Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются? «Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова Чего боится главный герой человек в футляре

Главная / Любовь

«Человек в футляре» - рассказ Антона Павловича Чехова , написан в мае-июне 1898 года. Впервые был опубликован в журнале «Русская мысль», 1898 год, № 7. 1-я часть «маленькой трилогии».

История создания

Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошел спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.

Над рассказом Чехов работал в мае - июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 рукопись была отправлена в журнал.

Чехов писал об этом рассказе в записных книжках:

Прототип

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя».

Ю.Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист Меньшиков М. О. , Чехов в одном из своих дневников писал о нём: начало цитаты«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее. Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове:

Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным.

Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

Персонажи

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач, дворянин. Высокий худой старик с длинными усами.
  • Буркин - учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова
Герои рассказа Буркина:
  • Беликов - учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Кабы чего не вышло»
  • Повар Афанасий - старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
  • Михаил Саввич Коваленко - учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
  • Варенька - возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая девушка.

Сюжет

Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

ВАРИАНТ-1

Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре»- образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины».

Беликов жил и мыслил «футлярно», боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждая все новое, говоря «…как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтиком, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Но самое страшное, что футлярность эта с каждым днем набирала силу, футлярным становился образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Даже в портретном описании Беликова выделяется серый - тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный.

Однако Беликов не застывший символ, а живой персонаж, к тому же, далеко не безобидный. Каким-то образом он давил и угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию. И не только гимназию, но и весь город.

Никто не любил его, но все боялись, так как он вселял страх, страх перед государством и ее властью, страх перед свободолюбием. Роль доносчика, фискала была ему вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей, как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги.


Беликов умирает. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.

Но даже после его смерти ничего существенно не изменилось, «жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая; жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

Беликов был лишь отражением, ярким примером «футлярной жизни», того образа, стиля жизни и поведения, убеждений, которые осуждал, но образа, который жил практически в каждом из жителей городишки, только был не таким явным, как у главного героя. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Итак, Чехов с помощью образа Беликова высмеивает тех людей, которые стараются между собой и миром поставить своеобразный футляр, не способных выйти за пределы стандартов и предписаний, ведь от таких беликовых и «футлярной жизни» замирает все живое, доброе, честное.

Повесть «Юность» представлена в виде монолога главного героя этого произведения - Николеньки Иртеньева… Он постоянно анализирует свои действия, поступки, мысли, пытается найти в жизни ту дорогу, по которой ему нужно идти… Но как же ее выбрать? И какой она должна быть?

Его постоянно мучают эти вопросы.

Он не доволен своей внешностью, все, за что он ни берется, кажется, не удается ему.

Но однажды весенним днем какое-то новое для Николеньки, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло к нему в душу. «Оно говорило ему про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для него, что одно не может быть без другого, и даже что красота, счастье и добродетель – одно и то же».

Именно в тот момент наш герой решил сделаться «другим человеком и начать жизнь иначе», он решил приложить свои мысли к жизни с твердым намерением никогда не изменять им.

И он начал мечтать, мечтать о той «новой жизни», о том «новом пути», который он сам себе выбрал и придумал… Эта тропинка казалась ему безупречной. Однако эти мечты, как позднее отмечает, от лица которого ведется повествование, «были так же ребячески, как мечты детства и отрочества»…

В тот период времени, который главный герой считал пределом отрочества, основой его мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, любовь к любви, надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и, наконец, отвращение к самому себе и раскаяние.

И Николенька стремился к этому своему идеалу, но в жизнь задумки претворялись не так прекрасно, какими были в душе и в уме.

Но, создавая свои идеалы, он почему-то не обращался к нравственной стороне этого вопроса и делил всех людей на благовоспитанных и неблаговоспитанных.

Почему? Почему судил он о людях по знанию французского языка , уменью кланяться, танцевать и разговаривать и другим принципам comme il faut ?.. Разве они являются критериями оценки человека, его души, мыслей и воображения? Отнюдь.

Скорее, это понятие благовоспитанности так сильно вросло в него оттого, что стоило огромного труда, чтобы приобрести его.


Но его взгляды и отношение к ценностям стали изменяться после общения с Оперовым, Зуховым и другими ребятами из университета, которые дали ему понять, что все то, чем он хвастается и гордится, по сути дела, ничто.

Вот тогда-то Николенька по-другому стал воспринимать достоинства и недостатки людей.

Шестнадцатилетний юноша постоянно ищет истину, в его сознании идет некая внутренняя борьба, мысли его полны противоречий. Он познает, анализирует. И, на мой взгляд, это постоянное самопознание и самоанализ, стремление к лучшему, помогает разобраться в себе и в людях, пусть не сразу и не полностью, но все же…

ВАРИАНТ-2

Образ Беликова в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре"

Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему маленького человека. Его герои - маленькие люди , но многие из них стали такими по своей воле.

Представляя Беликова, я вижу человека, заточенного в небольшую темную коробочку. Человек в футляре Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека.

Будучи учителем греческого языка Беликов стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло».

Но больше всего поражает то, что человек не пытается изменить что-то в своей жизни, ему удобно и спокойно за стенами своей «коробки», ведь так он не видит ужасного мира, где так много проблем, где люди страдают, а встречаясь с неприятностями, должны быть крайне решительными. Антон Павлович описывает нам человека, отказывающегося от настоящего мира, ведь его устраивает его собственный, кажущийся ему лучшим. Обратим внимание на внешний вид Беликова: даже в хорошую погоду он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Все его вещи были в футлярах, более того, даже « лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Главный герой постоянно носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Толь поэтому можно сказать, что Беликов делал все возможное, чтобы облачиться в футляр.

Настоящее всегда вызывало в нем омерзение, а вот прошлое он превозносил. Его мысли, как и он сам затянуты, заперты, он их также помещал в футляр. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Спросите почему? Все потому что в запретах все определено, нет неясностей. Все в футляре - именно такой себе представляет Беликов счастливую жизнь. Но если б все было так просто, ведь он не только сам жил в своем замкнутом мире, но и старался навязать каждому свои правила и запреты.

Его немыслимая осторожность, непонятные мысли оказывают давление на окружающих, пытаясь вовлечь в свой чехол. Герой против каких-либо новшеств, он все время боится, как бы так не получилось, что начальство узнает! «Черный футляр» овладевает им полностью, угнетая все положительные эмоции и любого рода развлечения.

Беликов понимает, что в силу своей работы, он обязан быть в хороших отношениях со своими коллегами , он пытается стать дружелюбным. Но какими способами? По его мнению, придя в гости, и присев где-нибудь вдали от всех, он уже является их товарищем. Но его все равно не любили и старались избегать. Не смотря ни на что, даже в таких людях возникают чувства, Беликов влюбляется в Варвару Саввишну Коваленко. Но, к сожалению, он как всегда «прячет голову в песок», считая, что все нужно как следует обдумать. «Варвара Саввишна мне нравится и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но все это, знаете ли, произошло как-то вдруг Надо подумать».

И даже свадьба у него должна быть по особым правилам, потому что «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Каждое ответственно решение Беликову дается невероятно сложно, а пока он сосредотачивается на проблеме, авось и она сама пропадет. Но при всем при этом он очень чувствителен и уязвим, возможно, именно поэтому он так осторожничает. Вспомним момент, когда Варя увидела его падение на лестнице. Он испытывает неописуемое, это похоже на пробоину в футляре, что равноценно для него погибели.

Но вот главный герой умер и создается такое впечатление, что именно для этого предназначалась вся его жизнь.

«Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Но Беликов ведь не единственный такой человек, на свете еще множество людей, затянувших себя в рамки подобных футляров. Что же ждет таких людей в конце жизненного пути? Прожив немало лет и состарившись, хочется понять, что годы жизни не прошли даром, что тебя окружают любящие люди. К чему же приходят люди, проживающие футлярным образом жизни? По моему мнению, их единственный исход - это одиночество, ведь многие не хотят вмешиваться в жизнь людей, заключенных в чехол. А одиночество - это самое страшное для любого, даже находящегося в футляре человека.

Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» писателя – цикла, включившего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Главные герои

Беликов – учитель греческого и латинского языка («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, сосед рассказчика.

Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».

Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».

Другие персонажи

Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу» .

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле» , потому что он «прятал его в поднятый воротник» , носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний» . Даже его предмет – «мертвые языки» , был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло» . Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью» . Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!» .

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить» . Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность» . Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная» .

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук» , но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос» , изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление» . Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал» . Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет» . После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему» , «не стало лучше» .

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?» .

Заключение

В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

Тест по рассказу

Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 3712.

В рассказах А. П. Чехова тонко и точно отражается жизнь. Его персонажи в рассказах предстают особенными, утрированными образами тех людей, которых мы можем встретить в жизни. Рассказ «Человек в футляре» рисует читателю жизнь человека, который боится всего нового. Беликов – человек в футляре, жизнь которого превращается в постоянный страх. В силу своей профессии он не только страдает сам, но и заставляет страдать всех остальных.

Внешность Беликова

Даже внешний вид Беликова дает понять, что он хочет спрятаться как можно дальше от всего, что происходит в мире. Он постоянно кутается в фуфайку, как в чехол. Весь скрюченный, маленький, он просто не дает миру проникнуть в его душу, не раскрывает свою жизнь никому и ничему. Свое маленькой, бледное лицо, как у хорька, он прятал за стеклами темных очков и в поднятом воротнике. Даже уши он закладывал ватой, чтобы внешний мир никак не мог проникнуть в его футляр. Даже в хорошую погоду на улицу он выходит укутанный - в теплом пальто, в калошах. С собой у него всегда зонт, который, кстати, он тоже носит в отдельном футляре. В отдельных чехлах Беляков носит все: часы и даже нож для того, чтобы подточить карандаш.

Характер Белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.

Беликов - человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия - преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни - «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни - прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Тест по произведению

Иллюстрация Кукрыниксов

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Пересказала

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры