Монополия распечатай и играй. Подробные правила игры

Главная / Чувства

Инструкция

Опытные игроки могут сделать более сложное поле, с множеством ходов и вариантов. Однако и те и другие должны продумать много вариантов переноса фишек в разные места поля, чтобы все игроки не шли по одному пути. Возможность многочисленных вариантов делает игру дольше и интереснее, правда еще и сложнее в плане и стратегии.

Для игры теперь понадобятся только кубики и фишки. Деньги можно тоже нарисовать или просто взять обычные мелкие , если другие игроки согласны, можно вообще не использовать купюры, а вести счет на листке.

Основной плюс игры только на карточках в том, что вы можете каждый раз менять игровое поле и создавать новые варианты игры.

Пространственное поле и меняющиеся по ходу , это то, что придает игре особую изюминку. Более того, игра в монополию практически бесконечна, редко можно доиграть ее до конца, даже потратив несколько часов, поэтому лучше потратить время и сделать монополию , чтобы получать от игры двойное удовольствие.

Источники:

  • монополия своими руками

Фокусы приятно удивляют не только детей, но и взрослых. Причем в большинстве случаев, выполнить их достаточно легко. Один из самых простых трюков - с денежной купюрой. Она внезапно появляется в руках фокусника из воздуха и оставляет в недоумении зрителей.

Спрячьте купюру в складках на сгибе .


Покажите пустые руки зрителю, а затем начните закатывать (вроде «и в рукавах у меня нет»), незаметно вытащив при этом трубочку.


Разбейте первый круг. Именно от первого захода будет зависеть благополучность игроков. Ваша задача закрепить за собой как можно больше заведений и фирм, так как в будущем это позволит вам наращивать свой капитал. Самый неудачный ход для первого круга - это попадание на штрафы и даже бонусы. Штраф плох уже из определения, а бонусы сейчас не сыграют важной роли, так как, пока вы получаете лишние несколько тысяч, ваши соперники уже скупают "лукойлы" и "первый канал".

Не гонитесь за самыми дорогими предприятиями, как правило это не выгодно в начале игры, так что не поддавайтесь на уговоры по обмену и другие предложения ваши и родственников. Вначале ваша задача выкупить как можно больше расположенных на поле ближе друг к другу предприятий, так как, чем обширней ваша , тем больше шансов у других игроков на неё попасть.

Торгуйтесь. Помните, что это игра коллективная, и активные торги - один из важнейших элементов данной игры, старайтесь выкупить выгодные для вас точки. Подыскивайте предложения, от которых соперник не сможет отказаться, даже прощайте несущественные виртуальные за соглашение продать вам ту или иную точку.

Источники:

  • игра монополия как играть

Настольные игры отлично подходят для проведения вечеров в кругу семьи или в дружеской компании. Одна из наиболее известных и популярных игр – это «Монополия », ведь она проста и интересна как детям, так и взрослым. Есть способ сделать ее еще интереснее: изготовить собственную «Монополию» с оригинальным игровым полем и купюрами.

Инструкция

Сначала изготовьте игровое поле. Для этого лучше всего взять плотный и качественный лист картона или ватмана, который выдержит не один десяток партий. Начертите замкнутое игровое поле, а затем украсьте по своему усмотрению середину листа, чтобы сделать настольную игру еще более интересной и оригинальной. Размеры поля, его форма и количество клеток также зависят только от вас.

Подумайте, насколько сложным будет игровое поле в вашей «Монополии». Оно может представлять собой не квадрат, а более сложную фигуру, включающую в себя несколько пересекающихся путей со стрелками, указывающими, по какой дороге игрок должен пойти. Усложненный вариант игры может понравиться опытным игрокам, уставшим от стандартного квадратного поля, однако новичкам он может показаться слишком сложным.

Решите, будет игровое поле статичным или динамичным. Первый вариант предполагает, что на клетки игрового поля будут нанесены разнообразные обозначения. Второй вариант включает в себя изготовление карточек с обозначениями и их раскладывание на поле в начале каждой игры. Динамичное игровое поле делает игру более интересной, поскольку с каждой партией расположение карточек будет меняться. Кстати, вы также можете изобрести пару особых карточек, не включенных в стандартный набор .

Выберите купюры. Вы можете изготовить их сами , картона и прочих материалов, а также можете взять мелкие монеты. Самый простой, но не самый лучший вариант – вести счет на листе бумаги. Однако это несколько снизит интерес к игре, поэтому такой вариант годится только как временная мера. Не забудьте и фигурках: пусть каждый игрок сам изготовит или выберет их себе.

Термин монополия образовался от двух греческих слов: mono, что переводится как один, и слова poleo, означающего « ». Единовластное владение отраслью в жизни встречается крайне редко. Чаще всего исключительным правом на производство или реализацию обладает группа лиц.

Монополия как право может предоставляться государством определенным предприятиям, может возникать естественным путем или посредством занятия господствующего положения на рынке. В ряде случаев существует и сговор производителей, объединение в производственную группу с целью вытеснения конкурентов.

Разделяют монополию на три вида:
- закрытая, т.е. государственная монополия, защищающая от образования конкурентной среды путем установления юридических или законодательных запретов;
- естественная, когда эффективное использование ресурсов возможно лишь при единовластном владении производством;
- открытая, возникающая тогда, когда в силу обстоятельств единственное предприятие является производителем и поставщиком определенных товаров или услуг.

Монополизм – это единовластие одного продавца или производителя на определенном сегменте рынка. Такое положение противоречит нормам свободной конкуренции и рыночной экономики, за исключением естественной монополии в ситуациях, затрагивающих интересы государства и его населения.

В зависимости от ситуации монополизм может быть как оправданным, приносящим выгоды, так и, наоборот, нарушать нормы и право. Искусственно созданное монополистическое положение, осуществляемое по сговору группы лиц, объединенных в единую компанию или альянс, происходит для устранения конкурентов.

Чаще всего компании действуют по следующей схеме. Сначала идет неоправданное понижение цен, конкурировать с которыми более мелкие компании не в состоянии. Вследствие чего большинство из них закрывается или скупается будущими монополистами. После получения единовластия, цены начинают расти. Во-первых, это нужно для возвращения понесенных ранее убытков в результате захватнической кампании. Во-вторых, с целью получения более высокой прибыли.

Такая схема работы может быть реализована в крупных производственных отраслях, где исключено появление новых конкурентов за счет высокой цены входа в сегмент рынка. Это «нездоровой» монополии, приносящий вред государству и конечным потребителям.

Однако монополия порой необходима. Центральный банк один из ярких примеров естественной монополии. Сложно представить, что было бы, если «печатный станок» был доступен широким массам. Аналогичная ситуация обстоит и с ветками метро, железной дорогой и энергетическими сетями страны.

Естественная государственная монополия возникает там, где ее присутствие обусловлено интересами государства и безопасностью граждан.

Видео по теме

Источники:

  • economic-enc.net в 2019

ПРАВИЛА Укороченной игры в Монополию

Если Вы немного знаете правила игры Монополия , то теперь Вы можете играть в нее быстрее, с помощью Правил Быстрой Игры! В этой игре правила точно такие же, как и в Классической Монополии, но есть три различия:

    В начальной стадии игры Банкир перемешивает карточки на право Собственности. Затем игрок, сидящий слева от Банкира, снимает колоду, после чего игрокам дважды раздается по одной карточке на право Собственности. Если Банкир одновременно является и обыкновенным игроком, то он раздает карточки на право Собственности и себе. Игроки должны немедленно заплатить в Банк указанную цену за обе полученные карточки на право Собственности. Далее игра продолжается по стандартным правилам.

    В укороченной игре Вы должны построить только три Дома (вместо четырех) на каждом Участке цветовой группы прежде, чем Вы сможете купить Отель. Арендная плата остается такой же, как в стандартной игре. Когда Вы продаете Отель, вырученная сумма составляет половину от первоначальной стоимости, т.е. на один Дом меньше, чем в обычной игре.

    Конец игры Монополия . Первый игрок, ставший банкротом, выбывает из игры, как и в стандартной игре. Когда и второй игрок становится банкротом, игра заканчивается. Игрок, ставший банкротом, передает своему кредитору (Банку или другому игроку) все, чем владеет, включая здания и иную собственность. Затем каждый из оставшихся в игре участников суммирует следующее:

    Имеющиеся на руках наличные.

    Имеющиеся у игрока Участки, Коммунальные предприятия и Железнодорожные

    Вокзалы по цене, указанной на игровом поле.

    Заложенную собственность в размере половины цены, указанной на игровом поле.

    Дома, оцененные по стоимости покупки.

    Отели, оцененные по стоимости покупки, включая стоимость трех Домов, на которые этот Отель был обменен.

Побеждает самый богатый игрок!

Игра с ограничением времени .

Перед началом этого варианта игры Вам нужно условиться о времени окончания игры. Победит участник самый богатый на момент окончания игры. Перед началом игры нужно перемешать колоду из карточек на право Собственности и снять ее. Затем Банкир раздает по две карточки каждому игроку, по одной карточке за раз. Участники сразу же вносят в Банк стоимость выданной им Собственности и игра продолжается по стандартным правила м.

Остаться единственным необанкротившимся игроком.

В КОМПЛЕКТ ВХОДЯТ:

Игровое поле, 28 карточек - Документов на Право Собственности, 16 карточек - Общественной Казны, 16 карточек - Шанс, 8 золотых фишек-люкс, Касса Банка, 1 комплект специальных денег для Монополии, 32 деревянных Дома, 12 деревянных Отелей и 2 игральных кубика, 1правила игры Монополия .

НАЧАЛО ИГРЫ

    Разместите Дома Отели, Документы на право Собственности и деньги (по номиналу) в отдельных секторах игрового поля. На поле имеется диаграмма, показывающая правильное размещение всех игровых элементов.

    Отделите карточки Шанс, перетасуйте их и положите обратной стороной вверх на соотетствующий учаток игровой доски.

    Отделите карточки Общественной Казны, перетасуйте их и положите обратной стороной на соотетствующий учаток игровой доски.

    Каждый из игроков выбирает себе игральную фишку и ставит ее на поле «ВПЕРЕД».

    Банкир и Банк: Один из игроков выбирается Банкиром. Если в игре участвует больше пяти игроков, Банкир может, по своему усмотрению, ограничиться только этой ролью в игре. Банкир дает каждому из игроков по 1500 тысяч рублей в следующих купюрах:

    Две купюры по 500 тыс. рублей

    Четыре купюры по 100 тыс. рублей

    Одна купюра в 50 тыс. рублей

    Одна купюра в 20 тыс. рублей

    Две купюры по 10 тыс. рублей

    Одна купюра в 5 тыс. рублей

    Пять купюр по 1 тыс. рублей

Помимо денег у Банка имеются также карточки Документов на право Собственности, Дома и Отели до тех пор, пока они не будут приобретены игроками. Банк также выплачивает зарплату и премии, дает ссуды под залог Недвижимости и собирает все налоги, штрафы, возвращаемые ссуды и проценты по ним. При проведении аукциона Банкир выступает в качестве аукциониста. Банк никогда не может стать банкротом, но может выдать требуемое количество денег в виде долговых расписок, написанных на обычном листке бумаги. 6. Игроки бросают оба кубика. Начинает игру тот, у кого выпало наибольшее количество очков. Следующим ходит игрок, сидящий слева от него и так далее.

Когда подошла Ваша очередь, бросьте оба кубика и передвиньте Вашу фишку вперед по доске в направлении, указанном стрелкой. Поле, на котором Вы остановитесь, определяет, что Вам надо делать. На одном поле одновременно могут находиться несколько фишек. В зависимости от того, на каком поле Вы оказались, Вам предстоит:

    купить участки для строительства или другую недвижимость,

    заплатить арендную плату, если Вы оказались на территории недвижимости, принадлежащей другим

    уплатить налоги

    вытащить карточку Шансов или Общественной Казны

    оказаться в тюрьме

    отдохнуть на Бесплатной стоянке

    получить зарплату в размере 200 тыс. рублей

Одинаковое число очков на обоих кубиках

Если Вы бросили кубики, и на обоих выпало одинаковое число очков (дубль), переместите вашу фишку и действуйте в соответствии с требованиями того поля, на котором Вы оказались. Затем Вы имеете право еще раз бросить кубики. Если же у Вас выпало одинаковое число очков на обоих кубиках три раза подряд, Вы сразу же попадаете в тюрьму.

Прохождение поля «ВПЕРЕД»

Всякий раз, когда Вы останавливаетесь или проходите через поле «ВПЕРЕД», двигаясь в направлении, указанном стрелкой, Банк выплачивает вам 200 тыс. рублей. Можно получить эту сумму дважды за один и тот же ход, если, например, Вы оказались на поле Шанс или Общественная Казны сразу после поля «ВПЕРЕД» и вытащили карточку, на которой написано «ПЕРЕЙДИТЕ» на поле «ВПЕРЕД».

ПОКУПКА НЕДВИЖИМОСТИ

Если Вы остановились на поле, обозначающем незанятую другими Недвижимость (т.е. на Участке для строительства, на который ни у одного из остальных игроков нет Документа на право Собственности), у Вас будет право первого покупателя на ее покупку. Если Вы решили купить Недвижимость, заплатите Банку деньги в сумме, указанной на этом игровом поле. В обмен Вы получите Документ на право Собственности на эту Недвижимость, который Вы должны положить перед собой текстом вверх. Если Вы решили не покупать Недвижимость, Банкир должен немедленно выставить ее на аукцион и продать тому из игроков, который предложит за нее наиболвшую цену, начиная с любой цены, которую готов заплатить кто-либо из играющих. Даже если Вы отказались от покупки Недвижимости по первоначальной цене, Вы можете принять участие в аукционе.

ВЛАДЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Владение Недвижимостью дает Вам право взимать арендную плату с любых арендаторов, которые остановились на поле, обозначающем ее. Очень выгодно владеть всей Недвижимостью одной цветовой группы - иными словами, владеть монополией. Если Вы владеете всей цветовой группой, Вы можете строить дома на любом участке Недвижимости этого цвета.

ОСТАНОВКА НА ЧУЖОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Если Вы остановились на чужой Недвижимости, которая ранее была приобретена другим игроком, с Вас могут потребовать арендную плату за эту остановку. Игрок, владеющий этой Недвижимостью, должен попросить Вас уплатить арендную плату до того, как следующий за Вами игрок бросит кубики. Сумма, подлежащая уплате, указана в Документе на право Собственности на эту Недвижимость, и может изменяться в зависимости от количества зданий, построенных на ней. Если вся Недвижимость одной цветовой группы принадлежит одному игроку, арендная плата, взимаемая с Вас за остановку на любом незастроенном участке Недвижимости этой группы, удваивается. Однако если у владельца всей цветовой группы хотя бы один участок Недвижимости этой группы заложен, он не может взимать с Вас двойную арендную плату. Если на участках Недвижимости были построены Дома и Отели, арендная плата увеличивается, как это расписано в Документе на право Собственности на эту Недвижимость. За остановку на заложенной Недвижимости арендная плата не взимается.

ОСТАНОВКА НА ПОЛЕ КОММУНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Если Вы остановитесь на одном из таких полей, Вы можете купить это Коммунальное предприятие, если оно еще никем не куплено. Как и при покупке другой Недвижимости, уплатите Банку сумму, указанную на этом поле. Если эта Недвижимость уже приобретена другим игроком, он может потребовать с Вас арендную плату в соответствии с количеством очков, которые выпали на кубиках, когда Вы сделали ход, приведший Вас на это поле. Если другой игрок владеет только одним из Коммунальных Предприятий, арендная плата составит четырехкратное количество очков, выпавших на кубиках. Если же он владеет обоими Коммунальными Предприятиями, Вы должны будете заплатить ему сумму, равную десятикратному количеству выпавших очков. Если Вы попали на это поле в результате указаний на взятой вами карточке Шанс или Общественная Казны, Вы должны бросить кубики, чтобы определить, сколько Вам придется платить. Если Вы решили не покупать эту Недвижимость, Банкир выставляет Коммунальное предприятие на аукцион и продает тому из игроков, кто предложит за него наибольшую цену. Вы тоже можете принять участие в аукционе.

ОСТАНОВКА НА ВОКЗАЛЕ

Если Вы первым остановитесь на таком поле, у Вас будет возможность купить этот Вокзап. При нежелании Банк выставляет его на аукцион, даже если Вы отказались от покупки по первоначальной цене, Вы тоже можете принять участие в аукционе. Если у Вокзала уже есть хозяин, оказавшийся на нем должен заплатить сумму, указанную в Документе на право Собственности. Сумма, подлежащая уплате, зависит от количества других Вокзалов, принадлежащих игроку-владельцу Вокзала, на котором Вы остановились.

ОСТАНОВКА НА ПОЛЕ «ШАНС» И «ОБЩЕСТВЕННАЯ КАЗНА»

Остановка на таком поле означает, что Вам нужно взять верхнюю карточку из соответствующей стопки. Эти карточки могут потребовать, чтобы Вы:

    передвинули Вашу фишку

    заплатили деньги, например, налоги

    получили деньги

    отправились в Тюрьму

    бесплатно освободились из Тюрьмы

Вы должны немедленно выполнить указания, приведенные на карточке, и положить карточку вниз соответствующей стопки. Если Вы взяли карточку, на которой написано «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы», Вы можете ее оставить до тех пор, пока она Вам не понадобится, или же Вы можете продать ее другому игроку по договорной цене.

Примечание: На карточке может быть указано, что Вы должны передвинуть Вашу фишку на другое поле. Если в процессе движения Вы пройдете через поле «ВПЕРЕД», получите 200 тыс. рублей. Если Вас отравляют в Тюрьму, Вы не проходите через поле «ВПЕРЕД».

ОСТАНОВКА НА ПОЛЕ НАЛОГОВ

Если Вы остановитесь на таком поле, Вам нужно просто уплатить соответствующую сумму в Банк.

БЕСПЛАТНАЯ СТОЯНКА

Если Вы остановитесь на таком поле, просто отдохните до следующего Вашего хода. Вы находитесь здесь бесплатно и не подвергаетесь никаким штрафам, Вы можете, как обычно, заключать сделки (например, взимать арендную плату, строить здания на принадлежащей Вам Недвижимости и т.д.).

Вас отправят в Тюрьму, если:

    Вы остановитесь на поле “Отправляйтесь в Тюрьму”, или

    Вы взяли карточку Шанс или Общественная Казны, на которой написано “Отправляйтесь немедленно в Тюрьму” или

    у Вас выпало одинаковое число очков на обоих кубиках три раза подряд за один ход.

Ваш ход оканчивается, когда Вас отправляют в Тюрьму. Если Вы оказываетесь в Тюрьме, зарплата в размере 200 тыс. рублей не выплачивается, где бы Вы до этого не находились. Чтобы выйти из Тюрьмы, Вам надо:

    заплатить штраф в размере 50 тыс. рублей и продолжить игру, когда до Вас дойдет очередь, или

    купить карточку “Бесплатно освободитесь из Тюрьмы” у другого игрока по взаимно согласованной цене и использовать ее для того, чтобы освободиться, или

    использовать карточку “Бесплатно освободитесь из Тюрьмы”, если она у Вас уже есть, или

    оставаться здесь, пропуская три своих очередных хода, но каждый раз когда до Вас доходит очередь, бросать кубики, и если на обоих кубиках в один из таких ходов у Вас выпадет дубль, Вы сможете выйти из Тюрьмы и пройти такое число полей, которое выпадет на кубиках.

После того как Вы пропустили три хода, находясь в Тюрьме, Вы должны выйти из нее и уплатить 50 тыс. рублей, прежде чем Вы сможете передвинуть Вашу фишку на выпавшее на кубиках число полей. Находясь в ТЮРЬМЕ, Вы имеете право получать арендную плату за Вашу Недвижимость, если она не заложена. Если Вы не были “отправлены в Тюрьму”, а просто остановились на поле “Тюрьма” в ходе игры, Вы не платите штрафа, так как Вы “Просто посетили” ее. Следующим ходом Вы можете двигаться дальше, как обычно.

После того, как Вы собрали все участки Недвижимости одной цветовой группы, Вы можете покупать Дома, чтобы поставить их на любом из имеющихся у Вас участков. Это увеличит арендную плату, которую Вы можете взимать с арендаторов, останавливающихся на Вашей Недвижимости. Стоимость Дома указана на соответствующем Документе на право Собственности. Вы можете покупать дома во время Вашего хода или в перерыве между ходами других игроков, но Вы должны застраивать Ваши участки равномерно: Вы не можете построить второй Дом на любом из участков одной цветовой группы до тех пор, пока Вы не построили по одному Дому на каждом из участков этой цветовой группы, третий -пока не построили по два на каждом, и так далее. Максимальное количество домов на одном участке - четыре. Продавать дома также нужно равномерно. Вы можете покупать или продавать дома в любое время, и столько, сколько Вы считаете нужным, и сколько позволяет Ваше финансовое положение. Нельзя строить дома, если хотя бы один участок данной цветовой группы заложен. Если Вы владеете всей Недвижимостью одной цветовой группы, и только на одном из двух участков построили Дома, Вы, тем не менее, можете получать двойную арендную плату с игрока, остановившегося на любом из незастроенных участков Недвижимости той цветовой группы, как это обозначено на карточках.

Прежде чем Вы сможете покупать Отели, Вам нужно иметь по четыре Дома на каждом участке полностью принадлежащей Вам цветовой группы. Отели покупаются так же, как и Дома, но стоят они четыре дома, которые возвращаются в Банк, плюс ту цену, которая указана в Документе на право Собственности. На каждом участке можно построить только один Отель.

Нехватка зданий

Если в Банке не осталось Домов, вам придется подождать, пока кто-либо из других участников не вернет ему свои дома. Точно так же, если Вы продаете Отели, Вы не можете заменить их Домами, при отсутствии в Банке лишних домов. Если в Банке осталось ограниченное число Домов или Отелей, и два или более игроков хотят купить больше зданий, чем есть у Банка, Банкир выставляет здания на аукцион для продажи тому из игроков, который предложит за них большую цену. При этом за начальную цену он берет ту, которая указана на соответствующем Документе на право Собственности.

Продажа недвижимости

Вы можете продать незастроенные Участки, Железнодорожные Вокзалы и Коммунальные предприятия любому игроку, заключив с ним частную сделку на сумму, согласованную между вами. Если на любом из Участков одной цветовой группы стоят какие-либо здания, продавать Участки этого цвета нельзя. Если Вы хотите продать какой-либо участок принадлежащей Вам цветовой группы, в начале Вам необходимо продать Банку все здания, стоящие на участках этой цветовой группы. Дома должны распродаваться равномерно, так же как они покупались (см. Выше пункт “Дома”). Ни Дома, ни Отели нельзя продавать другим игрокам. Их следует продавать Банку по цене, в два раза меньше той, что указана в соответствующем Документе на право Собственности. Здания можно продавать в любое время. При продаже Отеля Банк платит Вам половину стоимости Отеля плюс половину стоимости четырех Домов, которые были отданы Банку при покупке Отеля. Все Отели одной цветовой группы должны продаваться одновременно. При необходимости, для того, чтобы Вы могли получить деньги, Отели могут быть снова заменены Домами. Для этого Вам нужно продать Отель Банку и получить взамен четыре Дома плюс половину стоимости самого Отеля. Заложенная Недвижимость может продаваться только другим игрокам, но не Банку.

Если у Вас не осталось денег, но нужно оплатить долги, Вы можете получить деньги, заложив какую-нибудь Недвижимость. Для этого вначале продайте Банку все здания, находящиеся на этом Участке Недвижимости. Для того, чтобы заложить Недвижимость, поверните Документ на право соответствующий Собственности лицом вниз и получите в Банке сумму залога, указанную на оборотной стороне карточки. Если Вы потом захотите погасить Ваш долг перед Банком, Вам нужно будет заплатить эту сумму плюс 10 процентов сверху. Если Вы закладываете какую-либо Недвижимость, она по-прежнему принадлежит Вам. Ни один другой игрок не в праве выкупить ее вместо Вас у Банка. С заложенной Недвижимости нельзя взимать арендную плату, хотя арендная плата по-прежнему может поступать к Вам за другие объекты Недвижимости той же цветовой группы. Вы можете продать заложенную Недвижимость другим игрокам по согласованной с ними цене. Покупатель затем может решить погасить взятый под залог этой Недвижимости долг, внеся в Банк соответствующую сумму залога плюс 10 процентов. Он может также заплатить только 10 процентов и оставить Недвижимость в залоге. В таком случае при окончательном снятии залогового обременения придется уплатить в Банк еще 10 процентов. Возможность покупать Дома по обычной цене появляется только после выкупа всех без исключения Участков одной цветовой группы.

Банкротство

Если Вы должны Банку или другим игрокам больше денег, чем Вы можете получить по Вашим активам, Вас объявляют банкротом, и Вы выбываете из игры. Если Вы должны Банку, Банк получает все Ваши деньги и Документы на право Собственности. Затем банкир продает с аукциона каждый из объектов Недвижимости тому игроку, который предложит наивысшую цену. Вы должны положить карточки «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы» вниз соответствующей стопки. Если Вы обанкротились из-за долгов другому игроку, ваши Дома и Отели продаются Банку по половине их первоначальной стоимости, и Ваш кредитор получает все деньги, Документы на право Собственности и карточки «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы», которые у Вас есть. Если у Вас есть какая-либо заложенная Недвижимость, Вы должны также передать ее кредитору, причем, он должен немедленно уплатить по ней в Банк 10 процентов, а затем уже решить, стоит ли сразу же выкупить ее или же оставить заложенной.

Примечания к игре

Если Вы должны заплатить сумму арендной платы большую, чем сумма имеющихся у Вас наличных денег, Вы можете заплатить Вашему кредитору частично деньгами, а частично Недвижимостью (т.е. неосвоенными Участками для строительства). В этом случае кредитор, стремясь получить дополнительную возможность строительства или желая помешать другому игроку установить свой контроль над определенной группой Участков, может согласиться принять какую-либо Недвижимость (даже если она заложена) по цене, намного превосходящей указанную на соответствующей карточке. Обязанность собирать арендную плату за Недвижимость лежит на ее владельце. Деньги могут быть даны в виде ссуды игроку только Банком и только под залог Недвижимости. Ни один из игроков не может брать деньги взаймы у другого или давать взаймы другому игроку.

Победитель

Последний оставшийся в игре участник является победителем.

Данная статья даст вам возможность создать такую игру "Монополия", о которой вы могли только мечтать. Правила этой игры известны всем, а вот тему для нее можно выбрать самостоятельно и изготовить соответствующее игровое поле с карточками. Персонализированные виды "Монополии" могут стать неплохой идеей для подарка, кроме того они отлично подойдут для развлечения во время вечеринок или тихих семейных вечеров.

Шаги

Часть 1

Создайте собственную игру

    Придумайте уникальную тему для своей игры. Игру "Монополия" легко можно переделать, но для начала вам необходимо придумать собственную тему для нее. При этом можно думать глобально (например, сделать "Монополию" океанической тематики) или локально (например, изготовить "Монополию", взяв за основу свой собственный город, в котором вы проживаете).

    • Остерегайтесь излишней специфики. Если тематика игры окажется слишком узкой, вам будет трудно заполнить все железнодорожные ячейки игрового поля или придумать карточки "Общественной казны", не отступив при этом от выбранной темы.
    • Придумайте название для своей игры по аналогии с "Монополией", например, "Собакополия" или "Эстрадополия".
  1. Подберите подходящий для темы стиль оформления ячеек и картинок игрового поля. Например, при изготовлении игры средневековой тематики можно использовать каллиграфический шрифт подписей ячеек и изображение темницы вместо классической тюремной решетки ячейки "Тюрьма". По углам игрового поля необходимо расположить четыре ромбовидных ячейки, а в промежутках между ними разметить по девять прямоугольных ячеек для размещения недвижимости.

    Продумайте состав персонализированных ячеек недвижимости. Составьте список различных объектов или участков, которые можно будет покупать и продавать в игре. При этом можно использовать случайный или логический подход, например, использовать названия различных сортов мороженого или названия районов Москвы. Для игры о Санкт-Петербурге можно использовать названия таких популярных мест, как Невский проспект, Вознесенский проспект, Петропавловская крепость или Эрмитаж. Всего на игровом поле должно присутствовать 22 ячейки с недвижимостью.

    • Вам потребуется использовать восемь различных цветов для создания соответствующих групп недвижимости.
  2. Придумайте содержимое для вторичных игровых ячеек. Помимо ячеек недвижимости, вам понадобятся четыре железные дороги, три ячейки "Шанс", три ячейки "Общественная казна" и три поля коммунальных платежей с их соответствующей стоимостью. Кроме того, не забудьте придумать свой вариант угловой стартовой ячейки, а также всех остальных угловых ячеек.

    • Создайте ячейки "Отправляйтесь в тюрьму" и "Тюрьма". Проявите творческий подход к тому, каким образом игроки должны попадать в подобную западню. При изготовлении игры о джунглях можно создать игровую ячейку "Обрыв лианы", которая будет отправлять вас на ячейку "Зыбучие пески".
  3. Используйте большое пустое пространство в центре игрового поля для того, чтобы глубже развить тему игры. Если игра, например, будет служить подарком кому-то к годовщине свадьбы, то в центре поля вокруг придуманного вами названия игры можно наклеить фотографии этой пары.

    Подумайте, не хотите ли вы изменить какие-нибудь правила игры. Так как вы уже изначально поменяли игровое поле "Монополии", у вас есть полное право также изменить и игровой процесс. Например, можно придумать более сложную схему расположения ячеек недвижимости или изменить длительность пребывания в тюрьме. Если же вы не хотите отклоняться от оригинальной версии игры, можно просто распечатать из интернета готовые правила игры в "Монополию" или вложить в коробку с новой игрой правила от старой игры.

    Часть 2

    Изготовьте игровое поле
    1. Воспользуйтесь готовым шаблоном, чтобы создать новое игровое поле. Легче всего сделать новое игровое поле на основе схематической разметки старого поля. Можно просто наложить чистый лист бумаги на старое игровое поле и скопировать разметку ячеек и правильные размеры. При этом нет необходимости что-то резать или измерять, для изготовления собственной игры необходимо лишь скопировать контуры линий разметки старого поля.

      Изготовьте игровое поле. Если вы не будете использовать за основу старое игровое поле, то вам понадобится какой-нибудь материал, который можно будет легко обрезать до размера 46х46 см и потом сделать по центру сгиб для удобства хранения (например, обычный или гофрированный картон, либо плотная бумага). Классическая "Монополия" использует квадратное игровое поле со стороной несколько меньше 46 см, но небольшой запас даст вам больше пространства для персонализации игры.

      • Каким бы по размеру ни получилось ваше игровое поле, убедитесь в том, что у вас есть коробка или контейнер, куда оно поместится. Будет ли игровое поле складным или обычным, у него обязательно должна быть подходящего размера коробка для хранения.
    2. Нарисуйте игровое поле от руки. Нарисовать ячейки игрового поля можно либо вручную с использованием художественных принадлежностей, либо с использованием специальных компьютерных программ. И тот, и другой варианты дают свободу выбора цветов и изображений, но если вы плохо владеете компьютером, то нарисовать игровое поле вручную будет проще. Главным образом, ваш выбор должен зависеть от того, хотите ли вы придать игре вид собственноручной поделки или вид более аккуратной компьютерной реплики.

      • Вашим главным помощником в изготовлении игрового поля должна стать линейка. Разметьте игровые ячейки поля, включая ячейки для колод с карточками "Общественная казна" и "Шанс", таким образом, чтобы все они были ровными и одинаковыми по размеру.
    3. Выполните более точный чертеж игрового поля в компьютерной программе. Сначала нужно скачать готовый шаблон игрового поля, а затем изменить его дизайн в Photoshop, либо можно начертить игровое поле с нуля в какой-нибудь графической программе или в онлайн-приложении.

      Создайте PDF-файл с изображением игрового поля и распечатайте его на самоклеящейся бумаге в организации, занимающейся распечаткой документов. Затем новое игровое поле можно будет наклеить на старое поле либо на заранее подготовленную для него основу. Обязательно как можно скорее расправьте любые образовавшиеся под наклейкой воздушные пузыри. Чтобы оклеить основу старого игрового поля, можно использовать как самоклеящуюся, так и обычную бумагу. Обязательно с помощью лезвия сделайте надрез в основе игрового поля, чтобы потом его можно было компактно складывать для хранения.

    Часть 3

    Изготовьте карточки

      Сделайте карточки для ячеек "Шанс" и "Общественная казна". И в том, и в другом случае потребуется колода из 16 карточек. Сохраните действия карточек от оригинальной игры, но измените текст на них в соответствии с тематикой своей игры.

      • Например, вместо карточки со словами "Перейдите на Арбат" можно написать "Перейдите на Уральские горы", если тематикой игры была выбрана география России.
      • В карточках "Общественной казны", например, можно заменить карточку "Заплатите за страховку" на "Заплатите за парковку на пляже".
      • Картон можно обрезать до любого размера и формы, кроме того с ним легко использовать практические любые фломастеры, ручки, карандаши и краски, если вы делаете свою игру вручную.
    1. Подготовьте карточки недвижимости для всех ячеек с недвижимостью. Для простоты используйте те же самые ставки арендной платы и залога, которые указаны на соответствующих оригинальных карточках. Не забудьте указать эту информацию рукописным или наклеенным мелким печатным текстом на обороте карточек.

    2. Создайте уникальную игровую валюту. Обычные игрушечные деньги или специальный набор валюты для "Монополии" можно поискать в магазинах игрушек или в интернет-магазинах либо сделать деньги самостоятельно. Если вы не хотите покупать деньги для игры, то их можно нарисовать или напечатать.

      • Проявите творческий подход к изготовлению денег. Например, для игры по фильмам Эльдара Рязанова с помощью Photoshop на игровых банкнотах можно разместить портреты героев его фильмов и для красоты дополнительно украсить их изображением киноленты.
      • Также игровой валюте можно дать собственное название. Если вы сделали игру с тематикой о компьютерных играх, валюта может носить название "кредитов", а в игре про сельское хозяйство валютой может быть "фермерская капуста".

    Слепите аналоги домиков и отелей. Творчески подойдите к выбору простых форм для изготовления аналогов 32 домиков и 16 отелей для игрового процесса. Например, если игра посвящена нефтедобыче, можно использовать буровые и нефтедобывающие установки.

    • Кроме того, всегда можно перекрасить домики и отели от старой "Монополии", чтобы они подходили к цветовой схеме новой игры.
    • Игру также можно усложнить, сделав для нее разноуровневые домики и отели. Например, можно использовать в одной игре обычные домики, небоскребы и замки с соответственно увеличивающейся стоимостью арендной платы за каждый из них.

Что вам понадобится

  • Большой лист бумаги для изготовления игрового поля
  • Карта города
  • Художественные принадлежности для украшения игрового поля
  • Полимерная глина или застывающий пластилин для изготовления фишек игроков и домиков либо готовые минифигурки
  • Карточки для полей "Шанс" и "Общественная казна", а также карточки недвижимости

Настольная игра «Монополия»

И снова здравствуйте, мои дорогие друзья! Продолжая знакомить вас с увлекательными настольными играми, я просто не могу обойти своим вниманием классику экономических настолок.

Да-да, речь идет о столь любимой во всем мире «Монополии», выпущенной компанией Hasbro. Она по праву лидирует по спросу среди всех настольных экономических игр, так как сочетает в себе не только развлекательные, но и образовательные функции.

Мой обзор игры Монополия

Комплектация настольной игры «Монополия»

У нас классическая версия настольной игры. Она упакована в довольно большую по размеру коробку из плотного ламинированного картона. Внутри вы найдете:

  • десять игровых фишек разной формы;
  • комплект денежных банкнот разного достоинства;
  • полное руководство по игре;
  • игровое поле;
  • 32 фишки домов;
  • 16 карточек «Шанс»
  • 16 карточек «Общая казна»;
  • 12 карточек отелей;
  • пара игральных кубиков;
  • 28 карточек, подтверждающих право собственности участками.

Каждый элемент игры выполнен очень качественно. Фишки в меру небольшие, легкие и прочные. Карточки и игровое поле сделаны из прочного картона, а все рисунки и буквы на них тщательно пропечатаны. Хочется обратить внимание на приятную цветовую гамму и безупречное качество печати – даже при регулярном использовании игры буквы и изображения на карточках и на поле не стираются.

Разобраться в правилах «Монополии» можно непосредственно в ходе игрового процесса. Чтобы разнообразить досуг участников, производители этой настолки придумали очень много интересных лазеек и дополнительных возможностей для каждого игрока.

Правила игры

Играть в «Монополию» можно компанией от двух до десяти человек. Здесь каждый участник может обогатиться и создать собственную империю, выкупая недвижимость и собирая плату с других игроков. Но неправильное планирование ресурсов и множество других факторов могут привести не только к обогащению, но и к полному банкротству. Главная цель игры в «Монополию»- это стать самым влиятельным владельцем большинства земельных участков и разорить при этом остальных участников игры.

Игровое поле выкладывается на середину стола. Все участники выбирают себе по одной фишке и назначают банкира, который выдает всем по определенной сумме денег. Стопки с карточками «Шанс» и «Общая казна» по отдельности перемешиваются и укладываются на соответствующие места на игровом поле.
Право первого хода определяется броском кубиков – у кого выпало большее значение, тот и начинает игру. В начале все участники помещают свои фишки на клетку с надписью «Вперед».

Затем тот, кому принадлежит право первого хода, бросает игральные кубики и двигает фишку на такое количество клеток, сколько очков выпало в ходе броска.Далее он может действовать в зависимости от типа клетки, на которую он попал:

Клетка с участком недвижимости. Игрок может выкупить его, передав деньги банкиру и получив взамен карточку, подтверждающую право собственности на участок. Теперь все игроки, попадающие на эту клетку, будут должны выплатить ее владельцу определенный налог. Если же тот, кто ходит, отказывается выкупить недвижимость, банкир выставляет ее на аукцион среди прочих участников. Владельцем становится тот, кто предложит наибольшую сумму.

Клетка «Шанс» . Игрок вынимает одну карточку из стопки «Шанс» и читает то, что на ней написано.

Указания на таких картах могут дать участнику право досрочного выхода из тюрьмы, потребовать, чтобы он получил или заплатил в казну деньги, передвинул свою фишку на определенное количество клеток, а также отправить владельца карточки в тюрьму.

«Общественная казна» . Эти карточки практически ничем не отличаются от «Шанса».

Коммунальное предприятие. Если эта клетка еще не выкуплена другим участником, игрок, который пришел на нее, может выкупить предприятие, заплатив за него указанную стоимость. Если он не хочет платить, то право собственности выставляется на аукцион.

Вокзал. Принцип действий такой же, как и на клетках коммунальных предприятий и недвижимости.

Поле налогов. Остановившись на такой клетке, игрок должен уплатить указанную на ней сумму в общую казну.

Тюрьма. Оказаться на этой клетке можно, если это указание находилось на карточке «Шанс» или

«Общественная казна» , если игрок попал на поле «Отправляйтесь в тюрьму» или три раза подряд выбросил одинаковое число очков в течение одного хода.

Освободиться из тюрьмы можно несколькими способами:

  • пропустив три хода и заплатив штраф 50 тысяч;
  • оставаясь на клетке тюрьмы и пропуская ход, каждый раз кидать кубики в свою очередь. Если выпадет дубль,
  • можно покинуть тюрьму, не выплачивая штрафа, и передвинуть фишку на такое число ходов, сколько выпало на кубиках;
  • использовать карточку «Освободитесь из тюрьмы». Можно применить как собственную карточку, так и купить ее у кого-то из других игроков по договорной цене.

После того, как игрок выкупил право собственности на все участки недвижимости одной цветовой гаммы, он может покупать для них дома и ставить их на свои клетки. Это увеличит арендную плату за нахождение на поле. При этом следует соблюдать такие правила, как:

  1. нельзя строить дома ни на одном поле, если хотя бы один участок недвижимости в данной цветовой группе заложен;
  2. нельзя ставить второй дом на любой участок до тех пор, пока на каждой клетке цветовой группы не будет построено по одному дому. Это же правило касается и приобретения третьих и последующих домов;
  3. на каждом участке можно ставить максимум четыре дома.

После застройки всех участков своей недвижимости, игрок может ставить на них отели. Это еще одна разновидность собственности, которая также увеличивает арендную плату с других участников.

Иногда в игре можно столкнуться с нехваткой домов. Когда почти все участники активно застраивают свои участки, свободных фишек может не остаться. В этом случае остается только ждать, когда кто-то из соперников, ощутив нехватку денег, не заложит свои дома банку.

Среднее время каждой партии в «Монополию» зависит от количества игроков. Вдвоем в нее можно играть бесконечно долго (наш рекорд – три с половиной часа ожесточенной битвы), а в большой компании игра может закончиться в течение получаса.

Главные достоинства «Монополии»

Это по-настоящему семейная игра, которая подходит для детей от восьми-девяти лет и при этом не менее интересна для взрослых. Кроме того, можно отметить следующие ее достоинства:

  • неповторимость каждой партии. Здесь не будет одинаковых ситуаций, так как каждая игра зависит от стратегии игрока, от «поведения» кубиков, от того, какой «Шанс» попадется участнику, и от многих других факторов;
  • возможность в игровой форме обучить детей стратегии и планированию бюджета;
    широкие возможности для разнообразия игрового процесса.

Стандартную версию «Монополии» вряд ли можно будет взять с собой в поездку, так как ее коробка имеет довольно объемные габариты. Для этой цели есть специальное дорожное издание.

Вы сможете провести за этой игрой множество увлекательных часов, сражаясь с друзьями или с членами семьи. Я однозначно рекомендую «Монополию» всем ценителям интересных и вдумчивых настолок с экономическим уклоном.

Если вы покупаете «Монополию» кому-то в подарок, то в магазине есть отличная опция — можно написать на коробке имя получателя и презент сразу станет уникальным и персональным.

для монополии - это лист размером 500 х 500 мм, собранный из четырех равных частей. Как воспроизвести такую доску в домашних условиях, если наиболее доступный формат А4 имеет размеры 210 х 297 мм? Ведь, казалось бы, как тут ни склеить, все равно получится не то. Однако, есть несколько секретов, позволяющих изготовить монополию в оригинальном виде. Итак, игра монополия размер поля: что нужно знать перед началом игры.

Сборка листов

Обратите внимание, что в сумме длина и ширина стандартного листа дают 210+297=507 мм. То есть, практически то, что нужно. Значит, листы нужно приложить друг к другу так, чтобы получился квадрат требуемого размера.

Далее - каждый стык соедините скотчем, а пустое место посредине закройте еще одним листом. Последний можно как приклеить, так и опять же закрепить изоляционной лентой. Теперь осталось обрезать лишние 7 мм по вертикали и по горизонтали, чтобы получить искомые 500 х 500 мм формата.

Изготовление поля

Игра монополия размер поля: карту монополии. Ввиду невозможности напечатать поле за один заход, цельный шаблон разделен на несколько фрагментов. Их следует аккуратно сложить на сделанной ранее заготовке, и склеить так, чтобы части карты идеально совпадали.

Проверьте, насколько ровным получилось изготовленное поле. Ведь любой бугорок или впадина могут помешать качению кубиков, оказывая влияние на результаты. Поэтому, если в этом будет необходимость, усильте жесткость, подклеив на обратную сторону 2¬–3 листа картона.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры