Словесные методы и приемы обучения. Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых

Главная / Ссоры

Словесные методы и приемы

Игровые приемы

Игровые методы

Игровые методы и приемы

Достоинство игровых методов и приемов обучения состоит по сути в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмо­ции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими зат­ратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны.

1. Наиболее распространенными игровыми методами являются:

‣‣‣ дидактическая игра. В процессе обучения она выполняет две функции:

* совершенствование и закрепление знаний;

* усвоение детьми новых знаний и умений разного содержания.

В процессе совершенствования и закрепления знаний ребенок не про­сто воспроизводит их в том виде, в каком эти знания были усвоены, а трансформирует, преобразовывает усвоенное, учится оперировать зна­ниями исходя из игровой ситуации;

‣‣‣ воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием.

2. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как:

‣‣‣ внезапное появление объектов, игрушек;

‣‣‣ выполнение воспитателœем различных игровых действий.

Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является прологом всякого познания. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам также относятся:

‣‣‣загадывание и отгадывание загадок;

‣‣‣ введение элементов соревнования (в старших группах);

‣‣‣ создание игровой ситуации.

1. Словесные методы

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результа­тивными.

1. К словесным методам относятся:

‣‣‣ рассказ педагога;

‣‣‣ беседа;

‣‣‣ чтение художественной литературы.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе зна­ния разного содержания передаются в образной форме. Это бывают рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композито­рах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рас­сказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обу­чения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о кото­рых повествует.

Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жесты, речевые вырази­тельные средства.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, в случае если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, в случае если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художествен­ность его формы, новизна и необычность информации для детей, выра­зительность речи взрослого. В случае если рассказ отвечает этим требованиям, то он побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные ре­акции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделан­ной работы.

Предваряя рассказ педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа педагог своей интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут всœе участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеют­ся некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, сис­тематизируются.

Задача педагога: так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всœего коллектива.

‣‣‣ этические беседы - проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста. Οʜᴎ имеют целью воспитание нравственных чувств, формиро­вание нравственных представлений, суждений, оценок;

‣‣‣ познавательные - проводятся начиная со средней группы. Их тематика определяется программой обучения, а также тесно связана с содержа­нием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей при­родой и трудом взрослых.

По дидактическим иелям выделяют беседы: вводные и обобщающие (ито­говые):

‣‣‣ назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятель­ности, наблюдению;

‣‣‣ обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточ­нения, систематизации знаний, приобретенных детьми по какой-либо теме образовательной работы на протяжении достаточно большого от­резка времени.

Чтение художественной литературы. Художественная литература - ис­точник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.

В дошкольном обучении чтение художественных произведений пресле­дует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логичес­кого мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоциональ­ного развития детей: воздействие литературного произведения тем силь­нее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.

Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований: крайне важно подбирать про­изведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

2. В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям,

указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

В обучении дошкольников крайне важно сочетать разные типы вопросов :

‣‣‣ требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто?, что?, какой?, где?, когда?);

‣‣‣ побуждающие детей к мыслительной деятельности, формулировке умо­заключений, выводов (типа: почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?). Вопросы должны быть определœенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.

Словесные приемы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Словесные приемы" 2017, 2018.

С помощью слова педагог организует деятельность детей, общается с ними. Словесные методы и приемы активизируют процесс обучения, так как они способствуют формированию более полных, отчетливых представлений. С помощью слова сообщаются знания, анализируются результаты. К использованию слова бывают даны следующие методические рекомендации:

а) смысловое содержание используемого слова должно соответствовать особенностям обучаемых и задачам обучения (перед изучением – предварительное пояснение, при изучении основы техники – детальное описание);

б) словом крайне важно подчеркивать эффективность изучаемого двигательного действия (свободно лазают произвольно, более сложные координации трудны, объяснить их эффективность);

в) с помощью слова указывать на взаимосвязи между отдельными движениями;

г) с помощью слова указывают на момент приложения базовых усилий, с этой целью используют краткие инструкции в виде отдельных слов;

д) применяемое слово должно быть образным. Это сделает его наглядным и более понятным для обучаемых;

е) нецелœесообразно говорить обучаемым о тех движениях, которые автоматизированы;

ж) эмоциональность используемого слова усиливает его значение, помогает уяснить и понять смысл.

Почти всœе применяемые словесные методы являются общепедагогическими, но их применение в физическом воспитании отличается некоторыми особенностями.

Описание создает у ребенка представление о действии, при этом приводится перечень признаков действия. Сообщается, как нужно делать, почему так нужно делать. Метод используется при создании первоначального представления, при изучении простых действий, при этом обучаемые могут опираться на свои знания и опыт.

Объяснение указывает на основу техники, отвечает на вопрос «почему?». Способствует появлению сознательного отношения к действиям.

Пояснение сопровождает показ движений, способствует уточнению отдельных элементов.

Указание точная ориентация в способах решения двигательной задачи, в приемах исправления ошибки. Дается в краткой форме без обоснования.

Рассказ – повествовательная форма излагаемого материала, применяется педагогом при организации деятельности в игровой форме (для дошкольников – образный, сюжетный).

Беседа – предварительное введение новых упражнений, помогает повысить активность. Способствует появлению умения обучаемых высказывать свои мысли. Беседа может протекать в виде вопросов (педагог) и ответов (обучаемые) или в виде свободного выяснения знаний, взглядов (об игре, уточнение правил, игровых действий).

Команды и распоряжения. Команды имеют форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию, изменению темпа движений. Команды требуют определœенной интонации и динамики. Распоряжение формирует педагоᴦ.

Подсчет позволяет задавать необходимый темп. Подсчет ведется голосом с применением счета с односложными указаниями (раз, два – вдох, выдох).

Словесная оценка – результат анализа выполнения действия. При этом действие можно оценивать, сравнивая его со стандартной техникой выполнения. Применяется на начальных этапах обучения.

Оценивается исполнение упражнений одним ребенком по сравнению с другими. Это способствует стимулированию интереса, но не служит показателœем качества. Оцениваться может результативность действия.

Категории оценки бывают выражены в различных замечаниях педагога, выражающих одобрение или неодобрение (хорошо, правильно, неправильно, не так, не сгибать руки и т. д.). Также замечания должны мотивироваться педагогом.

Словесная инструкция - ϶ᴛᴏ сформулированное педагогом словесное задание. Оно способствует большей осознанности ребенком упражнения, созданию образа изучаемого упражнения.

Словесные методы способствуют осознанному восприятию и воспроизведению движений детьми.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.
Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Игровые приёмы обучения

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
от возраста детей и их развития;
от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже.

Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

Заключение

Методы обучения изобразительному искусству сочетают умственную и физическую активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что ИЗО является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик - стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Следовательно, при использование методов обучения на уроках ИЗО нужно учитывать этот факт. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 413 с.

2. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: Учебник для учащихся 3 класса четырехлетней нач. шк. 3-е изд. - М.: Ассоциация 21 век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000. – 224 с.

3. . Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Шилова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 151 с.

4. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство»: Начальная школа. - М.: Дрофа, 2001. – 222 с.

5. Н.Н. Ростовцев Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Просвещение, 1980. – 253 с.

6. . Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вуз. – М.: Академия, 1999. – 365 с.

С помощью слова педагог организует деятельность детей, общается с ними. Словесные методы и приемы активизируют процесс обучения, так как они способствуют формированию более полных, отчетливых представлений. С помощью слова сообщаются знания, анализируются результаты. К использованию слова могут быть даны следующие методические рекомендации:

а) смысловое содержание используемого слова должно соответствовать особенностям обучаемых и задачам обучения (перед изучением – предварительное пояснение, при изучении основы техники – детальное описание);

б) словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемого двигательного действия (свободно лазают произвольно, более сложные координации трудны, объяснить их эффективность);

в) с помощью слова указывать на взаимосвязи между отдельными движениями;

г) с помощью слова указывают на момент приложения основных усилий, с этой целью используют краткие инструкции в виде отдельных слов;

д) применяемое слово должно быть образным. Это сделает его наглядным и более понятным для обучаемых;

е) нецелесообразно говорить обучаемым о тех движениях, которые автоматизированы;

ж) эмоциональность используемого слова усиливает его значение, помогает уяснить и понять смысл.

Почти все применяемые словесные методы являются общепедагогическими, но их применение в физическом воспитании отличается некоторыми особенностями.

Описание создает у ребенка представление о действии, при этом приводится перечень признаков действия. Сообщается, как надо делать, почему так надо делать. Метод используется при создании первоначального представления, при изучении простых действий, при этом обучаемые могут опираться на свои знания и опыт.

Объяснение указывает на основу техники, отвечает на вопрос «почему?». Способствует появлению сознательного отношения к действиям.

Пояснение сопровождает показ движений, способствует уточнению отдельных элементов.

Указание – точная ориентация в способах решения двигательной задачи, в приемах исправления ошибки. Дается в краткой форме без обоснования.

Рассказ – повествовательная форма излагаемого материала, применяется педагогом при организации деятельности в игровой форме (для дошкольников – образный, сюжетный).

Беседа – предварительное введение новых упражнений, помогает повысить активность. Способствует появлению умения обучаемых высказывать свои мысли. Беседа может протекать в виде вопросов (педагог) и ответов (обучаемые) или в виде свободного выяснения знаний, взглядов (об игре, уточнение правил, игровых действий).

Команды и распоряжения. Команды имеют форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию, изменению темпа движений. Команды требуют определенной интонации и динамики. Распоряжение формирует педагог.


Подсчет позволяет задавать необходимый темп. Подсчет ведется голосом с применением счета с односложными указаниями (раз, два – вдох, выдох).

Словесная оценка – результат анализа выполнения действия. При этом действие можно оценивать, сравнивая его со стандартной техникой выполнения. Применяется на начальных этапах обучения.

Оценивается исполнение упражнений одним ребенком по сравнению с другими. Это способствует стимулированию интереса, но не служит показателем качества. Оцениваться может результативность действия.

Категории оценки могут быть выражены в различных замечаниях педагога, выражающих одобрение или неодобрение (хорошо, правильно, неправильно, не так, не сгибать руки и т. д.). Также замечания должны мотивироваться педагогом.

Словесная инструкция – это сформулированное педагогом словесное задание. Оно способствует большей осознанности ребенком упражнения, созданию образа изучаемого упражнения.

Словесные методы способствуют осознанному восприятию и воспроизведению движений детьми.

С помощью слова педагог организует деятельность детей, общается с ними. Словесные методы и приемы активизируют процесс обучения, так как они способствуют формированию более полных, отчетливых представлений. С помощью слова сообщаются знания, анализируются результаты. К использованию слова могут быть даны следующие методические рекомендации:

а) смысловое содержание используемого слова должно соответствовать особенностям обучаемых и задачам обучения (перед изучением – предварительное пояснение, при изучении основы техники – детальное описание);

б) словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемого двигательного действия (свободно лазают произвольно, более сложные координации трудны, объяснить их эффективность);

в) с помощью слова указывать на взаимосвязи между отдельными движениями;

г) с помощью слова указывают на момент приложения основных усилий, с этой целью используют краткие инструкции в виде отдельных слов;

д) применяемое слово должно быть образным. Это сделает его наглядным и более понятным для обучаемых;

е) нецелесообразно говорить обучаемым о тех движениях, которые автоматизированы;

ж) эмоциональность используемого слова усиливает его значение, помогает уяснить и понять смысл.

Почти все применяемые словесные методы являются общепедагогическими, но их применение в физическом воспитании отличается некоторыми особенностями.

Описание создает у ребенка представление о действии, при этом приводится перечень признаков действия. Сообщается, как надо делать, почему так надо делать. Метод используется при создании первоначального представления, при изучении простых действий, при этом обучаемые могут опираться на свои знания и опыт.

Объяснение указывает на основу техники, отвечает на вопрос «почему?». Способствует появлению сознательного отношения к действиям.

Пояснение сопровождает показ движений, способствует уточнению отдельных элементов.

Указание точная ориентация в способах решения двигательной задачи, в приемах исправления ошибки. Дается в краткой форме без обоснования.

Рассказ – повествовательная форма излагаемого материала, применяется педагогом при организации деятельности в игровой форме (для дошкольников – образный, сюжетный).

Беседа – предварительное введение новых упражнений, помогает повысить активность. Способствует появлению умения обучаемых высказывать свои мысли. Беседа может протекать в виде вопросов (педагог) и ответов (обучаемые) или в виде свободного выяснения знаний, взглядов (об игре, уточнение правил, игровых действий).

Команды и распоряжения. Команды имеют форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию, изменению темпа движений. Команды требуют определенной интонации и динамики. Распоряжение формирует педагог.



Подсчет позволяет задавать необходимый темп. Подсчет ведется голосом с применением счета с односложными указаниями (раз, два – вдох, выдох).

Словесная оценка – результат анализа выполнения действия. При этом действие можно оценивать, сравнивая его со стандартной техникой выполнения. Применяется на начальных этапах обучения.

Оценивается исполнение упражнений одним ребенком по сравнению с другими. Это способствует стимулированию интереса, но не служит показателем качества. Оцениваться может результативность действия.

Категории оценки могут быть выражены в различных замечаниях педагога, выражающих одобрение или неодобрение (хорошо, правильно, неправильно, не так, не сгибать руки и т. д.). Также замечания должны мотивироваться педагогом.

Словесная инструкция – это сформулированное педагогом словесное задание. Оно способствует большей осознанности ребенком упражнения, созданию образа изучаемого упражнения.

Словесные методы способствуют осознанному восприятию и воспроизведению движений детьми.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры