Нагибин «Зимний дуб» материал по литературе на тему. Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб» материал по литературе на тему Нагибин зимний дуб читать рассказ краткое содержание

Главная / Любовь

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

(Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)

Цели:

продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;

обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;

развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;

воспитывать патриотическое отношение к природе.


«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество

ее законов и незащищенность».

Ю.Нагибин


Ход урока:

Проверка домашнего задания

Пересказ.


Аналитическая работа по второй части.

Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.

("Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…")

Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).

Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.

Как появляется в рассказе зимний дуб?

(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)

Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;

Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).

Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)

Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)

Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

("Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!")

Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?

Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

("...Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.)

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как "чудесном и загадочном человеке»)

Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)


Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)


Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

(Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек

и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».


Рефлексия


Домашнее задание : сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Литература: Цветкова Татьяна Михайловна . Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб". Фестиваль «Открытый урок».

Тема : Юрий Нагибин. Зимний дуб

Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;

развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Ход урока:

Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)

Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.

Совместное чтение рассказа.

Проверка первоначального восприятия

Почему произведение называется «Зимний дуб»?

Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?

Что можете сказать о мальчике?

Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

Аналитическая работа


- На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.

С чего начинается повествование?

(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)

В литературоведении это называется… (Экспозицией)

Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

Перед нами образ идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце")

Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

Читаем диалог между учителем и учеником.

Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?


Рефлексия


Домашнее задание : готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

Зимний дуб

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и великодушный могучий страж леса качнул ей навстречу ветвью.

«Анна Васильевна, поглядите,» — сказал Савушкин и с усилием отвалил глыбу снега с прилипшей снизу землей, с останками гнилых трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими листьями. Сквозь листья торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.

Мальчик продолжал водить учительницу по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц. козявок. Отощавшие, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры

Отойдя далеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой одежде, сын погибшего за родину солдату, чудесный гражданин будущего.

(По Ю. Нагибину) 232 слова

Annotation

Молодая сельская учительница Анна Васильевна, возмущенная постоянными опозданиями ученика, решила поговорить с его родителями. Вместе с мальчиком она пошла самой короткой дорогой, через лес, да задержалась около зимнего дуба…

Для среднего школьного возраста.

Юрий Маркович Нагибин

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» - с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону - мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

С добрым утром, Анна Васильевна! - Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

Да будет вам! Сейчас же наденьте - такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

Как Леша-то мой, не балует? - почтительно спросил Фролов.

Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, - в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

Здравствуйте, Анна Васильевна! - звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» - «Ученик». Или: «Что это?» - «Книга».

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

Ты опять опоздал, Савушкин? - Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, - наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась - то на шум в классе, то на рассеянность учеников. «Первые уроки так трудны!» - вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», - самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами. Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

Вам все понятно? - обратилась Анна Васильевна к классу.

Понятно!.. Понятно!.. - хором ответили дети.

Хорошо. Тогда назовите примеры.

На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:

Правильно, - сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».

И тут прорвало:

Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

Правильно, - говорила Анна Васильевна, повторяя называемые ребятами примеры.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. Круг примеров все ширился, но первые минуты ребята держались наиболее близких, на ощупь осязаемых предметов: колесо, трактор, колодец, скворечник…

А с задней парты, где сидел толстый Васята, тоненько и настойчиво неслось:

Гвоздик… гвоздик… гвоздик…

Но вот кто-то робко произнес:

Город - хорошо! - одобрила Анна Васильевна.

И тут полетело:

Улица… Метро… Трамвай… Кинокартина…

Довольно, - сказала Анна Васильевна. - Я вижу, вы поняли.

Зимний дуб!

Ребята засмеялись.

Тише! - Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.

Зимний дуб! - повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.

Он сказал не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души, как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом скрывая раздражение:

Почему зимний? Просто дуб.

Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!

Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать! «Дуб» - имя существительное, а что такое «зимний», мы еще не проходили. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.

Вот тебе и «зимний дуб»! - хихикнул кто-то на задней парте.

Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям и ничуть не тронутый грозными словами учительницы.

«Трудный мальчик», - подумала Анна Васильевна.

Урок продолжался…

Садись, - сказала Анна Васильевна, когда Савушкин вошел в учительскую.

Мальчик с удовольствием опустился в мягкое кресло и несколько раз качнулся на пружинах.

Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?

Просто не знаю, Анна Васильевна. - Он по-взрослому развел руками. - Я за целый час выхожу.

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле! Многие ребята жили гораздо дальше Савушкина, и все же никто из них не тратил больше часа на дорогу.

Ты живешь в Кузьминках?

Нет, при санатории.

И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут пятнадцать, и по шоссе не больше получаса.

А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес, - сказал Савушкин, как будто сам немало удивленный этим обстоятельством.

Напрямик, а не напрямки...

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» - с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону - мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

С добрым утром, Анна Васильевна! - Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

Да будет вам! Сейчас же наденьте - такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

Как Леша-то мой, не балует? - почтительно спросил Фролов.

Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, - в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

Здравствуйте, Анна Васильевна! - звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» - «Ученик». Или: «Что это?» - «Книга».

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

Ты опять опоздал, Савушкин? - Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, - наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась - то на шум в классе, то на рассеянность учеников. «Первые уроки так трудны!» - вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», - самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами. Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

Вам все понятно? - обратилась Анна Васильевна к классу.

Понятно!.. Понятно!.. - хором ответили дети.

Хорошо. Тогда назовите примеры.

На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:

Правильно, - сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».

И тут прорвало:

Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

1. - Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я приглашаю Вас «увидеть необычное в обычном».

2. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

3. Фильм.

4. Введение в тему.

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле.

Попробуем найти истину в рассказе Юрия Марковича Нагибина «Зимний дуб», поставив перед собой вопросы: о ком?, о чем?, зачем?

5. Работа по группам.

Ответить на эти вопросы нам поможет работа по анализу отрывков из произведения, которую мы выполним в группах.

Прочитайте эпизоды из рассказа и выскажите свое мнение на поставленный в карточке вопрос.

6. Работа с залом.

Дуб был священным деревом многих народов, в том числе древних славян, ему поклонялись как божеству .

Он и сегодня остается символом мужества, стойкости, выносливости, долголетия, благородства, верности, защиты.

К описанию дуба обращаются многие писатели:

Может быть, кто-то узнает услышанные отрывки и назовет произведение и его автора.

1. «Ста­рый дуб, весь преображенный, раскинувшись ша­тром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору про­бились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чув­ство радости и обновления» (Лев Толстой «Война и мир»)

2. Я видел дуб.

Он сотни лет,

Все глубже корни простирая,

Держался крепко на земле,

Макушкой небо подпирая. (Иван Кашпуров «Дуб»)

3. Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один. (Николай Заболоцкий «Одинокий дуб»)

4. У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом. (Александр Пушкин)

Какую смысловую нагрузку несут описания дуба в этих произведениях?

7. Итог работы групп.

Настала пора подвести итог работы групп.

Первая группа представляет нам предметный анализ текста: о ком?

Пожалуйста, выскажите свое мнение.

1) Мир детства представлен в рассказе радостным, безмятежным, жаждущим знаний – разноцветный мир детства.

2) Молодая, считавшая себя опытной, жизнерадостная, самоуверенная. Все ее ценят и уважают. Слава умелого, опытного учителя.

3) Маленький, в разношенных валенках, непосредственный деревенский мальчишка, живущий окружающей природой, наслаждающийся ее удивительной красотой, душевный и честный.

4) Один из главных героев рассказа. О нем, как о живом существе говорит Савушкин, несмотря на окрики и смех товарищей: « Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!»

5) Отец погиб на войне, мать воспитывает четверых детей, трудолюбивая, добрая женщина.

6) Жители Уваровки добрые, уважительные люди.

7) Зимние постояльцы.

Вторая группа представляет нам смысл предметного анализа текста, основную мысль произведения, выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности: о чем?

1) Радость, восхищение, прилив чувств, восторг.

2) Самоуверенность, самонадеянность.

3) Когда человек остается наедине с природой, он становится самим собой, душевным и честным, бесхитростным и просты.

4) Красота природы. Зачарованный мир покоя и беззвучья.

5) Самоуверенность ее исчезает, когда в лесу ее учит маленький мальчик. Она прошла тот же путь, что и ее ученик.

6) Богатство и красота внутреннего мира героя. В будущем станет таким же стражем леса, как и дуб.

Выскажите свое мнение.

Итог (мой)

Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек и природа, потому что это единое целое;

Чтобы понять, что есть мир другого человека и его надо принимать так, как свой собственный;

Чтобы ценить жизнь.

Дуб – хранитель леса, а человек – хранитель всего мира.

Спасибо за общение!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры