Моцарт симфония 41 анализ. История создания и название

Главная / Любовь
Гюнтер Ванд о Моцарте:

Еще в юности Моцарт стал для меня путеводной звездой в музыке… Прежде всего меня
восхищает, что использованные музыкальные средства всегда очень точно соответствуют
высказыванию. У Моцарта все пропорции и параметры согласованы между собой: соотношения
между формой и содержанием, между продолжительностью всего произведения и его отдельных
частей, между темпом и динамикой – все подчинено определенной структуре, и в целом, и в
деталях. Все пропорции необыкновенно органично гармонируют друг с другом…
Классическую сбалансированность отдельных элементов и всего произведения у Моцарта я
уловил очень рано. И пришел я к этому отнюдь не путем размышлений и теоретизирования, но –
если мне позволено будет так выразиться – ощутив, как он близок мне внутренне. Еще в
молодости меня поразило отсутствие чего бы то ни было личного в его музыке, что ничуть не
обедняет ее в эмоциональном плане, напротив! И чем старше я становлюсь, тем сильнее я
чувствую эту чистоту, эту абсолютную естественность музыки Моцарта, которую невозможно
объяснить… Даже по своей метрике она биологически «правильна».
Для меня загадка, как человек, проживший на свете всего 36 лет, смог оставить такое
огромное наследие… Я воспринимаю существование такого феномена, как Моцарт, как своего
рода доказательство Бытия Божьего… Та очевидная легкость, с которой он писал свою музыку,
кажется мне просто сверхъестественной и таинственной. Когда просматриваешь автографы его
партитур, становится ясно, что процесс сочинения завершился в голове прежде, чем
произведение было записано на бумаге. Поэтому его нотные записи, за редкими исключениями,
никогда не оставляют впечатления композиторской «работы», как, например, у Бетховена…
Чем дольше я живу, тем большей тайной представляется мне его творческий процесс. Сам по
себе человек на такое не способен, какими бы духовными силами он ни обладал и как бы
высоки ни были его духовные притязания. Для меня это необъяснимые вещи – такие же
необъяснимые, как красота и чистота некоторых природных форм,.. как цветок, выросший на
краю поля. Почему созерцание полевого цветка делает меня таким счастливым? Для чего он
вырос здесь?..
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам», -- эти слова
Гамлета еще в юности действовали на меня завораживающе. К вещам, не поддающимся
рациональному объяснению, я причисляю и музыку Моцарта, то невероятное счастье, которым
она может одарить. В сложных психологических ситуациях она способна действовать как
драгоценное лекарство.
Божье благословение предназначалось не индивидууму Вольфгангу Амадею Моцарту, а
музыкальному гению. Мне думается, что через него оно снисходит и на нас как акт
Божественного милосердия…
(Взято из буклета, прилагаемого к дискам)

В.А. Моцарт. Симфония № 41, C-dur (KV 551)

Последняя симфония Моцарта известна под названием «Юпитер». Не будучи авторским, название оказалось очень удачным: в музыке симфонии много величавой торжественности (грандиозные масштабы, оркестр с трубами и литаврами, тональность С-dur – в музыке XVIII века она часто символизировала яркий солнечный свет, силу и величие).

I часть – C-dur, сонатное allegro.

II часть – F-dur, Andante cantabile, сонатная форма.

III часть – C-dur, менуэт, сложная 3-х ч.форма.

IV часть – финал, C-dur, сонатная форма с фугой.

Главная партия I части строится на двух контрастных элементах. Первый – волевой и энергичный (tutti, f , унисон, фигура тираты, которая ассоциируется с ударом молнии). Второй элемент (p , аккордовое изложение, струнные) вопросительный и мягкий. Подобная диалогическая структура – типично моцартовский прием, получивший развитие у Бетховена. Дальнейшее продолжение главной темы развивает ее героический элемент. На первый план выдвигается интонация фанфары, пунктирная ритмика, маршевость, активные T-D обороты в гармонии.

В связующей партии оба элемента главной темы даны без динамических контрастов и без тембрового противопоставления. Постепенно на первый план выходит второй элемент. Устремляясь вверх, он завершается, подобно главной теме, героическим маршем.

Побочная партия – лирическая, мечтательная и нежная (хроматизмы, изысканная ритмика, звучание струнных инструментов). Однако совершенно неожиданно она обрывается генеральной паузой, после которой весь оркестр внезапно вступает в мрачном c-moll, с tremolo струнных, напоминая грозное появление статуи Командора. Этот эпизод (т.н. «прорыв в побочной») отличается мимолетностью – всего 2 такта.

После побочной темы Моцарт еще раз обрывает развитие и включает в действие еще одну тему, которая отделена от предыдущей паузой. Это заключительная партия – задорная, «приплясывающая», она связана с веселым миром опер buffa.

Разработка начинается коротким модуляционным сдвигом из G-dur →Es-dur (унисон духовых) и поначалу сосредотачивается на материале заключительной партии. Ранее буффонная, она постепенно преображается в напористую и волевую. Во втором разделе разработки развиваются героические элементы главной и связующей тем. В целом разработка не так велика в сравнении с экспозицией.

Изменения в репризе не существенны:

    фактура обогащается небольшими имитациями;

    в оркестровке бóльшее участие принимают духовые инструменты;

    «прорыв в побочной» со сдвигом в минор проводится более основательно.

Лирическая медленная II часть – Andante cantabile – также написана в контрастной сонатной форме. Ее общее спокойное, безмятежное настроение дважды нарушается контрастным вторжением драматических эмоций (в экспозиции и в разработке). Носительницей драматизма выступает связующая тема (c-moll). Ее сумрачная минорная окраска, взволнованные возгласы, резкие перепады динамики, прерывистые, сбивчивые ритмы противопоставлены основным мажорным темам – спокойно-величавой главной (F-dur) и умиротворенной побочной (С-dur). В репризе же эта тема отсутствует.

Музыка менуэта (C-dur, сл. 3-х ч.ф.) отличается многогранностью. Лирическая напевность (основная тема родственна побочной партии первой части) сочетается с решительными фразами с героическим оттенком (они акцентированы трубами и литаврами).

В трио (C-dur) ярче выявлены жанровые танцевальные черты. Помимо изящной шутливости здесь проступают и лирические черты. В центре трио возникает новая тема, предвосхищающая будущие лендлеры Шуберта.

Симфонию завершает празднично-триумфальный до-мажорный финал . Его сонатная форма напоминает фугу, настолько велика здесь роль полифонии. Все темы даются сначала в гомофонном изложении, а затем по-разному полифонизируются. На основе 1-й темы главной партии (в духе старинного григорианского хорала) выстраивается фугато (в сонатной форме оно выполняет функцию связующей партии). 2-я, гаммообразная, тема Г.П. многократно проводится в каноническом изложении. В эту полифоническую игру включаются и напевная побочная тема (G-dur). Полифоническое развитие захватывает разработку и репризу. Темы и их элементы контрапунктируют друг другу, возникают разнообразные имитации, стретты, обращения, перестановки голосов. В большой коде в одновременном полифоническом звучании объединяются все темы финала.

В целом 4-я часть по своей изобретательности не уступает самым сложным фугам Баха. При этом музыка не производит впечатления помпезной громоздкости. Напротив, она вся пронизана светом, легкостью, энергией и радостью.

Вместе с Сороковой и Тридцать девятой .

История создания и название

Симфония была закончена Моцартом 10 августа 1788 года и должна была прозвучать в концерте (вместе с 39-й и 40-й), средства для которого собирались по подписке. Однако концерт не состоялся, и обстоятельства первого исполнения симфонии не известны. По мнению многих исследователей название «Юпитер» была дано симфонии несколько позже лондонским импресарио Дж. П. Саломоном , однако музыковед А.Майкапар ставит авторство Саломона под сомнение, поскольку «в 1823 году было издано переложение Симфонии № 90 Й. Гайдна, в котором говорилось, что она называется "Симфония Юпитер", и что это название была присвоено ей Саломоном... Возникает большое сомнение, что Саломон одинаково назвал два сочинения разных композиторов». Тем не менее, Майкапар отмечает, что «это название прочно закрепилось за симфонией, очевидно, потому, что в некотором роде довольно точно характеризует действительно присущие этой самой монументальной и сложной симфонии Моцарта олимпийское величие и эпический размах» .

Критика

Некоторые исследователи отмечают сходство симфонии с симфониями Бетховена «с их героикой, стойким оптимизмом, ярким волевым началом» . Восторженно охарактеризовал симфонию П.Чайковский: «Симфония "Юпитер" Моцарта - одно из чудес симфонической музыки, особенно благодаря финалу... Замечательно, что при самых сложных контрапунктических комбинациях, при самом широком симфоническом развитии тем и неисчерпаемом богатстве чередующихся эффектов контраста Моцарт довольствуется в этой симфонии необыкновенно скромным, умеренным по составу оркестром» .

Части

  1. Allegro vivace
  2. Andante cantabile
  3. Menuetto: Allegretto
  4. Molto allegro

Состав оркестра

Напишите отзыв о статье "Симфония № 41 (Моцарт)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Симфония № 41 (Моцарт)

– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.

Симфония №41 до-мажор известна под заглавием «Юпитер», хотя сам автор ей такого названия не давал. Его позднее присвоил произведению импресарио Иоганн Петер Саломон, но нельзя сказать, что он был неправ: имя античного царя богов как нельзя лучше подходит этой симфонии, которой присущ размах поистине «олимпийский». Величие замысла подчеркнуто даже оркестровым составом: если в предыдущей симфонии – соль-минорной – он был сравнительно скромен (даже кларнеты композитор включил в него лишь во второй редакции), то здесь в оркестр введены такие мощные инструменты, как литавры и трубы. Все в этой симфонии дышит величественностью и мощью, поистине «божественной» волей.

Потенциал развития содержится уже в первых тактах первой части: героическим тиратам, грозно интонируемым всем оркестром, отвечает томно-грациозное «высказывание» скрипок. Первый элемент получает развитие в главной партии, в которой пассажи сочетаются с утверждением тоники и решительными ходами по звукам трезвучия. Из второго элемента вырастают мечтательная побочная с ее хроматизмами и ритмической изысканностью. Обрывается она неожиданно: после генеральной паузы, обрывающей движение мелодии, внезапно врывается тремоло струнных на до-минорной гармонии. Это заставляет вспомнить о появлении Каменного гостя в « », но длится это мрачное видение всего два такта. Отделяется генеральной паузой и появление заключительной партии – изящной, «приплясывающей», напоминающей образы комических опер. Эта мелодия будет играть важную роль в разработке, где она приобретет волевые и даже героические черты. Одновременно получают развитие героические элементы главной партии. По своему масштабу – в сопоставлении с экспозицией – разработка относительно невелика, а в репризе изменения сводятся, в основном, к обогащению фактуры и усилению роли духовых.

Медленная часть – это мир поэтичной, благородной лирики. Написанная в сонатной форме, как и во всех поздних симфониях , она отличается характером безмятежным и спокойным – эти черты присущи и главной партии, и побочной. Только до-минорная связующая партия с ее динамическими контрастами и тревожным ритмом вносит оттенок драматизма – но в репризе она уже не появляется, зато присутствует эпизод tutti с фанфарными оборотами, возвращающий к героическим образам первой части.

Третья часть – менуэт в сложной трехчастной форме – сочетает в себе обе образные сферы, представленные в предыдущих частях: героику и лирику. Напевная тема с ее томными хроматическими ходами и прозрачной оркестровой тканью в своем развитии приходит к громогласному tutti с фанфарными интонациями. Подобные обороты звучат даже в трио, контрастируя изящной в своей простоте мелодии, проводимой гобоями и скрипками.

Финал – самая грандиозная часть симфонии. Главная партия слагается из четырех тем. Первая из них – диатоничная, состоящая всего из четырех ступеней – своей строгостью напоминает григорианский хорал или темы фуг , вторая отличается энергичностью и разнообразным ритмом, третьей пунктирный ритм придает решительность, четвертая сочетает в себе восходящее движение и трели. Побочная партия отличается от главной более легкой оркестровкой. В развитии тем, которое начинается еще в экспозиции и захватывает наряду с разработкой репризу, главную роль играют полифонические приемы. В развернутой коде все пять тем объединяются в контрапунктическом совмещении.

Как и две предыдущие симфонии, 41-я предназначалась для авторского концерта, который не удалось провести, и потому место и время первого ее исполнения остается тайной. Несмотря на такое начало, судьба произведения оказалась счастливой: «Юпитер», ставший в симфоническом творчестве «эффектной точкой» – одна из наиболее часто исполняемых симфоний композитора. Ее героические образы предвосхищают творчество Бетховена.

Музыкальные Сезоны

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры