут претендовать на часть национальных богатств из-за того, что попали под санкции. В разумной ситуации им бы ничего не возместили, поскольку бизнес - это риск. И если бы они были умными людьми, то вывели бы сами свои активы из…

    1.07.2018 17:19 164

    Общество

    itsitizen

    В общем, солидарен…

    «… дед после войны парторгом завода стал, а бабка — вторым секретарем горкома. А вот родители уже выросли обывателями. Как я сейчас понимаю, после хрущевского переворота людей обывателями делали целенаправленно. И в 90-е я сам зачитывался Резуном-Суворовым, прочей антисоветчиной и эзотерикой. И вылезал из этого дерьма самостоятельно и довольно долго. Большинство не смогло вылезти. Но…

    26.06.2018 13:46 93

    Общество


    itsitizen

    Размышления про силовые ведомства с позиций политической экономии…

    Армия социалистического государства и армия капиталистического государства - разные армии. Милиция и полиция - разные силовые ведомства. Внутренние войска социалистического государства и Росгвардия капиталистического государства - разные силовые ведомства. КГБ СССР и ФСБ РФ - разные силовые ведомства. Силовые ведомства всегда служат ПРАВЯЩЕМУ КЛАССУ. В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ государстве правящим классом являются ТРУДЯЩИЕСЯ. В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ государстве правящим…

    22.06.2018 16:51 98

    Общество

    itsitizen

    Как в буржуазной России пенсии повышать будут…

    Путин вчера рассказал, что у правительства задача - повысить значительно пенсии. А уже сгодня в машине по радио услышал, что пенсионный возраст правительство решило повысить для мужчин до 65 лет, для женщин - до 63. Т.е., для мужиков увеличить на 5 лет пенсионный возраст, а для женщин на 8. Через неделю нам пообещали рассказать, как…

    10.06.2018 7:44 154

    Общество

    itsitizen

    Пост, который задел за живое…

    Это пост моего фб-друга, Андрея Шигина. Как оказалось, хорошего поэта. И его же стихи. Когда-то, во время Великой Отечественной войны была такая, как это сейчас принято называть, гражданская инициатива — письмо на фронт незнакомому солдату. Это когда, например, школьники или работники какого-либо предприятия в тылу, коллективно или по-одиночке писали письма бойцам, находящимся на передовой, с…

    10.05.2018 15:05 230

    Общество

    itsitizen

    Блеск и нищета…

    Ниже на фотографиях не глубинка. Это Москва. Волгоградский проспект 32. Вчера шел на служебное совещание мимо и увидел открытую дверь. Заглянул… А ведь тут был какой-то производственный цех, где трудились токари, фрезеровщики, слесари сборщики… Производили то, что потреблялось обществом и наполняло рынок СВОИМ ТОВАРОМ. Теперь вот так… А со двора видно, как в куске этого…

    8.04.2018 0:57 348

    Политика

    itsitizen

    БУЗОТЁР НОМЕР 1…

    Комментарий «Народного журналиста»: Товарищ Сталин был прав — «Кадры решают все». Существующий политический режим совершенно пренебрегает Конституцией РФ и процесс подбора кадров для государственного управления попросту отсутствует. Поэтому во властных структурах имеется наличие людей, не соответствующих вызовам нашего времени. Сверх задача губернаторского корпуса — это не развитие регионов, а обеспечение легитимности кремлевской власти и личное обогащение. Развитие…

    1.04.2018 23:36 363

    Общество


    itsitizen

    Обыватель и его «авторитеты»

    Распространенная логическая ошибка обывателя заключается в том, что он ассоциирует личность актера с теми РОЛЯМИ, которые сыграл актер. И потому актера наделяет качествами сыгранных актером личностей. Приписывает ему ум, проницательность, знания, которые были согласно сценарию, присущи его кино- и театральным героям. Это приводит к тому, что обыватель и в жизни воспринимает слова актера, как «мудрость»…

    18.03.2018 9:58 143

    Политика

    itsitizen

    Обещая обещать, он никогда не забывал обещать еще больше…

    Путин пообещал россиянам зачистку и рывок в будущее Общая сверхзадача для всего населения России заключается в том, чтобы обеспечить «рывок вперед» в развитии страны, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с доверенными лицами. Так, по словам Путина, он видит собственную цель на новый 6-летний президентский срок, который позволит ему находится у власти дольше всех…

    5.02.2018 5:56 333

    Политика

    itsitizen

    Капитализм в опасности!

    Россия должна уйти от конфронтации и осознать себя единым обществом, которое продолжает единую тысячелетнюю историю, считает президент РФ Владимир Путин. (Не важно, что я капиталист-вор, а ты мною обворованный пролетарий-лох, главное, что у нас «единая тысячелетняя история» - прим. моё) «Попытки что-то подзабыть, выжечь, они существуют. Но, к сожалению, так во все времена было. Между тем, вы, наверно, обращаете…

    23.12.2017 6:58 337

  • itsitizen

    Шуре Коберу и Вите Хоменко от пионеров Украины

    75 лет назад, 5 декабря 1942 года в г. Николаеве фашистами были повешены два пионера-подпольщика Шура Кобер и Витя Хоменко. В 1959 году на средства, полученные за собранный школьниками Украины металлолом, в Пионерском сквере в честь героев был воздвигнут памятник. В мае 1942 г. в Николаев была заброшена группа разведчиков под руководством В. Андреева, которая…

    7.12.2017 0:04 377

  • Общество

    itsitizen

    Председатель «Мемориала» признался – они замалчивают правду

    Арсений Рогинский, председатель «Мемориала», ещё 5 лет назад рассказал, что факты, неудобные для складывающегося мифотворчества, откладываются в сторону. Сейчас «Мемориал» повысил свою активность, проводит презентации своей «базы данных «Жертвы политического террора в СССР», выступает с бредовыми заявлениями типа: «Всех, кто состоит на учете в НКВД к 2 июня 1937 года, разделить на две категории. Первых…

    7.12.2017 0:04 214

    Общество

    itsitizen

    Вернуть Дачному проспекту историческое имя «Интернационала»!

    Топонимическая комиссия переименовывает Советские улицы на основании ШЕСТИ обращений. По городу идут акции протеста, но в ТК о них не знают. «У нас есть много обращений и мы знаем мнения многих людей, которые за это дело. Поэтому к подобным акциям мы относимся спокойно. К сожалению, у нас такая страна, что нет единого мнения не по…

    7.12.2017 0:04 38

    itsitizen

    Подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне не ограничивается Брестской крепостью, Сталинградом, Курском или обороной Москвы. Практически на вторые сутки войны Советская армия смогла отбить у противника, обрушившего всю мощь бомб, танков и авиаударов, целый город. Поступь «Барбароссы» и ярость Бреста Директива под номером 21, в составлении и утверждении которой принимало участие все военно-политическое руководство…

    1.12.2017 4:31 0

    Альтернативное мнение

    itsitizen

    Ветераны должны иметь право ВЕТО на любые переименования

    Вопрос переименований в СПб имеют право решать ТОЛЬКО ветераны Великой Отечественной и блокадники. Никто больше. В СПб некие представители некоей Топонимической комиссии выносят рекомендацию правительству СПб о переименовании Советских улиц. После анализа общественного мнения (в соответствии с положением об этом органе) они имеют юридическое право выносить такие рекомендации. Но, во-вторых, никакого анализа не было. А…

    30.11.2017 9:26 68

    itsitizen

    Сколько белорусов поддержало польское восстание 1830 г

    Пытаясь изобразить Россию извечным врагом белорусов, белорусские националисты особое внимание уделяют польским мятежам, которые, по их мнению, были национально-освободительными восстаниями белорусов против «кровавого царизма». Приведём выдержку из книги Вадима Деружинского «Тайна белорусской истории»: «Именно Россия (то есть историческая Московия) на протяжении всей своей истории главным врагом на западном направлении видела Литву (Беларусь). На протяжении веков…

    29.11.2017 7:15 217

    Общество

    itsitizen

    Памятник предательству и лжи. Как нам навязывают Солженицына

    Зачем в России ставят памятники могильщикам нашей Родины? На эту тему беседуют директор Агентства аналитической информации «Русь православная» Константин Душенов и руководитель проектов «День.ТВ» и «Завтра.ру» Андрей Фефелов. Андрей ФЕФЕЛОВ. В следующем году будет отмечаться столетие Александра Солженицына. Праздноваться эта дата, видимо, будет столь широко, что 2018-й год Правительство РФ даже объявило годом Солженицына. Инициаторов…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры