«Ночь нежна. Скотт Фицджеральд «Ночь нежна

Главная / Любовь

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд

«Ночь нежна»

1925 г. Розмэри Хойт, молодая, но уже знаменитая после успеха в фильме «Папина дочка» голливудская актриса, вдвоём с матерью приезжает на Лазурный берег. Лето, не сезон, открыт лишь один из многочисленных отелей. На пустынном пляже две компании американцев: «белокожие» и «темнокожие», как назвала их про себя Розмэри. Девушке гораздо симпатичнее «темнокожие» — загорелые, красивые, раскованные, они в то же время безупречно тактичны; она охотно принимает приглашение присоединиться к ним и тотчас немного по-детски влюбляется в Дика Дайвера, душу этой компании. Дик и его жена Николь — здешние обитатели, у них дом в деревушке Тарм; Эйб и Мэри Норт и Томми Барбан — их гости. Розмэри очарована умением этих людей жить весело и красиво — они постоянно устраивают забавы и шалости; от Дика Дайвера исходит добрая мощная сила, заставляющая людей подчиняться ему с нерассуждающим обожанием… Дик неотразимо обаятелен, он завоёвывает сердца необычайной внимательностью, подкупающей любезностью обращения, причём так непосредственно и легко, что победа одерживается прежде, чем покорённые успевают что-либо понять. Семнадцатилетняя Розмэри вечером рыдает на материнской груди: я влюблена в него, а у него такая замечательная жена! Впрочем, Розмэри влюблена и в Николь тоже — во всю компанию: таких людей она раньше не встречала. И когда Дайверы приглашают её поехать с ними в Париж провожать Нортов — Эйб (он композитор) возвращается в Америку, а Мэри направляется в Мюнхен учиться пению, — она охотно соглашается.

В Париже во время одной из головокружительных эскалад Розмэри говорит себе: «Ну вот и я прожигаю жизнь». Бродя с Николь по магазинам, она приобщается к тому, как тратит деньги очень богатая женщина. Розмэри ещё сильнее влюбляется в Дика, и у него едва хватает сил сохранить имидж взрослого, вдвое старшего, серьёзного человека — он отнюдь не безучастен к чарам этой «девушки в цвету»; полуребёнок, Розмэри не понимает, какую лавину обрушила. Между тем Эйб Норт пускается в запой и, вместо того чтобы уехать в Америку, в одном из баров провоцирует конфликт американских и парижских негров между собой и с полицией; расхлёбывать этот конфликт достаётся Дику; разборка увенчивается трупом негра в номере Розмэри. Дик устроил так, что репутация «Папиной дочки» осталась незапятнанной, — дело замяли, обошлось без репортёров, но Париж Дайверы покидают в спешке. Когда Розмэри заглядывает в дверь их номера, она слышит нечеловеческий вой и видит искажённое безумием лицо Николь: она уставилась на перемазанное кровью одеяло. Тогда-то она и поняла, чего не успела рассказать миссис Маккиско. А Дик, возвращаясь с Николь на Лазурный берег, впервые за шесть лет брака чувствует, что для него это путь откуда-то, а не куда-то.

Весной 1917 г. доктор медицины Ричард Дайвер, демобилизовавшись, приезжает в Цюрих для завершения образования и получения учёной степени. Война прошла мимо него, — он уже тогда представлял собой слишком большую ценность, чтобы пускать его на пушечное мясо; на стипендию от штата Коннектикут он учился в Оксфорде, закончил курс в Америке и стажировался в Вене у самого великого Фрейда. В Цюрихе он работает над книгой «Психология для психиатра» и бессонными ночами мечтает быть добрым, быть чутким, быть отважным и умным — и ещё быть любимым, если это не послужит помехой. В свои двадцать шесть он ещё сохранял множество юношеских иллюзий — иллюзию вечной силы, и вечного здоровья, и преобладания в человеке доброго начала — впрочем, то были иллюзии целого народа.

Под Цюрихом, в психиатрической лечебнице доктора Домлера, работает его друг и коллега Франц Грегоровиус. Уже три года в этой лечебнице находится дочь американского миллионера Николь Уоррен; она потеряла рассудок, в шестнадцать лет став любовницей собственного отца. В программу её излечения входила переписка с Дайвером. За три года здоровье Николь поправилось настолько, что её собираются выписать. Увидевшись со своим корреспондентом, Николь влюбляется в него. Дик в сложном положении: с одной стороны, он знает, что это чувство отчасти было спровоцировано в лечебных целях; с другой стороны, он, «собиравший её личность из кусочков», как никто другой, понимает, что если это чувство у неё отнять, то в душе её останется пустота. А кроме того, Николь очень красива, а он не только врач, но и мужчина. Вопреки доводам рассудка и советам Франца и Домлера, Дик женится на Николь. Он отдаёт себе отчёт в том, что рецидивы болезни неизбежны, — к этому он готов. Куда большую проблему он видит в богатстве Николь — ведь он женится отнюдь не на её деньгах (как думает сестра Николь Бэби), а скорее вопреки им, — но и это его не останавливает. Они любят друг Друга, и, несмотря ни на что, они счастливы.

Опасаясь за здоровье Николь, Дик притворяется убеждённым домоседом — за шесть лет брака они почти не расставались. Во время затяжного рецидива, случившегося после рождения их второго ребёнка, дочери Топси, Дик научился отделять Николь больную от Николь здоровой и соответственно в такие периоды чувствовать себя только врачом, оставляя в стороне то, что он ещё и муж.

На его глазах и его руками сформировалась личность «Николь здоровой» и оказалась весьма яркой и сильной настолько, что все чаще его раздражают её приступы, от которых она не даёт себе труда удерживаться, будучи уже вполне в силах. Не только ему кажется, что Николь использует свою болезнь, чтобы сохранять власть над окружающими.

Изо всех сил Дик старается сохранить некоторую финансовую самостоятельность, но это даётся ему все трудней: нелегко сопротивляться заливающему его потоку вещей и денег — в этом Николь тоже видит рычаг своей власти. Их все дальше отводит от нехитрых условий, на которых когда-то был заключён их союз… Двойственность положения Дика — мужа и врача — разрушает его личность: он не всегда может отличить необходимую врачу дистанцию по отношению к больной от холодка в сердце по отношению к жене, с которой он един плотью и кровью…

Появление Розмэри заставило его осознать все это. Тем не менее внешне жизнь Дайверов не меняется.

Рождество 1926 г. Дайверы встречают в Швейцарских Альпах; их навещает Франц Грегоровиус. Он предлагает Дику совместно купить клинику, с тем чтобы Дик, автор множества признанных трудов по психиатрии, проводил там несколько месяцев в году, что давало бы ему материал для новых книг, а сам он взял на себя клиническую работу. Ну и разумеется, «для чего же может обращаться европеец к американцу, как не за деньгами», — для покупки клиники необходим стартовый капитал. Дик соглашается, дав себя убедить Бэби, которая в основном распоряжается деньгами Уорренов и считает это предприятие выгодным, что пребывание в клинике в новом качестве пойдёт на пользу здоровью Николь. «Там бы я могла за неё совсем не беспокоиться», — говорит Бэби.

Этого не случилось. Полтора года однообразной размеренной жизни на Цугском озере, где некуда деться друг от друга, провоцируют тяжелейший рецидив: устроив сцену беспричинной ревности, Николь с безумным хохотом едва не пускает под откос машину, в которой сидели не только они с Диком, но и дети. Не в силах больше жить от приступа до приступа Дик, поручив Николь заботам Франца и сиделки, уезжает отдохнуть от неё, от себя… якобы в Берлин на съезд психиатров. Там он получает телеграмму о смерти отца и отправляется в Америку на похороны. На обратном пути Дик заезжает в Рим с тайной мыслью увидеться с Розмэри, которая снимается там в очередном фильме. Их встреча состоялась; то, что начиналось когда-то в Париже, нашло своё завершение, но любовь Розмэри не может спасти его — у него уже нет сил на новую любовь. «Я как Чёрная Смерть. Я теперь приношу людям только несчастье», — с горечью говорит Дик.

Расставшись с Розмэри, он чудовищно напивается; из полицейского участка его, страшно избитого, вызволяет оказавшаяся в Риме Бэби, — она почти довольна, что Дик больше не безупречен по отношению к их семье.

Дик все больше пьёт, и все чаще ему изменяет обаяние, умение все понять и все простить. Его почти не задела готовность, с которой Франц принимает его решение выйти из дела и покинуть клинику, — Франц уже и сам хотел предложить ему это, ибо репутации клиники не идёт на пользу постоянный запах алкоголя, исходящий от доктора Дайвера.

Для Николь внове то, что теперь она не может переложить на него свои проблемы; ей приходится научиться отвечать за себя. И когда это произошло, Дик опротивел ей, как живое напоминание о годах мрака. Они становятся чужими друг другу.

Дайверы возвращаются в Тарм, где встречают Томми Барбана, — он повоевал на нескольких войнах, изменился; и новая Николь смотрит на него новыми глазами, зная, что он всегда любил её. На Лазурном берегу оказывается и Розмэри. Под влиянием воспоминаний о первой встрече с ней пять лет назад Дик пытается устроить нечто подобное былым эскападам, и Николь с жестокой ясностью, усиленной ревностью, видит, как он постарел и изменился. Изменилось и все вокруг — это местечко стало модным курортом, пляж, который некогда Дик расчищал граблями каждое утро, заполнен публикой типа тогдашних «бледнолицых», Мэри Норт (теперь графиня Мингетти) не желает узнавать Дайверов… Дик покидает этот пляж, как низложенный король, который лишился своего королевства.

Николь, празднуя своё окончательное исцеление, становится любовницей Томми Барбана и затем выходит за него замуж, а Дик возвращается в Америку. Он практикует в маленьких городках, нигде не задерживаясь надолго, и письма от него приходят все реже и реже.

Известная молодая голливудская актриса Розмэри Хойт вместе с матерью в 1925 году перебирается на Лазурный берег. На одном из пустынных пляжей она встречает две компании: "светлокожих" и "темнокожих". Девушки ближе компания "темнокожих", и она с радостью принимает приглашение присоединиться к ним. Незаметно для самой себя, она влюбляется в Дика Дайвера, очаровательного молодого человека и душу этой компании. Но, к сожалению, для Розмэри, у Дика есть жена Николь, и они очень счастливы в браке.

Семья Дайверов приглашает Розмэри в Париж, для того что бы проводить своих друзей Нортов: Эйб собирается в Америку, а Мэри в Мюнхен. На прощальный обед перед отъездом приглашена и компания "светлокожих". Гостеприимство Дайверов ещё больше поразило Розмэри, и она поняла, что никогда в жизни не встречала подобных людей. Обед закончился дуэлью Томми Барбана ("темнокожие") и мистера Маккиско из "светлокожих". К счастью для обоих дуэль прошла успешно.

В Париже Николь и Розмэри гуляют по магазинам, и весело проводят время. Своим беззаботным поведением 17-летняя Розмэри ещё больше влюбляет в себя Дика. В это время Эйб Норт в одном из баров Парижа учиняет драку местных чернокожих с американцами. В результате дело закончилось трупом в номере Розмэри, но благодаря Дику её репутация осталась незапятнанной. Дайверы в спешке покидают Париж и возвращаются на Лазурный берег.

Знакомство Дика и Николь произошло в 1917 году, когда молодой врач работал в Цюрихе, а Николь находилась на принудительном лечении в психиатрической больнице. Она потеряла рассудок после того, как в 16-летнем возрасте стала любовницей своего отца - миллионера. В её программу реабилитации входила и переписка с Диком Дайвером. За три года её здоровье настолько улучшилось, что её собрались выписывать. Они решают встретиться, и при встрече влюбляются. Дик понимает, что Николь не совсем здорова и возможно будут случаться рецидивы, но он как врач, а главное, как мужчина, готов терпеть это время.

После второго ребёнка у Николь в очередной раз случился приступ ревности, и Дик решил уехать от неё на время, якобы в Берлин на съезд психиатров. Оттуда, узнав о смерти отца отправляется в Америку, затем в Рим, где в очередном фильме снимается Розмэри. Их встреча закончилась для обоих так, как они того хотели когда-то в Париже. Но сейчас у Дика просто не осталось сил на новую любовь, и он расстаётся с Розмэри.

Николь поняла, что больше не может положиться на супруга и их отношения зашли в тупик. Дайверы возвращаются на Лазурный берег, где встречают Томи Барбана, который прошёл несколько войн. Он сильно изменился и теперь Николь смотрит на него по-другому. Она становиться его любовницей, а со временем и женой. Дик решает вернуться в Америку и практикует в небольших городках, нигде надолго не задерживаясь.

1925 г. Розмэри Хойт, молодая, но уже знаменитая после успеха в фильме «Папина дочка» голливудская актриса, вдвоем с матерью приезжает на Лазурный берег. Лето, не сезон, открыт лишь один из многочисленных отелей. На пустынном пляже две компании американцев: «белокожие» и «темнокожие», как назвала их про себя Розмэри. Девушке гораздо симпатичнее «темнокожие» - загорелые, красивые, раскованные, они в то же время безупречно тактичны; она охотно принимает приглашение присоединиться к ним и тотчас немного по-детски влюбляется в Дика Дайвера, душу этой компании. Дик и его жена Николь - здешние обитатели, у них дом в деревушке Тарм; Эйб и Мэри Норт и Томми Барбан - их гости. Розмэри очарована умением этих людей жить весело и красиво - они постоянно устраивают забавы и шалости; от Дика Дайвера исходит добрая мощная сила, заставляющая людей подчиняться ему с нерассуждающим обожанием… Дик неотразимо обаятелен, он завоевывает сердца необычайной внимательностью, подкупающей любезностью обращения, причем так непосредственно и легко, что победа одерживается прежде, чем покоренные успевают что-либо понять. Семнадцатилетняя Розмэри вечером рыдает на материнской груди: я влюблена в него, а у него такая замечательная жена! Впрочем, Розмэри влюблена и в Николь тоже - во всю компанию: таких людей она раньше не встречала. И когда Дайверы приглашают её поехать с ними в Париж провожать Нортов - Эйб (он композитор) возвращается в Америку, а Мэри направляется в Мюнхен учиться пению, - она охотно соглашается.

В Париже во время одной из головокружительных эскалад Розмэри говорит себе: «Ну вот и я прожигаю жизнь». Бродя с Николь по магазинам, она приобщается к тому, как тратит деньги очень богатая женщина. Розмэри ещё сильнее влюбляется в Дика, и у него едва хватает сил сохранить имидж взрослого, вдвое старшего, серьезного человека - он отнюдь не безучастен к чарам этой «девушки в цвету»; полуребенок, Розмэри не понимает, какую лавину обрушила. Между тем Эйб Норт пускается в запой и, вместо того чтобы уехать в Америку, в одном из баров провоцирует конфликт американских и парижских негров между собой и с полицией; расхлебывать этот конфликт достается Дику; разборка увенчивается трупом негра в номере Розмэри. Дик устроил так, что репутация «Папиной дочки» осталась незапятнанной, - дело замяли, обошлось без репортеров, но Париж Дайверы покидают в спешке. Когда Розмэри заглядывает в дверь их номера, она слышит нечеловеческий вой и видит искаженное безумием лицо Николь: она уставилась на перемазанное кровью одеяло. Тогда-то она и поняла, чего не успела рассказать миссис Маккиско. А Дик, возвращаясь с Николь на Лазурный берег, впервые за шесть лет брака чувствует, что для него это путь откуда-то, а не куда-то.

Весной 1917 г. доктор медицины Ричард Дайвер, демобилизовавшись, приезжает в Цюрих для завершения образования и получения ученой степени. Война прошла мимо него, - он уже тогда представлял собой слишком большую ценность, чтобы пускать его на пушечное мясо; на стипендию от штата Коннектикут он учился в Оксфорде, закончил курс в Америке и стажировался в Вене у самого великого Фрейда. В Цюрихе он работает над книгой «Психология для психиатра» и бессонными ночами мечтает быть добрым, быть чутким, быть отважным и умным - и ещё быть любимым, если это не послужит помехой. В свои двадцать шесть он ещё сохранял множество юношеских иллюзий - иллюзию вечной силы, и вечного здоровья, и преобладания в человеке доброго начала - впрочем, то были иллюзии целого народа.

Под Цюрихом, в психиатрической лечебнице доктора Домлера, работает его друг и коллега Франц Грегоровиус. Уже три года в этой лечебнице находится дочь американского миллионера Николь Уоррен; она потеряла рассудок, в шестнадцать лет став любовницей собственного отца. В программу её излечения входила переписка с Дайвером. За три года здоровье Николь поправилось настолько, что её собираются выписать. Увидевшись со своим корреспондентом, Николь влюбляется в него. Дик в сложном положении: с одной стороны, он знает, что это чувство отчасти было спровоцировано в лечебных целях; с другой стороны, он, «собиравший её личность из кусочков», как никто другой, понимает, что если это чувство у нее отнять, то в душе её останется пустота. А кроме того, Николь очень красива, а он не только врач, но и мужчина. Вопреки доводам рассудка и советам Франца и Домлера, Дик женится на Николь. Он отдает себе отчет в том, что рецидивы болезни неизбежны, - к этому он готов. Куда большую проблему он видит в богатстве Николь - ведь он женится отнюдь не на её деньгах (как думает сестра Николь Бэби), а скорее вопреки им, - но и это его не останавливает. Они любят друг Друга, и, несмотря ни на что, они счастливы.

Опасаясь за здоровье Николь, Дик притворяется убежденным домоседом - за шесть лет брака они почти не расставались. Во время затяжного рецидива, случившегося после рождения их второго ребенка, дочери Топси, Дик научился отделять Николь больную от Николь здоровой и соответственно в такие периоды чувствовать себя только врачом, оставляя в стороне то, что он ещё и муж.

На его глазах и его руками сформировалась личность «Николь здоровой» и оказалась весьма яркой и сильной настолько, что все чаще его раздражают её приступы, от которых она не дает себе труда удерживаться, будучи уже вполне в силах. Не только ему кажется, что Николь использует свою болезнь, чтобы сохранять власть над окружающими.

Изо всех сил Дик старается сохранить некоторую финансовую самостоятельность, но это дается ему все трудней: нелегко сопротивляться заливающему его потоку вещей и денег - в этом Николь тоже видит рычаг своей власти. Их все дальше отводит от нехитрых условий, на которых когда-то был заключен их союз… Двойственность положения Дика - мужа и врача - разрушает его личность: он не всегда может отличить необходимую врачу дистанцию по отношению к больной от холодка в сердце по отношению к жене, с которой он един плотью и кровью…

Появление Розмэри заставило его осознать все это. Тем не менее внешне жизнь Дайверов не меняется.

Рождество 1926 г. Дайверы встречают в Швейцарских Альпах; их навещает Франц Грегоровиус. Он предлагает Дику совместно купить клинику, с тем чтобы Дик, автор множества признанных трудов по психиатрии, проводил там несколько месяцев в году, что давало бы ему материал для новых книг, а сам он взял на себя клиническую работу. Ну и разумеется, «для чего же может обращаться европеец к американцу, как не за деньгами», - для покупки клиники необхо дим стартовый капитал. Дик соглашается, дав себя убедить Бэби, которая в основном распоряжается деньгами Уорренов и считает это предприятие выгодным, что пребывание в клинике в новом качестве пойдет на пользу здоровью Николь. «Там бы я могла за нее совсем не беспокоиться», - говорит Бэби.

Этого не случилось. Полтора года однообразной размеренной жизни на Цугском озере, где некуда деться друг от друга, провоцируют тяжелейший рецидив: устроив сцену беспричинной ревности, Николь с безумным хохотом едва не пускает под откос машину, в которой сидели не только они с Диком, но и дети. Не в силах больше жить от приступа до приступа Дик, поручив Николь заботам Франца и сиделки, уезжает отдохнуть от нее, от себя… якобы в Берлин на съезд психиатров. Там он получает телеграмму о смерти отца и отправляется в Америку на похороны. На обратном пути Дик заезжает в Рим с тайной мыслью увидеться с Розмэри, которая снимается там в очередном фильме. Их встреча состоялась; то, что начиналось когда-то в Париже, нашло свое завершение, но любовь Розмэри не может спасти его - у него уже нет сил на новую любовь. «Я как Черная Смерть. Я теперь приношу людям только несчастье», - с горечью говорит Дик.

Расставшись с Розмэри, он чудовищно наливается; из полицейского участка его, страшно избитого, вызволяет оказавшаяся в Риме Бэби, - она почти довольна, что Дик больше не безупречен по отношению к их семье.

Дик все больше пьет, и все чаще ему изменяет обаяние, умение все понять и все простить. Его почти не задела готовность, с которой Франц принимает его решение выйти из дела и покинуть клинику, - Франц уже и сам хотел предложить ему это, ибо репутации клиники не идет на пользу постоянный запах алкоголя, исходящий от доктора Дайвера.

Для Николь внове то, что теперь она не может переложить на него свои проблемы; ей приходится научиться отвечать за себя. И когда это произошло, Дик опротивел ей, как живое напоминание о годах мрака. Они становятся чужими друг Другу.

Дайверы возвращаются в Тарм, где встречают Томми Барбана, - он повоевал на нескольких войнах, изменился; и новая Николь смотрит на него новыми глазами, зная, что он всегда любил её. На Лазурном берегу оказывается и Розмэри. Под влиянием воспоминаний о первой встрече с ней пять лет назад Дик пытается устроить нечто подобное былым эскападам, и Николь с жестокой ясностью, усиленной ревностью, видит, как он постарел и изменился. Изменилось и все вокруг - это местечко стало модным курортом, пляж, который некогда Дик расчищал граблями каждое утро, заполнен публикой типа тогдашних «бледнолицых», Мэри Норт (теперь графиня Мингетти) не желает узнавать Дайверов… Дик покидает этот пляж, как низложенный король, который лишился своего королевства.

Николь, празднуя свое окончательное исцеление, становится любовницей Томми Барбана и затем выходит за него замуж, а Дик возвращается в Америку. Он практикует в маленьких городках, нигде не задерживаясь надолго, и письма от него приходят все реже и реже.

Год издания книги: 1934

Роман «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда впервые увидел свет в 1934. Работа над ним продолжалась девять лет, но в конечном итоге книга стала одной из самых популярных работ писателя. В 1962 году по сюжету произведения Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» был снят одноименных художественный фильм. А сам роман по сей день часто можно увидеть среди лучших книг прошлого столетия.

Романа «Ночь нежна» краткое содержание

Действие произведения Фицджеральда «Ночь нежна» берет свое начало в 1925 году на Лазурном Береге во Франции. Именно туда на несколько дней приезжают две женщины – молодая актриса Голливуда Розмэри со своей матерью. Восемнадцатилетняя девушка недавно снялась в фильме «Папина дочка», который принес ей успех и большую популярность. Обе женщины были не в восторге от поездки и планировали покинуть это место через пару дней.

Поскольку сезон туристов еще не начался, многие отели не принимали посетителей. Розмэри с матерью удалось найти небольшую, но достаточно милую гостиницу недалеко от пляжа. Как только они заселились в номер, девушка отправилась на пляж. Там она постоянно ловила на себе взгляды окружающих. Такая реакция незнакомцев не могла не радовать актрису, поэтому она с радостью принимала все знаки внимания.

С самых первых минут пребывания на пляже Розмэри замечает, что люди здесь словно разделены на две группы – «светлокожие» и «темнокожие». Первые, вероятно, также, как и она, недавно приехали на Лазурный Берег. Они выглядят растерянно и прячутся от солнца под огромными зонтами. Вторая группа людей, наоборот, ведет себя довольно раскованно, смеются, играют в различные игры. Она решает прилечь позагорать и отдохнуть между «светлокожими» и «темнокожими» людьми.

Неожиданно к ней подошел неизвестный мужчина. Он сказал, что его супруга узнала Розмэри и хочет поближе с ней познакомится. Молодая актриса направилась в компанию «светлокожих», где все расспрашивали о ее работе. Позже девушка стала замечать, что общение с этими людьми ее немного раздражает. Все они, как в , мнили себя выше всех остальных присутствующих и косо поглядывали на компанию загорелых молодых людей. Поэтому, как только представилась возможность, Розмэри быстро покинула это общество и притворилась спящей.

К слову, притворятся долго не пришлось – от усталости, шума волн и палящего солнца девушка быстро провалилась в сон. Когда она проснулась, пляж уже практически опустел – последних молодой человек складывал зонт и собирал свои вещи. Это был мистер Ричард Дайвер – доктор, специалист в области психотерапии. Он проживал неподалеку от пляжа вместе со своей женой Николь. Именно их обсуждали «светлокожие». Розмэри тут же наивно влюбляется в молодого человека. Уже вечером она скажет матери о том, что ей очень понравился женатый мужчина. Он кажется ей добрым, остроумным и очень веселым. И это на самом деле было так – Дик Дайвер всегда был душой компании, именно поэтому в их с Николь доме часто останавливались его товарищи. Если произведение «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта скачать, то можно прочитать о том, что сейчас к ним приехали погостить Эйб и Мэри Норт и Томми Барбан. Постепенно юная актриса знакомиться со всеми ими. Она очарована новыми друзьями, их умением наслаждаться каждым моментом и искренне радоваться всему вокруг.

Розмэри тяготит это новое чувство. Она желает поскорее уехать из этого городка, однако уже по дороге на вокзал встречает Николь Дайвер и решает вернуться на Лазурный Берег. Дик приглашает девушку отправиться с ними на несколько дней в Париж, чтобы провести на вокзал Нортов. Эйб – известный композитор, который по работе вынужден отправиться обратно в Америку, в то время, как Мэри желает получить музыкальное образование в Мюнхене. Розмэри без раздумий соглашается. Ей нравиться то, как она ощущает себя среди новых знакомых, поэтому хочет проводить с ними как можно больше времени.

Перед тем, как покинуть Ривьеру, Ричард решает устроить прощальный обед. На него были приглашены все его знакомые, включая «светлокожих». Николь поначалу не устроил такой расклад – она на дух не переносила тех скучных людей. Однако обаяние мистера Дайвера послужило на пользу – уже через несколько минут после начала трапезы люди расслабились и начали вести непринужденные разговоры. Розмэри не могла отвести взгляда от Николь – она казалась девушке какой-то загадочной и безумно красивой. Актриса долго и завороженно следила за манерой разговора девушки и ее жестами. В то же время чувство влюбленности в Ричарда стремительно росло.

Через какое-то время Николь покинула компанию, и Ричард отправился вслед за ней. Розмэри стало скучно без них, и она просто ожидала, когда кто-то из супружеской пары вернется. Недалеко от актрисы вели диалог Томми Барбан и один из «светлокожих» – мистер Маккиско. Мужчины рьяно спорили о политике, конкретнее – о социализме. Вдруг неожиданно из дома Дайверов выбежала жена Маккиско. Вайолет была явно чем-то потрясена, но никак не могла объяснить, что же такого она увидела. Супруг пытался разговорить ее, но единственное, что сказала женщина – это то, что в доме Ричарда и Николь она стала свидетельницей чего-то ужасного. Все насторожились и стали внимательно ее слушать. Неожиданно в разговор вмешался Томми, который запретил Вайолет распространяться о чем-либо из дома Дайверов.

К гостям вышел Дик. Он понял, что происходит что-то неладное и попытался отвлечь миссис Маккиско от этой темы. Он заговорил с ней об искусстве, стал задавать различные вопросы, и через некоторое время все забыли о переполохе. Уже поздно ночью Розмэри узнала, что Томми вызвал на дуэль мистера Маккиско из-за того, что его жена полезла не в свое дело. Встреча дуэлянтов состоялась в пять часов утра, однако все закончилось тем, что оба они промахнулись во время выстрела.

Дальше действие романа, как в , переносит нас в Париж. Здесь Розмэри проводит много времени с Дайверами. Чуть ли не каждый день она ходит по магазинам вместе с Николь, которая покупает юной девушке платья и украшения. Розмэри все еще потрясена красотой миссис Дайвер – даже то, что можно было бы назвать недостатками, украшают женщину. Но в тоже время актриса не может отрицать любовь к Ричарду. В Париже они сближаются еще больше. И если в Ривьере ему удавалось себя сдерживать, то сейчас он понимает, что начинает поддаваться обольщению юной красавицы.

Они проводят вместе вечер, после которого Розмэри просит Ричарда пройти в ее гостиничный номер. Мужчина неохотно соглашается. Там девушка просит его провести с ней всего лишь одну ночь, после которой она незамедлительно покинет Францию навсегда. Но Дик понимает, какой урон этот поступок может нанести его браку. К тому же он все еще считает Розмэри просто маленькой влюбленной девочкой и не хочет портить ей жизнь. Дайвер прощается с девушкой и покидает ее комнату.

Эйбу так и не удалось отправиться в Америку – поддавшись соблазнам, он пристрастился к алкоголю до такой степени, что устроил драку негров в одном парижском баре. Ситуация принимает неожиданный поворот, когда после этого события в номере Розмэри находят убитого негра. Ричард принимается искать выход из положения. Благодаря своему дару убеждать людей, доктору удается сгладить конфликт и избежать привлечения прессы. В тот же вечер, проходя мимо комнаты Дайверов, Розмэри решает заглянуть к ним. Там она слышит ужасные вопли Николь и замечает перекошенное лицо женщины. В тот момент девушка понимает, что именно застала Вайолет Маккиско в тот вечер на Лазурном Берегу.

Далее в книге Фицджеральд «Ночь нежна» читать можем об истории отношений Ричарда и Николь. Все началось в далеком 1917 году, когда молодой Дайвер работал психиатром в одной из швейцарских клиник. Доктор подавал большие надежды и уже тогда пользовался авторитетом среди своих коллег. Из-за своего положительного опыта работы в сфере психиатрии Дику удалось избежать службы. Поэтому все события Первой мировой войны никак не затронули его жизнь – Дайвер мог спокойно работать и строить планы на будущее. Одной из его пациенток была восемнадцатилетняя девушка по имени Николь. Когда-то давно она поддалась насилию со стороны своего отца и после этих событий периодически начала впадать в депрессии. Семья девушки была очень богата, поэтому было принято решение разместить ее в одной из лучших психиатрических лечебниц.

На протяжении всего лечения Николь и Дик вели переписку. Это был своеобразный врачебный ход, один из элементов терапии. Выздоровление девушки происходило настолько быстро, что через пару лет ее уже хотели выписывать и отправлять домой. Тогда она попросила аудиенции со своим знакомым по переписке. Пообщавшись с Дайвером, Николь сразу же влюбляется в него. Ричард долгое время пребывал в замешательстве – его положение было настолько сложным, что выхода из него он не видел. С одной стороны, он понимал, что Николь душевнобольная, и приступы истерики или наплывы депрессии могут повторятся долгие годы. Но с другой стороны, Дик осознавал, что если он смог справиться с ее болезнью раз, то сможет справляться и далее. К тому же его тоже охватывают сильные чувства к молодой и красивой девушке. Через некоторое время пара поженилась. Но их совместная жизнь осложнилась еще и тем фактом, что вся родня Николь подозревает молодого доктора в меркантильности. Родители девушки думают, что Ричард взял в жены их дочь исключительно ради денег.

Со временем у пары рождается двое детей. Все это время Ричард ни на шаг не отходил от Николь, пытаясь распознать и предотвратить ее приступы еще на их начальной стадии. В моменты истерики жены он включал холодный рассудок и, отбрасывая жалость, становился настоящим профессионалом. Через некоторое время Ричард стал подозревать, что Николь на самом деле не больна, а просто притворяется таковой для того, чтобы получить внимание. Он начинает раздражительно относиться ко всем ее истерикам. Появившаяся Розмэри еще больше усугубила и так исходящие на нет отношения в супружеской паре. Теперь Дик начинает чувствовать то, что он жил не своей жизнью.

Если роман Фицджеральд «Ночь нежна» скачать, то узнаем, что зиму 1926 года Дайверы проводят в Альпах. Там их навещает старый приятель Ричарда по имени Франц. Он предлагает Дайверу выкупить клинику, в которой они вместе смогли бы работать. Франц обдумал уже все детали этой сделки, однако ему нужны деньги. Именно поэтому он и приехал к Дику. Друзьям удалось убедить родственников Николь в выгоде новой клиники, благодаря чему они получили необходимую сумму.

Ричард также предполагал, что Николь сможет поправить себе здоровье в их лечебнице. Но этого не произошло. Приступы женщины стали настолько частыми и сильными, что она стала угрозой для общества. Последней точкой послужила поездка Дайверов со своими детьми на их машине. Николь тогда сидела за рулем, как вдруг на нее неожиданно напала истерика. Женщина потеряла контроль управления настолько, что чуть не погубила всех членов своей семьи.

Ричард чувствует усталость от такой жизни. Он просит Франца временно присмотреть за его женой, в то время как сам направляется в Америку, чтобы похоронить своего отца. Отбыв похороны, Дик решает поехать в Рим. Он знает, что Розмэри сейчас снимается там в каком-то фильме и хочет увидеться с ней. Они проводят вместе ночь, после которой Ричард понимает, что настолько истощен прошлыми отношениями, что не сможет больше никого полюбить.

В Риме Дик пристрастился к алкоголю настолько, что однажды его забирают в полицию после драки с местными. Но это не остановило мужчину. Он напивается настолько часто, что уже не может полноценно работать в клинике. Тогда Франц предлагает ему покинуть дело и немного прийти в себя. Ричард не знает, что дальше делать со своей жизнью.

В то время Николь, смотря на то, как меняется ее муж, начинает чувствовать себя беззащитной. Она всегда была уверена в том, что Ричард в любой момент придет на помощь. Теперь женщина понимает, что ей необходимо самостоятельно справляться со своими страхами. Со временем ей удается взять под контроль свои приступы, после чего Дик стал ассоциироваться у нее исключительно с временами болезни. Она решает расстаться с мужем. Все решается тогда, когда супруги приезжают на свой пляж на Лазурном берегу. За это время там многое поменялось, стало больше туристов и меньше места для уединения. Там Николь встречает Томми, который любил женщину все эти годы. Между ними завязывается симпатия, которая перерастает в роман. Николь решает развестись с Диком, после чего выходит замуж за Томми. Дайвер переезжает в Америку, где практикует в клиниках небольших городов.

1925 г. Розмэри Хойт, молодая, но уже знаменитая после успеха в фильме «Папина дочка» голливудская актриса, вдвоём с матерью приезжает на Лазурный берег. Лето, не сезон, открыт лишь один из многочисленных отелей. На пустынном пляже две компании американцев: «белокожие» и «темнокожие», как назвала их про себя Розмэри. Девушке гораздо симпатичнее «темнокожие» - загорелые, красивые, раскованные, они в то же время безупречно тактичны; она охотно принимает приглашение присоединиться к ним и тотчас немного по-детски влюбляется в Дика Дайвера, душу этой компании. Дик и его жена Николь - здешние обитатели, у них дом в деревушке Тарм; Эйб и Мэри Норт и Томми Барбан - их гости. Розмэри очарована умением этих людей жить весело и красиво - они постоянно устраивают забавы и шалости; от Дика Дайвера исходит добрая мощная сила, заставляющая людей подчиняться ему с нерассуждающим обожанием... Дик неотразимо обаятелен, он завоёвывает сердца необычайной внимательностью, подкупающей любезностью обращения, причём так непосредственно и легко, что победа одерживается прежде, чем покорённые успевают что-либо понять. Семнадцатилетняя Розмэри вечером рыдает на материнской груди: я влюблена в него, а у него такая замечательная жена! Впрочем, Розмэри влюблена и в Николь тоже - во всю компанию: таких людей она раньше не встречала. И когда Дайверы приглашают её поехать с ними в Париж провожать Нортов - Эйб (он композитор) возвращается в Америку, а Мэри направляется в Мюнхен учиться пению, - она охотно соглашается.

В Париже во время одной из головокружительных эскалад Розмэри говорит себе: «Ну вот и я прожигаю жизнь». Бродя с Николь по магазинам, она приобщается к тому, как тратит деньги очень богатая женщина. Розмэри ещё сильнее влюбляется в Дика, и у него едва хватает сил сохранить имидж взрослого, вдвое старшего, серьёзного человека - он отнюдь не безучастен к чарам этой «девушки в цвету»; полуребёнок, Розмэри не понимает, какую лавину обрушила. Между тем Эйб Норт пускается в запой и, вместо того чтобы уехать в Америку, в одном из баров провоцирует конфликт американских и парижских негров между собой и с полицией; расхлёбывать этот конфликт достаётся Дику; разборка увенчивается трупом негра в номере Розмэри. Дик устроил так, что репутация «Папиной дочки» осталась незапятнанной, - дело замяли, обошлось без репортёров, но Париж Дайверы покидают в спешке. Когда Розмэри заглядывает в дверь их номера, она слышит нечеловеческий вой и видит искажённое безумием лицо Николь: она уставилась на перемазанное кровью одеяло. Тогда-то она и поняла, чего не успела рассказать миссис Маккиско. А Дик, возвращаясь с Николь на Лазурный берег, впервые за шесть лет брака чувствует, что для него это путь откуда-то, а не куда-то.

Весной 1917 г. доктор медицины Ричард Дайвер, демобилизовавшись, приезжает в Цюрих для завершения образования и получения учёной степени. Война прошла мимо него, - он уже тогда представлял собой слишком большую ценность, чтобы пускать его на пушечное мясо; на стипендию от штата Коннектикут он учился в Оксфорде, закончил курс в Америке и стажировался в Вене у самого великого Фрейда. В Цюрихе он работает над книгой «Психология для психиатра» и бессонными ночами мечтает быть добрым, быть чутким, быть отважным и умным - и ещё быть любимым, если это не послужит помехой. В свои двадцать шесть он ещё сохранял множество юношеских иллюзий - иллюзию вечной силы, и вечного здоровья, и преобладания в человеке доброго начала - впрочем, то были иллюзии целого народа.

Под Цюрихом, в психиатрической лечебнице доктора Домлера, работает его друг и коллега Франц Грегоровиус. Уже три года в этой лечебнице находится дочь американского миллионера Николь Уоррен; она потеряла рассудок, в шестнадцать лет став любовницей собственного отца. В программу её излечения входила переписка с Дайвером. За три года здоровье Николь поправилось настолько, что её собираются выписать. Увидевшись со своим корреспондентом, Николь влюбляется в него. Дик в сложном положении: с одной стороны, он знает, что это чувство отчасти было спровоцировано в лечебных целях; с другой стороны, он, «собиравший её личность из кусочков», как никто другой, понимает, что если это чувство у неё отнять, то в душе её останется пустота. А кроме того, Николь очень красива, а он не только врач, но и мужчина. Вопреки доводам рассудка и советам Франца и Домлера, Дик женится на Николь. Он отдаёт себе отчёт в том, что рецидивы болезни неизбежны, - к этому он готов. Куда большую проблему он видит в богатстве Николь - ведь он женится отнюдь не на её деньгах (как думает сестра Николь Бэби), а скорее вопреки им, - но и это его не останавливает. Они любят друг Друга, и, несмотря ни на что, они счастливы.

Опасаясь за здоровье Николь, Дик притворяется убеждённым домоседом - за шесть лет брака они почти не расставались. Во время затяжного рецидива, случившегося после рождения их второго ребёнка, дочери Топси, Дик научился отделять Николь больную от Николь здоровой и соответственно в такие периоды чувствовать себя только врачом, оставляя в стороне то, что он ещё и муж.

На его глазах и его руками сформировалась личность «Николь здоровой» и оказалась весьма яркой и сильной настолько, что все чаще его раздражают её приступы, от которых она не даёт себе труда удерживаться, будучи уже вполне в силах. Не только ему кажется, что Николь использует свою болезнь, чтобы сохранять власть над окружающими.

Изо всех сил Дик старается сохранить некоторую финансовую самостоятельность, но это даётся ему все трудней: нелегко сопротивляться заливающему его потоку вещей и денег - в этом Николь тоже видит рычаг своей власти. Их все дальше отводит от нехитрых условий, на которых когда-то был заключён их союз... Двойственность положения Дика - мужа и врача - разрушает его личность: он не всегда может отличить необходимую врачу дистанцию по отношению к больной от холодка в сердце по отношению к жене, с которой он един плотью и кровью...

Появление Розмэри заставило его осознать все это. Тем не менее внешне жизнь Дайверов не меняется.

Рождество 1926 г. Дайверы встречают в Швейцарских Альпах; их навещает Франц Грегоровиус. Он предлагает Дику совместно купить клинику, с тем чтобы Дик, автор множества признанных трудов по психиатрии, проводил там несколько месяцев в году, что давало бы ему материал для новых книг, а сам он взял на себя клиническую работу. Ну и разумеется, «для чего же может обращаться европеец к американцу, как не за деньгами», - для покупки клиники необходим стартовый капитал. Дик соглашается, дав себя убедить Бэби, которая в основном распоряжается деньгами Уорренов и считает это предприятие выгодным, что пребывание в клинике в новом качестве пойдёт на пользу здоровью Николь. «Там бы я могла за неё совсем не беспокоиться», - говорит Бэби.

Этого не случилось. Полтора года однообразной размеренной жизни на Цугском озере, где некуда деться друг от друга, провоцируют тяжелейший рецидив: устроив сцену беспричинной ревности, Николь с безумным хохотом едва не пускает под откос машину, в которой сидели не только они с Диком, но и дети. Не в силах больше жить от приступа до приступа Дик, поручив Николь заботам Франца и сиделки, уезжает отдохнуть от неё, от себя... якобы в Берлин на съезд психиатров. Там он получает телеграмму о смерти отца и отправляется в Америку на похороны. На обратном пути Дик заезжает в Рим с тайной мыслью увидеться с Розмэри, которая снимается там в очередном фильме. Их встреча состоялась; то, что начиналось когда-то в Париже, нашло своё завершение, но любовь Розмэри не может спасти его - у него уже нет сил на новую любовь. «Я как Чёрная Смерть. Я теперь приношу людям только несчастье», - с горечью говорит Дик.

Расставшись с Розмэри, он чудовищно напивается; из полицейского участка его, страшно избитого, вызволяет оказавшаяся в Риме Бэби, - она почти довольна, что Дик больше не безупречен по отношению к их семье.

Дик все больше пьёт, и все чаще ему изменяет обаяние, умение все понять и все простить. Его почти не задела готовность, с которой Франц принимает его решение выйти из дела и покинуть клинику, - Франц уже и сам хотел предложить ему это, ибо репутации клиники не идёт на пользу постоянный запах алкоголя, исходящий от доктора Дайвера.

Для Николь внове то, что теперь она не может переложить на него свои проблемы; ей приходится научиться отвечать за себя. И когда это произошло, Дик опротивел ей, как живое напоминание о годах мрака. Они становятся чужими друг другу.

Дайверы возвращаются в Тарм, где встречают Томми Барбана, - он повоевал на нескольких войнах, изменился; и новая Николь смотрит на него новыми глазами, зная, что он всегда любил её. На Лазурном берегу оказывается и Розмэри. Под влиянием воспоминаний о первой встрече с ней пять лет назад Дик пытается устроить нечто подобное былым эскападам, и Николь с жестокой ясностью, усиленной ревностью, видит, как он постарел и изменился. Изменилось и все вокруг - это местечко стало модным курортом, пляж, который некогда Дик расчищал граблями каждое утро, заполнен публикой типа тогдашних «бледнолицых», Мэри Норт (теперь графиня Мингетти) не желает узнавать Дайверов... Дик покидает этот пляж, как низложенный король, который лишился своего королевства.

Николь, празднуя своё окончательное исцеление, становится любовницей Томми Барбана и затем выходит за него замуж, а Дик возвращается в Америку. Он практикует в маленьких городках, нигде не задерживаясь надолго, и письма от него приходят все реже и реже.

Отношения людей сложны, непонятны, часто даже сам человек не знает, чего ему не хватает и чего он хочет, не говоря уж о том, чтобы его мог понять кто-то другой. Роман «Ночь нежна» Фрэнсис Скотт Фицджеральд считал одним из лучших своих творений. В нем он отразил разные характеры, многообразие черт личности, самые противоречивые и сложные эмоции. Книгу можно считать автобиографичной. Если изучить биографию автора, то становится понятно, насколько он внутренне близок к главному герою.

Повествование медленное и тягучее, оно не отличается особой динамичностью, но это дает время глубже погрузиться в историю персонажей. Интересно то, что здесь нет однозначно положительных или отрицательных героев. Каждый из них раскрывается с разных сторон. В одном эпизоде он проявляет лучшие качества, вызывает уважение, сочувствие. А в другом случае начинает казаться, что это совсем другой человек, поступки которого вызывают неприятие и даже осуждение. Но именно это делает роман более реалистичным.

Это история о нелегкой судьбе врача-психиатра, жизнь которого внешне казалась благополучной, но мало кто видел реальную картину происходящего. События романа происходят в Европе в период между Первой и Второй Мировыми войнами. Дик работает в одной из клиник, помогая пациентам с психическими отклонениями. С одной из пациенток у него возникают более близкие отношения. Дик влюбляется и решает жениться на Николь. Дома он также старается помочь своей супруге избавиться от последствий прошлых травм. И со стороны их брак кажется замечательным, вызывает восторг, уважение или зависть у окружающих. Но только в чувствах мужа и жены все не так гладко, как это видят другие.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Ночь нежна" Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры