Кто написал балет золушка автор. «Балло» означает «танцую»

Главная / Любовь

Балет С.Прокофьева "Золушка" был написан специально для великой балерины Галины Улановой.


Сюжетом балета послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. Волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер (например, известная опера Россини), и балетов. «Золушка» Прокофьева - типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля.

Либретто для написал Н.Д. Волков (1894- 1965). До лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы Война и мир, сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире.

«Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, - сообщал композитор, - в ней есть па-де-де, адажио, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет


Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка ссорятся, Золушка тихо сидит у очага. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой.


Золушка отодвигает занавеску, закрывающую портрет умершей матери, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает.

Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит.


Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит.


Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.


Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу.

Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер.


Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Добрая и увлекательная сказка французского сказочника Шарля Перро хорошо знакома не только каждому взрослому, но и каждому ребенку. По ее сюжету сняты фильмы, поставлены спектакли, созданы мультфильмы, ну и, конечно, поставлен балет. Ведь танцевальная феерия сама по себе - удивительная сказка. Так кто же был автором балета "Золушка"?

Вспоминая сюжет

Литературной основой любого танцевального спектакля является специально написанное либретто. Для сказки "Золушка" оно было выполнено Николаем Волковым.

Если вспомнить историю Золушки в авторстве Перро, то отец девушки был вдовцом и женился вторично. Мачеха невзлюбила свою падчерицу, всячески унижала и обижала ее, держала в "черном теле", морила голодом, заставляла выполнять непосильную для обычного человека работу, даже била. Но чаще всего манипулировала чувством любви Золушки к отцу: оскорбляла его, грозила выгнать из дома. Золушке было очень жаль отца, и потому она старалась всячески услужить мачехе и двум ее родным, очень своенравным, злым и эгоистичным дочерям. Однако в сказке нет описания той сцены, с которой начинается балет. В ней Золушка выполняет домашнюю работу.

Тоскуя по матушке, она достает ее портрет. Портрет же мачехи прикрывает тканью. Разозленная женщина срывает свой гнев на девушке. В момент ссоры на сцене появляется нищая и просит подаяния. Все отворачиваются от нее, кроме Золушки. Позже мы увидим, что нищая и есть крестная Золушки - добрая волшебница, способная к перевоплощениям. В сказке Перро она не появляется в виде нищенки. Впервые мы сталкиваемся с ней непосредственно после того, как мачеха с дочерями отбывают во дворец.

В сцене сбора на бал мы тоже найдем отличия. По сюжету сказки Золушка должна за короткое время сшить три шикарных платья для мачехи и сестер. А затем помочь им непосредственно в сборах на бал. При этом, кроме мачехи, ее дочерей и Золушки, не присутствовал больше никто. В балете же при сборах на бал присутствовали и портные, и парикмахеры, и музыканты, и танцмейстеры. И когда крестная собирает на бал Золушку, в сказке ей помогает только ее ученик, а в балете - много помощниц.

Так кто же автор балета "Золушка"?

Чтобы разобраться, давайте обратимся к лексическому значению слова "автор". Словари предлагают нам несколько значений. Во-первых, это любой человек, творческим трудом которого создано произведение. Во-вторых, это создатель творения в любом виде искусства. Таким образом, автором балета может быть либретист, режиссер-постановщик, композитор. Разумеется, большая роль отводится последнему.

Если отталкиваться от вышеизложенного, то создателя либретто мы уже называли. Автором-композитором балета "Золушка" является Сергей Сергеевич Прокофьев.

А вот балетмейстеров-постановщиков можно назвать несколько, так как вариантов сценических воплощений спектакля много. В классическом варианте первоначальную постановку балета совершил на первом, довоенном этапе Вахтанг Чабукиани, а на втором, послевоенном - Константин Сергеев. Но представлен был спектакль публике впервые в постановке Ростислава Владимировича Захарова. Это случилось в Москве, в Большом театре.

Через пять месяцев первоначальный вариант был продемонстрирован в Мариинском театре оперы и балета им. Кирова, но классической версией в истории балета все равно остаётся постановка Ростислава Захарова.

Автор - композитор

Как обычно отвечают на вопрос о том, кто написал балет "Золушка"? "Автор - это Прокофьев", - отвечают знатоки балета. И действительно. Композитор - самый главный, пожалуй, человек в создании танцевального произведения.

Автор музыки балета "Золушка" С. С. Прокофьев создал его в традиции классического сказочного спектакля, очень романтического и лиричного. По ходу развития сюжета он использовал большой набор классических бальных танцев: гавот, вальс, галоп, мазурка. Причем вальсов на протяжении спектакля представлено несколько. Самым знаменитым из них является "Большой". В практике симфонической музыки он используется как самостоятельное инструментальное произведение.

Музыка балета - "говорящая" и "иллюстративная". Например, в сцене с часами, с помощью равномерного темпоритма и повторяющихся аккордов создается образ уходящего времени. Прокофьев в "Золушке" стал продолжателем творчества "балетного сказочника", патриарха русского балета Петра Ильича Чайковского.

Такая разная и такая традиционная "Золушка"

В постановках многих музыкальных театров в разное время осуществлялись свои варианты знаменитой постановки. Традиционно музыкально-сценарная основа спектакля не менялась. Менялись лишь авторы балета "Золушка".

С 1964 года в Санкт-Петербурга идет балет "Золушка" в постановке знаменитого Олега Виноградова, начинающего в то время балетмейстера. Премьера спектакля состоялась на сцене и балета. Эта версия знаменитого балета - размышление о таланте и бездарности, о красоте и уродстве, о духовности и внутренней пустоте.

В 2016 году в Перми был представлен новый вариант "Золушки" в постановке Алексея Мирошниченко. Он перенес все действие в 1950-е годы, где рассказал о первой версии балета в Большом театре Москвы.

А вот в современной постановке Кирилла Симонова Музыкальный театр Карелии представил своему зрителю весьма трагическое прочтение сюжета, погружающего в атмосферу 1930-40-х годов, когда Сергей Прокофьев писал музыку для бессмертного спектакля. Симонов уверен, что в ней отразились тяжелые переживания автора, основанные на личной трагедии, а также ожидание войны, незримо витавшее вокруг.

Первое действие

Комната в доме семьи Золушки. Две Сестры и Мачеха ругают Золушку, упрекают её отца, ссорятся между собой. Золушка выполняет свои привычные обязанности по дому. Ей помогают мышки.

Входит отец Золушки. Ему жаль свою дочку, у которой нет башмачков. Он достаёт пару сабо, которые когда-то принадлежали маме Золушки. Золушка примеряет башмачки, но тут врывается мачеха и устраивает истерику.

Золушка снова одна. Вдруг неизвестно откуда в комнате появляется крестная мать Золушки. Она подходит к камину и греет о него босые ноги. Добрая девочка без сожаления отдает ей свои сабо. Крёстная удаляется.

В комнату вбегают возмущенные сёстры и мачеха. Скоро ехать на бал, а они еще не одеты. Золушка приносит платья, которые сама и сшила. Сестры снова затевают драку, выбирая наряды. В комнату вбегает Распорядитель бальных танцев. Мачеха просит его научить своих дочерей хорошим манерам. Неуклюжие ученицы спотыкаются, падают. Мачеха отказывается платить и Распорядитель бальных танцев удаляется в возмущении. Схватив нарядные платья, Мачеха и сёстры убегают. Красивый костюм отца — тоже работа Золушки. Золушка грустит, ведь она не поедет на бал. Отец утешает ее, но злая Мачеха увлекает мужа за собой.

Золушка снова одна. Вновь появляется крёстная. Вокруг неё разливается волшебное сияние и перед Золушкой оказывается прекрасная Фея. Фея дарит Золушке бальный наряд и хрустальные башмачки. Мышки превращаются в коней и выкатывают золотую карету. Фея объясняет Золушке, что она должна вернуться с бала раньше, чем наступит 12 часов.

Второе действие

На бал спешат гости, среди них принцы Испании, Китая и Чукотки. Мачеха с сёстрами в сопровождении отца семейства тоже прибывают на бал. Вдруг появляется прекрасная принцесса — это Золушка. Принц очарован. Прекрасной незнакомкой очарованы и все гости. Иноземные принцы дарят Золушке Испанский плащ, Китайский халат и Чукотские меха. На таких завидных женихов буквально нападают Сёстры Золушки и Мачеха. «Женихи» в ужасе убегают.

Принц предлагает Золушке руку, сердце и корону. Влюбленные счастливы. Но у Золушки остались считанные минуты пребывания на балу. Часы бьют 12 раз, лошадки превращаются в мышей, карета — в тыкву, Золушка снова в своем стареньком платье, и Принц не узнает ее. У него остается только потерянный таинственной незнакомкой хрустальный башмачок.

Третье действие

Комната Принца во дворце. Уставший от поисков Принц уснул. Волшебная географическая карта во сне переносит его в разные уголки света — в Испанию, Китай, на Чукотку. Везде он пытается примерить девушкам хрустальный башмачок, но его постигают неудачи.

Комната Золушки. Мачеха и ее дочери хвастаются перед Золушкой украденными ими из дворца китайским халатом, испанским плащом и чукотскими мехами. В дом забредает безутешный Принц, его сопровождают его верные друзья. Увидев в руке Принца хрустальный башмачок, сёстры и даже Мачеха безуспешно пробуют примерить его. Вбегает Золушка. Из ее кармашка выпадает вторая хрустальная туфелька. Принц узнает в девушке свою прекрасную Принцессу. Влюбленные счастливы. На свадьбе их поздравляют все участники сказки.

БАЛЕТ ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА»

Интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет»

в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника»

преподаватель МБУ ДО ДМШ

г. Павлово Нижегородской области

Пояснительная записка

Лапина Светлана Александровна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Павлово».

Учебный предмет : музыкальная литература.

Тема урока : «Музыкальные жанры: балет».

Целевая аудитория : учащиеся фортепианного отделения первого года обучения.

Цель: формирование представления о балете как жанре музыки на примере балета С. С. Прокофьева «Золушка».

Задачи интерактивного ресурса:

способствовать формированию интереса к классической музыке через воздействие визуального материала на эмоциональное восприятие учащихся;

развивать навык сознательного и эмоционального слушания музыки.

Актуальность и ожидаемые результаты

Важность ресурса заключается в том, что юные музыканты знакомятся с особенностями музыки С. С. Прокофьева (балет «Золушка»), которая отсутствует в существующих учебных программах по музыкальной литературе для учащихся первого года обучения.

Значимость ресурса в представлении учебного материала в интересной, структурированной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для учащихся форме.

Ресурс современен, так как одной из составляющих частей современного урока является использование мультимедийных средств.

Ожидаемые результаты. Предполагается , что в результате использования данного ресурса, учащиеся познакомятся с балетом «Золушка» как жанром музыки, получат возможность научиться внимательно слушать и анализировать музыку, рассуждать о ней.

Содержание ресурса

Ресурс «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» содержит шесть блоков.

1 блок - «Информационный»: название ресурса «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» (слайд 1), «Содержание» (слайд 2), визитную карточку автора ресурса (слайд 27), используемые информационные источники (слайды 28-29).

2 блок - «С. С. Прокофьев»: слайд 3, знакомит учащихся с биографией композитора.

3 блок - «Словарь»: слайды 4-9, знакомят с музыкальными терминами и понятиями, содержат тестовые задания.

4 блок - «Персонажи и либретто»: слайды 10-11, знакомят учащихся с персонажами балета «Золушка», с содержанием (либретто) балета.

5 блок - «Это интересно»: слайды 12-15, знакомят с интересными фактами и событиями, связанными с балетом «Золушка» и главной героиней балета.

6 блок - «Музыкальный звездопад»: слайды 16-26, содержат занимательный интерактивный материал (кроссворд и игру).

Техническое и программное обеспечение ресурса

Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2013. Для работы с ресурсом необходимы звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), проигрыватель Windows Player , установленный по умолчанию операционной системой и видео кодеки K - Lite Codec Pack 9.9.0 для воспроизведения медиа ресурсов.

План работы с ресурсом, рекомендации по его использованию

Этап мероприятия

Слайды

Приветствие участников, обсуждение темы урока.

Знакомство с содержанием (этапами) урока.

Знакомство с биографией С. С. Прокофьева.

Уточнение знаний о музыкальных терминах и понятиях, связанных с балетом как жанром музыки. Слушание и анализ фрагментов балета С. С. Прокофьева «Золушка».

4-9

Уточнение и расширение знаний учащихся о персонажах балета. Знакомство с содержанием (либретто) балета.

10-11

Что мы знаем о балете «Золушка» и его главной героине? Интересные факты и события.

12-15

Закрепление полученных знаний с помощью кроссворда и дидактической игры.

16-28

Ресурс представляет собой интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет» в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника». В ходе предварительной подготовки к уроку нотные фрагменты (приложение) нужно распечатать по количеству детей в классе и перед уроком разложить в конверты.

Правильные ответы на задания кроссворда:

Задание 1 - «Оркестр».

Задание 2 - «Вариация».

Задание 3 - «Увертюра».

Задание 4 - «Занавес».

Задание 5 - «Премьера».

Задание 6 - «Кордебалет».

Правильные ответы на задания игры:

Задание 1 - «Ме ч ты Золушки о бале».

Задание 2 - «Сцена с ч асами».

Задание 3 - «Дуэт сестёр с апельсинами».

Задание 4 - «Вариации Феи Зимы».

Задание 5 - «Отъезд Золушки на бал».

Задание 6 - «Кузнечики и стрекозы».

Задание 7 - «Большой вальс».

Информационные источники

Левая Т. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб.: Композитор, 2007, с. 59-60

Подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации

Блок (раздел)

Действия учителя

и учащихся

Описание слайда

Номер слайда

Информационный блок

Учитель: « Старая сказка о любви, о несчастной сироте и великолепном принце. Книги, кино и мультфильмы, спектакли о Золушке любят и взрослые, и дети. Однако именно балет своим неповторимым союзом движения и музыки дал сказке новое рождение. Итак, балет «Золушка», о нём пойдёт речь».

Титульный слайд : название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора.

Переход на слайд 2 настроен по щелчку.

1

Визитная карточка: фамилия, имя, отчество, данные автора, фотография автора, адрес электронной почты, ссылка на профиль в «Сети творческих учителей».

- кнопка для перехода со слайда 27 на слайд 1.

27

Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации.

Переход со слайда 28 на слайд 29 по щелчку. На слайде 29 установлены управляющие кнопки:

- возврат на слайд 2;

-

28-29

Учитель: «Ребята, предлагаю познакомиться с содержанием урока. Прочитайте про себя название этапов занятия и скажите, музыка какого композитора будет звучать на сегодняшнем уроке?»

Ученики: «На уроке будет звучать музыка Прокофьева».

Содержание (распределительный слайд):

«С. С. Прокофьев»

«Словарь»

«Персонажи и либретто»

«Это интересно»

«Музыкальный звездопад»

На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела презентации.

Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник.

- завершение просмотра презентации.

2

С. С. Прокофьев

Учитель: «Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Донецкой области. Отец композитора был высокообразованным человеком, мать, Мария Григорьевна, была пианисткой, именно она привила маленькому Серёже интерес к занятиям музыкой. Уже в 5 лет мальчик начал учиться играть на фортепиано, а в 9 лет сочинил свою первую оперу «Великан». В юном возрасте Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию, которую успешно заканчивает и становится дипломированным композитором, пианистом и дирижёром. Скажите, какая музыка композитора Прокофьева вам знакома?»

Ученики: «Симфоническая сказка «Петя и волк».

Учитель: «Верно, сказка написана специально для детей в 1935 году. Сергей Сергеевич - автор опер, балетов, симфоний, фортепианной музыки, вокальных сочинений, музыки к фильмам. В годы Великой Отечественной войны написал балет «Золушка».

С. С. Прокофьев: на слайде страницы альбома с краткой биографией композитора. На слайде применён приём «Листание», листание страниц в альбоме происходит по щелчку на каждую страницу.

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

3

Словарь

Учитель: «Что же такое балет?»

Ученики: «Танец, движения под музыку».

Учитель: «Действительно, основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назовите слова-ассоциации со словом «бал».

Ученики: «Сказка, дворец, красивые платья, волшебство».

Учитель: «Вы правы, бал - время волшебства. На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, как на праздник.

Особенной пышностью отличались балы в Италии, именно в этой далёкой стране более 400 лет назад родилось искусство балета. Союз музыки и танца. Предлагаю заглянуть в музыкальный словарь и выяснить значение некоторых балетных понятий и терминов.

Найдите среди слов, так или иначе связанных с балетом, слово, значение которого вам известно». Ученики выбирают из списка знакомые слова: солист, оркестр, костюмы, декорации. Учитель проверяет правильность ответов учащихся (значений выбранных слов) и объясняет значение слов, не знакомых детям: кордебалет и пантомима.

Словарь: на слайде термины и понятия по теме «Балет».

На каждую плашку со словом установлен триггер, нажав на то или иное слово, появляется прямоугольник с фотографией и поясняющим текстом (значением слова).

4

Учитель: «Одним из самых известных сочинений Прокофьева является балет «Золушка». Вам знакома сказка про Золушку? Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку?»

Ученики: «Шарль Перро».

Учитель: «Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Премьера балета «Золушка» состоялась в 1945 году. Какое важное событие произошло в это время?»

Ученики: «Наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне». Учитель: «Как вы думаете, в каком городе впервые был показан балет?»

Ученики выбирают ответ из предложенных, обосновывают свой выбор.

Правильный ответ - «В Москве, в Большом театре».

Премьера: на слайде фотографии трёх театров оперы и балета в разных городах.

На фотографии настроены триггеры, по щелчку на каждую фотография меняет цвет: в случае неверного выбора становится светлее, в случае правильного ответа становится цветной.

.

5

Словарь

Учитель: « В каждом художественном произведении, в том числе и в балете, обязательно есть главные герои. В литературе описание внешнего вида, настроения героев происходит с помощью слов, текста. В балете же для создания образа персонажа композитор использует особый язык, язык музыки, средства музыкальной выразительности. Прочитайте задание на слайде, подумайте и ответьте, как в музыке называют портрет того или иного персонажа?»

Правильный ответ - «Лейтмотив».

Музыкальный портрет: Правильный ответ появляется по щелчку.

Переход к следующему слайду по щелчку.

6

Учитель: « В музыкальном портрете Золушки ясно различимы три темы, рассмотрите силуэты Золушки и предположите: какое настроение будет у каждой из этих тем? Послушаем музыку и убедимся в правильности или неверности наших суждений. Из конвертов на ваших столах достаньте ноты (см. приложение), послушав фрагмент балета, подберите к нему соответствующий нотный пример».

Ученики слушают три темы Золушки и раскладывают нотные фрагменты (листочки) в соответствии с порядком прозвучавшей музыки. После прослушивания каждого фрагмента предлагается обсудить особенности звучания той или иной темы с помощью подсказок в третьем столбике таблицы.

В качестве проверки учитель исполняет несколько тактов каждой темы на пианино, после исполнения очередного лейтмотива произносит слова «Эту тему сам Прокофьев называл «Золушка обиженная», эту тему композитор называл «Золушка мечтательная…», третью тему «Золушка влюблённая».

Музыкальный портрет Золушки: на слайде в таблице силуэтные изображения Золушки. Слайд озвучен, на значок «Нота» настроены триггеры, для того, чтобы послушать музыку (темы Золушки из балета С. С. Прокофьева) нужно нажать на ноту.

По щелчку на силуэтное изображение Золушки появляется текст в третьем столбике таблицы (характеристика звучания).

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

7

Словарь

Учитель: «В одной из музыкальных тем Золушки звучала виолончель. Назовите группу музыкальных инструментов симфонического оркестра, к которой принадлежит виолончель».

В случае, если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает воспользоваться подсказкой.

Правильный ответ - «Струнная группа».

Виолончель: тестовое задание с подсказкой. Н а слайде список с названиями групп музыкальных инструментов симфонического оркестра.

На прямоугольники с названиями групп установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название группы, появляется картинка-подтверждение, остальные прямоугольники, на которые настроены триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название группы, прямоугольник исчезает.

По щелчку на кнопку в левом нижнем углу слайда появляется картинка-подсказка,

по второму щелчку на кнопку подсказка исчезает.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

8

Словарь

Учитель: « Из букв на слайде составьте слово, которое в переводе с итальянского языка означает «книжечка» или литературная основа (сценарий) балета».

Ученики: «Либретто».

Книжечка: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку на кнопку-триггер «Проверка».

Вид слайда до начала работы.

Переход к слайду 2 (содержанию) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

9

Персонажи и либретто

Учитель: « Следующий этап нашего урока «Персонажи и либретто». Рассмотрите фотографии из балета и перечислите знакомых вам персонажей».

Дети перечисляют всех, кроме фей (называют только одну фею), кузнечиков и стрекоз.

Учитель: «Прокофьев ввёл в балет и других персонажей, например, кузнечиков и стрекоз, фей времён года, которые по замыслу композитора помогают Золушке подготовиться к балу и добраться во дворец».

Персонажи: на слайде фотографии персонажей балета «Золушка», применён приём «Сорбонка». По щелчку на плашку со знаком вопроса появляется имя персонажа (персонажей).

Вид слайда до начала работы.

Вид слайда по окончании работы.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

10

Учитель: «Познакомимся с либретто балета «Золушка».

Учитель комментирует ход событий, читает пояснительный текст к изображениям. Возможно привлечение к знакомству с либретто заранее подготовленных учащихся.

Либретто: на слайде используется интерактивный приём «Лента».

Смена изображений и пояснительного текста к ним происходит по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

11

Это интересно

Учитель: «Балет «Золушка» один из самых популярных балетов в мире, посмотрим видео фрагмент из балета, обратите внимание на то, что некоторые женские роли в балете исполняют мужчины».

После просмотра видео учитель обращается к детям с вопросами.

Учитель: «Как бы вы назвали этот фрагмент? Почему? Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для изображения характера сестёр в музыке?».

Ученики: «Этот танец можно назвать «Трое и платок», «Сёстры и мачеха», «Ссора», потому, что танцуют мачеха и сёстры, они ссорятся, а Золушка старается быть незаметной. Музыка звучала, изображая характер злых и вредных героев сказки, острые, колючие, резкие, отрывистые интонации, как будто сёстры кричат друг на друга, ругаются.

Учитель (дополняет): «Недаром композитор назвал сводных сестёр Золушки Злюка и Кривляка. Музыка звучит в быстром темпе, громко, короткими длительностями, с неожиданными акцентами. Сергей Сергеевич Прокофьев назвал эту сцену «Па-де-шаль», что означает «Танец с шалью». Начало танца звучит изящно, но чем больше сёстры ссорятся, тем насмешливее, карикатурнее («карикатура» - изображение персонажа, содержащее насмешку, преувеличение) становится музыка.

Как писал сам Прокофьев, для него было важным, чтобы «… балет «Золушка» получился наиболее танцевальным». И мастеру это действительно удалось. Движение слышится в каждом музыкальном предложении, в некоторые моменты кажется, что музыка сливается с движением, диктуя направление малейшего взмаха руки. Неудивительно, что «Золушка» стала настоящей классикой балета в первый же день своего появления на свет.

Это интересно: на слайде видео фрагмент балета «Золушка». Видео воспроизводится по щелчку.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

12

Это интересно

Учитель : «В балете всё особенное: декорации, музыка, костюмы. Дайте определения некоторых фрагментов балетного костюма».

Правильные ответы - «Колет - мужская короткая приталенная куртка без рукавов, пачка - пышная многослойная балетная юбка, пуанты - женские балетные туфли, трико - облегающая часть балетного костюма».

Костюмы: на слайде задание на соответствие. Проверить правильность ответов можно по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

13

Учитель: «Уверена, что со следующим заданием вы тоже справитесь. В разных странах и на разных языках Золушку называют по-разному. Догадайтесь, как звучит имя героини на разных языках, вставьте в текст пропущенные слова».

Правильные ответы - «На английском языке - Синдерелла, на французском - Ченеретнола, на немецком языке - Ашепуттель, на итальянском - Сандрильон, на польском - Копчушек, на украинском - Попелюшка».

Имя героини: на слайде использован приём «Задание на подстановку». По щелчку слова занимают нужное (правильное) место в строке.

14

Это интересно

Учитель: «В Бельгии есть памятник, установленный в честь нашей сказочной героини, назовите столицу Бельгии, и вы увидите, как выглядит памятник Золушке в одном из городских парков».

Правильный ответ - «Брюссель».

Памятник Золушке: на слайде использован приём «Работа с картой». По щелчку на карту стрелка показывает границы Бельгии.

По второму щелчку на карту появляется фотография и поясняющий текст.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

15

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает разгадать кроссворд или сыграть в игру, в зависимости от оставшегося на уроке времени и учитывая выбор детей.

Музыкальный звездопад: распределительный слайд одноимённого раздела. На фигуры с текстом установлены гиперссылки, ведущие на соответствующи й слайд.

Возврат на слайд 2 осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

16

Учитель знакомит учащихся с правилами разгадывания кроссворда:

прочитайте задание;

нажав на звёздочку, откройте картинку, которая поможет отгадать слово;

щелчком мыши закройте картинку;

назовите слово;

проверьте правильность ответа, нажав повторно на звёздочку;

получив ответ, перейдите к следующей цифре.

Кроссворд: на слайде правила разгадывания кроссв орда.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку.

17

Музыкальный звездопад

Учитель читает задания кроссворда, дети называют ответы на задания кроссворда.

Кроссворд: на слайде ячейки кроссворда и звёздочка с цифрой, по щелчку на звёздочку появляется картинка, которая поможет педагогу составить беседу о том или ином понятии (термине), а детям отгадать слово.

Вид слайда с картинкой (после того, как нажали на звёздочку).

Вид слайда с отгаданным словом (после повторного нажатия на звёздочку).

После того, как все клеточки кроссворда будут заполнены, появляется управляющая кнопка для возврата на распределяющий слайд раздела.

18

Учитель: « Впереди нас ждёт увлекательная игра «Музыкальный звездопад».

Один из детей по выбору учителя читает правила игры:

на игровом поле кликните по одной из падающих звёзд;

перейдите на слайд с заданием;

Выполните задание: нажмите на музыкальные ч асы, послушайте музыку и выберите наиболее подходящее к ней название; вернитесь по стрелке на игровое поле

и кликните по другой падающей звезде;

по окончании игры - сюрприз - (нажмите на туфельку в левом нижнем углу игрового поля).

Музыкальный звездопад (игра): титульный слайд игры. В нижней части слайда триггер «Правила игры», при нажатии на который появляются подробные правила игры. Вид слайда до начала работы.

Вид слайда с правилами игры.

Переход с титульного слайда на игровое поле по стрелке.

Возврат на распределительный слайд раздела по окончании игры по стрелке.

19

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает начать выполнение заданий (поймать звёздочку).

Игровое поле: на слайде нотный стан и звёздочки, к которым применён эффект анимации (звёзды движутся вниз, «падают»). Каждая звезда - триггер с настроенной ссылкой-переходом к слайду с заданием.

В левом нижнем углу слайда туфелька, на неё настроена ссылка-переход к слайду 28, который демонстрируется участникам в качестве сюрприза после окончания игры.

20

Игра проводится фронтально, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ.

Слайды-задания: тестовое задание. Н а слайде список с названиями музыкальных фрагментов из балета «Золушка» с установленными на них триггерами.

В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название, появляется картинка-подтверждение, остальные триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название, триггер исчезает.

Переход к следующему слайду с заданием по стрелке.

21-27

Музыкальный звездопад

Учитель: « 2016 год в России объявлен годом кино, какие фильмы, мультфильмы про Золушку вам знакомы? А сейчас сюрприз - весёлая знакомая песня в исполнении нашей сказочной героини. Слова Евгения Шварца, музыка Антонио Спадавеккиа, «Добрый жук ».

После просмотра видео учитель задаёт домашнее задание, прощается с детьми до новых встреч.

Слайд с видеофрагментом : видео воспроизводится по щелчку. Возврат на распределяющий слайд раздела по стрелке , с него возврат на 2 слайд.

28

о балете "Золушка"

Сценарий балета

I акт
Сказочник задумывает сочинять новую историю для детей и взрослых. Его помощница по прозвищу Пташка убирает их маленькую планету и защищается от непрошенных гостей.
История про униженную и верную Золушку увлекает Пташку. Чтобы возбудить воображение Сказочника, она согласна стать Золушкой - тем более, что за эту роль он обещает ей сказочное вознаграждение.

Сказка начинается. Золушка сразу же попадает в нешуточную перебранку в своей новой семейке. Мачеха с двумя дочками Кривлякой и Злюкой заключают ее в свои щупальца.
Сказочник сам развозит приглашения на бал к Принцу, но Золушке оно не достается.
Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого модного Учителя танцев на планете - поучиться последним движениям и манерам. Проводив своих родственниц, Золушка грустит и находит утешение в компании новых друзей.

Сказочник не забыл Золушку. Он просит маленьких фей и воронов, облюбовавших его планету, исправить недоразумение и одеть ее к балу. Однако предупреждает: сила его волшебства не безгранична и без пяти минут двенадцать Золушка должна покинуть дворец Принца.

II акт
Золушка не решается появиться на балу. Она готова в своей тыкве вернуться домой, но двери бала вдруг сами перед ней открываются.
Ее Мачеха и сестрицы заняты обольщением влиятельных друзей Принца, но так и не достигают взаимности: Мачеха из-за злоупотребления шампанским, сестры из-за своей неповоротливости.
В какой - то момент Мачеха почти узнает в таинственной незнакомке Золушку… Сказочник вовремя отвлекает ее ослабленное внимание.

Принц врывается как огненная комета. Своими церемониями и знаками внимания гости долго не дают Принцу узнать заинтересовавшую его незнакомку.
Сказочник это предусмотрел. Всем подают сказочный десерт - апельсины, очевидно приправленные возбуждающим зельем. Оттого многие гости тут же теряют голову и вообще забывают о том, где находятся.
Золушка с Принцем получают возможность уединиться.

Про условие Сказочника Золушка, конечно, забыла. Вместе с двенадцатым ударом часов она в ужасе убегает из дворца и теряет на лестнице туфельку.

III акт
Принц близок к помешательству. Он требует от своих друзей разыскать Золушку, но ее маленькая туфелька не подходит ни к одной девичьей ножке.
Он посылает даже в другую галактику к самым неприступным и почитаемым: звезде немого кино по прозвищу Голубой Ангел и мировой оперной Диве. Но в каждой богине ему по-прежнему мерещится Золушка.

Нагруженные апельсинами, Мачеха с дочерьми возвращаются с бала. Злые на весь белый свет, они готовы вцепиться друг другу в глотки.
Золушка на этот раз не будет их разнимать, сносить оскорбления и обиды. Она твердо решила уйти из этой сказки… но тут друзья вносят почти бездыханного Принца, сраженного тяжелой депрессией.

Уже не в силах видеть ничьих ножек, он просит срочно вернуть его во дворец, но на его пути встает Золушка.
Принц близок к новому помешательству - на этот раз от счастья. Браки совершаются на небесах, - каркают сытые вороны, которые, оказывается, не такие и вредные.

Золушка остается в своей сказке. Сказочник благодарит ее за терпение и верную службу и благословляет на брак с Принцем. Они понимают, что расстаются навсегда.

Юрий Борисов
/по мотивам сказки Шарля Перро и либретто Николая Волкова/

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры