Презентация на тему "Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!"

Главная / Любовь


























1 из 25

Презентация на тему: Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!

№ слайда 1

Описание слайда:

Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. 2009/2010 учебный год

№ слайда 2

Описание слайда:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя –Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриотаРоссии, развитие его духовно-нравственного мира и национальногосамосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства,формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности,развивать творческие способности в разных видах деятельности,развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям,воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа.

№ слайда 3

Описание слайда:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития.

№ слайда 4

Описание слайда:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В результате изучения раздела ученик должен научиться:воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решать следующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах;передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение;активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.);комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи);

№ слайда 7

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!» 4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсияЦель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России.Задачи: познавательные:-формировать представление о культуре России;-ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика;-формировать умение слушать, запоминать, размышлять;-познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова;развивающие:-развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память;- побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов;-обогащать словарный и музыкальный запас учащихся,воспитательные:- воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища.-воспитывать положительную мотивацию к учению.

№ слайда 10

Описание слайда:

Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг.“Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков).Портретная галерея русских поэтов и музыкантов.Экспозиция картин русских художников.Эпиграф на доске:О, Россия!С нелегкой судьбою страна…У меня ты, Россия,Как сердце одна,Я и другу скажу, Я скажу и врагу –Без тебя, как без сердца,Прожить не смогу.(Юлия Друнина)фортепианомагнитофонучебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин.Подготовка к восприятию нового материала–3 мин.Изучение нового материала – 25 мин.Закрепление новых знаний – 5 мин.Подведение итогов урока - 3 мин.Задание на дом – 2 мин.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Флаг РоссииК царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.

Класс: 2 Г

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Музыкальный глобус: Путешествуем по России?»

Цель: Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

Задачи:

Образовательные: увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивающие:

развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

Воспитательные:

воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к музыкальному наследию России;

Понимание ценности многонационального российского общества. Культурного разнообразия России.

Метапредментые:

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения.

Предметные:

Воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен.

Оборудование: презентация по теме, Учебник по музыке УМК «Планета знаний» Т.И.Бакланова.

Структура:

    Организационный момент.(1 мин)

    Новый материал.(20-25 мин)

    Этап закрепления изученного материала.(10мин)

    Итог урока. Рефлексия.(5мин)

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Как ваше настроение?

Все готовы к уроку?

2.Новый материал.

(На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Определение темы урока:

А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

Слово учителя:

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…

Дочь лежит и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг неё хлопочет

С песней …. (колыбельною) .

А какие колыбельные песни вы знаете?

Давайте посмотрим клип на песню «Спят усталые игрушки»

2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

Если очень много дела,

Запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут,

Эти песни любят труд. …. (трудовые) .

Давайте прослушаем песню «Прялица»

3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.

Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли.

(Дети играют в игру «Пошла коза по лесу»).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И глазками поводим, поводим, поводим,

Туда-сюда походим, походим, походим,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И все начнем с начала, с начала, сначала.

4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке

Собирается народ,

Он и пляшет, и поёт.

Песни бодрые, живые.

Эти песни …. (плясовые) .

Просмотр отрывка из мультфильма (2.50) - Русская народная плясовая – Камаринская

На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки.

Удивляется народ:

Это что за хоровод?

А сейчас немодные

Песни …. (хороводные) .

Песня « Во поле берёза стояла…»

5. А чтоб развеселить друг дружку,

Они всегда поют …. (частушки) .

А какие частушки знаете вы?

Прослушаем частушки….

6. Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».

Жанр лирической песни

(Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

7. Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу,

Прижимая автоматы,

Их всегда поют …. (солдаты, солдатские) .

А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»

3.Этап закрепления изученного материала.

Ребята, чем занимались на уроке?

Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..

Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

(о русской народной песне)

Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские-рекрутские, трудовые песни и частушки).

Написаны народом и для народа.

Одинаковы были произведения?

Разные по характеру, движению, смыслу, настроению.

Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр.

(слово на доске).

    Итог урока. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Было что-то сложное для вас?

Музыкальное путешествие в Италию

  1. Италия - страна хранительница величайших культурно исторических ценностей (краткий художественно исторический экскурс).
  2. Италия - родина оперы, родина бельканто.
  3. Чудо-город Венеция.
  4. Музыкальное посвящение М. Глинки - романс «Венецианская ночь».
  5. Знакомство с жанром баркаролы.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь» (слушание);
  2. Н. Паганини. «Каприс» № 24 (ля минор);
  3. П. Чайковский. «Итальянское каприччио» (по желанию педагога);
  4. «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
  2. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
  3. Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении.

Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.

Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей.

Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники.

С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка).

Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски - прекрасное пение).

Вы знакомы с творчеством русского композитора, основоположником русской классической музыки. М. И. Глинка создал основы русского музыкального языка.

Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом.

Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка родился, провёл первые годы и получил первое своё образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности. Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России». М. Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему М. Глинка считается первым русским композитором.

Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».

Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы (гондола – венецианская лодка). И в Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы) непременно пели песни. Эти песни получили название «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка».

Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение лёгкого покачивания.

В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел.

И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки.

Послушайте начало этого романса.

Ночь волшебница дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной.
Окружён волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зелёных берегов.

(Слова И. Козлова)

Вслушайтесь в музыку романса, в его слова.

Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь».

  1. Какой характер у романса? (Изящный, изысканный, утончённый, нежный.)
  2. В каком жанре сочинил композитор этот романс?
  3. Как переводится слово «Баркарола»?
  4. В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка?
  5. Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше всего?
  6. Что рисует сопровождение романса?

Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого итальянского композитора, автора произведений для скрипки по имени Никколо Паганини.

Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству, говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У Паганини было много завистников, не раз перед концертом ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне.

Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н. Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на форму музыки и её развитие.

Слушание: Н. Паганини. «Каприс».

  1. Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини.
  2. Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.)
  3. Менялся ли он в своём оформлении? (Да.)
  4. Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.)
  5. Назовите автора этого произведения.
  6. Паганини был не только великим композитором, но и великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте он играл?
  7. Как называется музыкант, который блестяще играет на музыкальном инструменте? (Виртуоз.)
  8. Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н. Паганини? (Да.)
  9. В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)

Запомни!
Баркарола

Вопросы и задания:

  1. Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему?
  2. Что такое баркарола? Каковы её особенности?
  3. Какие картины возникают во время прослушивания романса М. Глинки «Венецианская ночь»?
  4. Что, по-вашему, изображает ритм в этом романсе?

Дополнительный материал

Пётр Ильич Чайковский в 1879 -1880 годах жил в Италии.

Внимательно вслушивался композитор в итальянскую народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно запомнился многодневный яркий, красочный карнавал (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»). Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию на народные темы для симфонического оркестра - «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться.

Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио».

Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары - сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За медленным вступлением следуют, сменяя один другого, эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то танцевальные.

Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один за другим без перерыва, каждый из которых основан на мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с имитации военного духового оркестра и знаменитой неаполитанской песни - до захватывающей тарантеллы в финале.

В презентации использованы фото достопримечательностей Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского, Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Венецианская ночь
Паганини. Каприс для скрипки № 24
Чайковский. Итальянское каприччио, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

    Слайд 1

    Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии 2009/2010 учебный год КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!»

    Слайд 2

    Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Познавательная Развивающая Воспитательная Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства, формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности, развивать творческие способности в разных видах деятельности, развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям, воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа. Цели и задачи раздела:

    Слайд 3

    В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития. 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ

    Слайд 4

    В результате изучения раздела ученик должен научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решатьследующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. 4 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Слайд 5

    Метод междисциплинарных взаимодействий Словесный метод Метод наблюдения Метод контроля и самоконтроля Метод эмоциональной драматургии Игровые технологии Проблемные методы ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,МЕТОДЫ,ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческий метод

    Слайд 6

    Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение; активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.); комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи); ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

    Слайд 7

    Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:

    Слайд 8

    8 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.РОДИНА МОЯ - РОССИЯ!»

    Слайд 9

    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!»

    4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсия Цель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России. Задачи: познавательные: -формировать представление о культуре России; -ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика; -формировать умение слушать, запоминать, размышлять; -познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова; развивающие: -развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память; - побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов; -обогащать словарный и музыкальный запас учащихся, воспитательные: - воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища. -воспитывать положительную мотивацию к учению.

    Слайд 10

    Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг. “Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков). Портретная галерея русских поэтов и музыкантов. Экспозиция картин русских художников. Эпиграф на доске: О, Россия! С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна, Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, как без сердца, Прожить не смогу. (Юлия Друнина) фортепиано магнитофон учебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/ В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин. Подготовка к восприятию нового материала–3 мин. Изучение нового материала – 25 мин. Закрепление новых знаний – 5 мин. Подведение итогов урока - 3 мин. Задание на дом – 2 мин.

    Слайд 11

    Русская берёза

    Русская береза – символ русской природы, любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

    Слайд 12

    Флаг России

    К царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность,честность;красный – мужество, верность.

    Слайд 13

    Герб России

    Когда появился Российский герб? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана III, окончательно избравший символом государственной власти двуглавого орла. Но только в XVII веке его изображения стали именовать Государственным гербом России.

    Слайд 14

    Гимн России

    "Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.

    Урок музыки в 3 классе

    Тема урока: «Музыкальное путешествие в деревню

    «Гармошка»»

    Тип урока: урок-путешествие

    Цель урока:

      Обучающие:

      • Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

        Закрепить понятия: народная и композиторская музыка;

        Учить различать на слух музыку народную и композиторскую;

        Учить различать на слух звучание русских народных инструментов;

        Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки;

        Учить детей петь в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя и а capella .

      Развивающие:

      Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

      В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;

      Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

      В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

      Развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;

      Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.

      Воспитательные:

      На основе эмоционального восприятия русского народного творчества, воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;

      Прививать любовь к Родине, к русской природе;

      Формировать положительные привычки;

      Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;

      Обогощать духовный мир детей.

    Ход урока.

    Дети входят в класс под звуки русской народной песни.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён русской народной песне.

    Но сегодняшнее занятие будет совсем необычным;

    Утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.

    Здравствуйте, ребятишки!

    Озорники и шалунишки

    Я – Тимошка

    Из деревни Гармошка.

    В гости вас к себе зову,

    Жду вас всех в своей избушке,

    Возле леса на опушке.

    Чтобы вы поторопились,

    Чтоб в лесу не заблудились

    Посылаю карту вам,

    Я её составил сам.

    Ребята, отправимся в гости к Самовару – Тимошке?

    Но так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?

    Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, что же ждет нас впереди:

    Впереди вас ждёт река

    Широка и глубока.

    Вы по ней плывите,

    Да не утоните.

    Ребята, а в какой знакомой нам песне упоминается о реке?

    «Вниз по Матушке по Волге» - слушание (слайд)

    -------(Исполняя эту песню, помните о правильном дыхании.)

    Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?

    (у русской песни есть отличительная черта – ее рапевность)

    Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни.

      Протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки.

    К какому жанру отнесём эту песню.

    ? – А зачем мы учим народные песни.

    Спасибо за интересный ответ.

    Ребята я предлагаю вам разучить новую песню в которой говориться …(слайд)

    «Ты скажи, скажи нам реченька лесная». -разучивание

    А сейчас музыкальная загадка: послушайте музыку и скажите, где вы её уже слышали.

    («Вальс» из балета «Щелкунчик»)

    В чьем исполнении звучит эта музыка.

    С трудной загадкой вы справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши куда идти дальше?

    Речку одолели –

    И вперёд смелее.

    На пригорке деревушка

    Под названьем «Веселушка».

    Развесёлый в ней народ

    Песни русские поёт.

    И вы запевайте

    В деревню ту шагайте,

    Чтобы легче вам шагалось

    В эту деревушку

    Подпевайте дети дружно

    Песню «Солдатушки…»

    _________ «Солдатушки, бравы ребятушки». (слушание ) (слайд )

    Спели песню. А теперь ответьте на мой вопрос:

    Народная эта песня или композиторская?

    ? – К какому жанру отнесём эту песню.

    ? – Какие старые слова есть в этой песне.

    (Востры. Держава) – объяснение значения слов (слайд )

    На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждёт нас впереди и куда сейчас идти?

    Слева, видите? – гора,

    Вам идти как раз туда.

    Под этой горой

    Живёт волк злой.

    Тише идите,

    Волка не будите.

    _____________ «Колыбельная песня» (исполнение а capella .)

    _____________ «Колыбельная песня» (слушание) Н.И. Римский -Корсаков

    Почему эта песня называется колыбельной (от слова колыбель).

    Кто пел колыбельные песни.

    В старину такие песни называли «баюкашные2, от слова «баюкать», т.е. «укачивать».

    Молодцы, ребята! С этим заданием справились. Волка усыпили.

    Пол деревни, пол пути

    Быстро мы смогли пройти.

    А сейчас мы отдохнём

    И опять вперёд пойдём.

    Исполняется песня «Зверобика» в движении (физминутка).

    Путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдём – в письме Тимошкином прочтём.

    Справа медведь,

    Он любит петь,

    Громко поёт,

    Пройти не даёт.

    По секрету вам скажу:

    С этим Мишкой я дружу.

    Вы ему – частушек много,

    Он уступит вам дорогу.

    Очень любит Мишка частушку.

    ? – Что такое частушка.? (слайд )

    ? – С каким инструментом можно петь частушки.

    Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России 19 века – называется он «под язык».(исполнение )

    ? – А вы любите исполнять частушки.

    Исполнение частушек (бубен и ложки)

    Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.

    А теперь – наискосок,

    Через тропочку в лесок.

    Вот, ребята, здесь мой дом.

    Хорошо, уютно в нём.

    Хочешь – прыгай,

    Хочешь – стой,

    Хочешь – песню даже спой.

    Ребята, как тепло у Тимоши! Давайте, исполним для него песню.

    ____________________________ «Если с другом вышел в путь» (исполнение)

    Ребята, наше музыкальное путешествие подошло к концу.

    Ответьте мне на последний вопрос.

    ? – О чём русская народная песня.

    (о народной жизни)

    Совершенно верно, народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и радостями, но надо помнить о том, что у каждого народа существует как народная, так и композиторская музыка. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

    А сейчас – домашнее задание:

    Кроссворд «Музыка моего народа»

    Всем спасибо за работу. Урок окончен.

    Звучат плясовые наигрыши……………

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры