Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Репродуктивный метод обучения: технология и особенности

Главная / Любовь

Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации.

  • Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.
  • Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.
  • Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. Примером наглядности, например, являются используемые в опыте преподавателя В.Ф. Шаталова опорные конспекты. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и зарисовки.
  • Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их учащиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом, в ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний.
  • Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу.
  • Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений не ставится.
  • На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение.

Таким образом, основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.

Главным же преимуществом данного метода является экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы обучаемые могли осуществить поиск знаний.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать качества личности, как невозможно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность обучаемых.

Обучения по праву является одним из наиболее эффективных, поскольку он подразумевает применение школьником или студентом изученного материала на практике. Следование наглядному примеру, инструкциям и предписаниям помогает лучше усвоить материал и закрепить полученные знания. Потому данный метод так популярен.

Об особенностях

Репродуктивное обучение - это процесс, которому свойственна определённая специфика. В данном случае она заключается в характере мышления учеников, формирующемся во время восприятия и запоминаниями ими информации, сообщаемой преподавателем или же другим источником.

Репродуктивный метод обучения невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу. Ведь методы репродуктивного характера выстраиваются на принципах передачи информации при помощи демонстрации примеров, ярких и понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений.

Процесс обучения

Если преподаватель передаёт информацию в разговорной форме, а не читая лекцию из конспекта, то вероятность усвоения её учениками возрастает в несколько раз. Однако репродуктивное обучение - это такой процесс, при котором даже рассказ должен быть построен по определённым принципам.

Суть заключается в том, что преподаватель в готовом виде формулирует доказательства, факты, определения понятий и делает акценты на главных моментах, которые ученики обязаны усвоить в первую очередь. Огромное внимание уделяется объяснению последовательности и приёмов работы, а также их демонстрации. Особенно ярко это проявляется на уроках хореографии, музыки, художественного труда, изобразительного искусства. В процессе выполнения детьми практических заданий и проявляется их репродуктивная деятельность, иначе называемая воспроизводящей.

Но тут есть небольшой нюанс. Репродуктивный подразумевает выполнение многих упражнений, что обуславливает сложность самого процесса для детей. Ученики (особенно в младших классах) не могут справляться с одними и теми же заданиями постоянно. Такова их природа. Потому преподаватель должен постоянно дополнять упражнения новыми элементами, чтобы интерес его воспитанников не угасал, а лишь подогревался.

Наглядность

Репродуктивная технология обучения строится на простых и понятных принципах. В ходе лекции преподаватель опирается на факты и знания, которые ученикам уже известны. В беседе такого характера нет места предположениям и гипотезам, они лишь осложняют процесс.

Важно отметить, что ранее упомянутая наглядность имеет место быть не только в творческом процессе. Даже во время изучения математики она присутствует. Ученики составляют отображают в них графики, цифры, правила, ключевые слова, ассоциации, примеры - всё это помогает активизировать запоминание материала. Впоследствии дети применяют свои наработки для решения заданий, данных учителем. Действие по образцу помогает укрепить полученные знания, превратив их в навык. Однако это требует неоднократных тренировок.

Недостатки

Без них ничто не обходится, и репродуктивный метод обучения исключением не является. Главным недостатком считается нагрузка на память школьников. Ведь учебный материал необходимо запоминать в немалом объёме. И в результате лучшие показатели демонстрируют дети с хорошо развитой памятью.

Также недостатком метода является низкая самостоятельность учащихся. Когда дети получают готовые знания от учителя, у них отпадает нужда работать с учебниками. Ещё по той же причине рассеивается внимание. Детям нужно лишь слушать материал и вникать, но если процесс будет монотонным, то их внимание быстро притупится.

Ещё материал усваивается школьниками не полностью, потому что учитель никак не может проконтролировать, сколько именно запомнили ученики, и в каких моментах у них появились «пробелы». К слову, если злоупотреблять репродуктивным методом, то дети не смогу научиться думать и самостоятельно развиваться, добывать информацию. В итоге у них будет средний объём знаний и невысокий темп в изучении материала.

Продуктивные методы

О них также необходимо упомянуть. Репродуктивный и продуктивный метод обучения отличаются кардинально. Поскольку способы, относящиеся ко второй категории подразумевают самостоятельное получение учениками субъективно новых сведений при помощи индивидуальной деятельности. В процессе школьники используют эвристический, исследовательский и частично-поисковый методы. Они действуют самостоятельно, а это главным образом отличает продуктивное и репродуктивное обучение.

Здесь тоже имеются свои нюансы. Продуктивные методы хороши, поскольку они учат детей думать логично, творчески и научно. В процессе их применения школьники практикуют самостоятельный поиск нужных им знаний, преодолевают встречающиеся трудности, пытаются превратить полученную информацию в убеждения. Параллельно формируются их познавательные интересы, что отражается на позитивном, эмоциональном отношении детей к обучению.

О проблемах

Эвристические и исследовательские методы имеют свою специфику, равно как и объяснительно-репродуктивное обучение.

Во-первых, они не универсальны. И перед тем, как переходить к продуктивному обучению, учитель должен провести несколько занятий в объяснительно-иллюстративном характере. Теоретическая подготовка очень важна. И хороший педагог умеет комбинировать объяснительные методы с продуктивными.

Ещё нужно помнить, что существуют учебные проблемы, являющиеся непосильными для школьников. И понизить их уровень можно при помощи репродуктивных методов. Другие же проблемы наоборот чересчур легки. И спроектировать на их основе показательную учебную ситуацию, в которой ученики могли бы проявить индивидуальный подход, просто невозможно.

И, наконец, создать проблемную ситуацию просто так, на пустом месте, невозможно. Преподаватель должен вызвать у своих воспитанников интерес. А для этого им необходимо кое-что узнать о предмете изучения, получить базовый запас знаний. Что, опять-таки, возможно путём использования объяснительно-репродуктивных методов.

Взаимодействие

Что ж, после того как преподаватель дал своим воспитанником необходимый теоретический базис, можно приступать к закреплению знаний на практике. Создаётся проблема по определённой теме, реальная ситуация, участниками которой становятся ученики. Они должны проанализировать её (не без участия педагога, конечно же). Взаимодействие важно, к тому же преподаватель обязан регулировать и направлять процесс. В ходе анализа рассматриваемая ситуация преобразуется в одну или даже несколько проблемных задач, которые ученики должны решить, выдвигая гипотезы и проверяя их правдивость. Так обычно и находится решение.

Что ж, исходя из всего вышеупомянутого, можно сделать вывод. Все существующие методы обучения по-своему хороши и необходимы, важно лишь грамотно их сочетать, чтобы извлечь максимальную пользу для учеников. Но это для высококвалифицированного педагога труда не составит.

Объяснительно-иллюстративный метод . Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя (преподавателя) и ученика (студента) при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы, натуральные объекты в аудитории и во время экскурсий) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, доказательство теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех уровней, на всех ступенях обучения. Этот метод вбирает в себя, в качестве средств и форм проведения, такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадках и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность обучаемых остается той же – восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного их целенаправленного действия. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.

Репродуктивный метод . Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет – решает сходные задачи, составляет планы, воспроизводит химический и физический опыты и т. д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтению – гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Репродуктивный метод.

Предыдущий метод обучения не формирует умений и навыков использования приобретенных знаний. Эту задачу выполняет репродуктивный метод. Он обеспечивает выработку у школьников умений и навыков применения знаний по образцу или в сходной ситуации (в отличие от творческого применения). На практике это выглядит следующим образом: учитель дает соответствующие задания, а учащиеся их выполняют. А именно:

Воспроизводят объясненный учителем материал (в устной или письменной форме - у доски, с места, по карточкам и т.п.);

Решают сходные задачи, упражнения;

Работают с наглядностью (ранее использованной учителем);

Воспроизводят опыты и эксперименты;

Воспроизводят действия учителя по работе с инструментами, механизмами и т.д.

Таким образом, дидактическая сущность репродуктивного метода состоит в том, что учитель конструирует систему заданий на воспроизведение знаний и действий уже известных и осознанных учащимися благодаря объяснительно-иллюстративному методу. Ученики, выполняя эти задания, вырабатывают у себя соответствующие умения и навыки.

Репродуктивный метод также очень экономичен во времени, но в то же время он не гарантирует развития творческих способностей детей.

Оба метода - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный -являются исходными. Хотя они и не учат школьников осуществлению творческой деятельности, но в то же время являются ее предпосылкой. Без соответствующего фонда знаний, умений и навыков нельзя усвоить и опыта творческой деятельности.

Метод проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания:

Выдвигает возможные пути ее решения (гипотезы);

С помощью фактов и логических рассуждений проверяет их достоверность, выявляет правильное предположение;

Делает выводы.

Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры