Квадрат малевича интересные факты. Квадрат малевича — Интересные факты

Главная / Любовь

Казимир Малевич - художник-авангардист, прежде всего известный своей картиной "Черный квадрат". Многие коллекционеры уверены, что

Детство

О дате рождения Казимира Малевича долго не утихали споры. Одни считали, что художник родился 23 февраля 1878 года другие – что на год позже, 1879 года. Историки больше склоняются к другой версии, так как имеется запись в приходской книге костела св. Александра о рождении и крещении мальчика в 1879 году. Год рождения точно установили уже после 125-летия художника. Выяснилось, что празднование юбилея было заблаговременным. Поэтому у Малевича было два 125-летия.

Казимир был первым из 14 детей, однако до старости дожили только девятеро: 4 брата - Казимир, Мечислав, Бронислав, Болеслав, Антон и 4 дочери - Виктория, Северина, Ванда и Мария.

В детстве Казимир ничего не знал о рисовании. Однажды он отправился с отцом в Киев, где увидел холст - портрет девочки, которая сидела на скамейке и чистила картошку. Полотно оставило неизгладимое впечатление в его памяти.

С того временем Казимир стал проявлять интерес к рисованию. Заметив это, мама подарила ему на 15-летие набор красок. Уже к 17 годам Казимир научился рисовать.

В 1895 Казимир убедил отца разрешить поступить в Киевскую художественную школу. Он успел проучиться в школе год: семья переехала в Курск.

Семья

В 1899 году Малевич женился на дочери курского пекаря… Казимире Зглейц. Кстати, свадьба была двойной: одновременно также женился младший брат Казимира - Мечислав, который брал в жены сестру Казимиры Марию.

В 1901 году у Казимира и Казимиры родился первенец - Анатолий (умер в 15-летнем возрасте от тифа). А в 1905 году у них родилась дочь Галина.

Вскоре он, оставив жену и детей в Курске, переехал в Москву. Это наметило раскол в семье: Казимира не разделяла творческих планов мужа и считала творчество несерьезным занятием.

Попытка Малевича добиться успеха в Москве не увенчалась успехом. Его прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества отклонили. Он отсылал документы в училище еще несколько раз и каждый раз получать отказ.

Возвращаться к жене и детям в Курск Казимир не хотел. Он снял недорогую комнату в художественной коммуне в Лефортово, где прожил полгода. Когда деньги закончились, он вернулся в семью.

Со временем размолвки между супругами участились, и, в конце концов, Казимира ушла от мужа и забрала детей. Она переехала в село Мещерское и устроилась фельдшерицей в психиатрическую больницу. Там она влюбилась во врача и, оставив детей на сотрудницу, уехала вместе с ним из Мещерского.

Когда Малевич приехал за своими детьми в Мещерское, он обнаружил, что они живут у завхоза Михаила Рафаловича. Здесь он познакомился с дочерью завхоза Софьей Рафалович, и в 1909 году они сыграли свадьбу.

София поддерживала желание Казимира заниматься творчеством, всячески опекая мужа, брала на себя бытовые проблемы и приносила основную часть заработка семьи. Казимир же это время совершенствовал свое умение рисовать. В 1925 году она умерла, оставив Казимира с 5-летней дочкой на руках.

Через два года Малевич вступил в брак третий раз - с Наталией Андреевной Манченко (1902–1990), которая была младше него на 23 года.

Творчество

В 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских работ Малевича, где он знакомится с художниками Василием Кандинским, Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым и Иваном Клюном. С этого времени вектор творчества Казимира сместился в сторону авангарда.

Художник сначала работал в фольклорной тематике, затем его живопись стала более монументальной. В творчестве Малевича этого периода чувствуется влияние французских фовистов. А через пару лет в картинах Казимира появилась жесткая цветная геометрия. Он открыл для себя алогизм.

В декабре 1913 года Малевич с друзьями поставил спектакль "Победа над Солнцем" в петербургском театре "Луна-парк". Именно в это время, разрабатывая декорации, Малевич впервые использовал образ знаменитого "Черного квадрата". (Читать больше: )

Первая персональная выставка художника "Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму" прошла в декабре 1919 года. Вторая - состоялась в 1923 году и была посвящена 25-летию творческой деятельности.

В 1919 году он с семьей переехал в Витебск, где преподавал супрематизм до 1922 года. В эти годы художник практически не писал картины, а увлеченно работал над философскими и теоретическими трудами: "Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика", "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой" и другими. Он часто выступал с ними на конференциях.

Аресты

С 1927 года Малевич начал путешествовать с выставкой по другим странам. Во время визита в Германию он получил официальное письмо из СССР с требованием вернуться. Малевич в спешке написал завещание на случай "смерти или постоянного лишения свободы". Ряд своих работ он оставил на попечение архитектора Гуго Херинга и семейству фон Ризен. Практически все картины, которые остались в Германии, сохранились до наших дней и находятся в Амстердамском городском музее. Исчезли лишь около 15 полотен (во время войны).

Когда Малевич приехал на родину, его обвинили в измене как немецкого шпиона. Однако после месяца заключения его освободили и даже разрешили организовать выставку в Третьяковской галерее. Так как многие картины остались за границей, художнику пришлось воссоздать свои работы разных периодов.

Недоверие власти к Малевичу росло. Его персональную выставку, которая прошла в Киеве с февраля по май 1930 года, власть жестко раскритиковала. Осенью 1930-го его обвинили в антисоветской пропаганде и посадили в ленинградскую тюрьму. Друзья Казимира помогли освободить его в декабре того же года.

После второго ареста Малевич написал картины второго "крестьянского цикла", более драматичные и эмоциональные, чем работы первой фольклорной серии. Малевич продолжал экспериментировать и создал "постсупрематические" картины, герои которых имеют плоские торсы.

Некоторые специалисты утверждают, что последний вариант "Черного квадрата" Малевич написал в 1932 году для юбилейной выставки "Художники РСФСР за XV лет". Сейчас полотно хранится в Эрмитаже.

Спроектировал свой гроб

В последние годы жизни Казимиру было сложно рисовать - чтобы не дрожала рука, он опирался на бильярдный кий. В 1933 году стало известно, что Малевич болен раком предстательной железы. Болезнь быстро прогрессировала: весь 1935 год он практически не вставал с постели.

Малевич жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников. Чувствуя приближение смерти, художник он спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Художник попросил, чтоб его похоронили в этом гробу с раскинутыми руками.

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде. Ученики и друзья Малевича сделали гроб по эскизам художника. Похоронили его в белой рубахе, черных брюках и красных туфлях. Попрощаться с великим мастером пришло огромное количество людей. Похоронные процессии состоялись в Ленинграде и Москве.

По завещанию тело Казимира Севериновича Малевича кремировали в Москве в Донском крематории.

21 мая его прах предали земле в селе Немчиновка под любимым дубом художника. На дереве прибили доску со словами "Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича".

Деревянный памятник с черным квадратом с одной стороны, установленный на его могиле, в военные годы был разрушен, и могила была утрачена.

Если вы хоть немного интересуетесь миром живописи или изобразительным искусством, то вы непременно должны были слышать про черный квадрат Малевича. Все как один недоумевают с того, насколько может быть бездарным современное искусство, якобы художники рисуют что попало, при этом становятся популярными и богатыми. Это не совсем верное представление об искусстве, я хотела бы развить эту тему, и рассказать вам историю и даже предысторию картины «Чёрный супрематический квадрат» .

что означает черный квадрат Цитаты Малевича про «Черный Квадрат»

Квадрат

-зародыш всех возможностей.

Квадрат

-не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума.

Квадрат

-стал элементом выражения не только ощущений живописных, но и других, например ощущений покоя, динамики, мистических.

Если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства.

Что художник имел ввиду когда сказал эти слова?

Попытаемся узнать об этом вместе, но сразу можно сказать, что смысл в этой картине явно имеется.

Стоить учитывать тот факт, что эта картина теряет всю свою ценность, если из неё убрать историю и тот огромный символизм в переплетении с манифестом, которым она заряжена. Поэтому начнем с самого начала, кто нарисовал черный квадрат?

Казимир Северинович Малевич

Малевич на фоне своих работ

Художник родился в Киеве в польской семье, учился рисовать в Киевской рисовальной школе у академика Николая Пимоненко. Спустя некоторое время переезжает в Москву, чтобы продолжить обучение живописи на более высоком уровне. Но уже тогда, в юные годы, он пытался вкладывать в свои картины идеи и глубинный смысл. В своих ранних работах смешивал такие стили как: кубизм, футуризм и экспрессионизм.

Идея создания черного квадрата

Малевич много экспериментировал, и дошел до того, что начал по своему трактовать алогизм (отрицать логику и привычную последовательность). То есть, он не отрицал того, что в его работах сложно найти отклики логики, но у отсутствия логики тоже есть закон, благодаря которому она может отсутствовать осмысленно. Если познать принципы работы алогизма, как он его еще называл «заумный реализм» - то тогда, работы будут восприниматься в абсолютно новом ключе и смысле высшего порядка. Супрематизм - это взгляд художника на предметы извне, а обычные формы к которым мы привыкли больше не используются вовсе. В основу супрематизма входят три главные формы - круг, крест и тот самый, наш любимый квадрат.

черный квадрат на выставке

Чёрный квадрат на месте иконы, в углу. Выставка 0.10

Смысл черного квадрата футуристическая выставка картин

О чём черный квадрат, и что Малевич хотел донести до зрителя? Этой картиной, художник по своему скромному мнению, открыл новое измерение живописи. Где нет привычных форм, нет золотого сечения, сочетания цветов и прочих аспектов традиционной живописи. Все правила и устои искусства тех лет были нарушены, одним дерзким, идейным, оригинальным художником. Именно черный квадрат разделил собой окончательный разрыв с академизмом и стал на место иконы. Грубо говоря, это что-то на уровне матрицы с её научно-фантастическими предложениями. Художник нам рассказывает свою идею, что все совсем не так, как мы себе представляли. Эта картина - символ, после принятия которого все должны узнать новый язык в изобразительном искусстве. После написания этой картины, художник по его словам был в настоящем шоке, долго не мог ни есть, ни спать. По задумке выставки, он собирался свести всё к нулю, а потом зайти даже немного в минус, и ему это удалось. Ноль в названии символизирует форму, а десять - абсолютный смысл и количество участников, которые должны были выставлять свои супрематические работы.

Вот и вся истори я

История получилась коротенькой, ввиду того, что про чёрный квадрат существует больше вопросов чем самих ответов. Технически работа выполнена просто и банально, а идея её - укладывается в два предложения. Нет смысла называть точные даты или интересные факты - множество из них придуманы или очень неточные. Но есть одна интересная деталь, которую обойти стороной просто нельзя. Художник датировал 1913 годом все важные события из жизни и свои картины. Именно в этом году он придумал супрематизм, поэтому физическая и фактическая дата создания чёрного квадрата его вовсе не волновала. Но если верить искусствоведам и историкам, то реально он был нарисован в 1915 году.

Не первый «Черный квадрат»

Не удивляйтесь, Малевич не был первопроходцем, самым оригинальным оказался англичанин Роберт Фладд, который еще в 1617 году создал картину «Великая тьма».

картина великая тьма

После него, еще ряд различных художников создавали свои шедевры:

«Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» 1843 год;

«Сумеречная история России» 1854 год.

Потом создаются две юмористические зарисовки:

«Ночная драка негров в подвале» 1882 год;

«Битва негров в пещере глубокой ночью» 1893 год.

И только спустя 22 года, на выставке картин «0,10» состоялась презентация картины «Чёрный супрематический квадрат»! Она была представлена как часть триптиха, в него еще входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Как видите, квадрат Малевича это абсолютно понятная и обыденная картина, если на неё посмотреть под правильным углом. Один раз со мной случился забавный случай, как-то раз у меня хотели заказать копию картины, но при этом женщина не знала самой сути и замысла черного квадрата. После того как я ей рассказала, она была немного разочарована и передумала совершать такую сомнительную покупку. Ведь в плане художественном, черный квадрат - это просто темная фигура на полотне.

Стоимость Чёрного Квадрата

Как ни странно, это очень частый и тривиальный вопрос. Ответ на него очень простой - Черный квадрат не имеет цены, то есть, он является бесценным. Еще в 2002 году, один из самых богатых людей России перекупил его для Третьяковской галереи, за символическую сумму в один миллион долларов. В данный момент, никто не сможет заполучить его в свою частную коллекцию, ни за какие деньги. Черный квадрат входит в список тех шедевров, которые должны принадлежать только музеям и общественности.

Казимир Малевич - это не только «Черный квадрат». В чем смысл творчества Малевича? Почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов к пьесе. И многое другое... Вашему вниманию предлагается малоизвестное творчество художника.
Что еще рисовал Малевич?
Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам - сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич - не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью. Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»


Пейзаж. «Весна»:



После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.


А это - картины из «Крестьянского цикла» художника. «На жатву. Марфа и Ванька». На первый взгляд фигуры кажутся неподвижными, но еще миг - и мы увидим движение.


Еще одна «подвижная» картина - «Сбор урожая»:



А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное - цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.



Ткани от Малевича
Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета - черный, красный, синий, зеленый.


По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.



А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.



ТОП интересных фактов про Малевича
На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.



Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме - как ледяная гора. А сверху - колпачок в виде медведя.



Привычное нам слово «НЕВЕСОМОСТЬ» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолет, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес - это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. А со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.
У настоящего художника искусство - всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине - одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.

У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.

В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники. Открытие памятника «Черному квадрату»



Памятник творчеству Малевича



Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.

Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.

Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения - 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза

Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.



7 фактов о «Черном квадрате»

Первое название «Черного квадрата» - «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле - не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно - но можно приложить линейку и измерить.



. Всего Малевич нарисовал 4 «Черных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Черный квадрат» - это закрашенная картина. Какая - мы не знаем. Было много споров - снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего - такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое:


Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно - и он взял то, которое лежал под рукой.

«Черный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они - художники нового поколения. На фото: ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата.

Что означает «Черный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат - это чувство, а белый фон - ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще - квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом - весь смысл супрематизма.

На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.



Главная ценность «Черного квадрата» в том, что каждый почитатель творчества Малевича может повесить репродукцию картины у себя дома. Причем - собственного производства.

И напоследок цитата Малевича, которая поясняет все его творчество: «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию». Необычных картин вам!

15 мая 1935 года скончался один из самых известных в мире художников-авангардистов - Казимир Малевич. Мы вспоминаем его и предлагаем узнать 5 интересных фактов биографии художника.

Гениальный художник, один из самых непонятых (или непонятных?), бесконечно обсуждаемых (и осуждаемых), но безусловно признанных (особенно за границей), новаторов российского изобразительного искусства – Казимир Малевич, был первым из 14-ти детей шляхтича Северина Малевича, проживающего со своей женой Людвигой Галиновской в Винницкой губернии.

И до 26 лет своей жизни ничем не отличался от множества людей, совмещая работу чертежником с увлечением занятиями живописью в свободное время.

Но страсть к творчеству, в конце концов возобладала и, успевший к тому времени жениться Малевич, оставляет свою семью, едет в 1905 году, в Москву – поступать в училище живописи (куда его не принамают!).

Отсюда и начинается его путь на отечественный Олимп великих имен, который был прерван 15 мая 1935 года смертью Казимира Севериновича – философа, педагога, теоретика, прославленного советского художника, оставившего потомкам революционное наследие, оказавшее огромное влияние на современную архитектуру и искусство; основоположника целого направления в живописи – супрематизма (главенство одного основного цвета над остальными компонентами: например, на некоторых работах Малевича фигуры ярких цветов погружены в «белую бездну» - белый фон).

Давайте сегодня, вспоминая гениального художника-гиганта, взорвавшего когда-то своими работами и идеями мир, познакомимся с самыми интересными фактами из его трудной и яркой жизни.

Самое известное произведение Казимира Малевича. Всего четыре картины, созданных в разное время. Самая первая, написанная в 1915 году находится в Эрмитаже, куда ее передал миллиардер В. Потанин на бессрочное хранение, (приобретена за 1 млн долларов у Инкомбанка в 2002 году. Вызывает удивление столь низкая цена бессмертного, самого известного в мире российского полотна, трудно сопоставимая с ценами на другие работы Малевича, например, «Супрематическая композиция» продана 3 ноября 2008 года за 60 млн долларов).

Еще два варианта «Черного квадрата» находятся в Третьяковской галерее (Москва) и одно в Русском музее (Санкт-Петербург).
В дополнение к супрематическому «Черному квадрату» (впервые придуманному Малевичем в качестве декорации к опере М.В.

Матюшина «Победа над солнцем», 1913 г) были созданы «Черный круг» и «Черный крест».

Карьера

Так и не поступивший ни в какое учебное заведение великий самоучка Казимир Малевич, становится автором целого ряда научных работ, пропагандистом собственного направления в искусстве, создателем группы единомышленников художников-авангардистов «УНОВИС» и директором Ленинградского государственного института художественной культуры!

Жены

Женившись в юном возрасте (супруга носила одно с ним имя – Казимира Зглейц), Малевич после переезда в Москву был вынужден брак расторгнуть. Забрав двоих детей, жена его уехала в село Мещерское, устроившись на работу фельдшерицей в психиатрическую больницу, а затем, сбежала, спутавшись с местным доктором, подбросив малолетних детей одной из своих коллег – Софье Михайловне Рафалович.

Когда об этом узнал Казимир Малевич и приехал деток забрать, то увез в Москву и Софью Михайловну, ставшую через некоторое время его второй женой.

Тюрьма

В 1930 году была раскритикована выставка работ художника, после чего он был арестован и просидел много месяцев в тюрьме ОГПУ, обвиняемый в шпионаже.

Могила

Тело Малевича кремировали в гробу, изготовленному по его эскизу. Урну с пеплом опустили под дубом, рядом с деревней Немчиновка (Одинцовский р-н Московской обл.), установив над ней деревянный памятник: куб с черным квадратом (выполнен учеником Казимира Малевича – Николаем Суетиным).

Через несколько лет могила была утрачена – во время войны в дуб ударила молния и его спилили, а по могиле художника прошла дорога для тяжелой военной техники.

Гениальный художник, один из самых непонятых (или непонятных?), бесконечно обсуждаемых (и осуждаемых), но безусловно признанных (особенно за границей), новаторов российского изобразительного искусства – Казимир Малевич, был первым из 14-ти детей шляхтича Северина Малевича, проживающего со своей женой Людвигой Галиновской в Винницкой губернии.

И до 26 лет своей жизни ничем не отличался от множества людей, совмещая работу чертежником с увлечением занятиями живописью в свободное время.

Но страсть к творчеству, в конце концов возобладала и, успевший к тому времени жениться Малевич, оставляет свою семью, едет в 1905 году, в Москву – поступать в училище живописи (куда его не принамают!).

Отсюда и начинается его путь на отечественный Олимп великих имен, который был прерван 15 мая 1935 года смертью Казимира Севериновича – философа, педагога, теоретика, прославленного советского художника, оставившего потомкам революционное наследие, оказавшее огромное влияние на современную архитектуру и искусство; основоположника целого направления в живописи – супрематизма (главенство одного основного цвета над остальными компонентами: например, на некоторых работах Малевича фигуры ярких цветов погружены в «белую бездну» — белый фон).

Давайте сегодня, вспоминая гениального художника-гиганта, взорвавшего когда-то своими работами и идеями мир, познакомимся с самыми интересными фактами из его трудной и яркой жизни.

Самое известное произведение Казимира Малевича. Всего четыре картины, созданных в разное время. Самая первая, написанная в 1915 году находится в Эрмитаже, куда ее передал миллиардер В. Потанин на бессрочное хранение, (приобретена за 1 млн долларов у Инкомбанка в 2002 году. Вызывает удивление столь низкая цена бессмертного, самого известного в мире российского полотна, трудно сопоставимая с ценами на другие работы Малевича, например, «Супрематическая композиция» продана 3 ноября 2008 года за 60 млн долларов).

Еще два варианта «Черного квадрата» находятся в Третьяковской галерее (Москва) и одно в Русском музее (Санкт-Петербург).
В дополнение к супрематическому «Черному квадрату» (впервые придуманному Малевичем в качестве декорации к опере М.В.

Матюшина «Победа над солнцем», 1913 г) были созданы «Черный круг» и «Черный крест».

Карьера

Так и не поступивший ни в какое учебное заведение великий самоучка Казимир Малевич, становится автором целого ряда научных работ, пропагандистом собственного направления в искусстве, создателем группы единомышленников художников-авангардистов «УНОВИС» и директором Ленинградского государственного института художественной культуры!

Жены

Женившись в юном возрасте (супруга носила одно с ним имя – Казимира Зглейц), Малевич после переезда в Москву был вынужден брак расторгнуть. Забрав двоих детей, жена его уехала в село Мещерское, устроившись на работу фельдшерицей в психиатрическую больницу, а затем, сбежала, спутавшись с местным доктором, подбросив малолетних детей одной из своих коллег – Софье Михайловне Рафалович.

Когда об этом узнал Казимир Малевич и приехал деток забрать, то увез в Москву и Софью Михайловну, ставшую через некоторое время его второй женой.

Тюрьма

В 1930 году была раскритикована выставка работ художника, после чего он был арестован и просидел много месяцев в тюрьме ОГПУ, обвиняемый в шпионаже.

Могила

Тело Малевича кремировали в гробу, изготовленному по его эскизу. Урну с пеплом опустили под дубом, рядом с деревней Немчиновка (Одинцовский р-н Московской обл.), установив над ней деревянный памятник: куб с черным квадратом (выполнен учеником Казимира Малевича – Николаем Суетиным).

Через несколько лет могила была утрачена – во время войны в дуб ударила молния и его спилили, а по могиле художника прошла дорога для тяжелой военной техники.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры