Найк Борзов: Роковое влечение. Найк Борзов: «У меня все плохое всегда из головы вылетает» Как ваши вкусовые пристрастия отражены в райдере

Главная / Любовь

Сейчас вы активно продвигаете свою акустическую программу, с которой и выступите в ближайшую субботу на площадке Beatnik.

Вас ждет скорее акустический рейв, чем просто концерт, я придумал стилю музыки, которую вы услышите, определение «этно-техно». Название непонятное, но зато когда все приходят на выступление, значение его становится понятно. Обычно когда люди собираются на акустику, то ждут «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и прочую нуднотеку. А здесь другая история, отчего у публики меняется отношение к акустической музыке в принципе. Мы выводим ее на новый уровень. Сюда еще подходит термин unplugged– без подключения к электричеству. Хотя у нас два гитариста играют с использованием современных высокотехнологичных приборов. Так первобытность, шаманизм соединяется с современностью. Можно сказать, мы замыкаем в цикл прошлое и будущее. И если бы рок-н-ролл придумали в Средневековье, то наверно он бы звучал так, как моя новая акустическая пластинка, которая выйдет в ноябре-декабре.

Стиль техно сейчас популярен в массах. Как думаете, почему?

Техно - это нечто первобытное, примитивное, построенное чисто на бите и перкуссии. В нем мало, что происходит. Это такое постоянное движение, которое втягивает в себя, и ты начинаешь менять свои притязания и двигаться в такт. Именно так и происходит у меня на концертах.

Вы говорили, что не используете электронику в этой программе.

Мы ее избегаем всяческими способами, используем инструменты классические акустические – рояль, варган. Вру, есть синтезатор и орган, который все же остается более акустическим, воздушным инструментом, несмотря на то, что его засунули в маленькую коробочку. Где-то год назад я познакомился с ударным инструментом кахон – его звучание меняется от более низкого по середине к более высокому по краю коробки. Когда я его услышал впервые, то сразу подумал, что он похож на аналоговую драм-машинку из ряда первых органов Хаммонда. Вот с этого кахона все и началось: я позвал перкуссионистку, которая играла на этом инструменте, я ей начал придумывать разные биты, стал выступать с двумя акустическими гитарами, сам играю на перкуссии, вокруг меня вы увидите много всякого барахла. Видя реакцию людей, и на основании собственных ощущений, мне захотелось все это записать. В декабре прошлого года мы сняли заброшенный дом культуры 1950-х годов, который не реставрировался, там лепнина осталась. На стенах были картины накаченных мужчин и женщин, танцующих с платками, полуголых детей с дедушками, все довольные и счастливые. И вот в этом помещении мы сели с музыкантами и записали больше двадцати песен из старых альбомов и две новые: одну под названием «Ева» я написал в конце 1980-х, вторую - «Молекула» - в середине нулевых. Всем знакомые песни мы сделали в таком виде, которых не услышишь в электрических альбомах.

Старые песни на новый лад – актуальная тема.

Мне всегда казалось, что для того, чтобы быть в теме, нужно не быть в теме абсолютно. Я всегда нахожусь в андеграунде современной ситуации и тем самым опережаю время. Как только заканчивается мода, вместе с ней умирает все, что с ней было связано. Вот окончательно пройдет волна хипстеров, умрут все «Помпеи», On-the-Go, «Тесла бои», лет через десять о них никто и не вспомнит. Кроме тех, кто слушают прямую бочку и ничего нового не воспринимают. Форматные модные истории я уже слышал много раз, делал много раз. Я лет двадцать назад играл с прямыми бочками - затягивающую музыку, ничего в себе не несущую, работающую в качестве саундтрека для вечеринки. У меня была группа «Бобры-мутанты» – проект свободного потока сознания, нойзовый авангардный психодел мы закончили прямой бочкой, самобытным трансом. И как только через полтора года распространилась прямая бочка, мне она осточертела, и захотелось вернуться к чему-то более человечному.

16 Марта в Школе радио, диджеинга и звукозаписи Umaker прошел открытый паблик-ток с известным музыкантом Найком Борзовым. Уже за полчаса до начала мероприятия было трудно отыскать свободное место. Желающих воочию пообщаться с Найком оказалось довольно много. Главное темой паблик-тока стала, конечно же, грядущая презентация этно-техно альбома “Молекула”. Каждый из присутствующих мог задать музыканту абсолютно любой вопрос. В конце беседы Найк сам выбрал несколько участников с наиболее интересными вопросами и вручил им по диску с автографом. Час пролетел незаметно, и многие еще долго не отпускали музыканта, продолжая спрашивать о чем-то, фотографироваться и благодарить за чудесный атмосферный вечер!

После окончания паблик-тока отзывчивый Найк любезно согласился побеседовать с журналом Eatmusic.

ЕМ: Найк, в декабре 2015 года успешно прошла презентация первой части твоего этно-техно альбома “Молекула”. Уже совсем скоро, 22 апреля, состоится релиз его второй части. Почему решил выпустить их по-отдельности?

Найк Борзов: Привет, Eatmusic! Сейчас выходит весь альбом полностью. А первую часть я воспринимаю так: в момент работы еще не готовую до конца версию альбома кто-то взял и украл из студии, а затем выложил в сеть. Ну, понятное дело, что этот кто-то – я (смеется). Это был такой подарок всем на Новый Год. А теперь эти девять песен я полностью пересвёл, и они будут звучать чуть-чуть иначе, будут отличаться от тех версий, которые уже доступны в сети. Поэтому Вас ждет уже совершенно новый альбом, и он двойной, тут нет частей. Тут есть просто сторона А и сторона В.

ЕМ: Презентация альбома будет проходить в Центральном Доме Художника (концертный зал). Почему ты выбрал столь необычное место?

Найк Борзов: Во-первых, ЦДХ находится не так далеко от Красной площади, так что, сразу после демонстрации в честь Дня Рождения Ленина (22 апреля родился вождь пролетариата) можно отправиться ко мне на концерт (смеется). А вообще, будет совершенно атмосферная обстановка. Найдем время, чтобы и помедитировать, и поплясать, и улететь в неизведанное, не вставая с кресла.

ЕМ: Наверное, и наряды гостей тоже должны быть ососбенными? Для девушек платья в пол, горжетки, бокал шампанского в руке?

Найк Борзов: И в паре с каким-нибудь сказочным карликом обязательно (смеется).

ЕМ: Недавно прошли съемки твоего нового клипа на песню “Ева”. Не секрет, что иногда ты сам выступаешь в роли режиссера и придумываешь сценарии. Что тебя вдохновляет?

Найк Борзов: Честно говоря, я не особо люблю сниматься в клипах. Но если я придумываю идею сам и мне интересно, что из этого получится, тогда я готов даже терпеть все эти бесконечные дубли и моменты ожидания. Для меня в съемках самое сложное – это сидеть и ждать. Это больше всего напрягает, ведь все это время ты просто ничего не делаешь и занимаешься какой-нибудь фигней. Поэтому я и начал сам писать сценарии и снимать. Когда снимаешь по своей идее, тебе всегда нравится в этом участвовать, а когда снимаешься в какой-то ерунде…хотя, у меня таких клипов нет! Это просто было бы мне не интересно.

ЕМ: Если бы ты не стал музыкантом, не вступил на творческий путь, то какой бы могла быть твоя альтернативная жизнь?

Найк Борзов: Я пытался сам свернуть от этого, уйти в какие-то серьезные занятия, например, в профессиональный спорт. Но творчество меня обратно всасывало и не отпускало. И в какой-то момент я просто понял, что это мое, расслабился и перестал сопротивляться.

ЕМ: Кстати, о спорте. Сейчас в тренде вести здоровый образ жизни, все в спортзалах, все качаются. А как ты к этому относишься? Найк и спорт – это две параллели, которым никогда не суждено пересечься? Или, все-таки, есть шанс?

Найк Борзов: Я не занимаюсь спортом. Мне больше близка физкультура, как одна из форм получения удовольствия. Я езжу на велосипеде, поплавать люблю. У меня турник дома висит, подтягиваюсь иногда. Мимо проходил, повисел – сразу отлично себя почувствовал! Еще профессия у меня такая, что приходится часто сидеть, играя на гитаре, или долго стоять, записываясь в студии. Поэтому нужно как-то немного двигаться, позвоночник растягивать. Но я спорт не люблю, потому что это больше из разряда фанатизма, а фанатизм в любом деле – это плохо.

ЕМ: Найк, ты веришь в реинкарнацию?

Найк Борзов: Я надеюсь, что скоро вырвусь уже, наконец, из этого бесконечного круга смертей и перерождений и войду в свою нирвану!

ЕМ: Через пару месяцев у тебя День Рождения (23 мая). Какой бы самый необычный подарок ты хотел получить?

Найк Борзов: Вряд ли мне кто-то такой подарит, поэтому даже озвучивать не буду (улыбается).

ЕМ: Теперь предлагаю тебе поучаствовать в опросе под названием “Если бы я был…”.

…фильмом

Найк Борзов: По эмоциям и по динамике был бы таким, как качели. Только ты привыкаешь к одному состоянию, фигак - резко оно меняется, и ты начинаешь быть совершенно другим, тебя несет совсем в иную сторону. И так бесконечно!

…песней

Найк Борзов: Очень длинной и динамичной. Таким гимном – мантрой, который может играть весь день.

…женщиной

Найк Борзов: Матерью, женой, сестрой…Но я бы, все равно, стал певицей! Однозначно! Это было бы прикольно

…городом

Найк Борзов: Я бы был таким маленьким городом, который только-только приближается к этому статусу, но очень приятным, по-любому

…музыкальным инструментом

Найк Борзов: Очень простым и при этом очень вставляющим. Я даже не знаю, какой такой инструмент должен быть.

ЕМ: Скажи, пожалуйста, несколько слов для читателей журнала Eatmusic.

Найк Борзов: Приглашаю всех на мой концерт. Будет весело, интересно и круто! Будет много абсолютно разных эмоций, как на качелях. Большой концерт (20 песен), большой состав, все очень классные, красивые и добрые, а музыка – светлая. А главное напоминание о моем концерте – День Рождения Ленина. Как только поймете, что этот день настал, значит вечером надо идти на концерт Найка Борзова!

ЕМ: Спасибо за интервью!

Имя Найка Борзова прогремело в середине 90-х. Его хиты «Лошадка», «Три слова», «Верхом на звезде» звучали повсюду. Но сам музыкант те времена вспоминать не хочет. На несколько лет он совсем забросил сцену и всецело посвятил себя воспитанию дочери Виктории. Сейчас Борзов записывает новые пластинки, но на верхние строчки хит-парадов больше не стремится. «Я неформатный исполнитель, который находится вне времени», - улыбается певец

Фотография: Ваня Березкин

Е сли честно, мне всегда было интересно узнать, Найк - это ваше настоящее имя или все-таки псевдоним?

Это настоящее имя. Его история такова: еще до моего рождения маме с папой предсказали, что у них будет девочка. Они накупили кучу девчачьих вещичек желто-розовых оттенков. Кстати, первые несколько лет своей жизни я был вынужден их носить. (Улыбается .) Когда родился я, родители очень долго не могли придумать мне имя, два-три года меня называли просто «малыш». А потом родители-хиппаны увлеклись Индией и дали мне индийское имя - Найк, что означает «звезда».

Тем самым родители определили вашу судьбу. Когда вы увлеклись музыкой?

Вся эта история с написанием музыки появилась еще до того, как я начал разговаривать. Заговорив, я стал сочинять тексты. Пока напевал их себе под нос, дедушка втихаря записывал на аудиокассеты. Мама говорит, что c самого начала всё, что я делал, было очень самобытно, ни на что не похоже. Родители с детства прививали мне любовь к музыке, поэтому отдали меня в музыкальную школу. Я прозанимался там год и бросил - надоело. Мне больше нравилось самому до всего доходить.

Я так понимаю, вы с детства хотели быть именно рокером. Родителей это не пугало?

Когда у меня появилась группа «Инфекция», мне было лет тринадцать. Мы с друзьями круглые сутки сидели у меня в комнате и орали на весь дом песни матом - и всё это в обычной трехкомнатной квартире в подмосковном Видном. У нас был очень дружный дом, и соседи искренне радовались, что происходит какой-то безумный движняк. Никто не жаловался. Что самое интересное, родители в это время тоже были дома, мама занималась своими делами и к нам даже не заглядывала. Мне очень рано разрешили курить, лет с тринадцати я курил официально.

Мат, сигареты… Неужели ваша мама это поощряла?

Она как-то заглянула к нам и говорит: «Всё классно, музыка у вас отличная. Только можно поменьше материться?» - «Мама, ты ничего не понимаешь. Всё, пока!» Мама никогда не заставляла нас не материться совсем, она просто говорила: «Чуть-чуть поменьше». Такая поддержка, конечно, дорогого стоит.

Вашей дочери сейчас одиннадцать. Только представьте, что через пару лет она начнет себя вести так же, как и вы в детстве. Вы это одобрите?

Вика растет в других условиях. Если я при своей дочери стараюсь вообще не курить, то во времена моего детства дома курили так, что из-за дыма я глаза не мог открыть. Я вообще не помню, чтобы меня не окружал табачный дым. Видимо, я впитал его с молоком матери. Сейчас курение моя самая большая проблема, от которой мне очень хочется избавиться.

В одном интервью вы сказали, что детям ничего нельзя запрещать, так как запрет лишь способ пропаганды. Вас воспитывали именно в таком ключе. Вике тоже всё дозволено?

С дочерью всё по-другому, конечно. Она девочка. С возрастом я стал понимать, какие ошибки были допущены родителями в моем детстве. Все-таки нельзя пускать воспитание ребенка на самотек, как это было в моем случае.

Возможно, вы просто не слышали родительских запретов?

Дело в том, что мне ничего не запрещали. Я мог делать всё, что хотел. Сейчас я понимаю, что от каких -то вещей меня можно было бы и оградить.

Найк, вы развелись со своей супругой, когда дочь была совсем маленькой. У вас сейчас нет ощущения, что Вике не хватает вашего внимания и поддержки?

Я стараюсь хотя бы несколько раз в неделю бывать с дочкой. Мне с ней безумно интересно. Вообще она настоящая папина дочка. Я беру ее на свои концерты, а она честно говорит, какие песни ей нравятся, а какие лучше вообще вычеркнуть из репертуара.

Вы бы хотели, чтобы она стала музыкантом?

Если она будет развивать свой талант, если у нее это будет получаться, то почему бы и нет. Я буду ее поддерживать и всячески помогать. Главное, чтобы ей это нравилось. Но пока об этом, конечно, рано думать. Сегодня она должна учиться в школе, развиваться как личность, а не ломать себе жизнь. Посмотрите на тех, кто начал петь в раннем детстве. В большинстве своем это несчастные люди. Я не хочу такого будущего для своей дочери. Она сейчас в таком возрасте, когда происходит переоценка ценностей, я стараюсь оградить ее от мира шоу-бизнеса с его съемками и тусовками.

В какой-то момент вы и себя решили оградить от этого мира. Причем сделали это, будучи на пике популярности. С чем это было связано?

Я хотел избавиться от привязавшегося ко мне образа, не хотел быть исполнителем двух-трех популярных песен. Поэтому увлекся театром, начал играть Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова «Нирвана». Играл в каких-то сумасшедших антикоммерческих группах. Потом занялся всякими психоделическими проектами: продюсировал, писал саундтреки для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция».

Но это была работа, что называется, за кадром. Считается ведь как: нет артиста в телевизоре, значит, его нет вообще.

Я это понимал, поэтому, наверное, и делал всё для того, чтобы меня не было ни видно, ни слышно. Плюс тогда у меня случилась неприятная история, связанная со звукозаписывающей компанией, которая обманом получила права на мою музыку. Я не видел смысла работать с этими людьми, а они не хотели меня отпускать, всячески пытались заставить исполнять обязанности, которых уже не было. И когда в 2008 году у меня с ними закончились контрактные отношения, я сразу сел записывать новую пластинку, под названием «Изнутри».

Не понимаю, что до этого мешало вам ее записать?

Я просто не хотел. Видимо, эти мои метания были защитной реакцией.

Тогда ходили разные слухи...

Да, сначала было неприятно читать о том, что ты умер от передоза. Но потом меня это начало забавлять. Когда в 2010 году я стал потихоньку возвращаться на сцену, мне нравилась реакция людей. Глядя на мои афиши, они удивлялись: «Он что, живой?» Я люблю невеселые шутки. Например, песня «Три слова» - это тоже черный юмор. Просто он в мажоре.

Доля правды в тех слухах всё же была. Вы сами неоднократно говорили, что в свое время в вашей жизни были наркотики.

Да, были. Но жизнь сама по себе настолько интересна, каждый день несет в себе столько приключений, что никакой наркотик дать этого просто не может. Я очень быстро всем этим переболел. Наркотики дали мне понять, что все эти эмоции есть внутри меня и я просто могу доставать и пользоваться ими, не прибегая к стимуляторам. Я научился это делать. Я не пью алкоголь с 2008 года. Мы с ним просто поняли, что надоели друг другу. Ничего запрещенного не употребляю. Вот только сигареты у меня остались идиотские, и всё.

Скажите честно, вы ностальгируете по тем временам, когда ваши песни звучали буквально из каждого утюга?

Честно говоря, я даже вспоминать про это не хочу. Я странный человек, и ностальгия мне совсем не присуща. Если это случится снова, совершенно не обломаюсь, но восприму уже немного иначе. Мне хорошо там, где я сейчас. Эта фраза «Хорошо там, где нас нет» - прошлый век. Ее нужно зачеркнуть, забыть, вырезать. На самом деле хорошо там, где мы есть. Я не чувствую, что сейчас я в забвении: в метро меня узнают, автографы берут, песни напевают...

Вы как-то говорили, что всегда чувствовали себя аутсайдером.

Да я и сейчас себя чувствую аутсайдером. Ничего не изменилось.

Почему?

А мои песни занимают верхние строчки хит-парадов? Нет, я в андеграунде. Я неформатный исполнитель, который находится вне времени, пространства и стилистики. Выгляжу странно, говорю не то, что хотят услышать. Не могу я жить иначе.

Найк, вот вы заговорили о странностях... В одном из ваших старых интервью я читала, что в молодости вы подумывали о смене пола.

Да, мысли разные были. Я вообще любитель всего провокационного, и не только в искусстве. Хотел сделать операцию по перемене пола, даже денег скопил, но вовремя ушел в армию и много чего там понял.

В армию пошли, потому что служить хотели или просто не смогли увильнуть?

Так сложилось, скажем так. Но я пошел туда без каких-то душевных переживаний и терзаний. Тогда для меня это тоже было некой провокацией. Провокацией по отношению к своему внутреннему миру и физическому состоянию. Да и вообще это было забавненько, мне понравилось. Я долго могу рассказывать про дедовщину и про то, как я там себя вел, как нарушал все правила, которые только можно было нарушить. Носил серьгу в ухе и, чтобы не снимать ее каждый день, заклеивал мочку пластырем и говорил, что мне порвали ухо. (Улыбается .) В воспоминаниях больше интересного и веселого, чем грустного. Но если и была печаль, то сейчас она воспринимается в позитиве. Я стараюсь извлечь удовольствие из любой ситуации. Мне даже лысым понравилось быть: первые полгода после армии специально налысо брился. (Улыбается .)

Найк Борзов - достояние российской рок-сцены. Философ, экспериментатор и любящий отец, заряженный удивительной энергией и наполненный тонкой любовью к жизни. Музыкант, чье творчество существует вне времени, но при этом опережает его.

Накануне акустического концерта Roof Music Fest он поделился с нами своим видением жизни, иногда нестандартным и парадоксальным, но всегда честным и самостоятельным, а потому – бесконечно подкупающим.

Совсем скоро выходит Ваша первая концертная пластинка и первый за 15 лет концертный DVD. Что еще интересного и важного произошло с Вами за последнее время?

Да, много чего важного и интересного произошло. Помимо хорошего, еще много и плохого. И все это меня настраивает, скажем так, на романтичный лад и написание новых песен. Вот сейчас в Питере нахожусь и записываю свои новые песни.

Последние два уикенда вы провели в Москве и в Петербурге, где выступали на фестивале Geek Picnic с лекцией о музыке будущего. Расскажите, какая она, на Ваш взгляд, музыка будущего?

Я, конечно, никому ничего не навязываю, это только мое восприятие реальности и исходящее из нее видение будущего. Мне кажется, мы видим два вектора, два направления: это - музыка без содержания, которая направлена на удовлетворение низких потребностей, на развлечение. В творческом и содержательном смысле оно будет совершенно деградировать. Появятся в какой-то момент, грубо говоря, «уродцы» на сцене - человек с пятью головами или, наоборот, отрезанной половиной тела и замененной на тело осьминога или на тело робота. То есть, артисты будут менять себя для того, чтобы удивлять людей, чтобы больше людей платило больше денег посмотреть на этого «уродца». Мы видим такой безумный, красивый, фрикоделический ад.

А каким будет второе направление?
Если мы имеем тенденцию первого направления - развитие интеллектуально-искуственного, так сказать, поноса…(смеется), то другое направление будет андеграунд: люди, которые откажутся от вставления чипов в мозг либо чипов идентификационных в руку. Они будут слушать виниловые пластинки до конца своих дней, покупать альбомы, все время ходить на выставки, читать книги, а не журналы или «мудрости Контакта», будут любить гулять на природе, а не в ночных клубах, будут влюбляться, а не е***ся друг с другом, которые будут ходить на концерты живых исполнителей-индивидуалистов.

А есть будущее у музыкальной России?

Да, конечно, оно возможно. Гармоничное и правильное. Имеется в виду такое будущее, чтобы все были удовлетворены. Нужно будет всем направлениям, стилям, видам искусства дать собственную площадку для рекламы того, что они делают. Когда все направления: и рок и психоделическая музыка, и хипстеры те же, и исполнители, поющие и на английском, и на русском, и на всяких других языках, будут доступны повсеместно или будет пара соответствующих каналов, этого уже будет достаточно. Люди тогда смогут выбирать, появится альтернатива. Когда тебе рекламируют и навязывают что-то одно, ты начинаешь это покупать, не задумываясь, зачем даже ты это покупаешь. Те же реклама и телевидение - это сродни тому, что придумал Йозеф Геббельс и министерство пропаганды Третьего Рейха. Телевизор и телевидение придуманы для того, чтобы прочищать людям мозги и закладывать туда то, что нужно правителю, который в данный момент средствами массовой информации руководит.

Вы поэтому не смотрите телевизор?

Я его вообще не воспринимаю в принципе. Это предмет, на который я могу сесть или что-то поставить, другой ассоциации у меня не возникало. Либо это табурет, либо столик - не более того. Вынув лампу изнутри, можно очень красиво его оформить. Мы делали там такой алтарик со всякими фигурками смешными. У меня на Новый Год телевизор был внутри весь заложен ватой: батя с мамой делали там всякий дождик, Дед Мороз там сидел и Снегурочка.

В недавнем интервью детской библиотеке Вы озвучили топ-лист от Найка Борзова, в который вошли киги «Властелин колец», «Три товарища», «Путешествие Барона Мюнхаузена» и рассказы Лавкрафта - книги, так сказать, для всех поколений. А что из современной российской прозы Вы могли бы порекомендовать?

Первые романы Пелевина были неплохие: «Generation P»,например, и далее. В каждом у него есть какие-то фишки. Но это больше фишки, понимаете? И все какое-то повторяющееся, просто разными словами рассказанное. У Сорокина есть «Опричники» и «Голубое сало». Но это больше для взрослых литература, не для детей. Набоков забавный, но не «Лолита», а «Приглашение на казнь», например. Он же сумасшедший был, поэтому у него очень интересное мышление. Оно одновременно сбивает с толку и завораживает. Я как раз читаю это его произведение и пока не могу сказать, понравилось оно или нет, но читать интересно.

На этой неделе Вы снова порадуете Санкт-Петербург своим выступлением, подарив его жителям акустический концерт в рамках фестиваля на крышах Roof Music Fest. Как родилась идея уйти в живое звучание? В чем особенность акустического концерта и подготовки к нему?

Как-то так случайно получилось, чуть больше года назад. По-моему это началось с какой-то радиостанции. До этого я познакомился с перкуссионным инструментом, который недавно появился в мире, называется «кахон» - такая небольшая коробка прямоугольная, сантиметров 40. Мы с моим звукорежиссером потратили некоторое время, чтобы понять, как это подзвучивать, и нашли некую схему, когда это стало звучать очень близко по характеру к драм-машинкам. Я пригласил перкуссионистку-барабанщицу Аню Шленскую, которая играет у меня на акустиках на этом кахоне, плюс у нее еще всякие бонги и прочие дела. Два моих гитариста Корней и Илья по краям. Ну, и я там тоже на барабанах небольших, перкуссии, тамбурине, всяких шейкерах - мы таким составом отрепетировали несколько песен. Я сразу начал менять аранжировки, и настолько это стало завораживать всех, что я, спустя где-то полгода, решил все это записать - в итоге получилось 22 композиции, собранные из моих пластинок, плюс парочку новых - это песни «Молекула» и «Ева».

Как реагируют зрители?

Мы недавно выступали на мероприятиях, где было 15-20 тысяч зрителей, и реакция была такая, что у меня аж слезы текли! Народ скакал, прыгал. Причем этот рейв делался на обычных акустических инструментах, на которых люди играют уже тысячу лет. Миновав всю эту электронику, миновав весь этот технический прогресс. Мы просто миновали электронику, подвинули всю эту техническую фигню, и она стоит в сторонке и нервно курит. И вот, в Питере будет представлена как раз эта программа с этими инструментами.
У меня даже родилось название этому направлению - «этно-техно». То есть, - и «этно» и «техно». Мы соединили современное и прошлое.

Новое направление в музыке изобрели?

В общем, да.

А как Вы думаете, в настоящее время музыкант высокого уровня непременно должен быть автором свои песен? Прошли ли те времена, когда считалось нормой исполнять песни других авторов?

Есть исполнители, которые чувствуют музыку так, что мало не покажется, которые исполняют чужие песни, что не докопаешься. Как, например, Дэйв Гаан из Depeche Mode. То есть, он ни одной песни в Depeche Mode не написал, все песни сочинил Мартин Гор, и никто не скажет, что не вокалист песню написал, настолько он ее проживает и чувствует. Смотря, какая задача. Если человек хочет заработать денег, то можно и купить песню, ничего страшного. А, если задача менять себя и менять этот мир, хотя бы понемножку, то нужно, как минимум, выбирать, с каким автором работать.

Для вас музыка - это явно не возможность заработать деньги.

Да, потому что не я музыкой занимаюсь, а она мной. Я просто проводник. Я просто чувствую себя участником очень серьезного и глобального процесса. А это очень важно для человека - чувствовать свою сопричастность к чему-то великому и прекрасному.

Существует ли в мире причина, которая может заставить Вас отказаться от занятий музыкой?

Ну.. смерть.

А Ваш многолетний опыт не провоцирует ли вас на занятие бизнесом?

Мне предлагают заняться чем-то подобным. Я в общем-то генерирую разного рода идеи, но, как правило, они в большинстве своем непонятны обывателю и бизнесмену. Последние, собственно, на этих обывателей и настроены, настраивают свой бизнес так, чтобы заработать больше. Сейчас ситуация меняется и многие мои проекты, которые я придумал 10-15 лет назад, начинают выползать в мейнстрим и набирают трендовость. В будущем они будут дико модными.

Получается, ваши идеи опережают время?

В этом вопросе - да. Потому что, когда я предлагаю какие-то идеи, они кажутся многим радикальными. Не то чтобы оскорбительными, но задевающими какие-то не самые приятные струнки, но тем не менее, это работает. И через 10-15 лет люди говорят: «чувак, как жаль, что мы тогда не воспользовались твоей идеей (смеется) . Сейчас мы были бы первыми в этом бизнесе, ведь он набирает обороты и не только здесь, но и во всем мире».

Судя по Вашим песням и интервью, многие ответы для себя Вы находите в Космосе. Это единственная религия для Вас?

Мы вообще и есть Космос. Часть космоса. Все, что мы видим, - это и есть космический материал. Поэтому наш внутренний космос такой же огромный, как и космос вокруг нашей планеты, за пределами нашей Галактики. Собственно говоря, Космос - он не только в том, чтобы соединиться с ним внешне. Он, прежде всего, в том, чтобы найти его внутри себя, эту божественную искру. Наверное, для меня это всегда было единым и неразделимым. Я в общем-то всегда это ощущал, но осознал со временем, с возрастом это пришло как ответ на все вопросы.

А какого будущего Вы хотели бы для своей дочери? Желаете ей судьбу публичного, известного человека?

Публичного, знаменитого? Не желаю ничего такого. Она сама это видит и то, как я на это реагирую. Но всегда, когда у нее были какие-то творческие потоки, она находила в себе эти потенциалы, я ей объяснял, что это главное, а не то, что вокруг. С другой стороны всячески пропагандирую образование, чтобы она разнообразно развивалась, много читала, меньше смотрела телевизор, много гуляла, получала новые ощущения, впечатления, видела разные интересные вещи, которые бы ее увлекали. Соответственно, даем ей выбор, чтобы она самостоятельно определилась.

Александра Боровая

9 октября гостем утреннего шоу «Подъёмники» стал Найк Борзов. Если лень читать — ниже можно послушать аудиоверсию интервью.

14 октября альбому «Головоломка» исполняется 20 лет и по этому случаю будет концерт. Найк, расскажи, что там будет?

Там будет концерт. Я буду играть – а вы будете слушать. Я сыграю альбом «Головоломка» полностью. Ну, и добавится несколько треков с других моих альбомов. Включая пару треков, которые я никогда не играл на концертах. Например, из альбома «Закрыто» 1994 года будет сыграна песня, которая ни разу не исполнялась в связи с тем, что в оригинале она длится 11-12 минут и в принципе, не каждый это может выдержать. Но в этот раз я решил, что неважно – пусть будет.

Скажи Найк к слову о хронометраже. А у тебя есть какой-то стандарт? Ты вот когда записываешь песню – ты пытаешься уместиться в какой-то хронометраж или для тебя это неважно?

Сейчас человечество пришло к 30 секундам. Буквально недавно, лет 10 назад – это еще было 2 минуты с копейками внимания и восприятия чего-то нового у человека. А сейчас это 30 секунд. Поэтому мы живем в такое время превью, то есть в первые 30 секунд нужно засунуть что-то такое, что зацепит человека, и он будет продолжать смотреть видео, либо слушать музыку. А я, честно говоря, очень люблю длинные пространственные вещи. Желательно с каким-нибудь вступлением, с драматургией, со всеми пирогами. Ну, и как сказать – не то чтобы я не заморачиваюсь. Конечно, специально я не делаю, чтобы песню растянуть или сделать ее длинней, либо наоборот выкинуть какие-то куплеты. Но со многими вещами, уже после записи – я могу поступить очень жестоко. Их полностью порезать и сократить.

Соцсети у меня есть – на своих личных я пишу сам, а на официальных пишет пресс-атташе. А что касается критики в соцсетях – я понимаю людей. Людям нечего делать и, собственно говоря, самоутверждение, еще какие-то комплексы – я отношусь совершенно спокойно. Если это конструктивно, действительно человек объясняет свою точку зрения, как-то мотивирует – то это нормально. Даже интересно почитать. А когда это «пошел ты туда-то» или «идиот», то это, как говорится – «кто обзывается, тот сам так и называется».

На НАШ мобильный портал пришло много вопросов – например: «Найк, если бы вы были дверью, то куда бы вы вели?».

В светлое будущее!

А как ты вообще относишься к таким вопросам? Они для тебя из области философии или человек просто умничает? Хотел бы ты избегать таких вопросов?

По-разному бывает. Не часто, но бывает, когда я собираю в своих соцсетях вопросы от людей, которые они хотели бы мне задать. Отвечаю на них и делаю такие передачки условно. В видео формате. И бывают очень интересные. Один вопрос мне даже помог дописать новую песню. То есть был задан вопрос, и вытекающий ответ меня натолкнул на две фразы, которые я использовал в песне, которых мне очень долгое время не хватало. То есть у меня была написана песня, и вот было два пустых пробела. Вот этих фраз не хватало.

Была очень похожая история в одной из серий «Доктора Хауса». Ты, кстати, сериалы смотришь или считаешь это пустой тратой времени?

Да нет, почему? Бывает! Сериалы даже удобней – потому что бывает, когда ты приезжаешь домой или в гостиницу с концерта – и у тебя минут 15 прежде чем тебя вырубает. И вот эти маленькие серии, ты не зависаешь на 2,5 часа, как фильм какой-нибудь. И тебя это не увлекает особо сильно и ты можешь уснуть через 20-25 минут. Мне это нравится.

А что из последнего смотрел?

Мне очень понравился сериал «Американские боги». Забавный. И он прям по книге сделан. Вот вышел новый Star Trek: Discovery. Там пара серий – очень неплохо. Начало войны с клингонами. У нас с дочерью, ну не то чтобы конфликт, но она за «Звездные войны», а я за Star Trek.

А сколько вашей дочери лет? Вы понимаете друг друга?

Нет-нет. Мы совершенно на одной волне. Никаких напрягов (тьфу-тьфу-тьфу) с переходным возрастом нет, хотя он присутствует.

А какую музыку она слушает?

Она увлечена именно музыкой. Поэтому такой дури чем бы заняться и прочее у нее нет. Она очень любит петь и поет круто. Она случает в основном девочек – Уитни Хьюстон, Ариана Гранде. Таких, у которых очень широкий диапазон и у которых много мелизматики, скажем так. Ей нравится петь именно такие песни. И вот недавно запала даже на парочку моих вещей. Все время ходит, поет. И я даже хочу сделать более современные аранжировки, чтобы она спела. Ей на день рождения, которое было 27 сентября, я подарил микрофон крутой. Теперь она как настоящий профессиональный вокалист со своим микрофоном.

Мы сегодня говорили о прошедших выходных – была хорошая погода, за окном настоящая осень. Скажи, а вот как на тебя влияет это время года?

Чудесно! Я сейчас сижу в студии – пишут новый альбом. Много песен пишу. Я даже в свитере сегодня фанатском пришел. У меня тут все осенние цвета практически. Мне очень нравится это время года. Ну, это как тоталитаризм, грубо говоря, появляется очень мощное андеграундное искусство, развивается где-то в подполье. И так же и осень – внутри человека провоцирует какой-то подъём даже. Потому что мы еще живы и так далее. Есть что-то в этом прекрасное, и я очень люблю осень.

А любите ли вы книги и что последнее читали?

Да, вот книги я люблю читать больше, чем смотреть сериалы. Сейчас я читаю трехтомник – автора зовут Николай Губенков. В принципе он совершенно неизвестный автор. Сам автор мне эти книги свои подарил. Так-то он каскадер. Жанр книги – это соединение реальности и вымысла. Какой-то такой сюрреализм и психоделия. Плюс еще замесы на всяких мифических и мистических заморочках. Забавный замес, мне очень понравилось, и я сейчас взахлеб читаю. У меня тут было время, когда нечего было делать. Я поехал отдыхать, и у меня прям опять появилась любовь к чтению. Не то, что появилось время, обычно ты садишься в самолет, успеваешь прочитать три-четыре страницы и самолет уже сел, либо вырубило тебя. А здесь прям с удовольствием и хорошая книга. Она называется «Аннунак».

А где ты отдыхал?

Я отдыхал на Черноморском побережье, скажем так. Я особо не купаюсь. Почему-то в последнее время мне не очень нравится в море купаться. Вот в океане мне нравится, а в море даже входить не хочется. Плюс еще много слухов о том, что все очень плохо с людьми после купания. И я как-то так решил, что я лучше книжечку почитаю, чем буду придаваться вот этому всеобщему курортному угару.

Найк, а как вы относитесь к брендам? Телефоны, одежда и прочее?

В принципе, ровно. Мне нравится, конечно, iPhone в отличие от Android тем, что в него вирусы не попадают, он простой и удобный. Не надо заморачиваться с этим программным обеспечением. То есть это с чистой точки зрения удобства. Поэтому я покупаю себе такой телефон. Но сейчас я вообще нахожусь в оригинале – я сейчас хожу со старой кнопочной Nokia. Я когда путешествую по миру – там постоянно нужно покупать местные телефоны с местными сим-картами. У меня вот дома просто коробка с этими телефонами, и я просто беру себе телефон по цвету. Исходя из обуви или пальто, и вот под цвет одежды подбираю себе телефон и вставляю в него симку.

В твоем репертуаре есть песни, благодаря которым ты стал массово популярен – я сейчас про «Три слова» и «Лошадку». Ты не устал их исполнять?

У меня в принципе немало известных и популярных песен – поэтому я иногда что-то убираю, что-то вставляю. Иногда забываю что-то вставить, и мне напоминают. «Лошадка» и «Три слова» присутствуют практически во всех концертах. Где-то даже не исполняю «Три слова» и никто на это не обращает внимания.
Было ли такое, что тебя приглашают на «заказник» и просят спеть ту же «Лошадку» три раза подряд и все?
У меня такого не было. Но, наверное, это часто бывает у других исполнителей. Я даже видел, это было начало или середина нулевых, и я не помню, как называется группа – песня про батарейку. Был концерт – сборная солянка и весь зал скандировал: «Батарейка! Батарейка!». И они решили, что будут весь свой сет петь эту песню, и они исполнили ее раз семь или восемь. Даже я запомнил ее.

А как ты относишься к кавер-группам?

Найк, вы сыграли Курта Кобейна в спектакле. Хотели бы Вы повторить этот опыт и кого бы вы сыграли сейчас?

Да, было дело, играл в спектакле. В принципе, опыт понравился, но продолжать эту историю, сейчас по крайней мере – я не планирую. Сейчас мне нравится писать музыку, записывать ее, играть концерты. Но действительно – игра в театре мне понравилась больше, чем сниматься в кино. Потому что это все происходит здесь и сейчас, у тебя нет возможности переснять десять раз свою эмоцию. Ты вот как выходишь на сцену … Это похоже на концерт – ты выходишь и обо всем забываешь. Погружаешься в это состояние, в эту роль или еще что-то. И выныриваешь только в конце – по прошествии полутора-двух часов. И это здорово! И вот эти вот поклоны, когда ты ходишь от края сцены к началу. Да и сам спектакль был интересный. Юра (прим. редакции: Юрий Грымов) его так построил. Так интересно, конструктивно, авангардно. То есть весь второй акт, мы играли вообще в пене, которая заполняла всю сцену и с этой пеной взаимодействовали. У нас даже пена исполняла роли ребенка. Там было непонятно где все происходит – то есть из одного состояние в другое, из другого в третье. Сам спектакль мне очень понравился – я его смотрел. Он есть снятый на видео и как-то был момент, что-то мы там монтировали. В 2010 году у меня вышел вместе с альбомом «Изнутри» маленький автофильм, который называется «Наблюдатель» и вот в него я вставил небольшой кусок из этой «Нирваны» и просмотрел весь спектакль. И реально вставил очень круто и интересно.

А ты как-то готовился к роли?

Ну, конечно. Меня снабдили литературой и дали кучу дисков и кассет с его документалистикой. Я ознакомился, конечно, но и до этого я знал, что- то о самой группе, вернее о музыке этой группы. Мне очень нравился альбом In Utero. По-моему 1993 год и по-моему последний из альбом.

Спасибо большое, что пришел, Найк. И до встречи на концерте в «тоннах».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры