Лучшие театральные постановки для подростков. Спектакли по школьной программе

Главная / Любовь

Первый поход в театр – это либо как первая любовь – волнующие и сладкие воспоминания на всю жизнь, либо как первое разочарование – сразу и навсегда. Поэтому здесь собраны анонсы лучших спектаклей для детей и шоу, идущих на сценических площадках детских театров.

Какой будет первая встреча Вашего ребенка с театром – зависит от Вас. Детские психологи рекомендуют начать подготовку к этому торжественному событию за несколько недель до спектакля: прочитать книжку, которая послужила основой для постановки, обсудить с ребенком ее сюжет, продумать наряд. Обязательно объяснить ребенку правила поведения в театре и, может быть, даже поиграть в театр дома, чтобы потом постоянными одергиваниями не портить себе настроение, а малышу праздник.

Крайне важно правильно выбрать и театры Москвы, и спектакли для детей. Для первого раза лучше выбрать камерный детский театр, с небольшим уютным залом, ведь маленькому ребенку трудно и страшно среди слишком большого скопления народа. Кукольный спектакль можно выбрать в том случае, если Вы твердо уверены, что куклы не напугают малыша. Если же такой уверенности нет, то лучше пойти в детский драматический театр. В спектакле не должно быть слишком громкой и резкой музыки, ярких вспышек и пугающих спецэффектов.

Декорации должны создавать ощущение волшебства, попадания в сказку, но также не быть слишком страшными. Сюжет должен быть увлекательным, волнующим, но ни в коем случае не пугающим. И обязательно со счастливым концом. Тогда почти наверняка маленький зритель будет с нетерпением ожидать возможности еще раз оказаться в этом волшебном месте, где оживают сказки.

Дети школьного возраста с удовольствием смотрят спектакли для подростков, ведь история, поставленная на сцене по мотивам любимых книг, так легка к пониманию. Да и учителям литературы проще познакомить тинейджеров с программными произведениями школьной программы, сводив учеников на спектакль. Глядишь, и многие заинтересуются, а еще прочтут книгу.

Куда сходить в Москве с девушкой? Театр для детей – не последней в списке мест, где можно провести свидание: посидеть рядышком в темноте, совместно пережить смешные или страшные приключения героев, а после спектакля не мучиться в поисках темы для беседы, ибо после хорошего спектакля она появиться сама собой.

Ну а афиша театров работает для того, чтобы Вы могли выбрать лучший репертуар театров и не тратить много времени, выбирая место, куда сходить с ребенком в Москве.

Если вам интересны:

билеты на спектакль,
купить билеты в театр,
афиша театров Москвы,
детские спектакли в Москве,

то раздел "Детские спектакли" наибольшим образом соответствует вашим запросам.

Столица представляет огромное количество спектаклей по школьной программе и произведениям, которые считаются классикой мировой литературы.

Когда стоит смотреть спектакль: до прочтения оригинала или после? Ответ не однозначен. Как показывает практика, все же лучше смотреть спектакль после прочтения литературного произведения. Тогда есть собственный взгляд на прочитанный материал, сформирована концепция, понимание сюжета, понятна расстановка персонажей. Художественное произведение проанализировано на уроках, поставлены акценты.

Если посмотреть спектакль до прочтения, то зачастую у школьника появляется мысль: «Зачем читать, если видел спектакль? Если понятен сюжет и знакомы персонажи?»

Есть ряд спектаклей, поставленных по произведениям русских и западных классиков, которые не проходят в школе, но знать их надо каждому образованному человеку. Поэтому, если их посмотреть даже без прочтения оригинала, то это уже само по себе замечательно. Этот ряд открывают Шекспир, Стендаль, Марк Твен, Сэлинджер…

Важно не только что смотреть, но и где, ведь театральные режиссеры могут по-разному интерпретировать авторский текст и всем знакомую классику преподнести так, что «засмущаются» от увиденного не только взрослые, но и дети.

Теперь можно более предметно взглянуть на афишу московских театров и проанализировать репертуар, рассчитанный на подростковую аудиторию.

Малый театр

Это беспроигрышный вариант. Классика не сходит со сцены. Прекрасные актеры, классическая интерпретация произведения, богатые костюмы, декорации и реквизит.

Особенность этого театра - сложно достать билеты на спектакли по школьной программе - они выкупаются школами. Поэтому нужно позаботиться заблаговременно, месяца за два, чтобы приобрести билеты на нужный спектакль.

РАМТ (Российский Академический Молодежный Театр)

Расположен напротив Малого театра. Спектакли, идущие на его подмостках, рассчитаны на юношескую аудиторию. Произведения, по которым они поставлены, не входят в обязательную программу, но принадлежат сокровищнице мировой литературы:

Театру присуще классическое видение постановочного материала.

Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац

С оркестровой ямой. А это говорит о многом: о живой музыке, о прекрасных голосах (а как иначе в музыкальном театре?) Зал оборудован для юных зрителей, с замечательной акустикой и подъемом зрительного зала, сцену хорошо видно с любого места.

Театр интересен еще и тем, что знакомит зрителей с различными жанрами театрального искусства: оперой, балетом, мюзиклом. Каждая постановка адаптирована под детей. На подмостках театра идут оперы «Дюймовочка», «Волшебная флейта», «Двенадцать месяцев», «Евгений Онегин», «Женитьба», балеты «Золушка», «Лебединое озеро», «Шерлок Холмс», «Щелкунчик», мюзикл «Волшебник Изумрудного города».

Театральные творения

Читая названия спектаклей, невозможно представить, как можно это «изобразить» на сцене, где средства выражения, подачи материала ограничены пространством? В кинематографе теперь возможно все, компьютерная графика «нарисует» любую фантазию творца. А как на сцене, например, передать перемещения (мастерская П. Фоменко)? Постановщику спектакля И. Поповски это удалось виртуозно. Непонятно как, но впечатление феерическое! Недаром на этот спектакль не попасть.

А как ставить классику, используя вместо актеров - кукол? мастерски справился с этой задачей. На его сцене идут спектакли: «Маленькие трагедии», «Концерт Чичикова с оркестром», «Гулливер», «Ночь перед Рождеством». На сцене разыгрывается действо, где партнерствуют актеры и куклы. Например, лица кукол Коробочки, Собакевича и других персонажей «Мертвых душ» настолько эмоциональны, что, кажется, они переигрывают настоящих актеров.

А как на сцене размером в пятачок разыграть роман «Над пропастью во ржи»? Как в течение двух слишним часов держать в напряжении зрителей, когда нет ни спецэффектов, ни декорации, ни смены костюмов? И держать кого? Самую критическую, иронически настроенную публику - тинэйджеров? Театру у Никитских ворот это удается на славу. Доказательство? Попробуйте купить билеты на спектакль.

«Осторожно! Дети»

И таких современно интерпретированных спектаклей в Москве достаточно. Ярким тому примером является постановка «Евгения Онегина» в театре на Таганке. Юрий Любимов вместил этот роман в одно действие. Кажется, не от того ли, что боялся, что половина публики покинет театр во время антракта? Спектакль условный: нет классических театральных атрибутов. Он напоминает концерт самодеятельности. Вместо декораций - какие-то картонные перегородки, занавесочки, лесенки. Один вышел - проговорил скороговоркой текст и ушел, за ним - второй. На свой манер оттарабанил слова и удалился. Каждый пушкинский персонаж выступает со своим сольным номером и его задача - удивить публику, неважно чем.

В стремлении осовременить «поэму в стихах», режиссёр включил в спектакль джаз, рэп, русский и африканский фолк. Впечатление спектакль оставляет неоднозначное. Где легкость и воздушность пушкинской строки? Где поэтическая нежность и грусть?

Задача любой театральной постановки видится в том, чтобы пробудить интерес подрастающего поколения к литературе и другим видам искусств. И есть немало спектаклей, которые служат именно этой идее. Ищите, читайте отзывы и не полагайтесь только на название спектакля.

Прекрасно ведь, что в нашей жизни – реалистичной, эгоистичной и все больше виртульной — есть место романтизму. И не беда, что только в театре. Постановка по одной из самых лучших книг в жанре «плаща и шпаги» французского классика Теофиля Готье – большая удача. Скорее всего, современный подросток в лучшем случае имеет представление об этом направлении в искусстве по фильму о «Трех Мушкетерах». Роман же Готье не так популярен — и это обидно! Ведь именно он и представляет собой жемчужину приключенческо-романтического стиля.

Здесь есть все: интриги, бандиты, поединки, переодевания, похищения, злодеи и влюбленные. Согласитесь, что такой набор способен привлечь даже скептически настроенного зрителя в непростом переходном возрасте. Но главным действующим лицом в спектакле Мастерской становится все-таки театр: театр по Шекспиру, который, как известно, – весь мир, а люди в нем актеры.

Иногда надо не бояться «покинуть комнату», отправиться в путь и найти себя, примерив на себя другую роль. Именно такой поступок и совершает главный герой – молодой, бедный барон де Сигоньяк, отправившись вместе в труппой бродячих артистов в путешествие. В след за своей возлюбленной — актрисой театра — он становится маской: Капитаном Фракассом.

Я шла на спектакль лишь с одним опасением: смущала его продолжительность. «Капитан Фракасс» начинается в семь вечера, а заканчивается уже ближе к одиннадцати. Беспокоилась не о себе, а о детях. Оказалось, – напрасно! Смотрели они прекрасно и, по их же впечатлениям, — ни единой минуты не скучали. Спектакль невероятно зрелищный, в нем театральность возведена в третью степень: пышные, раскидистые костюмы, которые с одной стороны, отсылают к эпохе Людовика XIII , а с другой, конечно же, вторят маскам Венецианского карнавала – бессмертной комедии Дель арте. Основная «фишка» декораций, которая помогает уловить, поймать основной мотив вечного движения, пути странствующей театральной труппы (да и всей жизни), – это три траволатора на сцене. Помните? Есть такие движущиеся бесступенчатые дорожки, позволяющие ускорить передвижение пешеходов. По ним движутся герои спектакля. Очень ёмко и точно.

Роли все яркие, характерные. Особенно прекрасен главный злодей – соперник барона. Будете умирать со смеху. В романе у Готье, он после того, как был на волосок от смерти, вдруг (по всем законам жанра) осознает свои злодеяния и становится благородным героем. В спектакле же он словно немного трогается умом и вытворяет страшно забавные вещи.


Спектакль «Руслан и Людмила» придуман в ироничном, колком стиле. Ведь сама поэма изначально задумывалась с элементами пародии (на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев»). Пушкин намеренно иронически принижал благородные образы Жуковского, вставлял в повествование шуточные, гротескные детали. В спектакле образ Пушкина – балагурный, хулиганистый, насмешливый, но очень чувственный.

Здесь бесстрашные богатыри и Руслан седлают швабры и метлы вместо коней, на головы надевают помятые ведра и сражаются игрушечными мечами. Упитанный же Фарлаф с большими рыжими усами страшно напоминает не то Бармалея, не то Жерара Депардье в роли Обеликса. Борода Черномора больше похожа на длинную новогоднюю гирлянду, а «заветное кольцо» для Людмилы хранится в киндер — сюрпризе.

Спектакль играется на малой сцене в новом здании Мастерской, которая, как известно, имеет секрет. Зрителям в зале открывается перспектива нижнего театрального фойе с его объемной геометрической архитектурой: ступеньками, балконом, колоннами, проемами, перекрытиями. Кроме архитектуры фойе, на сцене растет дерево-колонна с цепью – «дуб зеленый» и сучками-ступеньками, а также деревянный наклонный помост, выполняющий роль своеобразного укрытия. И это все! Остальное – игра воображения. Если это встреча Руслана со старым Финном, то надо просто прислушаться, а легкое эхо и звук капающей воды перенесут вас в глухую пещеру старца. Если это владения Черномора с прекрасными водопадами и садами, то это — струящиеся ткани и настоящие апельсины, россыпью по сцене. А если это княжество Владимира, то это — обыкновенный длинный пиршественный стол, который при желании делится на две половинки (обещанное «полцарства прадедов»).

Здесь всё словно не всерьёз. Это своеобразный комикс на классическую тему, который абсолютно точно придется по вкусу капризному подростку: и с бессмертным сюжетом познакомится, и школьную программу по литературе усвоит, и удовольствие получит.


«Людоедик» поставлен по одноименной пьесе современного канадского драматурга Сюзанн Лебо. Сюжет не уступает триллеру: здесь и странная тайна, и возрастающее напряжение, и неожиданная развязка. Вдалеке от людей, в лесу живут мать с сыном. Он – огромного роста в свои 6 лет, и откликается на необычное, домашнее прозвище — Людоедик. Она — растворившаяся в любви к единственному ребенку, запуганная агрессивным миром, но гордая женщина с загадочным прошлым.

Вот в такой истории спрятаны смыслы, адресованные сегодняшнему подрастающему поколению и их родителям. Здесь и гиперопека над ребенком – страхи, которые пожирают взрослых; и борьба со страстями и желаниями у внезапно повзрослевших детей. Спектакль играется на малой сцене театра: все очень близко (действие разворачивается на расстоянии вытянутой руки) и очень правдиво, местами до кома в горле, до слез. Почти всегда темно и немного страшно.



Спектакль поставлен по пьесе «У ковчега в восемь» известного немецкого драматурга, режиссера и актера Ульриха Хуба. Хуб написал ее в 2006 году после того, как одно из немецких издательств предложило нескольким театрам затронуть вопрос религии в детских спектаклях. Согласитесь, что тема очень щекотливая, непростая для театра, но, мне кажется, безусловно, важная и нужная для разговора с подростком. И это тот редкий случай, когда автор сумел удачно соединить уместный здесь пафос с легкостью повествования и доброй иронией.

Сюжет прост: Бог разгневался на людей и зверей за их жесткость, неблагодарность, безверие и устраивает всемирный потоп. Как известно, в Ноевом ковчеге могут спастись только «твари по паре». Но пингвинов оказывается трое. Одному из них (по воле друзей) приходится плыть на ковчеге «зайцем». Как научиться жертвовать собой ради другого? Как видеть и уметь признавать свои ошибки? Как прощать ближнему и не роптать на Бога? На эти «неподъемные» вопросы просто, а главное — с тонким юмором и любовью за полтора часа рождаются очевидные ответы. Пингвины в спектакле – это трое смешных горе-музыкантов.

Никаких клювов, хвостов и других глупостей. Пингвины тоже люди. Они ссорятся, мирятся, боятся, радуются, грустят, много поют и играют: то на гигантской балалайке, то на унылой гармошке, то на барабанах. Кстати, для пап и мам есть в спектакле «взрослые» приветы от режиссера спектакля: пингвины время от времени начинают говорить фразами Чеховских персонажей или стихами Бродского. Очень забавно и до удивления точно.


Мои дети всегда с удовольствием слушают истории из моего детства. Мне кажется, что все дети это любят. Спектакль в театре «А-Я» – это живые картинки из прошлого: смешные до слез, отчаянно грустные, знакомые до щемящей боли в области солнечного сплетения и все без исключения музыкальные. Это постановка, которая способна подарить взрослым кусочек безвозвратно ушедшего, ничем незамутненного счастья, а повзрослевшим детям приоткрыть заветную дверцу в такое странное советское детство родителей, бабушек и дедушек.

Спектакль построен на воспоминаниях реальных людей, чье детство приходилось на 40-80 годы прошлого столетия. Хронологии нет – все вперемешку. Здесь и война с эвакуацией, и истории про пионеров с хулиганами, и житье-бытье в коммуналке. Музыкальные пластинки, вожделенные велосипеды, первый телевизор, черный хлеб с зубной пастой вместо пирожных…Ты внимаешь каждой примете времени, прикидываешь, когда торт мог стоить 25 рублей и потихоньку шепчешь на ухо сыну о том, что картавит этот замечательный актер специально: он — Володя Ульянов.
Все актеры, занятые в спектакле запросто перевоплощаются в музыкантов: саксофон, электрогитары, ударные. Музыка – барометр времени: Хиль, Зыкина, Цой, Бутусов.

Каждое воспоминание уникально. И оно не просто сыграно, оно прожито: здесь и сейчас. С огромной любовью, без пафоса и псевдоностальгии по прошлому. И вы не представляете, какое количество вопросов рождается в голове у подростка после просмотра спектакля. Не это ли самое прекрасное: поговорить по душам после совместно увиденного в театре?


Еще одно произведение из школьной программы по литературе, которое почему-то негласно принято смотреть в Малом театре. Не умаляя достоинств этой постановки, хотела бы посоветовать «Недоросля» в Чихачевке (так поклонники театра ласково называют этот театр.) Пьесу Фонвизина здесь удачно превратили в опперету-водевиль. Музыку написал известный композитор Андрей Журбин, автор не одного десятка опер, балетов и сочинивший сотни музыкальных хитов для эстрады и кино (чего только стоят песни из кинофильма «Эскадрон гусар летучих»).

И «Недоросль» не исключение: музыкой в спектакле проникнутся не только истинные ценители музыкального театра, но даже те, кто с этим жанром столкнется впервые. Впрочем, здесь все на высоте: и оригинальные костюмы, и прекрасные голоса артистов. Есть и небольшое отступление от классического сюжета, которое, становится пружиной всего действия: в спектакле одним из главных действующих лиц является сама императрица Екатерина II. Именно при ее правлении состоялась в театре премьера комедии Фонвизина. Ее образ создает исторический контекст, расширяет границы пьесы, что, безусловно, только на пользу современному подростку. Два в одном: и урок литературы, и урок истории.


Рассказы про Шерлока Холмса словно созданы для того, чтобы воплотиться в теневом театре. Где, как не здесь, создается неповторимая атмосфера загадочности: для детективных историй точнее места не найти.
Мы уже писали о том, что театр задумал интереснейший проект: театральный сериал по знаменитым историям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Первые два спектакля были по рассказам «Собака Баскервилей» и «Вампир из Сассекса». И вот следующая серия! На этот раз — один из самых популярных сюжетов об английском сыщике: «Пестрая лента». Мы смотрели все серии и после каждой дети только выдыхали: «Вау!»

Каждый спектакль – это удивительно гармоничный синтез драматического, кукольного и теневого театра: все приемы сочетаются и переплетаются между собой. Вот за ширмой, в полной темноте возникают тени экзотических животных –павиана и гепарда, разгуливающих по поместью жестокого Ройлотта; а вот на сцене появляются изящные тростевые куклы сестер-близнецов, а на руках актеров вдруг оказываются перчаточные куклы – смешные уменьшенные копии знаменитого сыщика и его помощника.

Дуэт двух драматических актеров, исполняющих роли Холмса и Ватсона (и это при бешенной конкуренции с кинематографом, где в разное время были созданы культовые образы Конан Дойла), безусловно, успех постановки. Шерлок – молодой, импульсивный и ироничный. Ватсон – забавный, неуклюжий, но страшно обаятельный. Главной фишкой в их общении становится (выражаясь понятным для сегодняшних подростков языком) добрый троллинг друг друга. И вообще вся постановка выдержана по сути в этом ключе. Чего только стоит Цыганочка под живую скрипку в исполнении Ватсона на русско-английском языке: one, one, да еще one (помните, в поместье Ройлотта жили цыгане?). Скучать точно не придется.

***
Светлана Бердичевская

«Горе от ума» в постановке Александра Яцко - редкий пример современного, но уважительного отношения к классике. Актеры одеты в костюмы как из стильного бутика, но при этом вдумчиво произносят без искажений текст комедии Грибоедова. Сокращение коснулось только шести княжон Тугоуховских: им было бы тесно на малой «Сцене под крышей». «Горе от ума» в Театре имени Моссовета - камерная история молодых людей, модных и бескомпромиссных.

добавить в избранное

Эксперимент знаменитого театра

Французский режиссер предложил авангардный вариант прочтения текста Гоголя. Всю фантасмагорию разыгрывают панки - в черных кожаных костюмах с тяжелыми металлическими заклепками, с изощренными тату, цветными ирокезами на головах. Куклы на сцене столь же непривычны для московских зрителей. Вместе с исполнителями они предстают своеобразными кентаврами, и в какие-то моменты актер ведет диалог с куклой, которой сам же и управляет.

добавить в избранное

Великая пьеса, сыгранная без слов

В этой трактовке не звучит ни одно слово Гоголя, в ней вообще нет слов. Режиссер Сергей Землянский известен тем, что переводит литературу в пластику. Всего за полтора часа актеры в танце передадут одновременно сатирический и лирический сюжет о жизни людей в провинциальном городе, где они обитают со своими слабостями и надеждами.

добавить в избранное

Классическая постановка с куклами

Пьеса Гоголя лишь незначительно сокращена, основное внимание уделено человеческим отношениям, а не сатирическим карикатурам. Кукольные персонажи в первую очередь обаятельны, а поэтому вызывают не то чтобы сочувствие, а понимание. Неожиданные решения возникают, когда куклы взаимодействуют с персонажами, сыгранными актерами в «живом плане» (так в театре кукол говорят о приеме, когда актер играет роль исключительно средствами драматического театра).

добавить в избранное

Все только начинается

О войне еще только говорят и на нее лишь, бравируя, собираются. Мир представлен московскими и петербургскими семьями с начинающими взрослеть Наташей и Андреем. Шедевр режиссера Петра Фоменко идет почти четыре часа, но воспринимается на одном дыхании. Актеры едва успевают представить события неполного первого тома великого романа, играя по несколько разноплановых ролей и демонстрируя чарующее мастерство, за которое зрители так полюбили «фоменок».

добавить в избранное

Великая актриса рассказывает о великом поэте

Алла Демидова не просто представляет стихи Анны Ахматовой, что она часто делала в своих чтецких программах. Она рассказывает об Ахматовой и действует, читая текст в мизансценах и сценографии Кирилла Серебренникова в окружении современного саунд-дизайна и видеоанимации. Неоновая надпись на латыни, украшающая Фонтанный дом в Питере, «Бог сохраняет все» становится важной деталью оформления идущей всего час, но чрезвычайно насыщенной смыслами постановки.

добавить в избранное

Спектакль для продвинутых подростков и их продвинутых родителей

Евгений Миронов примерил на себя роль Рассказчика, который в невероятно красивом спектакле звезды мирового театра Боба Уилсона носит рыжий парик и болтает ножками, сидя на дубу выше ученого кота. Он иронично комментирует происходящее, то разъезжая в красном кабриолете вместо корабельщиков, то мгновенно стареет, делясь с публикой малоизвестной «Сказкой о Медведихе». Спектакль - повод посмотреть на заученные с малолетства стихи свежим взглядом зарубежного режиссера-визионера.

добавить в избранное

Театр в роли сада

Конечно, чтобы принять этот спектакль, надо принимать манеру игры Ренаты Литвиновой, которая здесь не играет Раневскую, а живет этим образом, иронизируя над собственными интонациями и жестами. Тем не менее она жалеет свою героиню-«недотепу». Сам сад в трактовке режиссера Адольфа Шапиро - это театр. Новые актеры приходят на смену старым мастерам, которые здесь представлены Николаем Чиндяйкиным и Сергеем Дрейденом, а привычный занавес с чайкой не раскрывается, а распадается на сегменты, разрезая пространство всей легендарной сцены МХТ, становясь похожим на цветущие деревья в холодную весну.

Спектакль — СУПЕР! Билеты продаются только в кассе самого театра и покупать их надо заранее, их быстро разбирают. На спектакле большинство детей было от 10 до 15 лет. Очень многие пришли группами с учителями. Но несмотря на то,что взрослых было мало, а детей много, контролировать детей практически не приходилось, они не отрывались от спектакля. И не отпускали артистов после спектакля очень долго! А мамы и учителя выходили с заплаканными глазами.

Спектакли для детей 12-13 лет

  • Много шума из ничего — Театр Российской армии , Театр им.Пушкина
  • Двенадцатая ночь (спектакль пока нигде не идет)
  • «Ромео и Джульетта» (проходят по программе 8 класса). Спектакль есть во МХАТе им. М. Горького и в Сатириконе . Мои дети смотрели его во МХАТе, им понравилось. Большинство зрителей — подростки, долго хлопали, артистов не отпускали, так понравилось.
  • Не всё коту масленица
  • Как кот гулял, где ему вздумается — РАМТ , черная комната
  • Сказки на всякий случай — РАМТ
  • Думайте о нас — РАМТ
  • Мещанин во дворянстве (7 класс)

Кстати, в РАМТе есть клуб для подростков и их родителей «Театральный словарь »

Спектакли от 13 до 15 лет

  • Дон Кихот (9 класс) — РАМТ
  • Бедность не порок, Свои люди сочтемся (9 класс) — Малый театр, МХАТ
  • А зори здесь тихие — очень рекомендовали посмотреть в РАМТе, но с 2010 спектакль не идет
  • Сон в летнюю ночь — театр на Юго-Западе
  • Евгений Онегин (9 класс)
  • Ученик Лицея (про Пушкина) — театр Сфера.
  • Ревизор — Малый театр.
    В Малом театре отличный Ревизор. Полный зал школьников, все хлопали, не отпускали артистов. Билеты довольно легко можно купить в городских кассах. Но в кассах театра билеты лучше и дешевле.
  • Недоросль — Малый театр .
    На этот спектакль всегда аншлаг, билеты продаются только кассах театра. Но сама пьеса как-то скомкана в конце. Что-то недодумал Фонвизин, какими-то утопическими идеями закончил пьесу. Из-за этого остается ощущение зря потраченного времени. Жалко актеров, они выкладывались на 150 %.

Спектакли 15+

  • Алые паруса — РАМТ (от 16 лет, и не всем. См

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры