Патриархальный быт в пьесе гроза. Сочинение Островский А.Н

Главная / Любовь

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.
Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.
“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.
Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, - власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.
Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки я: изругал, так изругал... чуть не прибил”.
У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.
Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.
“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.
Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, - власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.
Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил”.
У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

При чтении произведений Островского мы неожиданно попадаем в царящую в обществе атмосферу и становимся невольными участниками событий, происходящих на сцене. Мы соединяемся с толпой и словно со стороны рассматриваем жизнь героев.

Мы оказываемся в приволжском городе Калинове и получаем возможность наблюдать за бытом и нравами его жителей. В основной массе это купечество, жизнь именно этого сословия изображена драматургом с мастерством и глубоким знанием дела.

Мы знакомимся с типичными представителями этого общества. На первых страницах произведения перед нами предстает купец Дикой - “значительное лицо” в городе.

Шапкин так отзывается о нем: такого «ругателя», как «Савел Прокофьич, поискать еще». Мы тут же слышим такие же слова и о Кабанихе. Нам становится ясно, что с Диким они одинаковы.

Кулигин любуется необыкновенным пейзажем, однако на фоне этого самого пейзажа мы наблюдаем безрадостную картину жизни, изображенную автором в «Грозе». Из уст Кулигина мы слышим точную и четкую характеристику того, что происходит в Калинове - быта, нравов и обычаев купечества. Он чувствует безотрадную атмосферу, сложившуюся в городе. Поэтому он заявляет о невежестве и необразованности масс, о том, что честным трудом невозможно заработать деньги, вырваться из кабалы знатных лиц, заправляющих в городе. Они далеки от цивилизации, но она им и не нужна. Сохранение прежних устоев, нежелание нового, отсутствие закона и полная власть силы - вот что является законом и нормой их жизни, этим они живут и довольствуются. Эти люди подчиняют своей воле всех, кто рядом с ними, всякий их протест они подавляют, как и любое проявление личности.

Автор демонстрирует Кабаниху и Дикого - типичных представителей «темного» общества. Они имеют в обществе особое положение, их боятся и поэтому испытывают к ним уважение, у них есть капитал, а это означает, что у них есть власть. Общие законы для них не существуют, они живут по своим законам и всех заставляют жить согласно им. У них одно желание – покорить всех, кто слабее, а тех, кто сильнее - “умаслить”. Они являются деспотами и в семье, и в жизни.

Так, Тихон беспрекословно подчиняется своей матери, Борис - дяде. Брань Кабанихи всегда подается «под видом благочестия», ругань же Дикого говорит о том, что он будто “с цепи сорвался”. Оба они не желают признавать новое, живут по домостроевским порядкам. Они невежественны и скупы, что вызывает у нас смех, а порой и горькую усмешку. Например, о грозе Дикой говорит, что это наказание на род людской, чтобы мы чувствовали это.

Удивительно и бессердечие, с которым эти люди относятся к зависимым от них.

Эти властители имеют и персонажей, помогающих им осуществлять свое господство. Среди них Тихон, способствующий укреплению власти Кабанихи, молчаливый и слабовольный; Феклуша – глупая и необразованная сочинительница небылиц о цивилизованном мире; горожане, проживающие в Калинове и примирившиеся с такими порядками. Все эти персонажи и представляют собой “темное царство”, изображенное автором в пьесе.

Драматург применил разнообразные художественные средства, изобразил типичный провинциальный город, показал его обычаи и нравы, описал произвол, насилие, полнейшее невежество, царящие в Калинове, подавление любого проявления к свободе, в первую очередь, к свободе духа.

Пьеса «Гроза» была написана в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость экономических и политических перемен, и в произведении Островского отразилась историческая ситуация. В своей пьесе Островский изобразил общество середины девятнадцатого века, его быт и нравы. Он очень ярко и точно воспроизвел жизнь патриархального купечества, отношения в котором были основаны только на материальных ценностях, а стремление к знаниям, интерес к открытиям в области, науки воспринимались как что-то бесполезное и ненужное. Островский, изображая мир невежд и «самодуров русской жизни», обличал пороки общества.

Старый, косный порядок, стражами которого являются Дикой и Кабаниха, господствует в отношениях героев. Персонажи пьесы оказываются в зловещей среде бессердечности и тупого преклонения перед могуществом старых, давно изживших себя порядков. Так, Кабанова, защитница старых основ жизни, обычаев и обрядов «темного царства», тщетно пытается внушить деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, уважение к старшим, выполнение всех старинных обрядов, а главное - никогда не сметь «свое суждение иметь».

Так Кабанова воспитывала своего сына, отбив у него всякое желание самостоятельно мыслить. «Да смеем ли мы... подумать», - подводит Тихон итог «маменькиному» учению.

Это общество деградировавших личностей. По выражению Добролюбова, Тихон - «простодушное и пошловатое...

существо». Он доверил свои чувства самому близкому человеку, матери, а Кабаниха под прикрытием безграничной «любви» дала ему понять, что он лишь слуга, выполняющий ее прихоти. Она так вошла в роль всемогущей правительницы, что намеревалась сделать из всего своего окружения рабов, «добру научить». Все в этом мире тиранов живут несвободно, «будто из-под неволи». Эта норма жизни утверждается «старшими», которые уверены, что те «глупые», кто «на свою волю хотят».

Люди, находящиеся под гнетом таких, как Кабанова, ассоциируются с безвольными крепостными крестьянами. Но и им «хозяева жизни» жить не дают. Ведь свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков, сторонником которых является и Савел Прокофьевич Дикой. Дикой - главная фигура в Калинове. Его образ - это яркий пример тех нравов, царивших в обществе. Он груб и очень богат.

Половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время расплаты» то он деньги платит очень неохотно, иногда даже может «обругать» или «прибить». Он либо вообще не платит, либо обсчитывает.

«Что ж тут особенного, - объясняет он, - я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Власти поддерживают Дикого, потому что он «свой» человек, он опора городничего и полицмейстера: им невыгодно с ним ссориться. Угодить Дикому невозможно. Кудряш говорит, что у него вся жизнь на ругательстве основана. А ярче всего быт Дикого и всего «темного царства» характеризует Кулигин: «А у кого деньги...

тот старается бедного закабалить... Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг нд друга; залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных...

А те... злостные кляузы строчат на ближних». Таков быт мира самодуров.

Главная черта Дикого - грубость. Он также может делать все, что вздумается, ведь раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. А его основной смысл жизни - обогащение. Но и не только его, это принципы жизни любого представителя «темного царства», им всем присущи невежественность и суеверность. Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних переживаний других. «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие», - характеризует Кулигин быт и нравы города Калинова.

А.Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир «темного царства».
В своем очерке «Записки замоскворецкого жителя» писатель как бы «открыл» страну «до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье». Это место обитания людей, живущих традициями седой старины. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. Ведь в своих произведениях писатель обличает «темные» стороны купеческой жизни.
Пожалуй, самой известной пьесой Островского, отображающей быт и нравы «темного царства», является «Гроза». Здесь читатель переносится в маленький городок Калинов, знакомится с его обитателями, с их нравами, обычаями и порядками.
Жители города Калинова погрязли в невежестве. Они отказываются просвещаться, не желают учиться, узнавать новое. Эти люди ничего не знают за пределами своего мирка, поэтому с большим интересом, доверием и священным трепетом внимают рассказам странницы Феклуши о дальних странах, где живут люди с песьими головами. Грозу они воспринимают как божью кару: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»
Калиновцы живут в постоянном страхе перед богатыми купцами и силами природы. Эти люди не стремятся к лучшей жизни, не принимают ничего нового. Из массовых сцен читатель узнает, что горожане даже не гуляют на бульваре, который был создан специально для них. Все воспринимают как само собой разумеющееся то, что богатые купцы тиранят своих домашних, прикрываясь от остальных высокими заборами.
Главными тиранами города являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Савел Прокофьевич – «значительное лицо в городе». Это самодур с взрывным, необузданным характером. Брань и ругань для него – не только привычное обращение с людьми, но и натура, природа, содержание жизни. Этот персонаж периодически повторяет: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце-то у меня!» Здесь совершенно искажается привычное понятие слова «сердце». В речах Дикого это слово никак не связывается с понятиями душевности, любви, сердечности, а отождествляется лишь с сердитостью и раздражением. Дикой ругается всегда и со всеми. Недаром Шапкин говорит о нем: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Но бранится купец не только на своих подневольных, но даже и на равных себе. Постоянная ругань Дикого – это, пожалуй, способ не только самоутвердиться, но и защититься от всего нового, неведомого ему. Поэтому часто его брань направлена на местного механика-самоучку Кулигина. Кулигин пытается найти причину грубости Дикого: «За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты – разбойник, - вот и все… говорю, что разбойник, и конец… Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».
Кроме всего прочего, Дикой невероятно скуп. В начале пьесы мы видим следующую ситуацию: к Савелу Прокофьевичу приехал племянник Борис, надеющийся получить наследство. Но вместо этого молодой человек попал к своему дяде в кабалу. Дикой не платит племяннику жалования, постоянно оскорбляет и бранит, упрекая его в лености и тунеядстве. Поражает тот факт, что Борис проклинает дядю, ненавидит его, чувствует всю унизительность своего положения, но, тем не менее, готов терпеть это ради призрачной надежды на наследство. Хоть он в городе Калинове и приезжий человек, но его безвольный характер можно считать прямым порождением «темного царства».
Другой деспот в Калинове – это Кабаниха. Ее деспотизм не настолько явный, в отличие от Дикого. Кабаниха – ханжа, всеми силами цепляющаяся за заветы прошлых лет. Все старое для нее – хорошо, все новое, молодое – плохо, опасно. В своей семье Марфа Игнатьевна считает себя главной. Она крепко держится за изжившие себя порядки и обычаи. У нее в голове накрепко закрепились религиозные предрассудки и правила домостроя. Кабаниха постоянно бранится, попрекает окружающих. Своих домашних она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Особенно достается невестке Катерине. Ее Кабаниха заставляет кланяться в ноги мужу перед его отъездом, ругает ее за то, что она «не воет» прилюдно, провожая Тихона в дорогу. Марфе Игнатьевне претит свободная натура Катерины, сила ее характера.
Кабаниха фанатично религиозна. Из ее уст постоянно слышатся речи о Боге, о грехе, о воздаянии. В своей вере она сурова, непреклонна, беспощадна. В ее душе нет места любви, милосердию, всепрощению.
И такие люди являются самыми влиятельными в городе, они уважаемы и почитаемы!.. Поэтому весь городок Калинов – единое «темное царство». Здесь все построено на угнетении и порабощении одних другими.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры