Проблема восприятия природы. Проблема восприятия красоты природы

Главная / Любовь

Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.

Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.

Природа — все живое вокруг нас: поля, реки, озера, моря… И вся наша зависит от богатства земли, здоровья живой природы. Но у каждого человека свое отношение к ней. В этом нас убеждает автор, поднимая важную проблему восприятия красоты природы.

В наше сложное время она необычайно актуальна. Чувствуется, что герой-рассказчик любит свою родную деревню, ее реку, луга и поля. Это чувство переплетается в его душе с другим — любовью к Валерии, которой он раскрывает свою душу. Авторская позиция звучит в финале текста. Владимир Солоухин считает, что нельзя сомневаться в «могуществе природы». Для человеку нужна лишь единственная кувшинка, которая будет радовать его и согревать душу любовью к природе.

Я согласна с позицией автора. Красота природы по-своему воздействует на человека. Меня она насыщает энергией, дает жизненные силы. Это возможность выживать в условиях жизни мегаполиса. Природа воспитывает каждого человека, делая добрее, лучше, богаче. Могу подтвердить сказанное рядом примеров.

Евгений Базаров — герой романа И. Тургенева «Отцы и дети» по своему воспринимает природу. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он не созерцатель красоты, а человек дела, который считает, что природа должна приносить пользу. А вот еще один пример из литературы. Все знают знаменитую «сцену с дубом» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Это дерево помогло главному герою, Андрею Болконскому, пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Природа для человека и храм, и мастерская. Тот, кто равнодушен к ней, обедняет себя. Нужно всегда помнить слова Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца».

Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета...

Каждый человек индивидуален, и поэтому воспринимает окружающий мир по-своему. Проблему восприятия природы человеком раскрывает в своих произведениях русский писатель и поэт советского периода Владимир Алексеевич Солоухин.

В одном из своих творений автор знакомит читателя с молодым человеком, влюбленном в родную природу. Юноша так восхищен и очарован густым лесом, цветущим лугом и протекающей речкой, что этим рассказом вызывает у своей собеседницы Валерии стремление непременно увидеть все эти прелести природы. Желание девушки вдруг пугает молодого человека. Он сомневается в том, что Валерия сможет по достоинству оценить красоту природы, среди которой юноша провел свое детство. Ведь у каждого свой собственный взгляд на окружающий мир. Однако автор подчеркивает, что, невзирая на разное восприятие природы, не стоит бояться показывать свое восхищение красотой окружающего мира и высказывать собственное мнение, которое может отличаться от взглядов других людей.

Восприятие природы зависит от отношения к ней человека. Тот, кто по-настоящему любит и охраняет окружающий мир, не станет вредить ни одному живому существу, а будет трепетно и с восхищением воспринимать то, что даровала ему жизнь. В своих произведениях В. А. Солоухин призывает беречь и любить природу, чтобы дать возможность потомкам любоваться ее истинной красотой.

Аргументы из литературы

А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Лопахин предлагает Раневской разбить имение на участки и сдавать в аренду дачникам, но при этом вырубить вишневый сад. Любовь Андреевна возмущена, ведь ее сад - самое лучшее и замечательное место во всей губернии. Раневская говорит, что с ним связано ее детство, здесь она выросла и провела лучшие дни своей жизни.

М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон». Вспомним эпизод возвращения раненого Григория домой. Ему хотелось отвлечься от войны и поскорей попасть в родные места. Когда он представлял, как будет вдыхать аромат молодой травы и поднятого чернозема, на душе сразу теплело. Мелехову хотелось убирать за скотиной, метать сено. Родные места напоминали ему о прежней жизни - тихой и спокойной. Эти воспоминания оказались настолько сильными, что на глазах Григория появились слезы.

Рассказ Василия Шукшина «Солнце, старик и девушка» – яркий пример отношения человека к окружающему миру. Слепой старик любуется закатом. На первый взгляд это звучит нелепо. Но какой глубокий смысл несет в себе произведение! Сколько людей, обладающих прекрасным зрением, смотрят на окружающий мир и не видят того, какая красота их окружает. Видеть – значит воспринимать и чувствовать. Именно эта мысль отображает сущность рассказа В. Шукшина.

А. С. Пушкин в своем стихотворении «Зимнее утро» очень талантливо показывает читателю красоту зимнего пейзажа. Поэт настолько живо воспринимает русскую зиму и так характерно описывает морозное утро, что читая произведение, ощущаешь звук хрустящего под ногами снега и бодрящий утренний мороз. А перед глазами встают деревенские избушки, покрытые свежевыпавшим снегом.

«Марсианские хроники». Р. Брэдбери

Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.

«Царь-рыба». В. Астафьев

В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии своего внутреннего мира с гармонией мира, существующего рядом с нами.

«Все лето в один день». Р. Брэдбери

Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем — безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.

«Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов

Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» — под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.

«Плаха». Ч. Айтматов

Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.

«Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо

Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.

«О всех созданиях — больших и маленьких». Дж. Хэрриот

С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.

«Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл

Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж. Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных — о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.

«Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев

Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.

«Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон

Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.

«Арктур — гончий пес». Ю. Казаков

Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.

Люди с разными взглядами на жизнь совершенно по-разному воспринимают природу. Для кого-то природа - мастерская, объект практики. Такой точки зрения придерживается нигилист Евгений Базаров. Другой герой, Аркадий Кирсанов, видит в первую очередь красоту природы. Он любит гулять по лесу. Окружающий мир помогает герою прийти к внутреннему равновесию. По отношению человека к природе можно определить его мировоззрение. Способность видеть красоту и богатство окружающего мира - внутреннее качество настоящего человека.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Андрей Болконский ранен. Он лежит на поле боя и видит прекрасное небо Аустерлица. Красота неба заставляет героя задуматься о правильности собственного жизненного пути. Он понимает, что все "все пустое, все обман", что он жил неправильно. Князь Андрей осознает, что цели, которые он преследовал, на самом деле ничтожны. Герой перестал считать Наполеона своим кумиром. Красота природы заставила пересмотреть взгляды на мир, осознать истинные ценности, противопоставив их озлобленным лицам воюющих людей и звукам взрывов.

А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Великий русский писатель восхищается красотой зимнего утра. Строки стихотворения открывают перед читателем великолепный пейзаж, противопоставленный пейзажу вчерашнего дня. Комната озарена "янтарным блеском", печь трещит "веселым треском", снег лежит "великолепными коврами" - все указывает на прелесть этого утра. Нет сомнений в том, что природа, о которой так много сказано в стихотворении, является источником вдохновения для А.С. Пушкина. Вчерашний вечер, когда "вьюга злилась", "мгла носилась" делает лирическую героиню печальной. Природа находит отражение в чувствах и настроении человека.

Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Будучи охотником, дед Мазай не стреляет в зайцев, когда они беззащитны. В весеннее половодье этот человек наоборот помогает животным. Он охотится тогда, когда зайцам ничего не угрожает. Поступок дедушки Мазая - пример уважительного отношения к живым существам.

Джек Лондон "Мартин Иден"

Мартин Иден стремится стать писателем. В основу его произведений ложится жизненный опыт. Мартин Иден описывает то, что он повидал в плаваниях. Природа занимает особое место в его произведениях. Герой пытается перенести на бумагу увиденное им великолепие мира природы. Сначала это выходит плохо, но в дальнейшей начинает получаться. Природа - источник вдохновения для Мартина Идена.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры