Основные черты литературных направлений классицизм романтизм реализм. Литературные направления

Главная / Любовь
2) Сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое признавало чувство основным критерием человеческой личности. Сентиментализм зародился в Европе и России примерно одновременно, во второй половине 18 в., как противовес господствовавшей в то время жесткой классической теории.
Сентиментализм был тесно связан с идеями Просвещения. Он отводил первостепенное место проявлениям душевных качеств человека, психологическому анализу, стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы человека и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдающим и гонимым. Чувства и переживания человека достойны внимания независимо от его сословной принадлежности – идея всеобщего равенства людей.
Основные жанры сентиментализма:
повесть
элегия
роман
письма
путешествия
мемуары

Родиной сентиментализма можно считать Англию. Поэты Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг старались пробудить в читателях любовь к окружающей природе, рисуя в своих произведениях простые и мирные сельские ландшафты, сочувствие к нуждам бедных людей. Ярким представителем английского сентиментализма был С. Ричардсон. На первое место он выдвинул психологический анализ и привлек внимание читателей к судьбам своих героев. Писатель Лоуренс Стерн проповедовал гуманизм как высшую ценность человека.
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.
В русскую литературу сентиментализм пришел с переводами произведений западноевропейских сентименталистов. Первыми сентиментальными произведениями русской литературы можно назвать «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Письма русского путешественника» и «Бедную Лизу» Н.И. Карамзина.

3)Романтизм
Романтизм зародился в Европе в конце 18 – начале 19 вв. как противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.
Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.
Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях. Некоторые из них, такие как Ф. Р. Шатобриан и В. А. Жуковский, считали, что человек не может противостоять загадочным силам, должен подчиниться им и не пытаться изменить свою судьбу. Другие романтики, такие как Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин, считали, что необходимо бороться с так называемым «мировым злом», и противопоставляли ему силу человеческого духа.
Внутренний мир романтического героя был полон переживаний и страстей, на протяжении всего произведения автор заставлял его бороться с окружающим миром, долгом и совестью. Романтики изображали чувства в крайних их проявлениях: высокую и страстную любовь, жестокое предательство, презренную зависть, низменное честолюбие. Но романтиков интересовал не только внутренний мир человека, но и тайны бытия, сущность всего живого, может быть, поэтому в их произведениях так много мистического и загадочного.
В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли. Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).
На развитие русского романтизма большое влияние оказала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г. Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым. Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.
Основные жанры романтизма:
Элегия
Идиллия
Баллада
Новелла
Роман
Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
уход в мир фантазии;
концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:
романтический герой всегда исключительная личность;
герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;
неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Психологический параллелизм – тождество внутреннего состояния героя окружающей природе.
Речевой стиль романтического произведения:
предельная экспрессия;
принцип контраста на уровне композиции;
изобилие символов.

Эстетические категории романтизма:
неприятие буржуазной действительности, ее идеологии и прагматизма; романтики отрицали систему ценностей, которая была основана на стабильности, иерархичности, строгой системе ценностей (дом, уют, христианская мораль);
культивирование индивидуальности и художественного мировосприятия; отвергаемая романтизмом действительность подчинялась субъективным мирам, основанным на творческой фантазии художника.


4)Реализм
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.
В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами, другими словами, если бы человек жил в другое время, в другом месте, в другой социально-культурной среде, то и он сам был бы другим.
Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.
В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
критический (социальный) реализм;
реализм характеров;
психологический реализм;
гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека. Примерами критического реализма являются произведения Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами. Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев. Основными представителями этих разновидностей реализма являются Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность. Гротескный реализм развит в творчестве Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта, Э. Гофмана, в сатирических повестях Н. В. Гоголя, произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

5) Модернизм

Модернизм – совокупность художественных направлений, пропагандировавших свободу самовыражения. Модернизм зародился в Западной Европе во второй половине 19 в. как новая форма творчества, противопоставленная традиционному искусству. Модернизм проявился во всех видах искусства – живописи, архитектуре, литературе.
Главной отличительной чертой модернизма является его способность менять окружающий мир. Автор не стремится реалистично или иносказательно изобразить действительность, как это было в реализме, или внутренний мир героя, как это было в сентиментализме и романтизме, а изображает собственный внутренний мир и собственное отношение к окружающей действительности, выражает личные впечатления и даже фантазии.
Особенности модернизма:
отрицание классического художественного наследия;
декламируемое расхождение с теорией и практикой реализма;
ориентация на человека индивидуального, а не социального;
повышенное внимание к духовной, а не социальной сфере жизни человека;
ориентация на форму в ущерб содержанию.
Крупнейшими течениями модернизма были импрессионизм, символизм и модерн. Импрессионизм стремился запечатлеть мгновение в том виде, каким его увидел или почувствовал автор. В этом авторском восприятии может сплетаться прошлое, настоящее и будущее, важно впечатление, которое какой-либо предмет или явление оказало на автора, а не сам этот предмет.
Символисты пытались найти во всем происходящем тайный смысл, наделяли привычные образы и слова мистическим значением. Стиль модерн пропагандировал отказ от правильных геометрических форм и прямых линий в пользу плавных и изогнутых линий. Особенно ярко модерн проявился в архитектуре и прикладном искусстве.
В 80-х гг. 19 в. зародилось новое течение модернизма – декаданс. В искусстве декаданса человек поставлен в невыносимые обстоятельства, он надломлен, обречен, потерял вкус к жизни.
Основные черты декаданса:
цинизм (нигилистическое отношение к общечеловеческим ценностям);
эротизм;
тонатос (по З. Фрейду – стремление к смерти, упадок, разложение личности).

В литературе модернизм представлен следующими течениями:
акмеизм;
символизм;
футуризм;
имажинизм.

Наиболее яркими представителями модернизма в литературе являются французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, русские поэты Н. Гумилев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. Ахматова, И. Северянин, английский писатель О. Уайльд, американский писатель Э. По, скандинавский драматург Г. Ибсен.

6) Натурализм

Натурализм – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Теоретическое обоснование нового течения дал Эмиль Золя в книге "Экспериментальный роман".
Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой – рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой – пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму.
Основные требования, предъявленные натуралистами к литературе: научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды". Литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественно-научный материализм типа Э. Геккеля, Г. Спенсера и Ч. Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими), философию позитивизма Огюста Конта и мелкобуржуазных утопистов (Сен-Симон).
Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.
Теоретик и вождь французского натурализма, Э. Золя причислял к натуральной школе Г. Флобера, братьев Гонкур, А. Додэ и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: О. Бальзака и Стендаля. Но на самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя-теоретик. К натурализму как стилю ведущего класса приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу, и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.
Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные тенденции, так и различные художественные методы. Целый ряд последователей натурализма воспринял его реформистскую сущность, отбросив без стеснения даже такое типичное для натурализма требование, как требование объективности и точности. Так поступили немецкие "ранние натуралисты" (М. Крецер, Б. Билле, В. Бельше и другие).
Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя.
Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей "Истории германского народа" предложил этот стиль назвать "физиологическим импрессионизмом". Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы. Действительно, от натуралистического стиля, известного во Франции, остается лишь преклонение перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие (алкоголизм в "Перед восходом солнца" Гауптмана, наследственность в "Привидениях" Ибсена).
Основоположниками немецкого натурализма явились А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца "Искусство", где Гольц утверждает, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения". Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят также драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне отрицательно как к "роду развлекательного искусства". Особое внимание уделяется драме (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Гольц, Ф. Шляф, Г. Зудерман), в которой также отрицается интенсивно развитое действие, даются лишь катастрофа и фиксация переживаний героев ("Нора", "Привидения", "Перед восходом солнца", "Мастер Эльце" и другие). В дальнейшем натуралистическая драма перерождается в драму импрессионистическую, символическую.
В России натурализм не получил какого-либо развития. Натуралистичными называли ранние произведения Ф. И. Панферова и М. А. Шолохова.

7) Натуральная школа

Под натуральной школой литературная критика понимает направление, зародившееся в русской литературе в 40-х гг. 19 в. Это была эпоха все более обострявшихся противоречий между крепостническим укладом и ростом капиталистических элементов. Последователи натуральной школы в своих произведениях попытались отразить противоречия и настроения того времени. Сам термин «натуральная школа» появился в критике благодаря Ф. Булгарину.
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К натуральной школе причисляли таких разнородных по их классовой основе и художественному облику писателей, как И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в "низких" слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, эстетства, романтической риторики.
В. Г. Белинский выделял реализм натуральной школы, утверждая важнейшей особенностью "истину", а не "ложь" изображения. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям, но к "толпе", к "массе", к людям обыкновенным и чаще всего к людям "низкого звания". Распространенные в 40-х гг. всяческие "физиологические" очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном.
Н. Г. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту "литературы гоголевского периода" ее критическое, "отрицательное" отношение к действительности – "литература гоголевского периода" является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Н. В. Гоголю – автору "Мертвых душ", "Ревизора", "Шинели" – как родоначальнику возводили натуральную школу В. Г. Белинский и ряд других критиков. Действительно, многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Н. В. Гоголя. Кроме Гоголя, на писателей натуральной школы оказывали влияние такие представители западноевропейской мелкобуржуазной и буржуазной литературы, как Ч. Диккенс, О. Бальзак, Жорж Санд.
Одно из течений натуральной школы, представленное либеральным, капитализирующимся дворянством и примыкавшими к нему социальными прослойками, отличалось поверхностным и осторожным характером критики действительности: это или безобидная ирония по отношению к отдельным сторонам дворянской действительности или дворянски-ограниченный протест против крепостного права. Круг социальных наблюдений данной группы ограничивался барской усадьбой. Представители этого течения натуральной школы: И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. И. Панаев.
Другое течение натуральной школы опиралось преимущественно на городское мещанство 40-х годов, ущемленное, с одной стороны, еще цепким крепостничеством, а с другой – растущим промышленным капитализмом. Определенная роль здесь принадлежала Ф. М. Достоевскому, автору ряда психологических романов и повестей ("Бедные люди", "Двойник" и других).
Третье течение в натуральной школе, представленное так называемыми "разночинцами", идеологами революционной крестьянской демократии, дает в своем творчестве наиболее ясное выражение тенденций, которые связывались современниками (В.Г. Белинский) с именем натуральной школы и противостояли дворянской эстетике. Полнее и резче всего эти тенденции проявили себя у Н. А. Некрасова. К этой же группе надо отнести А. И. Герцена ("Кто виноват?"), М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Запутанное дело").

8) Конструктивизм

Конструктивизм – художественное направление, зародившееся в Западной Европе после Первой мировой войны. Истоки конструктивизма лежат в тезисе немецкого архитектора Г. Земпера, который утверждал, что эстетическая ценность всякого художественного произведения определяется соответствием трех его элементов: произведения, материала, из которого оно сделано, и технической обработки этого материала.
В этом тезисе, который впоследствии был принят функционалистами и функционалистами-конструктивистами (Л. Райт в Америке, Я. Й. П. Ауд в Голландии, В. Гропиус в Германии), выдвигается на первый план материально-техническая и материально-утилитарная сторона искусства и, по существу, выхолащивается идеологическая сторона его.
На Западе конструктивистические тенденции во время Первой мировой войны и в послевоенный период выразились в разнообразных направлениях, более или менее "ортодоксально" трактующих основной тезис конструктивизма. Так, во Франции и Голландии конструктивизм выразился в "пуризме", в "эстетике машин", в "неопластицизме" (изоискусство), эстетизирующем формализме Корбюзье (в архитектуре). В Германии – в обнаженном культе вещи (псевдоконструктивизм), однобоком рационализме школы Гропиуса (архитектура), отвлеченном формализме (в беспредметном кино).
В России группа конструктивистов появилась в 1922 г. В нее вошли А. Н. Чичерин, К. Л. Зелинский, И. Л. Сельвинский. Конструктивизм был первоначально узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкие обоснования своей творческой платформы.
От конструктивизма отходит А. Н. Чичерин, вокруг И. Л. Сельвинского и К. Л. Зелинского группируется ряд авторов (В. Инбер, Б. Агапов, А. Габрилович, Н. Панов), и в 1924 г. организуется литературный центр конструктивистов (ЛЦК). В своей декларации ЛЦК прежде всего исходит из заявления о необходимости для искусства максимально близкого участия в "организационном натиске рабочего класса", в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникает установка конструктивизма на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой.
Основную тему, всегда привлекавшую к себе внимание конструктивистов, можно обозначить так: "Интеллигенция в революции и строительстве". С особенным вниманием останавливаясь на образе интеллигента в гражданской войне (И. Л. Сельвинский, «Командарм 2») и в строительстве (И. Л. Сельвинский «Пушторг»), конструктивисты прежде всего выдвигают в болезненно-преувеличенном виде его удельный вес и значение в процессе строительства. Особенно отчетливо это выступает в "Пушторге", где исключительному специалисту Полуярову противопоставлен бездарный коммунист Кроль, мешающий ему работать и доводящий его до самоубийства. Здесь пафос техники работы как таковой заслоняет основные социальные конфликты современной действительности.
Это преувеличение роли интеллигенции находит свое теоретическое развертывание в статье основного теоретика конструктивизма Корнелия Зелинского «Конструктивизм и социализм», где он рассматривает конструктивизм как целостное мировоззрение эпохи, переходной к социализму, как конденсированное выражение в литературе переживаемого периода. При этом опять-таки основные социальные противоречия этого периода Зелинским подменяются борьбой человека и природы, пафосом голой техники, трактуемой вне социальных условий, вне классовой борьбы. Эти ошибочные положения Зелинского, вызвавшие резкий отпор со стороны марксистской критики, были далеко не случайны и с большой четкостью вскрывали ту социальную природу конструктивизма, которую легко наметить и в творческой практике всей группы.
Социальным источником, питающим конструктивизм, является, несомненно, та прослойка городской мелкой буржуазии, которую можно обозначить как техническую квалифицированную интеллигенцию. Не случайно, что в творчестве Сельвинского (являющегося наиболее крупным поэтом конструктивизма) первого периода с несомненностью обнаруживается характерный для русского буржуазного довоенного стиля образ сильной индивидуальности, мощного строителя и завоевателя жизни, индивидуалистического по самой своей сущности.
В 1930 г. ЛЦК распался, взамен него образовалась «Литературная бригада М. 1», объявляющая себя организацией переходной к РАППу (Российской ассоциации пролетарских писателей), ставящей своей задачей постепенный переход писателей-попутчиков на рельсы коммунистической идеологии, к стилю пролетарской литературы и осуждающей прежние ошибки конструктивизма, хотя и сохраняющей его творческий метод.
Однако противоречивость и зигзагообразность продвижения конструктивизма к рабочему классу дает себя знать и здесь. Об этом свидетельствует поэма Сельвинского «Декларация прав поэта». Подтверждением этого является и то, что бригада М. 1, просуществовав менее года, в декабре 1930 г. тоже распустилась, признав, что не разрешила поставленных перед собой задач.

9)Постмодернизм

Постмодернизм в переводе с немецкого языка буквально означает «то, что следует за модернизмом». Это литературное направление появилось во второй половине 20 в. Оно отражает всю сложность окружающей действительности, ее зависимость от культуры предшествующих веков и информационной насыщенности современности.
Постмодернистов не устраивало, что литература разделилась на элитарную и массовую. Постмодернизм выступал против всякого модерна в литературе и отрицал массовую культуру. Первые произведения постмодернистов появились в форме детектива, триллера, фэнтези, за которыми скрывалось серьезное содержание.
Постмодернисты считали, что высшее искусство закончилось. Чтобы двигаться дальше, нужно научиться правильно использовать низшие жанры поп-культуры: триллер, вестерн, фэнтези, фантастику, эротику. Постмодернизм находит в этих жанрах исток новой мифологии. Произведения становятся ориентированы и на элитарного читателя, и на невзыскательную публику.
Признаки постмодернизма:
использование предшествующих текстов в качестве потенциала для собственных произведений (большое количество цитат, нельзя понять произведение, если ты не знаешь литературу предшествующих эпох);
переосмысление элементов культуры прошлого;
многоуровневая организация текста;
особая организация текста (игровой элемент).
Постмодернизм ставил под сомнение существование смысла как такового. С другой стороны, смысл постмодернистских произведений определяется присущим ему пафосом – критикой массовой культуры. Постмодернизм старается стереть границу между искусством и жизнью. Всё существующее и когда-либо существовавшее – это текст. Постмодернисты говорили, что все уже было написано до них, что ничего нового придумать нельзя и им остается только играть словами, брать готовые (уже когда-то и кем-то придуманные, написанные) идеи, фразы, тексты и собирать из них произведения. В этом нет никакого смысла, потому что и самого автора в произведении нет.
Литературные произведения похожи на коллаж, составленный из несопоставимых образов и объединенный в целое единообразием техники. Такая техника получила название пастиш. Это итальянское слово переводится как опера-попурри, а в литературе оно обозначает сопоставление нескольких стилей в одном произведении. На первых этапах постмодернизма пастиш – специфическая форма пародии или самопародии, но затем – способ приспособления к действительности, способ показать иллюзорность массовой культуры.
С постмодернизмом связано понятие интертекстуальности. Этот термин ввела Ю. Кристева в 1967 г. Она считала, что историю и общество можно рассматривать как текст, тогда культура – единый интертекст, который служит авантекстом (все тексты, которые предшествуют данному) для любого вновь появляющегося текста, при этом здесь теряется индивидуальность текста, которая растворяется в цитатах. Для модернизма характерно цитатное мышление.
Интертекстуальность – присутствие в тексте двух или нескольких текстов.
Паратекст – отношение текста к заглавию, эпиграфу, послесловию, предисловию.
Метатекстуальность – это могут быть комментарии или ссылка на предтекст.
Гипертекстуальность – осмеяние или пародирование одного текста другим.
Архитекстуальность – жанровая связь текстов.
Человек в постмодернизме изображается в состоянии полной деструкции (в данном случае деструкцию можно понимать как нарушение сознания). В произведении нет развития характера, образ героя предстает в размытом виде. Этот прием называет дефокализация. Он преследует две цели:
избежать излишнего героического пафоса;
увести в тень героя: герой не выдвигается на первый план, он вообще не нужен в произведении.

Яркими представителями постмодернизма в литературе являются Дж. Фаулз, Дж. Барт, А. Роб-Грийе, Ф. Соллерс, Х. Кортасар, М. Павич, Дж. Джойс и другие.

Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений , но и умением их избирать среди множества имеющихся. А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.

Классицизм

Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм . И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.

Классицизм
XVII - XIX вв. (17-19 вв)

Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.

А. Д. Кантемир;
В. К. Тредиаковский;
А. П. Сумароков;
М. В. Ломоносов;
Н. Буало;
П. Корнель;
Ж. Расин;
Ж.-Б. Мольер
Особенности

  • разум - превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);

  • строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в "высоких жанрах", а философские конфликты в "низких");

  • использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;

  • герои делятся на строго положительных и отрицательных;

  • главный конфликт - конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);

  • соблюдение "трех единств" для драматических произведений (места, времени, действия);

  • изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.

Жанры Высокие: трагедия, ода, поэма.

Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Сентиментализм

Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.

Сентиментализм
Периодизация и место зарождения Вторая половина XVIII века.
Представители в русской литературе Н. М. Карамзин;
А.Н. Радищев.
Представители в зарубежной литературе Лоренс Стерн;
Ричардсон;
Жан-Жак Руссо.
Особенности

  • чувства - превыше всего;

  • деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной);

  • особый интерес к чувствам героя;

  • изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки).

Жанры Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь.

Романтизм

Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.

Романтизм
Периодизация и место зарождения конец XVIII - первая половина XIX века.

Зародился в Германии.

Представители в русской литературе В. А. Жуковский;
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения);
А. С. Пушкин (ранние произведение);
К. Н. Батюшков;
Е. А.
Баратынский;
Н. М. Языков.
Представители в зарубежной литературе Ф. Шлегель;
Ф. Шеллинг;
Ж.Сталь;
Ламартин;
Виктор Гюго;
Альфред де Виньи;
Проспер Мериме.
Особенности

  • двоемирие, бегство от действительно в идеальный мир, деление света на "здесь" и "там" ("здесь" - притеснения, несчастная жизнь по чужой воле, "там" - воплощение мечт о жизни);

  • углубленный анализ внутреннего мира героя (психологизм);

  • новый тип героя - исключительный, одинокий, выступает против действительности, обычно с трагичной судьбой;

  • использование автором фольклора, упоминание исторических событий.

Жанры роман, поэма, баллада.

Реализм

Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.

Реализм
Периодизация и место зарождения XIX век.

Зародился в европейских странах.

Представители в русской литературе А. С. Пушкин;
Л. Н. Толстой;
Ф. М. Достоевский;
А. П. Чехов.
Представители в зарубежной литературе О. де Бальзак;
Ч. Диккенс;
Э. Золя
Особенности

  • достоверность изображаемых событий ("Война и мир" Л. Н. Толстого);

  • типизация характеров и явлений, несмотря на их индивидуальность (воспитание Обломова или Татьяны Лариной);

  • характеры героев обусловлены общественной средой, их социализацией (взросление Штольца, Обломова и их разное будущее);

  • персонажи изображены с особым психологизмом (Портрет, речевая характеристика героев Достоевского);

  • принципы историзма, народности ("Тихий Дон" М. А. Шолохова) ;

  • новые типы героев (тип «маленького человека» (Девуш­кин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего челове­ка» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского).

  • неоднозначность авторской позиции (нет явного деления на положительных и отрицательных героев)

Жанры роман, роман-эпопея, рассказ, повесть.

Типы реализма

Типы реализма
Название Черты Период Примеры из русской литературы Примеры из зарубежной литературы
Просветительский реализм Вера в разум человека, развитие творческих черт. XVII - XVIII век. А. Н. Радищев;
Д. И. Фонвизин;
Г. Р. Державин;
Д. Дефо;
Дж. Свифт;
Вольтер.
Критический реализм произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. 1840 - 1890 -е гг. В. Г. Белинский;
Н. Г. Чернышевский;
Н. А. Добролюбов;
А. П. Чехов
Оноре де Бальзак;
Джордж Элиот
Социалистический реализм изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. 1920-1980 - е гг. Н. А. Островский,
М. А. Шолохов,
А. Н. Толстой,
Д. Бедный,
позднее творчество В. В. Маяковского
А. Барбюс;
М. Андерсен-Нексе;
И.-Р. Бехер;
В. Бредель.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Импрессионизм
Возник в 1860 г.
Активно развивался в 1870 - 1920 гг.
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм
Возник в 1910 г.
Ассоциативность, "эстетика морального шока", эмоциональная насыщенность.
Кубизм
Возник в 1907 г.
Развивался на протяжении XX века.
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм
Возник в 1918 гг.
Активно развивался в 1910 - 1920 гг.
Сюрреализм
Возник в 1910-1920 гг.
Развивался на протяжении XX века.
Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической эпохи Представляют особый тип героя Выражают определённое мировоззрение Выбирают характерные темы и сюжеты Работают в определённых жанрах Выделяются стилем художественной речи Выдвигают определённые жизненные и эстетические идеалы


Классицизм 17 – начало 19 вв. Русский классицизм – национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петра 1 Отличительные черты -Нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлечённость в изображении -надуманные образы, схематичные характеры - Назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных -использование языка, мало понятного простому народу -общенациональная, гражданская направленность - Установление иерархии жанров: «высокие» (оды, трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма), «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы) - Правило «трёх единств»: времени, места и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии)


Представители классицизма Русская литература: М. Ломоносов («Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года») Г. Державин (ода «Фелица») А. Сумароков (трагедии) Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль») Западноевропейская литература: П. Корнель, Вольтер, Мольер, Ж. Лефонтен


Сентиментализм 2-ая половина 18 – начало 19 вв. Отличительные черты - Раскрытие человеческой психологии - Высшей ценностью провозглашается чувство - Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту - Идеализация действительности, субъективное изображение мира - Идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой - Произведение часто написано от 1-го лица, что придаёт ему лиризм и поэтичность




Романтизм Направление, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту Отличительные черты - необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей - мечтательность, идеализация действительности, культ свободы - стремление к идеалу, совершенству - сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя - изображение героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой) - Контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного


Представители романтизма Русская литература - В. Жуковский (баллады Людмила», «Светлана», «Лесной царь» - К. Рылеев (поэмы) - А. Пушкин (Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан») - М. Лермонтов (поэма «Мцыри») - Н. Гоголь (повести «Вечера на хуторе близ Диканьки») - - М. Горький (рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» - Западноевропейская литература - Д. Байрон, И.В. Гёте, Шиллер, Гофман, П.Мериме, В. Гюго, В. Скотт


Реализм Направление в искусстве и литературе 19 – 20 вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни. Отличительные черты - В основе лежит конфликт: герой – общество - типичные литературные персонажи - Типичные приёмы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер) - Изображение определённой исторической эпохи, реальных событий - Изображение событий и героев в развитии - Все персонажи изображаются не отвлечённо, а во взаимодействии с окружающим миром


Представители реализма -А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») - А. Пушкин («Маленькие трагедии», «Евгений Онегин») - М. Лермонтов (роман «Герой нашего времени») - Н. Гоголь (поэма «Мёртвые души») - И. Тургенев (романы «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин» и др.) - Л. Толстой («После бала», «Воскресение», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» и др.) - Ф. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.)

Литературные направления (теоретический материал)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.

Основные черты литературных направлений :

· объединяют писателей определенной исторической эпохи;

· представляют особый тип героя;

· выражают определенное мировоззрение;

· выбирают характерные темы и сюжеты;

· используют характерные художественные приемы;

· работают в определенных жанрах;

· выделяются стилем художественной речи;

· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.

Классицизм

Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Отличительные черты:

· значительность тем и сюжетов;

· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;

· надуманные образы, схематические характеры;

· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;

· использование языка, мало понятного простому народу;

· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;

· общенациональная, гражданская направленность;

· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);

· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).

Представители классицизма

Западноевропейская литература:

· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;

· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;

· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;

· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;

· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;

· Ж. Лафонтен – «Басни».

Русская литература

· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;

· Г. Державин – ода «Фелица»;

· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;

· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;

· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

Сентиментализм

Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.

Отличительные черты:

· раскрытие человеческой психологии;

· высшей ценностью провозглашается чувство;

· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;

· идеализация действительности, субъективное изображение мира;

· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;

· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Представители сентиментализма

· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;

· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;

· – роман « страдания молодого Вертера».

Русская литература

· В. Жуковский – ранние стихи;

· Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;

· И. Богданович – поэма «Душенька»;

· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм

Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.

Отличительные черты:

· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;

· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;

· стремление к идеалу, совершенству;

· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;

· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);

· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

Представители романтизма

Западноевропейская литература

· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;

· – драма «Эгмонт»;

· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;

· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;

· П. Мериме – новелла «Кармен»;

· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;

· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».

Русская литература

Прежде чем говорить о конкретных , сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

В истории литературы выделяют классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Периодизация основных литературных направлений:

  1. классицизм (XVIII – начало XIX веков);
  2. сентиментализм (вторая половина XVIII – начало XIX вв.);
  3. романтизм (вторая половина XVIII – начало XX веков);
  4. реализм (вторая половина XIX века);
  5. модернизм (конец XIX – XX вв.): импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм и т. д.;
  6. постмодернизм (с 1980-х годов XX в).

Литературные направления

Основные признаки литературного направления

Представители литературы

Классицизм

Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.

Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин

Сентиментализм

На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.

Я. М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский

Романтизм

Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.

А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький,

Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.

И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, А. И. Куприн

Критический Реализм

Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом

Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин

Модернизм

Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.

Символизм

Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.

В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый,

Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам

Футуризм

Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…

В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский,

Постмодернизм

Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.

А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

  • Импрессионизм (последняя треть XIX - начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна. Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М. Пруст – достойные представители этого направления.
  • Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск - черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
  • Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры