Липпи фра филиппо произведения. Фра Филиппо Липпи

Главная / Любовь

Одноклассники

Разрешение картинок от 499x723px до 2536x3387px

800 x 1578

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469) - флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Биография
Филиппо Липпи (по отцу - Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» - сокращение от итал. frate, то есть брат). Как художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский.

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве; но это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи - похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству флорентийского герцога Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брака законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Творчество
Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны - очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы - прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму - писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Богородицы» во флорент. акд. худож. и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же.

Библиография
Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997.

760 x 1053


2024 x 2256


803 x 1079


801 x 1189


988 x 667


702 x 879


1354 x 603


2048 x 1442


801 x 1406


499 x 723


1218 x 767


2536 x 3016


820 x 1004


803 x 1329


1256 x 2637


920 x 997


1280 x 571


2024 x 2023


802 x 1000


962 x 966


803 x 1171

"Видение блаженного Августина" (1452-65)

Филиппо Липпи родился в 1406 году в бедном квартале города Флоренции на улице Ардильоне. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником. Филиппо был первенцем в молодой, но очень бедной семье. К несчастью, мать умерла спустя несколько дней после родов, оставив сына на попечении отца. Но и тут все обернулось печалью. Через два года умирает Томмазо ди Липпи. Мальчик остается сиротой. Но, несмотря на всеобщую бедность, его на воспитание к себе берет сестра отца, тетка монна Лапаччи. Когда мальчику минуло восемь лет, она отдала его в находящийся на одной улице монастырь кармелитов дель Кармине, так как не могла больше прокормить его.

В 15 лет Филиппо не по своей воле принял монашеский обет, который ему удалось снять только несколько десятилетий спустя. С самого начала жизнь для в монастыре для мальчика стала невозможной. Монахи были недовольны им, так как маленький Филиппо проявлял нерадивость к различным наукам, которые преподавали для воспитанников. Больше всего он любил пачкать пергамент различными человеческими фигурками и карикатурами, а также проводил много времени в капелле Бранкаччи своего монастыря, которую начал расписывать Мазолино и не смог закончить внезапно скончавшийся Мазаччо. В конце концов, его наставник решил направить интересы Филиппо в нужное русло. Вместе с другими мальчиками он посещал различные церкви Флоренции, подражая знаменитым мастерам и копируя их фрески. На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, поэтому монахи решили поручить ему завершить росписи, которые оставил после себя Мазаччо. Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание. Вплоть до 1434 года о нем ничего неизвестно, хотя Вазари и пишет на этот счет несколько довольно любопытных сюжетов, якобы из его жизни. Правда, они представляют собой настолько фантастические истории, что принимать их за правду бессмысленно.

Самым необычным «эпизодом» из жизни Филиппо Липпи было, пожалуй, его приключение в Африке. По хронологии оно как раз приходится на то время, когда он покинул свой родной монастырь во Флоренции. Якобы вместе с друзьями Филиппо отправился путешествовать по морю, как внезапно их лодку захватили мавры и отправили пленников рабами в свою страну. Филиппо, естественно, посадили в темницу, где он от нечего делать вздумал рисовать на стенах углем. В том числе написал он и портрет предводителя мавров. Последний был так польщен своим изображением, что отпустил Филиппо обратно в Италию.

Спустя три года он отправляется в Падую. Посещение северных городов Италии молодыми художниками вошло в традицию того времени. Там Филиппо наверняка познакомился с работами нидерландских и французских художников, потому как после возвращения во Флоренцию его стиль терпит изменения. В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами. Именно с помощью мецената Филиппо назначают сначала капелланом в церковь Сан Джованно, а потом переводят в церковь Сан Кирико, что под Флоренцией. Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника. Именно в это время он создает самые свои известные работы, целиком отображающие неповторимый и оригинальный стиль мастера. И все было бы хорошо, если бы в 1455 году Филиппо не осудили за подлог и махинации с деньгами. Его спасло высокое положение его покровителей. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV. В результате этого художник отделался легко: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Здесь надо внести определенную ясность в характер художника. Дело в том, что Филиппо был очень влюбчивым человеком. Его натура была страстной и порывистой. Он был без ума от хорошеньких женщин и делал все возможное, чтобы они отвечали ему взаимностью. Из-за его характера ему приписывались всевозможные приключения и похождения, которые Вазари не преминул записать. Интересен такой анекдот. Для того, чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, его патрон, Козимо Медичи, однажды запер его в комнате. Художник не выдержал даже двух дней. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу. Козимо не смог его найти, поэтому о местопребывании художника остается только гадать. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ. С тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям, но и всячески потворствовал ему. Но среди этих «историй» есть и вполне правдоподобные. Так вот, будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой. Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Он возвратился обратно в Прато, где по особому указу папы Филиппо снял монашеский обет и законно вступил в брак. От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой и неопытный Сандро Боттичелли, впоследствии усвоивший многое у своего учителя. Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, со своими изящными Мадоннами, так похожими на манеру Филиппо.

Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции. Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Самым умелым и даровитым художником из учеников Сандро Боттичелли был Филиппино Липпи, сын нашего художника. Он рано остался сиротой и Сандро практически стал его опекуном, попутно обучая всем прелестям художественного ремесла. Не удивительно, что стиль Филиппино, формировавшийся под влиянием столь замечательных художников, был близок к манере его учителя и отца. Но в отличие от них, произведения Филиппино отличают большее изящество фигур и театрализованный композиции. Его Мадонны предстают легкими, тонкими и грациозными барышнями из аристократических семей. Несомненно Филипинно стал первооткрывателем принципов стиля, который в последствии назовут маньеризмом.

Как художник, Филиппо Липпи сформировался самостоятельно. В то время были широко распространены мастерские под началом какого-нибудь именитого художника. Родители, узнав, что их ребенок проявляет интерес к рисованию, посылали его учиться в мастерскую такого рода. Самых даровитых мальчиков учитель брал под свое покровительство и оставлял в качестве подмастерья. Но так как Филиппо был из очень бедной семьи, платить за него было некому, и он совершенствовался самостоятельно. Нечего и говорить, что на него повлияли такие мастера как Мазаччо и Мазолино, фрески которых будущий художник видел с раннего детства. Посещение Падуи и знакомство с новым для него стилем северных мастеров предопределили развитие собственной оригинальной манеры Филиппо. Его работам характерна тщательная проработка деталей, насыщение картины множеством мелких и разнообразных элементов. Филиппо любил писать сцены Благовещения и сюжеты из жизни Мадонны, в лице которой (как считают многие исследователи) он изображал своих возлюбленных, а позже и жену. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. Мы не увидим у него Мадонну как мать человека, который должен своей смертью искупить грехи человеческие. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку. Любовью к молодости и жизни можно объяснить и то, что в произведениях художника почти не встречаются люди преклонного возраста. Также он любил включать в композицию и фигурки детей, которые у него получались пухлыми и улыбающимися. Вообще, манеру изображения детей Филиппо почерпнул у Донателло. Кажется, будто скульптурные ангелочки обрели новую жизнь, но уже в живописном решении. Следует также отметить и некоторые нововведения, которые применил художник. Он одним из первых начинает писать картины к круглой раме. Позднее это превратится в так любимый итальянцами формат тондо. Несомненную популярность ему принес Сандро Боттичелли, который, в свою очередь, усвоил этот прием у своего учителя. Еще одним интересным фактом стало то, что, как отмечает Вазари, «был он также первым, показавшим гротески, сходные с древними, применяя их в фризах одноцветных или цветных с лучшим рисунком и большим изяществом, чем это делали до него». Также работы Филиппо Липпи характеризуется практически постоянным включением архитектурных объектов. И хоть они не всегда соответствовали правильным пропорциям, это помогло во многом разнообразить живопись. Также, согласно Вазари, за свою жизнь Филиппо выполнял заказы на скульптурное украшение гробниц, в том числе первой в этом списке была гробница его отца, деньги на которую ему дал Козимо Медичи. В связи с заказами церкви Филиппо всегда писал только на религиозные темы, но, несмотря на это, произведения получались со светским налетом. Поэтому в его картинах мы не найдем каких-либо тайных и скрытых символов. У него все предельно ясно и просто. Фрески или картины несут на себе всего лишь роль иллюстрации библейского сюжета, либо призваны просто украсить помещение. Тем самым можно смело поставить Филиппо Липпи первым в один ряд с последующими художниками новой волны, которые, помимо картин с религиозной тематикой, писали и на светские сюжеты.




Мне хотелось бы описывать любимых художников как людей возвышенных, не от мира сего, думающих только о прекрасном и духовном. Но это будет ложь. Во все века художники влюблялись, страдали, добивались счастья для себя, кормили семьи, и … дрались. Некоторые. Воинственным был красавец Караваджо, Бенвенуто Челлини….
Жизнь бурлила в этих великих мастерах, эмоциональных, чувствующих, взрывных. И чем сильнее они реагировали на все происходящее, тем ярче выражался их талант. Сегодня расскажу о Липпи.


Фра Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Он потрясающий. Он был лицом своей эпохи и оказал такое влияние на искусство, какое трудно переоценить.

Необычайно талантливый художник, он имел несчастье быть конкурентом некоторым из величайших художников в истории. В результате, сегодня он менее известен, чем того заслуживает.

Но есть одна область, где репутация Липпи затмила своих современников. Его любовные похождения читаются, как сценарий приключенческого фильма, насыщенного чувственными похождениями героя.

Родился в 1406 году в бедном квартале Флоренции. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником.

К несчастью, мать умерла спустя несколько дней после родов, а через два года умирает и отец. Несмотря на всеобщую бедность, его на воспитание к себе берет сестра отца, тетка монна Лапаччи.
Когда мальчику минуло восемь лет, она отдала его в находящийся на одной улице монастырь кармелитов дель Кармине.

15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от лат. frater - брат) и оставался в общине вплоть до 1432 г.

Вазари в своих знаменитых "Жизнеописаниях" отмечает, что в монастыре Филиппо Липпи вместо того, чтобы учиться, тратил все свое время на рисование, "пачкал всякими уродцами свои чужие книги", и приор решил дать ему возможность обучаться живописи.

Вместе с другими мальчиками он стал посещать различные церкви Флоренции, подражая знаменитым мастерам и копируя их фрески.

На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, поэтому монахи решили поручить ему завершить росписи, которые оставил после себя Мазаччо.

Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание.

Его жизнь окутана каким-то невероятными легендами, и если хоть часть из них правда - а скорей всего так и есть, то Филиппо предстает перед нами невероятно энергичной, жизнелюбивой натурой, не обращающим внимания на всякие там строгие моральные устои, которыми славилось в те времена общество.

В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами.

Именно с его помощью Филиппо назначают сначала капелланом в церковь Сан Джованно, а потом переводят в церковь Сан Кирико, что под Флоренцией.
Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника, в это время он создает самые свои известные работы.

Но в 1455 году Филиппо осудили за подлог и махинации с деньгами. Представляете? Маститый к тому времени художник, облаченный в сан, целый капеллан - и мошенничество!

Его спасло высокое положение его покровителей. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV.

В результате этого художник не только легко отделался: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато.

Здесь опять любопытная история, как результат проявления его цельной натуры - Филиппо был очень влюбчивым человеком. Его натура была страстной и порывистой. Он был без ума от хорошеньких женщин и делал все возможное, чтобы они отвечали ему взаимностью.

Из-за его характера ему приписывали, а возможно, и просто описывали приключения и похождения, которые Вазари не преминул отметить.

Вот еще по Вазари: Для того, чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, его патрон, Козимо Медичи, однажды запер его в комнате. Художник не выдержал даже двух дней. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу.

Козимо не смог его найти, поэтому о местопребывании художника остается только гадать. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ.

С тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям, но и всячески потворствовал ему.

Так вот, будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой.

Он соблазнил одну из хорошеньких монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Молодая девушка согласилась.

Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Везло Филиппо - по особому указу папы он снял монашеский обет и законно вступил в брак.

От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой и неопытный Сандро Боттичелли, впоследствии усвоивший многое у своего учителя. Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, со своими изящными Мадоннами, так похожими на манеру Филиппо.

Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции.

Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Ну и пару слов о его живописи, ведь именно его мощный талант потрясает, поражает, и благодарные современники и потомки восхищаются им и помнят его жизнь.

Он писал невероятно прекрасных женщин. Лица мадонн - живые, нежные, полные одухотворенности, чистоты и нежной любви молодых матерей к своим детям производят неотразимое впечатление, в его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что порой они прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные малыши, пышущие здоровьем и весельем. Архитектура, окружающая главное действие на фресках мастера - яркая, веселая, подчеркивающая торжество события. Он был большим мастером композиции.

Если прочитали все выше, то вот еще одна легенда о Липпи, только прошу учесть, нет никаких подтверждений правдивости происшествия. Впрочем, и отрицания тоже нет. А сама легенда говорит о том, что Филиппо Липпи был личность потрясающая, а его талант признавался современниками.

Приключение в Африке. По хронологии оно как раз приходится на то время, когда он покинул свой родной монастырь во Флоренции. Вместе с друзьями Филиппо отправился путешествовать по морю, как внезапно их лодку захватили мавры и отправили пленников рабами в свою страну.

Филиппо, естественно, посадили в темницу, где он от нечего делать вздумал рисовать на стенах углем.
В том числе написал он и портрет предводителя мавров. Последний был так польщен своим изображением, что отпустил Филиппо обратно в Италию.

Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи в целом.

На этот пост меня сподвигла одна работа, которая сейчас широко распространилась по фан-сообществу Гелы. Я не буду давать оценок, это дело вкуса, хотя, пожалуй, все же отдам должное ювелирной работе с фотошопом. Но, так как неизбежно возникает вопрос об оригинале, то о нем я и хочу поговорить. Вот он.


Филиппино Липпи. «Портрет молодого человека». 1485. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Картина также приписывается кисти титана Возрождения Сандро Боттичелли, однако, здесь все не так просто. Художников многое связало. Это было единое временнОе и географическое пространство - Флоренция 1460-х - 1480-х годов, подъем Ренессанса, завершение знакового правления Козимо Старшего Медичи и последующий блеск Лоренцо Великолепного, одна из моих любимых эпох, о которой я писала ранее вот . Сыграла роль и теснота человеческих и творческих связей, ученичество и преемственность художественной манеры и мышления Липпи-старшего, Боттичелли и Липпи-младшего - все это как способствовало появлению шедевров, так и ставило загадки искусствоведам, в том числе в отношении этой картины.

На сайте Национальной галереи искусств Вашингтона, в которой сейчас находится картина, так пишут про ее атрибуцию:

«Филиппино Липпи был сыном художника Фра Филиппо Липпи, который являлся без сомнения первым наставником мальчика. После смерти отца в 1469 году, он становится учеником Боттичелли, который оказал глубокое влияние на его стиль. Действительно, вашингтонский портрет так близок стилю Боттичелли, что среди искусствоведов были значительные разногласия по поводу того, кто на самом деле его написал. И хотя, он чаще приписывался Боттичелли, чем Филиппино, в последнее время авторы сошлись во мнении, что это творение молодого художника. В 1483 или 1484 Филиппино получил заказ на завершение великих фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции. Этот портрет имеет значительное сходство с молодым человеком, которого Филиппино изобразил там.»

Но это - выжимка. А мы теперь пойдем по порядку.

Филиппино Липпи был сыном одного из крупнейших мастеров раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи . Даже история его появления на свет, а точнее пикантная история любви его родителей, осталась увековеченной не только в исторических анекдотах, но и в величайшем полотне Фра Филиппо.


Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Фрагмент фрески в соборе Сполето. .

Сам Филиппо Липпи (приставка «Фра» в его имени означает «брат» и говорит о его монашеском статусе) родился во Флоренции в 1406 году. Он рано потерял родителей, ребенком находился на попечении тетки, и в возрасте 15 лет был отдан в монастырь. Там он начинает рисовать, вдохновляясь работой великого Мазаччо, в том числе в церкви Санта-Мария дель Кармине, на фресках которой училась вся плеяда великих мастеров флорентийской школы и о которой мы еще упомянем особо. Филиппо идет дальше в стремлении к реализму, наполняет свои работы жизнью, естественной красотой и страстью. Его творения попадают в поле зрения Козимо Медичи Старшего, чьим покровительством Фра Филиппо пользуется всю дальнейшую жизнь.


Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1435-1440. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Судя по всему, монашеская жизнь мало подходила характеру художника. «Брат» Филиппо слыл неисправимым ловеласом, и черпал вдохновение в многочисленных романах с моделями для своих портретов. Разыскивая любопытные факты, я натолкнулась вот на такую цитату о Фра Филиппо из книги Кристофера Хибберта «Дом Медичи: Подъем и падение»:

«...его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником. Его старшие товарищи вздохнули с большим облегчением, когда он оставил монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания с друзьями близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения он добрался до Неаполя, а потом вернулся во Флоренцию, где его замечательный запрестольный образ, выполненный для монахинь из Св. Амброзио, открыл его незаурядный талант самому Козимо де Медичи. Не обращая внимания на репутацию Филиппо как блудника и воришки, Козимо пригласил его к себе на работу.»


Фра Филиппо Липпи. Портрет мужчины и женщины у окна. 1440. Метрополитен Музей, Нью-Йорк. .

Продолжаем цитату: «Во время написания запрестольного образа для монахинь из Св. Маргариты в Прато похотливый взгляд Фра Филиппо пал на одну из молодых послушниц, Лукрецию, дочь Франческо Бути из Флоренции. Он начал ухаживать за нею и уговорил монахинь разрешить ему использовать её как модель для Мадонны на его картине, после чего соблазнил её и выкрал. Она родила ему сына, Филиппино. Козимо, считая, что пора бы счастливому отцу остепениться, получил для Липпи разрешение на брак от Папы, которому тактично подарил несколько маленьких примеров работы Фра Филиппо...»

Надо заметить, что эта история случилась в 1456 году, то есть на тот момент Фра Филиппо было уже 50 лет. Правда, официально вступить в брак с Лукрецией им удалось лишь пять лет спустя, у них в итоге было двое детей, первым из которых и стал Филиппино. А чистый, утонченный и совершенный образ Лукреции увековечен Фра Филиппо на многих картинах, в том числе на волшебной «Мадонне с младенцем и двумя ангелами», которая открывает эпоху наивысшего подъема Ренессанса.


Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465. Галерея Уффици, Флоренция. .

Фра Филиппо оставил после себя не только станковые картины, но и дивные фрески, самыми выдающимися из которых признаются росписи в монастыре Прато, том самом, из которого он выкрал свою жену, и в соборе Сполето, которые стали последними в его жизни. Он умер в 1469 году в Сполето, куда уехал тремя годами ранее расписывать собор, но успел передать свое мастерство ученикам, одним из которых был великий Сандро Боттичелли.

Про Боттичелли писать между делом - кощунство, настолько это масштабная и значимая фигура в мировой культуре. Я лишь коснусь некоторый деталей, необходимых нам для предмета разговора.


Сандро Боттичелли. Автопортрет (Поклонение волхвов, фрагмент) 1465. Галерея Уффици, Флоренция. .

Сандро Боттичелли родился в 1445 году. В 1462 году он начал учиться живописи в мастерской Фра Филиппо Липпи, где пробыл пять дет, до отъезда учителя в Сполето. В этот период он начинает создавать свои первые работы, которые проникнуты влиянием Мазаччо и Липпи.


Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна Евхаристии). 1470. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. .

Его блистательный взлет еще впереди - он начнется в середине 1470-х, когда появятся «Святой Себастьян» и «Поклонение волхвов», и достигнет зенита в 1480-х, с росписью Сикстинской капеллы и созданием «Весны», «Рождения Венеры», «Мадонны дель Магнификат», «Мадонны с гранатом», «Благовещения»… Но также со второй половины 70-х о Боттичелли упоминают как о портретисте.

Во Флоренции в это время бушует мода на портреты, которые бросились заказывать все подряд. Раньше флорентийцы не были столь тщеславны, удовлетворяясь тем, что их изображения помещались на алтарях, написанных по их заказу. Но и там знатные купцы и их менее знатные домочадцы скромно жались где-нибудь в сторонке с выражением благочестивого смирения на лицах. Теперь же, когда город, как говорили, переживал падение нравов, когда скромность была не в почете, все стремились запечатлеть свой образ на века.

Сандро пишет портреты с охотой - он пытается добиться реализма в изображении людей и ищет типажи для будущих картин. Как раз тогда он создает ставший широко известным «Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего»…


Сандро Боттичелли. Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего. 1474. Галерея Уффици, Флоренция.
Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1480-1485. Национальная галерея, Лондон.


Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Судя по источникам в сети, существует еще один портрет работы Боттичелли с красной шапочкой: «Портрет философа в красной шапочке» или просто «Портрет молодого человека в красной шапочке», который датируется 1477 годом. Странно в этом портрете то, что в источниках, в которых информация, скорее всего, проверена, этого портрета нет. А там, где он есть - нет упоминания, где, в какой галерее он сейчас находится. Единственное упоминание ведет на ту же Национальную галерею искусств в Вашингтоне, но сама галерея в этом не признается… Но о нем - после рассказа о Филиппино Липпи.

Фра Филиппо Липпи (итал.Fra Filippo Lippi , 1406— 1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Оставшись в восемь лет сиротой, он был отдан в монастырь кармелитов, где в возрасте пятнадцати лет принял монашеский обет. Однако, характер его был мирской и деятельный, и вскоре он покинул монастырь. Липпи был не чужд всяческих удовольствий.

Автопортрет,фрагмент фрески.

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным, заметив: «Наверное, фра Филиппо не создан для монашеской жизни. Лишившись сана, он станет только ближе к Богу».

Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», одно из самых известных произведений флорентийского мастера была написана около 1465 года.

В прекрасном образе Мадонны мы узнаем возлюбленную художника Лукрецию Бути, именно это, видимо, принесло широкую известность картине.

Мадонна, изображенная в профиль, сложила руки в молитве перед младенцем Иисусом, поддерживаемым двумя ангелами. На заднем фоне открывается великолепный пейзаж, вдохновленный фламандской живописью. Прическа Мадонны, украшенная прозрачной вуалью и нитями жемчуга, полна утонченности и изысканности.

Нежность и трогательность композиции, а также изящество головного убора Мадонны в дальнейшем послужит моделью для многих художников, в их числе Сандро Боттичелли. Создатель великих шедевров «Рождение Венеры» и «Весна» был не только учеником Филиппо Липпи, но также учителем и другом его сына Филиппино

«Мадонна с младенцем». Около 1452 г. Фра Филиппо Липпи. Палаццо Питти, Флоренция.
Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи.
На картине художник изображает события жизни св. Анны, матери Девы Марии. Действие замкнуто в строгом великолепии дома в стиле Ренессанса. На заднем плане св. Анна поздравляет своего мужа Иоахима, ибо уже в пожилом возрасте она поняла, что беременна. На среднем плане мы видим окончание родов и маленькую Марию. Передний план картины посвящен Марии, ставшей матерью и тем самым оправдавшей смысл жизни св. Анны: ведь это ее дочь стала той прекрасной женщиной, что дала жизнь Иисусу.


Филиппо Липпи. Коронование Марии. 1441-1447гг.

Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум. 1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы. Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей.

Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.

Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы.


Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование . Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.

Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель.


Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.

Сохранилось множество копий её самой и её деталей. По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици.

Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.

Весёлый нрав был у художника.Липпи был не чужд всяческих удовольствий. Козимо Медичи, правителю Флоренции и большому почитателю таланта Липпи, нередко приходилось запирать художника в мастерской, чтобы тот не отвлекался от работы. Но, рассказывает Вазари, это не останавливало Веселого Брата, и однажды он, оказавшись заперт, спустился по простыням из окна и много дней предавался веселью, пока не был найден и водворен обратно.


«Поклонение волхвов». Около 1445 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная картинная галерея, Вашингтон.

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений.


Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином. «

В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время работал с Никколо Пиццоло в Падуе в 1434—1438 годах над росписью капеллы палаццо дель Подеста, в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.

Эпитафия на его могиле в переводе Блока.

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.

В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Ме́дичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.

Источники.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры